4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трипоидный шрус нива шевроле

Chevrolet Niva — ВАЗ 2123)) эксперимент › Бортжурнал › #036 — установка внутренних приводов — трипоидов

одной из задач моей текущей модернизации нивы является повышение надежности и живучести автомобиля. в целом о надежности и живучести узлов нивышнивы по сравнению со стоковыми агрегатами я позже распишу отдельно, но сейчас пойдет речь о таких узлах как внутренние привода колес типа трипоиды.

в стоковом исполнении на нивышнивы ставятся ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей), конструктивно из себя представляющие гранату (корпус) привода, в котором крутится по канавкам сепаратор с шариками, в который втыкается вал приводов соединяющий его с наружным приводом.

ШРУСЫ обеспечивают передачу крутящего момента с РПМ на колесья под довольно существенными углами. это достаточно критично для лифтованных машин (особенно лифтованных методом проставок под пружины либо чашки) — считается, что чем больше лифт и соответственно больше угол работы ШРУСов, тем меньше у них ресурс. в принципе это справедливо, но по опыту могу сказать, что если не использовать экстремальные лифты (когда рычаги стоят совсем уж крутым «домиком»), то жизни ШРУСов вполне хватает года на 3и эксплуатации в жестких условиях (гораздо больше на ресурс приводов влияет наличие целых пыльников и отсутствие пескагрязивлаги в гранате привода). чтобы сохранить адекватные углы работы ШРУСов так же используют лифтовку методом опускания балки — тогда углы работы ШРУСов сохраняются более приближенные к стоковым (расчетным при проектировании).

о собственно опыте живучести шрусов могу сказать вот что — захрустел у меня шрус в поворотах и под нагрузкой и я решил поставить эксперимент и доездить до того момента, когда он у меня уже совсем развалится. так вот, с тех пор проездил 1,5 года и судя по всему еще столько бы проездил, но стал на глобальную перетряску всей ходовой.

но в использовании шрусов меня не устраивали несколько моментов:
а) если в шрусах разваливается сепаратор и шарики высыпаются, то палка с внутренней частью сепаратора просто крутится стуча по гранате и уже не передает крутящий момент с редуктора на колеся. более того, с редуктора весь момент (если не стоит самоблок или принудительная блокировка) уходит именно на эту гранату — и машина банально не едет и превращается в заднеприводную. такое положение дел не может радовать где-нибудь в далеких краях.
б) при таком положении дел, в ЗиП класть нужно всю гранату целиком в сборе (причем и левую и правую), т.е. в случае развалившегося сепаратора вставить новый сепаратор на те же места с сохранением положения шариков представляется геморройным занятием и проще тогда уж менять гранату целиком. а замена гранаты целиком в этом случае так же является геморройным занятием со сливом масла, откручиванием крышки привода и т.д.
в) процедура замены пыльника со шрусами так же представляет собой весьма геморройное занятие в следствие того, что нужно контролировать наличие шариков и обеспечивать их сохранность и расположение каждого в своей прикатанной канавке (теоретически), а они все в смазке и т.д. т.е. риск уронить шарик в пыльгрязь при этом весьма высоки
г) у меня присутствует некая тяга к экспериментам и любопытству по новым агрегатам и узлам)

альтернативой использования внутренних приводов типа ШРУС является использование т.н. трипоидных приводов. конструктивно они из себя представляют аналогичные гранаты с тремя канавками, а вместо сепаратора с шариками используется трехшип, на шипах которых крутятся три ролика на игольчатых подшипниках.

