Что за двигатель болиндер
На «Красной кузнице» ковали Победу
Публикация подготовлена пресс-службой АФ «СРЗ «Красная кузница» АО «ЦС «Звездочка»
по архивным материалам 176-го судоремонтного завода и информации,
предоставленной Советом ветеранов СРЗ «Красная кузница»
В годы войны рабочие двух судоремонтных заводов в Соломбале отремонтировали и переоборудовали сотни кораблей и судов. Именно на базе этих предприятий и был впоследствии создан архангельский филиал «СРЗ «Красная кузница» центра судоремонта «Звездочка», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию.
176-й судоремонтный завод в годы Великой Отечественной войны
176-й судоремонтный завод – одно из старейших судоремонтных предприятий России: его цеха разместились на территории, которая в XVIII–XIX веках принадлежала Архангельскому адмиралтейству, где строили корабли для российского флота.
За годы своей истории предприятие не раз меняло название. Перед Великой Отечественной войной это были ремонтные мастерские «Убеко-Север» (Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Северных морях) с подчинением Беломорской военной флотилии. В первые военные годы – механическая мастерская производственных предприятий тыла Северного флота.
В марте 1944 года приказом командующего Северным флотом предприятие переименовано в судоремонтную мастерскую №1036, а судоремонтным заводом №176 оно стало в 1949 году.
С 22 июня 1941 года по 15 ноября 1944 года судоремонтные мастерские входили в состав действующей армии.
О материально-технической базе предприятия и тех условиях, в которых приходилось работать судоремонтникам в суровые военные годы, можно судить по сохранившимся воспоминаниям ветеранов. Так, старейший работник предприятия Иван Павлович Русаков рассказывал:
«Производственные помещения были деревянные, за исключением трех зданий, в которых размещались судокорпусный, шлюпочный и механосборочный цеха. В одной секции материального склада был установлен котел для отопления цехов. До появления этой самодельной котельной все помещения отапливались дровами. Печи были кирпичные, круглые, обшитые кровельным железом. В пристройке к механосборочному цеху был установлен двигатель (болиндер), который давал свет и приводил в движение трансмиссии цехов. Эту пристройку с гордостью называли силовой станцией.
Оборудование в цехах было старым, изрядно изношенным. Почти не было механизированных подъемных устройств. Труд в основном был ручным. Грузы поднимались при помощи кран-укосины и талей и перевозились из цеха в цех и на корабли на тележках или тачках, а очень тяжелые грузы перевозились на лошади на телеге или вагонетке.
Территория завода была грязной, дороги плохие, и ни единого зеленого кустика на всей территории…»
Вот в таком состоянии судоремонтные мастерские и встретили Великую Отечественную войну. Однако, несмотря на все трудности, коллектив справился с поставленными задачами по ремонту боевых кораблей.
Особо можно отметить трудовой вклад слесаря Н. Башлыкова, медника В. Котлова, слесаря-инструментальщика В. Артемова, моториста Н. Голубева – они буквально сутками не покидали рабочих мест и своим отношением к делу вдохновляли весь коллектив.
В годы Великой Отечественной войны мастерские производили ремонт деревянных торпедных катеров, тральщиков, гидрографических и транспортных судов, строили для нужд флота шлюпки, вельботы (до 150 единиц в год).
В 1943 году мастерские получили транспортно-плавучий док №23, который ранее использовался для перевода подводных лодок на Северный флот по Волге и Беломорско-Балтийскому каналу. Это позволило организовать доковый ремонт кораблей и судов флота. Более 20 лет бессменным начальником дока был Иван Никитич Костин.
В военные годы не прекращалась и работа по развитию производственных мощностей, в результате отдельные участки и цеха встретили Победу «вооруженными» лучше, чем в довоенные годы.
Многие рабочие, инженерно-технические работники и служащие за самоотверженный труд в годы войны были награждены орденами, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За оборону Советского Заполярья».
Судоремонтный завод «Красная Кузница» в годы Великой Отечественной войны
На той территории в Соломбале, где в 1693 году волею Петра I была создана первая отечественная государственная верфь, в советское время разместились производственные мощности судоремонтного завода «Красная кузница».
В предвоенные годы он осуществлял техническое обеспечение почти всех проходивших в то время советских арктических экспедиций. Здесь же ремонтировались после полярных походов ледоколы, ледокольные и транспортные суда. В составе предприятия действовали механический, литейно-модельный, корпусно-сборочный, кузнечный, деревообделочный, котельный, трубопроводный, инструментальный, монтажный цеха, а также конструкторское бюро и учебный комбинат.
В первые месяцы войны Беломорскую военно-морскую базу переформировали в Беломорскую флотилию с главной базой в Архангельске. В состав базы также вошли Йоканьгская, а позже и Новоземельская ВМБ.
Для ремонта кораблей, кроме мастерских Военно-Морского Флота, использовали местные предприятия различных ведомств. При этом «Красная кузница» выполняла значительную часть ремонтных работ. Наиболее крупные из них были связаны с капитальным ремонтом эсминца «Карл Либкнехт», оборудованием мобилизованных и госпитальных судов.
В 1941 году на фронт с «Красной кузницы» ушел 931 человек. При тех трудностях, которые имелись на заводе с рабочей силой и ИТР, материалами и топливом, большое значение имело назначение на завод на должности помощника директора и производителей работ военных инженеров из состава офицеров флота, а также назначение военпредов. Эти специалисты обеспечивали связь завода с флотом, благодаря чему оказывалась помощь предприятию людской силой, материалами и судовым оборудованием. В их компетенции находились контроль за ремонтом и решение чисто технологических задач производства на непривычных для завода заказах.
Спецификой судоремонта стала необходимость оказания технической помощи иностранным кораблям и судам из состава Северных конвоев Великобритании и США. В Архангельске за три года войны было отремонтировано в общей сложности около 200 иностранных судов.
Кроме того, в годы войны завод изготавливал аэросани типа НКЛ-25, корпуса мин М-50, газогенераторные установки, детали для сельскохозяйственной техники. Было налажено серийное производство морских сварных барж.
В мирное время напротив заводской проходной был возведен мемориал павших воинов-судоремонтников. На памятных плитах – фамилии более 200 заводчан, которые не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны. А в 2016 году на заводе открыли памятный знак в честь тех, кто своим героическим трудом обеспечивал ремонт кораблей и судов Северных конвоев в 1941–1945 годах. На Аллее Героев предприятия увековечена память заводчан – героев Советского Союза Г.И. Катарина, С.Н. Орешкова, П.П. Фефилова и полного кавалера ордена Славы А.И. Княжева.
1941 год
Ветеран завода, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» Владимир Яковлевич Лукин собрал материалы, по которым можно восстановить хронику заводских событий военного времени.
Через 30 минут после выступления по радио В.М. Молотова состоялось собрание командного состава завода. К выполнению мобилизационного плана приступили немедленно.
На фронт из числа рабочих и служащих «Красной кузницы» ушел 931 человек. Остались в основном старики, женщины и молодежь.
Встали на переоборудование пароходы «Северолес-18», «Воронеж», «Северолес-19», «Профсоюз», «Канин», «Сосновец».
На ремонт и докование стали поступать подводные лодки Северного флота.
Государственным комитетом обороны вынесено решение о производстве на «Красной кузнице» для нужд фронта аэросаней типа НКЛ-25. Первые две единицы аэросаней изготовлены и испытаны.
50 транспортных и промысловых судов прошли переоборудование и были переданы Беломорской флотилии.
Отремонтировано и переоборудовано 96 судов Беломорской флотилии и 23 иностранных судна (в годы войны завод «Красная кузница» обеспечивал ремонт боевых кораблей и транспортных судов Северных конвоев).
Изготовлено 213 аэросаней. На этом их выпуск был завершен.
Налажено производство корпусов мин М-50.
1943 год
Полностью развернулся капитальный ремонт миноносца «Карл Либкнехт», на котором работало до 500 производственных рабочих.
Начато производство газогенераторных установок. К 1 мая 1943 года 30 газогенераторных установок были отправлены в освобожденные от врага районы. На этом заказе работало до 150 производственных рабочих.
Выполнено 56 заказов по переоборудованию и ремонту судов Беломорской флотилии, отремонтировано 8 иностранных судов, произведено 14 доковых ремонтов. Изготовлены две металлические клепаные баржи.
1944 год
18 января 1944 года заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР А.И. Микоян поставил перед заводом задачу освоить серийную постройку сварных морских барж.
14 февраля приказом директора завода было организовано бюро судостроения. В мае были спущены на воду пять барж №1, 2, 3, 4, 5. Общая продолжительность постройки корпуса на стапелях определялась в 21 сутки. Одновременно шла работа по изготовлению секций для отправки их в другие порты, баржи №6. В июне заложили еще две баржи – №9 и 10. Изготовили секции для баржи №12.
По заданию Государственного комитета обороны и Архангельского комитета ВКП(б) завод занимался изготовлением деталей для сельскохозяйственной техники. За 1944 год изготовлено 61 100 деталей для Сельхозснаба и 14 474 детали для Автотракторсбыта.
5 ноября 1944 года подписан акт о сдаче миноносца «Карл Либкнехт» с оценкой «хорошо».
Выполнено 34 заказа по ремонту и переоборудованию судов Беломорской флотилии.
1945 год
На стапелях завода заканчивается постройка барж №9 и 10. 27 апреля у наливного дока заложили баржи №11 и 12.
9 мая в 8 часов утра на заводской территории состоялся тысячный митинг работников завода и их семей, посвященный Победе в Великой Отечественной войне.
За самоотверженный труд в годы войны многие работники завода были награждены орденами и медалями.