Цепь двигателя что это
Регулировка или замена цепи ГРМ в Казани
Технический центр «Гвардейский» в Казани оказывает услуги по квалифицированному обслуживанию газораспределительного (ГРМ) механизма двигателей внутреннего сгорания легкового автомобиля. Опытные мотористы выполняют широкий спектр работ, в том числе такие как регулировка цепи ГРМ и замена цепи ГРМ. В случае, когда установлена цепь замена и регулировка производится с учетом конструкционных особенностей ГРМ отдельно взятого двигателя с использованием современной материально-технической базы центра, в соответствии с рекомендациями и требованиями автопроизводителя.
Поршневой двигатель внутреннего сгорания, который устанавливается на преобладающее число автомобилей, имеет в своей конструкции такой важный узел как газораспределительный механизм (ГРМ). Не вдаваясь в подробности, он необходим для обеспечения работы силового агрегата, то есть создания условий формирования топливно-воздушной смеси и отвода выхлопных газов. Схема реализуется с использованием различных конструкционных решений. Основные виды газораспределительных механизмов:
- клапанные;
- поршневые;
- золотниковые;
- гильзовые.
Наиболее часто встречаются клапанные ГРМ (в этом случае ГРМ отвечает за открывание и закрывание впускных и выпускных клапанов в нужный момент). Основной элемент такого узла – распределительный вал (он же распредвал, существуют двигатели без распредвала, но это экзотика, и с несколькими распредвалами, классическая схема – DOHC). С целью обеспечения его вращения используется привод ГРМ. Он отвечает за передачу крутящего момента от коленчатого вала (элемент кривошипно-шатунного механизма) к распределительному валу и обеспечивает синхронизацию их работы.
То есть не будет этой связи, не будет работать двигатель. Мало того – это неизменно приведет к очень серьезным поломкам, вплоть до необходимости проводить капитальный ремонт мотора. Данную услугу в Казани также предлагает технический центр «Гвардейский».
Связь между распредвалом и коленвалом обеспечивает привод ГРМ. Конструкционные схемы используются разнообразные, основных типов привода три:
- шестеренчатый;
- ременной;
- цепной.
Шестеренчатый – архаичная схема, сейчас используется редко. Также редко применяется и комбинированная схема, которая предполагает установку одновременно двух типов привода (шестеренчатого и цепного, ременного и цепного). А вот ременной и цепной привод ГРМ – очень распространенные виды. Поэтому на том, чем отличаются ремень ГРМ и цепь ГРМ, надо остановиться более подробно.
Ремень ГРМ и цепь ГРМ отличаются по множеству параметров. Начнем с условий эксплуатации. Ременной привод работает «по сухому», цепной привод, как правило, «по мокрому». Когда установлена цепь замена производится именно с учетом этого важного нюанса. Если проще, цепь ГРМ требует смазки в процессе своей работы, смазка выполняется с использованием моторного масла, которое подается при помощи масляной форсунки или другим способом. Именно эта особенность предопределяет во многом отличия в месте установки. Ремень ГРМ деталь открытая, иногда прикрытая кожухом, а цепь ГРМ спрятана от глаз. Конструкционных схем используется масса. В основном цепь ГРМ находится частично в блоке цилиндров, частично в ГБЦ (головке блока цилиндров). Тут все зависит от месторасположения распредвала или нескольких валов и других конструкционных особенностей двигателя.
Мало того, когда выполняется замена цепи ГРМ, важно знать, как расположен двигатель (продольно или поперечно) и с какой стороны находится привод ГРМ. У некоторых «немцев» это «задняя» сторона двигателя (он ставится со стороны маховика и коробки передач). Более распространенное решение – с «передней» стороны, там, где привод вспомогательных агрегатов.
Следующее существенное отличие – материал изготовления и конструкционные особенности. Ремень ГРМ производится из специальной резины, упрочненной текстильным кордом. Сейчас также используются особые полимерные составы и высокопрочное стекловолокно. Цепь ГРМ изготавливается из высокопрочной стали и ее сплавов.
Смотреть на сайте Онлайн
Что касается конструкции. Ремень ГРМ и цепь ГРМ имеют внешние визуальные различия не только между друг другом, но еще между собой. Ремни бывают:
- клиновыми;
- поликлиновыми;
- зубчатыми.
И это далеко не все виды ремней ГРМ.
Самые распространенные варианты цепей ГРМ:
- роликовые;
- втулочные;
- зубчатые.
Помимо этого цепи бывают одно-, двух-, трехрядные, а ремень, даже поликлиновый, это цельная конструкция. Об этом ниже.
И последний момент – отличие в приводе. У ременного привода на распредвале и коленвале ролики, у цепного привода – звездочки (шестерни). Существуют, конечно, и другие отличия.
Смотреть на сайте Онлайн
Цепной привод ГРМ на разных двигателях отличается. Это обуславливает специфику таких видов услуг как регулировка цепи ГРМ и замена цепи ГРМ в техническом центре «Гвардейский». Классическая схема предполагает использование таких деталей как:
- цепь;
- натяжитель цепи ГРМ;
- планка-успокоитель;
- масляная форсунка (не всегда);
- звездочки (шестерни), как правило, верхняя распредвала и нижняя коленвала (распределительный вал может иметь не только верхнее расположение в ГБЦ);
- ограничительный палец;
- «башмак» (не на всех моделях).
В целом такой вариант привода с различными вариациями на тему встречается наиболее часто. Прежде чем купить цепь ГРМ, надо посоветоваться в мотористами нашего техцентра. Все дело в том, что цепи отличаются по конструкции и количеству рядов. Количество рядов от одного и более, одно-, двух-, реже трехрядные цепи – самые распространенные решения.
По конструкции цепь ГРМ, как отмечалось выше, бывает роликовой, втулочной и зубчатой. Автопроизводитель подбирает тот или иной вид цепи в зависимости от технических и эксплуатационных характеристик двигателя.
Роликовая цепь ГРМ состоит из наружных и внутренних звеньев. Они включают такие элементы как пластины, валики, ролики и втулки. Данные цепи встречаются одно-, двух-, трех- и четырехрядные, имеют целый ряд разновидностей.
Втулочная цепь ГРМ по конструкции схожа с роликовой. Единственное отличие заключается в том, что отсутствуют ролики. Такие цепи выпускаются одно- и двухрядными.
Зубчатая цепь ГРМ – это по своей сути набор двух видов пластин, основных и направляющих, а также шарнира качения.
Именно цепь выполняет передачу крутящего момента от звездочки (шестерни) коленчатого вала к звездочке распределительного вала. Звездочки бывают и прорезиненные.
Стальные соединения, в отличие от ременной конструкции, не могут при необходимости растягиваться или сжиматься, обладают низкой степенью гибкости. Это обуславливает необходимость использования такого элемента как натяжитель цепи ГРМ и корректирования состояния передачи крутящего момента. Данные устройства подразделяются на механические и автоматические. Принцип работы, по которому действует механический натяжитель цепи ГРМ, основан на использовании плунжерной пружины. Регулировка цепи ГРМ во многом зависит от ручной настройки данного узла. В настоящее время широко применяются так называемые гидронатяжители, где шток плунжера приводится в действие путем нагнетания давления масла. Такой вид конструкции имеет обратный ход. Автоматический натяжитель цепи ГРМ отличается по конструкционным особенностям. Из основных схем отметим устройства с храповым механизмом, работают по принципу фиксируемого храповика, но без обратного хода, второй вариант – использование штока и пружины с обратным ходом, но только при работающем двигателе.
В полной зависимости от того, сколько распределительных валов имеет ГРМ двигателя, натяжителей бывает от одного до трех.
Отметим такой момент. Цепь ГРМ способна развить большую инерцию. Когда двигатель работает, возникают колебательные движения и их надо гасить. С этой целью устанавливается планка-успокоитель или просто успокоитель. Эта деталь также требует внимания при обслуживании. По своей сути успокоитель – это прижимная подпружиненная планка с каркасом из стали, покрытым слоем высокопрочной резины, и пружинами, которые допускают колебания цепи, но в ограниченных пределах.
Натяжители цепи ГРМ и успокоители способны гасить возникающую вибрацию и значительно понижают уровень шума, появляющегося при работе.
Цепь ГРМ может отличаться по конструкции и в ряде случаев существует вероятность, что она спадет вследствие определенных причин. Поэтому одним из распространенных решений является использование ограничительного пальца из стали. Он вкручивается либо в блок цилиндров, либо в ГБЦ. Если двигатель и цепной тип привода ГРМ работают нормально, то палец и цепь не соприкасаются. Как только цепь пытается соскочить, ограничительный палец сразу препятствует этому движению, что позволяет сохранить целостность силового агрегата.
Наши мотористы досконально знают особенности конструкции и принцип действия цепного привода двигателей семейства ВАЗ, моторов многих иностранных автопроизводителей, что значительно облегчает и упрощает обслуживание цепи ГРМ, повышает качество и оперативность выполнения работ.
Сразу отметим следующий момент. Целый ряд автовладельцев считает, что цепь ГРМ «вечная» деталь, что ее ресурс равен ресурсу двигателя. Может оно и было так, но в старые, добрые времена. Современные двигатели с цепным приводом ГРМ капризны и от этого факта никуда не денешься, особенно однорядные, от классической двухрядной схемы уже отказываются. Плюс пошла такая тенденция, что у ряда автопроизводителей, как ни странно, немецких и совместно немецко-французских разработок, изначально конструкционная схема двигателя уже с просчетами и ошибками, цепь ГРМ вылетает на раз. Есть такие «проблемные», очень нехорошие моторы.
Поэтому в Казани обязательно проходите плановый технический осмотр и обращайтесь к мотористам технического центра «Гвардейский». Пусть посмотрят, в каком состоянии цепь и привод ГРМ в целом. В обрыве цепи хорошего мало.
Характерных неисправностей цепного привода несколько:
- растяжение цепи;
- обрыв цепи, что характерно для однорядных элементов;
- выход из строя натяжителя;
- поломка успокоителя;
- засорение масляной форсунки (при наличии);
- критический износ звездочек.
Все это может привести к выходу из строя цепного привода ГРМ, а в дальнейшем, если не предпринять срочных мер (сразу выключить двигатель и остановиться, иначе заклинит), и капитальному ремонту силового агрегата. Некоторые современные моторы не ремонтопригодные. Так что это сразу замена двигателя, которую также могут выполнить мотористы нашего техцентра.
Причин поломок огромное количество, начиная от износа и некачественных комплектующих, заканчивая отсутствием смазки и конструкционными просчетами.
Основные признаки неисправностей:
- появление посторонних шумов (звуки дребезжания и трения цепи);
- нарушение, сдвиг фаз газораспределения, что сказывается на работе двигателя;
- сбои в функционировании электронного блока управления двигателя по причине неправильной работы датчиков, которые устанавливаются на распределительный и коленчатый валы (не на всех моделях).
Существует целый ряд других признаков, говорящих о том, что пора обратиться в технический центр «Гвардейский» с целью проверки состояния цепного привода ГРМ.
Мотористами нашего техцентра выполняется в большинстве случаев визуальный осмотр цепного привода ГРМ и инструментальная диагностика степени натяжения цепи. Если это возможно, применяется и компьютерная диагностика. В зависимости от того, какую электронику поставили в двигатель. Проверяется все – исправность и уровень износа натяжителя, цепи, звездочек, планки-успокоителя, уровень масла и работоспособность других элементов при наличии. С этой целью приходится частично разбирать двигатель.
После принимается решение что делать и согласовывается с автовладельцем. Основная операция – это регулировка цепи ГРМ путем изменения ее степени натяжения. При угрозе обрыва производится замена цепи ГРМ. Все дело в том, что отремонтировать можно только роликовую цепь, но этим никто не занимается, ресурс такой восстановленной детали невелик и смысла нет. Поэтому необходимо купить цепь ГРМ и поменять. Что надо приобрести – подскажут наши мастера. Покупку можно сделать в магазине, который работает при нашем техцентре, с гарантией качества, оперативно и по доступной цене.
Специфика работ напрямую зависит от конструкционных особенностей цепного привода определенного мотора.
Необходима регулировка цепи ГРМ или замена цепи ГРМ, требуется купить цепь ГРМ в Казани?
Обращайтесь в технический центр «Гвардейский» 7 дней в неделю.
Цепь или ремень: какой привод ГРМ лучше?
Вначале были шестерни
Начнем с истории вопроса. На заре создания двигателей внутреннего сгорания самым простым и логичным был привод распределительного вала с помощью шестерен. Нужно, чтобы распредвал вращался вдвое медленнее коленчатого вала, а потому две шестерни с числом зубьев, относящимся как 1:2, представлялись идеальным решением. Схема с шестеренным приводом обладает самой высокой надежностью. Недаром на знаменитом танке Т-34 устанавливался двигатель В-2, у которого не только привод клапанов, но и всех вспомогательных агрегатов осуществлялся шестернями. Предвоенные, да и некоторые послевоенные легковые автомобили отечественного производства также имели шестеренный привод ГРМ с нижним расположением распредвала.
На цепь его!
Конструкторы автомобильных двигателей довольно быстро пришли к выводу, что распределительному валу место рядом с клапанами. Это решение упрощает привод клапанов и снижает инерционность, что особенно важно для высокооборотных моторов. И расстояние между распределительным и коленчатым валами стало достаточно велико, особенно на длинноходных двигателях. Такими называют моторы, у которых ход поршня больше, чем диаметр цилиндра. К тому времени уже были освоены в производстве втулочно-роликовые цепи, которые и стали применять для привода распредвалов. Передаточное отношение обеспечивала двукратная разница в числе зубьев ведущей и ведомой шестерен. А цепи применяли двухрядные, для надежности.
Впервые на массовом отечественном двигателе цепной привод появился на москвичовском двигателе УЗАМ-412, разработанном в первой половине 60-х годов прошлого столетия. А вскоре началось триумфальное шествие Жигулей, на которых вплоть до начала восьмидесятых безраздельно господствовал цепной привод распредвала.
Отмечу, что при использовании цепного привода всегда возникают сложные колебания системы, вызванные неравномерностью работы цепи. Для гашения этих колебаний мотористам приходится устанавливать успокоители в виде пластмассовых (иногда стальных обрезиненных) пластин. При этом цепь необходимо натягивать. Делать это приходится и сразу после сборки мотора, и в процессе эксплуатации в связи с удлинением (вытяжкой) цепи.
Откуда берется «вытяжка»? Интересный вопрос. Конечно, не может быть и речи об удлинении под нагрузкой каждой отдельной пластинки, составляющей цепь. Рассчитать на прочность эти элементы проще простого. Удлинение цепи происходит при износе, увеличении зазора в каждом шарнире, а их, как правило, больше сотни. Соответственно, и суммарная длина цепи может расти на несколько миллиметров по мере износа.
Ранние импортные и описанные выше отечественные двигатели имели механические натяжители с пружиной, обслуживаемые при каждом ТО. При этом цепи на наших моторах (напомню, двухрядные) ходили при должном обслуживании немногим больше 100 000 км. Далее тольяттинские моторостроители на много лет прекратили разрабатывать новые конструкции с цепным приводом, и только при модернизации старого доброго двигателя рабочим объемом 1,7 л для Chevrolet Niva и Lada 4×4 немного изменили конструкцию. Вместо двухрядной применили однорядную цепь, снабдив ее гидравлическим натяжителем. Замечу, что при равном качестве материалов ресурс однорядной цепи меньше: ведь в двухрядной цепи поверхностей пластин, взаимодействующих с валиками, минимум три, а в однорядной — только две.
Мировое моторостроение меж тем перешло на зубчатые цепи, что позволило снизить шум и износ. Достигнут такой эффект благодаря тому, что количество пластин, работающих в паре с валиками цепи, увеличено до четырех даже в самых простых конструкциях. Вторым фактором, продлившим срок службы цепей и сделавших их необслуживаемыми, стало применение гидравлических натяжителей. Такие устройства обеспечивают постоянное необходимое натяжение цепи, особенно если снабжены храповым механизмом, который уже не отдаст обратно отвоеванную у цепи слабину.
Да, кстати, вы в курсе, что на народном любимце Логане стоит цепь? «Нет, неправда, автор сошел с ума! Там ремень!» — скажете вы. А вот и нет. Масляный насос на этом достойном двигателе действительно приводит небольшая цепь.
Явление ремня народу
До поры до времени неметаллические материалы использовались в двигателе только в виде прокладок или сальников. Как вдруг в середине пятидесятых годов прошлого века американцы впервые наладили привод распредвала резиновым ремнем. Конечно, это был не такой ремень, который крутит генераторы и компрессоры кондиционера. Во-первых, требовалось синхронное вращение валов, то есть должно быть исключено проскальзывание ремня, а во-вторых, прочность ремня и его зубьев должны обеспечивать работоспособность двигателя в течение длительного срока.
На просторах нашей Родины ремень появился впервые на двигателе ВАЗ-2105. Заводчане изменили конструкцию двух базовых деталей — блока цилиндров и его головки, чтобы не отставать от мирового прогресса автомобилестроения. Ремни ходили не очень долго, являлись приличной головной болью для хозяев, но их обрыв не был фатален для мотора. Конструкция предусматривала, что при любых взаимных положениях коленчатого и распределительного валов встречи клапанов с поршнями не происходило. Иными словами, даже в дороге — заменил ремень и езжай дальше. Правда, такой мотор выпускали не очень долго.
С появлением переднеприводного семейства ВАЗ ремень стал основным типом привода ГРМ. Были в линейке новых моторов и «втыковые», и «невтыковые» модели и их модификации. Но постепенно требования к мощности и экологии привели к необходимости даже восьмиклапанный двигатель сделать по конструкции втыковым. А у шестнадцатиклапанников подобная конструкция была изначально.
Но русского умельца так просто современными евронормами не возьмешь. Сейчас в продаже есть поршни, предотвращающие встречу клапанов при обрыве ремня — и к восьми-, и к шестнадцатиклапанникам. О чем это говорит? О том, что ремни-то, похоже, рвутся, как и прежде, ну а спрос рождает предложение. К слову, для импортных двигателей я таких поршней в продаже не встречал.
Плюсы ременного привода
Минусы ременного привода
- Меньший шум
- Ремень позволяет избежать резонансных колебаний, т.к. число зубьев нечетное и некратное количеству зубьев шестерен.. Например, 111 зубьев было у двигателя некогда популярной вазовской «восьмерки». Таких моторных цепей не бывает в природе: число звеньев всегда четное.
- Ремень благодаря своей эластичности хорошо гасит крутильные колебания.
- Не требует гидравлического натяжителя: ремню достаточно недорогого пружинного натяжителя.
- Нечувствителен к качеству залитого в двигатель масла, его количеству и величине давления.
- На части моторов его довольно легко осмотреть. Но, к сожалению, на некоторых моторах бывает нужно демонтировать опору силового агрегата.
- Заменить ремень проще. Это можно сделать даже своими силами.
- Масса двигателя с ременным приводом несколько ниже.
- Двигатель с ременным приводом имеет большое число валов, выходящих из масляной полости наружу. Это — большее число сальниковых уплотнений, причем течь из них и будет выводить ремень из строя.
- Очень низкие температуры, как и попадание воды, представляют для ремня серьезную угрозу.
- Ресурс ремня ограничен не только пробегом, но и временем. Резина склонна к старению.
- На сохранность ремня влияет состояние натяжных и обводящих роликов, а также помпы, которая часто приводится тем же ремнем. Смазка в роликах пересыхает от времени и жары, а помпу выводит из строя применение некачественных охлаждающих жидкостей.
- Требует периодических замен в соответствии с таблицей регламентных работ.
- Ремень рвется мгновенно, зачастую без всяких предупреждающих звуков.
Плюсы цепного привода
Минусы цепного привода
- Для первого владельца цепь дешевле в эксплуатации. Регламентных работ по замене цепи ни в одной сервисной книжке, которые очень многие производители ведут до 100 тыс. км. не видел ни разу.
- Высокий ресурс, особенно для знаменитых двигателей 80–90 годов с цепями, имеющими два и более ряда.
- Цепь защищена от внешних неблагоприятных факторов, всегда смазана и при исправном натяжителе — натянута.
- Цепь благодаря продуманной системе успокоителей и натяжителей испытывает даже меньшие колебания, чем ремень.
- Цепь — находка для тех, кто ездит мало. Она не нуждается в замене «по возрасту».
- Цепь перед «кончиной» начнет «проситься» на замену повышенным шумом, и у владельца есть шанс не упустить этот момент.
- Двигатели с цепным приводом несколько тяжелее.
- Гидронатяжитель цепи без храпового механизма может плохо работать при недостаточном давлении масла. Такое возможно при использовании систем «старт-стоп».
- Возможно перескакивание цепи при вращении мотора в обратную сторону, что случается при парковке с включенной передачей на крутом склоне.
- Насос охлаждающей жидкости практически всегда у таких моторов вращает ремень вспомогательных агрегатов. Его по регламенту зачастую не меняют — мол, он не самый важный. А при обрыве далеко не уедешь из-за перегрева двигателя.
- Встречались в истории двигатели с ресурсом цепи, не превышающим 50 тыс. км. Ну, тут по поговорке — «В семье не без урода».
Выводы
Способ привода газораспределительного механизма — ремнем или цепью — редко становится определяющим фактором при выборе автомобиля. Но задуматься все-таки заставляет. Ведь он порой может изменить судьбу автомобиля. Характерен пример с нашей редакционной Грантой.
Если данная модель двигателя не славится малым ресурсом цепи (отзывы на профильных форумах вам в помощь), то цепной привод лучше ременного. Ременный привод выдерживает только пробег до регламентной замены, а цепь может ходить дольше. Недаром же существует совет: покупаете бэушный автомобиль — сразу замените все ремни, включая ГРМ.
Не хочу никого обидеть, но владельцы автомобилей, где привод ГРМ осуществляется цепью, несколько снисходительно взирают на тех, кто периодически задумывается: «А как там поживает мой ремень. ».
Расскажите в комментариях, какой тип привода ГРМ нравится вам и почему.
Так ли надежна цепь ГРМ и требуется ли ей обслуживание?
Опытным автовладельцам хорошо известен тот факт, что все двигатели в автомобилях могут быть разделены на две категории: с ременным и цепным приводом ГРМ. Наличие цепи газораспределительного механизма позволяет обеспечить долговечность моторов, при этом не требуется проводить сервис агрегата. Однако, действительно ли такие моторы не потребуют обслуживания, и надежнее ли они, чем простые двигатели, у которых используется ремень ГРМ.
Несомненным преимуществом автомобилей с цепным приводом ГРМ является тот факт, что в таких моторах не требуется каждые 50-70 тысяч километров пробега выполнять сложную и дорогостоящую процедуру по замене ремня. В прошлом считалось, что этот механизм необслуживаемый, соответственно упрощается эксплуатация автомобиля, а автовладелец экономит расходы на ремонт двигателя.
Опытным автовладельцам известно, чем опасен обрыв ремня или проблемы с цепью. Это приводит к тому, что у двигателя проскакивают зубья, в результате на огромной скорости поршень врезается в ещё открытые клапана, сразу же их разбивает, после чего требуется дорогостоящий ремонт автомобиля. Зачастую расходы на такую «капиталку» составят столько же, сколько и покупка аналогичного подержанного контрактного двигателя. Поэтому неудивительно, что все без исключения автовладельцы стараются правильно обслуживать свой мотор, в соответствии с регламентом меняют привод и следят за его состоянием.
Действительно ли цепь «вечная»?
В прошлом, действительно, считалось, что цепь — это по-настоящему вечный привод, который не требует какого-либо обслуживания и замены, поэтому он способен служить на протяжении всего период эксплуатации автомобиля. Сегодня отмечается тотальное снижение качества выполняемых двигателей, сами моторы редко когда служат больше 300-400 тысяч километров, а цепи бывают не столь надежны, часто растягиваются, у них проскакивают зубья, что, в итоге, приводит к таким поломкам, аналогичным при обрыве ремня ГРМ.
Поэтому автовладельцу машины, в двигателе которой всё же используется цепь, необходимо также регулярно проводить сервис, вскрывать клапанную крышку, осматривать состояние цепи, проверяя правильность ее натяжения и износ зубьев звездочек. Только выполняя такой регулярный сервис можно быть полностью уверенным в том, что состояние привода ГРМ находится в хорошем состоянии, такая цепь не соскользнет и не проскочит, в результате чего потребовался бы дорогостоящий капитальный ремонт.
Определить износ цепи можно как по визуальным признакам, для чего потребуется специальное окошко для ревизии или же мотор вскрывают, что позволяет определить наличие износа и проблем с приводом. Также износ цепи можно установить по повышенному шуму, доносящегося из верхней части двигателя, и сдвигу газораспределения, что приводит к небольшой вибрации и ряду других проблем с двигателем. Автовладельцу при наличии таких посторонних звуков в моторе следует сразу же обращаться в мастерскую для проведения диагностики и устранения имеющихся проблем.
Где располагается цепь
В зависимости от конкретного типа мотора и автопроизводителя, двигатель может иметь два варианта расположение цепи: заднее и переднее. Если цепь располагается спереди, то ГРМ находится у приводного ремня навесных агрегатов. Если двигатель с задней цепью, то привод расположен со стороны маховика и коробки. Первый вариант в силу своей конструктивной простоты встречается чаще, при этом существенно упрощается диагностика неисправностей, так как осмотр состояния привода может быть выполнен относительно просто.
Большинство автопроизводителей и специалистов, которые занимаются ремонтом двигателей, утверждают, что разрыв цепи и ремня будет в первую очередь связан с несоблюдением регламента по обслуживанию автомобиля. Однако подобное не всегда соответствует действительности, износ цепи может возникать по причине некачественной смазки, появления различного рода поломок, а также при использовании не слишком качественных расходных материалов. Распространённой причиной таких проблем с ремнем и цепью является натяжитель, который зависим от давления и качества масла в моторе.
В каких случаях необходима замена
Часто автовладельцу сложно определить, в каких случаях требуется вскрывать мотор и проводить замену ремня ГРМ. Это достаточно сложная и дорогая процедура, поэтому без надобности выполнять ее не рекомендуется.
Специалисты рекомендуют выполнять замену цепи при наличии следующих симптомов:
1) появился характерный стрёкот и шуршание, которое лучше всего слышно на холостом ходу двигателя;
2) двигатель по причине смещение фаз газораспределения не может стабильно держать холостые обороты;
3) если снять клапанную крышку, виден максимальный выход натяжителя;
4) повышенный износ зубьев звездочки.
Может дополнительно производиться диагностика специальным прибором, который показывает ошибки датчика фазы. В подобном случае следует как можно скорее доставить машину в сервис, вскрыть двигатель и точно определить характер неисправности. Пренебрегать такими симптомами неисправностей не следует, так как куда проще выполнить замену ремня и натяжителя, чем в последующем восстанавливать машину после обрыва привода ГРМ.
Рекомендации автовладельцам
При покупке автомобиля, двигатель которого оснащен цепью ГРМ, необходимо всё же проводить комплексную диагностику, в том числе на предмет определения состояния привода. В последующем это позволяет избавить от серьезных поломок, восстановление которых может оказаться не по карману даже обеспеченному обладателю. Причём такую диагностику и определение состояния двигателя и привода ГРМ лучше всего доверить специалисту, который по косвенным признакам сможет определить текущее состояние мотора.
В последующим при эксплуатации автомобиля с цепным приводом следует использовать исключительно качественное масло, меняя его каждые 7-8 тысяч километров пробега. Именно от качества масла зависит состояние натяжителя и всей системы ГРМ, что исключает ее серьезные поломки.
При малейшем шуме и стуках из мотора следует сразу отправляться на диагностику, что позволит устранить имеющиеся неисправности на начальной стадии, когда проблема ещё не приняла угрожающий характер.
Несмотря на будущее заблуждение у автовладельцев о том, что такой привод цепи является вечным, его всё же лучше менять каждые 200000 километров пробега. При проведении такой работы выполняется также замена направляющих и других узлов, которые отвечают за работоспособность привода.
Подведём итоги
Автовладельцу необходимо помнить о том, что не бывает ничего вечного. В том числе это касается цепного привода ГРМ, который может в процессе эксплуатации изнашиваться, что приводит к его проскальзыванию и разрыву, в последующем автовладельца будет ожидать дорогостоящий и сложный ремонт. Чтобы избежать таких проблем, необходимо выполнять своевременный сервис, а при первых признаках износа привода сразу же обращаться за диагностикой и ремонтом.
Как заменить цепь ГРМ своими руками
Цепь ГРМ — это одна из главных деталей двигателя автомобиля, за счет которой крутящий момент от коленчатого вала передается на распределительный. Если она рвется, то двигатель перестает работать. Следовательно, от работы этого механизма зависит работоспособность всей машины.
Замена цепи — процесс трудоемкий и дорогостоящий, тем более если заказывать услугу в автосервисе. Однако, детально изучив процесс замены — можно научиться менять цепь самостоятельно. О том, как это правильно сделать, пойдет речь в этой статье.
Зачем нужна цепь в работе газораспределительного механизма ДВС
Газораспределительный механизм обеспечивает в двигателе внутреннего сгорания впуск и выпуск рабочего топлива, используя систему клапанов. Распределительный вал двигателя, вращаясь, создает непрерывную работу клапанов ГРМ, тем самым запуская весь процесс внутреннего сгорания.
Вращение распред. вала обеспечивается работой коленчатого вала, крутящий момент от которого передается при помощи цепи или зубчатого ремня.
На концах обоих валов установлены шестеренки-звезды, на которых крепится цепь или ремень, именно они создают натяжение и необходимую скорость вращения.
Когда пора менять цепной привод двигателя
Во время каждодневной эксплуатации автомобиля, цепной механизм больше всего подвергается нагрузкам и изнашивается. Поэтому важно знать, когда он выходит из строя, чтобы вовремя сделать замену.
У каждой цепи ГРМ есть определенный срок службы, в течении которого по общим правилам замена, не нужна. Однако бывают случаи, когда цепной привод (ЦП) внезапно рвется или часть звеньев приходят в негодность, провоцируя нестабильную работу всего двигателя.
Чтобы не пропустить этот момент, рекомендуется периодически проверять ЦП на предмет механических повреждений и обязательно перед длительными поездками на большие расстояния, а замену делать строго по техническим данным и рекомендациям производителя автомобиля.
В то же время, стоит отметить, что опытные мастера-автолюбители умеют определять поломку механизма ЦП на слух.
Так для неисправного ЦП, при включенном двигателе характерны следующие звуки:
- появление характерного звенящего шума в районе цепного механизма;
- периодические удары и стук, исходящие из района, где расположен ЦП в двигателе;
- выстрелы и микровзрывы в системе выхлопа и глушителе.
Если же нужно проверить работоспособность ЦП визуально, чтобы точно удостовериться в его (не)исправности, то необходимо вскрыть двигатель.
Последствия неисправностей
В зависимости от сложности поломки ЦП она может привести, как к временной неисправности двигателя, так и к полному его выходу из строя с последующей заменой.
Статья по теме: Как работает автомобиль с АКПП и МКПП
Так, если связь между коленвалом и распредвалом прекращается в результате обрыва цепи, то крутящий момент перестает туда поступать. Происходит остановка работы клапанов, однако поршневая система продолжает работать в том же режиме, что и до поломки.
Так как поршни и клапана работают в синхронном режиме, то из-за остановки вторых происходит столкновение с первыми, в результате чего обе запчасти могут быть полностью разрушены.
В этом случае, исходя из конструктивных особенностей конкретной марки двигателя, — он либо подлежит комплексному ремонту, либо нет и тогда приходится покупать новый.
Как заменить цепь ГРМ в гаражных условиях
Чтобы сделать замену цепи в гараже своими руками понадобится немного терпения, набор гаечных ключей, новая цепь и натяжитель. Рассмотрим поэтапно процесс замены цепи ГРМ на примере автомобиля Шевроле Нива.
Процесс разборки и снятия
Автомобиль загоняется на яму в гараже и ставится на ручной тормоз, под колеса устанавливаются подпорки.
Открываем капот и снимаем крышку двигателя.
Сливается тосол, для лучшего доступа к двигателю снимается радиатор и вентилятор.
Снизу на днище автомобиля снимается защита двигателя. Это делается для того, чтобы можно было удобно добраться до шкива коленвала.
Чтобы отвернуть шкив коленвала сначала его нужно зафиксировать от проворотов — для этого в корпусе сцепления снизу сверлится небольшое отверстие и нарезается резьба под болт 6-го размера.
Болт вворачивается в просверленное отверстие, тем самым фиксируя зубья венца моховика. Таким образом, коленвал блокируется, что исключает его вращение.
С помощью лома и специальной гаечной головки (на 38) отворачивается и снимается шкив коленвала.
Снимаются натяжные ролики и лобовая крышка двигателя.
Очищаем рабочие поверхности от грязи и пыли.
Теперь снимается натяжитель цепи. Перед тем как его снять необходимо пометить белым маркером цепь в местах соединения с коленвалом и распредвалом, чтобы потом можно было ровно также поставить новую цепь на место.
Затем снимается башмак натяжителя и успокоитель. Крутить нужно очень осторожно, чтобы клапана не ударили о борт.
После того как башмак натяжителя снят, ослабляется крепление датчика распредвала и цепь легко снимается.
Когда ЦП снят переходим к следующему этапу по установке новых деталей.
Процесс установки нового ЦП
Старая цепь прикладывается к новой, на которую переносятся отметки белым маркером, сделанные в тех местах, где она будет одеваться на валы.
Перед тем как одевать новый ЦП, его необходимо смазать машинным маслом.
ЦП устанавливается через низ, при помощи небольшой медной проволочки она заводится снизу в двигатель и аккуратно надевается на валы (сначала на колен., потом — распред.).
После того как цепь одета ставится на место башмак натяжителя и успокоитель.
Последним ставится цепной натяжитель. Эта деталь отвечает за натяжение цепи, поэтому желательно его менять вместе с ней. Когда он установлен, выдергивается специальная чека и цепной механизм натягивается.
После того как двигатель собран, ЦП заменен, зажимаются болты и делается старт мотора, проверяется на наличие посторонних шумов, если замена произведена успешно и правильно, то их не должно быть.
Подробная видео-инструкция по замене цепного механизма ГРМ ДВС на Шевроле-Нива приведена ниже.
Правильное натяжение цепи ГРМ
За натяжение цепного механизма ГРМ отвечает натяжитель. Он должен быть выставлен точно по меткам на валах и цепи. ЦП должен быть натянут таким образом, чтобы не было провисаний.
Каждое звено должно плотно прилегать к шестеренке на валах. При работе двигателя звук должен быть ровным без посторонних скрипов и шумов.