собственно, насколько я в курсе, трипоиды были разработаны для легковых машин с целью как раз повышения живучести их приводов — чтобы с развалившимся приводом машина могла громыхая, но так или иначе доехать самостоятельно до СТО. но отрицательной стороной использования трипоидов являются малые углы работы трипоидов в следствие конструктивных ограничений. при работе на больших углах наблюдались такие эффекты — палка привода цепляла за выступы канавок на гранате и ресурс игольчатых подшипников был малым — слетало запорное кольцо и иголки высыпались, появлялись большие люфты работы привода. плюсами же трипоидов на мой взгляд являются:
а) живучесть — даже если подшипники или ролики развалятся, трехшип громыхая и стуча будет так или иначе все равно передавать крутящий момент с редуктора на колесья
б) при замене игольчатых подшипников на втулки, собственно, там ломаться уже нечему (если не брак в железе и не огромные колесья, сворачивающие шлицевую или вал привода) — а это надежность
в) в ЗиП для обоих приводов (левого и правого) можно класть только один маленький по размеру трехшип с роликами. причем процедура его замены весьма проста — отпустить нижнюю шаровую, отвести кулак в сторону вынув трехшип с роликами из гранаты и заменить его. риски уронить все это хозяйство в грязьпыль минимальны по сравнению со шрусами
г) процедура замены пыльника так же весьма проста по аналогии с пунктом в.

Читать еще:  Новая ни разу не использовалась

в общем почитав тырнет и отзывы, кто уже ставил себе трипоиды и как решал технические задачи, решил экспериментировать) к тому же тут произошла такая ситуация — купив в ЗиП где-то года 1,5 назад себе привода ШРУС (написано было на коробке) ыспанского производителя ESPRA они благополучно лежали все это время на полке. после покупки я для проформы открыл один попавшийся под руку привод, посмотрел на сепаратор и шарики, закрыл и положил дальше себе на полку. когда же созрел до решения установки трипоидов, я в полной уверенности, что у меня лежат купленные шрусы стал искать, какого же производителя купить трипоиды. и тут на шевиковском форуме мне говорят — а у ESPRы разве внутренние привода не трипоиды? по каталогу так идет… я делаю такие глаза О_О, хотя нет, вот такие — О_О О_О О_О и после работы бегом в гараж. все верно — на коробке написано ШРУС, открываю коробку с внутренним приводом… а там трипоид! ептеть… видимо при проверке мне под руку попался внешний привод (их трипоидов на нивышнивы вроде как не бывает совсем) и поверив надписям на коробках я другие и не проверял до времени.)) и представляю свои глаза, если бы желая установить себе шрусы, я открыл бы при установке эти коробки и увидел трипоиды…)))

в общем, так или иначе, у меня для экспериментов были привода ыспанского производителя ESPRA. их внешние привода типа ШРУС (уже с моим пыльником и смазкой ТРЕК для картинки и нормальными хомутами) выглядят так:

ШРУСы Лебро против бирфилд и трипоида: что круче?

На сегодняшний день в передних приводах Нива используется 3 основных типа внутреннего ШРУСа: шариковый, трипоид и Лебро.

Бирфилд, или шариковые ШРУСы

На Ниву и Шеви Ниву заводом-изготовителем устанавливаются внутренние ШРУСы Бирфилд (шарниры равных угловых скоростей), которые состоят из гранаты (корпуса) привода и внутренней обоймы сепаратора с шариками, вращающегося по канавкам. Отсюда и наиболее распространенное название Бирфилдов — шариковые ШРУСы. Во внутреннюю обойму устанавливается вал приводов, который соединяет его с наружным приводом.

Для нивавода, периодически съезжающего с асфальта, заводской ШРУС — один из самых проблемных узлов автомобиля.

Его конструктивные недостатки заключаются в следующем:

  • восприимчив к нагрузкам, возникающим при осевом перемещении из-за недостаточного продольного хода;
  • подвержен износу при больших углах поворота ШРУСа;
  • не выдерживает больших моментов на скручивание;
  • как следствие, «живет» достаточно недолго.

Все это создает целый ряд проблем для ниваводов:

а) когда при разрушении сепаратора шарики высыпаются, крутящий момент перестает передаваться с редуктора на колеса и уходит на гранату ШРУСа, что означает полное отключение переднего привода Нива в случае, если на ваш автомобиль не была установлена блокировка дифференциала. Иными словами, машина просто не едет. В условиях бездорожья это если не тупиковая, то достаточно затруднительная ситуация.

