0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что является двигателем экономического развития является

Что является двигателем экономического развития является

Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»

Номер 4 (25) Декабрь 2005г.

О приоритетных задачах и направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.)

Греф Г.О., Министр экономического развития и торговли РФ

По итогам 7 месяцев 2005 года был зафиксирован рост ВВП на уровне 5,8%. Некоторое замедление динамики, которое мы наблюдали в первом полугодии, и в первом квартале текущего года в частности, было в первую очередь связано с замедлением роста экспорта нефти и некоторым снижением инвестиционной активности, которые не компенсировались высоким темпом спроса со стороны населения, со стороны предприятий.

Экспорт товаров за 8 месяцев текущего года в стоимостном выражении вырос почти на 40% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В то же самое время, если говорить о физических объемах экспорта, то он снизился, практически стабилизировался. Прирост экспорта нефти в январе-июле был на уровне 2-3%, и в среднем в 2000-04 гг. прирост экспорта был примерно 14%. Это ключевая тенденция, которую мы видим в 2005 г.

Добыча и экспорт нефти, которые двигали и развивали экономику во все предыдущие годы, перестали быть двигателем экономического развития в 2005 г. И вот эта тенденция особенно отчетливо наблюдалась в первом полугодии текущего года, и только в июне-июле мы видим нарастающую экономическую динамику, которая компенсирует те потери, которые мы наблюдали в первые месяцы текущего года в связи со стабилизацией роста объемов экспорта и объемов добычи нефти.

То, о чем мы долгое время говорили — о невозможности наращивания объемов добычи и объемов экспорта такими темпами в длительной перспективе, — произошло. В 2005 г. это стало реальностью, и еще более актуальной становится задача диверсификации развития экономики и подключения новых моторов экономического роста, новых источников роста в российской экономике.

Внешнеторговое сальдо составило у нас в текущем году за 7 месяцев 68 млрд долл. — положительное сальдо, что значительно выше, чем в предыдущем году.

Реальные доходы населения продолжают расти высокими темпами. И в этом году в первую очередь динамику задают доходы бюджетников, существенно повышена заработная плата бюджетников. И рост реальных располагаемых доходов населения за 7 месяцев текущего года составил 8%. Это в реальном выражении, с исключением инфляции.

Второй фактор, который подстегивает и объем розничного товарооборота, и спрос со стороны домашних хозяйств, — это темпы роста потребительского кредитования населения, которые в этом году составили рекордную цифру: 11,5% за 7 месяцев.

Новым источником роста является также предоставление платных услуг населению, которое выросло за 7 месяцев текущего года на 6,5%.

В первом полугодии несколько сбавила обороты промышленность: рост за 6 месяцев составил около 4 процентных пунктов против 7,3% за прошлый год. Вместе с тем, за последние 2 месяца наблюдается оживление роста промышленного производства. И последние 2 месяца мы видим рост на уровне 6,9% в июне и порядка 5% в июле. Это также положительная тенденция, которую мы наблюдаем.

Инвестиции в основной капитал увеличились за январь-июль на 9,7%, и эта тенденция также является нарастающей. В июле у нас инвестиции выросли более чем на 11%. Собственно говоря, вот последние 2 месяца нам позволили во многом выправить ту ситуацию, которая складывалась в первом квартале, и все тенденции, которые мы видим, имеют положительную динамику во втором и третьем кварталах по сравнению с первым кварталом текущего года.

Прямые иностранные инвестиции увеличились за полугодие на 31%, а за 7 месяцев — уже на 34%. Это также очень неплохой показатель, хотя, конечно же, все зависит от того, от чего отсчитывать нам эту динамику. К сожалению, общий объем накопленных иностранных инвестиций в страну остается очень маленьким. И одна из причин отсутствия интенсивного развития промышленности — это очень малое число совместных предприятий и предприятий с иностранным капиталом. По состоянию на 01.07.05 предприятий с иностранным участием зарегистрировано 6500. Для такого объема экономики, как российская, это минимальная цифра. Это остается одной из серьезных проблем российской экономики, потому что нам нужны даже не столько иностранные инвестиции, потому что у нас есть сегодня собственный инвестиционный потенциал, есть высокие доходы экспортно-ориентированных отраслей, сколько технологии, квалификация менеджмента, в первую очередь, и подготовка кадров. Это то, что дают иностранные инвестиции, вот это то, что сегодня российской экономике нужно в первую очередь.

Естественно, можно говорить о стабилизации финансового положения страны. В 2005 г. мы видим профицит, по предварительным нашим расчетам, порядка 7% ВВП. Инфляция за январь-август составила 8,3%. Сейчас, вот сегодня буквально, подведены итоги инфляции за первые 12 дней сентября, и инфляция составила 0,1%. Итого с начала года по сегодняшний день инфляция составляет 8,4 процентных пункта. В августе мы имели некоторую дефляцию — 0,1 процентных пункта, и вот в сентябре за первую декаду мы видим, что инфляция очень небольшая. Дефляция, в первую очередь, на продовольственном рынке. Некоторый вклад, некоторую положительную динамику в инфляцию внесли цены на нефтепродукты, рост которых за первые 12 дней составил 4%, и, собственно говоря, из-за этого мы получили 0,1%. В течение текущего месяца, если рынок нефтепродуктов удастся стабилизировать, то, скорее всего, мы выйдем либо на нулевую инфляцию, либо на небольшую дефляцию, но цифра будет минимальной. И, соответственно, мы надеемся, что по итогам года цифра, которая в последнем прогнозе зафиксирована, — 10-11%, — сохранится.

Читать еще:  Двигатель 2nz не заводится

Несколько вопросов я хотел бы выделить как приоритетные направления нашей политики на среднесрочную перспективу.

Вместе с вами и во многом благодаря очень активной работе в последние месяцы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации нам удалось принять пакет принципиальных законов, которые нам сейчас дают громадное поле для деятельности. Идеологию этих законопроектов мы вырабатывали с вами вместе, и я благодарен депутатам Думы за то, что вы поддержали все эти начинания, и нам теперь предстоит совместно очень серьезно поработать над их реализацией.

Это, в первую очередь, закон «Об особых экономических зонах…», закон о концессиях, закон о государственных закупках и это все, что касается законодательства, связанного с так называемым инвестиционным фондом, который будет сформирован в бюджете будущего года в размере 70 млрд руб., и в последующие годы размер фонда будет планироваться в бюджете не менее этой цифры. Это серьезный поворот с точки зрения стимулирования развития высокотехнологичных и перерабатывающих отраслей. Это новый подход с точки зрения стимулирования развития инфраструктуры, что является на сегодняшний день ключевым препятствием для развития целого ряда отраслей экономики.

Готовится целый ряд нормативных актов, которые должны быть выпущены в развитие закона о концессиях, и совместно с положением об инвестиционном фонде, которое окончательно согласовано в правительстве и сейчас находится также на согласовании у юристов в Белом доме, надеюсь, они в ближайшее время будут подписаны. Все это создает новые предпосылки для развития целого ряда отраслей экономики.

Теперь в отношении того, что мы предполагаем делать в среднесрочной перспективе с точки зрения стимулирования развития переработки. Мы сейчас проводим кластерные исследования перспективных секторов с точки зрения их конкурентоспособности на мировом рынке, и в январе следующего года эти исследования будут закончены. И мы предполагаем далее кластерные исследования внутри тех кластеров, которые будут признаны наиболее конкурентоспособными. Сегодня уже очевиден целый ряд кластеров такого рода: это энергетическое машиностроение (мы сейчас занимаемся отбором консультантов, которые бы нам сделали в полном объеме анализ состояния этого кластера), химия и нефтехимия, автопром, все, что связано с добычей и переработкой лесных ресурсов, все, что связано с космосом и авиацией, микроэлектроника — этот сектор начинает в России очень активно развиваться. Естественно, и такой сектор, который является двигателем нашей экономики, — это нефтяной сектор, добыча нефти и газа. В каждом из этих секторов есть целый ряд проблем, в решение которых необходимо вмешательство государства.

Ключевой проблемой, по общему мнению, является стимулирование разработки новых месторождений полезных ископаемых, для чего нужны специальные налоговые преференции, с тем, чтобы компаниям дать возможность разрабатывать значительно более дорогие месторождения, в первую очередь в Восточной Сибири. И соответствующие предложения мы до начала октября подготовим, еще на одном совещании отработаем и будем вносить соответствующие предложения в правительство и по мере их одобрения внесем в Государственную Думу те проекты, которые необходимо будет принимать в виде законов.

Несколько слов в отношении других приоритетов, которые имеются помимо кластерной промышленной политики, которые мы ставим в области институциональных реформ. Это и пакет антикоррупционных мер, разработка новой программы судебной реформы. У нас программа судебной реформы заканчивается в 2006 г. И мы сейчас работаем над созданием новой программы, которая позволила бы реформировать судебную систему с точки зрения антикоррупционности и повышения эффективности работы, над принятием новой программы и над пакетом мер, связанных с реализацией президентских инициатив, где мы собираемся сделать упор на реформы здравоохранения и образования, жилье и сельское хозяйство.

Кто является двигателем мирового экономического роста?

16 января, «Жэньминь жибао» онлайн — Развитым странам не хватает движущих сил для поддержания восстановления экономики в краткосрочной перспективе. Государства с развивающимися рынками продолжают быть двигателем глобального экономического роста, следует не только отвечать внешним вызовам, но и менять внутреннюю модель развития.

Читать еще:  Бензиновый двигатель лифан характеристика

С начала международного финансового кризиса, развивающиеся рынки мира, главным образом, страны БРИКС тянут за собой восстановление, играют важную роль в качестве двигателя мирового экономического роста. Начиная с 2011 года, замедлились темпы роста экономики развивающихся рынков, однако этот факт не пошатнул их статус. Основные развитые государства по-прежнему испытывают трудности, связанные с долговым кризисом, движущие силы экономического роста все еще слабые.

Следует задуматься об экономических тенденциях стран с развивающимися рынками за прошедшие пять лет. Международный финансовый кризис нанес небольшой прямой удар по ним, однако эти государства претворяли в жизнь такие же масштабные стимулирующие меры, что и развитые страны, в результате, они оказались впереди восстановительного процесса, вместе с тем, показывали высокие темпы роста. Однако давление, связанное с инфляцией и пузырем активов, заставило их сменить курс на сокращение доходов. Замедление экономических темпов выявило проблемы развивающихся стран, которые копились годами.

Во-первых, многолетний стремительный рост стран с развивающимися рынками в большой степени происходил благодаря дешевым поставкам и масштабным кредитным вложениям. После разгара международного финансового кризиса соотношение между запасом кредитов и ВВП начало стремительно расти, вместе с тем, постоянно увеличивается объем кредитных вложений для создания единицы ВВП. Это означает, что традиционная модель развития развивающихся рынков исчерпала себя, неизбежным является ее реформирование.

Во-вторых, возможно произойдут изменения в механизме общения между странами с развивающимися рынками и развитыми государствами. Например, проводимая ведущими экономиками мира «реиндустриализация» нанесла серьезный удар по прежнему международному распределению труда. За прошедший год усилились тенденции восстановления экономики развитых стран, однако они не повлекли за собой одновременный рост экспорта развивающихся рынков.

В-третьих, государствам с развивающимися рынками следует преодолевать последствия международного финансового кризиса. Передовое восстановление и высокий рост на протяжении последних пяти лет поставили на второй план важность и неотложность реформ внутри этих стран.

В-четвертых, необходимо следить за влиянием, которое будет оказано на международные потоки капитала в связи со сворачиванием политики количественного послабления в развитых странах в будущем.

В конце концов, развивающиеся страны будут продолжать играть роль двигателя в мировом экономическом росте, необходимо не только отвечать внешним вызовам, но и менять внутреннюю модель развития.

Международное сообщество часто рассматривает оценки экономических тенденций Китая в качестве базы для анализа перспектив стран с развивающимися рынками. На 18-м Пленуме ЦК КПК было принято своевременное решение о всестороннем углублении реформирования. Успех китайских преобразований создаст демонстрационный эффект, что будет способствовать продолжительному росту развивающихся стран и мировой экономики. -о-

Участникам ПМЭФ представили программу председательства России в Арктическом совете

Цели и программа председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 гг. были презентованы в рамках Петербургского международного экономического форума. В мероприятии приняли участие представители Минвостокразвития России, Министерства иностранных дел Российской Федерации, послы Исландии, Канады, Финляндии, Швеции, организации-участники и наблюдатели Арктического совета и представители бизнеса. Презентация проведена в соответствии утверждённым Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным Планом мероприятий российского председательства в 2021-2023 гг.

Как проинформировал глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков, План председательства Российской Федерации в Арктическом Совете включает 116 мероприятий. Все они направлены на то, чтобы сохранить Арктику территорией диалога, мирного и взаимовыгодного сотрудничества. Мероприятия будут посвящены обсуждению вопросов изменения климата и экологии Арктики, коренным малочисленным народам, предотвращению чрезвычайных ситуаций, развитию инфраструктуры и устойчивого судоходства, экономического сотрудничества международному научному сотрудничеству, молодежи, арктическому туризму, культурным событиям. Мероприятия пройдут в 11 регионах. В них примут участие более 40 тысяч человек.

«Мы видим, насколько возрос интерес к Арктике и усилилось значение этого региона в мире. Будем добиваться обеспечения сбалансированности и устойчивости арктического региона во всех измерениях: природоохранном, социальном, экономическом», — отметил председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета, Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ Николай Корчунов.

Заметное место в повестке мероприятий займут вопросы сохранения самобытности и наследия коренных народов, минимизации антропогенного воздействия, сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого экономического развития и наращивания международного сотрудничества.

Депутат Государственной Думы, легендарный спортсмен Вячеслав Фетисов рассказал о запланированном к проведению на Северном полюсе хоккейном матче «Последняя игра». «Никто еще не играл на Северном полюсе. Но так может случиться, что это будет первая и последняя игра — настолько стремительно все тает», — отметил он в своем выступлении.

Специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов проинформировал о проекте, запланированном к реализации в рамках Арктического совета, по развитию устойчивого судоходства в Арктике, и рассказал о работе, которую ведут Новатэк, Росатом и Совкомфлот в части развития круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

Читать еще:  Xerox 3140 не работает двигатель

В ходе презентации было также отмечено, что российское председательство нацелено на эффективность научной деятельности и практической применимости ее результатов в Арктике. Россия намерена оптимизировать использование научной инфраструктуры, задействовать передовые технологии и лучшие практики при реализации совместных проектов.

Планируется также в рамках председательства проводить мероприятия в поддержку развития устойчивого туризма. Уникальность и природная красота арктических просторов, как и традиционные направления промышленного освоения Арктики, открывают большие перспективы для развития арктического туризма, который становится важной отраслью экономики.

Отвечая на один из вопросов министр по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков назвал три фактора, которые будут определять качество жизни в Арктике. Это, по его мнению, экономика, технологии и эмоции. «Для России Арктика является двигателем экономического роста. Это 10% нашего ВВП, 20% нашего экспорта. Новые проекты, которые там развиваются, требуют большого количества сотрудников. Новые рабочие места будут привлекать в Арктику людей, которым интересно заниматься прорывными проектами. Мы будем работать над тем, чтобы укрепить роль Арктического совета, как главной площадки международного сотрудничества в Арктике. Предстоит напряженная и интересная работа. Надеюсь, она не будет испытывать деформаций из-за аспектов, связанных с пандемией. Петербургский международный экономический форум показывает, что мы в состоянии вернуться к привычным форматам работы. Надеюсь, что так и будем работать в предстоящие два года председательства России в Арктическом совете», — отметил глава Минвостокразвития.

Председательство России в Арктическом совете в 2021-2023 гг. будет проходить под лозунгом «Ответственное управление для устойчивой Арктики».

Что является двигателем экономического развития является

Министр экономического развития РФ Максим Решетников посетил с рабочим визитом Республику Коми и встретился с предпринимателями. На встрече глава ведомства назвал предпринимателей «двигателем обеспечения внутреннего спроса и выхода на экспортный рынок» и рассказал о том, какие дополнительные меры поддержки сейчас доступны предпринимателям.

«Внесено в Правительство постановление об оказании грантовой помощи МСП и СОНКО в случае введения в регионе (муниципалитете) ограничений. На эту меру, по поручению Президента РФ, уже выделено 8 млрд рублей. Далее мы запустили компенсацию комиссии на платежи через СБП», – пояснил Максим Решетников. Он добавил, что эта программа реализуется Минэкономразвития вместе с Банком России и что эта мера родилась из запроса бизнеса на высокие комиссии при переводах.

Кроме того, министр напомнил предпринимателям, что сейчас для бизнеса готовится механизм зонтичных поручительств вместе с Корпорацией МСП. «Хотим разделить с банками часть рисков при кредитовании МСП», – пояснил Решетников.

Отвечая на вопрос предпринимателя о льготных кредитах, министр рассказал: «Поскольку мы очень активно двигали программу 1764 в 2020-2021 гг. как антикризисную, она работала на «переходе» от ФОТ 2.0. Сняли все ограничения, программа стала очень мощной. В результате чего, был сформирован объем задолженности по программе в размере 1 трлн 200 млн рублей. Каждый пятый кредит для МСП поддержан федеральным бюджетом, и по ним (кредитам) Правительством были снижены ставки. Но есть предел», – сказал министр. По его словам, средний срок кредита по портфелю программы 1764 – около 3 лет, поэтому до 2024 года эти кредиты надо субсидировать. И тем не менее, по поручению Президента РФ, в этом году на программу были выделены дополнительные 8 млрд рублей. И по ряду банков лимиты по программе еще не исчерпаны, и они продолжают выдачу.

Решетников также отметил, что Минэкономразвития планирует «донастраивать» программу таким образом, чтобы стимулировать банки переводить кредитные соглашения с компаниями, которые выросли из МСП и «критически» не нуждаются в льготных кредитах, на стандартные условия. Вновь высвобожденные кредиты будут направляться на новые компании, и программа в целом будет «перенастраиваться в сторону инвестиций».

В ходе беседы министру также задали вопрос о поддержке предприятий, которые занимаются переработкой вторсырья и решают экологические проблемы. В ответ Максим Решетников рассказал, что крупнейшие производственные компании уже выходят с соответствующими предложениями. «Надо создать постоянный спрос на вторичные ресурсы. Здесь будет эффективным установить обязательную долю использования вторресурсов. Можно начать с 5–10 %, например, на производство полимеров, стекла и прочих», – сказал министр.

Во встрече с Максимом Решетниковым приняли участие индивидуальные предприниматели и руководители компаний из различных сфер деятельности: спортивный центр «Скала», производственная компания «ГринТех Коми», фирма «Исток-Д», компания «ЗЖБИ Арктика», которая занимается производством стройматериалов, а также предприятия общепита и торговли.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector