7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шли годы бурь порыв мятежный рассеял

Шли годы бурь порыв мятежный рассеял

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

«Я помню чудное мгновенье…» — традиционное название (по первой строке) стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно общепринятой версии) к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.

Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года. В это время Пушкин вынужден был находиться на территории фамильного имения Михайловское. Впервые стихотворение «К***» было напечатано в известном альманахе «Северные цветы», издателем которого был лицейский товарищ Пушкина Антон Антонович Дельвиг, в 1827 году. В первый раз Пушкин увидел Керн ещё задолго до своего вынужденного затворничества; встреча состоялась в Санкт-Петербурге в 1819 году, Анна Керн произвела на поэта неизгладимое впечатление. В следующий раз Пушкин и Керн увиделись только в 1825 году, когда Керн гостила в имении своей тётки Прасковьи Осиповой в имении Тригорское; Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его знакомой. Считается, что новая встреча, состоявшаяся после столь длительного перерыва, вдохновила Пушкина на создание эпохального стихотворения. Известно, что автограф произведения А. С. Пушкин лично подарил Анне Керн перед её отъездом из Тригорского в Ригу, который состоялся 19 июля 1825 года, однако автограф, согласно её воспоминаниям, находился в рукописи второй главы «Евгения Онегина», которую А. П. Керн должна была взять с собой перед отъездом. Пушкин неожиданно отобрал автограф и лишь после просьб вернул его опять (Губер П. Дон-Жуанский список А. С. Пушкина. Харьков, 1993). Помимо прочего, этот эксклюзивный беловой вариант был безвозвратно утерян — судя по всему, именно в Риге, в доме коменданта.

Главной темой стихотворного послания Пушкина является тема любви, которая всегда занимала ключевое место в его творчестве. Именно биографические реалии организуют композиционное единство этого значимого в мировой литературе образца любовной лирики. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, в который были созданы художественные произведения, проникнутые ощущениями неподдельного пессимизма («Демон», «Свободы сеятель пустынный»), подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, обусловленное явлением божественного образа музы, которая приносит с собой прежнюю радость творчества и созидания, которая открывается автору в новом ракурсе. Именно в момент духовного пробуждения и прилива витальной энергии лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье:/ И вот опять явилась ты…».

Образ героини существенно обобщён и максимально поэтизирован; он значительно отличается от того образа, который предстаёт на страницах пушкинских писем в Ригу и друзьям, созданных в период вынужденного времяпровождения в Михайловском. Вместе с тем неоправданна постановка знака равенства, равно как и отождествление «гения чистой красоты» с реальной биографической Анной Петровной Керн. На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году.

Многие поэтические символы, употребляющиеся в стихотворении, утратили своё первоначальное значение в контексте канонизации романтического дискурса: «видение», «божество», «слёзы»; черты лица героини «милые» и «небесные». Одновременно неподражаемая простота пушкинского нарратива оживляет старые клишированные формулы романтической лирики, одаряя их новым поэтическим звучанием. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты» взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского.

Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить. В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетное виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта — его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл. Жанр – послание.

Читать еще:  Штатная антенна уаз патриот 2020

Выдвигались и другие версии по поводу героини стихотворения Пушкина. Михаил Дудин считал ей крепостную девушку Ольгу Калашникову, чему посвятил свое стихотворение «Об Ольге Калашниковой моя песня». Вадим Николаев (В. Николаев, «Кому было посвящено «Чудное мгновенье»?», «Литературная учёба», 2008, № 3) выдвинул версию, согласно которой стихотворение посвящено Татьяне Лариной, что это «не любовная лирика, а стихи о создании образа».

В 1840 году композитор Михаил Глинка написал на стихотворение Пушкина романс, посвятив его своей любовнице Катеньке Керн (дочь Анны Керн). Стихи Пушкина в сочетании с музыкой Глинки обеспечивают произведению известность в широких кругах.

Об А. П. Керн в связи с этим стихотворением Пушкина ярко пишет Ю. Лотман: «А. П. Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой. Её подлинным призванием должна была стать тихая семейная жизнь, чего она, в конце концов, добилась, выйдя уже после сорока лет, вторично и весьма счастливо замуж. Но в тот момент, когда она в Тригорском встретилась с Пушкиным, это — женщина, оставившая своего мужа и пользующаяся довольно двусмысленной репутацией. Искреннее чувство Пушкина к А. П. Керн, когда его надо было выразить на бумаге, характерно трансформировалось в соответствии с условными формулами любовно-поэтического ритуала. Будучи выражено в стихах, оно подчинилось законам романтической лирики и превратило А. П. Керн в «гений чистой красоты».3

Стихотворение представляет собой классический катрен4 — классический в том смысле, что каждая строфа заключает в себе законченную мысль.

Это стихотворение выражает в поэтическом смысле концепцию Пушкина, согласно которой – можно согласиться с интерпретацией Лотмана5 – движение вперед, то есть развитие, мыслилось Пушкиным как возрождение: «первоначальные, чистые дни» — «заблужденья» — «возрождение». Эту идею Пушкин в 20-е годы с разными вариациями формулировал в своей поэзии. И наше стихотворение – одна из вариаций на эту тему.

Романс Глинки. Пушкин: я помню чудное мгновенье.

Александр Пушкин: я помню чудное мгновенье.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.

Александр Пушкин — Я помню чудное мгновенье (Керн): Стих

К Керн*

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

Первые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» известны практически каждому. Это одно из самых известных лирических произведений Пушкина. Поэт был очень влюбчивым человеком, и многие свои стихи посвящал женщинам. В 1819 г. он познакомился с А. П. Керн, которая на долгое время захватила его воображение. В 1825 г., во время ссылки поэта в Михайловском, состоялась вторая встреча поэта с Керн. Под влиянием этой неожиданной встречи Пушкин и написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Короткое произведение является образцом поэтического признания в любви. Всего в нескольких строфах Пушкин разворачивает перед читателем долгую историю взаимоотношений с Керн. Выражение «гений чистой красоты» очень емко характеризует восторженное преклонение перед женщиной. Поэт влюбился с первого взгляда, но Керн во время первой встречи была замужем и не могла ответить на ухаживания поэта. Образ прекрасной женщины преследует автора. Но судьба на несколько лет разлучает Пушкина с Керн. Эти бурные годы стирают из памяти поэта «милые черты».

Читать еще:  Размеры багажника веста св в сантиметрах

Ссылка за недозволенные стихи в Михайловское тяжело действует на поэта. Его угнетает не отрыв от столичной жизни, к которой он испытывал только презрение. Главной проблемой Пушкина «во мраке заточенья» был отрыв от привычного творческого общества, отсутствие возможности поделиться с кем-нибудь своими замыслами. Внезапно он узнает, что в соседнем Тригорском поместье находится А. Керн. Александр спешит к ней. Женщина потеряла мужа и на этот раз благосклонно встречает поэта. Для Пушкина эта встреча стала спасительным лучом надежды. В его душе вновь просыпаются «и жизнь, и слезы, и любовь».

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин показывает себя великим мастером слова. Он обладал удивительной способностью сказать о бесконечно многом всего лишь в нескольких строках. В небольшом стихе перед нами предстает промежуток в несколько лет. Несмотря на сжатость и простоту слога автор доносит до читателя перемены в своем душевном настроении, позволяет пережить радость и печаль вместе с ним.

Стихотворение написано в жанре чистой любовной лирики. Эмоциональное воздействие усилено лексическими повторами нескольких фраз. Их точная расстановка придает произведению свою неповторимость и изящество.

Творческое наследие великого Александра Сергеевича Пушкина огромно. «Я помню чудное мгновенье» — одна из самых дорогих жемчужин этого сокровища.

Шли годы бурь порыв мятежный рассеял

Как по смыс­лу свя­за­ны между собой стро­фы 4 и 6 сти­хо­тво­ре­ния и как они вы­ра­жа­ют глав­ную мысль автора?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

А. С. Пушкин, 1825

Укажите клас­си­че­ский ли­ри­че­ский жанр, к ко­то­ро­му при­над­ле­жит сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «К***».

Это по­сла­ние (любовное послание, элегия) — малая ли­ри­че­ская форма, сти­хо­твор­ное письмо, об­ра­щен­ное к какому-либо лицу.

В ответе ЭЛЕГИЯ нельзя писать?

Можно, такой ответ предусмотрен.

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, ос­но­ван­но­го на по­вто­ре­нии оди­на­ко­вых глас­ных зву­ков в стро­ке («Тянулись тихо дни мои»).

Это ас­со­нанс — приём фо­ни­че­ской ор­га­ни­за­ции текста, со­сто­я­щий в по­вто­ре­нии глас­ных звуков.

а звукопись не подходит?

Подходит, у нас есть такой ответ.

Все стро­ки по­след­ней стро­фы сти­хо­тво­ре­ния на­чи­на­ют­ся одинаково. Как на­зы­ва­ет­ся эта сти­ли­сти­че­ская фигура?

Это ана­фо­ра (единоначатие) — по­втор слов, сло­во­со­че­та­ний или иных ре­че­вых кон­струк­ций в на­ча­ле строки, стро­фы или аб­за­ца для уси­ле­ния эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия ху­до­же­ствен­но­го текста.

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных А. С. Пуш­ки­ным в сти­хо­тво­ре­нии «К***». Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

Сравнение: как ми­мо­лет­ное виденье, как гений чи­стой красоты.

Эпитеты: чуд­ное мгновение, чи­стой красоты; поры мятежной, не­бес­ные черты и т. д.

Инверсия — об­рат­ный по­ря­док слов: яви­лась ты; зву­чал мне долго голос нежный.

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «К***» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп)?

Стихотворение на­пи­са­но ямбом. Ямб — стопа, со­сто­я­щая из двух слогов, где пер­вый слог безударный, а вто­рой — ударный.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ским стихотворением?

Практически у каж­до­го круп­но­го поэта есть стихотворения, от­но­ся­щи­е­ся к лю­бов­ной лирике. Среди всего мно­го­об­ра­зия мы можем найти такие, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют «воскрешение» че­ло­ве­ка с при­хо­дом любви. Например, об этом го­во­рит­ся в сти­хо­тво­ре­нии М. Ю. Лер­мон­то­ва «Валерик» или в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на «Заметался пожар голубой. ».

Можно пойти по дру­го­му пути и со­по­ста­вить сти­хо­тво­ре­ния дру­гих поэтов, по­ка­зав силу любви. Например, «О как убий­ствен­но мы любим» Ф. И. Тютчева. Автор, ис­поль­зуя громкие, гроз­ные метафоры, пишет о том, как часто мы уби­ва­ем самое прекрасное, что в нас есть.

Читать еще:  Свечи в вазах цилиндрах

О, как убий­ствен­но мы любим,

Как в буй­ной сле­по­те стра­стей

Мы то всего вер­нее губим,

Что серд­цу на­ше­му милей!

Ф. И. Тют­чев как бы пы­та­ет­ся пре­ду­пре­дить чи­та­те­лей обо всех опас­но­стях любви, предостерегает, при­зы­ва­ет быть осторожнее. Все сти­хо­тво­ре­ние про­пи­та­но тос­кой и грустью. Тют­чев пишет не о вы­ду­ман­ной судь­бе влюб­лен­но­го человека, а о своей собственной. Даже боль­ше о судь­бе Денисьевой, чем о своей.

Судь­бы ужас­ным при­го­во­ром

Твоя лю­бовь для ней была,

И не­за­слу­жен­ным по­зо­ром

На жизнь ее она легла!

На про­тя­же­нии всего сти­хо­тво­ре­ния идет кон­тра­стом то, какой Она была при пер­вой встре­че и то, что с Ней сде­ла­ли его любовь, толпа, не­за­слу­жен­ные упреки.

В конце Ф. И. Тют­чев по­вто­ря­ет пер­вый катрен. По­вто­ря­ет его с удво­ен­ной горечью, виня в оче­ред­ной раз себя за то, что его лю­бовь стала для нее жиз­нью от­ре­че­нья и страданья. Од­но­вре­мен­но по­вто­ром пер­во­го чет­ве­ро­сти­шия поэт показывает, что все повторяется: каж­дая его новая лю­бовь про­хо­дит через по­доб­ные трудности, и это яв­ля­ет­ся за­мкну­тым кру­гом в его жизни и никак он не может этот круг разорвать. Любовь — все­по­гло­ща­ю­щее чувство, как и в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пушкина, но если у Ф. И. Тют­че­ва лю­бовь убивает, при­но­сит страдания, то у А. С. Пуш­ки­на это чув­ство созидательно, оно воз­рож­да­ет ли­ри­че­ско­го героя к жизни.

Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ

Александр Пушкин
К*** (Анна Кёрн)

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Федор Тютчев
К. Б. ( Амалия Крюденер )

Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло.

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.

Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
26 июля 1870

Сергей Калмыков
К.В. (Валентина Кармадонова)

Я встретил Вас, не ожидая,
Боясь упиться, пригубив,
Боясь любви и презирая,
Вас уступил, не полюбив.
Но тайных Замыслов желанья —
Пришла пора — пробуждены.
О, Вы, очей очарованье,
О, вы, соперница Весны,
Пред Вами меркнут: свет и тени;
Теряет смысл приговор,
И пасть пред Вами на колени –
Какое счастье! – Не позор.
О, Вы, прекрасная мадонна,
Огонь и Солнце Ваших глаз!
Заветных прелестей икона!
Люблю, уже ли, в первый раз!

Ай, да, хорош, ай, да, собака,
Ай, да, речистый я, Калмык, …-
Чуть слямзил Классику, однако?
Иль Он вселился в мой язык? —
С того ли, на сердце тревожно,
Хотя, ни в чём не виноват!
А что, как Фёдору, так можно,
А, как другому, — плагиат?
Короче, помню я мгновенье:
Проснулись, воспылали вновь
Во мне и боль, и вдохновенье,
И страсть, и ревность, и любовь!

Любовь у Коего не слаба,
Моя — не меньше глубока …
А вдруг, одна и та же баба! –
«Проказница» на букву «К»!
Ну, надо ж было так нарваться —
В раю Он или же в аду? –
Небось, предложит постреляться,
Если туда же попаду!
Одна надежда, на везенье,
Он, может, там другим убит –
«Я помню чудное мгновенье …», —
Его подначивал Пиит! (1)

—————————————————
(1) В. Высоцкий, в стихотворении «Муза»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector