Что тормозит машину при выключенном двигателе
Электронный стояночный тормоз
В данном разделе Вы найдете полезные сведения и важные советы об электрических электромеханических стояночных тормозах для автомобилей.
Электрический стояночный тормоз применяется во все большем количестве моделей автомобилей. Помимо защиты автомобиля от откатывания, он также позволяет выполнять другие функции обеспечения комфорта. На этой странице мы расскажем о принципе действия двух вариантов системы. Вы также узнаете, как действовать в случае неисправности, и что необходимо знать специалистам при ремонте колесных тормозов.
Важное указание по технике безопасности
Следующая информация и практические советы были составлены HELLA для профессиональной помощи автомастерским. Информация, предоставленная на этом веб-сайте, должна применяться только соответствующим образом подготовленными специалистами.
Электромеханический стояночный тормоз (ЭМСТ)
Конструкция в автомобилях Audi
Конструкция в автомобилях BMW
Устройство аварийной разблокировки
Техническое обслуживание и ремонт
Проверка работоспособности на стенде для испытания тормозов
Неисправность электромеханического стояночного тормоза
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ (ЭМСТ) : ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Электромеханический стояночный тормоз (ЭМСТ) применяется в качестве «электронного ручного тормоза» во все большем количестве современных легковых автомобилях. Он повышает комфорт и обеспечивает множество дополнительных функций.
Здесь мы рассмотрим пример системы BMW серии 7 (E65) и Audi A8 (4E..).
Задачи электромеханического стояночного тормоза
Электромеханический стояночный тормоз предназначен для предохранения автомобиля от самопроизвольного откатывания после остановки. Кроме того, он отвечает требованиям закона об обязательном применении второй, независимой тормозной системы автомобиля и дополнительных функций обеспечения безопасности и комфорта.
Отличия
В автомобилях BMW и Audi конструкция этих систем принципиально различается. В Audi A8 ЭМСТ воздействует непосредственно на тормозные колодки заднего моста с помощью электродвигателя и шпинделя. В BMW электромеханический исполнительный механизм приводит в действие тросовые тяги, которые, в свою очередь, приводят в действие барабанный двухколодочный тормоз с самозатормаживанием.
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО РУЧНОГО ТОРМОЗА В АВТОМОБИЛЯХ AUDI : КОНСТРУКЦИЯ
Механизм стояночного тормоза в Audi состоит из двигателя постоянного тока, передачи с качающимися шайбами и шпинделя. Эти компоненты устанавливаются непосредственно на задние суппорты и позволяют преобразовывать вращательные движения двигателя в возвратно-поступательные движения тормозного поршня небольшой амплитуды. Двигатель постоянного тока приводит в действие передачу с качающимися шайбами с помощью ременного привода.
При этом также происходит первое снижение частоты вращения приводного двигателя. Она уменьшается за счет установки передаточного числа ременного привода 1:3. Посредством передачи с качающимися шайбами частота вращения снова снижается. На выходном вале коробки передач частота вращения в 147 раз выше частоты вращения приводного вала двигателя постоянного тока. Шпиндель, приводимый в действие непосредственно передачей с качающимися шайбами, преобразует вращательное движение в возвратно-поступательное.
В тормозном поршне расположен цилиндр, который может перемещаться вперед и назад. Для предотвращения проворачивания в двух местах поршня выполнено плоское шлифование. К переднему концу цилиндра прижимается гайка, которая начинает двигаться по резьбе шпинделя, как только шпиндель начинает вращаться. Количество оборотов двигателя постоянного тока измеряется датчиком Холла и передается на блок управления, который на основании полученных данных может рассчитать ход.
При затягивании стояночного тормоза вращение шпинделя перемещает гайку вперед. Затем цилиндр вместе с тормозным поршнем прижимает тормозные колодки к тормозному диску.
При отпускании стояночного тормоза гайка на шпинделе начинает вращаться назад, а тормозной поршень разгружается. Из-за обратной деформации уплотнительного кольца тормозной поршень перемещается назад, как и после нормального торможения.
Вся система также состоит из блока управления со встроенным датчиком угла наклона, контрольных ламп и переключателя управления на центральной консоли.
Чтобы активировать стояночный тормоз, потяните за переключатель управления, а чтобы отпустить его, – нажмите на него. Об активации стояночного тормоза сигнализирует контрольная лампа на передней панели и переключателе управления. Характерно, что стояночный тормоз может быть активирован и при выключенном зажигании. Однако, отпустить его можно только при включенном зажигании.
Конструкция электромеханического стояночного тормоза
Переключатель на центральной консоли
Функции:
Электромеханический стояночный тормоз выполняет следующие функции:
- Стояночный тормоз
- Функция динамического экстренного торможения
- Адаптивная противооткатная система
- Контроль износа тормозных накладок
Стояночный тормоз
После остановки автомобиля и включения стояночного тормоза система автоматически регулирует необходимое усилие натяжения для предотвращения самопроизвольного откатывания. Если автомобиль остановлен на склоне под углом более 30 %, то на дисплее передней панели отображается предупреждение. Если тормозные диски остывают в неподвижном состоянии, то блок управления автоматически натягивает тормоз. Для этого в блоке управления используется программная модель, с помощью которой определяется текущая температура тормозных дисков.
Функция динамического экстренного торможения
Эта функция активируется нажатием переключателя. При этом данный переключатель работает так же, как и обычный рычаг ручного тормоза. Пока Вы нажимаете на переключатель, выполняется торможение автомобиля. Как только выключатель отпущен, торможение прекращается. Максимальная задержка составляет 8 м/с.
Торможение с помощью стояночного тормоза выполняется только на скорости ниже 8 км/ч. Если эта скорость превышена, то торможение осуществляется посредством системы ESP, которая распределяет тормозное давление на все четыре колеса. Одновременно при нажатии на педаль акселератора снижается крутящий момент двигателя, и отключается круиз-контроль, если он включен. Во избежание ошибок в управлении (активация передним пассажиром), экстренное торможение деактивируется, если Вы снова нажимаете на педаль акселератора.
Адаптивная противооткатная система
Эта функция позволяет автомобилю трогать с места на склонах без рывков и отката назад. Для оптимального использования противооткатной системы блоку управления необходима дополнительная информация. Для этой цели шина CAN использует информацию о включенной скорости, положении педали акселератора и крутящем моменте двигателя, а также данные, полученные от встроенного в блок управления датчика угла наклона. В зависимости от этих данных стояночный тормоз отпускается. Данная функция не может быть отключена водителем.
Контроль износа тормозных накладок
Толщина накладки проверяется с интервалом прибл. 500 км. Для этого автомобиль должен быть неподвижен, стояночный тормоз должен быть отпущен, а зажигание должно быть выключено. Блок управления перемещает тормозную накладку из конечного (нулевого) положения к тормозному диску. На основании значения, измеренного датчиком Холла, блок управления рассчитывает траекторию движения тормозной накладки и, исходя из этого, ее толщину. На автомобилях, в которых редко используется стояночный тормоз, контроль износа тормозных накладок может давать более точные результаты, чем на автомобилях с регулярным применением стояночного тормоза.
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА В АВТОМОБИЛЯХ BMW : КОНСТРУКЦИЯ
Механизм стояночного тормоза BMW 7 действует не непосредственно на задние тормозные накладки, как в автомобилях Audi, а на барабанный двухколодочный тормоз с самозатормаживанием. Он расположен внутри задних тормозных дисков. Блок управления находится в полу багажного отделения, между нишей для запасного колеса и задней стенкой, за задним многоместным сиденьем.
Блок управления состоит из следующих компонентов:
электродвигатель, шпиндель, витая пружина, балансир, тросовые отклоняющие шкивы, пластиковые зубчатые колеса и тросовые приводы.
При включении стояночного тормоза электродвигатель приводит шпиндель в действие с помощью пластиковых зубчатых колес. Балансир перемещается по резьбе шпинделя вперед и назад для выравнивания вправо/влево. В зависимости от того, что нужно сделать с тормозом – затянуть или отпустить. Тросовые шкивы закреплены на балансире соединительными рычагами. В тросовые шкивы вставляются тросовые приводы для правой и левой сторон. Если при затягивании стояночного тормоза балансир перемещается на шпинделе, то шкивы вращаются внутрь и приводят в действие тросовые приводы, которые, в свою очередь, приводят в действие барабанный двухколодочный тормоз с самозатормаживанием.
При отпускании стояночного тормоза электродвигатель вращает шпиндель в обратном направлении. Балансир перемещается назад, а тросовые шкивы вращаются наружу. Тросовые приводы оттягиваются назад, а стояночный тормоз отпускается. Усилие возврата создается возвратными пружинами в двухколодочном тормозе с самозатормаживанием.
Чтобы в затянутом состоянии на пластиковые зубчатые колеса не воздействовало полное удерживающее усилие стояночного тормоза, установлена витая пружина. Витая пружина установлена на шпиндель. При затягивании стояночного тормоза и достижении положения удержания шпинделя, усилие возврата пытается повернуть шпиндель в обратном направлении. При таком обратном вращении первые витки пружины прижимаются наружу к охватывающему корпусу. Таким образом шпиндель удерживается в нужном положении, а усилия возврата поглощаются витой пружиной. При отпускании стояночного тормоза шпиндель приводится в действие электродвигателем вместе с противоположным концом витой пружины. Таким образом пружина поворачивается вовнутрь и выводится из корпуса.
Во избежание коррозии тормозных барабанов и накладок, а также для достижения оптимального эффекта система выполняет торможение во время движения. Эта процедура торможения выполняется примерно один раз в месяц или через каждые 1000 км. Такое торможение производится системой автоматически и незаметно для водителя. При торможении стояночный тормоз приводится в действие прибл. на 20 % от максимального усилия срабатывания. Износ, вызываемый этим процессом торможения, незначителен. С тормозных накладок снимается не более 0,5 мм за прибл. 300 операций торможения.
Исполнительный механизм: 1 электродвигатель, 2 пластиковых зубчатых колеса, 3 витые пружины, 4 шпинделя, 5 балансиров, 6 отклоняющих тросовых шкивов, 7 тросовых приводов
Что такое торможение двигателем и насколько оно безвредно
Торможение двигателем — это замедление автомобиля без нажатия на педаль тормоза. Одни автомобилисты используют метод в целях экономии топлива и ресурса колодок. Другие прибегают к нему, чтобы избежать заноса на скользкой дороге или при движении по горной местности. Третьи — когда есть проблемы с тормозами. Так или иначе, торможение двигателем имеет две стороны медали. В сегодняшнем материале расскажем о пользе и вреде этого метода.
Что значит тормозить двигателем
Под выражением подразумевается снижение скорости автотранспорта путем отпускания педали акселератора при включенной передаче. Другое название способа — «принудительный холостой ход». Чтобы понять, как это работает, приведем простой пример. Движущийся на скорости водитель, увидев на значительном расстоянии красный сигнал светофора, перестает газовать, в этот момент машина начинает двигаться по инерции, постепенно замедляясь, так что перед перекрестком остается лишь плавно нажать на тормоз. Как правило, процесс идет через последовательное понижение передачи и оборотов двигателя. Рассмотрим подробнее, что происходит в этот момент с автомобилем.
Механическое трение на самом деле не является главной причиной, из-за которой происходит замедление, как думают многие. Исключение составляют дизельные моторы, в которых нет дроссельной заслонки. В отличие от них, у бензиновых агрегатов перекрытие впуска в значительной мере способствует снижению скорости. Водитель отпускает газ — как следствие, топливо перестает поступать в мотор. С этого момента двигатель больше не передает энергию на коробку передач. Скорость замедляется вследствие сопротивления инерции, которая в свою очередь пытается нарастить вращения коленчатого вала. Обороты снижаются, и возникает прямо противоположный эффект — энергия поступает через вращающиеся колеса и трансмиссию в двигатель. Коленвал производит вынужденную работу, за счет механических потерь обороты карданной передачи снижаются, компрессионное сопротивление в цилиндрах растет, скорость снижается — то есть машина тормозит двигателем.
Теперь разберемся с тем, как работает коробка передач, — это даст нам понять, почему тормозить двигателем можно только с переходом на пониженные передачи. При разгоне автомобиля в стандартном режиме коробка дозирует энергию согласно выбранной передаче, если у вас механика. На машине с автоматической коробкой это происходит само собой. Например, если вы едете на пониженной передаче (1-3), то на колеса передается много силы, при этом достичь высокой скорости не получится. На повышенных передачах (4-7) передаваемая на колеса мощность меньше, машина может двигаться быстрее, однако динамика разгона значительно хуже. При движении в таком режиме сопротивление двигателя и коробки минимально, возрастает роль инерции. Отсюда вывод: быстрый разгон возможен только на низких передачах. Если в этот момент перестать давить акселератор, возникнет существенное сопротивление инерции и машина быстро замедлится. Если проделать то же самое на высоких передачах, сброс скорости произойдет менее интенсивно.
Плюсы и минусы метода
Торможение двигателем в значительной степени снижает вероятность заноса на скользкой дороге — в этом, пожалуй, его главная выгода. При таком способе замедления колеса не блокируются, в отличие от использования штатных тормозов, а значит, нет опасности потери управляемости. Даже в машинах с ABS полностью исключить заносы на скользком покрытии невозможно, хотя наличие электронных систем безопасности в значительной мере повышает устойчивость на дороге.
Также торможение двигателем часто используется в горной местности при движении по серпантину, — в основном по причине значительного перегрева колодок вследствие их интенсивного использования. При возникновении нештатной ситуации, требующей быстрого реагирования, все же лучше давить на тормоз, а не тратить время на торможение двигателем, которое точно не поможет быстро остановиться.
В городе двигателем тормозят чаще всего из-за экономии топлива. Автолюбителей привлекает тот факт, что машина движется при отсутствии подачи топлива. При этом не истираются покрышки колес и тормозные колодки. На деле экономия оказывается незначительной, а ошибка в последовательности действий может испортить двигатель.
Метод нередко применяется, если тормоза вышли из строя. Конечно, в этом случае мы рекомендуем обращаться в сервис. Но если транспортировать автомобиль с помощью эвакуатора невозможно, некоторые смельчаки практикуют перемещение машины с использованием данного метода. Скорость замедляется с помощью переключения на пониженные передачи, далее машина останавливается посредством стояночного тормоза (ручника).
Основной недостаток торможения двигателем заключается в том, что стоп-сигналы в момент замедления не зажигаются, значит, идущие сзади автомобили могут не сразу заметить, что ваша машина снижет скорость, повышается риск возникновения аварийной ситуации. Однако гораздо печальней, что злоупотребление способом не лучшим образом сказывается на состоянии механизмов.
Вообще обратные нагрузки плохо переносятся двигателем. Надо понимать, что поршни современных моторов размещены несимметрично и при замедлении с помощью двигателя растут боковые нагрузки. Также повышается разряжение (давление становится ниже атмосферного) во впускном коллекторе, соответственно, увеличивается нагрузка на вентиляционную систему и могут возникнуть утечки. Масло перетекает прямо с распредвала во впускной коллектор. Смазка сочится через поршни прямо в цилиндры, а если машина оснащена турбиной, то еще и через нее. Избыточное масло скорее всего приведет к нагару свечей и порче поршневых колец, не говоря уже о засорении катализатора. В целом скачки давления отрицательно влияют на состояние элементов впуска. Загрязнение впускного коллектора тоже происходит по причине злоупотребления торможением двигателем. Это особенно вредно, если катализатор находится близко к коллектору.
Алгоритм действий
Торможение двигателем на машине с коробкой-автомат обычно ограничивается снятием ноги с педали акселератора: далее «умная» система самостоятельно понижает передачи в нужной последовательности. Однако это возможно не на всех машинах. Подробности об алгоритме действий изложены в инструкции каждой конкретной модели. Так, встречаются АКПП, где сначала нужно включить режим овердрайв (который соответствует третьей передаче), далее по достижении определенной скорости (не более 92 км/ч) следует перейти поочередно сначала на D2, затем при снижении скорости до 54 км/ч и ниже включить L, что соответствует второй и первой передаче. Иногда достаточно включить ручной режим.
С машинами на механике все не так просто. Существует стандартный способ и с «прогазовкой». В первом случае водитель поступает следующим образом: отпускает педаль газа, нажимает сцепление, включает третью передачу, далее по мере падения скорости — вторую и первую. Если вы едете на высокой передаче, переход на пониженную следует делать только через третью передачу. Если сразу перейти на низкую, колеса могут заблокироваться и машину закрутит. Кроме того, излишняя нагрузка не лучшим образом скажется на двигателе и коробке.
Режим с «прогазовкой» считается более щадящим. Основное отличие в том, что перед переходом на пониженные передачи водитель выжимает сцепление, переводит коробку в нейтральное положение, немножко газует и только потом осуществляет переключение на пониженную передачу.
В любом случае, ни при каких условиях нельзя переходить с высокой передачи сразу на первую. Выжимать педаль сцепления следует максимально плавно и только тогда, когда обнаружится связь двигателя с трансмиссией.
Переключаем АКПП правильно. Топ-5 причин поломки «автомата»
Казалось бы, справиться с автоматической коробкой переключения передач сможет кто угодно. Особых навыков не надо: поставил селектор на режим «D» и можно ехать. Но нередко даже профессионалы допускают ошибки, которые могут привести к дорогостоящему ремонту.
Популярность автомобилей с АКПП у водителей-новичков, особенно женского пола, не вызывает никаких сомнений. Да, обучение на «автомате» обойдётся вам немного дороже, но возможно стоит переплатить, хотя бы ради сохранения миллиардов нервных клеток? Простоту и удобство в управлении также никто не отменял. А в условиях столичных пробок коробка-«автомат» едва ли не единственный выход, чтобы избежать пытки, дергая рычаг каждые несколько минут.
Зачем на «автомате» рычаг управления?
Как управлять автоматической КПП, можно объяснить буквально в двух словах. Переключение передач выполняется в автоматическом режиме, а водителю нужно лишь давить на педаль акселератора или тормоза. Нажал ту, что правее, – автомобиль поехал; ту, что полевее, – машина останавливается. С этим справится даже ребёнок.
Рычаг управления АКПП нужен для переключения режимов работы трансмиссии. Изучим основные.
Режим «P» (сокращённо от parking — стоянка) представляет собой стояночный тормоз. При нём блокируются все колёса, даже при заведённом двигателе, поэтому машина остаётся стоять на месте. Этот режим применяется при стоянке или прогреве двигателя после запуска. Включать parking во время движения автомобиля недопустимо. Также не стоит этого делать при каждой остановке на светофоре или в пробке – достаточно будет воспользоваться педалью тормоза. Стоит также отметить, что режим «P» – не равен ручному тормозу. Штифт, который удерживает колёса от движения, очень тонкий, так что при стоянке на уклоне пользуйтесь «ручником»: вдруг блокировку просто-напросто сорвёт.
Далее следует режим «R» (сокращённо от reverse — обратный), который включает заднюю передачу.
Следующий режим «N» (от neutral — нейтральный), при котором автомобиль может свободно катиться, если не нажимать на педаль тормоза. Он используется при буксировке или при перемещении машины с заглушённым двигателем. Например, если вы заезжаете на бегущую ленту на бесконтактной автомойке.
Ну и наконец, самый основной режим движения – «D» (сокращённо от drive — ехать), при выборе которого автомобиль будет двигаться вперёд, а передачи переключаться в автоматическом режиме. На некоторых машинах также существуют дополнительные режимы, связанные с drive. Они обозначаются цифрами и используются для езды по бездорожью, на гололёде, на крутых склонах в горной местности и т.п. Сюда же примыкает режим «L» (от англ. low – низкий) – движение вперёд на пониженной передаче. Его нельзя включать при скорости более 30 км/ч, иначе машину попросту занесёт. Нередко вместо «L» можно увидеть обозначение «B» (сокращённо от bottom — дно).
Противоположный по смыслу режим скрывается за кнопкой «O/D» (от overdrive — повышенная передача) на рычаге управления АКПП. Он соответствует пятой передаче на «механике» и применяется при движении на высоких скоростях. По умолчанию этот режим выключен, да и долго на нём ездить всё равно не рекомендуется. Кстати, встречается он не на всех автомобилях. Так же, как и все последующие.
Режим «M» (сокращённо от manual — ручной) – это возможность вручную переключать передачи, повышая или понижая их через «плюс» и «минус».
Режим «S»/«PWR» (от англ. sport — спортивный / power — мощь) – спортивный режим, предназначенный для улучшения динамики: переключение на повышающую передачу происходит на более высоких оборотах, чем в стандартном режиме «D».
Режим «Е» (сокращённо от economy — экономичный) предназначен для движения с оптимальным расходом топлива. Обеспечивает более ранние переключения передач.
Зимний режим «W» (от англ. winter — зима), который иногда скрывается под символом снежинки, словами «SNOW» или «HOLD», помогает максимально плавно и безопасно стартовать зимой. Автомобиль трогается сразу со второй передачи. Но не стоит пользоваться этим режимом часто – идёт серьезная нагрузка на «автомат», и он может попросту перегреться.
Ну и наконец, режим «kickdown» – принудительное понижение передачи – включается при нажатой до упора педали акселератора. Тогда «автомат» переходит на более низкую передачу, обеспечивая тем самым максимальное ускорение. Это необходимо, например, когда вы хотите обогнать.
Начинаем движение
Итак, с режимами разобрались. Давайте теперь усвоим основные правила езды на «автомате». Чтобы начать движение вам нужно сначала завести автомобиль выжать правой ногой педаль тормоза, ухватиться за рычаг управления и перевести его из режима «P» в положение «D» или «R» – в зависимости от того, в каком направлении вы собираетесь начать движение. Затем опустите «ручник», если он был поднят, и плавно отпускайте педаль тормоза. Машина потихоньку начнёт движение. Чтобы придать автомобилю ускорение, воспользуйтесь педалью акселератора. Нажимать на неё нужно также исключительно правой ногой, чтобы не допустить ситуации, когда газ и тормоз нажимаются одновременно.
Для замедления движения просто отпустите педаль акселератора – «автомат» самостоятельно понизит передачи. Если остановиться нужно срочно, вам поможет педаль тормоза.
Не хотите ремонтировать АКПП? Тогда не делайте следующее
Самая распространённая проблема, обсуждаемая на всех форумах владельцев автомобилей с АКПП, – это перегрев трансмиссии. Так что нельзя перегружать «автомат» излишними нагрузками, и о буксировке прицепа на АКПП лучше забыть.
Чтобы перегреть коробку достаточно также регулярно и долго буксовать. Именно поэтому машины на «автомате» не предназначены для езды по бездорожью. Но если вы всё-таки застряли на просёлочной дороге, лучше воспользуйтесь лопатой или попросите кого-то вас подтолкнуть.
Как вы уже поняли, перегрев является довольно частой причиной поломки автоматической коробки передач. Чтобы его не случилось, постоянно контролируйте уровень трансмиссионного масла. Если смазки будет недостаточно, то «автомат» может перегреться, а в случае перелива возникнет течь. И то, и другое может привести к серьёзной поломке и дорогостоящему ремонту.
Ещё одной причиной неисправности «автомата» является включение режима «N» во время остановок на светофоре, в пробке и т.п., а также при движении накатом, например, под горку. Особенно часто так делают водители, привыкшие ездить на механической коробке передач и склонные к экономии топлива. Однако, нейтральная передача в автоматической трансмиссии и в механической КПП – это далеко не одно и то же. Хотите сберечь горючее, но при этом не повредить автомобиль, тогда читайте про 10 вариантов экономии топлива у нас в блоге.
Также на «автомате» нельзя переключаться между режимами «D» и «R» во время движения. То есть если вы захотите сдать назад, убедитесь, что ваш автомобиль полностью остановился, а уже потом переключайте положение селектора. В противном случае это чревато не только механическими повреждениями шестерёнок и фрикционов, но и поломкой картеров АКПП.
Ремонт автоматической КПП – удовольствие не из дешёвых. Да и вообще сомнительное удовольствие 🙂 Так что следуйте нашим рекомендациям, и тогда автоматическая трансмиссия прослужит вам долго.
Стояночный тормоз
Стоя́ночный то́рмоз — часть тормозной системы, предназначенная для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии относительно опорной поверхности.
Стояночный тормоз предназначен для затормаживания автомобиля, трактора [1] , комбайна [2] на стоянках и удержания его на уклонах.
В большинстве случаев стояночный тормоз приводится в действие рукой, посредством поднятия рычага вверх, как правило, находящегося на трансмиссионном тоннеле между сиденьями водителя и переднего пассажира. На спортивных машинах рычаг может располагаться между сиденьем и дверью водителя, в этом случае пассажир не имеет к рычагу случайного доступа. В силу этого часто простонародно называется «ручно́й тормоз», «ручни́к», а постановка машины на ручной стояночный тормоз обозначается как «затянуть ручник».
Однако существует большое количество моделей, в которых стояночный тормоз приводится в действие ножной педалью, например Toyota Crown, как правило, это автомобили с автоматической коробкой перемены передач. Педаль стояночного тормоза обычно находится около площадки для отдыха ноги водителя, в стороне от основных педалей и имеет небольшие размеры, чтобы водитель не перепутал её с одной из основных педалей. В большинстве случаев, она же предназначена и для растормаживания автомобиля, однако иногда для этого применяется рычаг под рулём, схожий с рычагом для открывания капота. Широкое распространение такой стояночный тормоз получил в автомобилях североамериканских производителей, а также на «праворульных» японских автомобилях. Также существуют автомобили, на которых рычаг ручного тормоза находится возле рулевой колонки, например ГАЗ-21 «Волга».
У автопроизводителей наблюдается тенденция по замещению механических стояночных тормозов на электронные [3] .
Содержание
- 1 Привод на задние колёса
- 2 Трансмиссионный тормоз
- 3 Пружинные энергоаккумуляторы
- 4 Проверка исправности
- 5 Ситуации применения
- 6 Замещающие механизмы
- 7 См. также
- 8 Комментарии
- 9 Примечания
Привод на задние колёса [ править | править код ]
На легковых автомобилях, в большинстве случаев, рычаг стояночного тормоза соединяется гибким металлическим тросом в оболочке с задними барабанными тормозными механизмами, в которых находится устройство, приводящее в действие штатные колодки.
Водитель натягивает рукоятку, увлекая вместе с ней проложенный в оболочке трос и коромысло. Коромысло уравнивает натяжение тросов и через них натягивает рычаги в тормозных устройствах правого и левого задних колёс, которые, опираясь на планки, раздвигают тормозные колодки в разные стороны. [4] Для растормаживания колёс автомобиля водитель должен немного потянуть на себя рукоятку ручного тормоза, нажать на торцевую кнопку, разобщающую храповой механизм, затем поставить рукоятку в исходное положение.
Если на легковом автомобиле сзади установлены дисковые тормозные механизмы — то технически совместить в дисковом тормозе гидравлический и механический привод сложно. В этом случае имеются отдельные стояночные барабанные тормозные механизмы. [5]
Трансмиссионный тормоз [ править | править код ]
На некоторых грузовых автомобилях, а также на внедорожниках и на некоторых легковых автомобилях (ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка»), стояночный тормоз действует не на колёса, а на трансмиссию [6] . Детали тормозного механизма монтируются на коробке передач или на раздаточной коробке, действуют на карданный вал и именуются ещё центральным тормозом [7] . В свою очередь, трансмиссионные тормоза бывают дисковые (ЗИС-150) и барабанные (ГАЗ-51, ЗИЛ-130 и др).
Если произойдёт авария (обрыв карданного вала) — автомобиль останется без стояночной тормозной системы.
На автомобилях с АКПП роль дополнительного стояночного тормоза выполняет механизм блокировки выходного вала АКПП в режиме «P». Но его возможности по удержанию автомобиля, особенно на уклоне, достаточно ограничены и пользоваться им следует только совместно с основным стояночным тормозом.
Пружинные энергоаккумуляторы [ править | править код ]
На грузовых автомобилях и автобусах с пневматическим тормозным приводом (например, на автомобилях КАМАЗ) в тормозных камерах установлены пружинные энергоаккумуляторы, затормаживающие транспортное средство не только в рабочем режиме, но и на стоянке или в случае аварии (снижение давления, отказ воздушного компрессора, обрыв тормозного шланга). Для постановки на стоянку водитель снижает давление в пневматической системе, распрямляющиеся пружины надёжно прижимают тормозные колодки к барабану. Растормаживают машину, повышая давление воздуха. При буксировке аварийного автомобиля (на жёсткой сцепке) необходимо выкрутить болты в энергоаккумуляторах, сжав пружины [8] .
Проверка исправности [ править | править код ]
В соответствии с «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (приложение к Правилам дорожного движения)
Эксплуатировать транспортное средство запрещено:
1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
- транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 градусов включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
Для проверки стояночного тормоза в «домашних» условиях можно затянуть его до отказа, включить первую передачу и плавно отпускать сцепление. При исправном стояночном тормозе двигатель должен глохнуть вплоть до полной остановки. Если автомобиль медленно движется, что-то не в порядке.
Ситуации применения [ править | править код ]
- Трогание на крутом подъёме;
- Парковка на площадке;
- Кратковременный выход из машины (автозаправка, магазин и др.)
- Длительное использование основного тормоза (стоянка в дорожной пробке, перед светофором и др.);
- Отказ основной тормозной системы. В случае аварийной ситуации нужно тормозить резким и сильным вытягиванием рукоятки тормоза, не допуская длительного трения тормозных колодок о барабан, так как при этом фрикционные накладки и механизм перегреваются и уменьшается максимальный тормозной момент;
- Для вхождения в управляемый занос.
Не рекомендуется длительное хранение автомобиля, заторможенного стояночным тормозом, так колодки могут прикипеть (а в холодное время года примерзнуть) к барабану.
Инструкторы в автошколах учат парковаться заносом, включив первую передачу, вывернув руль и затянув ручник (данный приём в основном используется при контраварийной подготовке).