Двигатели предназначенные для работы на газу
Alaska FOX
Мини комплект «Alaska» Fox:
Мини комплекты «Alaska» Fox предназначены для установки на автомобилях с 4,5,6,7,8 цилиндровыми двигателями мощностью до 250 kW (340 л.с.). Комплекты могут быть предназначены как для работы на газе сжиженном нефтяном (пропан, LPG) так и на компримированном природном газе (метан, CNG). Широчайший выбор комплектаций позволяет точно подобрать оборудование для любого автомобиля.
Мини комплект состоит из :
· Электронной части Alaska Fox
· Могут дополнительно комплектоваться датчиком уровня топлива DM90 либо DM50K а так же Фильтром испаренного газа 12х12 AU1212.
Для связи компьютера с контроллером используется USB соединитель USB Fox.
* Могут меняться согласно таблице ниже:
Alaska Fox 300 LPG
Alaska Fox 400 LPG
Alaska Fox 500 LPG
Электронные части разделяются по типам Alaska Fox 300, Alaska Fox 400, Alaska Fox 500.
И по количеству цилиндров в двигателе (4, 6, 8). И комплектуются согласно таблицы ниже:
Кнопка переключения вида топлива
Датчик температуры редуктора
Электронные части Alaska Fox 300 предназначены для всех автомобилей, оборудованных бензиновыми двигателями с количеством цилиндров от 4 до 8, турбо системами, последовательным и полу последовательным впрыском бензина, а также «full group». Встроенный эмулятор бензиновых форсунок оснащён штепселем Europa/Bosch.
При работе комплекта происходит постоянная коррекция газовой карты в зависимости от работы двигателя. Эта карта формируется при запуске комплекта на основе бензиновой карты. Комплект позволяет внести коррективы согласно частоте вращение распределительного вала и температуры газа. Имеется возможность подогрева газовых форсунок.
• Интеллектуальная система самонастройки.
• корректировка давления редуктора Cut Off
• подогрев инжекторов при температуре редуктора ≤ 10 °C
• контроль подогрева газовых инжекторов.
• возможность получения сигналов скорости вращения с датчика положения распределительного вала
• дополнительный звуковой сигнал, уведомляющий о запуске двигателя в аварийном режиме.
Электронные части Alaska Fox 400 предназначены для всех автомобилей, оборудованных бензиновыми двигателями с количеством цилиндров 4, последовательным и полу последовательным впрыском бензина, а также «full group». Встроенный эмулятор бензиновых форсунок оснащён штепселем Europa/Bosch. Оснащен более производительным процессором, который находится в миниатюрном корпусе. Малые размеры блока и 48 контактный разъем упрощают монтаж и экономят подкапотное пространство. Оснащён усовершенствованным программным обеспечением с дополнительной графической картой 3D, которая позволяет точно регулировать впрыск газа в зависимости от скорости вращения двигателя. Обеднение Mazda ™. Соответствуют нормам выброса выхлопных газов Euro 5.
Электронные части Alaska Fox 500 предназначены для всех автомобилей, оборудованных бензиновыми двигателями с количеством цилиндров 4, последовательным и полу последовательным впрыском бензина, а также «full group». Встроенный эмулятор бензиновых форсунок оснащён штепселем Europa/Bosch. Новый дизайн и 32 разрядный процессор значительно упрощают как установку, так и настройку оборудования. Новый дизайн программы абсолютно прозрачен и интуитивно понятен. Показатель уровня газа WPG(H) подаётся непосредственно от электромагнитного клапана, размещённого на баллоне. Встроенный осциллоскоп. Работа с различными типами форсунок и редукторов. Герметичный корпус гарантирует длительную работу.
Выгодно и чисто
Забота об экологии часто ассоциируется с расходами – более «чистые» технологии обычно обходятся дороже традиционных. Однако двигатели внутреннего сгорания на метане практически не выбрасывают отравляющих веществ, и это топливо обходится заметно дешевле, чем дизельное или бензин.
Забота об экологии стала одним из главных трендов нашего времени. Многие критикуют экологических активистов за непонимание того, каких затрат требует реализация инициатив и какой ущерб экономике может принести резкое внедрение ограничений. Перевод транспорта на газомоторное топливо может стать точкой компромисса: и ущерб окружающей среде уменьшается, и стоимость эксплуатации в итоге ниже.
Можно сказать, что если для легковых самым популярным альтернативным типом привода сейчас считается электрический, то для коммерческих автомобилей наиболее перспективен перевод на новые типы топлива двигателей внутреннего сгорания. Аккумуляторы для тяжелой техники пока еще великоваты, и для их зарядки требуется много времени. Переход на метан не требует принципиальных изменений ни в производстве, ни в эксплуатации автомобилей.
Спрос на газ растет
По оценке министерства транспорта РФ, газомоторное топливо позволяет снизить выбросы оксидов серы и низкодисперсных частиц на 100 процентов, а ставших сейчас принципиально важными оксидов азота — на 76 процентов и углекислого газа — на 27. За счет меньшей стоимости метана себестоимость перевозок уменьшается на 15-25 процентов. Специалисты Минтранса также считают, что переход на метан увеличит ресурс двигателей в 1,2-1,3 раза.
Это можно оценить по активному использованию природного газа для автотранспорта в различных странах. На конец 2019 года в мире эксплуатировали 28,5 миллионов автомобилей, работающих на природном газе. Доля их в общем парке невелика: общее количество дорожных транспортных средств оценивается примерно в 1,4 миллиарда. Но в некоторых странах автомобили на метане уже давно не экзотика: в Иране, например, на КПГ (компримированном природном газе) ездят почти четыре миллиона всех автомобилей, или около 25 процентов парка. Это самая большая доля среди всех стран мира. Следующие места по доле «газифицированных» автомобилей занимают Аргентина и Пакистан. В США на газ переводят не только автобусы и фургоны, но и часть транспорта, предназначенного для использования государственными органами. В Европе лидером является Италия, в которой зарегистрировано более миллиона автомобилей на газе, и они составляют примерно три процента парка. В России автомобилей на газомоторном топливе примерно 155 тысяч – меньше, чем в Армении. При этом Россия – один из ведущих поставщиков газа на рынок. Некоторое время назад на высшем уровне были приняты несколько решений по расширению использования газа в качестве топлива для автомобилей. И они уже дают свои плоды.
Потребление природного газа как топлива для автомобилей в России стабильно растет: если в 2015 году был приобретено для заправки автомобилей 490 млн куб. м, то к концу 2019 года почти вдвое больше — до 972 млн куб. м, а по итогам 2020 года, скорее всего, перевалит за миллиард. Планируется, что в 2024 году потребление метана автотранспортом должно достичь 2,7 млрд кубометров, а через 10 лет – 10 миллиардов.
Государство стимулирует перевод автомобилей на газомоторное топливо и оплачивает до 60% расходов на установку газового оборудования. На это регионам выделяется до 75 миллионов рублей в рамках программы «Развитие энергетики». Однако на российском рынке уже немало различных моделей и легковых, и коммерческих автомобилей предлагаются с газовым оборудованием, установленным уже на заводе-производителе. Это важное преимущество: двигатель, который изначально спроектирован для работы на метане, позволяет максимально реализовать все преимущества газомоторного топлива.
Давайте рассмотрим особенности автомобилей на метане на примере IVECO. Эта компания выпускает машины для работы на газомоторном топливе уже более 20 лет и предлагает в России два типа автомобилей, работающих на метане – семейство легких коммерческих автомобилей IVECO Daily и магистральные тягачи IVECO Stralis. И все они соответствуют самым современным и жестким экологическим требованиям Euro 6c.
IVECO Daily представлен в обширной гамме с разными длиной базы, высотой кузова. Можно выбрать модели полной массой от 2,79 до 7 тонн. В семейство входят различные типы двигателей. Именно серия Daily Blue Power получила титул International Van of the Year 2018 за высокие экологические показатели. В эту серию входит две версии: с дизелем на обычном топливе и Natural Power c двигателем, который рассчитан на метан. При рабочем объеме 3,0 л он развивает 136 л. с.
Особенность Daily – возможность заказа автоматической трансмиссии. Восьмиступенчатый агрегат производства ZF не только облегчает труд водителя в условиях городских пробок, но и снижает расход топлива благодаря оптимальному выбору передаточного числа.
Кроме того, что Daily NP выбрасывает меньше отравляющих веществ и углекислого газа, он отличается от дизельных версий еще и сниженным уровнем шума – на 4 дБ(А).
Для дальних перевозок
IVECO Stralis – флагман линейки Natural Power. Это магистральный тягач, он оснащен двигателем объемом 12,9 л, который развивает 460 л. с. при 1900 об/мин и крутящий момент 2000 Нм в диапазоне от 1100 до 1600 об/мин – то есть по отдаче он не уступает дизелю. Для повышения экономичности Stralis NP 460 оснащается 12-ступенчатой автоматизированной трансмиссией.
Именно на дальних маршрутах преимущества метана особенно заметны. Запас хода Stralis NP 460 при использовании сжиженного газа – около 1600 километров, что позволяет меньше зависеть от расположения автомобильной газонаполнительной станции (АГНКС). В России плотность их сети пока ниже, чем в Европе, но она постепенно растет. За несколько лет число АГНКС с метаном в Москве и окрестностях более чем удвоилось. В России количество АГНКС выросло с 280 в 2015 году до 487 в 2020-м. Предполагается, что за пять лет построят еще 1300.
Большинство из них предназначены для заправки автомобилей компримированным (сжатым) природным газом (КПГ), некоторые заправляют и сжиженным (СПГ). Например, у компании «Газпром газомоторное топливо» из 276 АГНКС только на трех работает крио-АЗС – станция для заправки автомобилей сжиженным метаном. «Газпром» начал их строить лишь в 2018 году. У «Новатэка» в четырех областях России 74 заправочных комплекса с различными видами топлива, но если КПГ доступен на всех, то СПГ встречается значительно реже.
Фото: Архив пресс-службы
В ближайшие годы количество крио-АЗС должно вырасти: в августе этого года председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление №1308 о выделении субсидий на строительство 79 станций для заправки СПГ вдоль основных федеральных магистралей до 1 октября 2023 года.
После расширения сети крио-АЗС станет еще более важной возможность выбрать, какими баллонами оснастить Stralis NP: для сжатого метана, для сжиженного или их комбинацией. СПГ обеспечивает больший запас хода за счет более высокой плотности газа в баллонах. Пока количество заправок для него невелико, оптимальный вариант использования автомобиля на СПГ – крупный автопарк с собственной станцией.
IVECO
Компания была создана 45 лет назад, в ноябре 1975 года, как объединение итальянских и немецких производителей коммерческого транспорта. Сейчас это многонациональная компания, у которой есть предприятия в разных странах Европы и Австралии. Она входит в первую пятерку производителей коммерческих автомобилей в мире. В России представлена со времен СССР.
Работает по всем перспективным направлениям: уже ведутся разработки двигателя, работающего на водороде, недавно компания стала собственником американского бренда Nikola, занимающегося разработкой грузовых электроавтомобилей
IVECO сделала ставку не на доработанные двигатели, а специально рассчитанные на работу на метане. Это позволило сделать их более эффективными. Правда, топливная аппаратура у них сложнее, зато топливо не смывает масляную пленку в цилиндре, так что двигатель служит дольше. Еще одно достоинство газовых двигателей – сниженный уровень шума.
Спрос на газовые IVECO в России постоянно растет. Роберто Каматта, бизнес-директора компании «Ивеко Руссия»: «Раньше продажи нашей газомоторной техники в России составляли 1-2% от всего объема, а в прошлом году — уже 6%… Мы видим неподдельный интерес клиентов к газомоторной технике и считаем, что она будет очень востребованной. Да, менталитет людей сложно изменить. Везде, не только в России. Переход с дизельного топлива на природный газ — это новое мышление. На самом деле, газ — это зрелое и экономически эффективное решение, которое подходит для всех сегментов коммерческого транспорта, от внутригородских до дальнемагистральных перевозок».
На магистральных тягачах и коммерческих автомобилях есть достаточно места для баллонов – на легковых это обычно проблема. Автомобиль на метане обычно стоит больше за счет более сложной конструкции. Однако сам метан обходится значительно дешевле. Межсервисный интервал у IVECO Stralis NP 460 – 90 тысяч километров, что сопоставимо с дизельными версиями.
Интенсивная эксплуатация коммерческого транспорта позволяет быстро получить выгоду от более низкой цены на метан по сравнению с обычным топливом. Так, при среднемесячном пробеге 12 500 километров IVECO Stralis NP 460 израсходует метана примерно на 74 562 рубля, а дизельная версия потребует 155 тысяч рублей на топливо и 9 607 рублей на мочевину. Разница более чем в два раза! С учетом всех расходов на приобретение автомобиля, страхование и ТО за пять лет и пробеге 750 000 км повышенная стоимость тягача Natural Power за это время полностью окупается. И в итоге с учётом всех расходов средняя стоимость километра пробега газовой версии составляет 26,97 рубля, что ниже, чем 27,58 рубля у дизельной версии. Есть еще пусть и не прибыль, но чистая выгода для всех нас – снижение загрязнения окружающей среды.
Метан для автомобиля
Мифы и их разоблачение
Как и любую новую технологию, газомоторное топливо сопровождает не всегда однозначная информация. Хотя первые автомобили на метане появились более ста лет назад и различные виды газа, в том числе метан, использовались для заправки автомобилей в СССР, и сейчас еще распространены некоторые не совсем верные представления об особенностях эксплуатации автомобиле на метане. Разбираемся, в чем ошибка.
Метан легче воздуха и быстро улетучивается. Для человека он может представлять опасность при длительном постоянном воздействии в закрытых помещениях или в очень больших дозах. Заправка КПГ не требует от водителя и заправщика каких-то специальных знаний, достаточно соблюдать правила техники безопасности, как и в случае с любым другим топливом.
Баллоны могут взорваться при ДТП
Баллоны проходят испытания в жестких условиях и размещаются в наиболее защищенных местах автомобилей. Как показывает статистика в США, баллоны повреждаются крайне редко, и даже при этом пожаров не происходит.
По классификации горючих веществ МЧС РФ, метан входит в самый безопасный четвертый класс, в то время как бензин – в третий, а пропан и бутан – во второй. А ведь очень многие частные владельцы устанавливают на свои автомобили газобаллонное оборудование для работы на смеси пропана и бутана.
Фото: Архив пресс-службы
Автомобиль на газе стоит много
Да, автомобиль на газомоторном топливе стоит больше, чем дизельный или бензиновый. Однако сейчас IVECO предлагает специальные условия на приобретение Stralis NP в лизинг – три бесплатных месяца владения, или специальная субсидированная лизинговая ставка и бесплатное техобслуживание в первые два года, или до 250 тысяч километров пробега.
В любом случае эксплуатация автомобиля на газе за счет снижения расходов на топливо обходится дешевле, и со временем это окупает более высокую цену автомобиля с ГБО. Быстрее всего окупаются автомобили при интенсивной эксплуатации – то есть коммерческий транспорт.
Газ не решает экологических проблем
Газ сгорает эффективнее, чем бензин или дизельное топливо. Содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя на метане ниже, чем у традиционных топлив. Особенно существенно снижение выбросов сажи (твердых частиц), ее почти не образуется. В отработавших газах автомобиля на метане более чем в два раза снижено содержание оксидов азота, которые сейчас считаются главным недостатком дизеля.
Мало где можно заправиться газом
Этот вопрос активно решается – за десять лет количество АГНКС для КПГ в России удвоилось и достигло почти 500. Это не так много, как заправок для сжиженного углеводородного газа (СУГ; обычно это смесь пропана и бутана), которых у нас около 4000, и, конечно, значительно меньше, чем обычных АЗС – их количество исчисляется десятками тысяч.
Однако у многих коммерческих перевозчиков автомобили двигаются по постоянным маршрутам, поэтому важно, чтобы АГНКС были на этом маршруте. В следующие пять лет количество АГНКС должно увеличиться в три с половиной раза, до примерно 1800.
Двигатель ПД-14 и семейство перспективных двигателей
Двигатели ПД на базе унифицированного газогенератора — семейство отечественных турбореактивных двухконтурных двухвальных двигателей, предназначенных для ближне-, среднемагистральных самолетов и промышленных ГТУ.
Основная особенность семейства двигателей ПД – применение унифицированного компактного газогенератора.
Основные ключевые технологии: полые широкохордные титановые лопатки, моноколеса (блиски) и сварная секция в роторе компрессора высокого давления, малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава, монокристаллические лопатки турбины высокого давления с перспективной системой охлаждения, керамические покрытия на деталях горячей части, полые лопатки турбины низкого давления, композитная мотогондола.
- Преимущества
- Модификации
- Конкурентные преимущества
- Состояние работ
Основные преимущества двигателей ПД
Наработка на неустранимое в полете выключение двигателя
Надежность вылета ВС, связанная с готовностью двигателя
Низкий расход топлива
Снижение удельного расхода топлива относительно современных двигателей
Соответствие перспективным экологическим нормам
Снижение шума относительно требований главы 4 стандарта ИКАО
Снижение уровня эмиссии по NOx относительно норм ИКАО 2008 года
Соответствие современным требованиям по сертификации
АП-33, FAR-33, CS-E, ETOPS
Модификации двигателей, разрабатываемые в настоящее время
Семейство перспективных ТРДД для БСМС состоит из двигателей ПД-14, ПД-14А, ПД-14М, ПД-10;
ПД-14 — базовый ТРДД для самолета МС-21-300;
ПД-14А — дросселированный вариант ТРДД для самолета МС-21-200;
ПД-14М — форсированный вариант ТРДД для самолета МС-21-400;
ПД-10 — вариант с уменьшенной тягой до 10. 11 тс для самолета SSJ‑NG.
Основные параметры двигателей
(все параметры даны без учета потерь в воздухозаборнике и без отборов воздуха и мощности на самолетные нужды)
ПД-14А
ПД-14
ПД-14М
ПД-10
Тяга на взлетном режиме (Н = 0; М = 0), тс
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс·ч
-(10-15) % от уровня современных двигателей аналогичного класса тяги и назначения
Диаметр вентилятора, мм
Сухая масса двигателя, кг
Так же на основании технологий, разработанных в рамках Проекта ПД-14, планируется создание промышленных ГТУ для производства ГПА и ГТЭС в классах мощности 8, 16 МВт.
Конкурентные преимущества по показателям экономической эффективности эксплуатации
обеспечиваются следующими основными параметрическими и конструктивными особенностями по сравнению с аналогами-конкурентами:
Меньшие температуры на выходе из камеры сгорания являются важнейшим фактором уменьшения стоимости, снижения рисков в достижении заявленных показателей долговечности и надёжности двигателей самолетов с коротким полетным циклом.
Меньший диаметр вентилятора ПД-14 позволяет иметь объективное снижение массы двигателя и лобового сопротивления мотогондолы.
Оптимальные размеры внутреннего контура (газогенератора) облегчают решение проблемы относительно больших отборов воздуха из компрессора на различные нужды и снижают установочные потери тяги.
Достаточно высокая расчетная степень сжатия вентилятора (вследствие применения несколько меньшей степени двухконтурности) исключает необходимость применения регулируемого сопла наружного контура с неизбежным увеличением массы и сопротивления двигательной установки и снижает установочные потери тяги.
Проверенная в эксплуатации классическая безредукторная схема двигателя ПД-14 позволяет достичь требуемых показателей массы, ресурса, надежности и стоимости обслуживания.
Оптимальное сочетание умеренно высоких параметров цикла и проверенной схемы двигателя с прямым приводом вентилятора позволяет обеспечить снижение цены двигателя, затрат на обслуживание и ремонт, массы и лобового сопротивления двигательной установки и обеспечить преимущество двигателя ПД-14 по показателям экономической эффективности эксплуатации и стоимости жизненного цикла.
Состояние проектных и доводочных работ Проекта ПД-14
Завершен этап технического проекта. Получены положительные заключения.
Развернута работ с ОАО «Корпорация «Иркут» по интеграции двигателя и самолета.
Выполнен большой объём испытаний экспериментальных узлов и систем двигателя на специальных установках.
Спроектирован демонстрационный двигатель проекта базового двигателя для подтверждения работоспособности узлов ПД-14.
Завершен первый этап доводочных испытаний газогенератора.
Изготовлением и испытаниями двигателя-демонстратора технологий подтверждена готовность критических технологий.
Проведены испытания узлов МГ из ПКМ на двигателе прототипе.
Выпущена рабочая конструкторская документация на двигатели ПД-14 и мотогондолы опытной парти.
Сформирована производственная кооперация изготовления опытной партии двигателей и мотогондол начато изготовление опытной парти двигателей и мотогондол.
Завершена программа испытаний двигателей демонстраторов 100-03 и 100-04, подтверждена необходимость внедрения выбранных конструкторских решений.
Подана заявка в АР МАК на получение сертификата типа двигателя.
Разработан Сертификацонный базис ПД-14, охватывающий требования АР МАК, EASA, FAA.
Проведена макетная комиссия по двигателю ПД-14 и утвержден протокол МК АР МАК.
Проведена макетная комиссия по самолету МС-21 с двигательной установкой ПД-14 и утвержден протокол МК АР МАК.
Выполнена подготовка производства и обеспечивается VI уровень технологической готовности при изготовлении опытной партии двигателей ПД-14.
Проводятся летные испытания двигателя ПД-14 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в ЛИИ им. Громова.
«ОДК-Авиадвигатель» получил сертификат типа на новейший авиационный двигатель ПД-14
Правительство оплатит 60% расходов при переводе машин с бензина на газ
Министр энергетики Александр Новак предложил вице-премьеру Юрию Борисову в качестве антикризисной меры увеличить долю субсидий из бюджета на перевод автомобилей с бензина на газомоторное топливо в два раза — с 30 до 60% от стоимости переоборудования. Еще 30% расходов выделит «Газпром» за счет маркетинговых программ своей «дочки» «Газпром газомоторное топливо» (основной поставщик газа для транспорта). Владельцам автомобиля останется заплатить лишь 10% стоимости перевода техники на газ.
Предложение министра содержится в его письме вице-премьеру от 17 апреля, с которым ознакомился РБК. В пресс-службе Минэнерго подтвердили инициативу Новака. Представитель Борисова сказал РБК, что правительство поддержало предложение министра.
Почему министр предложил увеличить долю субсидий
Переход на использование газомоторного топлива (компримированный природный газ, КПГ) может быстро и значительно, на 60–65%, снизить затраты владельцев автомобилей на бензин и дизель, пояснил Новак. В его письме речь идет про малый и средний бизнес, а также граждан, включая самозанятых, для которых эти расходы являются значимой и социально чувствительной статьей в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Правительство с 2020 по 2024 годы направит в развитие газомоторной отрасли 50 млрд руб., заявил в ноябре 2019 года замминистра энергетики Антон Инюцын. Ежегодно планируется выделять 3,5 млрд руб. на развитие газовых заправочных станций, а 700 млн руб. — на переоборудование автопарка. На первом этапе в программу вошли 27 регионов, где идет развитие инфраструктуры газозаправочных станций.
К увеличению стоимости программы предложение Новака не ведет. «При существующих ценах на моторное топливо и на установку газобаллонного оборудования единовременные бюджетные инвестиции в 0,7 млрд руб. [в год] в переоборудование техники на КПГ позволят малому и среднему бизнесу и гражданам — участникам программы в течение трех лет получить на топливе экономию в 4–5 млрд руб., снизить стоимость транспортных услуг и обеспечить работой по установке газобаллонного оборудования предприятия сервисной сферы», — указывает министр.
По данным на март 2020 года, в России было 484 заправки с газомоторным топливом, 329 из них принадлежат группе «Газпром». Объем реализации КПГ на заправках «Газпрома» в России в 2019 году вырос на 30%, до 779,3 млн куб. м. Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков лично курирует программу развития газомоторного топлива.
Насколько газ дешевле бензина для автомобилистов
На московских заправках средняя стоимость литра бензина АИ-95 на 15 июня составила 47,41 руб., дизельного топлива — 47,69 руб., следует из данных Московской топливной ассоциации. «В России средняя цена 1 куб. м природного газа составляет 16,73 руб. Это в три раза дешевле нефтяных видов топлива. Стоимость 1 км пути на газе обходится автовладельцам в 1 руб., на бензине — в 3 руб.», — следует из данных «Газпром газомоторное топливо». Расчет сделан для легкового автомобиля со средним расходом 7 л топлива (эквивалентен 7 куб. м газа) на 100 км.
Переоборудование одного автомобиля стоит от 80 тыс. до 150 тыс. руб., говорит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. «Легковой автомобиль можно переоборудовать на газ за 30–100 тыс. руб. в зависимости от его класса и мощности, грузового — от 100 тыс. до 500 тыс. руб, микроавтобуса — 100–150 тыс. руб.», — отмечает эксперт. По его расчетам, до сих пор перевод автомобиля на газ окупал себя при пробеге 20 тыс. км, сейчас это будет рентабельно при пробеге от 10 тыс. до 15 тыс. км.
По оценке Новака, оперативный запуск программы по масштабному переводу техники после увеличения доли госсубсидий вдвое позволит перевести на КПГ до 10–12 тыс. автомобилей в 2020 году. Фролов считает, что без увеличения денежной части субсидии, но благодаря удвоению ее доли в стоимости переоборудования можно будет переводить на газ 2–14 тыс. автомобилей в год. Но это лишь малая часть — по итогам 2019 года в России было продано 1,759 млн новых машин, в 2020 году эксперты прогнозируют падение на 20–50%.
Кому выгодна эта услуга
Переоборудование автомобилей на газ особенно выгодно тем компаниям, которые активно используют топливо: таксопаркам, предприятиям, которые занимаются перевозками, магазинам, а также гражданам, которые активно ездят на дальние расстояния, включая дачников, утверждает Фролов.
Начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинг» Вячеслав Михайлов заметил интерес к газомоторной технике у своих клиентов. «Особенно ярко выражен экономический эффект от использования автомобилей на газомоторном топливе у компаний, чей парк имеет многокилометровый пробег. По совокупности факторов газомоторное топливо представляется наиболее перспективным заменителем бензина или дизельного топлива из-за более низкой себестоимости, а также более низкой по сравнению с другими видами топлива цены перехода на него», — пояснил он. Вдобавок автомобили на газе оказывают меньше негативного воздействия на экологию, чем бензиновые или дизельные.
Владелец компании «БериТакси» Тарас Касьянюк сообщил РБК, что перевод на газ автомобилей таксопарка оправдывает себя экономически: «Наш таксопарк в 13 регионах России насчитывает 3,3 тыс. машин, во всех городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, это автомобили на газе. 1200 машин были куплены уже с газовым двигателем. В этом году мы переводим на газ 200 ранее купленных бензиновых авто в Санкт-Петербурге».
По данным Минэнерго, в 2019 году было переоборудовано на газ около 15 тыс. автомобилей. Но с началом эпидемии в 2020 году спрос на перевод машин упал из-за ограничения передвижений и падения доходов малого и среднего бизнеса. В этой ситуации инициатива Новака выглядит оправданной, замечает Фролов. При тех же расходах бюджета (700 млн руб. в год) автомобилисты, для которых перевод на газ выглядел дорогим удовольствием, теперь смогут решиться на этот шаг при необходимости потратить всего 10% стоимости переоборудования, указывает он. По его прогнозу, это сдержит падение спроса на газ для автотранспорта и с его восстановлением после карантина может даже показать рост к концу 2020 года.