Врет показатель температуры двигателя
Датчик температуры двигателя на ECU врёт (Страница 1 из 2)
Чтобы написать сообщение необходимо войти или зарегистрироваться
Сообщений [ с 1 по 25 из 29 ]
1 Автор темы: saabfan 17.06.13 09:41
- saabfan
- Трусаабер
- Offline
- Откуда: SPb
Тема: Датчик температуры двигателя на ECU врёт
Машина — М97 2.0T.
Симптомы такие — на холодную заводится очень плохо, надо маслать стартером очень долго, потом прочихиваясь заводится.
При этом по ELM327 показывает температуру двигателя 50 градусов. После ночи стояния.
Когда машина прогреется, на ходу температура колеблется — 105-107 градусов, как только встанешь — пробка или ещё что — сразу уползает в 127 градусов.
Больше 127 не показывает — я так понимаю из-за разрядности что ли.
Ну заменил я датчик вчера, на ориг ессно. Такая же ерунда — градус в градус — на холодную 50, на горячую 127. По моим прикидкам имеется какой-то сдвиг градусов на 35 — т.е. утром +15 было, кажет 50, а на горячую — 127-35 как раз и есть 92.
Кто встречался с такой ерундой? Может как-то калибруется датчик техом или ещё что-то?
2 Автор ответа: Topa 17.06.13 09:53
- Topa
- Лампочки здесь я продаю.
- Offline
- Откуда: Питер
Re: Датчик температуры двигателя на ECU врёт
Проводку надо прозвонить от датчика до мозгов. А вообще посмотрел бы ты чем нить нормальным типа ТЕХа. А то ЕЛМ этот странный какой то. Стирать может, но прочитать нормально нифига не может. Или жди меня до 25го.-)
3 Автор ответа: Дядя Фёдор 17.06.13 10:04
- Дядя Фёдор
- саабер
- Offline
- Откуда: Спб, Юго-Запад
Re: Датчик температуры двигателя на ECU врёт
Ром, судя по тому, как она заводится, елм не врёт. Твои пляски с лямбдой я отчетливо вспомнил.
Сань, подпись то того.
4 Автор ответа: saabfan 17.06.13 11:01
- saabfan
- Трусаабер
- Offline
- Откуда: SPb
Re: Датчик температуры двигателя на ECU врёт
Теха по-любому ближе чем на варшавке нет, так что если не решу до 25 в чём беда то сдамся Рома тебе
Фёдор, ну не могу я эти машинки стереть из подписи, рука не поднимается)) Щас что-то придумаю:)
5 Автор ответа: saabfan 17.06.13 18:36
- saabfan
- Трусаабер
- Offline
- Откуда: SPb
Re: Датчик температуры двигателя на ECU врёт
После работы вышел, скинул разъём с датчика. Завелась сразу на ура, обороты чуть завышены — 1100 где-то.
Температуру по ELM показывает +19, и она стоит на месте не двигается. Чек тоже не загорается, заводил — глушил несколько раз, не загорается чек.
Датчик температуры поднялся
Volkswagen Vento GT — «Wagon leader» › Бортжурнал › Термостат или как поднялась температура.
Добрый вечер друзья. Хочу рассказать как я сегодня боролся с температурой моей Венты, но так и не поборол ее.
В общем все началось с предыдущего воскресенья. Пол дня машина ездила тем на панели приборов показывала ровно 90 градусов. Потом после того как я заглушил авто и заново завел через небольшой промежуток времени. Сразу увидел что температура просто зашкаливает. Держится от 100 до 110 градусов. Открыл капот — чисто сухо ничего не кипит.
Щупаю патрубки. Низ ледяной верх слегка горячий. Ответ первый Заклинил термостат. Еду заказываю — привозят и вот сегодня была установка. Сняли термостат — и на нем были какие то кусочки резины. Лично я ничего не доливал из присадок и не трогал. Думаю ну значит вот это и повлияло. Ставлю новый — заливаю антифриз новый. Проходит пару минут. Такая же история. Температура 110 на панели приборов. Радиатор холодный и патрубки так же.