б) Отсюда — первый вывод: нужно иметь при себе ЗиП. Чтобы установить новый сепаратор вместо разрушенного стокового, нужно проконтролировать, чтобы положение шариков в канавках соответствовало заводской схеме. Однако сепараторы отдельно не продаются,и чтобы так починить ШРУС, нужно еще где-то раздобыть «донора». Кроме того, в осуществить такой ремонт в полевых условиях практически нереально, проще будет полностью заменить гранату.

в) Отсюда — второй вывод: нивавод всегда должен иметь при себе левый и правый внутренние ШРУСы

г) Замена пыльника со ШРУСами — тоже весьма трудоемкая задача из-за необходимости контролировать положение шариков в канавках.Поэтому многие ниваводы вообще отказываются от передних приводов на Ниву типа ШРУСи переходят на трипоидные привода.

Вместо бирфилда — трипоиды

Внешне трипоиды от шариковых ШРУСов практически не отличаются. Они представляют собой гранаты с тремя канавками, однако имеется существенное конструктивное отличие: вместо сепаратора с шариками здесь установлен трехшип, на шипах которых крутятся три ролика на игольчатых подшипниках.

Трипоиды хороши тем, что даже в при поломке в условиях бездорожья они позволяют с грехом пополам доехать до цивилизации (то бишь, ближайшего СТО).

Основной минус трипоидов заключается в малых углах работы в сравнении с ШРУСами. Это вызвано их конструктивными особенностями. Максимальный угол работы таких приводов равен 22 0 , а оптимальный и вовсе не более 4 0 .

Есть еще один важный момент: хотя при превышении оптимального угла работы трипоид, конечно, будет работать, однако с ощутимыми вибрациями и рывками, вызванные тем, что угловые скорости частей трипоида перестанут совпадать. И чем больше угол, тем больше расхождение в угловых скоростях

Читать еще:  Фото подвески ниссан х трейл

Как показывает практика, при больших углах палка привода зацепляется за выступы канавок гранаты и происходит преждевременный износ игольчатого подшипника, что проявляется в значительном люфте приводов.

Передние привода со ШРУСом Лебро

Есть третий, и как показывает практика, оптимальный вариант конструкции внутреннего шарнира равных угловых скоростей — ШРУС типа Лебро (Loebro). Именно они входят в комплект передних приводов Нива от ИЖ-ТЕХНО.

В чем особенности и преимущества данного типа ШРУСов?

Во-первых, за счет своей конструкции ШРУС Лебро имеет увеличенные углы работы, что обеспечивает больший ход подвески при меньших вибрациях (по сравнению со стоковыми ШРУСАми и триподами).

Это отличает такой тип ШРУСа от шарниров «Трипод», углы работы которых существенно ограничены из-за конструктивных особенностей. При этом ШРУСы Лебро имеют более надежную конструкцию по сравнению с шариковыми ШРУСами бирфилд (birfield).

Во-вторых, ШРУСы Лебро надежны и долговечны. ШРУСы передних приводов Нива от ИЖ-ТЕХНО прошли испытания на прочность на стенде, где колесо было поджато таким образом, чтобы сымитировать нагрузку, эквивалентную движению 2-тонного авто по асфальту. В ходе испытаний ШРУСы показали себя хорошо: никакого хруста и поломок при пробеге более 50 тыс. км!

В-третьих, они просты в установке. Для замены гранаты вам нужно будет лишь установить стопорное кольцо внутреннего ШРУСа и закрутить 6 винтов крепления. Объем и продолжительность работ сокращаются вдвое! Согласитесь, для бездорожья, где удобства для обслуживания приводов отсутствуют в принципе, это немаловажный фактор.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что ШРУС Лебро показали себя как оптимальное решение для передних приводов Нива, отвечающее параметрам цена-качество.

Триподы («трипоиды», tripod joints)

Рег.: 23.02.2006
Тем / Сообщений: 2 / 2451
Откуда: Богучар
Возраст: 61
Авто: Нива-2121/1984г.в

68 мм..
Фото 3,- трипод. Каждый ролик представляет собой шарик со срезаными с двух сторон «треть-сферами». И «ответная канавка» корпуса шарнира в сечении тоже такого радиуса. Т.е. контакт с корпусом происходит по линии размером «в часть длины окружности» ролика. Для Оковского шарнира это

10 мм., а суммарный контакт составляет

30 мм., т.е.,грубо,- в три раза меньше, чем у шарикового.
Но не всё так просто. Если контактное напряжение при передаче кр. момента у ролика в каждой точке «линии взаимодействия» одинаково, то у шарика это напряжение увеличивается от «0» в точке «I» до максимума в точке «II», а в среднем получается, что работает как-бы половина реальной линии контакта. Другими словами: по нагрузочной способности оба шарнира одинаковы. А при работе под углом у ролика линия соприкосновения с корпусом даже увеличивается, и тем больше, чем больше угол отклонения вала привода ( но не более, чем длина «линии контакта» в канавке корпуса: на фото,- синяя линия).
Далее.

Это ошибка. Ребром в данном узле ролик не будет работать никогда и перекоса в игольчатом подшипнике ролика не будет. Даже если он повернётся на 90 градусов, линия соприкосновения будет проходить «по радиусу», конструктивно одинаковому для ролика и ответной канавки в корпусе ( эта линия всегда перпендикулярна «продольной оси» самОй канавки ).
Беда «Трипода» в другом. Да, он «мягче» шарикового работает под углом, но это «обман». «Мягкость» мы ощущаем, только когда проворачиваем вал вручную, т.е. практически НЕ ПЕРЕДАВАЯ шарниром никакой НАГРУЗКИ. В реальной работе при изменении угла в приводе ( например,- при отклонении вала привода вниз,- как на фото ) ролик перемещается ВДОЛЬ своего шипа по радиусу шарнира от центра к периферии. Причём на самом деле не ролик «съезжает» со своего места ( ему некуда деваться: он зажат «радиусными канавками» корпуса с двух сторон), а сам вал вместе с шипом смещается вниз,- уж такова кинематика «Трипода». И такое «качание» вала происходит по два раза на каждый шип за один полный оборот шарнира,- «итого» шесть раз. Именно поэтому «Трипод» нельзя называть ШРУСом в строгом понимании: у ШРУСА вх. и вых. валы «имеют право» только на угловое относительное перемещение ( «излом»), но не радиальное. У Оковского шарнира, например, такое смещение вала составляет 3 мм.. Можно представить, какой источник вибрации появляется в таком узле при больших углах. . Вот и первое ограничение на ПОСТОЯННЫЙ угол работы ( и пишут, соответственно: «. до 22-х град. КРАТКОВРЕМЕННО ).
Ну а второе ограничение,- низкий КПД «Трипода» при больших углах работы, и, соответственно, в полтора раза меньший МАКСИМАЛЬНЫЙ передаваемый момент, чем у шарикового ( но не LOBRO ),- именно «из-за иголок». ( Чем меньше КПД узла, тем бОльшая часть передаваемой энергии рассеивается внутри него самого, вызывая повышеные напряжения и износ в деталях).
При перемещении ( не вращении! )по шипу ролик скользит вдоль по иглам подшипника, причём под большой «передаваемой» нагрузкой. При этом возникает трение скольжения, на порядок бОльшее, чем трение качения в этой-же паре. Да ещё площадь поверхности такого своеобразного подшипника скольжения не велика ( практически это «площадь» линии контакта ролика с иглой, умноженая на число игл ) . Возникающая при этом сила трения такова, что ролик увлекает ( «тащит») за собой иголки вдоль шипа ( это видно даже при передвижении ролика руками ), а те, в свою очередь, упираются в «нежное» запорное кольцо. И чем больше передаваемый момент и угол работы шарнира,- тем мощнее «воздействие» игл на кольцо, а при предельных режимах наступает быстрое его разрушение и всего узла в целом.
Уже OFF, но : лучший из доступных вариантов ВНУТРЕННЕГО шарнира для лифтованой ( либо с изменяемым дорожным просветом ) Нивы,- ШРУС типа LOBRO.

Трипоидный шрус нива шевроле

по теме — скоро буду снимать свои трипоиды, покажу дела в картинках. предварительно — палки люфтят (но не сильно), вибрации от трипоидов на 90-100 кмч них так и не ушли за 6000км.

для себя сделал вывод — в плане надежности трипоидам альтернативы пока нет. но минусы в виде вибрации на скорости сводят на нет все плюсы и переводят машину в разряд чисто спортивных, чего делать нехочу.

как альтернативу живучести машины в случае поломки нашел в продаже сепараторы с шариками в сборе отдельно в ЗиП. короче — на данный момент остановился для себя вот на чем — снимаю трипоиды, ставлю вазовские шрусы + сепаратор в сборе для внутренних приводов в ЗиП + сепаратор в сборе для внешних приводов в ЗиП. палки надеюсть на 29х тапках не сломаю (тьфу-тьфу-тьфу)
_________________
. forever autumn .
я на Drive2.RU

75 сообщений на предыдущих страницах
Вернуться к началу


Популярность:
Возраст: 39
Зарегистрирован: 19.04.2012
Сообщения: 184
Откуда: Н.Новгород, Сормово

Добавлено: Ср Окт 01, 2014 16:25 Заголовок сообщения:
В ответ на anjey_osen
[quote=»anjey_osen»]

longer писал(а):
для себя сделал вывод — в плане надежности трипоидам альтернативы пока нет. но минусы в виде вибрации на скорости сводят на нет все плюсы и переводят машину в разряд чисто спортивных, чего делать нехочу.

как альтернативу живучести машины в случае поломки нашел в продаже сепараторы с шариками в сборе отдельно в ЗиП. короче — на данный момент остановился для себя вот на чем — снимаю трипоиды, ставлю вазовские шрусы + сепаратор в сборе для внутренних приводов в ЗиП + сепаратор в сборе для внешних приводов в ЗиП. палки надеюсть на 29х тапках не сломаю (тьфу-тьфу-тьфу)

Т.е. я правильно понимаю? Сам стакан ШРУСа обычно всегда остается целым? Умирающий ШРУС с ним ничего не сделает?
В случае похрустывающего ШРУСа внутреннего можно ли хрусты убрать заменой сепаратора с шариками?
_________________
ШНГ 2007 Ниагара/BFG MT KM1 28″/KILEN HD/KYB Excel-G+Premium/Mult UX-7

Вернуться к началу


Популярность:
Возраст: 42
Зарегистрирован: 10.12.2008
Сообщения: 2925
Откуда: Белгород

Добавлено: Ср Окт 01, 2014 16:37 Заголовок сообщения:
В ответ на eddreamer
eddreamer писал(а):
Т.е. я правильно понимаю? Сам стакан ШРУСа обычно всегда остается целым? Умирающий ШРУС с ним ничего не сделает ? В случае похрустывающего ШРУСа внутреннего можно ли хрусты убрать заменой сепаратора с шариками?

а) не верные выводы. сепаратор в сборе с шарами в ЗиП гарантирует только одно — если ваш сепаратор развалился физически и шары повысыпались и внутрянка уже не передает момент — то вы вынув палку и сняв остатки можете насадить новый сепаратор и так или иначе продолжить движение — это критично в дальних поездках для восстановления работоспособности привода и полного привода машины в целом

б) возможно вам повезет и развалившийся сепаратор (врядли) и крутящиеся до этого N-ное количество лет шары (скорее всего) не нарезали там свои новые дорожки — и тогда замена сепаратора можно сказать полностью восстановит вам привод на вновь долгое время)

в) но именно _ хруст _ скорее всего означает, что катающиеся там шары накатали новые дорожки непосредственно в самом корпусе гранаты, потому замена только сепаратора тут вопрос не решит, тут для полноценного восстановления нужно менять привод целиком. но как верно тут заметили, с хрустом можно кататься как и годами, так и несколько дней и он екнет)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector