Характеристика двигателя миг 31
Характеристика двигателя миг 31
Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло — К-36ДМ.
Двигатели типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей емкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л. Тактико-технические характеристики самолета показаны в табл. 1.
На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).
Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31) состоит из оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-29, которая, в свою очередь, состоит из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания «Щель-3УМ». Также в комплекс входят: навигационная система СН-29, система управления оружием СУО-29, БЦВМ Ц-100, система индикации на лобовом стекле с фотоконтрольным прибором.
РЛС:
— Сопровождение 10 целей и обстрел наиболее опасной;
— Минимальная разница скоростей истребителя и цели 150 км/ч;
— Скорость атакуемой цели 230-2500 км/ч;
— Высота атакуемой цели 30-23000 м;
— Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м в ППС на высоте более 3000м — 50-70 км;
— Дальность обнаружения вертолета (скорость более 180 км/ч) в ЗПС 23 км, ППС-17 км.
Вооружение:
— Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов.
— Боевая нагрузка: 2180 кг.
— Точки подвески: 7.
— Подвесное вооружение: Р-60М; Р-27Р1; Р-73; Р-77; Б-8М1; С-24Б; ФАБ-500М62; ОФАБ-250-270; КМГУ-2; ЗБ-500.
МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound, Фо́ксхаунд — англ. Лисья гончая) — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения (рис. 2).
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км. Тактико-технические характеристики самолета показаны в табл.2.
Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), имеющая дальность обнаружения воздушных целей до 200 км (для цели с ЭПР 19м²) (дальность автоматического сопровождения — 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 30 целей и одновременно может атаковать до 12 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность от 0 км до бесконечности). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.
Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2».
Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации.
Вооружение:
— Пушечное: шестиствольная пушка ГШ-6-23 боекомплект: 260 патронов
— скорострельность:
— при нормальных условиях: не менее 8000 выстр/мин.
— при t = −60 °C: не менее 6400 выстр/мин.
— Точки подвески: 6 точек подвески для ракет + 2 для ПТБ.
— Ракеты «воздух-воздух»: Р-33, Р-37, Р-40Т(ТД), Р-60(М).
Су-27 (по кодификации НАТО: Flanker, Флэ́нкэ — англ. «Заходящий с фланга») — советский/российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель, разработанный в ОКБ Сухого и предназначеный для завоевания превосходства в воздухе (рис. 3).
Самолёт Су-27 оснащен когерентным импульсно-доплеровским радиолокационным прицельным комплексом РЛПК-27 с БРЛС НО-01 «Меч» (дальность захвата цели с ЭПР 3 м2 в передней полусфере 80 км, в задней — 30-40 км). Обеспечивается обнаружение и сопровождение воздушных целей как в свободном пространстве, так и на фоне земли; сопровождение «на проходе» до 10 целей; опознавание и определение наиболее опасной из сопровождаемых целей и выбор ее для атаки; непрерывную пеленгацию атакуемой цели по углам и дальности в дальнем и ближнем маневренном бою, а также подсвет атакуемой цели. Тактико-технические характеристики самолета показаны в табл. 3.
Пилотажно-навигационное оборудование Су-27 включает информационный комплекс высотноскоростных параметров (ИК-ВСП), автоматический радиокомпас (АРК-19 или АРК-20),
Пилотажно-навигационное оборудование Су-27 включает информационный комплекс высотноскоростных параметров (ИК-ВСП), автоматический радиокомпас (АРК-19 или АРК-20), радиовысотомер А-38, радиотехническую систему ближней навигации(РСБН).
На самолёте установлен единой комплекс связи, обеспечивающий ведение групповых действий с автоматической передачей полетной информации.
Бортовые средства РЭП состоят из станции предупреждения о радиолокационном облучении «Береза» с зоной обзора 360 град., а также устройства выброса ИК-ловушек и диполей.
Истребитель Су-27 оснащен пушкой ГШ-30-1 (30 мм, 150 патронов). На десяти подкрыльевых и подфюзеляжных узлах подвески может размещаться до десяти УР класса «воздух-воздух», в том числе до шести ракет средней и увеличенной дальности Р-27ЭР, Р27ЭТ, Р-27Т и Р-27Р, до шести УР малой дальности с ТГС Р-73 (могут запускаться при перегрузке самолета- носителя до 8.5 и поражать цели, маневрирующие с 12-ти-кратной перегрузкой); до пяти контейнеров малогабаритных грузов КМГ-У с суббоеприпасами различных типов, до шести блоков НАР Б-8 м (с ракетами С-8 калибра 80 мм), Б-13 мт (С-13, 122 мм) или НАР С-25, до 38 свободно падающих бомб ФАБ-100, до 16 ФАБ-250 или ФАБ-500 М54, до 10 ФАБ-500 М62, ЗБ-500 или БЕТАБ-500. Максимальная боевая нагрузка на узлах внешней подвески может достигать 6000 кг.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50 (рис. 4).
Первый полёт самолёт совершил в 2010 году. Серийное производство самолёта должно начаться в 2015 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений. Самолёт разрабатывается для замены Су-27 в российских ВВС. Большая часть информации о ПАК ФА является секретной. известны лишь приблизительные характеристики самолёта. По размаху крыла и длине Т-50 больше F-22, но меньше Су-27. По массе, вероятно, относится к тяжелому классу истребителей, аналогично Су-27. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: построен с применением технологий малозаметности, развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой, многофункциональный.
Кабина Т-50 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей самолета. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием Су-35С. Имеется генератор кислорода.
Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15″, одним МФИ меньшего размера, одним резервным индикатором для отображения текущей полетной информации, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота.
Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Почти половину размаха крыла составляет широкий фюзеляж.
Масса планера снижена за счет широкого применения композиционных материалов, которые составляют 25% веса пустого самолёта, а по площади поверхности — 70%. По сравнению с Су-27 в планере Т-50 в четыре раза меньше деталей, что позволяет уменьшить трудоемкость и сократить время изготовления, что выливается в снижение цены машины.
Исходя из опубликованных изображений прототипа ПАК ФА, можно предположить, что ракеты класса «воздух-воздух» находятся внутри двух одинаковых внутренних отсеков, установленных друг за другом, длиной приблизительно 5 метров и шириной 1,2-1,3 метра каждый, кромки створок имеют пилообразную форму для снижения радиолокационной заметности. Размеры этих отсеков также позволяют предположить, что в них может быть размещено до восьми ракет со складывающимся оперением.
Малозаметность является одним из основных требований к истребителю пятого поколения и означает комплекс мер, принятых для уменьшения вероятности обнаружения самолета в радио, инфракрасном и видимом диапазонах длин волн, а также акустически. Результатом этих мер является повышение выживаемости истребителя во время боевых действий.
Снижение заметности Т-50 в радиодиапазоне обеспечиваются формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета. В частности кромки крыла и других элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов. Также в конструкции исключено взаимное расположение поверхностей под углом 90° во избежание эффекта уголкового отражателя.
Т-50 — это удачный компромисс между высокими лётными качествами и малозаметностью, который в сочетании с продвинутыми средствами обнаружения (РЛС с АФАР L-диапазона, оптико-локационная станция) позволит серийным образцам добиться превосходства в воздухе над всеми существующими в настоящее время самолётами.
Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA, экипаж — 2 чел., уменьшенные габариты, более широкий круг задач, вероятно, больший уклон в сторону ударного назначения самолета.
Истребитель МиГ-31
МиГ-31, либо самолет Е-155МП, либо изделие 83, кодификация NATO – Foxhound – это всепогодный сверхзвуковой двухместный истребитель-перехватчик с дальним радиусом действия. Разработка произведена в 70-х, в Опытном конструкторском бюро-155 (в настоящее время – ОАО «РСК «МиГ»). Является первым в СССР боевым самолетом, относящимся к четвертому поколению.
Функционал самолета состоит в ликвидации и перехвате воздушных целей во все времена суток, на малых, предельно малых, средних и больших высотах, при любых метеорологических условиях, когда противник применяет пассивные и активные радиолокационные помехи, а также ложных тепловых целей. Четыре таких истребителя имеют возможность осуществлять контроль над воздушным пространством протяженностью по фронту в 800-900 км. Сначала применение его рассматривалось только в отношении перехвата низколетящих спутников и крылатых ракет на любых скоростях и высотах. Также несколько лет полки истребителей занимали статус спецназа в противовоздушной обороне.
Содержание:
1. Фотографии
2. Видео
3. История создания
Создавать МиГ-31 начали в 1968 году в Опытном конструкторском бюро им. А. И. Микояна.
Боевые возможности самолета планировалось значительно увеличить с помощью электронного оборудования, например, радиолокационной станции с фазированной пассивной антенной решеткой. Истребитель был выполнен по схеме МиГ-25, но отличия были в количестве экипажа, двух человек, штурмана-оператора и летчика. Располагались эти специалисты по схеме «тандем». Прототип самолета поднялся в воздух осенью 1975 года.
Весной следующего года истребитель приступил к госиспытаниям. Их первый этап закончился спустя два года. Второй этап длился в 1979-1980 годах.
Весной 1981 года МиГ-31 был взят на вооружение.
4. Техническое описание
Главной в системе управления вооружением истребителя стала импульсно-допплеровская РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. МиГ-31 оставался единственным серийным истребителем, оснащенным таким оборудованием, вплоть до 2000 года, когда во Франции поступил на вооружение Dassault Rafale.
МиГ-31 и самолёт авиационного комплекса радиообнаружения и наведения А-50 способны производить между собой автоматический обмен целеуказаниями.
4.1 Конструкция планера
Корпус истребителя способен производить подъемную дополнительную силу до 25%, ракеты в нем находятся в полуутопленном состоянии. Наполовину он состоит из стали, на треть из алюминиевых сплавов, на 16% из титана.
4.2 Двигатели
Разработка модульных двигателей была произведена на базе гражданского двигателя от Ту-134, с соплом и форсажной камерой. Чтобы ее запустить, используется впрыск топлива «огненная дорожка». Двигатель создан из сплавов титана, никеля и железа.
4.3 Дальность полёта
Для самолетов с четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, запуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК практическая дозвуковая дальность и время полёта равняются соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.
Практическая дозвуковая дальность и время полета с убранной ПМК и без подвесных баков равняется:
- без ракет: 2480 км, 2 ч 44 мин;
- с четырьмя ракетами и пуском их на середине пути: 2400 км, 2 ч 35 мин;
- с четырьмя ракетами: 2240 км, 2 ч 26 мин.
5. Модификации
- МиГ-31Б. Оснащен системой дозаправки в воздухе, взят на вооружение в 1990 году.
- МиГ-31БС. МиГ-31Б, у которого снята штанга дозаправки в воздухе.
- МиГ-31БМ (1998). До 2020 года планируется переоборудовать шестьдесят МиГ-31 в эту модификацию. Госиспытания проводились до 2012 года. МиГ-31БМ оснастятся бортовой радиолокационной системой, обновленной системой управления вооружением. Такие меры позволят находить цели на расстоянии до 320 км и в то же время сопровождать до десяти воздушных целей.
- МиГ-31Д. Экспериментальный образец. Может нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт».
- МиГ-31И. Используется для воздушного старта небольших космических аппаратов.
- МиГ-31ЛЛ. Летающая лаборатория.
- МиГ-31М (1993). Усилены радиолокационная станция, бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение.
- МиГ-31Ф. Фронтовой многоцелевой истребитель, также используемый в атаках наземных целей.
- МиГ-31ФЭ. МиГ-31БМ, для продажи зарубежным государствам.
- МиГ-31Э. Для продажи зарубежным государствам. Упрощено радиоэлектронное оборудование.
- Миг-31ДЗ. Оснащен системой дозаправки в воздухе. Отличия от МиГ-31Б заключаются в нахождении в другом месте штанги дозаправки и наличии второй кабины.
- Миг-31БСМ (2014). Снята штанга дозаправки в воздухе.
6. Тактико-технические характеристики
6.1 Технические характеристики
- Экипаж, чел.: 2
- Длина, см: 2162
- Размах крыла, см: 1345
- Высота, см: 650
- Площадь крыла: 61,60 м²
- Общий вес, т: пустого – 21,82; при полной заправке – 39,15; наибольшая взлетная масса – 46,75; топлива — 17,33.
- Двигатель: два ТРДДФ Д-30Ф6. Общий вес, кг: 4832. Тяга, на один двигатель, кгс: на форсаже – 15500; наибольшая бесфорсажная – 9500.
- Наибольшая эксплуатационная перегрузка: 5G.
6.2 Лётные характеристики
- Наибольшая допустимая скорость, км/ч: на большой высоте – 3000 (М=2,82), а на малой – 1500.
- Крейсерская скорость, км/ч: сверхзвуковая – 2500 (М=2,35); дозвуковая: 950 (M=0,9).
- Практическая дальность, км: на высоте 10 км, при M=0,8 – 1450; на высоте 18 км, при М=2,35 — 720.
- Боевой радиус, км: 720.
- Время полёта, ч: до 3,3.
- Практический потолок, км: 20,6.
- Нагрузка на крыло, кг/м²: при наибольшей взлетной массе – 759; при полной заправке – 635.
- Тяговооружённость: при наибольшей взлётной массе: 0,66; при полной заправке: 0,79
- Скороподъёмность, м/с: на сверхзвуковой скорости, на Н=11км – 250; у земли 160
6.3 Вооружение
Один из вариантов комплекта вооружения:
- пушка калибра 23 мм ГШ-6-23М, на 260 снарядов
- боевая нагрузка, т: 3
- четыре универсальные ракеты большой дальности Р-33;
- две универсальные ракеты средней дальности Р-40Т;
- четыре универсальные ракеты малой дальности Р-60, Р-60М.
- Пушечное: 1 × 6 23мм ГШ-6-23. Боекомплект: 260 снарядов.
- Ракетное: ракеты класса воздух-воздух: большой дальности — шесть Р-37, четыре Р-33, Р-33 и Р-33С; средней дальности – четыре Р-77, Р-40 и Р-40РД; малой дальности: 4 Р-73 и 4Р-60(М).
Возможно ведение стрельбы средствами воздух-поверхность. Такими как противокорабельными/противорадиолокационными ракетами, бомбами с лазерным наведением 0,5 т, X-58 и X-31П. Наибольшая масса боевой нагрузки – 9 тонн.
7. Эксплуатация
Поступление на вооружение истребителей началось в 1980 году. В следующем году они начали производиться в Горьком. Самолеты первых трех серий были изготовлены для летных испытаний. Новые перехватчики стали пополнять противовоздушную оборону в 1983 году.
Истребители заменили собой Ту-128 и Су-15. Осенью 1984 года они встали на боевое дежурство на Сахалине.
К концу их производства, в 1994 году, было выпущено в свет более полутысячи МиГ-31Б и МиГ-31.
Использовались во время Второй Чеченской войны.
По состоянию на сегодняшний день проводится модернизация находящихся на вооружении истребителей до состояния МиГ-31БМ. Поступление на вооружение таких самолетов началось в 2008 году.
МиГ-31БМ: птица высокого полета
Фото: Константин Тюрпеко / wikimedia.org
Ежегодно 22 января отмечается День авиации войск ПВО России. Этот праздник сохранился, несмотря на то, что авиации войск противовоздушной обороны как отдельного рода войск в настоящее время в Российской Армии не существует. Тем не менее, авиация ПВО, представленная в виде истребителей и истребителей-перехватчиков, не перестала существовать на деле, а ее задачи никто не отменял.
Боевое дежурство продолжают нести истребители-перехватчики МиГ-31. На сегодняшний день весь флот этих самолетов проходит модернизацию до версии БМ. Скорость в 3000 км/ч, работа на высоте до 21 тыс. м, способность засечь цель за сотни километров – про эти и другие уникальные характеристики легендарного перехватчика читайте в нашем материале.
Покорители стратосферы
МиГ-31 – первый советский самолет четвертого поколения, ставший в 1980-е годы преемником успешного истребителя-перехватчика МиГ-25П, выпускавшегося с 1967 по 1984 годы. «Двадцать пятый» был одной из самых совершенных машин своего времени. Ему принадлежит 39 мировых рекордов, в том числе до сих пор не побитый рекорд высоты – фантастические 37,65 км. В стандартном исполнении МиГ-25 мог подниматься на 21,5-23 км, что давало Советскому Союзу большие преимущества, как в разведывательной деятельности, так и в защите собственных рубежей.
МиГ-31 разрабатывался для перехвата и уничтожения различных воздушных целей в любых условиях и на любой высоте, в первую очередь – бомбардировщиков и крылатых ракет противника. Первый полет машина совершила в 1975 году, а принята на вооружение была в 1981 году. Основным «местом работы» новых «МиГов» стала протяженная арктическая зона.
МиГ-31, 1986 год
Мощные двухконтурные двигатели Д-30Ф6 обеспечили истребителю необходимую дальность, продолжительность и скорость полета. МиГ-31 способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч и быстро подняться на высоту до 21 тыс. м. Инженеры ОКБ имени А.И. Микояна учли трудности пилотов предыдущих истребителей-перехватчиков и добавили кабину для второго члена экипажа − штурмана-оператора. Причем его роль в выполнении боевых задач стала решающей.
МиГ-31 выпускался до 1994 года, и всего было произведено более 500 самолетов. За более чем 40 лет своей истории «тридцать первый» пережил восемь модификаций и модернизаций и сегодня продолжает оставаться на вооружении и развиваться. Стоит отметить, что МиГ-31 – единственный российский истребитель, по своей взлетной массе попадающий в категорию воздушных кораблей. В полном вооружении и с заправленными баками «тридцать первый» по взлетной массе находится на уровне гражданского авиалайнера Ту-134.
Воздушный корабль обновляется
Работа над МиГ-31БМ началась в 1997 году. За основу была взята модификация МиГ-31Б, принятая на вооружение в 1990 году. В новом самолете использовались проектные решения некоторых вариаций «тридцать первого», так и не добравшихся до серийного статуса.
Важнейшим элементом модификации стал обновленный радар «Заслон-М». В 1980-е годы создание первой версии этого радара для МиГ-31 стало прорывным моментом в военной авиации. Это была первая бортовая радиолокационная система с фазированной решеткой, установленная на реактивном истребителе. Обновленный для МиГ-31БМ радар сделал возможным обнаружение воздушных целей на расстоянии до 320 км и поражение на расстоянии до 280 км. С помощью новой БРЛС пилот может отслеживать одновременно до 10 целей и поражать ракетами сразу 6 целей. «Заслон-М» разработан НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова, входящем в концерн «Радиоэлектронные технологии» Ростеха.
Фото: Константин Тюрпеко / wikimedia.org
Новое оборудование расширяет возможности МиГ-31БМ, превращая его из узкоспециализированного перехватчика в многофункциональную боевую единицу, эффективно взаимодействующую с зенитными ракетными комплексами ПВО. В частности, мощный радар может использоваться для наведения на воздушные цели управляемых ракет, запущенных с других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания. Самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей иных типов, оснащенных менее мощными радарами. За счёт модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.
Модификация МиГ-31К способна нести гиперзвуковую ракету «Кинжал» − авиационный аналог «Искандера». Примечательно то, что на данный момент для такой ракеты практически не существует равнозначных по параметрам целей.
В кабинах летчиков появилось важное обновление. Если в предыдущих модификациях командир и штурман могли общаться только по переговорному устройству, то теперь в обеих кабинах появились высокоинформативные ЖК-экраны, на которых выводится тактическая, навигационная, радиолокационная и другая информация.
Будущее «тридцать первого»
Модернизация «тридцать первых» до уровня МиГ-31БМ началась в 2008 году. Обновлением и ремонтом самолетов занимается Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал РСК «МиГ» Объединенной авиастроительной корпорации. В конце прошлого года очередная партия обновленных машин была передана военным . Известно, что всего по контрактам планируется обновить 114 перехватчиков. По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, весь парк МиГ-31 модернизируют к 2023 году.
Фото: Федор Леухин / wikimedia.org
Ведутся работы по продлению ресурса МиГ-31БМ на несколько тысяч летных часов, что позволит перехватчикам оставаться в строю еще около десяти лет. Эксперты считают, что ресурс титанового корпуса самолетов, построенных примерно 30 лет назад, практически неисчерпаем. А с учетом обновленного оборудования и вооружения МиГ-31БМ сможет использоваться военными, пока для него не появится более современная замена.
Разработка следующего поколения истребителей-перехватчиков уже начата. Проект Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) находится на стадии опытно-конструкторских работ.
События, связанные с этим
История русского «Максима»
«Ильюшинские» полярники: открывая шестой континент
МиГ-31
Галерея МиГ-31
МиГ-31 (по классификации НАТО: Foxhound) – советский/российский сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича в 1970-х года. Первый советский боевой самолет четвертого поколения.
История МиГ-31
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ Микояна и Гуревича в 1968 году. Базовым стал более ранний истребитель-перехватчик МиГ-25, однако, новый самолет был значительно переработан.
22 апреля 1976 года начались испытания самолета. Первый этап завершился в декабре 1978 года. Второй этап начался в сентябре 1979 и завершился в сентябре 1980. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение.
Техническое описание МиГ-31
Основу системы управления вооружением самолёта составляет импульсно-допплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой РП-31 Н007 «Заслон». Самолет стал первым в мире истребителем, оснащённым БРЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР) и оставался единственным таким серийным истребителем с 1981-го по 2000 год (когда на вооружение поступил Dassault Rafale).
Конструкция планера
Планер самолёта был разработан на основе планера МиГ-25. Корпус может создавать дополнительную подъёмную силу до 25 %, ракеты полуутоплены в корпус. Доля стали 50 %, титана 16 %, алюминиевых сплавов 33 %.
Двигатели
Двигатели Д-30Ф6 (1979 г.) были разработаны на основе гражданского Д-30 от Ту-134, с форсажной камерой и соплом, двигатель модульный. Для запуска форсажной камеры применяется метод впрыска топлива «огневая дорожка». В процессе создания у двигателя наблюдалось виброгорение в форсажной камере, проблему решили установкой «пятого объединенного коллектора». В двигателе применены сплавы титана, никеля, железа.
Видео МиГ-31 : Видео руление на аэродроме и полетов
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа. В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.
Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления, работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий, одиночно, а также в составе группы из четырёх самолётов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО. МиГ-31 способен наводить на цели до 4 самолётов МиГ-29, Су-27 без включения радиолокаторов этих самолётов. Возможно восстановление полной картины воздушной обстановки, получаемой по результатам работы четырёх РЛС и восстановление информации триангуляционным или кинематическим методами.
Модификации
С момента выпуска истребитель также разработаны многочисленные модификации самолёта:
- МиГ-31Б — серийная модификация, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году.
- МиГ-31БС — модернизированный до уровня МиГ-31Б;
- МиГ-31БМ — модернизация 1998 года, современная версия для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 машин в МиГ-31БМ. Модернизированные самолёты получат новую систему управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.
- МиГ-31Д — экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт»;
- МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория в Жуковском;
- МиГ-31М — модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;
- МиГ-31Ф — многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);
- МиГ-31ФЭ — экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;
- МиГ-31Э — экспортный вариант с упрощённым БРЭО;
- Миг-31ДЗ — серийный истребитель-перехватчик, оборудованный новой системой дозаправки в воздухе и оборудованием второй кабины.
Вооружение
МиГ-31 оснащен авиационной 23 мм пушкой ГШ-6-23, 6 точками подвески для ракет и 2 точками подвески для ПТБ).
Эксплуатация МиГ-31
Производство первых моделей началось в 1980 году. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.
Производство было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б. На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолётов до версии МиГ-31БМ, первые два поступили в войска в 2008 году.
По состоянию на 2012 год в ВВС России на вооружении стоят 252 истребителя из которых порядка 190 машин боеспособны. Известно, что 60 единиц будет модернизировано до версии БМ, в составе также останутся 30-40 единиц в модификациях ДЗ и БС. Остальные планируют списать.
Так же, около 30 истребителей МиГ-31 находятся на вооружении Казахстана.