Газель 402 двигатель как снять термостат
Газель 402 двигатель как снять термостат
Термостат с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-107-01, расположен в выходном патрубке головки цилиндров и соединен шлангами с насосом охлаждающей жидкости и радиатором
Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78—82° С.
При температуре 94° С он уже полностью открыт.
При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя.
При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.
Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором, и термостат не отключает его от двигателя.
Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор.
В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.
Для поддержания оптимального температурного режима двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха необходимо закрывать облицовку радиатора чехлом.
Ни в коем случае нельзя снимать термостат.
В холодное время года двигатель без термостата прогревается долго и работает при низкой температуре охлаждающей жидкости.
В результате ускоряется его износ, увеличивается расход топлива, происходит обильное отложение смолистых веществ в двигателе, а также не обеспечивается нормальная температура воздуха в кабине автомобиля.
В теплое время года при отсутствии термостата большая часть охлаждающей жидкости будет циркулировать по малому кругу (через рубашку охлаждения двигателя), минуя радиатор.
В результате это приведет к перегреву двигателя.
Замена термостата
Двигатель 406
Слить жидкость из системы охлаждения.
Отсоединить два шланга от патрубков крышки 1 корпуса термостата.
Отвернуть два болта 2 и снять крышку 1.
Если нужно снять корпус термостата, надо отсоединить провода от датчиков 5, ослабить затяжку хомутов 4 и, отвернув два болта 3, снять корпус термостата
Вынуть термостат 1 из корпуса 2
Установить новый термостат в обратном порядке.
Двигатель 402
1. Слить жидкость из системы охлаждения.
Отсоединить от крышки 6 корпуса термостата шланги 1 и 2, предварительно ослабив затяжку хомутов.
Если нужно снять корпус термостата, надо отсоединить от него шланг 3 и провод 4 от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Отвернуть два болта 5 (второй болт снизу корпуса) и снять корпус термостата.
Отвернуть два болта 1 и снять крышку 2. Вынуть из корпуса термостат 3
Установить новый термостат в обратном порядке.
ГАЗ-3110, двигатель 402, перегрев
22 января 2015, 01:23 #1
Здравствуйте! подскажите пожалуйста, выбивает антифриз из бачка и в глушитель. шлифовали головку блока, меняли прокладку, все тоже самое после 100 км. газ3110, дв.402.2000 г. в.прокладку менять однозначно, ято ясно. как найти причину? в сервисе только последствия устраняют.
22 января 2015, 01:29 #2
GoshaSm44, 22 января 2015, 01:23, #1
Здравствуйте! подскажите пожалуйста, выбивает антифриз из бачка и в глушитель. шлифовали головку блока, меняли прокладку, все тоже самое после 100 км. газ3110, дв.402.2000 г. в.прокладку менять однозначно, ято ясно. как найти причину? в сервисе только последствия устраняют.
Снимешь головку-проверь выступление г ильз над блоком. Вероятнее всего одна просаженна.
22 января 2015, 01:31 #3
спасибо!завтра попробую.но 402 вроде не гильзованный.завтра буду смотреть,как ремонтники делают.
22 января 2015, 01:40 #4
Chevrolet Niva LC
Vortex Estina
22 января 2015, 08:43 #5
У друга была такая беда, только после прогрева двигателя. Оказалась лопнутая гильза. Удалось её обнаружить только после прогрева паяльой лампой, когда трещина расширилась.
19 июля 2015, 19:17 #6
можно ли заглушить на лето малый круг и убрать термостат 402двигатель
УАЗ Хантер 315195
ЗИЛ 5301 Бычок
19 июля 2015, 19:20 #7
idarnitsyn, 19 июля 2015, 19:13, #6
можно ли на лето заглушить малый круг и убрать термостат?
если отвечать правильно учитывая специфику что такое температурный режим двс — то нельзя убирать термостат!
термостат можно убрать(но не нужно), а вот малый круг при снятом термостате глушить без толку, циркуляция все равно пойдет через радиатор.
А лучше ничего не убирать и не глушить — а устранить причину!
отсутствие температурного режима для двс губительно..
Начни с замены термостата с более низкой температурой к примеру на лето подойдет на 78градусов, промой снаружи радиатор, если отсутствует диффузор на радиаторе — верни на место, можно заменить крыльчатку вентилятора на более производительную.
Приведешь все в порядок — будет 80 держать в самую лютую жару
Свердловская обл. г. Каменск-У
Daewoo Matiz 0,8 Mx
20 июля 2015, 06:49 #8
vadim20, 19 июля 2015, 19:20, #7
если отвечать правильно учитывая специфику что такое температурный режим двс — то нельзя убирать термостат! термостат можно убрать(но не нужно), а вот малый круг при снятом термостате глушить без толку, циркуляция все равно пойдет через радиатор. А лучше ничего не убирать и не глушить — а устранить причину! отсутствие температурного режима для двс губительно.. Начни с замены термостата с более низкой температурой к примеру на лето подойдет на 78градусов, промой снаружи радиатор, если отсутствует диффузор на радиаторе — верни на место, можно заменить крыльчатку вентилятора на более производительную. Приведешь все в порядок — будет 80 держать в самую лютую жару
Ставили на 402 двигатель 6-и лопастную крыльчатку вентилятора и удавалось поддерживать температуру двигателя, но на зиму ставили 4-х лопастную. (Ещё переделывали систему охлаждения, ставили термостат от «НИВЫ»-эффект был, но, к сожалению подзабыл, как делалось, за 15 лет).
Живая и мертвая вода в радиаторе
В апреле окончательно уходит зима, значит, пришло время подготовки автомобиля к летнему сезону. Сегодня на нашей страничке, посвященной «Газелям», поговорим о системе охлаждения двигателя. В жаркую погоду ей придется работать интенсивнее, а может быть, и с особым напряжением.
![]() |
Чтобы отмыть радиатор, порой приходится разобрать передок |
Пока зима и холода, температурный режим двигателя держится в норме. Но как только наступают первые теплые деньки, многие водители сталкивались с тем, что мотор начинает перегреваться. Чтобы завершить рейс и добраться до гаража, приходится включать на полную мощность «печку» и буквально жариться в кабине вместе с пассажирами. И это верный признак того, что сезонное обслуживание (СО) надо было провести раньше.
Проводить сезонное обслуживание нужно независимо от того, возникли уже проблемы с охлаждением двигателя или нет. При наличии проблем начинать нужно именно с сервисных операций. В частности, с мытья машины в целом и наружной промывки радиатора в частности. В разговоре о зимней эксплуатации «Газелей» мы уже говорили, что противогололедный реагент затыкает отверстия расположенного низко радиатора и от нагрева превращается в камень. Весьма вероятно, что последствия этого проявятся именно с наступлением тепла. Так что есть смысл не лениться и снять облицовку радиатора: по крайней мере, увидите, насколько эффективными будут ваши усилия.
![]() |
На ЗМЗ-402 термостат находится там же, где и на УМЗ, но в другом положении |
Следующий шаг – промыть систему охлаждения изнутри и залить свежий тосол. Его выполняют по необходимости. Разные тосолы, даже отечественные, не дружат между собой. Поэтому после доливки в систему охлаждения любой жидкости, купленной не в той канистре, из которой заправлялась система, при ближайшем СО тосол нужно сменить. Это тем более актуально, что для доливки мог использоваться и «левый», некондиционный тосол, купленный, кстати, у продавцов, с виду заслуживающих доверия. Владелец подержанной машины может и не знать, что какое-то время, иногда довольно длительное, она работала с водой в радиаторе. Потом залили тосол, он смыл образовавшуюся накипь и пришел в негодность. Но это легко определить на глаз: обычно в таком случае тосол темнеет, приобретая ржавый оттенок, иногда и пенится.
К счастью, на рынке много химических средств разных производителей, предназначенных для промывки системы охлаждения. Есть и старый верный путь – промывка проточной водой. В расширительный бачок вставляют шланг с пущенной из-под водопроводного крана водой, открывают сливные краны (или выворачивают пробки на их месте) и дают мотору поработать на холостых оборотах несколько часов.
![]() |
На ульяновских моторах термостат расположен идеально для замены |
Закрывая тему сервиса и переходя к ремонту, добавим, что при СО следует также провести полную ревизию состояния шлангов и хомутов. Последние, кстати, при первой же оказии желательно заменить на улиточные с винтом.
И на 402-м и на новом 406-м моторе упростить промывку и смену охлаждающей жидкости должны сливные краны, от которых отказались создатели других отечественных легковых моторов.
Кран слива с блока цилиндров расположен в неудобном месте – под выпускным коллектором. На ульяновском моторе он «флажковый». Бывалые владельцы машин с таким краном (не только «Газелей», но также «Волг», УАЗов, «Москвичей») для удобства пользования изготавливают длинную рукоятку привода крана из толстой проволоки или прутка. Кончик рукоятки и на виду и, если подобрать правильную форму, открывать и закрывать кран будет довольно удобно. А вот у двигателя ЗМЗ-402 на блоке устанавливают винтовой кран, аналогичный тому, что сливает охлаждающую жидкость с радиатора. Чтобы слить тосол с блока, нужно повернуть на несколько оборотов маленькую плоскую рукоятку. Добираться до нее неудобно, да и можно обжечься о нагретый выпускной коллектор. Винтовой и флажковый краны взаимозаменяемы друг с другом.
![]() |
Конструктор-двигателист, ознакомившись со всем сказанным, заметил, что если в систему охлаждения залита незамерзающая жидкость, кран не нужен, и даже вреден, и рекомендовал заменить его пробкой, как это сделано на «Жигулях». В самом деле, краны необходимы для ежедневного слива воды зимой. И если нужда в этом отпадает, то кран становится лишним источником неисправностей, надо сказать довольно щедрым. А для замены тосола один раз в два-три года можно и пробку вывернуть.
У машины с тосолом кран практически не используется, а когда становится нужен, открывать его приходится с большим усилием, но закрыть чаще всего уже не удается из-за деформации пластиковых деталей. В этот момент как раз и появляется смысл заменить кран пробкой. Только не нужно в этом качестве использовать болт: резьба на ней должна быть такой же, как и на кране – конической.
В некоторых случаях виновником перегрева является термостат. Тогда его замена решает проблему. Перед установкой термостат желательно проверить. Для этого потребуется кастрюля с водой и термометр отградуированный хотя бы до 100оС. Впрочем, можно обойтись и без него. Главное, чтобы в холодном состоянии был открыт «малый круг», а «большой» – закрыт. В кипятке ситуация должна быть обратной. Простенький эксперимент позволит сразу снять вопрос и разрешит все сомнения. Сама же замена не представляет никакой сложности.
![]() |
На ЗМЗ-406 снимать термостат менее удобно |
Термостат у «Газели» снимается и устанавливается легче, чем на многих отечественных легковых машинах. Достаточно отсоединить верхний шланг, из него выльется литра полтора тосола, затем отворачиваем два болта крепления крышки – и вот он. Для сравнения: у ижевского «Москвича» надо отвернуть уже четыре болта, а на машинах ВАЗ, «Москвич»-2140 и -2141 термостат висит где-то внизу, в паутине шлангов, и когда его вынимаешь, выливается половина имеющегося в системе тосола.
Проще всего менять термостат на двигателе УМЗ-421. Его корпус находится под капотом прямо на виду. И термостат и его крышка стоят вертикально, поэтому снимать крышку особенно удобно. ЗМЗ-402 отличается тем, что термостат расположен на том же месте, но горизонтально: отворачивать один из болтов чуть-чуть труднее.
Не сложнее добраться до термостата и на ЗМЗ-406. Создатели двигателя нового поколения оставили термостат под крышкой корпуса, закрепленной теми же двумя болтами. Разве что придется вывернуть один лишний болт – снять с клапанной крышки хомут крепления шланга вакуумного усилителя и отвести его в сторону.
Кстати, есть несколько модификаций термостатов, у которых клапан открывается при разной температуре: в пределах от 76 до 90оС. Один из водителей как-то предлагал переставлять термостат раз в сезон: на лето «похолоднее», а на зиму более «горячий». Заметим, что это занятие для «гурманов», любителей «поколдовать».
Другой традиционный виновник перегрева – радиатор. Чаще всего из-за банальной грязи, потому и рекомендуем начинать борьбу с перегревом с обслуживания. Однако противогололедные реагенты не только ухудшают теплообмен, но и разрушают радиатор, что нередко выясняется как раз в процессе промывки.
Пришедший в негодность однорядный радиатор заменяют таким же обычно лишь те, для кого экономия денег – самоцель. В продаже есть радиаторы, по эксплуатационным качествам заметно превосходящие штатную модель. Как «бюджетный» вариант «особо экономным» владельцам можно предложить другой однорядный радиатор, изготовленный из меди. Он обладает лучшей теплопроводностью, не так боится грязи и соли, как алюминиевый. Практика эксплуатации автомобилей старых выпусков это подтверждает.
Трехрядный еще эффективнее, особенно для теплонапряженного ЗМЗ-406. Но многие считают его слишком дорогим, поэтому так популярен двухрядный. Продавцы запчастей утверждают, что самые лучшие радиаторы выпускает Оренбургский завод.
В первые годы существования «Газелей» некоторые водители, намучавшись с перегревом, переделывали моторный отсек для установки радиатора от «Волги», так как он намного объемнее однорядки. Машины, пережившие эту реконструкцию, еще можно встретить на рынке подержанного транспорта, и не исключено, что покупка такого автомобиля при прочих благоприятных условиях оправдана. Но сегодня вставлять в «Газель» «волговский» радиатор все же слишком хлопотно: у него совсем другая форма, да и бачки расположены вертикально, а не горизонтально.
Разумным вариантом доработки системы охлаждения «Газели» является установка электровентилятора. Один из вариантов – поставить мощный вентилятор от «Волги». С какой-нибудь разборки можно достать не менее эффективный вентилятор от иномарки. Но в любом случае это серьезный объем работ. В частности, придется вносить дополнения в электрооборудование машины, устанавливать датчик включения электровентилятора на верхний бачок или патрубок радиатора. Купить датчик от «Волги» – не проблема.
![]() |
Электропривод в кране отопителя машин последнего поколения долго не живет |
Электровентилятор увеличит нагрузку на электросеть. В неблагоприятных условиях, например, вечером в пробке, в прохладную погоду, когда включены фары, печка, магнитола (а у микроавтобуса вдобавок вторая печка и свет в салоне) хватит ли мощности штатного генератора? Поэтому некоторым водителям кажется соблазнительным приобрести генератор помощнее, выдающий 90–95А против 65А штатного.
Еще одно «больное» место системы охлаждения – кран «печки». В весеннее межсезонье, когда температура воздуха иногда в течение суток скачет от летнего тепла до заморозков, пользоваться краном приходится особенно часто. Конечно, штатный кран «Газели», выпущенной до рестайлинга 2003 г., довольно надежен, но не вечен. В наше время, когда в сантехнике получили массовое распространение керамические «буксы», в магазинах запчастей имеются и «керамические» краны отопителя «Газели». Фирмы, занимающиеся ремонтом нижегородских автомобилей, всем своим постоянным клиентам ставят именно их. Многочисленные водители и ремонтники в один голос утверждают, что «керамика» долговечнее.
![]() |
Керамический кран отопителя считается лучшим |
Особенно много нареканий вызывает кран отопителя с электроприводом, появившийся на «Газели» и «Соболе» в 2003 г. Он попросту неработоспособен. Перегонщики, да и многие водители, предлагают раз и навсегда выставить его в открытом положении. Одна из главных причин этого заложена в исполнительном механизме: пластиковая шестеренка, перемещающая зубчатый сектор, не выдерживает нагрузки и проворачивается. После этого мастера сервисов или водители удаляют кран с электроприводом, и его место занимает механический от ВАЗ-2109.
Причем такую доработку проводят даже продавцы новых автомобилей и гарантийные сервисы, которым инструкция не разрешает вносить изменения в конструкцию автомобиля. Впрочем, это уже мало соотносится с переходом на жаркий сезон. Правда, такой ремонт или просто доработку есть смысл совместить со сливом охлаждающей жидкости из системы при сезонном обслуживании.
Редакция благодарит продавцов магазина фирмы «ЭРГОН» за помощь в проведении фотосъемки радиаторов.
Автор благодарит продавца магазина «ГАЗАВТОДЕТАЛЬ» Дмитрия Царева за помощь в в проведении фотосъемки кранов отопителя.
Как снять термостат и корпус термостата автомобиля Ниссан Альмера
Если двигатель перегревается во время работы или медленно прогревается до рабочей температуры, нужно проверить термостат
Для проверки термостата на автомобиле пустите двигатель и потрогайте рукой нижний шланг радиатора. Он должен быть холодным.
После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 87–92 °С, шланг должен начать нагреваться, это указывает, что жидкость охлаждения начала циркулировать через радиатор.
Если этого не происходит, нужно снять термостат и проверить его работоспособность.
Подготавливаем автомобиль для выполнения работы.
Не снимая шланги с патрубков крышки термостата, головкой на 10 откручиваем три болта крепления крышки термостата
Отводим крышку вместе со шлангами от корпуса термостата
Извлекаем термостат из корпуса
Соединение термостата уплотняется резиновой прокладкой.
Чтобы проверить термостат, опускаем его в сосуд с водой.
Подогреваем сосуд и контролируем по термометру начало открытия клапана.
Шток клапана должен начать выдвигаться при температуре 89˚ C, на что указывает цифра 89 на фланце термостата
При температуре 95±2˚ C клапан должен полностью открыться – ход штока не менее 8 мм.
Устанавливаем термостат в обратном порядке.
Доливаем охлаждающую жидкость до нормы и проверяем герметичность.
Снятие корпуса термостата
Корпус термостата снимаем при капитальном ремонте двигателя или при появлении течи между головкой и фланцем корпуса термостата.
Снимаем воздухозаборник и резонатор
Выводим шланги системы охлаждения из держателя 1, закрепленного на кронштейне 2
Вынимаем держатель 1 шлангов системы охлаждения из отверстий кронштейна.
Сжав концы хомута 2, сдвигаем хомут по шлангу и снимаем шланг отопителя с патрубка корпуса термостата
Также отсоединяем от патрубков крышки термостата подводящий шланг 1 радиатора и пароотводящий шланг 2.
Головкой на 10 откручиваем болт крепления кронштейна держателя шлангов
Головкой на 8 откручиваем девять болтов крепления корпуса термостата к головке блока цилиндров
Болт переднего нижнего крепления корпуса термостата самый длинный из девяти болтов
Снимаем корпус термостата
В корпусе и прокладке имеются полости для масла и охлаждающей жидкости
Устанавливаем новую прокладку и закручиваем болты в последовательности показанной на рисунке 7. Момент затяжки 10 Нм.
Заливаем охлаждающую жидкость.
Уровень охлаждающей жидкости должен быть выше отметки min (примерно посередине между min и max).
Проверяем срабатывание термостата.
Заводим двигатель и устанавливаем обороты примерно 1500 -1 .
При срабатывании термостата верхний шланг радиатора должен быть горячим.
Следим за показаниями температуры двигателя.
Если вентилятор обдува радиатора заработал, и шланг верхний радиатора горячий – это говорит о том, что наш термостат открылся.
Проверяем еще раз уровень охлаждающей жидкости.