0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики двигателя космического корабля

«Самый мощный в мире»: какими характеристиками будет обладать новый российский ракетный двигатель РД-171МВ

НПО «Энергомаш» приступило к производству опытных образцов жидкостных ракетных двигателей РД-171МВ, которые в компании называют «самыми мощными в мире». Соответствующая информация размещена на сайте госзакупок.

В опубликованном на портале техническом задании указывается, что «Энергомаш» производит закупку сортового проката литейных сталей и сплавов «для комплектации РД-171МВ в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс». На закупку планируется потратить около 19,5 млн рублей.

«Фениксом» называют опытно-конструкторские работы, цель которых — разработка нового семейства российской ракеты-носителя среднего класса для замены ракет «Зенит».

«Прорывной проект»

Разработка РД-171МВ началась в 2017 году. Проект предусматривает создание двигателя для первой ступени проектируемой РКК «Энергия» ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» (также известна как «Иртыш»). Помимо этого, он будет устанавливаться на сверхтяжёлой ракете «Енисей».

«РД-171МВ — самый мощный из жидкостных двигателей. Он оснащён четырьмя камерами сгорания и работает на паре кислород-керосин», — рассказал в беседе с RT научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

В качестве основы для создания нового двигателя был взят советский РД-171М, который, в свою очередь, был модификацией двигателя РД-170, признанного самым мощным в истории. Его мощность составляла 230 тыс. лошадиных сил.

«Принципиальное отличие этой модели от предыдущей в том, что она сможет выводить тяжёлую нагрузку на достаточно высокие орбиты с большей мощностью. Важно отметить, что сверхмощные двигатели позволяют выводить грузы весом 20—30 тонн на орбиты», — заявил военный эксперт Михаил Тимошенко в разговоре RT.

Как отмечают в компании «Энергомаш», при создании РД-171МВ используются технологические и конструктивные решения, отработанные при эксплуатации двигателей РД-180 и РД-191.

«Мы внедряем в новую разработку в первую очередь систему регулирования, которая хорошо себя показала на двигателе РД-191, — полностью российской сборки, изготавливается у нас — и проводим дополнительные мероприятия по защите от возгорания внутренних полостей двигателя», — заявил главный конструктор НПО «Энергомаш» Пётр Лёвочкин.

Масса РД-171МВ составляет 10,3 тонны, тяга — более 800 тонн. Мощность аппарата при этом оценивается в 246 тыс. лошадиных сил, что является мировым рекордом и выводит двигатель на первое место в мире по данному показателю.

«Двигатель РД-171МВ действительно будет самым мощным в мире, — заявил генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов. — Создание подобного рода конструкций — это локомотив не только конструкторской мысли, но ещё и технологический локомотив».

При работе двигателя тепловая мощность, выделяемая камерой сгорания, составляет 27 млн киловатт, что можно сравнить с мощностью крупной гидроэлектростанции. Ещё одно любопытное сравнение, о котором конструкторы рассказали общественности: турбонаддувочный агрегат двигателя развивает мощность в 180 тыс. киловатт — столько же, сколько и три атомные силовые установки крупнейших ледоколов, вместе взятые.

Для реализации проекта по созданию РД-171МВ «Энергомаш» провёл модернизацию своих производственных мощностей. Руководство предприятия отмечает, что РД-171МВ станет первым его двигателем, при создании которого в качестве подлинников конструкторской документации используются компьютерные 3D-модели, а не привычные бумажные чертежи. Это позволило сократить сроки разработки, оптимизировать процесс изготовления и снизить издержки.

«Для ускорения новых разработок мы вводим трёхмерное моделирование. Для снижения стоимости и повышения конкурентоспособности наших двигателей мы внедряем самые современные технологии, композитные материалы, новое оборудование, идёт техническое перевооружение предприятия», — рассказал Лёвочкин.

В феврале 2019 года о сборке первого образца двигателя сообщил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Тогда он отметил, что по мощности этому двигателю нет равных. На вторую половину декабря 2019 года запланированы огневые испытания РД-171МВ. Предполагается, что первый аппарат будет поставлен заказчику в 2021 году.

Первый двигатель РД-171МВ для новейшей ракеты среднего класса Союз-5 «Иртыш» собран на подмосковном «НПО Энергомаш» и готовится к огневым испытаниям. По мощности ему нет равных в мире pic.twitter.com/YN5KrBn0iy

Военный историк Юрий Кнутов отметил, что данный тип двигателя является более экологически чистым, чем предыдущие модели, потому что он работает на паре кислород-керосин.

«Важно отметить, что эти двигатели более экологичные, потому что там используется в качестве окислителя кислород и топливо не такое ядовитое, как гептил, которое используется в старых ракетах. Переход на новые технологии — это реальный прорыв. На мой взгляд, он позитивно скажется на развитии всей космонавтики», — заявил Кнутов в интервью RT.

По его словам, создание РД-171МВ можно назвать прорывным для российской космической отрасли.

«Этот проект можно назвать прорывным, поскольку до этого у нас была одна сверхтяжёлая ракета «Энергия», которая создавалась всем Советским Союзом. Часть её технологий осталась в бывших советских республиках, поэтому многие элементы новой сверхтяжёлой ракеты приходится создавать заново», — сказал эксперт.

Кнутов также подчеркнул, что обладание таким двигателем позволит России сохранить лидирующие позиции в двигателестроении.

«Сегодня самые полноценные двигатели делает только Россия, на втором месте идут США, а все остальные страны сильно отстают», — заявил он.

«Ни у одной страны нет подобных разработок»

По мнению академика Российской академии космонавтики Александра Железнякова, новый двигатель, как и его предшественник РД-171М, будет успешно конкурировать с зарубежными аналогами.

«Он успешно конкурирует уже более 30 лет и дальше будет конкурировать, потому что на данный момент продолжает оставаться самым мощным жидкостным ракетным двигателем в мире. Кроме того, ни у одной страны нет подобных разработок», — рассказал эксперт в интервью RT.

По его словам, продвижение этого двигателя на международном рынке связано с вопросами геополитики.

«Кроме Китая, вряд ли кто-то заинтересуется, поскольку это зависит от геополитической обстановки», — пояснил он.

Схожую точку зрения выразил и военный эксперт Михаил Тимошенко.

«Этот двигатель сможет конкурировать с иностранными разработками. США вряд ли будут заинтересованы в его покупке, потому что у них есть двигатель для тяжёлых ракет. Но интерес могут проявить Евросоюз и Китай, если, конечно, они захотят выводить на орбиту что-то тяжёлое», — сказал он RT.

В свою очередь, Моисеев заявил, что двигатель вряд ли пойдёт на экспорт, поскольку такие аппараты создаются под конкретные ракеты. Пока за рубежом нет ракет, совместимых с РД-171МВ.

«Для его покупки предполагаемый покупатель должен иметь соответствующую ракету. Им заинтересуются тогда, когда кто-то начнёт разрабатывать ракету, под которую он подойдёт, но пока таких ракет не разрабатывают и в планах ни у кого нет», — сказал эксперт.

Новый «Союз»

Активная фаза разработки ракеты среднего класса «Союз-5» началась в 2016 году. Планируется, что её будут использовать как для пилотируемых миссий, так и для коммерческих пусков. Старты будут осуществляться с космодромов Байконур и Восточный.

Для этих целей на Байконуре проводятся работы по модернизации стартового комплекса в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек».

«Союз-5» — ракета среднего класса, которую создали на замену ракете-носителю «Зенит». Производство «Зенита» прекратили в связи с ухудшением российско-украинских отношений», — пояснил Моисеев.

На второй ступени «Союза-5» будут использоваться два двигателя РД-0124МС — модернизированные двигатели от третьей ступени ракеты «Союз-2.1Б».

В 2018 году были завершены эскизные работы, после чего «Роскосмос» заключил госконтракт с РКК «Энергия» на сумму 61,2 млрд рублей на создание и испытание ракеты «Союз-5».

В рамках лётных испытаний, запланированных на 2022—2025 годы, с космодрома Байконур будут выполнены четыре запуска «Союза-5». Согласно планам, в 2023 году будет осуществлён пуск с новым российским пилотируемым кораблём «Федерация». Аппарат будет работать в беспилотном режиме. Годом позже должен быть произведён и пилотируемый запуск.

Производиться «Союз-5» будет в РКЦ «Прогресс».

Характеристики двигателя космического корабля

11 октября , 17.30. Тайконавты встретились с представителями СМИ.

12 октября , 5.30. Церемония проводов тайконавтов. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выступил с напутственными словами.

12 октября, 9.00. Старт пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-6».

12 октября, 9.00. Проверка готовности системы приземления спускаемой капсулы. Запуск двигателя ракеты-носителя.

12 октября, 9.00.04. Ракета-носитель отправилась в небо.

12 октября, 9.02. Ракета-носитель освободилась от конструкции аварийного спасения.

12 октября, 9.02.39. Первая ступень отделилась от второй ступени ракеты-носителя.

12 октября, 9.09.43. Через 583 секунды на высоте примерно 200 км космический корабль успешно отделился от ракеты-носителя.

12 октября, 9.09.52. Пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу-6» вышел на заданную орбиту.

12 октября, 9.34. Тайконавты доложили, что чувствуют себя хорошо, все биологические показатели в норме.

12 октября, 9.39. Руководитель штаба по реализации Программы пилотируемой космонавтики Чэнь Биндэ объявил об успешном запуске космического корабля «Шэньочжоу-6».

12 октября, 9.43. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выступил с важной речью на космодроме Цзюцюань.

12 октября, 10.31. Пункт по управлению и контролю за полетами в Кашгаре обнаружил объект. Космический корабль «Шэньчжоу-6» начинает второй виток вокруг земного шара.

Читать еще:  Гранта автомат обороты двигателя

12 октября, 11.05. Тайконавты впервые пообедали в космосе, полет проходит нормально.

12 октября, 11.15.53. Тайконавты закончили обед. Согласно намеченному плану, один из тайконавтов по указанию с Земли приступил к отдыху.

12 октября, 15.54. Пекинский центр управления космическими полетами отдал приказ скорректировать орбиту корабля.

12 октября, 16.00. Космический корабль «Шэньчжоу-6» успешно завершил коррекцию орбиты.

12 октября, 17. 31. Фэй Цзюньлун вошел в орбитальный отсек.

12 октября, 17.34. Фэй Цзюньлун снял скафандр и переоделся в рабочую одежду, начал проверку оборудования в отсеке.

12 октября, 18.30. Не Хайшэн, который остался в спускаемой капсуле, также снял скафандр и переоделся в рабочую одежду. С помощью фотоаппарата он снимает орбитальный отсека.

12 октября, 19.59. Фэй Цзюньлун вернулся в спускаемую капсулу, а Не Хайшэн вошел в орбитальный отсек.

12 октября, 21.30. Оба тайконавта, одетые в синие рабочие костюмы, вернулись в спускаемую капсулу. В руках у них инструкция полета.

12 октября, 21.32. Тайконавты беседуют с родственниками по телефону.

12 октября, 21.39. Завершение телефонной беседы тайконавтов с родственниками.

13 октября , 2.56. Космический корабль «Шэньчжоу-6» пролетает над Родиной.

13 октября, 4.16. Тайконавт Фэй Цзюньлун закончил сон продолжительностью 7 часов 8 минут и отправился из орбитального отсека в спускаемую капсулу.

13 октября, 5.55. Тайконавт Не Хайшэн снял скафандр, вновь надел синюю спецодежду.

13 октября, 5.58. Наземный пункт по управлению и контролю за полетами в Кашгаре сегодня впервые тщательно отслеживал и замерял параметры полета космического корабля «Шэньчжоу-6». Фэй Цзюньлун дважды помахал рукой и одновременно связался с Пекином.

13 октября, 6.10. Тайконавты начали завтрак. Фэй Цзюньлун снимает, как завтракает Не Хайшэн. На большом экране можно видеть кадр, как в состоянии невесомости продукты питания летят по воздуху в рот.

13 октября, 6.24. Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн уже находятся в космосе 21 час 24 минуты, они превысили время пребывания в космосе тайконавта Ян Ливэя.

13 октября, 8.41. Центр исследований и прогнозирования экологии космоса Академии наук КНР предупреждал, что космический корабль»Шэньчжоу-6″в 6-й и последний раз сегодня пролетает над необычным районом Южной Атлантики. С 0.00 до 8.41 13 октября космический корабль «Шэньчжоу-6″6 раз подряд пролетал над районом сильного излучения в Южной Атлантике. Безопасности космонавтов ничто не угрожает.

13 октября, 9.00. Космонавты Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн уже пролетели в космосе около 680 тыс. километров и превысили расстояние, которое пролетел Ян Ливэй (600 тыс. километров).

13 октября, 9.17. Фэй Цзюньлун сидит у иллюминатора возвращаемого отсека. Он достал из парусиновой сумки зеленого цвета влажное бумажное полотенце, разорвал упаковку, вынул полотенце и начал умываться.

13 октября, 9.47. Космический корабль вступил в зону измерений»Юаньван-2″. Фэй Цзюньлун достал специальный аппарат и приготовился измерить себе кровяное давление.

13 октября, 10.00. Оба космонавта для проведения на орбите эксперимента»возмущающая сила», начали больше двигаться.

13 октября, 12.15. Космический корабль»Шэньчжоу-6″пролетел над Джомолунгмой.

13 октября, 13.05. Космический корабль»Шэньчжоу-6″вступил в область измерений и контроля»Юаньван-2″.

13 октября, 13.05. После семи часов сна Не Хайшэна оба тайконавта направились в орбитальный отсек для проведения научных экспериментов. Космонавты и наземные научно-технические работники сделали подробные записи цифровых данных, полученных в результате экспериментов.

13 октября, 14.25. К тому времени, когда космический корабль совершил 20 витков вокруг земного шара, тайконавты трижды провели эксперименты с переходом из отсека в отсек. Полученные результаты свидетельствуют о том, что действия космонавтов очень мало влияют на корабль. «Шэньчжоу-6″продолжает полет в штатном режиме, нет необходимости в коррекции его полета.

13 октября, 14.45. Завершены все подготовительные работы на главной посадочной площадке. Оборудование работает нормально. Все работники, а также оборудование, которые задействованы в решении задач возвращаемого отсека космического корабля»Шэньчжоу-6″, уже в полном составе находятся на месте.

13 октября, 18.25. На главной посадочной площадке начаты последние ночные поисково-спасательные учения тайконавтов. Чтобы расширить возможности поиска и спасения тайконавтов, обеспечить их безопасность, на главной посадочной площадке ранее уже трижды проводились соответствующие учения.

13 октября, 18.40. Четыре вертолета, участвующие в ночных поиско-спасательных учениях на главной площадке для приземления, поочередно стартовали с временного аэродрома, подняв тучи песка и пыли, и быстро скрылись в ночной мгле.

После 13 октября, 19.00. Тайконавт Фэй Цзюньлун завершил работу на сегодня, вошел в орбитальный отсек и проспал 7 часов и 35 минут.

13 октября, 20.17. Корабль «Шэньчжоу-6» вступил в зону измерений и контроля «Юаньван-3». Тайконавт Фэй Цзюньлун в соответствии с установленными правилами отправился в орбитальный отсек на отдых. Не Хайшэн читает инструкцию.

13 октября, 20.23. Тайконавт Не Хайшэн в возвращаемой камере снимал на видеокамеру измерительный щит и индикаторы.

13 октября, 20.32. Два «космонавта», участвовавшие в ночных поиско-спасательных учениях на главной площадке для приземления, на вертолете улетали на запасной аэродром… Последние ночные поиско-спасательные учения на площадке для приземления успешно завершены.

14 октября , 5.56. Когда космический корабль «Шэньчжоу-6» начал 30-й виток вокруг Земли, бортовой двигатель впервые дал сигнал об изменении орбиты полета. «Шэньчжоу-6» находился в космосе два дня, прошло снижение орбиты его полета. Поддержание заданной орбиты означает: в соответствии с показателями прецизионных измерений осуществляется ее микрокоррекция, чтобы корабль вышел на ранее намеченную орбиту.

14 октября, 6.19. Согласно сообщениям космонавтов и наземным измерениям, коррекция орбиты успешно завершена.

14 октября, 9.26. По информации Пекинского центра управления космическими полетами, со времени запуска «Шэньчжоу-6» все приборы и аппараты на борту корабля работают нормально. Оба тайконавта в орбитальном и возвращаемом отсеках в состоянии невесомости провели большое количество научных экспериментов. Последние прошли успешно.

14 октября, 10.10. Фэй Цзюньлун разговаривал с работниками наземных служб и помахал им рукой.

14 октября, 16.04. К настоящему времени «Шэньчжоу-6» уже более двух дней находится в космосе. Тайконавты Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн уже прошли различные испытания человеческого организма в процессе взлета корабля, его перехода к полету на орбите, в начале движения на орбите и в условиях невесомости.

14 октября, 16.30. Тайконавт Фэй Цзюньлун сделал сразу четыре кувырка вперед.

14 октября, 16.48. Каждый тайконавт дважды спал в космосе после запуска корабля 12 октября, их самочувствие хорошее.

14 октября, 17.26. К 16:00 14 октября «Шэньчжоу-6» уже налетал в космосе 55 часов. Тайконавты 36 раз своими глазами видели в космосе восходы и закаты солнца, они пролетели 1,51 млн. километров.

15 октября , 9.10. С момента сообщения Пекинского центра управления космическими полетами об успешном выходе «Шэньчжоу-6» на орбиту 12 октября с. г. космический корабль уже трое суток находится в космосе. Оба тайконавта своими глазами 48 раз видели восходы и заходы солнца, пролетели около 2 млн 20 тыс. километров.

15 октября, 11.25. Космический корабль «Шэньчжоу-6» начинает 50-й виток вокруг Земли. Сотни аппаратов, включая системы двигателей, источников тока, контроля за окружающей средой, обеспечения безопасности жизни, GNC, измерений, контроля и связи, работают в штатном режиме.

15 октября, 11.32. Как сообщил заведующий группой прогноза погоды на главной посадочной площадке Ли Юнхуэй, по мере приближения времени возвращения корабля «Шэньчжоу-6» все подготовительные работы идут нормально.

15 октября, 16.28. Председатель КНР Ху Цзиньтао начал беседу с экипажем космического корабля «Шэньчжоу-6». Тайконавты выразили сердечную благодарность генеральному секретарю за его заботу и народу страны за поддержку, они обещали успешно выполнить поставленные задачи.

15 октября, 16.33. Беседа завершена. В зале Пекинского центра управления космическими полетами раздаются бурные и продолжительные аплодисменты.

15 октября, 16.34. Завершив беседу с космонавтами, Ху Цзиньтао пожимает руки руководителям и сотрудникам центра, выступает с речью.

15 октября, 17.40. По приказу Пекинского центра управления космическими полетами при входе «Шэньчжоу-6» в следующую зону измерений и контроля тайконавты еще раз покажут отснятые ими изображения.

15 октября, 18.05. Тайконавты Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн передают в Пекинский центр управления космическими полетами отснятые ими цифровые изображения гелиоэнергетических плиток.

15 октября, 19.10. Космический корабль «Шэньчжоу-6» начинает 55-й виток вокруг Земли.

16 октября , 3.10. Космический корабль «Шэньчжоу-6» уже совершил 60 витков вокруг земного шара. Два тайконавта за это время своими глазами видели 60 восходов и заходов солнца. Космический корабль находится в космосе уже 90 часов, дальность его полета составила 2,56 млн километров.

16 октября, 10.40. Космический корабль «Шэньчжоу-6» совершает 66-й виток вокруг Земли, тайконавты видели 66 восходов и заходов солнца. Космический корабль находится в космосе уже 97 с половиной часов, дальность его полета – 2,73 млн километров.

16 октября, 10.47. Все уже готово на посадочной площадке, связь работает нормально, все приборы и аппараты в хорошем состоянии и работают нормально. Наземные работники с большим воодушевлением ждут возвращаемый отсек и тайконавтов.

Читать еще:  Где хорошо делают капитальный ремонт двигателя

16 октября, 19.57. После завершения плановых научно-исследовательских работ в космосе «Шэньчжоу-6» готовится к возвращению на Землю. Как стало известно корреспонденту в Пекинском центре управления космическими полетами, корабль работает в штатном режиме, оба тайконавта ведут подготовительную работу к возвращению «Шэньчжоу-6», они готовы закрыть люк спускаемой капсулы.

16 октября, 20.00. Космический корабль «Шэньчжоу-6» совершает 71-й виток. Тайконавты Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн из космоса шлют привет всему народу страны, соотечественникам, проживающим в Сянгане, Аомэне, на Тайване и за рубежом, они сообщили, что космический корабль работает нормально, им весело в космосе.

16 октября, 21.04. Ответственный представитель штаба по реализации Программы пилотируемой космонавтики объявил, что «Шэньчжоу-6» вернется на Землю, как и запланировано, ранним утром 17 октября.

16 октября, 21.57. Тайконавты Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн доложили Пекинскому центру управлению космическими полетами, что космический корабль «Шэньчжоу-6» начал подготовку к возвращению на Землю.

17 октября , 3.18. Гелиоэнергетические плитки тягового отсека корабля передвинуты в вертикальное положение.

17 октября, 3.59. Тайконавты одели скафандры, закрыли защитные щитки перед лицом, закрепились на своих местах.

17 октября, 4.02. Космонавты докладывают, что все системы корабля работают нормально, чувствуют они себя хорошо.

17 октября, 4.07. Тяговой отсек и спускаемая капсула успешно отделились.

17 октября, 4.13. Корабль уходит в зону исчезновения сигнала.

17 октября, 4.20. Спускаемый аппарат космического корабля «Шэньчжоу-6» выполняет ряд работ, в том числе вытягивает ориентирующий и вспомогательный парашюты из отсека главного парашюта.

17 октября, 4.33. Спускаемая капсула космического корабля «Шэньчжоу-6» успешно приземлилась.

17 октября, 4.52. Поисково-спасательные вертолеты прилетели к месту приземления. – 0 –

«Буран»: первый и единственный

В этот день в 1988 году состоялся первый полет уникальной космической системы: ракета-носитель «Энергия» вывела на орбиту многоразовый корабль «Буран». Крылатый космоплан два раза обогнул Землю и совершил посадку в автоматическом режиме.

Программа «Энергия-Буран» стала самой масштабной за всю историю советской космонавтики: над ее осуществлением более 10 лет работало около 1200 организаций, в том числе и предприятия, ныне входящие в Ростех. О судьбе легендарного корабля и его ярком следе в истории покорения космоса – в нашем материале.

В космос на самолете

Проект многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стал вершиной развития советской космонавтики, итогом десятилетий работы космической отрасли целой страны. И если в других этапных событиях в покорении космоса две супердержавы США и СССР шли, что называется, «ноздря в ноздрю», то автоматическую авиационную посадку многоразового корабля американцы смогли повторить только в 2000-е годы и то в гораздо меньших масштабах.

Идея многоразового использования самолетоподобных космических кораблей появилась практически сразу с первыми полетами в космос. Начиная с конца 1950-х годов несколько КБ разрабатывали крылатые аппараты классической самолетной схемы, способные подниматься на большие высоты и выходить в космос. Развивались как управляемые пилотами, так и беспилотные направления. Безусловно, особенный интерес вызывало военное применение космопланов, так как предполагалось, что противостояние США и СССР в скором времени распространится и на космическое пространство.

Самыми близкими отечественными предшественниками «Бурана» стали разработки ОКБ Микояна: воздушно-орбитальный самолет «Спираль» и беспилотные орбитальные ракетопланы «БОР».


ОК «Буран» и ракета-носитель «Энергия» перед стартом. Космодром «Байконур». Ноябрь 1988 г.

В 1972 году правительство США объявляет о начале масштабной национальной программы «Спейс шаттл» («Космический челнок»). Проанализировав параметры будущего корабля, советское руководство предположило, что он готовится для военного использования. Мощность и размеры «Шаттла» позволяли ему выводить в космос ядерные боеголовки и другие грузы, угрожающие безопасности СССР.

Таким образом, основными целями создания «Бурана» стали сдерживание США в военно-космической сфере, вывод на орбиту и возвращение с нее космонавтов и полезных грузов, а также проведение военных и гражданских научных исследований. Для этих целей планировалось построить минимум пять кораблей, чтобы обеспечивать около 30 полетов ежегодно.

Космическая стройка для всей страны

Работа над комплексом «Энергия-Буран» велась около десяти лет. Головным разработчиком орбитального корабля «Буран» стало НПО «Молния», специально созданное в 1976 году на базе трех КБ для реализации программы. Генеральным директором и главным конструктором «Молнии» был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, до этого занимавшийся проектом «Спираль» и истребителями «МиГ». Основной площадкой для сборки и испытаний кораблей были выбраны цеха Тушинского машиностроительного завода.

В период 1975-1976 годов рассматривались различные варианты исполнения «Бурана» и системы, которые должны были выводить его на орбиту. В итоге для корабля был выбран планер, максимально близкий по схеме к тому, который разрабатывали американцы, как наиболее перспективный.


«Буран» в сборочном цехе

Первый полномасштабный «Буран» был изготовлен в 1984 году. Этому моменту предшествовал гигантский объем научных работ и испытаний. Кроме разработки непосредственно самого корабля решались смежные вопросы: как защитить корабль от перегрева, как транспортировать его к месту старта, как организовать автоматическую посадку и другие. За время работы были созданы тысячи новых материалов и технологий, которые продвинули космическую отрасль далеко вперед. В разработке системы «Энергия-Буран» приняли участие более 1000 предприятий и около 2,5 миллионов специалистов, а расходы на программу составили 16,4 миллиарда рублей. Это был самый крупный космический проект в истории страны.

Как уже говорилось, головным разработчиком «Бурана» стало НПО «Молния». С 2018 года объединение входит в группу компаний «Калашников» и является единственным предприятием концерна с компетенциями в космической отрасли. Сегодня «Молния» занимается созданием ракет-мишеней и продолжает работы по авиационно-космической тематике.

Одним из крупнейших вкладов «Бурана» в развитие авиакосмической отрасли стали исследования в области новых материалов. К покрытию корабля предъявлялись повышенные требования: максимальная прочность, минимальные вес и теплопроводность, термостойкость при перепадах температуры от -150 до +1250 ºС, возможность многоразового использования. В сотрудничестве предприятий была разработана уникальная термозащита на основе кварцевых волокон. Из нее изготовили 38 600 гибких плиток, которые, как чешуей, покрыли корпус «Бурана». В зонах особо сильного нагрева до 1650 ºС (нос корабля и кромка крыльев) использовался инновационный материал гравимол. Керамическая теплозащита, остекление кабины и композитные детали – всего около 10% материалов «Бурана» − были изготовлены на ОНПП «Технология», входящем в холдинг «РТ-Химкомпозит» . Участие «Технологии» в программе заложило основы современного композитного производства космической отрасли в России.


Г.Е. Лозино-Лозинский (третий слева) показывает процесс сборки «Бурана» правительственной делегации

Кабина «Бурана» разрабатывалась силами Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. Также по инициативе самого Мясищева для транспортировки «Энергии» и «Бурана» конструкторами ЭМЗ был создан самолет ВМ-Т «Атлант». Сегодня завод входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха.

Наземный комплекс для обслуживания «Бурана» был создан Московским конструкторско-производственным комплексом «Универсал», а парашютная система космоплана разработана НИИ парашютостроения. Сегодня эти предприятия входят в холдинг Ростеха «Технодинамика» .

Специалистами НИИ авиационного оборудования ( концерн «Радиоэлектронные технологии» ) были разработаны приборные комплексы для оборудования рабочих мест экипажа корабля «Буран», а также тренажеры для обучения пилотов.

Безупречную посадку «Бурана» обеспечили системы производства КБ «Аэроприбор-Восход» (концерн «Радиоэлектронные технологии»). На предприятии была создана система измерения высотно-скоростных параметров полета «Бурана» на этапе аэродинамического спуска и посадки.

Устройство «Бурана»

«Буран» был выполнен по самолетной схеме с крылом двойной стреловидности. В носовом отсеке корабля располагалась цельносварная кабина для экипажа из 2-4 человек и 6 пассажиров. Здесь же была размещена большая часть бортового оборудования «Бурана».


Старт 15 ноября 1988 г. Космодром Байконур

В средней части корабля был сделан грузовой отсек с открывающимися створками. В нем располагались манипуляторы, с помощью которых можно было производить погрузку-разгрузку и другие операции. В отсеке 4,7 на 18,55 метра и объемом 350 кубометров можно было выводить на орбиту до 30 тонн и спускать на землю до 20 тонн груза, что в 1,5 раза больше, чем у «Шаттла».

Объединенная двигательная установка «Бурана» включала в себя два двигателя орбитального маневрирования и 46 двигателей газодинамического управления. Для управления кораблем и поддержки его работы использовалось более 50 бортовых систем. На случай аварии компьютерные системы управления были дублированы четырехкратно. Объем программного обеспечения составлял гигантские по тем временам 100 мегабайт. Все это обеспечивало возможность пребывания «Бурана» на орбите в течение 30 суток.

Основным отличием «Бурана» от «челнока» стала система автоматического управления, с помощью которой корабль мог выполнять весь полет и посадку без участия человека. Ручное управление посадкой было добавлено по просьбе космонавтов.

Длина «Бурана» составляла 36,4 метра, размах крыла − около 24 метров, высота корабля на шасси − более 16 метров. Стартовая масса корабля − более 100 тонн, из которых 14 тонн приходилось на топливо.

Читать еще:  Что такое блок картер двигателя

Ан-225 «Мрия» перевозит «Буран»

Такие параметры не позволяли перевозить корабль наземными средствами. Поэтому специально для транспортировки «Бурана» и элементов ракеты-носителя к месту сборки и старта по воздуху был модифицирован самолет ВМ-Т «Атлант», бывший стратегический бомбардировщик 3М. Позже для перевозки «Бурана» был создан самый большой в мире транспортник Ан-225 «Мрия».

Выводить «Буран» на орбиту должна была двухступенчатая ракета-носитель «Энергия», которая могла применяться для запуска и других космических аппаратов. Спуск корабля осуществлялся с помощью газодинамического и аэродинамического управления, в конце использовался тормозной парашют. Для посадки была доработана отдельная полоса на Байконуре и на двух запасных аэродромах в Приморье и в Крыму. Кроме того, в резерве имелись еще 14 аэродромов, в том числе в Ливии и на Кубе.

Всего по программе было построено три корабля, последний из которых не был закончен. Также была заложена основа для второй серии.

205 минут триумфального полета

Первый полет «Бурана» должен был состояться 29 октября 1988 года, но на последней минуте старт был отменен из-за неполадки. Еще 17 дней ушло на поиск и исправление недочета. Несмотря на надвигающиеся на космодром дождь с ветром старт 15 ноября прошел успешно. С помощью ракеты-носителя в штатном режиме космоплан вышел на орбиту, совершил два витка вокруг Земли и с высокой точностью приземлился на посадочную полосу.

Полет и посадка проходили полностью в автоматическом режиме, весь полет занял 205 минут. Перед самым приземлением «Буран» заставил наблюдателей поволноваться, резко сменив направление и на время пропав из поля зрения антенн. Кто-то в центре управления полетами уже начал составлять сообщения о неудавшемся полете, кто-то готовился взорвать «Буран» − такое распоряжение было на случай полного отказа оборудования. Но корабль лишь развернулся и зашел на посадку с другой стороны аэродрома. Такой маневр был заложен в бортовой компьютер «Бурана». Далее системы с ювелирной точностью посадили корабль, отклонившись от плана всего на несколько метров.


Приземление «Бурана» на аэродроме Юбилейный 15 ноября 1988 г.

Автоматический полет «Бурана» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса и является непревзойденным до сих пор. К сожалению, этот полет оказался единственным. Наступили перестроечные времена, и на дорогостоящий проект не осталось средств. Полеты как на «Буране», так и на «Шаттлах» оказались нерентабельными. К тому же носившая военный характер программа уже была не актуальна в эпоху разрядки международных отношений. В 1993 году программа «Буран» была полностью свернута.

Сегодня еще живы те, кто работал над «Бураном», и они передают знания молодым. Заделы по «Бурану» не растрачены окончательно. Системы автоматического пилотирования, разработанные для космоплана, используются в современных истребителях и беспилотниках. Сотни других технологий, появившихся благодаря «Бурану», используются в различных сферах. А тема многоразовых космических кораблей продолжает развиваться, и, возможно, когда-то в космос полетит новый «Буран».

События, связанные с этим

Кардиостимулятор: сердце в правильном ритме

Корабль «Драгон» Илона Маска успешно стартовал к МКС с мыса Канаверал. Как это было

США снова в космосе. Первый запуск космического корабля «Драгон» с пилотами на борту

Космический корабль «Драгон» с астронавтами НАСА Дагом Херли и Робертом Бенкеном на борту стартовал к МКС с мыса Канаверал во Флориде и успешно вышел на орбиту. Стыковка с Международной космической станцией должна произойти в воскресенье в 15:29 по Гринвичу.

Даг Херли и Роберт Бенкен — опытные астронавты, каждый из них в прошлом дважды летал на «Шаттлах» .»Драгон» стал первым пилотируемым кораблем, запущенным из США с 2011 года. Тогда была прекращена программа полетов многоразовых шаттлов.

Первая ступень ракеты «Фалкон» отделилась примерно через три минуты после старта, а к 10-й минуте полета она, как и было запланировано, вернулась на специальную платформу SpaceX в Атлантическом океане. Корабль «Драгон» продолжил путь к МКС с использованием собственных двигателей.

После отделения второй ступени Центр управления полетами и экипаж поздравили друг друга с успешным запуском. «Драгон» успешно вышел на орбиту, сообщило НАСА.

Понять, когда корабль оказался в невесомости, зрителям помог блестящий сине-лиловый динозаврик. Он плавно взмыл со своего кресла, как только «Драгон» избавился от земного притяжения. У астронавтов издавна заведено брать игрушки с собой на орбиту.

Автор фото, NASA

Блестящий динозаврик не был пристегнут

Полет до МКС составит 19 часов. В центре им. Кеннеди говорят, что астронавтам необходимо отдохнуть, так как запуску в течение одной недели предшествовали генеральная репетиция и первая неудавшаяся попытка. Но сначала Бенкен и Харли протестировали систему «Драгона».

У «Драгона» есть уникальная особенность: впервые в истории пилотируемых миссий взаимосвязь с Землей осуществляется посредством сенсорной панели.

Запуск должен был состояться точно в запланированное время, чтобы обеспечить безопасную стыковку со станцией, которая движется по орбите вокруг Земли со скоростью 27 тысяч километров в час.

  • Space X: Астронавты отрепетировали первый в истории запуск пилотируемого корабля Илона Маска
  • Новая эра. Почему корабль SpaceX летит в космос, несмотря на коронавирус
  • Космический символизм Илона Маска

Миссия Илона Маска

Автор фото, Getty Images

Запуск «Драгона» прошел по плану — минута в минуту. Впервые за 9 лет НАСА запустила своих астронавтов в космос с территории США и на корабле, построенном в США

Запуск, который планировался на 27 мая, был отложен из-за плохой погоды всего за 16 минут до старта. В субботу небо над Флоридой тоже вызывало опасения: периодически набегали черные тучи и примерно за 2,5 часа до запланированного взлета пошел дождь.

При запуске ракет с космодрома во Флориде приходится учитывать погоду не только в районе космического центра имени Кеннеди, где находится стартовый комплекс, но и по пути на околоземную орбиту, в том числе над Атлантическим океаном. В случае аварии спасательная капсула с астронавтами должна приводниться в океане — на обширном пространстве от восточного побережья США до Британских островов.

Космический корабль «Драгон» построен компанией SpaceX американского предпринимателя Илона Маска. Это первый в истории запуск, осуществленный частной компанией, и первая за последние 9 лет американская пилотируемая миссия, стартовавшая с территории США, и на американском корабле, а не на российском «Союзе».

Автор фото, Getty Images

Впервые в истории запуск астронавтов на орбиту осуществляется частной компанией. Стоимость запуска оценивалась в 3,14 млрд долларов, но сейчас эта сумма выросла, так как улететь с первой попытки не удалось

Программа изначально оценивалась в 3,14 млрд долларов, но после переноса еще подорожала. Это первый за долгое время старт астронавтов с территории США и первая в истории миссия НАСА, которая осуществляется частной компанией.

Она призвана доказать жизнеспособность разработанной компанией системы транспортировки экипажа, включая пусковую площадку, ракету, корабль, и операционные возможности, — описывают в агентстве миссию.

После стыковки они некоторое время проведут на Международной космической станции, где состоятся еще несколько испытаний корабля. Сколько именно астронавты пробудут на станции, будет зависеть от степени готовности следующего полета.

Затем, согласно плану НАСА, они должны вернуться на Землю на «Драгоне», приводнившись у побережья Флориды.

Первая попытка

Даг Херли и Роберт Бенкен прибыли на электромобиле «Тесла» на стартовую площадку и поднялись на техническом лифте на уровень 255 — площадку, которая находится на высоте 77 метров. Оттуда, уже по лестнице и пешком, они вышли на уровень 265.

Там астронавты попали в так называемую «белую комнату», стерильное помещение непосредственно перед входом в капсулу «Драгон». Положив начало новой традиции, они расписались на стене.

Автор фото, NASA

Астронавты Даг Херли и Роберт Бенкен внутри капсулы за два часа до взлета — пристегнуты и ждут отмашки из Центра управления полетами

После этого Херли и Бенкен с опережением графика погрузились в капсулу, где техники пристегнули их в креслах и проверили костюмы и оборудование, а также двустороннюю систему связи.

Мачта с мостом, по которому астронавты прошли в капсулу, развернулась с помощью поворотного механизма, отсоединив мост от ракеты-носителя.

Астронавты активизировали систему экстренного спасения на случай, если во время пуска что-то пойдет не так, и их жизни будет угрожать опасность.

Затем началась закачка топлива и окислителя в ступени ракеты, однако после этого, за 16 минут до старта, было принято решение отложить запуск.

После откачки топлива Херли и Бенкен покинули корабль и вновь отправились в изоляцию до субботы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector