Влияет ли катализатор на обороты двигателя - Авто журнал
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияет ли катализатор на обороты двигателя

Поломка катализатора: как понять самостоятельно, причины, что делать

Катализатор, как и любая иная система автомобиля, рано или поздно обязательно выйдет из строя. Среди водителей бытует мнение, что он:

  • совершенно не адаптирован к невысокому качеству отечественного бензина и заметно снижает мощность двигателя;
  • быстро забивается и повышает расход бензина, поэтому его лучше удалить.

Что делать – удалять или периодически проверять его работоспособность? Отказ от катализатора, конечно же, снимет проблемы его проверки, замены. Но ведь он предназначен для того, чтобы максимально удалять из выхлопных газов вредные для здоровья человека компоненты.

Если демонтировать катализатор, то электронный блок управления отнесется к этому как к поломке в выхлопной системе и соответствующим образом выдаст ошибку. Это проблему можно решить только перепрошивкой электронного блока управления.

Признаки забитого катализатора

Неисправность всегда связана с тем, что отработанные газы с трудом проходят по выхлопной системе, что оказывает заметное влияние на поведение автомобиля:

  • машина утратила прежнюю приемистость. Это может наблюдаться не постоянно, не при всех режимах движения. Нередко бывает, что двигатель «тупит» исключительно при разгоне. А когда автомобиль уже разогнался на трассе, мотор начинает работать в нормальном режиме. При этом у водителя возникает ассоциация с буксировкой тяжело нагруженного прицепа;
  • увеличивается потребление бензина. Вероятных причин повышенного расхода может быть множество. Явным признаком является комплекс проблем – автомобиль медленно набирает скорость и увеличился расход;
  • самый явный признак неполадок двигателя – сигнал электронного блока управления Check Engine и появление на дисплее бортового компьютера сообщения Р0420.

Если водитель не будет своевременно реагировать на приведенные выше тревожные признаки, то когда-нибудь мотор его автомобиля вообще не заведется или же позволит начать движение, но вскоре заглохнет надолго. До тех пор, пока не будут приняты все меры для восстановления его работоспособности.

Катализатор не работает: причины

Причины некорректной работы и полной неработоспособности простые и понятные – ячейки катализатора или забиты грязью, или он деформирован:

  • бензин низкого качества. К сожалению, на наших АЗС водителям нередко предлагают в лучшем случае коктейль, состоящий из высококачественного топлива и низкооктанового бензина с повышающими октановое число добавками. Результат – топливо сгорает не полностью, а его остатки догорают в катализаторе, заполняя его сажей и прочими продуктами. Со временем он забивается и препятствует свободному прохождению выхлопных газов;
  • ячейки слишком малого размера. Скорее всего, причина в том, что это неоригинальное устройство несоответствующего качества. Нередко такое случается и при использовании оригинала, предназначенного для пользователей США, где бензин отличного качества не забивает продуктами сгорания даже мелкие соты;
  • неисправность двигателя. Причин неисправности, следствием которых может быть увеличенный расход, потеря мощности великое множество. Разобраться в них поможет только диагностика самостоятельная или в условиях сервисной станции. При чем здесь катализатор? Он просто симптом того, что в системах ДВС не все в порядке;
  • езда по пересеченной местности, агрессивный стиль вождения по бездорожью, неаккуратное преодоление барьеров, рано или поздно приведет к деформации распложенных на днище автомобиля устройств выхлопной системы.

Подведем предварительный итог – водителю следует со всей ответственностью относиться к качеству бензина, поведению на дороге и подбору вышедших из строй запасных частей и узлов. В противном случае для устранения возникшей проблемы понадобится много денег.

Как проверить катализатор самостоятельно

Проверить работоспособность узла можно на любой станции технического обслуживания, но это вовсе не исключает варианта определить состояние устройства самостоятельно.

Визуальный осмотр

Ничто не мешает водителю поставить свой автомобиль на смотровую яму или эстакаду и осмотреть целостность элементов выхлопной системы. Если поломка обнаружена, то можно предполагать, что соты катализатора могут быть повреждены. Если все с виду в порядке:

  • запустите мотор и посмотрите, не выходят ли из катализатора выхлопные газы;
  • приложите ладонь к выходу выхлопной трубы. Если она в порядке, то вы почувствуете давление. Если катализатор забит, то особого сопротивления не наблюдается.

Чтобы осмотреть, забито ли внешне недеформированное устройство, его придется снять, а это довольно трудоемкая работа. Универсального алгоритма демонтажа не существует, поскольку у каждого автопроизводителя катализатор установлен по-своему. Серьезной проблемой может оказаться и прикипание, когда фиксатор можно снять с использованием отрезного круга.

Снятый катализатор можно привести в рабочее состояние тщательной чисткой, но это возможно далеко не на всех моделях автомобилей.

Проверяем противодавление

Это самый доступный метод самостоятельной проверки без отсоединения устройства. Суть проверки состоит в замере и сравнении давления газов с показателями, которые свойственны новому катализатору. Для этого вам нужно вооружиться обычным манометром и сделать для него переходник.

В этом случае машина должна быть на яме или эстакаде. Затем необходимо отсоединить лямбда-зонд и прикрутить на его место манометр. Просто так это не получится, поэтому вам придется использовать самодельный переходник. Например, кусок резинового шланга. Главное, чтобы манометр в систему был подключен герметично.

Запустите двигатель и на 10-20 секунд установите его обороты на 3000. В это время вы или ваш помощник фиксирует показания манометра. Затем остается их сравнить с такими параметрами:

  • 0,3 – с катализатором нет проблем;
  • 0,35 – тоже норма, но при условии, что двигатель не доработанный;
  • 0,5 и больше – катализатор забит.

Приведенные выше показатели ориентировочные, среднестатистические. Желательно для диагностики найти показатели для своей модели автомобиля.

Мотор-тестер

Это серьезный прибор, который используется для определения параметров различных систем автомобиля. Датчик устройства вкручивается на место свечи зажигания и его показания выводятся на экран осциллографа. Нужно быть специалистом, чтобы на основе полученных данных сделать правильный вывод и принять верное решение.

Контроль качества выхлопных газов периодически проводится на постах проверки в принудительном порядке. Если он показал превышение содержания вредных веществ, то есть повод пройти его там, где вы полностью доверяете персоналу и технике.

Что делать?

Забитый отходами катализатор восстановлению и ремонту не подлежит. По этой причине его остается только утилизировать. Можно в дальнейшем ездить и без него. Но подумайте о здоровье – и своем, и своих детей и о том, в каком состоянии мы оставим природу своим внукам.

Другие новости

Что влияет на цену приема катализаторов

Вторичное сырье – это не только металлический лом, отработанная бумага, стеклянная тара, но и автомобильные катализаторы. Они являются одним из самых востребованных видов сырья, которое принимают для вторичной переработки.

Содержание драгоценных металлов в катализаторах и заработок на этом

В автомобиле есть много ценных составляющих и компонентов, начиная от двигателя, коробки передач, кондиционера и заканчивая выхлопной системой, подвеской и кузовом. При этом один-единственный элемент, весящий всего пару килограмм – катализатор – имеет такое содержание драгоценных металлов, что ему бы «позавидовал» любой другой элемент транспортного средства.

Признаки забитого катализатора

Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.

Читать еще:  Что такое портинг двигателя
Электроника и оргтехника: утилизируем правильно

Со временем любая техника выходит из строя. Но не стоит сразу выбрасывать в мусорный бак технику после того, как она перестала работать. Системный блок, монитор, принтер, а также мышки и другие устройства можно сдать на повторную переработку. Если их правильно утилизировать, то около 94% таких отходов вернутся к нам в виде новых моделей техники и гаджетов. И только 6% содержащихся в них компонентов нельзя будет использовать повторно – они отправляются на заводы по переработке твердых отходов. Все это позволяет минимизировать вред окружающей среде.

Признаки забитого катализатора

Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.

Уже через 150-200 тысяч километров пробега могут появиться первые признаки того, что катализатор забился. Они очень похожи на симптомы неисправности двигателя или других систем авто. В любом случае нужно как можно скорее выявить и устранить проблему – ездить с засоренным нейтрализатором нельзя.

Признаки засорения катализатора

В первую очередь водителя должно насторожить снижение мощности двигателя. Может ухудшиться динамика разгона, уменьшиться максимальная скорость. Это происходит из-за того, что при забитом катализаторе газы не могут нормально выходить, выхлоп частично возвращается в камеру сгорания и затрудняет реакцию.

О том, что нужно обратить внимание на каталитический нейтрализатор, говорят и такие факторы:

  • трудности при холодном и горячем старте мотора;
  • ощутимый запах сероводорода из выхлопной трубы;
  • произвольное снижение или увеличение оборотов двигателя;
  • на приборной панели горит лампочка «Check Engine».

Возможен даже вариант, что машина попросту не заведется, и нужно будет вызывать эвакуатор.

Не стоит игнорировать сигнал «Check Engine». Дело в том, что до катализатора и после него стоят датчики, которые замеряют уровень кислорода в выхлопных газах. Если эффективность работы устройства снижается, то разница между их показаниями все меньше и меньше. Когда эти показатели станут одинаковыми, компьютер решит, что устройство сломалось, и транспортное средство нужно срочно ремонтировать. В некоторых авто на такой случай предусмотрена блокировка двигателя.

Почему каталитический нейтрализатор засоряется

Как уже говорилось, катализатор состоит из множества маленьких ячеек, которые фильтруют выхлопные газы от сажи и копоти, а также с помощью химической реакции превращают опасный СО в менее токсичный углекислый газ. Эту структуру можно повредить, например, при сильном ударе. Кроме этого, она может постепенно нарушаться во время сильной тряски или вибрации на плохих дорогах.

Другая причина – естественный износ детали при активном использовании авто. Однако есть и несколько факторов, которые ускоряют этот процесс, и замена катализатора понадобится и при сравнительно небольшом пробеге. К причинам ускоренного засорения нейтрализатора относится:

  • Постоянное использование топлива сомнительного качества. Такой бензин или дизтопливо полностью не сгорают в камере, догорая уже внутри нейтрализатора. Из-за сильного перегрева устройство может разрушаться или деформироваться. Кроме того, очень быстро засорять катализатор могут продукты сгорания дешевого этилированного бензина. В нем содержится тетраэтилсвинец, что еще и небезопасно для здоровья.
  • Проблемы с подачей масла. Если колпачки клапанов или поршневые кольца уже ощутимо износились, остатки масла могут попадать и в выхлопные газы. Из-за этого образуется пленка, которая закупоривает мелкие поры и существенно снижает ресурс нейтрализатора.
  • Неполадки с системой зажигания. В таких случаях горючая смесь не сгорает в цилиндре, а частично попадает в выхлопную трубу, оседая на стенках устройства. Фильтр быстро забивается смесью топлива, масла и сажи.

Как только появились первые признаки неисправности, нужно сразу же проверить, все ли в порядке с каталитическим нейтрализатором. Устранить проблему еще на начальной стадии куда проще, чем потом ремонтировать не только выхлопную систему, но и двигатель. Ведь забитый катализатор скажется не только на общей мощности машины, но и на состоянии ее силового агрегата.

Как проверить катализатор

Наиболее точные способы проверить состояние узла – компьютерная диагностика в автоцентре или же демонтаж устройства. Снять катализатор и посмотреть, все ли с ним в порядке, – сложный и трудоемкий процесс. Из-за высокой температуры болты и гайки могут прикипеть, и раскрутить их будет практически невозможно.

Если все же удалось снять деталь, нужно посветить фонариком в одно из отверстий. С другой стороны свет не виден – это явный признак того, что ячейки сильно забиты и не пропускают ни луч от фонарика, ни выхлопные газы. Если же из снятого катализатора высыпается мелкая пыль, он уже разрушен, и устройство нужно менять немедленно.

Есть и менее трудоемкие способы самостоятельно проверить состояние катализатора:

  • Наденьте на руку перчатку и попытайтесь зажать выхлопную трубу, когда мотор работает на холостых оборотах. Если все исправно, этого сделать не получится – толчки будут слишком сильными.
  • Измерьте манометром давление в выпускном коллекторе. Для этого нужно подсоединить устройство вместо лямбда-зонда, который стоит перед входом, в нейтрализатор. При частоте оборотов в 2,5 тысячи давление не должно быть больше 0,3 кгс/кв.см. Превышение этого значения – признак засорения.
  • Используйте мотор-тестер. Это специальное устройство, которое устанавливается на место одной из свечей. Данные с его датчика давления выводятся на экран, и по ним можно судить о состоянии системы. На высоких оборотах показания не должны быть больше 2 кгс/кв.см.

Последний тест по точности не уступает демонтажу и физической проверке катализатора, потому его рекомендуется использовать в тех случаях, когда снять устройство затруднительно.

Можно ли ездить с неисправным катализатором?

Использовать транспортное средство, если его каталитический нейтрализатор забился, не стоит. Это чревато серьезными последствиями для двигателя и других автомобильных систем. При неисправном катализаторе:

  • повышается содержание токсичных веществ в выхлопе, которые могут попадать и в салон;
  • ощутимо падает мощность двигателя, ухудшаются ходовые качества машины;
  • повышается расход топлива, а значит, и затраты на его покупку;
  • авто сильно «задыхается» и начинает часто глохнуть, а в какой-то момент и вовсе перестанет заводиться.

Особенно опасно ездить, если внутренности нейтрализатора повреждены механически. Мелкие твердые частицы попадают с обратной тягой внутрь цилиндров двигателя между его стенками и поршнями. Происходит повреждение зеркала, и мотору очень скоро потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт со шлифовкой цилиндров и их хонингованием. Поэтому куда дешевле вовремя проверить авто и устранить неисправность.

Способы решения проблемы неисправного катализатора

Как видите, ездить с забитым катализатором не просто неудобно, но и опасно. Поэтому лучше как можно скорее принять меры. Что можно сделать в таком случае:

  • Замена катализатора. Это самый простой способ решить проблему, но и самый дорогой. Новое устройство обойдется владельцу авто в немалую сумму плюс его установка в автомастерской. Расценки сильно зависят от марки авто и региона.
  • Промывка нейтрализатора. Есть множество специальных средств, которые позволяют механически удалить сажу и копоть из устройства. Однако это эффективно только в том случае, если нет механических повреждений, и степень засорения еще достаточно мала. Такая мера только отложит необходимость замены детали на какое-то время, но полностью предотвратить ее не сможет.
  • Удаление катализатора. Это наиболее радикальный метод. Каталитический нейтрализатор полностью срезается, вместо него ставится пламегаситель. Бортовой компьютер при этом можно обмануть несколькими способами – перепрошивкой системы, установкой зондов-обманок и т.д. Но в этом случае в выхлопных газах будет максимальное количество токсичных соединений.
Читать еще:  Холостые обороты двигателя galant

Кроме этого, существуют спортивные катализаторы. В них количество ячеек гораздо меньше по сравнению со стандартным вариантом. Из-за этого пропускная способность детали значительно увеличивается. Установив такое устройство, можно получить прирост мощности авто и надолго забыть о проблеме забитого катализатора. Перепрошивка при этом не нужна – выхлоп будет соответствовать нормам Евро-4 и Евро-5.

Заключение

Забитый каталитический нейтрализатор – серьезная проблема, которую лучше всего выявить еще на ранней стадии. Иначе это не только скажется на работе авто, но и может привести к необходимости серьезного ремонта двигателя. Поэтому лучше не игнорировать первые признаки неисправности, а принять меры как можно быстрее.

Способов устранить проблему несколько. Наиболее радикальный – удаление катализатора. Но в этом случае придется вмешиваться в программную и механическую часть автомобиля. Поэтому лучше позаботиться о продлении ресурса нейтрализатора. Для этого нужно использовать качественное топливо, периодически промывать устройство и своевременно обслуживать двигатель.

Другие новости

Что влияет на цену приема катализаторов

Вторичное сырье – это не только металлический лом, отработанная бумага, стеклянная тара, но и автомобильные катализаторы. Они являются одним из самых востребованных видов сырья, которое принимают для вторичной переработки.

Содержание драгоценных металлов в катализаторах и заработок на этом

В автомобиле есть много ценных составляющих и компонентов, начиная от двигателя, коробки передач, кондиционера и заканчивая выхлопной системой, подвеской и кузовом. При этом один-единственный элемент, весящий всего пару килограмм – катализатор – имеет такое содержание драгоценных металлов, что ему бы «позавидовал» любой другой элемент транспортного средства.

Признаки забитого катализатора

Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.

Электроника и оргтехника: утилизируем правильно

Со временем любая техника выходит из строя. Но не стоит сразу выбрасывать в мусорный бак технику после того, как она перестала работать. Системный блок, монитор, принтер, а также мышки и другие устройства можно сдать на повторную переработку. Если их правильно утилизировать, то около 94% таких отходов вернутся к нам в виде новых моделей техники и гаджетов. И только 6% содержащихся в них компонентов нельзя будет использовать повторно – они отправляются на заводы по переработке твердых отходов. Все это позволяет минимизировать вред окружающей среде.

Как определить, что катализатор в автомобиле забился

Каталитический нейтрализатор является важным элементом в устройстве выхлопной системы современных автомобилей. Это своеобразный фильтр, который устанавливается в выхлопной системе и взаимодействует с отработавшими газами, которые проходят через него. Главная задача этого элемента — снижение уровня токсичных выбросов в атмосферу. Внутренняя часть катализатора покрыта особыми веществами, которые во время нагревания ускоряют химические процессы. Пока система находится в исправном состоянии, выхлопные газы могут свободно проходить через катализатор и очищаться. Но если в элементе возникает поломка, игнорировать ее не стоит.

Все ошибки при эксплуатации автомобиля могут оказывать влияние на работоспособность этого элемента

Забитый катализатор не позволит выхлопу выходить наружу. В результате ухудшается вентиляция и повышается давление в системе. И это не единственные проблемы, которые возникают при засоре. Чтобы вовремя заметить неполадки, следует знать признаки забитого катализатора:

1) на большинстве автомобилей мотор может глохнуть сразу после запуска;

2) на приборной панели появляется «чек» мотора;

3) можно заметить потерю мощности двигателя — динамика падает, отклик при нажатии на педаль газа слабый;

4) при холодном пуске мотора появляется неприятный запах.

Причин, по которым катализатор может забиваться или выходить из строя, слишком много. Но стоит знать, что все ошибки при эксплуатации автомобиля могут оказывать влияние на работоспособность этого элемента. К примеру, если заливать топливо низкого качества, нейтрализатор выйдет из строя раньше срока. Если есть поломки в моторе или его системах, возникает повышенный расход масла. Лишняя жидкость начинает активно гореть в цилиндрах, что тоже приводит к поломке катализатора. Сюда же можно отнести и случаи, когда мотор начинает троить. Горючее не успевает прогорать в цилиндрах и попадает в выхлопную систему. Так как данный фильтр является достаточно хрупким, повреждения он может получить даже от камней на дороге.

Если элемент начнет разрушаться, его частицы могут попасть в цилиндр. Поэтому при появлении хотя бы одного из вышеуказанных признаков следует проверить катализатор на работоспособность

Забитый катализатор — серьезная проблема в автомобиле, которая приведет к нарушению работы мотора. Если элемент начнет разрушаться, его частицы могут попасть в цилиндр. Поэтому при появлении хотя бы одного из вышеуказанных признаков, следует проверить катализатор на работоспособность. На начальном этапе будет достаточно визуального осмотра. Например, после поездки по предельному нагреву можно понять, что элемент засорился. Еще один простой способ — поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать, насколько свободно из нее выходят выхлопные газы. Если на приборной панели уже горит «чек», следует проводить компьютерную диагностику. Есть еще один способ проверки:

1) проверка на противодавление — проводятся замеры давления выхлопа, после чего результаты сравнивают с оптимальными показателями. Для проведения диагностики потребуется манометр и переходник. Нужно снять первый лямбда-зонд, а на его место подключить манометр. После этого заводится мотор, а обороты доводятся до 3000. На протяжении 10-15 секунд следует фиксировать данные с манометра;

2) если давление равно 0.3 кгс/см2, то система в порядке, если показатель равен 0.35 кгс/см2, то это превышение нормы.

Так как деталь стоит немалых денег, многие автомобилисты вырезают ее, а не заменяют

Заметим, что катализатор — это элемент, который не подлежит ремонту. Единственное, что может сделать автомобилист при поломке — заменить или вырезать его. Так как деталь стоит немалых денег, многие автомобилисты обращаются ко второму варианту. Процедура заключается в том, что из катализатора убирают вставку из керамики, а пустую банку ставят на место. Это сопровождается корректировкой прошивки ЭБУ.

Итог. Засорение катализатора может происходить из-за неправильной эксплуатации или поломок мотора. Есть несколько способов проверки этого элемента на работоспособность.

Признаки забитого катализатора

При длительном использовании автомобиля возможны проблемы в работе системы, снижающей токсичность выхлопа. Первые признаки забитого катализатора появляются обычно при пробеге более 150–200 тысяч км. В отдельных случаях это неприятное событие наступает и раньше по самым разным причинам от заводского брака до нарушения правил эксплуатации двигателя.

Читать еще:  Асинхронный двигатель своими руками чертежи

Рис. 1 – «Устройство каталитического нейтрализатора»

Вместе с тем симптомы неисправности описываемого узла нередко схожи с неправильной работой других систем силового агрегата автомобиля. Возникает вопрос, как точно узнать, забит ли катализатор, и что делать в случае выявления данного дефекта. Статья посвящена разбору причин отказа узла, методам его диагностики и способам устранения поломки.

Признаки забитого катализатора

Одним из основных симптомов неисправности является снижение мощности мотора и заметное ухудшение динамики автомобиля. Проявляется это заметным уменьшением максимальной скорости и вялым разгоном при старте с места от светофора или при обгоне. Существуют и другие признаки, указывающие на неполадки в работе катализатора:

  • Затрудненный старт и холодного, и горячего двигателя.
  • При сильном засорении узла возможен полный отказ силового агрегата.
  • В выхлопе появляется неприятный запах сероводорода (тухлого яйца).
  • Обороты двигателя самопроизвольно уменьшаются или увеличиваются.

Неисправность катализатора может сопровождаться загоранием индикатора Check Engine на панели приборов.

Рис. 2 – «Загрязнение и разрушение наполнителя катализатора»

Причины забитого катализатора

Полное название упомянутого узла — каталитический нейтрализатор выхлопных газов, который представляет собой сложную конструкцию. В корпусе из нержавеющей стали находится керамический или металлический носитель с множеством продольных пор малого диаметра называемых сотами. Он устанавливается непосредственно за выпускным коллектором перед резанатором, глушителем и выхлопной трубой.

При больших сроках эксплуатации в порах образуется нагар или происходит их закупоривание твердыми частицами, причинами этого являются:

  • Длительное использование некачественного бензина или дизельного топлива, которое не полностью сгорает в цилиндрах и образует большое количество сажи. Дожиг паров горючего происходит внутри носителя, что приводит к его перегреву и деформации.
  • Особенно недопустимо использование этилированного бензина, тетраэтилсвинца в короткий срок выводит катализатор из строя.
  • Большой угар масла из‐за износа маслосъемных колец поршней или маслосъёмных колпачков клапанов.
  • Механическое разрушение наполнителя следствие ударов по корпусу узла о неровности дороги.

Рис. 3 – «Принцип работы нейтрализатора выхлопных газов»

За редким исключением засорение данного устройства происходит в результате длительной эксплуатации неисправного мотора. Потому при появлении первых признаков необходимо проверить, забит катализатор или нет одним из предложенных ниже методов. На ранних стадиях проще устранить дефекты двигателя, а также восстановить функционирование узла.

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.

Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин−1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор‐тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

Можно ли ездить с забитым катализатором?

Последствия от эксплуатации автомобиля с серьезной неисправностью выхлопной системы бывают достаточно тяжелыми. Необходимо напомнить, что при выходе из строя катализатора наблюдается:

  • Повышенное содержание вредных веществ в отработанных газах.
  • Происходит значительное падение мощности двигателя.
  • Из‐за повышения сопротивления выхлопного тракта существенно возрастает расход топлива, что влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов.
  • При длительном использовании автомобиля с забитым катализатором в какой‐то момент двигатель просто не заведется или того хуже заглохнет во время движения.

Наибольший вред причиняется двигателю в случае разрушения наполнителя катализатора. Образующиеся при этом твердые частицы могут попасть в цилиндр между его внутренней поверхностью и движущейся деталью — поршнем. В результате на зеркале образуются задиры, устранить которые можно только в процессе капитального ремонта шлифовкой с последующим хонингованием.

Что делать, если катализатор забитый?

Как понятно из вышеперечисленного игнорирование неисправности чревато большими неприятностями. Возникает резонный вопрос, что делать, если катализатор забит и это установлено абсолютно точно. Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:

  1. Попытаться очистить наполнитель от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы, описание которых выходит за рамки данной статьи. Другой вопрос, что эффективность их вызывает большие сомнения. Они применимы только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков засорения узла, и никто не задумывается о возможной неисправности.
  2. Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя и эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае вы на всегда забудете о неисправностях катализатора, но это вмешательство в конструкцию выхлопной системы легко выявляется при помощи газоанализатора, и вам будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
  3. Замена каталитического нейтрализатора новым. Это самый дорогой вариант — приобретение и установка узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля.

Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, по отзывам специалистов и автовладельцев дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют с легкость уложиться в жесткие требования действующих нормативов Евро−4 и даже Евро−5.

Рис. 7 – «Замена каталитического нейтрализатора на автомобиле»

Заключение

Неисправный каталитический нейтрализатор, не только досадная помеха не позволяющая разогнать автомобиль и являющаяся причиной сложностей с запуском двигателя. Длительная эксплуатация машины с дефектным узлом наносит вред окружающей среде и может привести к поломке деталей цилиндропоршневой группы силового агрегата. Избежать всего этого позволит только своевременный ремонт и обслуживание регулярное и квалифицированное в процессе эксплуатации.

Катализатор восстановить практически невозможно. Вместе с тем можно сохранить его ресурс, если использовать качественное топливо и выполнять требования руководства по использованию. Машину, оснащенную данной системой нельзя заводить с буксира, долго крутить двигатель стартером и проверять работу цилиндров путем отключения свечей зажигания. Необходимо помнить, что вспышка топливно‐воздушной смеси в нейтрализаторе приводит к разрушению наполнителя.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector