Электрическая схема работы вентилятора охлаждения двигателя
Вентилятор радиатора: принцип работы
Для того, чтобы охлаждающая жидкость в двигателе не нагревалась, должен нормально функционировать вентилятор радиатора. Обычно его место расположения находится между мотором и, собственно, радиатором. Перед тем, как установить вентилятор, его помещают в специальный кожух.
Сегодня хочется рассказать о принципе работы вентилятора радиатора. Его лопасти располагаются таким образом, чтобы подача воздуха была более массивной, а охлаждение, соответственно, более действенным. Для этого лопасти, которых у вентилятора не меньше четырех, находятся на общем шкиве, под определенным углом к области вращения.
От вида привода зависит тип вентилятора радиатора. Существуют:
Механический привод вентилятора радиатора
Радиаторный вентилятор с механическим приводом — от коленчатого вала, посредством ременной передачи, осуществляется постоянный привод. В данном варианте существует серьезный недостаток, такой как высокая затрата двигателя на то, чтобы заставить вентилятор вращаться. Поэтому от такого привода вентиляторов производители авто отказались почти полностью.
Электрический привод вентилятора радиатора
Вентилятор радиатора с таким приводом имеет свой принцип работы, пожалуй, самый распространенный в современном автопроизводстве. Такой механизм охлаждения включает в себя электромотор и систему управления. Сам электродвижок запитан от автомобильной бортовой сети. Умная система управления сама рассчитывает работу радиаторного вентилятора, ориентировавшись на степень нагрева двигателя. Во многих современных автомобилях уже существует функция управляемого выбега вентилятора. Это сделано для того, чтобы после остановки автомобиля и выключения мотора, движок обдул бы вентилятор. Режим «остужения» система управления выберет самостоятельно, опираясь на степень нагрева автомобильного двигателя.Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2107:
Гидромеханический привод вентилятора радиатора
Такой привод у вентилятора автомобиля может быть представлен гидравлической муфтой либо вязкостной муфтой. Что касается последней, то тут постоянный привод осуществляется коленным валом. Муфта может быть блокирована силиконовой жидкостью, которая находится внутри неё. От нагревания двигателя частота вращения коленчатого вала увеличивается, муфта может быть блокирована как полностью, так и частично, и это действие запустит механизм работы вентилятора. В гидравлической муфте внутри находится масло, объём которого зависит от степени нагрева. Когда произойдет нужное изменение содержимого муфты, она будет опять таки блокирована, и механизм охлаждения запустится автоматически.
Что касается типовой схемы управления электроприводного вентилятора, то она включает в себя следующие элементы:
- Датчик температуры охлаждающей жидкости, который фиксирует температуру охлаждающей жидкости. Надо сказать, что таких датчиков на одном автомобиле может быть несколько. Один устанавливается на выходе из радиатора, а другой на входе. Основываясь на разницу между показателями этих датчиков, будет осуществляться управление вентилятором.
Реле включения вентилятора.
Электронный блок управления двигателем.
Кроме этого для управления вентилятором, автопроизводители используют и другие входные устройства. В этом перечне есть: расходометр воздуха и датчик частоты вращения коленчатого вала. Показатели этих датчиков также очень важны, так как исходя из них, более точно определяется режим работы движка.
Эти сигналы попадают в электронный блок управления мотором. После того, как информация, будет обработана, может быть активизироваться реле включения радиаторного вентилятора.
В тех транспортных средствах, которые оборудованы тягово-сцепным устройством либо климатической установкой, как правило, установлены сразу 2 вентилятора, которые могут работать как по отдельности, так и одновременно. У каждого автомобильного вентилятора существует свое реле включения.
В современном мире всё чаще стали использовать вместо реле включения вентилятора блок управления вентилятором. Благодаря нему обеспечивается экономичная и эффективная работа охлаждающего устройства.
Смотрите видео, если не включается вентилятор радиатора ВАЗ 2114:
Продувка радиатора и замена вентилятора на автомобиле марки Ford:
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Контроллер управляет реле включения электровентилятора системы охлаждения двигателя автомобилей Лада Калина, Лада Приора и Лада 4х4. Включение вентилятора возможно только при работающем двигателе. Электровентилятор включается и выключается в зависимости от температуры двигателя.
Проверка исправности цепи электровентилятора системы охлаждения двигателя Лада Калина, Лада Приора и Лада 4х4, описание, схема подключения, коды ошибок и неисправностей, диагностическая карта проверки.
На автомобилях семейства Лада Калина электровентилятор системы охлаждения двигателя работает в двух режимах. С максимальной производительностью и с пониженной производительностью. Пониженная производительность электровентилятора включается если температура охлаждающей жидкости превысит 99 °С. При этом управление соответствующим реле электровентилятора осуществляется с контакта «Х1/41» контроллера.
Максимальная производительность электровентилятора включается если температура охлаждающей жидкости превысит 104 °С. При этом управление соответствующим реле электровентилятора осуществляется с контакта «Х1/52» контроллера. Электровентилятор выключается после падения температуры охлаждающей жидкости ниже 97 °С или остановки двигателя.
Электрическая цепь электровентилятора системы охлаждения автомобилей семейства Лада Калина.
На автомобилях семейства Лада Приора электровентилятор системы охлаждения включается, если температура охлаждающей жидкости превысит 101 °С. Электровентилятор выключается после падения температуры охлаждающей жидкости ниже 97 °С или остановки двигателя. Электровентилятор включается независимо от температуры охлаждающей жидкости при включенном компрессоре кондиционера.
При наличии активных кодов неисправностей датчика температуры охлаждающей жидкости электровентилятор системы охлаждения работает до очистки кодов или остановки двигателя. Контроллер диагностирует включение вентилятора (контакт Х1/22).
Электрическая цепь электровентилятора системы охлаждения автомобилей семейства Лада Приора.
На автомобилях семейства Лада 4х4 электровентиляторы системы охлаждения включаются, если температура охлаждающей жидкости превысит 101 °С. Электровентиляторы выключается после падения температуры охлаждающей жидкости ниже 97 °С или остановки двигателя.
Электрическая цепь электровентилятора системы охлаждения автомобилей семейства Лада 4х4.
Описание проверок цепи электровентилятора системы охлаждения двигателя.
Последовательность соответствует цифрам на карте.
1. На непрогретом двигателе при выключенном кондиционере и при отсутствии кодов Р0116, Р0117, Р0118, Р0480 (Р0481), Р0691 (Р0693), Р0692 (Р0694) электровентилятор работать не должен.
2. Проверяется способность контроллера управлять реле электровентилятора.
3. Проверяется исправность реле включения электровентилятора.
4. Проверяется исправность цепи управления электровентилятором.
Диагностическая карта проверки цепи электрического вентилятора системы охлаждения двигателя.
Диагностическая информация.
Неисправный термостат системы охлаждения двигателя может стать причиной непрерывной работы электрического вентилятора системы охлаждения. На автомобилях с кондиционером:
— Электровентилятор должен включаться на пониженную скорость при включении кондиционера (B_KOE = ВКЛ).
— Электровентилятор должен включаться на повышенную скорость при высоком давлении хладагента в магистрали (B_PACHOP = ДА) даже в случае, когда кондиционер выключен.
В случае неисправности датчика давления хладагента (датчик показывает высокое давление хладагента в магистрали) электровентилятор будет работать на повышенной скорости.
Принцип работы вентилятора охлаждения радиатора, устройство
Работа любого двигателя внутреннего сгорания, которыми оснащаются современные автомобили, неизбежно сопряжена с выделением огромного количества тепловой энергии. Если бы не автомобильная система охлаждения, эффективно поглощающая тепло и отдающая его окружающему воздуху, использование автомобиля было бы невозможно. В системе охлаждения любого ТС ведущую роль следует отвести радиатору и вентилятору охлаждения – именно благодаря этим двум компонентам лишнее тепло быстро отводится от двигателя.
Типы вентиляторов охлаждения
Вентилятору отводится очень важная роль – он гарантирует постоянную циркуляцию воздуха в принудительном режиме и охлаждение мотора. Постоянный и качественный отвод тепла позволяет мотору длительное время работать в штатном режиме, без перегрузок, и в норме его температура редко превышает 95 градусов. За все время автомобилестроения вентилятор радиатора выпускался с тремя типами приводов:
- Механический . Наиболее простой вариант, при котором вентилятор приводился в движение напрямую от коленвала при помощи специального ремня. Несмотря на простоту и надежность, такой узел имел и существенный недостаток, который выражался в больших потерях мощности двигателя, тратившего много мощности на обеспечение постоянной работы вентилятора. В настоящее время такие системы практически не используются.
- Гидромеханический . Он может реализовываться при помощи вязкостной или гидравлической муфты. Вязкостная снабжается постоянным приводом от коленвала, а блокируется при повышении температуры смазки. Гидравлическая от температуры не зависит, а блокировка происходит за счет перепада количества смазки.
- Электрический . Наиболее распространенный в настоящее время, поскольку только он отвечает многочисленным требованиям современного автомобиля. Включение вентилятора радиатора с электрическим приводом происходит по сигналу датчика температуры, а его работа никак не сказывается на мощности мотора.
Схема системы охлаждения с электрическим приводом
Базовая схема управления электрическим вентилятором охлаждения радиатора состоит из следующих элементов:
- датчик температуры антифриза;
- электронный блок управления;
- реле;
- расходомер воздуха.
Электрический вентилятор охлаждения радиатора работает не постоянно, а включается лишь тогда, когда блок управления передаст соответствующий сигнал. Предварительно он принимает и анализирует сигналы с установленных датчиков. В том случае, если ТС оснащено тягово-сцепным устройством либо климатической системой, вентиляторов может быть установлено сразу два. Соответственно реле включения также будет два, а работать они могут как спарено, так и каждый индивидуально.
Именно электрический вентилятор охлаждения радиатора позволяет автопроизводителям реализовать функцию управляемого выбега. Это повышает эксплуатационные характеристики современного двигателя, включая принудительную систему его охлаждения уже после того, как он заглушен. Интеллектуальная система управления такой системой включает охлаждение на определенное время при неработающем двигателе, чем достигается его быстрое и эффективное остывание.
Если вентилятор охлаждения радиатора не срабатывает
Несмотря на сравнительно простую конструкцию, которая не содержит сложных элементов, самостоятельно разобраться с поломкой часто оказывается не так легко. Когда неисправен вентилятор охлаждения радиатора, нормальное функционирование двигателя оказывается под угрозой, и неисправность требуется устранить как можно скорее. Если температура двигателя постоянно «зашкаливает», первое, что необходимо сделать – это проверить работоспособность самого устройства.
Сделать это можно самостоятельно, какие-либо особые навыки или познания в электрике не потребуются. Нужно провести замыкание клемм в штекере в ручном режиме при помощи куска проволоки. Стоит обратить внимание, что, если на автомобиле установлен двойной датчик температуры, для проверки устройства потребуется замкнуть сначала провод с бело-красной изоляцией, и лишь затем с красной. Если вентилятор охлаждения радиатора находится в исправном состоянии, он должен запуститься в принудительном режиме.
Для окончательной проверки работоспособности можно соединить провода красного и черного цвета – исправный вентилятор должен начать работу на предельной скорости. Если эти мероприятия не привели к запуску вентилятора охлаждения, причины неисправности могут заключаться в следующем:
- вышел из строя температурный датчик;
- сгорели предохранители;
- неисправен сам вентилятор.
Если замена предохранителей не помогла, остальные мероприятия по ремонту следует доверить специалистам, поскольку система охлаждения становится сложнее год от года, и самостоятельные вмешательства без соответствующего образования могут иметь печальные последствия для всей системы охлаждения. Алгоритм самостоятельной проверки демонстрируется на видео:
Если вентилятор не отключается
Не менее распространенной проблемой становится и такая ситуация, при которой часто срабатывает вентилятор радиатора либо не он отключается совсем. В норме этого быть не должно, поэтому следует выполнить самостоятельную проверку. При включенном зажигании снимается наконечник провода с датчика. Работа вентилятора должна прекратиться. Если он продолжает работу – это говорит о неисправности датчика, который подлежит замене.
В этом случае многие продолжают проверку, переходя на электромотор устройства – делать подобное нецелесообразно. На что следует обратить внимание, так это на состояние клемм. Нередко перебои в работе вентилятора охлаждения заключаются именно в окислившихся, загрязненных клеммах, нормальное прохождение электрического тока через которые затруднено.
Другие распространенные неисправности
Наиболее частой проблемой для автомобилиста становится чрезмерный шум при работе вентилятора охлаждения радиатора, а также высокий уровень вибрации. Если звук работы вентилятора норовит перекрыть шум двигателя, причиной такого явления может становиться следующее:
- ослабленный болт, который крепит крыльчатку к шкиву;
- часть лопасти отломлена;
- полностью отсутствует смазка на электродвигателе или ее недостаточно;
- изношенный подшипник.
Все вышеперечисленное необходимо устранить, поскольку неправильная работа вентилятора радиатора снижает эффективность работы всей системы охлаждения мотора. Эти причины могут привести не только к перегреву мотора, но и к сопутствующим повреждениям. Так, плохо затянутая лопасть может отвалиться от шкива на высокой скорости вращения, что приведет к повреждению самого радиатора, который придется паять или менять на новый.
Возможен ли самостоятельный ремонт
Ремонт вентилятора для радиатора автомобиля не только возможен, но и необходим, поскольку от этого узла зависит работоспособность самого двигателя. В большинстве случаев менять его полностью при возникновении проблем просто нецелесообразно, достаточно самостоятельного ремонта. Для этого вентилятор потребуется снять. Перед этим обязательно следует отключить минусовую клемму с аккумуляторной батареи и отсоединить все провода, ведущие к устройству. После того, как будут откручены крепежные болты вентилятор охлаждения можно извлечь и приступить к его осмотру.
Начинать процедуру следует с лопастей устройства. Если есть возможность, можно продуть все узлы вентилятора охлаждения сжатым воздухом. После этого не помешает проверка целостности обмотки электромотора. Это особенно необходимо, если до этого фиксировалась прерывистая работа устройства. Каждый виток осматривается тщательно, обращая внимание на целостность.
Конечно, существуют проблемы, которые невозможно устранить своими руками. Так, установленные датчики, если они вышли из строя, ремонту не подлежат. Также нет смысла ремонтировать сгоревший электродвигатель – в этом случае он подлежит полной замене на новый. При этом сделать это требуется незамедлительно, поскольку эксплуатация автомобиля с неисправной системой охлаждения является невозможной.
Как проверить вентилятор охлаждения двигателя на ВАЗ-2114 своими руками
Перегрев двигателя грозит серьёзными последствиями: заклинит поршня, пробьёт прокладку блока, что перейдёт в капитальный ремонт силового агрегата. Поэтому, вентилятор охлаждения является важным элементом, предохраняющем силовой агрегат от предельного нагревания.
Причины неисправности на ВАЗ-2114
- Неисправность электродвигателя вентилятора . Проблема устраняется путём замены на рабочий;
Меняем электродвигатель вентилятора
Меняем реле включения вентилятора
Проверяем на обрыв в цепи
Меняем датчик температуры охлаждающей жидкости
Видео о замене датчика включения вентилятора
Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения
Самый простой способ, проверить работоспособность вентилятора — накинуть на него два прямых провода: минус и плюс.
Плюс берётся с аккумулятора, минус с кузова автомобиля. Если при замыкании цепи он не сработал, значит проблема заключается именно в нём. При запуске лопастей, ищем проблему в другом месте.
Схема работы вентилятора охлаждения
В основном, при обнаружении нерабочего вентилятора выявляются несколько причин:
- Перегорел электродвигатель, обрыв в обмотке;
- Износ угольных щёток;
- Заклинил или рассыпался подшипник.
Если в двух последних случаях проблема решается так сказать, малой кровью, первый предполагает замену электромотора.
Важно! При накидывании проводов, основное питание электродвигателя нужно отсоединить.
Порядок действий при проверке
Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.
Проверяем и при необходимости меняем предохранители
Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.
Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит.
Проверка датчика включения вентилятора
Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора. Сделать это не сложно. Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике.
Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения
Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом. Для этого понадобится ёмкость с антифризом или тосолом, термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.
Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.
Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения
Итоговая проверка
Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу. Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.