Электрогенератор из автомобильного двигателя своими руками
Не работает генератор? Поиск и устранение неисправностей
Что такое генератор
Это устройство, производящее электрический ток посредством генерирования механической энергии вращением магнитного поля вокруг статора.
Автогенераторы ‒ самовозбужамые электромашины без наличия постоянных магнитов.
При поворачивании водителем ключа в замке зажигания, ведущая шестерня статора прокручивает силовой агрегат через зацепление с маховиком коленвала. Одновременно, подается напряжение с АКБ на системы, необходимые для запуска: зажигание, подача топлива, БУ автомобиля.
Источник электроэнергии для обеспечения запуска ‒ аккумулятор, теряющий значительную часть емкости при старте двигателя. Генератор, вращающийся через ременной привод от коленвала мотора, вырабатывает ток и снабжает им все системы автомобиля, подзаряжает аккумуляторную батарею.
Устройство автомобильного генератора
Генераторы современных легковых автомобилей состоят из таких основных элементов:
- Шкив в сборе с обгонной муфтой: предназначен для передачи вращения коленвала мотора на ротор генератора посредством поликлинового ремня.
- Корпус с двумя крышками:
- передняя (где шкив);
- задняя, с находящимися на ней:
- диодным модулем;
- щетками;
- разъёмом и выводами для электропроводов;
- регулятором напряжения.
- Ротор с:
- обмоткой возбуждения;
- токосъемными кольцами;
- крыльчаткой для охлаждения.
- Статор с 3-хфазной обмоткой: производит ток.
Для обеспечения нормального натяжения ремня предусмотрен ролик генератора, ‒ с его помощью регулируется натяжка.
Как проверить генератор, не снимая с машины
Существует несколько действенных способов проверки функциональности генератора. Воспользовавшись ними, можно определить техническое состояние устройства.
Проверка мультиметром
Простой и надежный метод, позволяющий проверить напряжение на выходе из генератора:
- снять крышку АКБ;
- проверить мультиметром напряжение батареи на неработающем автомобиле, простоявшем не менее 12 часов: норма ‒ 12,4 ‒ 12,8 V;
- завести мотор;
- на холостом ходу проверить напряжение: норма ‒ 13,7 ‒ 14,5 V;
- прогреть автомобиль до рабочей температуры;
- на холостых оборотах включить все токопотребляюшие устройства: фары, магнитолу, климатотехнику, «аварийку», подогрев сидений, салонное и багажное освещение;
- произвести замер напряжения: норма ‒ 13 ‒ 13,7 V.
Если результаты измерений находятся в указанных пределах ‒ генератор в исправном состоянии.
Проверка «по-дедовски» (Не для авто с «мозгами»)
На старых автомобилях, не оборудованных бортовыми компьютерами («мозгами»), функциональность генератора проверяется так: завести ДВС, отсоединить плюсовую клемму батареи. Если двигатель продолжает работать, то генератор исправен. Если остановился ‒ «альтернатор» не производит необходимое количество тока, и нуждается в обслуживании.
Важно! «Дедовский» метод НЕЛЬЗЯ использовать в машинах «с мозгами»: чревато выходом из строя ЭБУ!
Неисправности генератора: основные признаки
Загорание лампочки «Разряд аккумулятора» на панели приборов.
Сигнал демонстрирует, что генератор не обеспечивает электроэнергией потребителей, ему «помогает» разряжающаяся АКБ. Основные причины:
- перегорел предохранитель;
- слабый контакт на клеммах/разъемах аккумулятора/генератора;
- поломка замка зажигания;
- повреждение электропроводки;
- обрыв/провисание ремня;
- выработка подшипников;
- поломка обгонной муфты генератора;
- неисправность электрических элементов «динамо-машины».
Рекомендация: остановитьавтомобиль, произвести осмотр для выявления причины светового сигнала.
Выкипание аккумулятора приводит к его преждевременному «старению» и потере емкости. Причиной выкипания электролита является чрезмерное (>15V) напряжение тока зарядки. Виновник неисправности ‒ регулятор напряжения. Устранение поломки ‒ замена регулятора.
Посторонние шумы являются признаком неисправности генератора. Это может быть: свист от проскальзывания ремня, громыхание/визг подшипников, натяжного ролика, пищание обмотки, гул от пробоя диодного моста.
Совет: при обнаружении посторонних шумов ‒ незамедлительно заменить источник неисправности (если провис ремень ‒ отрегулировать).
Неисправности генератора и способы устранения [таблица]
Можно ли произвести ремонт генератора своими руками? Устранение некоторых неисправностей не требуют наличия специальных знаний и инструмента. Они производятся без снятия устройства с машины, и могут быть выполнены автовладельцем.
Неисправности, требующие снятия генератора и последующей разборки лучше доверить специалистам.
ВАЖНО! Перед началом работ с любыми элементами электрооборудования отсоединить клемму «массы» АКБ.
Электрогенератор из автомобильного двигателя своими руками
цель:
получить готовое устройство, с выходной мощностью 2-3кВт с напряжением 220В 50Гц, для бытовых приборов и электроники.
Имеется в наличии:
бензиновый двигатель 50куб см — 5л.с. (от японского скутера)
генератор 14В (автомобильный генератор)
Нюанс: хочется 2-3шт в параллель кинуть, и собственно вопрос, реализуемо ли это? Если да, то как?
т.к. 1 шт на 3кВт стоит больше 300 долл.
Плюсы конструкции самодельного генератора, перед покупкой готового, аналогичной мощности:
+СДЕЛАЙ САМ (удовольствие от использования самодельной вещи!, кто делал, тот знает)
+Надежность. Много выше чем у аналогов за вложенные деньги.
+подгонка девайса под свои нужды
Время и желание, вроде как, есть.
Буду рад услышать советы по созданию девайса.
+Надежность. Много выше чем у аналогов за вложенные деньги.
Надежность будет зависеть от самого слабого звена.
Генератор автомобильный в 1 кВа — вещь редкая.
в чем ваши аргументы, мсье? 🙂
Если позволите — отвечу я.
Аккумулятор в буфере — это всегда гуд.
Аккумулятор, хорошее подспорье слабому генератору при набросе нагрузки
Бесперебойник можно отжать 🙂 или отремонтировать и оставить «на память»
Если реле регулятор останется автомобильным, без аккумулятора никуда.
вот что нашел, в помощь
все авто генераторы что я видел здесь, да и я думаю они везде одинаковые в принцепе, 3х фазные генераоры переменного тока, с встроенным выпрямителем, может есть смысл его убрать и не переводить переменный в постоянный а потом наоборот? потерь меньше.
самое важное сделать правилно контроллер кототый будет поднимать обороты двигателя в зависимости от нагрузки, причем правильно, а то либо глохнуть будет, или бесполезно жрать бензин.
хороший генератор на 2квт (здесь считается honda i2000) стоит здесь 700-800.
и еще одна деталь многие машинные генераторы не будут давать ток если их просто крутить, обмотку статора надо «возбудить» чтоб она имела магнитное поле, без подключенной батареи он не будет вырабатывать ток. если бы там магниты стояли вместо обмотки, то да, он давал бы ток.
на каждыре 25 ампер, стандартный генератор жрет где то 1л.с. от мотора.
удачи вам, интересный проэкт.
у меня когда лет 15 назад то была идея сделать маленький генератор ват на 200-400, для походов, в основном для зарядки акумов, на паровом двигателе, воды и дерева в лесу наити легче чем бензин, двигатель сделал, отлично работал от сжатого воздуха, но потом время не стало, и забросил, оставил все товарищю, но он тоже проэкт не закончил, хз знает че со всем случилось, столько лет прошло, кастати движок был с качающемся цилиндром, я такой, только меньше, еще в школе делал по чертежам с юнного техника.
Генератор автомобильный в 1 кВа — вещь редкая.
почему?
обычный авто генератор, те с которыми я сталкивался в мастерской, 80-120 ампер, 14-16в , есть и на 200 ампер, но редко,
Аккумулятор в буфере — это всегда гуд.
аккумулятор никто не отменял, но его расположение планировалось перед инвертором.
Генератор автомобильный в 1 кВа — вещь редкая.
генератор автомобильный, на 120-200А вполне доступен. Напряжение 14В
Насчет бесперебойника — какая мощность бесперебойника?
аккумулятор никто не отменял, но его расположение планировалось перед инвертором.
Ну правильно, после инвертора он нафиг не нужен 🙂
Насчет бесперебойника — какая мощность бесперебойника?
Они разные бывают, у меня под столом 800 Ватт стоит, честно восстановленный и оставленный себе «на память», есть на 1200, 1500 и.т.д. В Вашем случае можно с мотора в 5 л.с. снять 2-2,5 кВатта спокойно, бесперебойники такие есть.
генератор автомобильный, на 120-200А вполне доступен. Напряжение 14В
Тогда отлично, если импортный, то реле регулятор у него прямо на щёточном модуле, если «гена» с разборки, то стоит проверить его подшипники и щёточный модуль. Обязательно надо посмотреть на двигатель с которого его сняли, сравнить шкив коленвала на лобовой крышке мотора и шкив генератора, что бы знать диапазон рабочих оборотов «гены» и при стыковке его с моторчиком от «дырчика» не наколоться с этим.
А вот как сделать регулятор оборотов двигателя — это интересная фишка. Понятно что должна быть обратная связь, скорее всего по току, но как реализовать.
Можно поговорить в сервисном центре, которые обслуживают такие генераторы, у них можно даже купить плату управления. Но, как я понял, это будет противоречить идеи «изобрести велосипед».
Ваш бензиновый двигатель выдает примерно 3.5 кВт. С учетом потерь на трение, работу не на максимальной мощности, плохое топливо на выходе мы получим не более 3 кВт.
КПД самого крутого автогенератора Bosh равен 0.8. В итоге мы получаем уже 2.4 кВт при напряжении 14В.
КПД инвертора 12-220 примерно 0.85. На выходе получаем уже 2 кВт.
Поскольку все что написано выше работает при идеальных условиях и на максимальной мощности ДВС, то в реале вся схема будет давать 1.5-2 кВт электроэнергии.
Для поддержания стабильных оборотов двигателя разумно использовать центробежный регулятор. Это самое простое и дешевое решение. В некоторых маленьких двигателях установлен с завода (например Subaru-Robin EX17, что установлен на моем дачном мотоблоке). Обороты держит железно, с небольшой инерцией.
Я не совсем понял что планируется соединять в параллель, но генераторы это очень плохая идея. Синхронизировать их по оборотам будет легко, а при использовании общего выпрямителя придется проводить синхронизацию по сдвигу фаз.
Я не совсем понял что планируется соединять в параллель
Входы 2..3 инверторов (12V DC).
А вот выходы инверторов (220V AC) параллелить не надо! :RollEyesBulb:
Для поддержания стабильных оборотов двигателя разумно использовать центробежный регулятор.
На совершенно не нужны стабильные обороты в данном конкретном случае.
Я не совсем понял что планируется соединять в параллель, но генераторы это очень плохая идея. Синхронизировать их по оборотам будет легко, а при использовании общего выпрямителя придется проводить синхронизацию по сдвигу фаз.
Не надо использовать выпрямитель, мы говорим об автомобильном генераторе.
Входы 2..3 инверторов (12V DC).
Зачем инвертор на 12 вольт?
Выход с генератора — постоянка 12. 14,5 вольт, реле регулятор следит за напряжением, на шине постоянного тока сидит аккумулятор и бесперебойник, в бесперебойник не лезем, он сам из 12. 14,5 вольт делает 220 и именно в нём стоит инвертор.
Основная задача «дать газу» мотору, когда вырастает нагрузка, её надо определять по току на шине постоянного тока, а что бы мотор не глох при резком набросе нагрузки, можно использовать просто маховик по тяжелее.
насчет мех. части, я по образованию инженер машиностроитель, так что давайте это опустим 🙂
Бесперебойник, окей, не могли бы вы указать примерную цену бесперебойника на 2.5кВт?
КПД инвертора 12-220 примерно 0.85. На выходе получаем уже 2 кВт.
этого вполне достаточно, так в каждом генераторе.
Нельзя так делать, надо выходные элементы менять на более мощные и всё.
можно, но нужно понять как 🙂
один блок будет как-бы управляющим, а остальные как -бы слейвами.
В общем, конечно, технологичнее взять инвертор на 3кВт и не парить себе мозги.
цена правда только за инвертор 300+баксов.
Немного переосмыслив тех. часть пришел к некоторым мыслям:
двигатель с двухтактного заменить 4х тактным.
мощность на полных оборотах (из тех, что есть у меня в наличии) — 4.5 л.с.
Будем считать 4л.с. или 2.94квт
КПД генератора 0.85 и кпд инвертора 0.85 итого имеем:
2,94*0,85*0,85=2.12кВт. Этого мне должно хватить.
Генератор думаю от грузовой машины, 24В 100А-120А (ищу подходящие модели)
Тяжелая конструкция конечно будет, но, что делать.
14кг двигатель (10 кг если двухтактный) + 10кг(еще уложиться бы!) генератор + рама + инвертор 4кг + бак + аккум буфферный?
Центробежный регулятор + тахометр. Это самая простейшая схема. Ручками выставляем нужные обороты без нагрузки, потом при включении нагрузки центробежный регулятор будет сам поддерживать заданные обороты.
Но нормальный электромеханический регулятор будет надежнее и точнее. Для управления газом можно использовать сервопривод от RC моделек + контроллер от друга-паялы 🙂
Можно соединить генераторы последовательно, и поискать преобразователь 24/220V. Киловатта на 2.
машинные генераторы нельзя соеденять последователно.
если в генераторе встроен диодный мострегулятор, то спалите их, а если нет, и на выходе переменный ток то еще большая проблема, как синхронизировать фазы.
вот можно ли такое делать, с простыми генераторами постоянного тока на магнитах, не знаю если честно. не пробывал,
Поискав по бесперебойникам, я понял, что дешевой юшки с ними сделать. на 1кВт стоит больше чем весь мой проект 🙂 а мне надо 2.5квт на выходе.
Вот тут должен заметить, что уже у УПСа на 1000VA внутри будет не меньше 24 вольт.
Плюс для такого использования лучше УПС двойного преобразования (онлайн), можно с неисправным преобразователем AC->DC. (просто потому, что у них преобразователи рассчитаны для постоянной работы на заявленной мощности.
Но по имеющимся на работе могу сказать — в готовой батарее APC Smart 1500VA (http://www.nix.ru/autocatalog/apc/1500VA_APC_SUA1500RMI2U_Rack_Mount_USB_16006.html) стояло 4 включенных последовательно акб 12В 7А*ч (уже 48 вольт). А в APC Smart 5000VA (http://www.nix.ru/autocatalog/apc/5000VA_OnLine_APC_SURT5000XLI_28771.html) стоит 2 последовательно включенных блока из 8 штук 12В 4А*ч каждый (итого напряжение батареи 192 вольта).
То есть, оба не подходят (и все промежуточные между ними тоже)
И такой упс вряд-ли какой-нибудь админ отдаст. У нас лежал неисправный 5000-ник, оказалось значительно дешевле его отремонтировать в авторизованном сервисе (около 20к рублей) и купить новые батареи (15к), чем новый упс (порядка 90к)
Так что использовать отдельный инвертор на 24 вольта тут в любом случае выгоднее. Но если покупать его новым — там уже недалеко по цене до дешевого китайского генератора (http://market.yandex.ru/guru.xml?CMD=-RR=0,0,0,0-PF=2140133783%7ELT%7Esel%7E3500-PF=2140133783%7EGT%7Esel%7E2500-VIS=78-CAT_ID=7320593-EXC=1-PG=10&hid=226667). Причем инверторыне генераторы, судя по Маркету, тоже существуют.
машинные генераторы нельзя соеденять последователно.
Это параллельно нельзя, т.к. генератор с бОльшим напряжением возьмет на себя всю нарузку и сгорит. Про последовательное соединение, для запрета не вижу ни одной причины, тем более для однотипных генераторов вращающихся с одной скоростью.
100A ? КаМаз, Икарус? В гугле не забанен, но прошу помощи.
Электрогенератор, сделанный своими руками: порядок сборки
Очень часто любителям отдыха на природе не хочется отказываться от удобств повседневной жизни. Поскольку большинство из этих удобств связано с электричеством, появляется необходимость в таком источнике энергии, который можно было бы взять с собой. Кто-то покупает электрогенератор, а кто-то решается сделать генератор своими руками. Задача не из лёгких, но вполне выполнимая в домашних условиях для любого, кто обладает техническими навыками и нужным оборудованием.
- Выбор типа генератора
- Конструкция и принцип работы
- Порядок сборки агрегата
- Устройство из автомобильного двигателя
- Ветряная динамо-машина
Выбор типа генератора
Прежде чем решиться сделать самодельный генератор на 220 В, стоит подумать о целесообразности такого решения. Необходимо взвесить все за и против и определить, что подойдет вам больше — заводской образец или самодельный. Вот основные достоинства промышленных аппаратов:
- Надёжность.
- Высокая производительность.
- Гарантия качества и возможность получения технического обслуживания.
- Безопасность.
Однако у промышленных образцов есть один существенный недостаток — очень высокая цена. Не всем по карману такие агрегаты, поэтому стоит подумать и о достоинствах самодельных устройств:
- Низкая цена. В пять раз, а иногда и больше, меньшая цена по сравнению с заводскими электрогенераторами.
- Простота устройства и хорошее знание всех узлов аппарата, так как всё собрано собственноручно.
- Возможность модернизировать и улучшать технические данные генератора под свои потребности.
Сделанный своими руками в домашних условиях электрогенератор вряд ли будет отличаться высокой производительностью, но обеспечить минимальные запросы вполне способен. Ещё один минус самоделки — это электробезопасность.
Не всегда она отличается высокой надёжностью, в отличие от промышленных образцов. Поэтому следует очень серьезно подойти к выбору вида генератора. От этого решения будет зависеть не только экономия денежных средств, но и жизнь, здоровье близких и самого себя.
Конструкция и принцип работы
Электромагнитная индукция лежит в основе работы любого генератора, вырабатывающего ток. Всем, кто помнит закон Фарадея из курса физики за девятый класс, понятен принцип преобразования электромагнитных колебаний в постоянный электроток. Также очевидно, что создать благоприятные условия для подачи достаточного напряжения не так уж просто.
Любой электрогенератор состоит из двух основных частей. Они могут иметь разную модификацию, но присутствуют в любой конструкции:
Статор. Это статичная часть генератора. В ней находится двигатель, металлический регулятор электромагнитного поля, другие вспомогательные приспособления и крепления.
- Ротор. Подвижная часть с равноудалёнными от середины магнитами. Его роль заключается в создании электромагнитного поля.
Существуют две основных разновидности генераторов в зависимости от типа вращения ротора: асинхронные и синхронные. Выбирая одну из них, учитывают преимущества и недостатки каждой. Чаще всего выбор народных умельцев падает на первый вариант. Для этого есть веские причины:
- Генераторы из первой группы обладают более простой конструкцией, поэтому их проще собрать в домашних условиях.
Потери КПД у первой группы ниже, чем во второй на 5−6%.
- У асинхронных генераторов есть выпрямитель и они более устойчивы к перепадам напряжения, что защищает подключённые электроприборы от поломок.
- Простой корпус позволяет быстрее и качественнее обслуживать агрегат, в отличие от синхронного аналога.
- Асинхронные электрогенераторы можно подключать к компьютеру и другим электроприборам, высокочувствительным к перепадам электронапряжения.
- Низкий процент нагрева корпуса тоже говорит в пользу асинхронного варианта.
- Детали, из которых собирают асинхронный аппарат, могут служить до 15 лет при должном уходе, с приборами из второй группы в этом отношении всё намного сложнее.
В связи с приведёнными доводами, наиболее вероятным выбором для самостоятельного изготовления является асинхронный генератор. Остается только найти подходящий образец и схему его изготовления.
Порядок сборки агрегата
Для начала следует оборудовать рабочее место необходимыми материалами и инструментами. Рабочее место должно соответствовать правилам техники безопасности при работе с электроприборами. Из инструментов понадобится всё, что связано с электрооборудованием и техобслуживанием автомобилей. По сути, хорошо оснащенный гараж вполне годится для создания своего генератора. Вот что понадобится из основных деталей:
- Источник энергии. Здесь выбор огромный: от ветряной мельницы до солнечных батарей, но наиболее приемлемым является жидкое топливо.
Двигатель. Опять же всё зависит от выбора источника энергии. Мотор для генератора кто-то решается сделать собственноручно, обычно переделав или починив сломанный двигатель. А кто-то берёт электромотор от испорченного бытового прибора, например, от стиральной машины или насоса.
- Статор и ротор. Лучший вариант — найти готовые, чтобы не заниматься перемоткой и очень сложными работами по их подгонке. Обычно в электродвигателе всё уже есть.
- Электропровода и различные клеммы для крепления. Кроме того, понадобится изоляция.
- Выпрямитель или трансформатор для регулирования выходящего тока.
- Дополнительные электроприборы и датчики для контроля работы агрегата.
Собрав необходимые материалы, приступают к расчёту будущей мощности аппарата. Для этого необходимо выполнить три операции:
Тахометром замерить скорость вращения двигателя.
- К полученному результату добавить 10% и записать полученное значение. Это число показывает предел перегрева двигателя.
- Используя специальную таблицу, подобрать конденсаторы для увеличения или уменьшения мощности, если в этом есть необходимость.
Когда конденсаторы припаяны на места, и на выходе получается нужное напряжение, производят сборку конструкции.
При этом следует учитывать повышенную электроопасность таких объектов. Важно продумать правильное заземление генератора и тщательно изолировать все соединения. От выполнения этих требований зависит не только срок службы прибора, но и здоровье тех, кто им будет пользоваться.
Устройство из автомобильного двигателя
Пользуясь схемой сборки приспособления для получения тока, многие придумывают собственные невероятные конструкции. Например, генератор на велосипедной или водяной тяге, ветряной мельнице. Однако есть вариант, который не требует особых конструкторских навыков.
В любом двигателе автомобиля есть электрогенератор, который чаще всего вполне исправен, даже если сам движок уже давно отправлен в утиль. Поэтому разобрав двигатель, можно воспользоваться готовым изделием для своих целей.
Решить проблему с вращением ротора намного проще, чем думать, как его сделать заново. Можно просто восстановить поломанный двигатель и использовать его, как генератор. Для этого из двигателя удаляются все лишние узлы и приспособления.
Ветряная динамо-машина
В местах, где ветра дуют, не прекращая, неугомонным изобретателям не даёт покоя пустая трата энергии природы. Многие из них решаются на создание маленькой ветряной электростанции. Для этого нужно взять электродвигатель и переоборудовать его в генератор. Последовательность действий будет следующей:
- Достать ротор и проточить его под установку магнитов.
- Используя шаблон, приклеить эпоксидной смолой магниты к ротору.
- Перемотать двигатель более толстым проводом для поднятия силы тока и уменьшения напряжения.
- Собрать генератор и проверить электродрелью его работоспособность. Для этого можно подключить лампочку или прибор для замера силы тока.
Можно приступать к изготовлению лопастей ветряка. Для этого нужно взять трубу ПВХ (160 мм) и вырезать из неё лопасти по чертежу.
- Взять винт 1,7 мм диаметром и приварить к нему широкую шляпку для крепления лопастей.
- Приклеить лопасти к винту.
- Закрутить винт в ротор генератора.
- Сделать металлическую подставку для динамо-машины. Её оснащают хвостом и подшипником для вращения по ветру.
- Установить стойку для подъёма конструкции и удержания. Её делают из металлической трубы среднего диаметра.
- Подключить контролёр и другие приборы для более эффективной работы.
Сделав свой ветряк с маленьким электрогенератором или генератор из автомобильного двигателя своими руками, хозяин может быть спокоен во время непредвиденных катаклизмов: в его доме всегда будет электрический свет. Даже выехав на природу, он сможет продолжать пользоваться удобствами, которые обеспечивает электрооборудование.
Почему полный переход на электромобили случится не сразу
Автор фото, Getty Images
Toyota одной из первых реализовала концепцию гибридного автомобиля в модели Prius
Действительно ли электромобили готовы заменить традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания?
Судя по заголовкам новостей, которые появляются в последнее время, может создаться впечатление, что бензиновые и дизельные двигатели вскоре окажутся на свалке. Однако в реальности все обстоит иначе.
На проходящем во Франкфурте международном автомобильном салоне во всех выставочных залах было слышно заветное слово «электрификация».
Например, за день до начала выставки компания Volkswagen заявила о намерении создать к 2030 году электрические версии всех своих моделей авто, включая и те, что производятся под принадлежащими концерну брэндами — Audi, Skoda, Seat и Porsche.
В тот же день компания Daimler заявила о создании электрических аналогов всех своих моделей к 2022 году.
В инфраструктуру пунктов подзарядки необходимо будет инвестировать государствам
Другие компании, сред которых Volvo, Jaguar Land Rover и Honda, также озвучили аналогичные обещания.
Безусловно, это амбициозные планы, но необходимо понимать их ограничения.
Производители не утверждают, что полностью избавятся от бензиновых и дизельных двигателей. Они лишь обещают предоставить электрифицированные версии существующих моделей.
Также необходимо понимать, что кроется под словом «электрифицированный».
Это может, безусловно, означать полностью электрический автомобиль, работающий на энергии батарей. Но также под это понятие могут подпадать и гибридные автомобили, а гибриды бывают абсолютно разные.
Подключаемый к электричеству гибрид, например, оснащен батареей с большой емкостью, и он может ехать лишь на электрической энергии по крайней мере некоторое время, но также он будет оснащен и бензиновым двигателем.
- В российские ПДД записали электромобили. А сколько их в России?
- Британия через четверть века скажет «нет» автомобилям на бензине и дизеле
Один из подключаемых к электричеству типов гибридных автомобилей, который часто называют электромобилем с увеличенным запасом хода, по сути является электрической машиной с небольшим бензиновым двигателем, который является электрогенератором.
Полный гибрид вроде Toyota Prius использует достаточно мощный электродвигатель вкупе с обычным двигателем внутреннего сгорания, но подключать к электросети для зарядки его не требуется.
В свою очередь средний гибрид по сути является обычным автомобилем, в котором присутствует небольшой электромотор, благодаря которому двигатель может ненадолго отключаться, если авто, например, останавливается на красный свет светофора.
Чтобы выполнить данные обещания, автопроизводители могут ограничиться производством средних гибридов. Их дешевле производить, чем полные гибриды, и при этом они дают значительные преимущества в том, что касается динамики и расхода топлива.
Все больше новых машин уже производятся с этой технологией.
Новые ограничения
Хотя обещания компаний могут показаться более впечатляющими, чем они есть на самом деле, остается фактом то, что автопроизводители вкладывают значительные средства в новые модели электромобилей.
К примеру, Volkswagen заявляет, что к 2025 году каждая ее четвертая машина будет работать от электроэнергии. BMW обещает к этому времени наладить производство 12 полностью электрических моделей.
Почему же производителям так интересны электрические автомобили? Есть несколько факторов.
Запуск автомобиля Tesla Model S в 2012 году показал, что электромобили по своим характеристикам за исключением высокой цены могут быть не хуже своих бензиновых собратьев, а запаса хода батарей может хватать на значительные расстояния.
С того времени стоимость литий-ионных аккумуляторов значительно снизилась, а технология управления батареями стала эффективнее, из-за чего подобные технологии стали доступнее.
Также во многих странах стали жестче законодательные инициативы, касающиеся загрязнения атмосферы. В Европе, например, с 2021 году вступят в силу новые ограничения в отношении выбросов углекислого газа.
Эти ограничения намного более требовательны, чем нынешние, и они будут высчитываться исходя из среднего уровня выбросов в атмосферу всех автомобилей каждого отдельного концерна.
Автор фото, Getty Images
С 2021 года в Европе вступят в действие новые ограничения по выбросам углекислого газа
Поэтому выпуск автомобилей с нулевым выбросом позволит автопроизводителям выполнить поставленную перед ними задачу с меньшими трудностями. Аналогичная логика распространяется и на выпуск гибридов.
Оба вышеназванных фактора (снижение стоимости аккумуляторов и законодательные ограничения) уже влияют на долгосрочные стратегии производителей. Однако в сентябре 2015 года появился еще один фактор.
Скандал с выбросами вредных газов дизельными двигателями привлек к автоиндустрии нежеланное внимание общественности. Тогда стало понятно, что дизельные автомобили загрязняют атмосферу гораздо больше, чем сообщалось в официальных отчетах.
Реакция политиков и потребителей была крайне негативной. В итоге компания Volkswagen, оказавшаяся в центре скандала, попыталась восстановить пошатнувшуюся репутацию, став лидером технологии электромобилестроения.
Глава автоконцерна Маттиас Мюллер сказал мне во Франкфурте: «Конечно, мы все поняли. Потребителям нужны чистые автомобили. Людям нужен чистый воздух, и мы хотим этому способствовать».
Автор фото, Mercedes-AMG
Тема электрификации автомобилей стала актуальной еще до скандала с Volkswagen. Но те события, возможно, помогли ускорить процесс.
Теперь, похоже, автопроизводители превращают необходимость в добродетель, превращая более или менее неизбежный процесс в рекламу.
То же самое относится к политикам. Возможно, разговоры о запрете бензиновых и дизельных автомобилей звучат грозно, но, например, в Великобритании они не включают в себя гибридные авто.
По мнению экспертов, к 2040 году, когда запрет вступит в силу, негибридных автомобилей, скорее всего, на дорогах не останется в любом случае.
Также возникает вопрос инфраструктуры.
На сегодняшний день в Великобритании существует 7300 пунктов подзарядки автомобилей, и их количество увеличивается примерно на 10 единиц в день, сообщает компания ZapMap. В масштабах всего мира таких пунктов около 2 млн, говорится в отчете Международного энергетического агентства.
Очевидно, что если необходимо заменить миллионы бензиновых и дизельных автомобилей электромобилями, то необходимо инвестировать в инфраструктуру зарядных пунктов. В противном случае электромобили далеко не уедут.
Также им понадобятся батареи — множество батарей. И необходимо будет где-то генерировать энергию для их зарядки. Другими словами, нам, по-видимому, придется строить новые электростанции. Для всего этого потребуются время и средства.
Между тем автомобили-гибриды являются эффективным компромиссным решением. Как сказал председатель совета директоров BMW Харальд Крюгер, бензиновые и дизельные автомобили списывать рано.
Он считает, что благодаря инвестициям двигатели внутреннего сгорания станут гораздо более эффективными, но в будущем править балом будут электромобили.
Автор фото, Reuters
Audi представила концепцию автономного электромобиля Aicon — но станет ли эта концепция реальностью в ближайшем будущем?
Ему вторит глава Volkswagen Маттиас Мюллер: «Двигатели внутреннего сгорания какое-то время будут сосуществовать с электрическими двигателями. Не знаю, сколько это продлится» — сказал он.
«Это связано с тем, что нам необходимо создать необходимую инфраструктуру, необходимо увеличить емкость батареи. Речь идет об огромной емкости, и пока еще необходимо над ней работать», — добавил Мюллер.