18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Термостат 21082 на ваз 2109

Замена термостата на «шестидырочный» термостат 21082

Такая замена неоднократно описывалась в интернете. В каждом варианте были свои нюансы. Замена не представляет собой чего-то сложного, но тем не менее вопросы в стиле: «А вдруг не подойдёт?!», перед работой возникают, учитывая, что система охлаждения весьма важная часть автомобиля.
Сразу нужно отметить, что всё подходит и работает уверенно.
Перед началом стоит упомянуть, что в интернете часто встречается якобы улучшенная любителями схема (изменен порядок шлангов), здесь же термостат будет установлен так, как это полагается по его конструкции.

Демонтаж

Сначала снимается старый термостат, выпускной патрубок (деталь 2108-1303014-10) и 2 коротких промежуточных шланга — всё это больше не понадобится.
Далее нужно разобраться с подводящей трубой помпы. На 2108 стоит труба «с крючком», а термостат 21082 требует более короткую трубу, «без крючка». Можно заменить штатную трубу на трубу то ли от ВАЗ-2110, то ли от ВАЗ-2112 (деталь 1303055). Выяснить точно, от какой модели нужна труба, так и не удалось — в магазинах порядочная путаница. При покупке следует внимательно смотреть соответствие крепления и патрубков на трубе, в т.ч. длинного патрубка отопителя справа — их наличие и направление может отличаться.

Но есть и другой вариант: укоротить штатную трубу, даже не снимая её. Для этого нужно отрезать от трубы примерно 45 мм. Сделать это можно пилкой по металлу (именно отрезком пилки, без ручки), не снимая трубу. Это будет самая трудоёмкая операция, но вполне реализуемая. Для упрощения этой процедуры стоит снять расширительный бачок и адсорбер.
Этот вариант мы и будем использовать. Забегая вперёд, отмечу, что вариант с обрезанной трубой работает на отлично, протеканий в т.ч. зимой нет.

На этом демонтаж полностью закончен. Можно очистить места соединений, проверить шланги.

Установка

Теперь можно ставить сам термостат. Он устанавливается на штатные шпильки. Несмотря на то, что пишут некоторые авторы, длины верхней шпильки вполне достаточно, если поставить узкие гайки. Можно попробовать подобрать и более длинную шпильку, но мне не удалось найти подходящую в ближайших магазинах запчастей — попадались только слишком длинные.
Термостат ставим, предварительно одев на него шланг-уголок. Шланг встаёт немного с перекосом, но это не страшно.

Шланги, идущие на отопитель и подогрев дроссельного узла, и верхний шланг радиатора подходят * штатные от 2108.
Шланг на расширительный бачок следует заменить на «21082» (деталь 2111-1303080) — он намного длиннее.
Нижний шланг рекомендуется заменить на шланг 2110, обрезав его сверху по месту на несколько сантиметров. Тогда он будет находиться в свободном состоянии, а штатный пришлось бы ставить внатяг (не забываем о колебаниях двигателя относительно радиатора).

При перестановке датчика температуры не помешает заменить шайбу, чтобы не было просачивания ОЖ.

* — «подходят» это значит полностью соответствуют без натяжений, подгонок, подрезаний, подтачиваний и пр.

Что же получаем

Длительность прогрева примерно такая же, существенной разницы замечено не было. При 60 градусах уже субъективно ощущается теплый воздух.

После модернизации появляется постоянная струйка ОЖ, идущая через пароотводящий шланг в расширительный бачок (в штатном варианте она есть только при увеличении оборотов). Эта струя появляется из-за того, что в новом термостате меньше диаметр байпасного отверстия, чем в старом. С повышением оборотов, как и ранее, струя увеличивается. Закрытие крана отопителя на напор ОЖ почти не влияет. Никаких проблем с давлением или подтеканием не возникает.

** — вскоре после установки термостата термоэлемент был заменён, т.к. первый вышел из строя, см. ниже.

Стоит ли заморачиваться?

Термостат 21082 это цельная конструкция, надежно закрепленная на ГБЦ. Меньше соединений на хомутах, нет промежуточных шлангов — меньше вероятность протечек.

В будущем для замены термоэлемента потребуется меньше манипуляций — открутить 3 болта и отсоединить 2 шланга. Можно даже обойтись отсоединением одного шланга, если изловчиться. Замена термоэлемента становится намного удобнее.

Также преимуществом является уменьшенный диаметр байпасного отверстия, что (как говорят) сказывается на скорости прогрева двигателя и повышенном потоке через отопитель, хотя по логике увеличение потока вряд ли существенное.

Ну и размеры термостата освобождают пространство в зоне над КПП.

Кроме того, в схеме с термостатом 21082 расшитительный бачок включён в малый круг, а не в большой как в схеме 2108.

Данные термостата

Ниже измеренные данные термостата 21082-1306010 для справки:

Вес 524 гр., длина 150 мм.

Расстояния между патрубками: между передними 115 мм, между крайними задними 110 мм, смещение «правый-передний — правый-задний» 20 мм.

Диаметры отверстий, внутренний/наружный:
— 3 больших 27/33 мм;
— 2 малых 14.5/20.5 мм;
— внутреннее (байпасное) 12 мм.

Тюнинг ВАЗ 2109

Вместе с понижением температуры в связи с постепенным приходом зимы стало холодать и в машине. Больше времени стало уходить на прогрев двигателя, затем ждать повышения температуры охлаждающей жидкости градусов до 60 чтобы включить печку и согреться. В этой связи вспомнилась доработка системы охлаждения ВАЗ 2109, когда вместо штатного термостата устанавливается 6-дырочный термостат от ВАЗ 2110. Он доработан по сравнению со штатным и имеет следующие преимущества:

Читать еще:  Рейка для регулировки клапанов на классику

— термостат доработан для обеспечения более стабильной температуры охлаждающей жидкости;
— меньше соединений на хомутах. Штатный термостат крепится к выпускному патрубку через резиновую соединительную трубку;
— термостат сделан разборным для возможность замены термоэлемента отдельно от корпуса;
— новый термостат короче штатного на 5 см — стало больше места.

Чтобы снять термостат и не проливать тосол, нужно вначале освободить патрубок на дроссельном узле и через него слить то, что выльется. Останется только соблюдать аккуратность и не пролить тосол при отсоединении обратного патрубка от радиатора печки.

Подключаем новый термостат с 6-ю отверстиями по следующей схеме:

Подключение 6-дырочного термостата по штатной схеме

Потребуется установка новой трубы, по которой тосол направляется обратно к помпе, так называемый «саксофон» (2110-1303055-10), она короче штатной от ВАЗ-2109. Впрочем, у автомобилей поновее такая труба стоит уже с завода. Также могут понадобиться шланги, хомуты, прокладка под новый термостат. Желательно примерить термостат и по месту определиться, потребуется ли замена шлангов.

Выше была приведена стандартная схема подключения 6-дырочного термостата. Однако рекомендуют такой термостат подключать по другой, модернизированной схеме.

Доработанная схема подключения термостата на ВАЗ 2109, ВАЗ 2108 «инжектор»

Доработанная схема подключения термостата на ВАЗ 2109, ВАЗ 2108 «карбюратор»

Подключение 6-дырочного термостата

Смысл такого подключения в том, что охлаждающая жидкость, отдавшая тепло в радиаторе печки направляется обратно к термочувствительному элементу термостата (а не сливается в приемную трубу к помпе), и немного остужает его, не давая открывать большой круг, пока температура тосола, поступающего от печки не поднимется. Получается, что теперь термостат учитывает также температуру охлаждающей жидкости от радиатора отопителя, что делает температурный режим двигателя более стабильным, и зимой в машине будет теплее. Для подключения понадобится специальный тройник.

При такой системе подключения 6-ти дырочного термостата отпадает необходимость установки так знакомых всем владельцам отечественных авто картонок перед радиатором. Летом же отличий в работе термостатов всех видов не отмечается.

Для сравнения и понимания нюансов работы, ниже приведены штатные системы охлаждения ВАЗ 2109, ВАЗ-2108.

Термостат 21082 на ваз 2109

Привет всем, ну вот я и вернулся!

Отписываюсь по итогам установки термостата 21082 на свою ВАЗ 21086, 1.3 л. НП.

Сливаем тосол, откручиваем все патрубки от термостата, оба патрубка от печки (для этого пришлось нырять в яму, защиту не снимал), снимаем термостат, откручиваем две гайки головкой на 13, и снимаем железяку с головки, к которой подсоединялся термостат и входной патрубок печки. Аккумулятор не снимал.

Снимаем с саксофона шланг обратки подогрева дросселя в карбюраторе, и шланг обратки печки. Если установлена растяжка между стаканами, ее надо снять, так как саксофон иначе не открутишь. Далее взял накидной ключ на 10, и сверху из-под капота открутил два болта крепления саксофона. Из-за длинной трубки обратки печки, которая приварена почти у самого основания саксофона, долго мучался, выкручивая верхний болт крепления саксофона. Откручиваем гайку от планки крепления, которая приварена к середине саксофона ? у меня ее не было, у кого есть — тем придется тяжелее, т.к. там очень неудобно подлазить к гайке, откручиваем саму пластинку и пока не выкидываем. Вытаскиваем саксофон в сторону аккумулятора, пока не выбрасываем.

Очищаем посадочное место саксофона, берем новую прокладочку, я смазал ее белым герметиком, но так, чтобы она была только липкая (терпеть не могу, когда из каждого стыка торчит герметик толщиной в мизинец). Приклеиваем ее к саксофону, проталкиваем его на свое место опять же со стороны аккумулятора, прикручиваем его обратно ? теперь оба болта легко крутить, т.к. нет этой трубки обратки печки. У нового саксофона 2112 планка крепления приварена в другом месте (дальше от места крепления к помпе), но это очень удобно, так как теперь он фиксируется на крайней гайке выпускного коллектора 4-го цилиндра. Берем снятую планку от старого саксофона, пропиливаем в ней новый паз (у меня межцентровое расстояние от гайки коллектора до болта на саксофоне получилось 40 мм.), отпиливаем лишний кусок планки, накидываем ее на шпильки и прикручиваем гайками.

Накручиваем две гайки на верхнюю шпильку крепления термостата, которая ближе к коллекторам, с помощью двух ключиков на 13 выкручиваем ее и выбрасываем. Берем новую шпильку (шпилька карбюратора от классики ? так она в магазине называлась), с помощью двух гаек и ключей вкручиваем ее в головку. Смотрим, чтобы часть с резьбой, которая вкручивается в ГБЦ была не короче, чем на старой шпильке.

Вкручиваем в термостат ключом на 19 датчик температуры от 16 клапанной десятки (я ничего подходящего не смог найти, чтобы заглушить это отверстие). Берем кусок шланга (не более 5 см.) диаметром, как шланг подогрева дросселя карбюратора. С одной стороны вставляем подходящий болт, другой стороной одеваем на штуцер подогрева дросселя в новом термостате, затягиваем оба конца хомутами диаметром, как на топливный шланг. Я все это делал когда термостат уже был прикручен и подключен, но ИМХО, на снятом это сделать проще.

Читать еще:  Снятие печки приора с кондиционером панасоник

Очищаем посадочное место термостата от старой прокладки. Затем смазываем герметиком прокладку термостата (чтобы она стала липкой и не более), одеваем ого на место и прикручиваем гайками (естественно с шайбой и гравером).

Откручиваем от радиатора нижний патрубок, нам нужно будет из него сделать патрубок в форме буквы ?Г? для соединения термостата и саксофона. Примеряем, отрезаем лишние куски, одеваем на саксофон и на термостат, затягиваем хомутами.

Подсоединяем к саксофону шланг обратки от подогрева дросселя карбюратора. Одеваем на термостат верхний патрубок радиатора, затягиваем хомут. Берем новый нижний патрубок радиатора, соединяем им термостат и радиатор, затягиваем хомутами. Не знаю, у кого его не хватало, у меня его длины хватило, а вот длины старого не хватало, поэтому из него и сделал уголок, так как найти в продаже такой уголок трудно, а нижний патрубок радиатора 2108 намного легче.

Берем армированный шланг диаметром 18 мм, примеряем от патрубков печки до термостата, так, чтобы не было перегибов. Они легко одеваются на штуцера крана печки из-под капота со стороны аккумулятора. У меня был ровно 1 метр шланга, получилось ровно пополам, шланги встали как будто они там и были. Тот штуцер, который перекрывается краником ? подсоединяем к тому штуцеру термостата, который ближе к ГБЦ. Второй шланг от печки подсоединяем к штуцеру термостата, который ближе к аккумулятору, все затягиваем хомутами. Чтобы затянуть хомуты на кране печки ? опять пришлось нырять в яму.

Расширительный бачок ? его подключаем к штуцеру на саксофоне. Я взял один из маленьких (из стандартного набора) патрубков отопителя, одел его на саксофон так, что второй его конец смотрел прямо на штуцер расширительного бачка. Берем саксофон и отпиливаем от него штуцер обратки печки (диаметр 18 мм) ? нужно сантиметров 5, подравниваем кромку, вставляем в тот патрубок, который мы одели на саксофон, на второй конец этой соединительной трубки надеваем отрезок прямого шланга, второй конец которого одеваем на расширительный бачок. Все затягиваем хомутами.

Снимаем трос привода крана печки. Откусываем с одной стороны трос, вытаскиваем его и из оболочки, отрезаем кусок оболочки длиной сантиметров 5, убираем заусенцы с торца оболочки, где ее отрезали. Вставляем трос, отмериваем нужную длину, откусываем лишнее, и загибаем его за оболочку. Вставляем в кран печки стандартный конец троса, и защелкиваем защелкой на кране этот отрезок так, чтобы кран печки был всегда открыт.

Проверяем затянутость сливных пробок в блоке и в радиаторе. Заливаем тосол. Запускаем двигатель, прогреваем, контролируем уровень тосола. Желательно поднять морду автомобиля вверх, чтобы выгнать воздух. Когда двигатель прогреется и выйдет весь воздух, доливаем тосол до нужного уровня. Все!

Расходы:
1. Термостат 450 руб. (брал заводской ? он гладкий, видны следы от обработки облоя напильником, есть еще Прамо ? тот поблескивает, как будто покрашен серебрянкой, все стыки ровные, следов обработки нет, стоит тоже 450 руб. ? но у него несменный термоэлемент, поэтому я его не взял).
2. Шланг диаметром 18 мм. ? 1 метр, 65 рублей.
3. Датчик температуры от 16 клапанной десятки ? 100 руб.
4. Хомуты (по необходимости) я брал 5 шт. ? 60 руб.
5. Прокладки: под термостат и под саксофон ? 10 руб.
6. Шпилька термостата ? 15 руб.
7. Тосол 1,5 л. 70 руб.
8. Саксофон 2112 ? 200 руб.
9. Нижний патрубок радиатора 2108 ? 85 руб.

Впечатления: Через пять минут работы двигателя (у нас сегодня как раз -17) из печки уже дует теплый воздух. У меня до работы 5 км., на стоковом термостате (он был рабочий) я грел машину 10 минут, доезжал до работы (печка работала на 1 скорости) ? температура двигателя не поднималась выше 70 градусов, в салоне было холодно, хотя на улице было не ниже 12 градусов (картонки перед радиатором нет, двигатель укрыт фуфайкой).
Сегодня прогревал 10 минут, доехал до работы ? температура двигателя держится четко 90, печка на второй скорости, в салоне тепло. Самое главное — температура воздуха из печки НЕ МЕНЯЕТСЯ в зависимости от скорости печки и оборотов двигателя, если на ХХ включена печка на 3-ей скорости, то из нее дует достаточно горячий воздух. Раньше на третьей скорости даже при езде дул очень холодный воздух. При работе печки на 3-й скорости температура двигателя не уменьшается (еще раз напомню, что сегодня у нас -17).

То есть все теоретические догадки подтвердились опытным путем. Первое: из-за дроссельного отверстия скорость тосола через радиатор отопителя повысилась. Второе: из-за подключения обратки печки к термостату терморежим двигателя стал стабильнее, температура двигателя теперь не падает от работы отопителя, так как термостат учитывает охлажденный отопителем тосол. Ну и эстетически: меньше хомутов, крепче конструкция, для замены термостата не надо снимать все патрубки и сливать весь тосол.
_________________

Читать еще:  Штаны на калину 8 клапанов цена

Термостат 21082

Наткнулся в инете на такой вот термостат 21082.

Отзывы очень положительные о нём, печка греет намного лучше, за счёт уменьшенного сечения отверстия.
Диаметр выходного отверстия из терсостата на радиатор печки у всех видов термостатов одинаковый 16 мм. А вот диаметр отверстия на малый круг у обычного термостата и ТС-82 отличается в три раза. У ТС-82 он 10 мм, у обычного термостата 32 мм.

Крепится он непосредственно к двигателю.

А циркуляция тосола, имеет различные схемы, их я нашёл несколько, вот вроде самая распространённая

p.s.Знакомый работает в сервисе, и от него я услышал обратное мнение об этом термостате, вроде и проблем с ним не меньше и печка греть у тебя лучше из-за него не будет и выходят из строя они так же как и обычные термостаты.
Может у кого есть опыт в использование и установке данного термостата, как летом обстоят дела?

чёт фотки не получилось нормально оформить

Проще и дешевле воткнуть шайбу в термостат, чем менять его целиком, к тому же рабочий. Термо элемент что у нового, что у старого тотже, проблемы теже, стоит дороже. Особого смысла и прихода нет.

Фотки поправил.
ИМХО если хочется, то можно и замутить. А так нормально работающий термостат решает все проблемы.
Я вот летом заменил термостат, заводской кстати, немного поздновато открывался. Поставил прамо, летом было норм., сейчас зимой такое ощущение что немного пропускает на большой круг, машина плохо греется и стрелка до 90 даже не доползает немного. Опять надо менять.
У меня на прошлой машине стоял кажется metal-inkar польский, так стрелка колом стояла в любых режимах, у меня проработал лет 5, так с ним и продал. Летом такого не нашел
Это я к тому, что нормальный термостат найти это надо заморачиваться и если тебе повезло и он работает как надо, то нех. туда лазить, сильно лучше не будет.
У термоса 21082 сам принцип работы немного другой, в этом его плюс. Штатный термостат не учитывает падение температуры о.ж. после печки, а этот учитывает. Что препятствует падению температуры двигателя при включенной печке, как то так вобщем.

Пасиб за фотки, так нагляднее
Вот как раз тоже такую фигню заметил, что раньше стрелка держалась строго на 90, а теперь даже при длительной езде не добирается до 90 градусов, держит где-то 85 ориентировочно, и прогревается двиг долго. Термостат стоит у меня Luzar, не знаю сколько он там уже стоит, достался от предыдущего владельца. Поэтому начал инфу о термостатах искать. Сразу наткнулся что оч популярен вот этот 21082, но мнения о нём разные. Да и в лето неизвестно как он себя будет вести, т.к. краник печки должен быть всегда открытый, то большую роль будут играть заслонки печки, если они там болтаются и не плотно перекрывают то летом сауна будет думаю.

Термостат у тебя травит на большой круг.

Это точно травил на большой круг.
Поехал в магазин, смотреть сколько обойдётся мне установка 082 термостата.
Список необходимого для установки ТС-82:
1.Сам ТС-82
2. Именно бумажная прокладка под термостат
3. Пробка слива масла от классики с магнитиком
4. Патрубок от расширительного бачка к термостату десяточный
5. тройник для печных патрубков десяточный металлический
6. Хомут «Норма» (10-16)
7. Хомут «Норма» (16-27)
8. Хомут «Норма» (25-40)
9. Тосол на доливку около поллитра.
10. Маленький тюбик белого «Казанский завод синтетического каучука» герметика.
11. Нижний патрубок на радиатор охлаждения.
12. Шпилька м8на 50 мм.
13. Датчик температуры от инжекторного авто, для затыкания отверстия.

Но начнём с того что в продаже был только термоэлемент от 082Т саого корпуса куда он ставится у них не было, проехался по другим магазинам, тоже не было.
А в одном из магазинов увидел обычный термостат, но тот про который упоминал bse Metal-incar, тогда и решил пока не заморачиваться с 082 и поставить этот. Стоит он кстати дороже всех обычных, были также там и другие польские, но решил взять именно этот

был вот в такой скромной упаковочке

Снимая старый термостат обратил внимание что на нём было написано 85 градусов, на новом 87.

Пол часа возни и новый термостат с новыми хомутами установлен
Результат на лицо, машина до 90 градусов прогревается горазло быстрее чем раньше, и как было упомянуто раньше bse стрелка температуры колом стоит на 90 градусах при всех режимах печки.

В машине очень тепло, за 7 дней после установки досих пор нарадоваться немогу в машине тепло и уютно, местами даже жарко )) т.к. летом поменял радиатор печки, но его работа не ощущалась до сих пор.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector