Ваз 21074 схема системы охлаждения двигателя
Устройство системы охлаждения ВАЗ 2107
Движение – это жизнь, но движение – это тепло. Попробуйте потереть ладошки друг об друга, и убедитесь в этом сами. Тепло – это финал превращений всех энергий, друг в друга. В теле человека происходят взаимные превращения белков, жиров, углеводов, которые в результате распадаются путём многостадийного ферментативного окисления с выделением тепла. В сердце автомобильного двигателя происходят также химические превращения топлива в выхлопные газы и воду, с выделением большого количества энергии, которая преобразуется в механическую, а часть рассеивается в виде тепла. Более того, это тепло нужно целенаправленно собирать и отводить, сколько бы его не образовалось. Именно для этого служит система охлаждения у автомобиля ВАЗ 2107.
Если вспомнить, что КПД бензинового двигателя составляет в идеале 25%, а по городским пробкам – около 7%, то это значит, что из 40 литров полностью заправленного бака ВАЗ 2107 в условиях города вы на движение автомобиля потратили всего три литра! Сколько? Повторяем, три литра, мы не ошиблись. Куда девались остальные тридцать семь? Правильно, они сгорели бесполезным огнём, загрязняя воздух и изнашивая автомобиль. Карбюратор и инжектор улучшают КПД, но ненамного. Отведением этого тепла и занимается система охлаждения автомашины ВАЗ 2107.
Схема системы охлаждения двигателя следующая:
Устройство главных частей системы: (на рисунке двигатель ВАЗ 2106, на котором установлен карбюратор).
- Собственно рубашка системы охлаждения двигателя (7), ходы и отверстия в блоке цилиндров, с её выпускным патрубком (4).
- Насос системы охлаждения, или помпа (16), при работе которой возникает циркуляция охлаждающей жидкости (тосола, антифриза). Его устройство – на манер крыльчатки. Он находится в едином соединении с генератором, единым ремнём (15).
- Термостат (18) разделяющий малый (при холодном двигателе) и большой (при горячем) круги циркуляции жидкости. Устройство термостата несложно, его задача открывать или закрывать клапан перепуска жидкости.
- Шланги системы охлаждения (отводящие охлаждённую жидкость от радиатора и подводящую горячую жидкость в радиатор, шланги термостата, шланги к помпе и др.).
- Радиатор – основной теплообменник, несущий охлаждающую функцию. Устройство радиатора может быть различным, сейчас используется алюминиевый, но медный радиатор гораздо эффективнее, но менее стоек.
- Вентилятор радиатора, в обиходе – «карлсон» (11) , включающийся при необходимости при повышении температуры двигателя.
- Расширительный бачок, доступный для визуального контроля качества жидкости и её долива. От расширительного бачка к горловине радиатора идёт прочный шланг. Некоторые считают, что это шланг системы охлаждения, но это неправильно. Его функция – просто держать радиатор заполненным.
Полная схема системы охлаждения включает в себя дополнительные детали, такие как сливные пробки, датчик включения вентилятора, предохранитель вентилятора и другие. Напомним, что на ВАЗ 2107 устройство электрической цепи таково, что предохранитель вентилятора и звукового сигнала один общий, на 10 А. Это значит, что если вы будете чересчур сигналить при работающем вентиляторе (а это легко можно заметить по лёгкому шуму и увеличению расхода заряда), то рискуете остаться с перегретым двигателем.
Полный объём системы охлаждения на ВАЗ 2107 составляет 9,85 л. Неопытным водителям иногда кажется невозможным залить более 3-5 л, этому мешают воздушные пробки, которые нужно удалять. Объём пробок может составлять половину объёма всей системы! Емкость рассчитана на целиком заполненную рубашку, шланги, радиатор, и расширительный бачок.
В системе охлаждения температура замерзания антифриза должна быть не выше -40градусов по Цельсию.
Часто спрашивают: инжектор и карбюратор – есть ли разница в системе охлаждения? Да, есть, но незначительная.
Верхний рисунок – карбюратор, нижний – двигатель, на котором установлен инжектор. Разница в установке датчика системы управления температуры охлаждающей жидкости (5) если установлен инжектор, а также наличием узла подогрева корпуса дроссельной заслонки (4), на рисунке справа (инжектор). Двигатель, на котором установлен карбюратор, имеет более простую систему охлаждения.
Промывка системы охлаждения рекомендуется специальными жидкостями, но можно их подготовить самому на примере смеси для двигателя ЯМЗ 236 (двигатель ЯМЗ 236 дизельный, устанавливается на отечественные грузовые автомобили КАМАЗ, Урал).
В её состав входит соляная техническая кислота 30%, ингибитор ПБ-5, уротропин технический, пеногаситель, вода. Так как двигатель ЯМЗ 236 является дизельным, хорошо работающим на низких оборотах, то указанные компоненты хорошо промывают систему.
Упрощённая промывка системы охлаждения включает чистую воду, с добавлением ортофосфорной кислоты, которая хорошо убирает накипь как в ЯМЗ 236, так и в двигателях «классики».
На «Жигулях» можно купить 10 литров «Кока-Колы» и очистить систему охлаждения, до полного прогрева двигателя, главное — выпустить газ из напитка. Так как объём системы охлаждения ЯМЗ-236 значительно больше, то «Кока-колы» уйдёт тоже много
Схема электрооборудования ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074.
Схема электрооборудования ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074.
- Электрооборудование ВАЗ 2107.
Схема электрооборудования.
1 – блок-фары; 2 – боковые указатели поворота; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – реле включения стартера; 5 – электропневмоклапан карбюратора; 6 – микровыключатель карбюратора; 7 – генератор 37.3701; 8 – моторедукторы очистителей фар*; 9 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 10 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 11 – звуковые сигналы; 12 – распределитель зажигания; 13 – свечи зажигания; 14 – стартер; 15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 – лампа освещения моторного отсека; 17 – датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 18 – датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 19 – моторедуктор очистителя ветрового стекла; 20 – блок управления электропневмоклапаном карбюратора; 21 – катушка зажигания; 22 – электродвигатель насоса омывателя фар*; 23 – электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла; 24 – монтажный блок; 25 – реле очистителя ветрового стекла; 26 – реле аварийной сигнализации и указателей поворота; 27 – выключатель стоп-сигнала; 28 – выключатель фонарей заднего хода; 29 – реле зажигания; 30 – выключатель зажигания; 31 – трехрычажный переключатель; 32 – выключатель аварийной сигнализации; 33 – штепсельная розетка для переносной лампы**; 34 – переключатель вентилятора отопителя; 35 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 36 – лампа сигнализатора включения обогрева заднего стекла; 37 – лампа сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 38 – блок сигнализаторов; 39 – электродвигатель вентилятора отопителя; 40 – лампа освещения вещевого ящика; 41 – выключатель плафонов на стойках передних дверей; 42 – выключатель фонарей сигнализации открытых передних дверей***; 43 – фонари сигнализации открытых передних дверей***; 44 – соединительная колодка; 45 – прикуриватель;46 – часы; 47 – выключатель ламп освещения приборов; 48 – диод для проверки исправности лампы сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 49 – указатель уровня топлива; 50 – лампа сигнализатора резерва топлива; 51 – спидометр; 52 – лампа сигнализатора включения указателей поворота; 53 – лампа сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 54 – лампа сигнализатора зарядка аккумуляторной батареи; 55 – выключатель сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 56 – комбинация приборов; 57 – эконометр; 58 – выключатели плафона на стойках задних дверей; 59 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 60 – тахометр; 61 – лампа сигнализатора включения стояночного тормоза; 62 – лампа сигнализатора недостаточного давления масла; 63 – лампа сигнализатора включения дальнего света; 64 – лампа сигнализатора включения наружного освещения; 65 – вольтметр; 66 – выключатель сигнализатора включения стояночного тормоза; 67 – выключатель ламп наружного освещения; 68 – выключатель элемента обогрева заднего стекла с лампой подсветки; 69 – выключатель фонарей заднего противотуманного света с сигнализатором включения*; 70 – предохранитель цепи фонарей противотуманного света; 71 – плафон****; 72 – задние фонари; 73 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 74 – колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла*; 75 – фонари освещения номерного знака.
Порядок нумерации штекеров в колодках:
А – блок-фар, очистителей фар и ветрового стекла, реле очистителя ветрового стекла, блока управления электропневмоклапаном карбюратора; Б – монтажного блока и трехрычажного переключателя; В – реле аварийной сигнализации и указателей поворота; Г – задних фонарей (нумерация выводов по порядку от края платы); Д – выключатель аварийной сигнализации.
* – Устанавливаются на части выпускаемых автомобилей.
** – С 2000г. не устанавливается.
*** – С 1998г. не устанавливаются.
**** – С 2000г. вместо одного плафона на крыше устанавливаются два плафона на стойках дверей.
Схема электрооборудования ВАЗ-2107, ВАЗ-21072, ВАЗ-21074
Подробная расшифровка с фото, электрической схемы блоков предохранителей и реле у автомобилей марки ВАЗ.
- — блок-фары;
- — боковые указатели поворота;
- — аккумуляторная батарея;
- — реле включения стартера;
- — электропневмоклапан карбюратора;
- — микровыключатель карбюратора;
- — генератор 37.3701;
- — моторедукторы очистителей фар*;
- — датчик включения электродвигателя вентилятора;
- — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
- — звуковые сигналы;
- — распределитель зажигания;
- — свечи зажигания;
- — стартер;
- — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
- — лампа освещения моторного отсека;
- — датчик сигнализатора недостаточного давления масла;
- — датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
- — моторедуктор очистителя ветрового стекла;
- — блок управления электропневмоклапаном карбюратора;
- — катушка зажигания;
- — электродвигатель насоса омывателя фар*;
- — электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла;
- — монтажный блок;
- — реле очистителя ветрового стекла;
- — реле аварийной сигнализации и указателей поворота;
- — выключатель стоп-сигнала;
- — выключатель фонарей заднего хода;
- — реле зажигания;
- — выключатель зажигания;
- — трехрычажный переключатель;
- — выключатель аварийной сигнализации;
- — штепсельная розетка для переносной лампы**;
- — переключатель вентилятора отопителя;
- — дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
- — лампа сигнализатора включения обогрева заднего стекла;
- — лампа сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
- — блок сигнализаторов;
- — электродвигатель вентилятора отопителя;
- — лампа освещения вещевого ящика;
- — выключатель плафонов на стойках передних дверей;
- — выключатель фонарей сигнализации открытых передних дверей***;
- — фонари сигнализации открытых передних дверей***;
- — соединительная колодка;
- — прикуриватель;
- — часы;
- — выключатель ламп освещения приборов;
- — диод для проверки исправности лампы сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
- — указатель уровня топлива;
- — лампа сигнализатора резерва топлива;
- — спидометр;
- — лампа сигнализатора включения указателей поворота;
- — лампа сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
- — лампа сигнализатора зарядка аккумуляторной батареи;
- — выключатель сигнализатора прикрытия воздушной заслонки карбюратора;
- — комбинация приборов;
- — эконометр;
- — выключатели плафона на стойках задних дверей;
- — указатель температуры охлаждающей жидкости;
- — тахометр;
- — лампа сигнализатора включения стояночного тормоза;
- — лампа сигнализатора недостаточного давления масла;
- — лампа сигнализатора включения дальнего света;
- — лампа сигнализатора включения наружного освещения;
- — вольтметр;
- — выключатель сигнализатора включения стояночного тормоза;
- — выключатель ламп наружного освещения;
- — выключатель элемента обогрева заднего стекла с лампой подсветки;
- — выключатель фонарей заднего противотуманного света с сигнализатором включения*;
- — предохранитель цепи фонарей противотуманного света;
- — плафон****;
- — задние фонари;
- — датчик указателя уровня и резерва топлива;
- — колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла*;
- — фонари освещения номерного знака.
Порядок нумерации штекеров в колодках :
А — блок-фар, очистителей фар и ветрового стекла, реле очистителя ветрового стекла, блока управления электропневмоклапаном карбюратора;
Б — монтажного блока и трехрычажного переключателя;
В — реле аварийной сигнализации и указателей поворота;
Г — задних фонарей(нумерация выводов по порядку от края платы);
Д — выключатель аварийной сигнализации.
Охладительная система на ВАЗ 21074 инжектор
Одним из основных условий бесперебойной работы двигателя является его качественное охлаждение, так как без своевременного отвода тепла и поддержки нужной температуры мотор быстро перегревается. Система охлаждения на ВАЗ 21074 инжектор является сложным механизмом, состоящим из множества элементов.
- Устройство и принцип работы системы охлаждения
- Неисправности
- Замена водяного насоса
Устройство и принцип работы системы охлаждения
Система охлаждения на автомобиле ВАЗ 2107 инжектор жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Система состоит из следующих деталей:
- насос;
- радиатор;
- расширительный бачок;
- термостат неразборный;
- электровентилятор четырехлопастной;
- рубашка охлаждения блока цилиндров;
- трубопроводы и шланги;
- сливные пробки.
Охлаждающая жидкость в рубашках охлаждения забирает тепло у нагревающихся деталей двигателя, затем под воздействием давления, создаваемого насосом, начинает циркулировать по системе, тем самым осуществляя теплообмен.
Если жидкость не успевает остыть до необходимого уровня, автоматически включается вентилятор, который будет работать до тех пор, пока жидкость не охладится.
Неисправности
При нормальном температурном режиме стрелка указателя не доходит до красного поля, значит, температура в пределах 80-100 градусов. Но если стрелка все же переходит красную зону, значит, тепловой режим двигателя повышен, и в системе охлаждения на ВАЗ 21074 могут присутствовать следующие неполадки:
- ослабление ремня приводов насоса;
- утечка или недостаточное количество охлаждающей жидкости;
- неисправность термостата;
- неисправность электровентилятора;
- неисправность помпы;
- тяжелые дорожные условия.
Замена водяного насоса
Помпа (водяной насос) ВАЗ 21014 обеспечивает циркуляцию жидкости по системе, и именно он чаще всего выходит из строя. О неисправности водяного насосса свидетельствуют следы подтекания охлаждающей жидкости, а также характерный гул во время работы двигателя. Если узел неисправен, то потребуется его замена.
Самостоятельная замена помпы на ВАЗ 21074 потребует наличия следующего инструмента:
- трещотка, большая и маленькая;
- рожковый ключ на 13;
- удлинитель;
- торцовые головки на 10 и 13;
- емкость для сливания жидкости;
- плоская отвертка.
Порядок работ по замене помпы в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2107 инжектор будет следующим:
- На левой стороне блоке двигателя откручиваетя пробка и в специально приготовленную посуду сливается охлаждающая жидкость. Если требуется полностью заменить охлаждающую жидкость, то сливная пробка выкручивается и на радиаторе охлаждения тоже.
- Снимается ремень генератора, для этого откручивается натяжная гайка.
- С помощью отвертки ослабляется хомут парубка, подходящий к помпе. После этого патрубок снимается с небольшим усилием.
- Далее трещоточной рукояткой с головкой на 10 откручивается и снимается тонкая трубка подвода охлаждающей жидкости. Действовать следует аккуратно, для того чтобы случайно не повредить трубку.
- Откручивается самый длинный болт крепления корпуса помпы, находящийся сверху. После откручивания болт нужно извлечь, иногда для этого приходится воспользоваться проникающей смазкой.
- Откручиваются два оставшихся снизу болта. Для этого лучше всего подходит рожковый ключ.
- Помпа вместе с корпусом аккуратно снимается и вытаскивается. Посадочное место требуется хорошенько зачистить.
- Новая помпа ставится на место в обратном порядке. При этом желательна замена всех прокладок. После того как замена помпы успешно произведена, в систему заливается охлаждающая жидкость.
- По окончании работ потребуется «развоздушка» системы. Для этого отсоединяется шланг от впускного коллектора.
Замена помпы на ВАЗ 2107 инжектор обычно занимает не более часа.