Ну думаю датчит ДТОЖ гонит засранец. Меняю — такая же история. 110 хоть убей.
Вот и сижу ДУМАЮ 2 самых плачевных варианта. всернуло башку у ПОМПЫ или радиатор забило в хлам. В общем нет церкуляции жидкости по большому кругу.
Но машина при этом не кипит — даже пару раз вентиляторы сработали.
Что делать, если мотор «закипел»
От чего «закипает» двигатель и как с этим бороться
В межсезонье (особенно весной) в автомобиле чаще всего проявляются всевозможные неисправности. Это связано с изменением температурного режима эксплуатации и, естественно, касается лишь узлов, на которые так или иначе влияет изменение температуры окружающей среды. К ним относится система кондиционирования, подвеска, так как в ней используются резиновые втулки (которые нередко заполнены гелем) или пневматические резиновые подушки, и, конечно же, система охлаждения. Охлаждение двигателя — наиболее «капризная» из всех систем автомобиля, так как ее конструкция несовершенна, а ничего принципиально нового для отвода тепла пока не придумано. На сегодняшний день жидкостная система с принудительной рециркуляцией остается преобладающей. Как в любой заполненной жидкостью замкнутой системе, в ней существуют традиционные проблемы – образование воздушных пробок и связанные с ним застои и локальный перегрев, коррозия на внутренних поверхностях элементов и пр.
В связи с резким изменением температурного режима эксплуатации весной в пробках на дорогах нередко можно наблюдать автомобили с «закипевшим» двигателем. Однако ошибочно было бы думать, что поломки в этот период случаются чаще. Дело, скорее, в том, что в зимний период их последствия либо совсем не проявляются, либо проявляются, но не до такой степени, чтобы водитель придавал им серьезное значение.
Что делать, если автомобиль неожиданно закипел?
По большому счету, следить во время движения неукоснительно следует только за двумя приборами – за датчиком уровня топлива и за стрелкой температуры. Так как перегрев двигателя всегда свидетельствует о поломке в системе охлаждения, заметив нестандартное повышение температуры, двигатель нужно немедленно остановить.
Естественно, в определенных ситуациях температура охлаждающей жидкости может подниматься, к примеру, в жару в пробке. Это штатная ситуация, справиться с которой должен электрический вентилятор, включающийся по приказу второго датчика температуры. Если вентилятор и детали системы охлаждения исправны, до красной зоны стрелка не дойдет. Температура будет подниматься и опускаться в одних и тех же пределах. Если же стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости заползла в красную зону, двигатель необходимо немедленно выключить. Температура кипения антифриза – 130 градусов Цельсия, и если стрелка в красной зоне, до этой отметки уже недалеко.
Физика процесса закипания
Если в системе охлаждения появилась неисправность, а водитель вовремя не посмотрел на табло указателя температуры, антифриз разогревается выше 130 градусов и закипает. Давление в системе стремительно растет, и крышка радиатора (она, кстати, снабжена клапаном, позволяющим, в прямом смысле, спускать пар) перестает удерживать антифриз внутри системы. Как следствие, раскаленная жидкость начинает фонтаном извергаться в подкапотное пространство. Там она попадает на еще более раскаленный блок цилиндров и другие части двигателя, отчего и образуются устрашающие клубы пара, валящие из-под капота во все стороны. Это в лучшем случае, а в худшем раньше крышки «сдается», то есть сначала вздувается, а потом и лопается, не выдержав давления, одна из резиновых трубок системы охлаждения, которых в автомобиле немало. Как правило, эта участь постигает одну из двух длинных и толстых трубок, подводящих охлаждающую жидкость к радиатору.
Возможные последствия закипания охлаждающей жидкости
Если антифриз вскипел и вырвался наружу, значит, в системе его осталось меньше, и охлаждаться в штатном режиме двигатель уже не будет. Если включить его и продолжить движение, жидкость снова закипит, а поскольку ее стало значительно меньше, температура в районе камеры сгорания и главных подвижных частей – поршней – резко подскочит. Металл, из которого сделаны поршни. расширится, и двигатель попросту заклинит. Даже если этого не случится, корпус блока цилиндров может треснуть и прийти в негодность. В крайнем случае, это произойдет с головкой блока цилиндров. или ее просто «поведет», то есть, попросту говоря, она станет кривой и потребует ремонта и переборки. Часто лопается или деформируется прокладка между головкой блока и блоком, и это наиболее щадящее из возможных последствий. В любом случае, финансовые последствия попыток «доехать до сервиса» на автомобиле с вытекшим антифризом будут грандиозными, учитывая, сколько стоит новый двигатель к современной модели автомобиля. Повреждения блока, поршней или головки следует всеми силами избегать.
Что можно сделать, если стрелка оказалась на пороге красной зоны или уже в ней
Если водитель вовремя заметил нестандартный подъем температуры, нужно постараться ее сбросить доступными способами. Самый простой из них – включить на полную мощность отопитель. В нем также есть радиатор, и он в этом случае сыграет роль дополнительного средства охлаждения антифриза. Если это не помогло, продолжать движение нельзя ни под каким видом.
Если антифриз вытек, его нужно долить, так как всегда есть шанс, что произошел какой-то случайный сбой, и после долива температура больше подниматься не будет. Решившись на эту операцию, нужно неукоснительно соблюдать два правила: не открывать крышку радиатора сразу после кипения и не заливать в расширительный бачок свежий антифриз, не остудив двигатель. В первом случае можно попасть в больницу, обварившись кипящим антифризом, во втором – все-таки спровоцировать появление трещин в блоке или головке.
Летом двигатель до залива новой порции антифриза должен остывать не менее часа, так как попадание прохладного антифриза в кипящий сродни питью ледяной воды сразу после горячего кофе. Металл, как и эмаль зубов, в этом случае будет разрушаться из-за перепада температур.
Доливать антифриз и пытаться продолжать движение может только опытный водитель, способный понять, какая именно поломка произошла в системе охлаждения. Если опыта недостаточно, лучше сразу вызывать эвакуатор.
Распространенные поломки системы охлаждения и способы их ремонта
Чаще всего выходит из строя термостат. который заклинивает в закрытом положении. В этом случае антифриз просто не попадает в так называемый «большой круг охлаждения», то есть не циркулирует внутри радиатора. Термостат заполнен специальным веществом, которое в процессе эксплуатации теряет свои рабочие свойства, делая приспособление нерабочим. К сожалению, это никак нельзя заметить снаружи. Термостат необходимо заменить, чтобы восстановить штатную схему циркуляции.
Не срабатывает вентилятор при работающем термостате. Без вентилятора остудить двигатель в пробке невозможно, так как набегающего потока воздуха в пробке нет. Часто выходит из строя не сам вентилятор, а контакты разъема питания или провода. Это выявляется в процессе диагностики у электрика.
Датчик температуры вышел из строя и не подает вентилятору команду на включение либо совсем, либо когда уже слишком поздно, и температура уже поднялась. Также выявляется в процессе диагностики.
Сломался рециркуляционный насос, который также называют помпой. Проверка работы и регламентная замена помпы производится во время плановых ТО. Если же автомобиль не обслуживается в техцентре дилера. нужно знать срок службы помпы для своего автомобиля и менять ее вовремя, до появления поломки.
Радиатор забит грязью после зимы и не справляется, хотя остальные части системы работают. Необходимо отправиться на мойку и попросить промыть радиатор. Крайне желательно затем продуть его сжатым воздухом, помогающим удалить грязь из сот радиатора.
Не стоит забывать, что производить какие-либо манипуляции, не опасаясь последствий, может только опытный водитель с навыками автоэлектрика и автослесаря. Если ремонт своими руками автомобилисту чужд, а двигатель закипел, лучше сразу вызывать эвакуатор и отправиться в сервис, взяв с собой запас антифриза нужной марки и цвета .
Бумажный самолетик из США поднялся на рекордную высоту
Обычно дети делают самолетики из бумаги ради минутного развлечения. Здорово запустить такую штуку с балкона или в школе на перемене.
Но волонтеры американской Fox Valley Composite Squadron пошли дальше. Курсанты организации, которая сотрудничает с ВВС США, сумели поднять свой летательный аппарат на высоту 29 432 метра.
Конечно, так круто он залетел не сам. До указанной точки его доставил специальный аэростат. После чего шар лопнул и конструкция из картона перешла в режим плавного спуска.
Примитивным решение назвать нельзя. Его оснастили весьма внушительным образом. На борту поместили камеры для съемки видео в HD-качестве, солнечные и обычные батареи, барометр, датчики температуры, систему слежения GPS и компьютер, контролирующий перечисленное.
Юным инженерам (а так же взрослым кураторам) удалось уложиться в адекватный лимит веса — 424 г. При длине изобретения в 76 см и размахе крыльев в 36,8 см.
С формой молодые люди экспериментировать не стали. Она осталась вполне традиционной.
Стартовала «миссия» из местечка Канкакее, что в штате Иллиноис. Спустя 2 часа и 7 минут самолетик приземлился в 132 километрах от упомянутой локации (уже в Индиане, к юго-западу от Рочестера).
Вполне вероятно, что инициатива угодит не только на страницы СМИ, но и в книгу рекордов Гиннеса. Дело в том, что энтузиасты из США смогли побить достижение британской команды PARIS. Последняя — с помощью планера Vulture 1 — покорила потолок в 27 127 метров (в 2010 году).
US team breaks Guinness World Record for highest paper airplane flight — In a press release on its website, the US Fox Valley Composite Squadron, Illinois Wing, Civil Air Patrol, reports that the paper airplane was launched from Kankakee, Illinois, and landed 82 miles (132 km) away, Southwest of Rochester, Indiana. The flight took just under 2 hours and 7 minutes. The paper airplane, designed by the cadets themselves, is said to have a traditional shape and is made out of paper board. It is 30 inches (76 cm) long with a wingspan of 14.5 in (36.8 cm).
Форум по автобезопасности —
автосигнализации
pandora dxl 5000 new v2
раньше в приложении «Pandora Online» можно было видеть датчик температуры за бортом, работал много лет но последнее время температура за бортом замерла «+16».
появилось приложениt «Pandora Connect» в нем есть возможность переключать источник температуры внешней «датчик» или «погодный сервис»
приложение по началу глючило, свободные руки показывала как Датчик удара отключен и прочее. но это раньше.
Сейчас этот датчик кроме как из приложения не проверить.
Выдержка из инструкции:
Уровень I-8 Датчики температуры
I-8.1 Выбор датчика температуры двигателя.Заводская установка – «Датчик (RHM)».
I-8.2 Выбор датчика температуры салона.Заводская установка – «Датчик (Внутренний датчик)».
I-8.3 Выбор датчика температуры окружающего воздуха.Заводская установка – «Датчик(RMD)».
забить всегда можно, или переключить на сервис погоды, но неинтересно )
pandora dxl 5000 new v2
раньше в приложении «Pandora Online» можно было видеть датчик температуры за бортом, работал много лет но последнее время температура за бортом замерла «+16».
появилось приложениt «Pandora Connect» в нем есть возможность переключать источник температуры внешней «датчик» или «погодный сервис»
приложение по началу глючило, свободные руки показывала как Датчик удара отключен и прочее. но это раньше.
Сейчас этот датчик кроме как из приложения не проверить.
Выдержка из инструкции:
Уровень I-8 Датчики температуры
I-8.1 Выбор датчика температуры двигателя.Заводская установка – «Датчик (RHM)».
I-8.2 Выбор датчика температуры салона.Заводская установка – «Датчик (Внутренний датчик)».
I-8.3 Выбор датчика температуры окружающего воздуха.Заводская установка – «Датчик(RMD)».
забить всегда можно, или переключить на сервис погоды, но неинтересно )
mazda cx7 рестайл
прошивки обновлял пока выходили, но потеря температуры связана не с последней прошивкой. Последняя была оч. давно. сига старая.
з.ы. залезу контрольно гляну на эти пункты в алярмстудии
Добавлено через 2 часа 59 минут
mazda cx7 рестайл
прошивки обновлял пока выходили, но потеря температуры связана не с последней прошивкой. Последняя была оч. давно. сига старая.
з.ы. залезу контрольно гляну на эти пункты в алярмстудии
перебрал все доступные варианты
выбор датчика температуры окружающего воздуха:
проводной №1
.
проводной №5
Датчик (RMD) ————— 56 С
Окр. Воздух (CAN)——— 0 С
Датчик (RMH1) ————- 16 С
Датчик (RMH2) ————- 0 С
т.е. теперь надо сбросить клему аккума, и глянуть оживет ли датчик RMH1
если покажет 16 или 0 то он сдох.
походу так )
Датчик температуры двигателя врет — Форум Эксплуатация Ford Focus — Страница 2 — AutoPeople
Вам потребуются: Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя. Полезный совет При замене датчика охлаждающую жидкость можно не сливать: На двигателях 1,4 и 1,6 л R4 Duratec 16V, а также 1,6 л R4 16V Duratec Ti-VCT, нажав на фиксатор, отсоедините колодку жгута проводов от датчика, ослабьте ключом затяжку и рукой выверните датчик температуры охлаждающей жидкости.
На двигателях 1,8 и 2,0 л R4 Duratec-HE 16V отсоедините пружинный хомут, сожмите фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.
89-2 Ремонт Ford Focus II
Извлеките пружинный фиксатор и выньте датчик температуры двигателя из корпуса распределителя. ЭБУ получает информацию от датчиков системы и управляет исполнительными устройствами, такими как топливный насос и форсунки, катушка зажигания, дроссельная заслонка, нагревательный элемент датчика концентрации кислорода, клапан продувки адсорбера, муфта компрессора кондиционера, вентилятор системы охлаждения.
Электронный блок управления расположен в подкапотном пространстве рядом с аккумуляторной датчик температуры двигателя форд фокус 2 врет.
Кроме подвода напряжения питания к датчикам и управления исполнительными устройствами ЭБУ выполняет диагностические функции системы управления двигателем бортовая система диагностики — определяет наличие неисправностей элементов в системе, включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов и сохраняет в своей памяти коды неисправностей.
При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического нейтрализатора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр. Суть их состоит в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи блок управления двигателем применяет замещающие данные, хранящиеся в его памяти.
Сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов Сигнализатор неисправности системы управления двигателем расположен в комбинации приборов.
Если система исправна, то при включении зажигания сигнализатор должен загореться датчик температуры двигателя форд фокус 2 врет таким образом, ЭБУ проверяет исправность сигнализатора и цепи управления.
После пуска двигателя сигнализатор должен погаснуть, если в памяти ЭБУ отсутствуют условия для его включения. Включение сигнализатора при работе двигателя информирует водителя о том, что бортовая система диагностики обнаружила неисправность, и дальнейшее движение автомобиля происходит в аварийном режиме.
При этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя мощность, приемистость, экономичностьно движение с такими неисправностями возможно, и автомобиль может самостоятельно доехать до СТО.
Если неисправность носила временный характер, ЭБУ выключит сигнализатор. Коды неисправностей даже если сигнализатор погас остаются в памяти блока и могут быть считаны с помощью специального диагностического прибора — сканера, подключаемого к колодке диагностики.
Расположение колодки диагностики в салоне автомобиля Колодка диагностики диагностический разъем расположена в салоне автомобиля слева под рулевым датчик температуры двигателя форд фокус 2 врет — закреплена на нижней декоративной датчик температуры двигателя форд фокус 2 врет панели приборов.
При удалении кодов неисправностей из памяти электронного блока с помощью диагностического прибора сигнализатор неисправности в комбинации приборов гаснет.
датчик температуры двигателя форд фокус 2 врет Датчики системы управления выдают ЭБУ информацию о параметрах работы двигателя и автомобиля, на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия топливных форсунок, момент и порядок искрообразования.
Расположение датчика положения коленчатого вала показано на демонтированном двигателе Датчик положения коленчатого вала Датчик положения коленчатого вала закреплен на блоке цилиндров двигателя под стартером, в месте стыка блока с картером сцепления. Датчик выдает блоку управления информацию о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала. Датчик — индуктивного типа… …реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев задающего диска, выполненного на внутренней торцевой поверхности маховика.
Для определения положения коленчатого вала один зуб из 36 срезан, образуя широкий паз. Установочный зазор между сердечником датчика и вершинами зубьев составляет примерно 1,1—1,3 мм. При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика — в его обмотке наводятся импульсы напряжения переменного тока.
По количеству и частоте этих импульсов ЭБУ рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушкой зажигания.
Датчик фаз положения распределительного вала закреплен на задней стенке головки блока цилиндров справа — рядом с зубчатым шкивом распределительного вала выпускных клапанов. Сигнал датчика фаз ЭБУ использует для согласования процессов впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров.
Датчик температуры двигателя врет
Датчик — индуктивного типа. Для определения положения поршня первого цилиндра во время рабочего такта… …датчик фаз реагирует на прохождение выступа, выполненного на распределительном валу выпускных клапанов.
В зависимости от углового датчик температуры двигателя форд фокус 2 врет вала датчик выдает на блок управления прямоугольные импульсы напряжения разного уровня. На основании выходных сигналов датчиков положения коленчатого и распределительного валов блок управления устанавливает угол опережения зажигания и цилиндр, в который следует подать топливо.
При выходе из строя датчика фаз ЭБУ переходит в режим нефазированного впрыска топлива.
Дроссельный узел: Датчик положения дроссельной заслонки предназначен для обратной связи с ЭБУ, чтобы компенсировать такие факторы, как нагарообразование на элементах дроссельного узла и их износ. Датчик температуры охлаждающей жидкости Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в выпускном патрубке головки блока цилиндров. Датчик фиксируется в патрубке пружинной скобой и уплотняется резиновым кольцом. Стержень датчика омывается охлаждающей жидкостью, циркулирующей через рубашку охлаждения головки блока цилиндров.
Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом. ЭБУ подает на датчик стабилизированное напряжение и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости, значения которой используются для корректировки подачи топлива и угла опережения зажигания.
Датчик абсолютного давления и температуры воздуха на впуске Комбинированный датчик абсолютного давления и температуры воздуха на впуске, включающий в себя два датчика давления и температуры закреплен на ресивере впускного трубопровода. Датчик абсолютного давления оценивает изменения давления воздуха в ресивере впускного трубопровода, которые зависят от нагрузки на двигатель и частоты вращения его коленчатого вала, и преобразовывает их в выходные сигналы напряжения.
По этим сигналам ЭБУ датчик температуры двигателя форд фокус 2 врет количество воздуха, поступившего в двигатель, и рассчитывает требуемое количество топлива.
Для подачи большего количества топлива при большом угле открытия дроссельной заслонки разрежение во впускном трубопроводе незначительное ЭБУ увеличивает время работы топливных форсунок. При уменьшении угла датчик температуры двигателя форд фокус 2 врет дроссельной заслонки разрежение во впускном трубопроводе увеличивается и ЭБУ, обрабатывая сигнал, сокращает время работы форсунок. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном трубопроводе позволяет ЭБУ вносить коррективы в работу двигателя при изменении атмосферного давления в зависимости от высоты над уровнем моря.
Датчик температуры воздуха представляет собой терморезистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры воздуха. ЭБУ подает на датчик стабилизированное напряжение и измеряет изменение в уровне сигнала для определения температуры впускного воздуха.
Уровень сигнала высокий, когда воздух в трубопроводе холодный, и низкий, когда воздух горячий. Информацию, полученную от датчика, ЭБУ учитывает при расчете расхода воздуха для коррекции подачи топлива и угла опережения зажигания. Датчик детонации Датчик детонации закреплен на передней стенке блока цилиндров — между 2 и 3 цилиндрами.
Пьезокерамический чувствительный элемент датчика детонации генерирует сигнал переменного напряжения, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам вибраций стенки блока цилиндров двигателя.
При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает. При этом для подавления детонации ЭБУ корректирует угол опережения зажигания в сторону более позднего.