191 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Родственные тональности к соль минору

Родственные тональности к соль минору

Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.
Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.
В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки,— побочными.
Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.
Например:
До мажору родственны тональности:
фа мажор IV ст., соль мажор V ст.— тональности главных ступеней,
ля минор VI ст.— параллельная главной тональности,
ре минор II ст., ми минор III ст.— параллельные тональностям главных ступеней,
фа минор IV (г.) ст.—тональность минорной субдоминанты.
Ля минору родственны тональности:
ре минор IV ст. — ми минор V ст. —
тональности главных ступеней.
До мажор III ст.— параллельная главной тональности
Фа мажор VI ст. — Соль мажор VII ст.—
параллельные тональностям главных ступеней
Ми мажор V(r.) ст.— тональность мажорной доминанты (см. пример 206 б).
По указанным примерам можно судить, что мажорные и минорные трезвучия, построенные на ступенях натуральногс и гармонического До мажора и ля минора, и будут тоникам перечисленных выше родственных им тональностей.

К Тональностям первой степени родства относятся тональности, чьи трезвучия лежат на ступенях данной тональности.

  1. параллельная тональность;
  2. субдоминантовая тональность и её параллель;
  3. доминантовая тональность и её параллель;
  4. тональность минорной субдоминанты.

Например, для тональности До мажор:

  1. параллельная тональность — ля минор
  2. субдоминантовая тональность — Фа мажор и её параллель — ре минор;
  3. тональность доминанты — Соль мажор и её параллель — ми минор;
  4. тональность минорной субдоминанты — фа минор.
  1. параллельная тональность;
  2. тональность субдоминанты и её параллель;
  3. тональность доминанты и её параллель;
  4. тональность мажорной доминанты.

Например, для тональности Ля минор:

  1. параллельная тональность — До мажор;
  2. тональность минорной субдоминанты — ре минор и её параллель — Фа мажор;
  3. тональность минорной доминанты — ми минор и её параллель — Соль мажор;
  4. тональность мажорной доминанты — Ми мажор.

В параллельных тональностях ключевые знаки совпадают; в субдоминантовых и доминантовых тональностях и их параллельных тональностях отличия от исходной тональности в один ключевой знак, а тональности минорной субдоминанты и мажорной доминанты отличаются от исходной на 4 ключевых знака.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы узнаем, что такое родство тональностей и посмотрим какие вообще бывают родственные тональности.

В самом названии присутствует слово «родственные», значит между двумя тональностями, которые таковыми являются должно быть нечто общее. Таким общим является наличие общего аккорда, то есть аккорда, встречающегося в двух тональностях, но на разных ступенях.

Примеры общих аккордов

Например, общим аккордом будет до мажор для тональностей ля минор и ми минор или ре минор для тональностей Фа мажор и Соль минор:

рис. 1

На рисунке 1 мы привели очень простые примеры общих аккордов. Да, обратите внимание на слово гармонический — это означает, что мы берём гармоническую доминанту в соль миноре (так принято). Мы об этом писали в статье про золотую секвенцию к примеру — ссылку на нее смотрите в меню справа. Римские цифры обозначают от какой ступени строится этот аккорд в конкретной тональности (имя тональности в круглых скобках под цифрами).

Кроме того общим аккордом будет считаться аккорд, полученный с помощью альтерации, например так:

рис. 2

На рисунке 2 мы взяли сначала обычный аккорд от второй ступени в до мажоре — трезвучие Ре минор и понизили в нем неустойчивые ступени (1-ую и 6-ую), применив альтерацию. Точно такой же аккорд у нас получается и в тональности Соль бемоль минор на пятой (опять же гармонический вариант) ступени. Так тоже Ре бемоль мажор получается у нас общим для двух, казалось бы таких разных тональностей. Похоже чем-то на то, о чем мы писали в статье про энгармоническую модуляцию.

Степени родства тональностей

Итак, теперь посмотрим давайте как определяются степени родства тональностей.

К первой степени родства относят тональности, в которых тонические трезвучия являются общими аккордами. Например, возьмем тональность до мажор. Если взять её полностью получится шкала аккордов, о которой мы уже ранее писали:

рис. 3

Так вот, все изображенные на рисунке 3 аккорды (кроме первого — тоники и последнего — уменьшенного трезвучия от седьмой ступени) являются тониками тональностей первой степени родства к До мажору:

рис. 4

Кроме того, к первой степени родства для до мажора относят и аккорд Фа минор (соответственно тональность Фа минор), который получается в нашей шкале если использовать шестую пониженную ступень (или гармонический до мажор — получится нота ля бемоль вместо ля) в аккорде Фа мажор:

рис. 5

Итак, у нас получилось всего 6-ть тональностей первой степени родства к До мажору — это Dm, Em, F, Fm, G, Am.

Для минорной тональности все то же самое. Давайте на примере Ля минора рассмотрим. К первой степени в этом случае относятся все аккорды диатонической шкалы (построенной, в натуральном ля миноре), кроме трезвучий от второй ступени (уменьшенное трезвучие — Bdim) и первой (тоника — Am):

рис. 6

Но и тут также можно использовать трезвучие полученное с использование ноты гармонического ля минора (ноты соль диез) — это аккорд E (который как мы помним положено использовать в качестве доминанты в минорной гармонии — на рисунке 6 оно у нас отмечено розовым кружком). Оно также будет относится к тональностям первой степени родства к Ля минору.

Итак, получается для минорного аккорда существует также шесть тональностей первой степени родства. К тональности ля минор — это С, Dm, Em, E, F, G.

Читать еще:  Тад 17 и тад 17и отличия

Теперь найдем тональности второй степени родства к До мажору. Такими тональностями у нас будут все тональности, которые имеют с До мажором хотя бы один общий аккорд, но не тонический.

Всего у нас получится 12-ть таких тональностей (8 мажорных и 4 минорных). Давайте посмотрим как их найти.

Итак, возьмем трезвучие ми минор из шкалы аккордов До мажора, этот же аккорд есть в диатонической шкале Ре мажора — он является общим для этих двух тональностей и тоникой не является:

рис. 7

По тому же принципу можно найти еще одну мажорную тональность второй степени родства к До мажору — Bb:

рис. 8

Тут общим аккордом будет Ре минор (на рисунке обведён красным). Ну здесь все более менее ясно — эти две тональности мы получили, используя ноты натурального До мажора. Для того, чтобы получить других родственников второй степени к до мажору нам надо использовать гармонический его вариант с 6-ой пониженной ступенью. Тогда у нас появляется дополнительный аккорд — Fm, который поможет нам найти другие тональности 2-ой степени родства к До мажору. Этими тональностями будут: Eb, Ab, Db. У них всех общим с До мажором аккордом будет как раз Fm.

рис. 9

Далее мы можем найти еще три мажорных тональностей второй степени родства к До мажору, но теперь уже за счет использования их гармонических вариантов. То есть то же, что и на рисунке 9 показано, но наоборот — изменять будем самих «родственников», а не исходную тональность. У нас получатся тональности B, A, E:

рис. 10

На рисунке 10 мы одинаковыми цветами выделили общие аккорды. Буква «г» в скобках означает, что мы имеем ввиду гармонический мажор, а не натуральный.

Итак, всего у нас получилось восемь мажорных тональностей второй степени родства к До мажору. Это аккорды: D, Db, B, Bb, A, Ab, E, Eb. И, что тоже приятно — мы знаем по какому принципу они находятся.

Но во второй степени есть и минорные тональности — всего четыре штуки. Давайте и их получим.

Общие с До мажором аккорды есть у тональности Соль минор и Си минор:

рис. 11

Как видно на рисунке 11 у До мажора и Соль минора общим аккордом будет Dm, а у Си минора и До мажора — Em — мы отметили это кружками.

Еще две минорные тональности мы можем получить если снова используем ноту из гармонического До мажора:

рис. 12

Аккорд Фа минор, который мы уже выше получали у нас вновь будет общим, но на этот раз мы его видим в двух минорных тональностях: Bbm и Cm.

Итак, у нас всего получилось 4-ре минорных тональности 2-ой степени родства к До мажору: Gm, Bbm, Bm и Cm.

Теперь надо найти то же самое для Ля минора. Принципы все те же самые — берем шкалу аккордов Ля минора (сначала натурального) и находим минорные тональности, содержащие хотя бы один такой же аккорд как и в этой шкале (но не тонический):

рис. 13

Кстати, как их подбирали — логически напрашивается взять тональности параллельные тем мажорным, что мы нашли выше (на рисунке 7 и 8) — ведь у них все те же самые аккорды (Ля минор параллельна До мажору, Соль минор Си бемоль мажору, а Си минор Ре мажору). Так на рисунке 13 и получились Соль минор и Си минор.

Далее берём гармонический вариант Ля минора с аккордом Ми мажор от пятой ступени и находим еще минорные тональности (натуральные виды), в которых есть этот аккорд — это До диез минор (там Ми мажор образуется на третьей ступени), Соль диез минор (тут от 6-ой), Фа диез минор (здесь от 7-ой):

рис. 14

Ну и наконец, последние три минорные тональности можно найти если представить каждое из трех мажорных трезвучий диатонической шкалы Ля минора как аккорд от пятой ступени других минорных тональностей. Так получится, что Фа мажор — это гармоническая доминанта для Си бемоль минора, Соль мажор для До минора, До мажор для Фа минора.

рис. 15

Заметьте также, что три тональности с рисунка 15-ть (Cm, Bbm, Fm) это параллельные тональности к тем, что изображены на рисунке 9-ть (Eb, Db, Ab) — интересно совпало правда?

Теперь поищем мажорные варианты. Для гармонического Ля минора — это будут тональности Си мажор (B) и Ля мажор (A):

рис. 16

Для натурального Ля минора — Ре мажор (D), Си бемоль мажор (Bb):

рис. 17

Итак, родственные тональности второй степени к Ля минору это: Gm, Bm, C#m, G#m, F#m, Cm, Bbm, Fm — минорные и 4-ре мажорных: A, Bb, B, D.

К тональностям третьей степени родства относят те, которые не имеют с исходной ни одного общего аккорда. Однако, тут можно энгармонически приравнять аккорды с помощью альтерации (как показано на рисунке 2) с целью все таки получить общий аккорд с исходной тональностью.

Так, получается все оставшиеся тональности можно отнести к третьей степени — для До мажора это F#m, F#, Ebm, Dbm, Abm. А для Ля минора: C#, G#, F#, Eb, Ebm.

Как быстро находить родственные тональности второй и третьей степени?

Сегодня займёмся интересным делом – будем учиться искать далёкие родственные тональности, причём делать это так же быстро, как находим «родственничков» в первой степени.

Читать еще:  Система питания лада калина

Для начала уточним одну важную деталь. Дело в том, что кто-то предпочитает пользоваться системой Римского-Корсакова, согласно которой между тональностями может быть три степени родства, а кто-то придерживается другой системы, по которой этих степеней не три, а четыре. Так вот, мы за основу возьмём систему родственных отношений именно Римского-Корсакова, поскольку она проще, но от второй системы тоже не отказываемся и погорим на эту тему отдельно в конце.

Разница между 3-х и 4-х уровневыми системами родственных отношений заключается в том, что одна из групп тональностей, а именно вторая, просто делится на две или, если хотите, вбирает в себя две, которые и составляют 2-ю и 3-ю степень в 4-хстепенной системе. Попробуем наглядно изобразить сказанное:

Как искать родственные тональности второй степени?

Здесь мы всего должны найти 12 тональностей. Сам принцип, откуда они берутся, подробно разбирается в статье «Степени родства тональностей», а мы сейчас просто научимся их находить в мажоре и в миноре.

Тональности второй степени родства для мажора

В мажоре из 12 тональностей мажорными должны быть 8 штук, остальные 4 должны быть минорными. Без лишних заморочек мы будем обращаться к ступеням исходной тональности. Может быть, правильнее было бы искать, строя интервалы от тоники, но проще именно ассоциативно привязывать новые тональности к ступеням исходной.

Итак, для начала минорные тональности – их 4, поэтому просто запоминаем ступени: I (одноимённый минор), V (минорная доминанта), VII (просто запоминаем – седьмая), VIIb (седьмая пониженная).

Например, для тональности C-dur (буквенное обозначение тональностей) это будут c-moll, g-moll, h-moll и b-moll.

Теперь мажорные тональности – их 8 и они парные, сейчас поймёте, что подразумевается под словом «парные». Их привязываем к следующим ступеням: II, III, VI и VII. И везде будет так: натуральная ступень и пониженная, то есть по две мажорных тональности для каждой ступени (одна без бемолика, другая с бемоликом).

Например, для того же до мажора это будут: D-dur и Des-dur, E-dur и Es-dur, A-dur и As-dur, H-dur и B-dur. Всё предельно просто, главное запомнить волшебный код – 2367 (составлен из номеров ступеней).

Тональности второй степени родства для минора

Если исходная тональность у нас минорная (например, до минор), то для неё 12 родственных во второй степени тональностей для неё разделятся так: наоборот, всего 4 мажорных и остальные 8 – минорные.

Тоники мажорных тональностей будут совпадать с такими ступенями (запоминаем): I (одноимённый мажор), II (простая вторая), IIb (вторая пониженная), IV (мажорная субдоминанта). Например, для до минора это будут такие «двоюродные родственники»: C-dur, D-dur, Des-dur и F-dur.

Минорных тональностей восемь и, внимание, тут всё очень интересно: их тоники занимают те же ступени, что и тоники 8 мажорных для мажора: II, III, VI и VII в натуральном и пониженном виде. То есть, родственными для до минора являются такие тональности, как d-moll и des-moll (несуществующая тональность, но всё именно так, как есть), e-moll и es-moll, a-moll и as-moll, h-moll и b-moll.

Интересное наблюдение (можно пропустить)

Если говорить в общем о двоюродных родственниках для мажора и минора, то тут наклёвывается ряд интересных моментов:

  • из 24 (12+12) тоник для каждого случая есть 9+9 (18) штук, которые совпадают тонально и различаются только ладовым наклонением (в их числе 8+8, которые связаны с «кодом 2367» и одноимённые 1+1);
  • одноимённые тональности являются родственными второй степени в этой системе, а в 4-хстепенной системе вообще оказываются «троюродными родственниками»;
  • наибольшее число тональностей второй степени родства связаны с вводными ступенями (на VII – 4 тональности для мажора, на II – 4 тональности для минора), со ступенями, на которых в исходной тональности в натуральном виде её лада строились уменьшённые трезвучия, по причине которого эти тоники не вошли в круг родственников первой степени (происходит как бы своеобразная компенсация – умножение на два в последующей степени);
  • в число родственных тональностей второй степени вошли: для мажора – тональность минорной доминанты, а для минора – тональность мажорной субдоминанты (а мы ведь помним про особые случаи в круге тональностей первой степени – минорная субдоминанта в гармоническом мажоре и мажорная доминанта в гармоническом миноре?).

Ну, хватит, пора двигаться дальше и переходить к следующей, третьей степени родства, которой характеризуются отношения между самыми далёкими тональностями (в них нет ни одного общего трезвучия).

Третья степень родства

Здесь, в отличие от проблемы предыдущей степени выдумывать слона, изобретать калькулятор или велосипед не придётся. Всё давно известно, все с успехом пользуются. Расскажу и вам!

Всего пять тональностей. Точно так же сначала рассмотрим случай, если исходная тональность у нас мажорная, а затем – случай, если мы ищем пропащих родственников для тональности минорной.

Ну, кстати сказать, кое-что общее между этими случаями есть, есть даже и общие тональности (целых две штуки). Общее это – тоника двух упомянутых общих тональностей находятся на расстоянии тритона от исходной тоники. Причём эту тонику мы используем дважды – для мажорной и минорной тональности.

Итак, если у нас исходная тональность мажорная (тот же до мажор, например), то на расстоянии тритона от её тоники располагается нота фа-диез. С фа-диезом делаем и мажор, и минор. То есть две тональности из пяти – это Fis-dur и fis-moll.

А дальше просто чудеса! От полученной минорной тритоновой тональности шагаем по чистым квинтам вверх. Всего нужно сделать три шага – мы получим три оставшиеся тональности: cis-moll, gis-moll и dis-moll.

Если же исходная тональность минорная (до минор для примера), то мы поступаем почти также: строим тритон, и сразу получаем две тональности (Fis-dur и fis-moll). А теперь, внимание, от мажорной тритоновой тональности (то есть от Fis-dur) шагаем на три квинты вниз! Получаем: H-dur, E-dur и A-dur.

Читать еще:  Сколько стоит капот на ваз 2109

Для тех, кто придерживается 4-хстепенной системы

Осталось разобрать, как же находить родственные тональности тем, кто предпочитает выделять четыре степени вместо трёх. Сразу скажу, что четвёртая степень – это та же третья без изменений. С этим проблем нет.

А вот, как уже было сказано, вторая «по трём» вбирает в себя вторую и третью «по четырём». И вторая степень включает всего 4 тональности, а третья – 8. Для себя вы всё-таки можете найти сразу 12 тональностей, а затем из их числа исключить 4 тональности второй степени родства, чтобы у вас остались 8 тональностей третей степени.

Как найти тональности второй степени «по четырём»?

Это главная особенность московской системы родства тональностей. И, конечно же, и здесь всё логично и просто. Нужно будет находить двойные доминанты и двойные субдоминанты (как бы они правильно не назывались).

В мажоре ищем тональность двойной доминанты (II ступенька с мажорным трезвучием на ней) и её параллель, а также тональность двойной субдоминанты (VII низкая с мажорным трезвучием на ней) и её параллель. Примеры для до мажора – D-dur||h-moll и B-dur||g-moll. Всё!

В миноре делаем то же самое, только всё, что мы найдём оставляем минорным (то есть двойная доминанта не такая – DD, а такая dd – натуральная, про субдоминанту – аналогично). К найденному добавляем параллели и получаем тональности второй степени родства для до минора: d-moll||F-dur и b-moll||Des-dur. Всё гениальное просто!

Музыкальные тональности

Создавать собственные произведения, умело играть на инструменте, красиво петь — всё это почти невозможно без базовых знаний из элементарной музыкальной теории. Тональности в музыке представляют собой высоту лада. Любую композицию можно сыграть или спеть в каждой из тональностей, это помогает лучше передать настроение и атмосферу, потому они важны для музыкантов так же, как краски для художника.

Мажорный или минорный лад можно сыграть на инструменте, спеть или построить от любой ноты. Эта нота называется тоникой. У каждой тональности есть название, благодаря которому можно легко понять, какой у неё лад и на какой высоте он расположен. Простой пример: C-dur, где С — это нота до (тоника), а dur говорит о мажорном ладе.

Буквенные названия

Для удобства музыкантов тональности обозначаются как кириллицей (до мажор), так и латиницей (C-dur). Буквенное обозначение тональностей в музыке предполагает прописные буквы для мажора и строчные для минора. Для упрощения записывать можно только первую часть названия: Fis понимают как фа-диез мажор. Запомнить их несложно, достаточно использования на практике и повторения во время занятий и упражнений. Кроме того, новичкам помогает придумывание собственных ассоциаций с обозначениями.

Родственные тональности

Родство тональностей в музыке подразумевает то, как соотносятся две отдельные из них по количеству и значению одинаковых аккордов. Чем больше совпадающих нот, тем более близкими они являются:

  1. Первая степень родства — самая объёмная. Это те тональности, у которых тонические трезвучия относятся к числу общих аккордов. У каждой тональности есть шесть родственных из этой степени. К примеру, у ля минора — до мажор, ре минор, ми минор, ми мажор, фа мажор, соль мажор.
  2. Вторая — 4 тональности, у которых два идентичных аккорда и два знака разницы в альтерации (до-мажор и ре-мажор).
  3. Третья — 8 с одним совпадающим трезвучием.
  4. Четвёртая — те, у которых нет одинаковых трезвучий.

Уровень родства влияет на способность перехода из одной тональности в другую и обусловливает её звучание. Транспонировать мелодию помогают также компьютерные программы, синтезатор и прочие электронные устройства.

Классификация

Характеристика в музыке соответствует их способности к разнообразному и сложному взаимодействию. Их отношения упорядочивают таким образом:

  • параллельные. Их особенность — равное количество ключевых знаков, но разные тонические функции. Проще говоря, набор звуков полностью одинаков, но отличается тоника. Пример: соль мажор и ми минор;
  • одноимённые — имеют общую тонику, но несовпадающий лад и альтерации при ключе (соль мажор и соль минор);
  • однотерцовые — общая терция (третий звук в трезвучии), но разные тоники, лад и знаки. Пример: до мажор и до-диез минор, в их трезвучиях одинаковый терцовый тон ми.

Для всех существующих тональностей можно подобрать параллельную, одноимённую или однотерцовую. На английском языке параллельные называют родственными, а одноимённые — параллельными, что иногда приводит к погрешностям при переводе на русский.

Как определить тональность

Музыканты подстраивают аккомпанемент под голос исполнителя, экспериментируют со звучанием песен и т. д. Для того чтобы распознать тональность, нужно:

  • посмотреть и опознать знаки альтерации (диез или бемоль). Нет знаков только у до мажор и ля минор;
  • найти в произведении тонику (эта нота будет звучать своевременно в каждый момент композиции);
  • определить лад мелодии по общему настроению, атмосфере и трезвучию.

На протяжении произведения тональность может меняться, а также встречаются композиции, в которых практически невозможно выделить какую-то одну из тональностей (политональные, атональные). Для того чтобы их хорошо опознавать, важно заниматься распознаванием на слух, запоминать, а также изучить альтерации. Регулярные занятия и упражнения помогут эффективно овладеть теоретическими знаниями и закрепить их на практике.

Существует редкое психологическое явление, так называемый цветной слух. Он позволяет человеку создавать ассоциации тональностей с определённым цветом, такой способностью обладали некоторые знаменитые композиторы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector