В чем опасность перегрева двигателя - Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем опасность перегрева двигателя

Точка кипения: жаркая погода может привести к трагедии на дороге

Аномальная жара возвращается в Московский регион. В ГИБДД предупреждают, что такая погода может представлять опасность для автомобилистов. Как не попасть в ДТП и на что обратить внимание, отправляясь в дальнюю поездку, выясняли «Известия».

Что говорят синоптики

После гроз и ливней погода снова установилась стабильно засушливая, а столбик термометра стремится за 30 градусов. Ведущий специалист центра погоды Фобос Евгений Тишковец уверен, что нынешний июль попадет в метеоисторию как один из самых засушливых за последние 55 лет, уступая лишь самым катастрофическим засухам 1972 и 2010 годов, а также 1997 и 2014 годам. Такая засуха в среднем случается не чаще одного раза в 8–10 лет.

— По долгосрочным прогнозам, во второй половине июля вероятность осадков возрастет, но дожди ожидаются кратковременные и мозаичные, в общей сложности выпадет всего около 50% от положенной нормы, или примерно 17–22 мм осадков, — отмечает Тишковец.

В связи с погодными условиями ГИБДД предупреждает автомобилистов о возможных опасностях:

— В эти дни нужно быть предельно внимательными и осторожными на дороге. Прежде всего следует заблаговременно проверить техническое состояние автомобиля, особенно если планируется дальняя поездка. Заранее посмотреть, как работают системы кондиционирования и электроника, проверить состояние аккумулятора, чтобы избежать его «закипания» на дороге.

Как спастись от перегрева

По словам работников автосервисов, самые частые причины обращений к ним сейчас — это диагностика и заправка кондиционеров.

— К сожалению, многие вспоминают про систему кондиционирования, когда температура летом начинает бить рекорды, а потом опять забывают на пару лет, что кондиционер нужно обслуживать. Впрочем, как и про замену салонного и воздушного фильтра, — отметил технический директор международной сети автосервисов Fit Service Алексей Рузанов.

По словам специалистов, также автомобилисты приезжают на замену тормозных колодок и обслуживание тормозных суппортов. В городских условиях колодки работают в режиме постоянного перегрева и изнашиваются довольно быстро. Нередки и случаи заклинивания тормозных суппортов.

Среди других распространенных причин обращения на сервис — мойка радиатора, диагностика системы охлаждения автомобиля, замена охлаждающей жидкости и термостата. Двигатель начинает закипать, например, из-за плохо работающей помпы, неисправного термостата, нехватки антифриза в системе, что приводит к росту температуры двигателя. Перегрев грозит уже серьезной поломкой вплоть до капитального ремонта.

Стоит отметить, что летом также рекомендуется прогревать автомобиль в пределах одной–полутора минут. Этого будет достаточно, чтобы масло разошлось по системе, а прогревочные обороты двигателя снизились. И хотя в плюсовую температуру нет чрезмерного загустевания масла, опасного для мотора, всё же стоит помнить, что у двигателя есть расчетная рабочая температура, при которой тепловые зазоры выходят на заданные значения, а также гидрокомпенсаторы, натяжители, фазовращатели и прочие системы, работающие от давления масла, функционируют корректно только при рабочей температуре масла около 100 градусов. Соответственно, эксплуатировать авто в полную силу лучше тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигла рабочей зоны 80–90 градусов, — объясняет Рузанов.

Как правильно выбрать ГСМ

Генеральный директор маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc.ru Владислав Соловьев отмечает важность правильного выбора смазочных материалов, так как именно от них зависят не только безопасность, но и жизнь водителя и его пассажиров.

— В теории воспламенение моторных масел происходит при подъеме температуры в моторе до 230 градусов — такие показатели декларируют ведущие производители смазочных материалов для автомобилей. Однако на практике масло может закипеть и при температуре в 150 градусов в связи с тем, что там могут образовываться пары, способствующие более раннему воспламенению. Воспламенение масла в моторе обычно не приводит к пожару, самый верный признак этой неполадки — дым из-под капота, ранее этому предшествует черный дым из выхлопной трубы. Если это произошло, то следует немедленно заглушить мотор и затем уже вызывать эвакуатор. Очень сильно повышает риск закипания использование поддельных смазочных материалов, которые всё еще очень распространены у нас на рынке, — предупредил Тишковец.

Как уберечь свой разум

Жара разрушительно действует не только на автомобиль, но и на человека. Причем многие автомобилисты даже не задумываются о том, насколько негативно влияет на них жаркая погода.

«Действие жары на организм похоже на действие алкоголя — скорость реакции человека уменьшается, что увеличивает опасность ДТП», — предупредили в ГИБДД. За рулем в такую погоду нужно быть предельно сконцентрированным — от высокой температуры асфальт «плывет», снижаются его сцепные качества, появляется колейность.

Госавтоинспекция рекомендует водителям обязательно брать с собой прохладительные напитки, лучше — минеральную воду, которая хорошо утоляет жажду. Следует внимательно следить за состоянием своего здоровья: при появлении головокружения, слабости, сильной головной боли лучше остановиться — продолжать движение с подобными симптомами опасно. В жару замедляется скорость реакции и появляется сонливость, повышается риск внезапно уснуть за рулем. Кроме того, такая погода может спровоцировать обострение различных хронических заболеваний.

Врачи поддерживают рекомендации полицейских и напоминают о важности правильного режима питания.

— Во-первых, нужно держать всегда с собой запас прохладной воды. Необязательно забивать всю машину, но несколько бутылок под рукой держать нужно. Второе — не наедаться плотно перед выездом, так как кровь отливает от мозга к желудку, и сразу теряется концентрация и хочется спать. И, разумеется, обязательно должен работать кондиционер. Если есть какие-то проблемы с сердцем и давлением — всегда с собой нужно иметь таблетки, назначенные врачом, чтобы быстро их принять, — рекомендует врач скорой помощи Михаил Коневский.

Мыть машину придется чаще

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков обращает внимание на неочевидные вещи, которые помогут сохранить автомобиль в хорошем состоянии и пережить жару без серьезных потерь.

Читать еще:  Где работает вечный двигатель

Важно поддерживать кузов в чистоте. Как ни странно, в жару приходится машину мыть чаще, так как всё, что попадает на лакокрасочное покрытие, быстрее застывает и прикипает. В итоге птичий помет, листву, пыльцу, битум из горячего асфальта и прочее очень сложно отмыть, — отметил Кадаков. Он рекомендует по возможности ставить автомобиль в тень или использовать специальные отражающие экраны — они помогут сохранить пластиковые детали интерьера и уменьшат температуру в салоне.

Почему перегревается двигатель, какие последствия перегрева

По тяжести последствий перегрев мотора стоит в одном ряду с такими проблемами, как заклинивание двигателя или его возгорание.

Признаки и причины проблем не так очевидны. Основная опасность последствий перегрева двигателя заключается в накопительном эффекте. Достаточно пару раз перегреть мотор под нагрузкой до критической величины, то в третий – последствия для автомобиля будут фатальными.

Признаки перегрева

Особенности системы контроля температуры двигателя таковы, что реальная температура теплоносителя в системе охлаждения будет выше той, которую можно увидеть на приборной панели. У мотора нет запаса по превышению рабочей температуры. Он так спроектирован. При 60-70 о С двигатель «вялый» и холодный, при 90 – 95 о С работает без замечаний. При небольшой перегрузке, если температура прыгает за 110 о С, работает на грани «инфаркта». Температурой перегрева двигателя считается величина в диапазоне от 110 до 120 о С. Времени для реагирования остается совсем немного.

В более сложном положении находятся владельцы автомобилей, не оснащенных индикаторами температуры. При первых признаках перегрева двигателя высвечивается пиктограмма перегрева, как бы ставя водителя перед фактом произошедшего. Наличие цифрового или стрелочного индикатора помогает оценить работу датчика температуры, исключить из причин проблем и не попасть в ситуацию, когда из-за забарахлившей электроники легко можно пропустить признаки закипания двигателя.

Первыми признаками надвигающегося перегрева двигателя будут: нагрев стенки салона под ногами водителя, резкое снижение мощности и интенсивная продолжительная работа вентилятора радиатора. Есть причины беспокоиться. Стрелка температуры двигателя еще не вошла в красную зону, а симптомы перегрева двигателя налицо, необратимые процессы уже начались. Последствия подобных перегревов еще не столь опасны, но при многократном повторении приводят к тому, что:

  • резиновые сальники, маслосъемные колечки клапанов, прокладка под головкой двигателя, резиновые патрубки быстро деградируют, становятся жесткими и ломкими;
  • охлаждающая жидкость намного быстрее теряет свои свойства, идет интенсивное окисление основы – тосола;
  • продукты окисления забивают соты радиатора охлаждения.

Не стоит всемерно доверять показаниям электроники. Если есть причины считать, что температура двигателя не соответствует показаниям на приборной панели или налицо другие признаки перегретого двигателя, попробуйте брызнуть водой на блок или головку двигателя. Вскипание капель воды на алюминиевой поверхности – признак надвигающейся беды.

У некоторых моделей авто можно пропустить признаки перегрева из-за некорректной работы датчика и индикатора температуры. Например, долгое время считалось, что причины, по которым перегревается двигатель Калины, заложены в системе охлаждения. Показания индикатора температуры зашкаливали при отсутствии иных признаков перегрева. Причиной подобного было нарушение контакта в проводке из-за окисления клемм. По той же причине зачастую не включается электровентилятор радиатора.

Признаком серьезного перегрева, требующего вмешательства в работу техники, является «кипение» мотора. При первых клубах пара необходимо снизить скорость, если условия движения позволяют, переключиться на нейтральную передачу и накатом доехать к возможному месту остановки.

Если не появились признаки разрушения вкладышей такие, как тяжелый, низкий гул или звонкие металлические удары, необходимо дать возможность мотору поработать некоторое время на холостых оборотах. Причина проста – заглушив мотор, вы тем самым остановите циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе и спровоцируете выброс кипящего тосола из радиатора. Далее доливаем чистой, а лучше дистиллированной воды в расширительный бачок, даем мотору остыть и пытаемся установить причины проблем. Даже если все в порядке, лучше обратиться к специалисту для диагностики.

Наиболее тяжелыми будут последствия, если перегрелся двигатель, и не было возможности снизить нагрузку. С симптомами разрушения вкладышей машину нужно отправлять на эвакуаторе в автосервис и там устанавливать причины и последствия.

Основные причины перегрева

  • потеря или уменьшение количества теплоносителя в системе охлаждения ниже критического уровня;
  • нарушения в работе системы охлаждения;
  • последствия неправильной регулировки зажигания или использование топлива с низким октановым числом.

Потерять большое количество тосола можно, если в корпусе радиатора охлаждения или в местах крепления резиновых патрубков от удара или перегрузки образуется свищ или трещина приличных размеров. По мере вытекания тосола и уменьшения его количества в системе охлаждения давление в системе будет увеличиваться, что спровоцирует интенсивное выдавливание жидкости в расширительный бачок или усилит вытекание через место утечки. Признаком неисправности будет небольшая лужа тосола после остановки автомобиля.

Распространенной причиной закипания и критического перегрева мотора принято считать остановку циркуляции тосола из-за выхода из строя насоса системы охлаждения, датчика температуры или термостата.

В большинстве случаев причиной выхода из строя и заклинивания подшипников насоса является обыкновенная вода или старый тосол, используемый в качестве жидкости охлаждения. Растворенные в воде соли или продукты разложения тосола способны в самый неподходящий момент «намертво» прихватить подшипники помпы. По этой же причине выходит из строя важный элемент управления системой охлаждения – термостат. Складывается ситуация, когда радиатор остается холодным, а двигатель перегревается.

Самый «головотяпный» вариант перегрева мотора может случиться, если в бак автомобиля будет заправлен бензин с низким октановым числом или неправильно отрегулирован угол опережения зажигания. Причина – догорание части смеси в выхлопной системе. Перегрев не будет интенсивным, но, если подобная ситуация повторится, его последствия могут привести к выходу двигателя из строя.

В результате глубокого перегрева в течение 15-20 минут:

  • теряется геометрия и точность размеров головки двигателя;
  • лопаются и разрушаются поршневые кольца;
  • оплавляются, а в отдельных случаях и разрушаются поршни из алюминиевого сплава;
  • выходят из строя шатунные и коренные вкладыши из-за потери давления масла, вследствие его перегрева до сверхжидкого состояния.
Читать еще:  4j64 двигатель на каких машинах

Видео о причинах перегрева двигателя:

Как узнать, был ли перегрев

Достоверно установить признак, был ли мотор перегрет или нет, достаточно сложно. В отдельных моделях современные электронные системы управления записывают в память экстремальные значения температуры и давления.

Более простые и старые подобных функций не имеют, поэтому после качественного ремонта выявить признак перегрева сложнее.

Можно утверждать, что двигатель испытал перегрев, если установлены его признаки:

  • привалочная плоскость головки двигателя была перешлифована, добавлена еще одна прокладка. Перегрев делает деформацию головки необратимой и требует сложного ремонта;
  • тосол в системе охлаждения мутный, имеет включения и хлопья. Перегрев продуктов разложения тосола выделяет нерастворимые хлопья солей алюминия, выпадающих в виде налета на внутренней поверхности блока. В новом тосоле соли медленно растворяются, меняя прозрачность и цвет жидкости.

После основательного перегрева двигатель теряет точную геометрию плоскостей сопряжения блока, головки, масляного картера, выхлопного и всасывающего коллекторов из-за тепловой деформации металла.

Причины подтекания тосола и масла заключаются в том, что резиновые сальники и манжеты становятся твердыми и теряют упругость. Давление смазки в системе после ремонта и применении присадок может быть нормальным 3-4 месяца. Но признаки перегрева двигателя будут очевидны, при падении давления масла до нуля, предпосылок к которому не было. Причинами нарушения работы являются увеличенные трением масляные зазоры шестеренок и корпуса насоса, образовавшихся вследствие выработки металла.

Чувствительность моторов к возможному перегреву

Наиболее восприимчивыми к повышенной температуре эксплуатации являются современные высокооборотные моторы с рабочим объемом до 1600см 3 . Корпусные детали, изготовленные из сплавов алюминия, имеют минимальные запасы прочности и жесткости. Поршневая группа требует использования высококачественного моторного масла с хорошей трибологией. Запаса охлаждающей жидкости, позволяющего избегать риска «закипятить» мотор, в большинстве машин нет.

В противоположность новым моделям, двигатели конца прошлого века менее восприимчивы к перегреву. Причинами устойчивости были жесткий чугунный блок, увеличенный медный радиатор и значительный объем моторного масла в картере.

Современные «кулибины», в условиях временного дефицита бензина, умудрялись разогревать такие моторы до 100-110 о С и использовать в качестве топлива очищенный керосин. Больших скоростей такие машины не развивали, но подобное рационализаторство и перегрев двигатели переживали без признаков катастрофы.

Видео о том, что делать, если перегрелся двигатель:

Причины перегрева двигателя. Как не допустить перегрев двигателя?

Несмотря на достижения человечества в области техники, и на совершенство современных ДВС, перегрев двигателя все также опасен и все также вероятен даже при наличии множества датчиков и приборов, которые направлены на предотвращение подобного. Причем страдают перегревом не только бюджетные модели автомобилей, в летнюю пору когда температура воздуха зашкаливает, перегрев двигателя может случиться с кем угодно в независимости от марки авто и статуса самого владельца.

Даже кратковременный перегрев мотора может доставить большое количество неприятностей. В ДВС довольно много деталей, которым это явление противопоказано, в последствии это может сказываться на работе всего силового агрегата. Однако, для того чтобы предотвратить такую ситуацию необходимо знать природу ее возникновения, то есть — причины перегрева двигателя, о которых мы сегодня поговорим.

Какими бывают перегревы мотора?

Перегрев двигателя условно делят на: внутренний, который считается самым опасным, и внешний. Относительно первого типа, обнаружить его довольно сложно, температура охлаждающей жидкости (ОЖ) практически не увеличивается, излишки тепла не выходят полностью и остаются внутри мотора. Однако вместе с тем, ДВС теряет большую часть своей мощности вследствие возникновения калильного зажигания и детонации.

Главные причины внешнего перегрева двигателя

Причин внешнего перегрева может быть несколько, среди самых распространенных — низкий уровень ОЖ, которая может подтекать незаметно для самого водителя. Источниками утечки охлаждающей жидкости могут быть трещины в патрубках, плохие соединения или неплотное прилегание прокладок, хомутов и т. д. Утечку антифриза могут выдавать пятна характерного цвета, которые остаются на месте длительной стоянки авто. Если же уровень ОЖ упал, а подтеков нет, следует задуматься и неприменимо найти утечку. Возможно она уходит в цилиндр двигателя или смешивается с маслом — это, пожалуй, самый плохой сценарий.

Это происходит при:

  • прогорании или разрушении блока цилиндров,
  • искривлении (короблении) прокладки блока цилиндров или посадочной поверхности головки.

Последствий данной неисправности может быть много, и все они весьма печальны — начиная закаливанием коленвала, заканчивая гидроударом мотора.

Вторая по популярности причина перегрева двигателя — плохая производительность системы охлаждения, к примеру: забитый радиатор, неисправный или нерабочий вентилятор или его датчик. Если вращение вентилятора происходит при помощи ременного привода от коленвала, следует проверить степень натяжки ремня. Иногда для решения проблемы приходится производить замену радиатора.

Причиной перегрева может также стать неисправный термостата, или отложения, которые мешают функционировать его подвижному элементу, после чего он просто не способен контролировать температуру ОЖ. Когда термостат неисправен он может зациклить движение охлаждающей жидкости по малому кругу, после чего перегрев просто неизбежен. Менее опасно для перегрева двигателя, когда термостат будет гонять охлаждающую жидкость по большому контуру, однако в таком случае вам придется намного дольше прогревать двигатель зимой. Термостаты очень «боятся» жесткой воды, в которой содержится много солей и минералов, поэтому после того как вы замените термостат проблема может снова возникнуть.

Спровоцировать перегрев двигателя может также высокая нагрузка в жаркое время, когда автомобиль выступает в роли буксирующего и движется под гору. В таком случае даже полностью исправный мотор может перегреться, поскольку работает в несвойственных для себя условиях и получает колоссальную нагрузку. Тянучки и пробки также делают свое дело, в летнюю жару непрерывная работа двигателя без принудительного потока воздуха может привести к нехватке охлаждения и как результат — перегрев мотора..

Читать еще:  Что такое низкая компрессия двигателя

Прогар выпускного клапана также может привести к перегреву, однако это случается крайне редко.

Главные причины внутреннего перегрева

Последствия внешнего перегрева не так серьезны, как последствия внутреннего перегрева, так как внешний перегрев можно обнаружить только по показателям температурного датчика ОЖ. Первый сигнал насторожиться — стрелка заходящая в красную область. Намного опасен внутренний перегрев двигателя, его проявление проявляется уже последствиями.

В рубашке охлаждения за время эксплуатации накапливается огромное количество отложений, и чем длительнее будет срок службы автомобиля, тем этих отложений будет больше, это в особенности касается головки блока цилиндров ГБЦ. Отложения чреваты плохой проводимостью тепла, из-за чего возникало дополнительное сопротивление для циркуляции ОЖ. Что характерно, при плохой циркуляции температурный датчик не сможет ничем помочь и будет сигнализировать о правильной работе системы охлаждения, в то время когда внутри двигателя, точнее в участках с плохой циркуляцией, будет предельно высокая температура.

Забитые каналы в разы увеличивают вероятность возникновения кавитации охлаждающей полости, то есть явление при котором в металлических стенках мотора образуются сквозные дыры. Нередко кавитационные повреждения путают с действием обыкновенной коррозии.

Типичная причина внутреннего перегрева ДВС — сильный нагар в камере сгорания, в результате этого происходит эффект самостоятельной теплоизоляции посредством толстого слоя нагара, препятствующего нормальной теплоотдаче и охлаждению. Этой «болячке» чаще всего подвержены моторы с большим пробегом, у которых в цилиндры попадает много лишнего масла. Сгорая не полностью, оно образует на стенках камеры вредный теплоизолирующий слой, в итоге получается, что повышенный расход масла — ведет к перегреву.

Как это не странно, причина перегрева силового агрегата может заключаться в регулярном применении присадок в моторное масло. Это объясняется тем, что подавляющее большинство присадок образуют на трущихся поверхностях металлокерамический слой. В свою очередь металлокерамика, будучи сильным теплоизолятором, в «дуэте» с отложениями «поношенного» двигателя еще больше усугубляют вероятность возникновения внутреннего перегрева.

Как избежать перегрева двигателя: советы и рекомендации

Как видите причин по которым мотор может перегреться — довольно много, однако вы в праве минимизировать эту вероятность, если будет регулярно тщательно ухаживать за двигателем своего авто. Что имеется ввиду?

  1. Постоянное наблюдение за степенью натяжения ремня вентилятора, и регулировка датчика его включения.
  2. Отказ от низкопробного топлива.
  3. Правильная работа термостата и радиатора.
  4. Контроль за уровнем и расходом масла.

Не забывайте также о том, что чистота — залог здоровья не только по отношению к человеку, но и к механизмам. Грязь на радиаторе или моторе будет создавать дополнительное препятствие охлаждению и правильной работе двигателя. Для того чтобы избежать внутреннего перегрева мотора используйте специальную химию, которая имеется в свободном доступе. Главной задачей является недопущение образования отложений и нагара, которые вызывают перегрев.

Рекомендую очень интересное видео по данной теме!

Источник: АвтоПульсар

Причины перегрева двигателя

Даже элитная автошкола не поможет водителю в случае перегревания двигателя. Эта опасность становится особенно острой, когда автомобиль уже имеет срок эксплуатации длиной в несколько лет. На определенном уровне износа двигателя порой бывает достаточно малейшей, даже самой незначительной мелочи, работающей не так, как нужно, в системе охлаждения автомобиля, чтобы полностью вывести ее из строя. Естественно, опасность перегрева многократно увеличивается в летнее время года, когда помимо механических причин перегрева имеют место еще и объективные – повышение температуры воздуха. Любой частный инструктор знает – в системе охлаждения автомобиля есть определенные факторы риска, которые являются первопричинами ее выхода из строя. Речь пойдет о мелких неполадках, которые в сочетании с жарой могут принести серьезный убыток владельцу автотранспортного средства в качестве капитального ремонта двигателя.

1) Дефицит жидкости

Если в системе охлаждения недостаточно жидкости – это приведет к печальным последствиям. Следует очень внимательно проверять систему на предмет утечки и следить за ее достаточным количеством. Как узнать, что имеет место течь в системе? По характерным следам подтекания на поверхности двигателя и под машиной, если она стояла длительное время. Чтобы устранить проблему, необходимо заменить все негерметичные детали системы.

2) Неисправности в радиаторе

При механическом приводе вентилятора – может ослабиться натяжение ремня. При электрическом – необходимо регулярно проверять датчик температуры. Необходимо контролировать надлежащую работу этих элементов. Еще имеет значение чистота ребер радиатора. Если на них слой загрязнений – это гарантированно вызовет перегрев. Следует как минимум раз в год отмывать радиатор от налипшей на него грязи.

3) Неисправный термостат

Загрязнения опасны и для термостата – по мере их наслоения он теряет подвижность и перестает правильно определять температуру тосола. Если он, вследствие неправильной реакции на температуру, начнет гонять жидкость по малому кругу – перегрев наступит очень скоро. Очень плохо термостат реагирует на воду из водопровода или водоемов – в ее составе содержится большое количество тяжелых химических соединений, солей и минералов, которые моментально откладываются в виде налета на стенках системы. Если уже и заливать воду в систему для охлаждения, то исключительно дистиллированную. Это очень важно!

Если термостат не в порядке, его нужно срочно менять. Процедура эта не из дешевых, поэтому в интересах самого же водителя максимально продлить жизнь этой важной детали системы охлаждения. Для этого его нужно регулярно промывать. Делается это так: в систему заливается такая простая смесь: горячая вода с лимонной кислотой. Также для очистки можно использовать любое бытовое химическое средство для устранения засоров и очистки налета для водопроводных труб. Эти средства прекрасно очищают стенки термостата, растворяют все отложения, не оставляя следов и не откладываясь в системе охлаждения автомобиля.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию