Двигатель вальтера своими руками - Авто журнал
28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель вальтера своими руками

Двигатель вальтера своими руками

Я считаю, что «Криптономикон» Нила Стивенсона является своеобразным аналогом джойсовского «Улисса» от НФ-литературы. Ну, или одним из наиболее вероятных кандидатов на подобную роль. Можно нескончаемо перечитывать его, можно почти физически осязать многообразие и богатство тем и образов в нем.

И кажется несправедливым, что книга такого рода была издана с такими лапидарными комментариями. Учитывая основательность автора в изложении различных тем, которые отличаются сложностью и относительной неизвестностью ранее, нехватка развернутых комментариев ощущается еще острее.

Вот и приходится, читая и перечитывая «Криптономикон», при каждом возникшем вопросе лезть в книги и обшаривать Интернет в поисках разъяснений. Во время очередного такого забега наткнулся на отзыв какого-то читателя о романе. Про сам отзыв ничего не скажу, но одно высказывание из него возмутило. Автор отзыва позволил себе написать, что, дескать, его сильно задел «бред» Стивенсона про немецкие подлодки.

Честно говоря, никакого бреда в «Криптономиконе» не заметил, тем более про германские субмарины. После некоторого размышления захотелось разобраться, насколько был достоверен Стивенсон. Ну и дерзну поделиться своими соображениями с почтенной фантлабовской публикой.

Начнем с того, что определимся — сколько же подводных лодок фигурирует в романе. Не будем учитывать две субмарины, упомянутые в тексте лишь эпизодически. Это U-559, севшая на мель, и давшая специалистам Блечли-парка ключ к расшифровке кода четырехдисковой «Энигмы», называемого немцами «Тритон», а союзниками – «Акула». И U-234, плывущая в Токио, с грузом окиси урана для атомной бомбы, которую якобы делают японцы.

Так вот, исключая эти две лодки, в романе активно действуют четыре немецкие субмарины. Вот о них и пойдет речь.

Лодка № 1. U-553. Села на риф у северного берега Йглма. Обнаружена союзниками. На нее высаживается десант, в составе которого находятся Роберт Шафто, Лоуренс Уотерхауз и Енох Роот. Теплая компания, что сказать… Именно на ней нашлось тайное золото нацистов и эта находка сыграет значительную роль в дальнейшем развитии сюжета.

Судя по скупому описанию автора, это типичная немецкая подлодка времен Второй Мировой. С одной характерной деталью – на рубке нарисована эмблема: белый медведь с пивным бокалом в лапе.

Немецкая подводная лодка U-553 действительно существовала. Относилась к типу VIIC, самому распространенному типу немецких подлодок, действовавших на коммуникациях союзников. Интересно, что эта лодка вполне могла бы стать героиней событий, описанных в книге. Дело в том, что 20 января 1943 года с нее была получена радиограмма, ставшая последней, «Sehrohr unklar», что означало по системе кодов радиообмена с подлодками Третьего Рейха – «Перископ не просматривается». После этого лодка исчезла, и данных о ее дальнейшей судьбе нет. Но все равно попытка, увязать судьбу реальной U-553 с судьбой U-553 из романа, проваливается. Дело в том, что, по словам немецких подводников из вселенной «Криптономикона», U-553 потопили при атаке на конвой. После чего лодка еще год плавала по секретным заданиям нацистских бонз, перевозя золото.

Получается, что Стивенсон все выдумал? Да, но у него и другого выхода не было. Удивительно было бы, если истории из «Криптономикона» имели реальную основу.

Единственное, на рубке реальной U-553 не могло быть изображения полярного медведя с пивным бокалом. Такой эмблемы вообще не было ни на одной из немецких подлодок. Более-менее близкое изображение – рисунок белого медведя на заднем плане и силуэт подлодки на переднем. Это была эмблема 11-й флотилии подлодок, базировавшейся в Бергене и в-основном действующей в Арктике против союзных конвоев, идущих в Советский Союз. Соответственно эта эмблема была нарисована на субмаринах 11-й флотилии. Еще один похожий рисунок – полярный медведь, стоящий на льдине. Был эмблемой подлодки U-108. Но рисунок, описанный в романе, среди эмблем нацистских подлодок не встречается.

Лодка № 2. U-691. Стивенсон позволяет себе довольно подробно описать ее, от даты спуска на воду, и, вплоть до фамилии оберфункмаата. Но это тоже не вяжется с действительностью. Дело в том, что подлодки с номером U-691 не существовало в составе подводного флота Рейха. Она не встала в строй, заказ не нее был аннулирован до окончания постройки.

Лодка № 3. С ней интересная история. В оригинале, она имеет номер U-413, в русском переводе почему-то номер изменился на U-414. Непонятно только почему.

Тут, кстати, у Стивенсона случилась небольшая накладка. Дело в том, что реальные лодки U-413 и U-414 не были «дойными коровами». Это были боевые лодки того же типа VIIC. Дойные коровы имели другую конструкцию, что, кстати, отражено в романе:

Дойной коровой была, например, субмарина U-489. Что нашло отражение и в эмблеме, нарисованной на ее рубке: фигура медведя, сосущего бутылку с молоком.

Лодка № 4. V-миллион. Самая таинственная и загадочная подлодка из «Криптономикона». Похоже, именно ее имели в виду, когда сообщали о «бреде про подлодки».

Эта похожа на торпеду длиной с футбольное поле. Вместо боевой рубки — неприметный обтекаемый горб. Ни орудий, ни антенн, ни часов с кукушкой — все гладкое, как окатыш. Нет ни шума от дизелей, ни дыма — только немного пара. Похоже, у этой хреновины вообще нет дизелей. Она только ровно гудит, как «мессершмитт» Анжело.

Шафто ловит Бишофа на выходе из гостиницы — тот тащит вещмешок размером с убитого моржа. Бишоф задыхается от натуги, а может быть, от волнения.

— Это она, — хрипит он таким тоном, будто разговаривает сам с собой. Однако судя по тому, что слова английские, обращается он к Бобби. — Ракета.

— Работает на ракетном топливе, восьмидесятипятипроцентной перекиси водорода. Не надо перезаряжать verdammt[проклятые] аккумуляторы. Двадцать восемь узлов — под водой! Красотуля моя! — Он сюсюкает, как Джульета.

А между тем, ничего удивительного в ней нет. Такие лодки у немцев были! Другой вопрос, успели ли они повоевать? Но сам факт существования таких лодок неоспорим. Единственная неточность Стивенсона, пожалуй, так это размеры. В действительности такие лодки не были длиной с футбольное поле.

Речь пойдет о лодках, использующих, так называемый двигатель Вальтера. Еще в тридцатые годы, немецкий инженер Гельмут Вальтер обратил внимание на интересные свойства одного, известного давно, химического соединения – перекиси водорода. Высококонцентрированный раствор этого вещества мог поджигать различные органические вещества, причем горение шло без доступа воздуха. При этом выделяется большое количество теплоты, что позволило бы построить на этом принципе двигатели большой мощности. И Вальтер сообразил, что перекись можно использовать в качестве окислителя в двигателях подводных лодок. Два фактора: работа двигателя на лодке в полностью подводном положении (практически ограниченная лишь запасом перекиси) и возможность развивать большую скорость на таком двигателе, оказались решающими.

В начале 1930-х годов Гельмут Вальтер создал проект небольшой высокоскоростной подводной лодки, работавшей на пергидроле (перекиси водорода в стабильной форме). В 1939 он заключил контракт на постройку экспериментальной подводной лодки, 80-ти тонной V-80, развившей скорость 28.1 узла в подводном положении во время испытаний в 1940 году.

После успешных испытаний V-80, были разработаны проекты типов XVIIA и XVIIB. Тип XVIIA имел 2 модификации: Wa 201 и Wk 202. По обеим модификациям были изготовлены и спущены на воду по 2 подводные лодки. По проекту Wa 201 были построены субмарины U-792, U-793, по проекту Wk 202 – субмарины U-794, U-795.

По проекту XVIIB немцы успели построить и спустить на воду три подлодки — U-1405, U-1406 и U-1407.

Так какую из них имел в виду Стивенсон? Попробуем хотя бы примерно определить это. Надо сказать, что название V-миллион не является официальным названием субмарины. Это название ей дали уже после того, как она вышла из состава германского подводного флота и стала свободным пиратским кораблем. До этого она имела другое название, вероятно U с каким-нибудь числовым индексом, как это обычно было принято для подлодок Третьего Рейха. Название V-миллион, возможно отсылает нас к первому опытному образцу подлодок с двигателем Вальтера – V-80.

Из описаний Стивенсона мы можем вывести несколько фактов про V-миллион:

Она может развивать подводную скорость до 29 узлов, совершенно умопомрачительный результат для подлодок Второй Мировой. Имеет 2 турбины по шесть тысяч лошадиных сил. Кроме того, в дополнение к турбинам Вальтера, имеет возможность идти на дизелях и на электромоторах, питаемых от аккумуляторов.

Кроме того, есть очень ценное упоминание о внешнем виде V-миллион:

— Ерунды , которой утыкана классическая немецкая подлодка. Это более современная обтекаемая форма, — говорит Дуг. Он что-то кричит по-тагальски команде на «Глории-IV».

— С виду довольно корявая, — замечает Рэнди.

— Понаросло всякой дряни, — соглашается Дуг. — Но форма узнается. Не сплющило.

На прао перебегает матрос со старым атласом из уникальной библиотеки «Глории-IV». Это иллюстрированная история немецких подводных лодок. Дуг пролистывает три четверти книги и останавливается на фотографии, которая выглядит до боли знакомой.

— Господи, прямо Желтая Субмарина у «Битлз», — говорит Рэнди. Ами вынимает голову из колпака и отодвигает Рэнди, чтобы взглянуть.

— Только она не желтая, — говорит Дуглас. — Это было новое поколение. Если бы Гитлер построил их несколько десятков, он мог бы выиграть войну. — Перелистывает еще несколько страниц. На них лодки с похожими обводами.

На поперечном разрезе показан тонкостенный эллиптический внешний корпус, в который заключен толстый, идеально круглый внутренний.

— Круглый корпус — прочный. Всегда был заполнен воздухом под давлением в одну атмосферу, для команды. Снаружи легкий — гладкий и обтекаемый, с емкостями для топлива и перекиси водорода…

Сразу скажу, что V-миллион, не могла относиться к типу XVIIB. Лодки этого типа имели только одну турбину. Кроме того, она была довольно слабенькой – всего лишь 2500 лошадиных сил. А вот лодки типа XVIIA имели 2 турбины по 5000 лошадиных сил, что уже близко к 6000, которые были у V-миллион. Лодки обеих типов могли развивать подводную скорость до 25 узлов, что тоже похоже на скорость V-миллион. И они также имели возможность хода под дизелями и электромоторами от аккумуляторов. В наличии — один дизель в 210 лошадей и один электродвигатель в 77 лошадей.

Читать еще:  Hyundai porter схема двигателя

Итак, тип мы определили, остается найти, к какой модификации относилась V-миллион. И тут на помощь приходит сравнение с желтой подводной лодкой «Биттлз». Посмотрите на силуэт лодки из мультика и сравните его со схемой. Не кажется ли вам, что лодка модификации Wk 202 имеет некоторое, пусть и приблизительное, сходство с мультяшной?

Остается только подытожить, что V-миллион, вполне могла быть одной из двух реально существовавших субмарин проекта XVIIA модификации Wk 202 – либо U-794, либо U-795. Единственное, не могла она быть длиной с футбольное поле. Это уже какой-то современный атомоход получается. Длина лодок модификации Wk 202 не превышала 36,6 метров. Но… Хочу особо отметить: Стивенсон писал художественное произведение, а не диссертацию об истории подводного флота Третьего Рейха.

Конструкция инженера Вальтера

Субмарина, изобретеннная немецким конструктором, была настолько важна для военных нужд, что ни нацисты во время войны, ни британцы после неё, ни командование советского ВМФ не жалели денег на его разработку.

Что явилось прототипом этой подводной лодки.

Его изобретение считалось настолько важным для военных нужд, что ни нацисты во время войны, ни британцы после неё, ни командование советского Военно–морского флота вплоть до начала 70-х годов не жалели денег на его разработку.

Давней мечтой подводников всего мира было создание единого двигателя, обеспечивающего ход подводной лодки как в надводном, так и в подводном положении. Эта мечта в полной мере сбылась только в послевоенные годы, благодаря атомному реактору, а также обычной паровой турбине. Но в нацистской Германии ещё перед Второй мировой войной наряду с серийным строительством и совершенствованием дизель–электрических подводных лодок пристальное внимание уделялось поиску новых тепловых энергоустановок. Наиболее важным направлением стал поиск нового двигателя подводного хода, который бы заменил традиционный дизель.

Парогазовая турбина Гельмута Вальтера

В 1934 году германский инженер доктор Гельмут Вальтер предложил морскому командованию использовать на подводных лодках парогазовую турбину, работающую на необычном топливе – высококонцентрированной перекиси водорода (Н202). Немцы называли её ауролом. При её разложении получается в результате водно–кислородная парогазовая смесь с температурой до 700 градусов Цельсия.

Первые стендовые испытания экспериментальной энергоустановки Вальтера начались в 1936 году. Изобретатель усовершенствовал её, чтобы повысить агрегатную мощность. Теперь смесь направлялась в камеру сгорания, в которой сжигался декалин – один из лёгких углеводородов. В результате температура парогазовой смеси стала достигать уже 2000 градусов.

Что такое аурол

Наиболее ненадёжным и небезопасным в цикле энергоустановки являлось использование аурола. Он крайне пожаро– и взрывоопасен, его хранение на подводной лодке сопряжено с огромными трудностями. Кроме того, несмотря на хорошо налаженное в Германии производство аурола, он оставался весьма дефицитным продуктом, поскольку в значительных количествах использовался для самолётов –снарядов (крылатых ракет) «Фау–1», а также для торпед. Ну и, наконец, ещё один недостаток: запасы аурола могли быть пополнены только в пункте берегового базирования, тогда как дизель–электрические немецкие подводные лодки имели возможность принимать топливо со специальных танкеров, не возвращаясь для этого на базу.

Тем не менее, новая конструкция была столь привлекательной, что германское военно-морское командование шло на большие денежные затраты и риск. Уже в 1940 году Вальтер создал первые экспериментальные подводные лодки малого тоннажа, которые проходили испытания в Данцигской бухте. В феврале 1942 года приступили уже к проектированию боевых подлодок с парогазовой турбинной установкой. Всего успели построить четыре таких субмарины. Однако ни одна из них не использовалась в боевых действиях. Дело в том, что лодки были слишком шумными. В самом конце войны при отступлении экипажи их затопили.

В процессе испытаний.

Впрочем, одну из них вскоре после окончания войны подняли со дна англичане. Они отбуксировали её через Ла-Манш на военно-морскую базу в Саутгемптоне, где вместе с британскими специалистами её восстанавливал и усовершенствовал сам Вальтер. Конструктор был захвачен спецслужбами западных союзников и вместе с семьёй переправлен в Англию. На основе трофейной подлодки там были во второй половине 50-х годов построены две опытные субмарины. На каждой установили по две парогазовые турбины Вальтера мощностью 4000 лошадиных сил каждая. Однако эти лодки так и остались экспериментальными и использовались лишь для обучения личного состава. Дело в том, что в процессе испытаний подтвердились существенные недостатки энергоустановок Вальтера: повышенная пожароопасность по сравнению с обычными дизель–электрическими лодками, слишком большой расход перекиси водорода, высокая стоимость и повышенный уровень шума на максимальных оборотах. Продолжение работ было признано нецелесообразным.

А вот в Советском Союзе они велись ещё долго. Уже в 1946 году, когда СССР также вступил в гонку вооружений, вышло специальное правительственное постановление, посвященное созданию подводных лодок с единым двигателем. В Восточном Берлине было создано Конструкторское бюро Военно-морского флота, основной задачей которого являлось использование бывших специалистов «третьего рейха», их знаний и опыта. Начальником КБ стал инженер–капитан 1 ранга Коршунов (позже, дослужившись до вице-адмирала, он возглавлял Центральный НИИ кораблестроения ВМФ). Всего в берлинском конструкторском бюро, которое располагалось в Карлсхорсте, работало около ста немецких специалистов, причем принадлежность к нацистской партии не служила помехой для приёма на работу.

В соответствии с прототипом

Для работ над парогазовой турбинной установкой вскоре была выделена особая группа. Она переехала сначала в Ленинград, а потом в Сестрорецк. Естественно, перевезли и немецких специалистов. В Сестрорецке их было около семидесяти. В состав группы входили офицер–подводник Краге, инженеры Мензен, Грибш, Натхауз, Тромпке, Кеппель и другие. Проектированием подводных лодок со спецэнергетикой занималось Специальное конструкторское бюро номер 143 (таково было его официальное название). СКБ это, кстати говоря, существует и поныне, оно называется «Малахит». С 1948-го по 50-й годы конструкторское бюро разработало эскизный и технический проекты подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. По сравнению с прототипом Вальтера было увеличено водоизмещение лодки, однако обеспечить при этом максимальную скорость подводного хода, равную 22 узлам, не удалось. В феврале 1951 года со стапелей ленинградского завода «Судомех» (сегодня – завод «Адмиралтейские верфи») сошла первая опытная подводная лодка этой конструкции – «С–99». Испытания затянулись на три года и проходили трудно. На лодке имел место ряд возгораний, а также небольшие взрывы. В 59–ом году, во время так называемой опытной эксплуатации, «С–99» с комиссией на борту вышла в море на испытательный полигон для проверки двигателя на больших глубинах. При запуске газовой турбины на глубине восьмидесяти метров в турбинном отсеке произошёл сильный взрыв и лодка начала быстро погружаться. Только благодаря умелым действиям командира лодки удалось приостановить погружение на глубине 120 метров, а затем всплыть на поверхность. После этой аварии «С–99» не восстанавливалась.

Разрабатывались в Советском Союзе и другие проекты подводных лодок с едиными двигателями. Но, во–первых, их технические возможности были хуже, а, во–вторых, двигатели на базе парогазовой турбины были очень опасны в эксплуатации. На флоте за ними прочно закрепилось название «зажигалок». Но лишь в начале 70-х годов последние лодки этого типа были исключены из списков флота.

5.2 Немецкие сверхмалые подводные лодки

5.2 Немецкие сверхмалые подводные лодки

Уже в 1918 г. в Германии начались проектно-исследовательские работы над малыми подводными лодками с экипажем в 3–5 человек. Например, экспериментальная подводная лодка VB-80 имела турбину Вальтера мощностью 2000 л.с., позволявшей лодке развить скорость в погруженном положении 28,1 уз. Двигатель, спроектированный профессором Вальтером, сделал настоящую техническую революцию, позволив подводным лодкам развивать под водой высокую скорость. Новые возможности открылись благодаря использованию для работы двигателя перекиси водорода (Н202) — вещества, богатого кислородом. В результате двигатель подводной лодки больше не зависел от атмосферного кислорода. Все это позволяло подводной лодке долгое время находиться под водой.

Уже в 1933 г. профессор Г, Вальтер начал работу по приспособлению своего двигателя для установки на подводных лодках. Предполагалось добиться того, что в подводном положении лодка могла бы развить скорость 25–30 узлов. То есть, в подводном положении лодка должна была идти быстрее. нежели некоторые эсминцы. В то время скорость в подводном положении для имевшихся типов подводных лодок лежала в пределах от 6,9 (лодки серии IIA) до 8 узлов (лодки серии VIIA). Вальтер предлагал увеличить скорость подводных лодок в четыре раза, а для этого требовалось увеличить мощность двигательной установки в 43 раз, то есть шестидесятикратно!

Упрощенная схема двигателя Вальтера представлена на рисунке. В прочном корпусе (1) стоял сам двигатель, а под корпусом под тонкой металлической обшивкой находились баки с перекисью водорода (2). Перекись водорода под давлением забортной воды подавалась в трубопровод (3), проходя через клапан (4) к насосу (5). Оттуда через регулирующий клапан (6) перекись поступает в реактор (7), где создается газовая смесь при температуре 450гр С и давлении 30 бар. После очистки в сепараторе (8) рабочая смесь подается в турбину (9). которая через редуктор (10) вращает винт (11). Отработанный газ выпускался за борт. Схема имела недостаток, отработанная субстанция содержала газообразный кислород, который выделялся в виде пузырьков воздуха, оставляя за лодкой заметный след.

В военных архивах во Фрайбурге находятся планы экспериментальной малой подводной лодки (проект «К»), Лодка должна была иметь следующие характеристики: водоизмещение 97,75/112,6 т, размеры 25,33×2,7×2,34 м, двигатель 138 л.с./нетданных, скорость 8 уз/нет данных, вооружение три носовых ТА, экипаж гри-пять человек.

Как уже говорилось, в начальный период войны с 1939 по 1942 г. немецкий флот предпочитал использовать большие подводные лодки большого водоизмещения, обладавших достаточным запасом хода. Лишь изменение стратегической ситуации в пользу союзников, победы союзников в Атлантике и Северной Африке заставило командование кригемарине обратить внимание на проекты малых подводных лодок. С весны 1944 г, немецкие верфи начали покидать малые подводные лодки четырех типов. В порядке убывания числа построенных лодок это были типы «Biber», «Molch», «Hecht» и «Seehund».

Читать еще:  Двигатель caab volkswagen caravelle т5 характеристики

При проектировании лодки «Biber» немецкие конструкторы держали за образец английскую лодку типа «Wclman», которую удалось захватить во время неудачной атаки на Берген в ноябре 1943 г. Кроме того, во время атаки англичан на «Tirpitz» 23 сентября 1943 г. немцы могли наблюдать английскую подводную лодку типа X.

Экспериментальный полупогружаемый подводный аппарат Ингельман VS-5.

Шпангоуты прототипа Adam 7

Схема двигательной установки немецкой миниатюрной подводной лодки типа Biber.

Сверхмалая немецкая подводная лодки типа Biber

1. ДВС. 2. Электродвигатель. 3. Редуктор. 4. Баллоны со сжатым воздухом. 5. Перископ, 6. Аккумуляторная батарея. 7. Торпеда.

В марте 1944 г. построили прототип новой лодки, получивший кодовое название «Adam». Конструктором проекта был капитан 2-го ранга Бартельс. Приемные испытания прошли удачно, и лодка пошла в серию под обозначением «Biber». Корабль имел следующие параметры: размеры 9.03х 1.57×0.96 м. водоизмещение 6,25 т, глубина погружения 20 м. вооружение две торпеды калибра 533 мм. Лодка имела два двигателя. Для передвижения в надводном положении использовался карбюраторный двигатель мощностью 32 л.с… позволявший развивать лодке скорость 6.5 узлов (запас хода 100 миль). Под водой работал электродвигатель мощностью 10 кВт (скорость 5.3 узла, дальность хода 8.5 миль). Экипаж лодки один человек.

Конструктивно «Biber» состоял из четырех основных отсеков.

Носовой отсек с балластной цистерной;

Кабина, где также находились аккумуляторы. баллоны со сжатым воздухом для продувания балластных цистерн, баллоны с кислородом для дыхания, навигационные приборы, перископ длиной 1.5 м:

Кормовой отсек с балластной цистерной.

На палубе лодки имелась небольшая рубка, в которой помещалась голова подводника. В стенах рубки было четыре иллюминатора. тут же проходила небольшая труба, через которую проходил шнорхель и выхлопная труба. Воздуха в кабине хватало на 45 минут, но имевшийся здесь кислородный прибор позволял подводнику находиться под водой в течение 20 часов.

Сборка прототипа А(!ат, первой лодки типа Biber. На заднем плане виден трофейный Welman.

Сборка прототипа Adam.

На практике оказалось, что выхлопная система ие герметична, и газы проникают в кабину через негерметичные участки выхлопной грубы. Это приводило к отравлению подводника угарным газом.

Управление лодкой было непростой задачей. Подводник должен был одновременно выполнять множество задач. Например, при погружении лодки он должен был застопорить карбюраторный двигатель. закрыть выхлопную трубу, включить электродвигатель, наполнить водой балластные цистерны, установить руль глубины на погружение, закрыть выпускной клапан. В результате подводник быстро утомлялся. а это не лучшим образом сказывалось на боеспособности.

В конце войны на фирме «Flendenwerke» в Любеке спроектировали значительно усовершенствованную модификацию лодки, получившую название «Biber II» с экипажем из двух человек. Кроме того, профессор Камм из политехнического университета в Штутгарте создал проект лодки «Biber III». имевший большие габариты. иные обводы корпуса и оснащенный двигателем мощностью 65 л.с. По проекту «Biber 1П|» имел следующие характеристики: размеры 11,82×2.5 м. водоизмещение 12 т. запас хода 1100 миль скоростью 8 узлов, в подводном положении скорость 5 узлов, запас хода 100 миль. До конца войны ни «Biber II». ни «Biber III» поучаствовать в боевых действиях не успели. С мая по ноябрь 1944 г. построили 324 лодки «Biber». после чего их выпуск свернули.

Прототип Adam во время испытаний.

Корма прототипа Adam.

Сверхмалая подводная лодка Biber

Носовая часть подводной лодки типа Biber.

Прототип Adam во время поисковых испытании.

Подводная лодка типа Biber,

Лодка Biber «105». Виден желоб для торпеды G7е.

Миниатюрная подводная лодка типа Biber на суше.

Рубка лодки Biber, вид с кормы.

Подводная лодка типа Biber на колесной платформе.

Транспортировка подводной лодки типа Biber.

Лодки Biber, потерянная при транспортировке по железной дороге.

Капитан 3-го ранга Бартельс, один из отцов-создателей лодки типа Biber.

Немецкая миниатюрная подводная лодка типа Biber во время спуска на воду.

Растительный камуфляж на перископе лодки типа Biber.

Центральная часть лодки типа Biber.

Замаскированный перископ лодки Biber на воде.

Центральная часть лодки типа Biber. Видна прикрепленная с левого борта торпеда.

Серийный выпуск сверхмалых подводных лодок типа Biber.

Читайте также

Немецкие лодки на советских верфях

Немецкие лодки на советских верфях Между тем осенью 1934 г. завод «Красное Сормово» получил новый заказ на постройку двенадцати разборных лодок Х серии. Первые три штуки предполагалось сдать уже в 1935 г.Двигатели W8V28/38 к этим лодкам должен был поставлять Коломенский

Подводные лодки и авиация

Подводные лодки и авиация Из-за обычно невысокого ограждения рубки подводные лодки имели крайне ограниченный видимый горизонт. Это являлось одним из существенных ограничений кораблей данного класса, потому как подводная лодка не могла атаковать то, что она не смогла

2.2.1. Итальянские сверхмалые подводные лодки «тип СА»

2.2.1. Итальянские сверхмалые подводные лодки «тип СА» В момент вступления Италии в войну 10 мая 1940 года, итальянский ВМФ располагал всего двумя миниатюрными подводными лодками, которые к тому же практически не годились для боевого применения. К тому времени полностью

Немецкие сверхмалые подводные лодки и человеко-ториеды

Немецкие сверхмалые подводные лодки и человеко-ториеды Германия, одна из главных стран-участниц Второй Мировой войны, сравнительно поздно заинтересовалась миниатюрными подводными лодками и проведением подводных спецопераций. В первый период войны, несмотря на ряд

3.2.1. Сверхмалые подводные лодки атакуют Перл-Харбор

3.2.1. Сверхмалые подводные лодки атакуют Перл-Харбор 22 октября 1944 года из порта Иокогама в море вышло японское пассажирское судно Тайё-мару. Этот старенький двухтрубный пароход принадлежал японской фирме Ниппон Юсен Кайся, которая уже долгие годы поддерживала регулярное

ОПЫТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ОПЫТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Проект 664В 50-х годах в СССР велись работы по созданию подводных минных заградителей с дизель-электрической силовой установкой (проекты 632 и 648). Кроме постановки минных заграждений эти лодки предполагалось

Подводные миноносцы: боевой дебют (Русские подводные лодки в войне 1904 – 1905 гг.)

Подводные миноносцы: боевой дебют (Русские подводные лодки в войне 1904 – 1905 гг.) Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки – новый тип корабля. Отдельные попытки использовать подводные аппараты в военных целях

СПУТНИК И ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

СПУТНИК И ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В мае 1957 г. начальник штаба ВМС США адмирал А. Бурке заявил, выступая в сенатском Комитете по делам вооруженных сил: «В ракетно-ядерный век, даже больше, чем в прошлом, сторона, которая командует морями, не может быть побеждена». Тремя месяцами

Недостроенные немецкие подводные лодки, захваченные в конце войны на верфях

Недостроенные немецкие подводные лодки, захваченные в конце войны на верфях Советской армией на Балтике были захвачены два судостроительных завода, занимавшихся к концу войны постройкой подводных лодок.1. Завод «Шихау» в Данциге: с ноября 1943 по сентябрь 1944 года здесь

Носители и сверхмалые подводные лодки

Носители и сверхмалые подводные лодки Особенности и законы водной среды накладывают особый отпечаток на проектирование устройств, эксплуатацию спецсредств и оружия боевых пловцов. Впрочем, это касается всего снаряжения подводных диверсантов, призванного работать в

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И БАЗЫ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ СССР (1941–1945 гг.). ПО ДОКУМЕНТАМ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И БАЗЫ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ СССР (1941–1945 гг.). ПО ДОКУМЕНТАМ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ. Действия немецкого подводного флота в годы Второй мировой войны на просторах Мирового океана вызывают постоянный интерес отечественных и зарубежных

Атомные подводные лодки

Атомные подводные лодки «Дредноут»Первая британская подводная лодка-атомоход, имевшая обычное вооружение. Была спущена на воду в присутствии королевы в день Трафальгарской битвы, 21 октября 1960 года, монтаж завершен в апреле 1963 года. Лодка строилась четыре года и стоила

Подводные лодки

Подводные лодки Обычные подводные лодки едва не принесли Германии победу в битве за Атлантику в 1940-1943 годах, но были разгромлены силами союзников, эффективность контрмер которых неуклонно повышалась. В стремлении вернуть себе инициативу германское военно-морское

«Скат» превзойдет «Хищника». Зачем возрождают ударный беспилотник-«невидимку»

В 2007 году на авиасалоне МАКС был впервые показан ударный беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Скат», в конструкции которого применялась технология «стелс». Его полноразмерный макет российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» продемонстрировала за пределами территории салона — в ангаре летно-испытательной и доводочной базы предприятия. Этот дрон тогда вызвал небывалый интерес как среди журналистов, так и среди специалистов авиационной отрасли и самих военных. Но в 2012 году работы по этой программе были приостановлены, как отмечалось, из-за отсутствия интереса со стороны Минобороны России.

Однако этот ударный беспилотник не ушел в прошлое, как многие военные проекты, создающиеся предприятиями в инициативном порядке. «Компания (РСК «МиГ» — прим. ТАСС) возобновила работы по «Скату». Опытный образец этого реактивного БЛА планируется создать в ближайшие несколько лет», — сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, при этом уточнив, что «российское военное ведомство заинтересовалось этим аппаратом». В корпорации «МиГ» отметили, что уже на протяжении нескольких лет ведут работы по созданию БЛА различного типажа и размерности, однако не подтвердили информацию, касающуюся конкретных разработок, сославшись на закрытость данных.

В 2017 году на выставке Dubai Airshow официальный представитель корпорации Анастасия Кравченко сообщила, что работы ведутся по созданию ударных и разведывательных беспилотников массой от 1 т до 15 т. На них будут устанавливать двигатели отечественного производства, над созданием которых уже трудятся специалисты. В августе этого года глава РСК «МиГ» Илья Тарасенко подтвердил информацию о том, что в ближайшее время предприятие продемонстрирует свои разработки в беспилотной тематике.

«Скат» против «Хищника»

Разработкой БЛА в мире начали заниматься еще с конца 1950-х годов, однако средством для ведения боевых действий они стали лишь спустя 30 лет. «Полем триумфа» стал военный конфликт 1991 года в Персидском заливе, где США применили против Ирака сразу несколько типов беспилотных разведчиков. Использование ADM-141 (ложная цель-имитатор крылатой ракеты — прим. ТАСС) и других, по данным из открытых источников, позволило американцам обнаружить, а затем и уничтожить около десяти зенитно-ракетных батарей, около 70 автомашин и 300 танков иракской армии. И для этого потребовалось всего порядка 20 вылетов.

Читать еще:  Вода как топливо для двигателя автомобиля

Конечно, на этом фоне наша страна выглядела достаточно скромно. В 80-х годах прошлого века было выпущено около 950 советских разведчиков Ту-143, и на них беспилотная тема почти закрылась.

В настоящее время большим числом ударных БЛА, оснащенных различными системами вооружения, обладают США. Уже многие годы они используют такие дроны для решения оперативных задач в любой точке мира. В частности, беспилотники MQ-1 Predator («Хищник»), способные нести управляемые ракеты, активно применялись для ударов по наземным целям в Афганистане и Ираке.

Это только с виду «Хищник» похож на обычный планер, а в реальности его возможности велики: он может находиться в воздухе порядка 40 часов и на высоте до 4,5 км вести радиоэлектронную разведку, быть «глазами и ушами» пехоты и бронетехники, а также корректировать применение высокоточного оружия. Пролетая над территорией противника, по приказу оператора с земли он может уничтожать как отдельные объекты (здания и укрепления), так и бронеавтомобили и даже группы людей.

В последнее десятилетие Пентагон часто использовал в военных операциях в Афганистане, Ираке и Ливии один из самых больших БЛА в мире — RQ-4 Global Hawk, который производит корпорация Northrop Grumman. Также известно, что с разрешения властей Украины беспилотники совершали, в частности, в 2016, 2017 и 2018 годах разведывательные полеты вдоль полуострова Крым и линии разграничения в Донбассе. RQ-4 способен вести наблюдение с высоты до 18 км при любых погодных условиях и передавать информацию в режиме реального времени. Его максимальная взлетная масса — 15 т. Он может на протяжении 40 часов лететь со скоростью 570 км/ч и обнаруживать цели на удалении примерно 550 км.

Таким летающим ударным роботам на Западе давно «открыли» небо. И тут все дело в финансовой составляющей. При цене, сопоставимой с обычным боевым истребителем, беспилотник все же дешевле и в чем-то даже эффективнее. Обучение военного летчика стоит огромных денег, а уровень его подготовки и профессионализма порой зависит от различных факторов. Проще оставить человека на земле, чем посылать в бой. При этом боевой дрон готов работать в любое время и в любую погоду, сутками находиться в воздухе и не требовать к себе повышенного внимания.

Специалисты отмечают, что «Скат» призван восполнить отсутствие в составе беспилотной авиации России тяжелых стратегических аппаратов. Они могли бы находиться в воздухе по несколько суток, передавать разведданные и наносить точечные удары по противнику. «Такие БЛА, летающие на предельные дальности, крайне нужны российской армии для борьбы с террористами, — говорит военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. — Эта борьба предполагает охоту за экстремистами не только в районах их сосредоточения, в лагерях подготовки, мастерских по ремонту боевой техники, на узлах связи и пунктах управления, но и во время перемещения по дорогам на той или иной территории».

По мнению эксперта, БЛА может в данный момент быть и разведчиком, который обнаружит цель и сообщит о ней оператору, находящемуся от места действия за тысячи километров, и по его команде наведет на объект ракету и нанесет разящий удар.

Также такие беспилотники можно применять для нанесения ударов по пунктам управления и узлам связи, базам хранения оружия и боеприпасов в глубоком тылу противника. «Правда, во время работы там БЛА может быть обнаружен радиолокационными станциями и уничтожен зенитными ракетами. Чтобы этого не произошло, он должен иметь на своем борту и комплексы радиоэлектронной борьбы, подавляющие радиолокационный сигнал РЛС или отводящий его в сторону от себя», — считает Литовкин.

Кстати, летом этого года стало известно, что в сентябре впервые должен подняться в воздух другой тяжелый ударный БЛА — «Охотник» — разработки КБ Сухого, который станет прототипом истребителя шестого поколения. «Основное назначение «Ската» такое же, как и у «Охотника», равно как и у большинства создаваемых в мире аналогов, — разведывательно-ударные задачи в условиях активно работающей современной системы ПВО противника, когда применение широко используемых сегодня систем БЛА, таких как американские Predator и Reaper, неэффективно», — считает главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

Контракт на разработку был подписан между Минобороны РФ и компанией «Сухой» в 2011 году, макет для наземных испытаний был создан в 2014-м. В настоящее время на Новосибирском заводе создан опытный образец. По открытым данным, «Охотник» выполнен с применением технологии «стелс», имеет аэродинамическую схему «летающее крыло», взлетная масса аппарата достигает 20 т. По неподтвержденной информации, беспилотник имеет реактивный двигатель и сможет развивать скорость около 1000 км/ч.

По мнению эксперта в области беспилотной авиации, интерес военных к «Скату» «связан с желанием иметь одновременно с тяжелым БЛА более легкий вариант, что позволит составить более оптимальный парк соответствующих систем». При этом, по словам Федутинова, «вероятнее всего, в России будут разработаны технологии группового взаимодействия для этих двух аппаратов, чтобы обеспечить их «стайное применение». Однако, добавил специалист, «это только один из возможных сценариев применения этих беспилотников, и использование принципа «стаи» или «роя» будет более характерно для малоразмерных БПЛА».

Секретный «Скат»

Наиболее распространенным в российских войсках аппаратом является многоцелевой БЛА «Орлан-10» (дальность полета — 600 км), а самым крупным — «Форпост». Дрон массой около 500 кг производится на Уральском заводе гражданской авиации по израильской лицензии. Известно, что он способен осуществлять разведку с высоты 5 км в течение 16 часов на удалении до 400 км.

В Минобороны России неоднократно заявляли, что военные испытывают огромную потребность в различных типах беспилотников, несмотря на то, что за последние пять лет их количество в армии заметно увеличилось. «Сегодня ни один военный конфликт не проходит без применения беспилотной авиации. Вся информативность, вся разведка сегодня идет с помощью этих средств. В ближайшие 10–15 лет — это один из основных трендов в области развития систем вооружения», — говорил в 2016 году Юрий Борисов, занимавший тогда пост замминистра обороны РФ.

Летно-технические характеристики «Ската» официальные источники не разглашают. О нем известно мало. СМИ писали, что его разработка началась в РСК «МиГ» в инициативном порядке в 2005 году. Спустя семь лет работы по аппарату были приостановлены из-за отсутствия интереса со стороны военных.

Однако в 2015 году в интервью газете «Ведомости» Сергей Коротков (в то время — генеральный директор РСК «МиГ», ныне — вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации — прим. ТАСС) рассказал, что в корпорации всегда занимались такими комплексами и «есть запатентованные компоновки и схемы ударных БЛА, которые мы разработали совместно с ЦАГИ, и эта работа продолжается». На вопрос журналиста, инициативно ли ведутся такие работы, он ответил: «Нет, эти опытно-конструкторские разработки финансирует Минпромторг, часть работы уже сдали, часть заканчиваем».

Впервые «Скат» был представлен группе журналистов на МАКС-2007, причем демонстрировался за пределами территории салона. Отмечалось, что макет был предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации характеристик аппарата.

Компоновка аппарата была выполнена по аэродинамической схеме «летающее крыло» (отсутствует хвостовое оперение) треугольной формы и имела в носовой части воздухозаборник двигательной установки. Именно такие аппараты менее заметны для радаров противника. Как поясняли на МАКС-2007 руководители корпорации «МиГ», предусматривалась постройка летающей лаборатории-демонстратора для отработки технологий. Причем планировалось его испытать как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах. В ходе испытаний должна была быть проведена окончательная доводка и демонстрация всех технологий БЛА, включая применение оружия.

Планировалось, что максимальная взлетная масса аппарата составит 10 тонн, скорость — 850 км/ч, дальность полета — 4000 км. БЛА может нести как ракетное, так и бомбовое вооружение во внутрифюзеляжном отсеке. Перед макетом на МАКС-2007 было выложено ударное оружие — противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также управляемые ракеты с телевизионной системой наведения.

В 2008 году СМИ писали, что ОАО «Климов» для «Ската» начал разработку двигателей на базе бесфорсажной модификации турбореактивного двигателя РД-33. Отмечалось, что этот мотор тягой около 5000 кгс позволит БЛА развивать скорость более 800 км/ч у земли и нести боевую нагрузку до 2 т. Практический потолок составит в этом случае более 12 км.

Кстати, «Скат» — практически внешняя копия американского Х-47В компании Northrop Grumman. Он предназначался для выполнения задач непрерывного сбора информации, наблюдения, разведки и осуществления ударных операций с борта авианосцев. Сообщалось, что его боевой радиус действия — более 2700 км, вес внутренней полезной нагрузки — 2 т. Было изготовлено всего два опытных образца только для испытаний. В 2013 году была выполнена первая посадка на палубу авианосца «Джордж Буш», который находился в водах Атлантического океана. Шума вокруг БЛА Х-47В тогда было много, но проект так и не был реализован окончательно. Как писали американские издания, от беспилотника отказались после того, как ВМС США изменили свои требования, предъявляемые к ударной платформе.

По данным разработчиков, российский «Скат» сможет наносить удары как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь — средствам ПВО, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми самолетами, действий.

На выставке ArmHiTec 2018 в Ереване заместитель генерального директора НПК «Техмаш» (входит в Ростех) Александр Кочкин сообщил, что компания начала разработку оружия для таких дронов. «Еще одно наше новое направление — боевая нагрузка к ударным беспилотникам, уже отдельные работы ведутся, создаем образцы», — сказал он.

Пока поступление в армию ударных беспилотников официально не подтверждалось, однако осенью 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что такие БЛА поступят в Вооруженные силы уже в ближайшее время.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию