10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест передних тормозных колодок ваз

Тест передних тормозных колодок ваз

Тормозные колодки переднеприводных ВАЗов на нашем рынке пользуется стабильно высоким спросом, ведь сегодня это один из самых массовых продуктов среди автомобильных расходников. По нашим дорогам сейчас колесит ни много ни мало с добрый десяток миллионов переднеприводных вазовских легковушек самых разнообразных модификаций, основная доля которых в настоящее время приходится на автомобили девятого и десятого семейства, а также на Lada Kalina. Для всех этих машин постоянно необходимы расходники и запчасти, к которым, в частности, относятся и тормозные колодки. Учитывая повышенный спрос на них, неудивительно, что эти расходные элементы поставляют на рынок не только отечественные производители, но и десятки зарубежных фирм.

Напомним, что во время подготовки к сравнительному тесту, который был организован совместно с рядом автомобильных интернет-изданий, наши эксперты закупили в веб-магазинах двадцать комплектов передних колодок наиболее ходовых торговых марок. Испытания проходили в два этапа, на каждом из которых исследовалась конкретная группа образцов. Первая — это премиум-сегмент, в котором собраны колодки стоимостью от 420 и выше руб. Тем, кто интересуется, рекомендуем посмотреть итоги теста премиальных колодок ВАЗ, которые мы завершили несколько месяцев назад.

Вторая группа – это, соответственно, колодки из эконом-сегмента стоимостью ниже 420 руб, результаты исследований которых мы и представляем в рамках сегодняшнего материала. Здесь также десять комплектов, представленных как зарубежными торговыми марками, так и отечественными. Это такие популярные бренды как TRW (Германия), Hankook Frixa (Ю. Корея), японские Allied Nippon и Lynx, SCT (Германия), Pilenga (Италия), российские MarKon,ТИИР и ROS DOT, а также украинский ДАФМИ. Все образцы произведены на российских и европейских заводах, единственное исключение – колодки Hankook Frixa, которые изготавливают на ведущих профильных предприятиях Южной Кореи.

Критерии оценки

Закупленные образцы мы передали на исследования специалистам аккредитованного «Испытательного центра продукции автомобилестроения» (г. Москва), где проводились исследования основных эксплуатационных характеристик тормозных колодок. Как и при тестах колодок премиум-сегмента, эксперты изначально выделили два главных момента, которые помогли позиционировать исследованные образцы и составить их своеобразный рейтинг на основе полученных результатов.

Во-первых, это показатели, связанные с безопасностью и целостностью колодок – их фрикционные (коэффициент трения) и прочностные показатели (усилие на отрыв), которые обязательно нормируются. Поэтому в том же самом столичном НАМИ регулярно проводятся соответствующие сертификационные испытания различных тормозных элементов на их соответствие установленным нормативным документам. Во-вторых, это эксплуатационные показатели, в первую очередь связанные с износостойкостью колодок и их воздействием на тормозной диск. Эти параметры не нормируются, хотя очевидно: чем меньше износ колодки и диска, тем лучше. К другим эксплуатационным нюансам, касающихся оценки колодок, можно отнести такое понятие, как комфортность езды. Например, если колодка при торможении скрипит или пищит, езда вряд ли будет комфортной.

Прочностные показатели

В ходе оценки прочностных показателей тормозных колодок определяется прочность соединения фрикционной накладки с металлической подошвой или, как ее еще иногда называют, основанием колодки. Во время таких испытаний контрольный образец преднамеренно разрушают — на фрикционную накладку воздействуют с помощью мощного домкрата, фиксируя динамометром то усилие, при котором происходит ее отрыв от металлической основы.

Согласно нормативным требованиям, прочность сцепления фрикционных накладок с подошвой у тормозных колодок ВАЗ должна быть не менее 2,5 МПа. Такое значение данного параметра гарантирует, что даже при частом интенсивном торможении (в том числе в условиях воздействия больших циклических нагрузок на накладку и диск) колодки не развалятся и смогут обеспечить требуемые тормозные характеристики. Что же продемонстрировал этот этап исследований?

Стендовые исследования показали, что все вазовские колодки эконом-сегмента, принявшие участие в испытаниях, имеют более чем солидный запас прочности на отрыв (см. таблицу). Даже у самых «слабых» он как минимум в три раза превышает норматив. Это свидетельствует о том, что с точки зрения пассивной безопасности вышеперечисленные образцы тормозных колодок заслуживают самой высокой оценки!

По оценкам экспертов, столь большой прочностной запас обусловлен тем, что зарубежные и отечественные производители сейчас используют хорошо отработанные и проверенные на практике, например, в спорте, технологии приготовления фрикционных смесей и клеевых компаундов.

Сравнение фрикционных свойств

Главными показателями, непосредственно демонстрирующими способность колодки обеспечивать эффективное торможение при различных условиях эксплуатации, являются именно фрикционные свойства. Важно отметить, что специалисты применяют несколько различных подходов к оценке фрикционных характеристик колодок, и все имеют право на существование. В нашем случае эксперты при сопоставлении результатов нынешнего теста решили ориентироваться на рекомендации автопроизводителей.

Отправными точками для исследований были выбраны положения международного стандарта ECE R 90 и Правил № 90 ЕЭК ООН. Согласно этим документам минимальное значение коэффициента трения колодок, поставляемых на вторичный рынок, не должно уменьшаться более чем на 15% от нижней границы установленного норматива. Например, если для вазовских переднеприводных автомобилей среднее значение коэффициента трения передних колодок варьирует в пределах 0,35-0,40, то допустимая нижняя граница этого показателя, измеренного у исследуемых колодок, не должен опускаться ниже отметки 0,3. Что касается верхней границы, то оптимум коэффициента трения, по возможности, не должен превышать отметку 0,46.

Читать еще:  Чехлы на машину цвет граната

Поскольку на эффективность торможения влияет масса факторов, во время стендовых испытаний специалисты НАМИ учитывали три ключевых момента, позволяющих качественно и количественно оценить фрикционные свойства представленных на тест образцов. Они определялись в виде зависимостей коэффициента трения от трех основных параметров: давления в тормозном цилиндре, скорости, при которой начиналось торможение, а также температуры тормозных накладок. Полученные данные были отображены в виде графиков, позволяющих, что называется, воочию, сравнивать характеристики изделий. Каков же характер исследованных зависимостей?

Выявлены различия

Графики, приведенные на фото, наглядно свидетельствуют, что не все проверенные комплекты по своим показателям укладываются в рекомендуемые нормативы. При этом в характеристиках каждого участника теста прослеживаются четко выраженные «подъемы» и «спады» в различных видах испытаний. Анализ этих результатов начнем с оценки зависимости коэффициента трения от давления в приводе (график №1), которое меняется при нажатии педали тормоза. Здесь оптимальный ход параметров отмечен у колодок четырех брендов: Hankook Frixa, Allied Nippon, Lynx и ДАФМИ. Правда, у последнего набор измеренных значений находится максимально близко в зоне, граничащей с критической отметкой 0,3. Гораздо хуже дела обстоят у колодок SCT и Pilenga, измеренный коэффициент трения которых не дотягивает даже до отметки 0,25.

Теперь перейдем к графикам зависимостей коэффициента трения от начальной скорости торможения (график №2). Сравнение результатов наших участников теста показывает, что здесь фаворитами вновь выступает упомянутая выше четверка брендов, в которой безусловными лидерами являются Hankook Frixa, Allied Nippon и Lynx. У них разброс значений коэффициента трения практически полностью укладывается в границы обозначенного диапазона.

А вот у колодок SCT и Pilenga ситуация плачевная – они в этот диапазон опять по результатам данного этапа исследований опять не попадают.

Наконец, третий и весьма важный с точки зрения эксплуатационной надежности и безопасности фрикционный показатель, — это зависимость коэффициента трения от температуры тормозных накладок (график №3). Исследование данных параметров показывает, что оптимуму соответствуют колодки уже пяти брендов — Hankook Frixa, Allied Nippon, Lynx, ДАФМИ, а также MarKon.

Оценка износостойкости колодок

К числу качественных показателей, характеризующих эксплуатационные свойства колодок и влияющих на их ресурс, специалисты относят два основных показателя – величину износа фрикционной накладки и величину износа тормозного диска. Очевидно, что эти параметры в значительной мере взаимосвязаны, и лучшей колодкой считается та, у которой оба показателя минимизированы. Поэтому в нынешнем тесте в качестве критерия оценки износостойкости было выбрано сочетание отмеченных выше показателей — износа фрикционной накладки и износа тормозного диска. Что же можно сказать по результатам исследований данных характеристик?

Испытания выявили следующее позиционирование образцов (см. таблицу), которое мы условно поделили на несколько групп. В первую – лидирующую – входят колодки Hankook Frixa с износом диска в сотые доли миллиметра, а также колодки Allied Nippon. С крайне незначительным отрывом от них следует вторая группа – колодки Lynx и TRW. В третье группе оказались ДАФМИ и Pilenga, далее идут ТИИР и ROS DOT. А на последнем месте- в группе аутсайдеров – фигурируют образцы от SCT и MarKon. У последних зафиксирован самый большой износ фрикционной накладки, который после всех циклов испытаний превысил 1 мм. Это, по мнению экспертов, слишком много, даже несмотря на то, что с колодками MarKon в ходе теста был зафиксирован практически нулевой износ тормозного диска.

Итоги теста тормозных колодок ВАЗ: кто есть кто

Результаты исследований, полученные в ходе испытаний на износостойкость и прочность, мы объединили в сводной таблице (см. в конце статьи), которую представляем на общее обозрение. С учетом этих данных, а также результатов оценки зависимостей коэффициента трения колодок мы составили итоговый рейтинг, позиционирующей конкретный бренд в списке участников теста.

Итак, лидерами стали колодки Hankook Frixa и Allied Nippon, показавшие практически на всех этапах испытаний оптимальные результаты. Второе место заняли колодки торговых марок Lynx и TRW, на третьем — колодки бренда ДАФМИ и ТИИР. Далее по рейтингу идут тормозные колодки MarKon и ROS DOT, а замыкает список участников нынешнего теста колодки SCT и Pilenga.

Отметим, что данная расстановка участников, как и выбор оценочных критериев, ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции. В то же время выявленное позиционирование, на наш взгляд, в полной мере соответствует тем качественным и количественным показателям, которые были зафиксированы в ходе стендовых исследований. Однако несомненно одно: те различия в параметрах, которые были определены в ходе теста, могут стать важным дополнительным, а в некоторых случаях и определяющим фактором при выборе конкретного варианта тормозных колодок. Надеемся, что эта информация окажется полезной при покупке этих типов комплектующих.

Мы испытали десять комплектов передних колодок для Лады Калины: опасность рядом!

Тормоза — основа активной безопасности! Эту прописную истину хорошо бы выжечь каленым железом тормозных дисков на всех вывесках магазинов запчастей. Но как нам, покупателям, отличить хорошие, надежные тормозные колодки от плохих и опасных?

Мы приобрели десять комплектов передних колодок для Лады Калины — и отправились в Тольятти проверять тормоза на стенде. А затем лучший и худший комплекты протестировали на Дмитровском полигоне на редакционной Калине по методике Porsche: 25 торможений подряд со 140 км/ч до полной остановки!

Следовать универсальному совету брать «оригинал» и не мучиться сложнее всего владельцам именно отечественных автомобилей. Как мы ни старались, а в течение нескольких недель так и не нашли в Москве ярославских колодок ТИИР-299, что сейчас ставят на конвейере в Тольятти, — ни в специализированных магазинах, ни у официальных дилеров АвтоВАЗа!

Читать еще:  Поворотный кулак уаз в разборе

На официальной СТО нам смогли предложить только комплект ТИИР-295 со странной для «гражданских» изделий маркировкой Lada Sport — именно эти колодки мы и взяли за 410 рублей. А «конвейерный» комплект ТИИР-299 мы одолжили у вазовцев и допустили вне зачета — купить такой в столице все равно невозможно.

В качестве недорогой альтернативы (от 323 до 377 рублей за комплект) мы выбрали изделия известных в России марок ЕЗАТИ, Начало и Трансмастер. Пул зарубежных колодок средней ценовой категории (520—640 рублей) составили популярные у нас немецкие Finwhale, японские Allied Nippon и колодки, произведенные в Южной Корее под британской маркой Goodwill. А из числа «элитных» марок мы взяли распространенные Ferodo (бренд корпорации Federal-Mogul), Lucas (принадлежит концерну TRW) и ATE (Continental). Вазовские специалисты признали во всех образцах фирменную продукцию — подделок, к счастью, не обнаружили.

Смонтированный в Тольятти современный немецкий динамометрический стенд Schenck — это система сменных маховиков, подбирая инерцию которых, можно имитировать торможение любой легковушки массой до 3,5 тонны. Для нас выставили момент инерции 45,5 кг·м², что соответствовало торможению груженой Калины массой 1585 кг. Мы выбрали Калину в том числе потому, что ее тормозные механизмы самые массовые в России: их ставят еще и на Гранту, а с небольшой поправкой на конструкцию и материал диска результаты, по словам вазовцев, можно экстраполировать на все производные «восьмерки», от Самары до Приоры. Мы, кстати, использовали вентилируемые диски Автореал — их поставляют на конвейер в Тольятти из Миасса, — причем во имя корректности для испытаний каждого комплекта колодок ставили и новые диски.

Главной характеристикой при стендовых испытаниях тормозов является µ (мю), коэффициент трения пары «диск—колодка». Чем он больше, тем интенсивнее автомобиль замедляется при одинаковом усилии на педали тормоза. Разумеется, покуда не блокируются колеса и не срабатывает АБС.

Из числа индустриальных методик для стендовой проверки тормозов мы выбрали самую распространенную и универсальную — AK-Master: именно ее используют на ВАЗе после перехода под крыло альянса Renault-Nissan. Это комплексный тест, где проверяются как «холодные» (при начальной температуре колодок и диска 100°С и менее), так и «горячие» (450°С и более) свойства колодок.

Начинается все с притирки: 62 не слишком интенсивных торможения с 80 до 30 км/ч при давлении тормозной жидкости 30 бар. Тормоза при этом, как правило, не разогреваются выше 200°С — спекания или выгорания связующих компонентов в материале колодок во время притирки не происходит.

Затем — шесть контрольных торможений при начальных 100°С в том же режиме, а замеренный коэффициент трения усредняется. Это имитация обычного «служебного» торможения — и уже здесь начался разброс! Если колодки Finwhale, Lucas/TRW, ТИИР-299 и ТИИР-295, обладающие коэффициентом трения выше 0,4, порадуют спокойных водителей мягким и «цепким» торможением, то ЕЗАТИ, Allied Nippon и Ferodo с наименьшим µ=0,35 озадачат непривычно высоким усилием на педали.

Далее следует так называемая проверка чувствительности к давлению — имитация темпераментной езды: серия из сорока коротких «осаживаний» на 30 км/ч, а скорость начала торможения последовательно увеличивается с 80 км/ч вплоть до максимальной (в нашем случае это 183 км/ч). Давление в гидроприводе тормозов также повышается ступенчато — до 80 бар, это даже чуть выше порога срабатывания АБС на сухом асфальте (70—75 бар). Температура колодок к концу этого цикла поднимается до 300—350°С. Расклад здесь сохранился, а разница возросла. Лучший комплект, внезачетный ТИИР-299 с µ=0,49, тормозит вдвое эффективнее, чем колодки Ferodo (µ=0,20) и Allied Nippon (µ=0,23).

Но еще важнее, как после «прожарки» изменится базовая характеристика. Почему? Любая фрикционная накладка — это полимерная композиция из двух с лишним десятков элементов. А полимеры начинают разлагаться при температуре более 250°С. Если при этом фрикционный материал, например, даст значительную усадку, то накладка попросту отслоится от металлической основы, что грозит аварией. То есть чем выше термостойкость полимера, тем лучше!

Сильнее всего базовая характеристика «поплыла» у колодок Трансмастер, Начало, Goodwill, Ferodo и Finwhale, что говорит об использовании недорогих составов, плохо переносящих нагрев.

Читать еще:  Флакон с триггером 500 мл

Самый нелюбимый вазовцами этап испытаний — «холодное торможение после ночной стоянки». На стенде его моделируют так: механизмам дают остыть до 50°С и замер коэффициента трения делают на примере единственного плавного замедления (давление 30 бар) с 40 до 5 км/ч. Только Lucas/TRW оказался готов к работе, а остальные колодки словно продолжали спать! Причем неприятнее всего ощущения будут с комплектами ТИИР и Finwhale: тепленькие они тормозят отменно, а после стоянки озадачат низкой эффективностью и высоким усилием на педали.

Сами вазовцы знают об этом недостатке. И в подтверждение рассказывают, что раньше, когда на Дмитровском полигоне хотели «завалить» контрольные испытания Лады с колодками ТИИР, на динамометрическую дорогу непременно приезжали рано утром, стараясь по дороге не прикасаться к педали тормоза. И сразу — на замер.

Предусматривает методика AK-Master и движение по автомагистрали: два торможения с замедлением 0,6 g, одно со 100 до 5 км/ч, а второе со 165 до 92 км/ч. Увы, «экзамен автобаном» прошли успешно только оба комплекта ТИИР и колодки Lukas/TRW, а остальные в конце демонстрировали коэффициент трения ниже минимально допустимых 0,27.

А самая жесткая проверка на стенде — два «горячих» цикла по 15 торможений со 100 до 5 км/ч с замедлением 0,4 g, к концу которых диск и колодки раскаляются до 550—600°С. А в промежутке между ними — торможения различной интенсивности при начальной температуре механизмов 500°С.

Вы ездите аккуратно и думаете, что такая ситуация нереальна? Но даже осторожный водитель может столкнуться с подобным, спускаясь в летнюю жару по горному серпантину на груженой машине (в отпуск ведь мало кто ездит налегке). Колодки Начало, ЕЗАТИ, Трансмастер, Finwhale, Ferodo, Goodwill и Allied Nippon нагрев не держат — будьте готовы к тому, что на горной дороге придется жать на педаль тормоза изо всех сил. Причем хуже всех проявили себя колодки Начало: полимерное связующее фрикционных накладок плавится в буквальном смысле слова и намазывается на диск! А вот колодки АТЕ необходимо прокаливать: первый «горячий» цикл они отработали неважно, зато потом подняли коэффициент трения до уровня лидеров, колодок ­ТИИР и Lucas/TRW.

Тесты тормозных колодок за рулем 2015

Спектр предложений колодок на рынке широчайший: можно найти и за 60 р. ,а можно купить и дорогие комплекты брендов АТЕ или АР Lockheed. Журналом «За рулем» было проведено независимое тестирование изделий. Результаты сравнительного теста были неожиданными – пришлось тушить пожар.

Сравнительный тест колодок для автомобилей было решено провести в лабораторных условиях на специальном стенде. Сначала закупили отечественные изделия:

  • ярославские ТИИР;
  • волжские ВАТИ;
  • ЕЗАТИ из Егорьевска;
  • московские Полиэдр и STS;
  • неизвестного изготовителя Best;
  • украинские колодки Trans Master и DAfmi.

Остальные колодки приобрели по высокой цене:

  • венгерская фирма Rona;
  • немецкие фирмы ATE и Bosch;
  • британские компании Ferodo, АР Lockheed, Quinton Hazell (QH) и Lucas;
  • колодки Roulunds из Дании;
  • Samko из Италии.

Результаты теста

Среди недорогих колодок предпочтительнее выбрать:

  • российские STS благодаря неплохим фрикционным свойствам и хорошей термостабильности;
  • егорьевские колодки подойдут для неспешной езды;
  • Best и украинские Trans Master эффективны и укладываются в нормативы.

Лучше не приобретать:

  • ТИИР, так как они не сохраняют работоспособность при экстремальных условиях;
  • ВАТИ — из-за материала;
  • Полиэдр внесены в черный список, как огнеопасные.

Из дорогих комплектов хорошо проявили себя Rona. От приобретения колодок DAfmi рекомендуется воздержаться. Жителям Киева рекомендуем обратиться к http://autoremont-lb.com.ua/ — компания предлагает качественный ремонт по доступным ценам.

При разогреве колодок до 250 о С исследователи столкнулись с сюрпризами. К примеру, колодки Samko, в нагретом состоянии показали в три раза худшую эффективность по сравнению с холодным состоянием. Колодки Полиэдр не выдержали разогрев и вспыхнули, пришлось тушить огнетушителями.

Сильное искрение произошло в результате испытания колодок АР Lockheed в паре с фирменным диском. Меньше допустимого значения получился коэффициент трения у нагретых колодок Bosch. На пределе горячая эффективность Ferodo и Lucas. Неважно тормозят разогретые колодки DAfmi, QH и ТИИР. Все эти комплекты противопоказаны тем, кто ездит с высокой скоростью.

Чуть получше были результаты в горячем тесте колодок: ВАТИ и ЕЗАТИ, а также Trans Master, STS и Best.

Лидеры из дорогих колодок

Образовалась группа лидеров из колодок: АТЕ, Roulunds и Rona. Самые лучшие результаты были у Rona и QH c фирменными дисками.

С ними езда будет уверенней и надежней. Интересный факт, что покупать восьмерочные диски от АТЕ не обязательно, так как с ними колодки АТЕ работают хуже, чем с российскими аналогами. В комплекте с фирменными тормозными дисками улучшились результаты у Lucas и QH.

Но сами колодки Lucas уступают при горячих торможениях многим более дешевым колодкам. Колодки QH уступают по эффективности, хотя некоторую стабильность проявляют в работе с собственными дисками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector