Что такое вечный финансовый двигатель
Вечный двигатель
Пока что доля России составляет менее 1% от общемирового производства электричества на базе альтернативной энергетики
К 2020 году производство электроэнергии в России за счет возобновляемых источников обещают увеличить в 10 раз. «Производство электроэнергии мощностями, работающими на ВИЭ, может достичь 80 млрд. кВт/ч против 8 млрд. кВт/ч в 2007 году»,— говорится в утвержденной концепции долгосрочного социально экономического развития страны на период до 2020 года.
Альтернатива в законе
Разработчики концепции считают необходимым к 2020 году обеспечить прирост установленной мощности крупных и средних гидроэлектростанций (свыше 25 МВт.) на 25,1 Гвт. Также в документе отмечается, что развитие экономики в долгосрочной перспективе характеризуется ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем на 3,8–4% в год со снижением до 3,6–3,7% в 2016–2020 годы именно за счет менее энергоемких производств и политики энергосбережения. «Если в традиционной энергетике прогнозируется непрерывный рост тарифов на энергию, то в альтернативной возможна не только стабилизация, но и снижение тарифов, — считает Юрий Беляев, д.э.н., профессор Южного института менеджмента и КубГТУ. — Таким образом, переход на альтернативную энергетику в широком масштабе — это один из перспективных путей развития экономики страны. Для перехода на этот путь необходимо прежде всего побороть консервативную инерционность подходов и существующие стереотипы, связанные с нетрадиционной энергетикой».
Судя по всему, то, о чем так долго грезили инициаторы продвижения малой и масштабной альтернативной энергетики, свершилось. Хотя первый шаг со стороны государства был сделан еще в конце 2007 года, а с того момента на деле мало что изменилось. По инициативе РАО «ЕЭС» России в качестве поправок к уже существующему «Закону об электроэнергетике» были приняты статьи, направленные на поддержку развития возобновляемой энергетики. Принятые поправки тогда не только впервые дали определение ВИЭ в законодательстве РФ, но и определили задачи для правительства по их развитию. В частности, правительство должно было принять критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации за более дорогую «зеленую генерацию».
По мнению Павла Безруких, д.т.н., заместителя гендиректора московского ГУ «Институт энергетической стратегии», камнем преткновения для развития возобновляемой энергетики всегда были две проблемы — тарифы на продажу электроэнергии и условия подключения в общую сеть, И если, скажем, малая гидроэнергетика практически всегда была конкурентоспособной, то себестоимость электроэнергии, выработанной, например, ветроагрегатом, по расчетам получается выше тарифа, установленного для операторов общей сети.
А проблема конкурентоспособности возникает тогда, когда производитель включается в энергосистему, где себестоимость производства электроэнергии ниже, что ему абсолютно невыгодно. Но в обновленном законе закреплены равные права для всех производителей электроэнергии, предусмотрен механизм финансовой поддержки предприятий, вырабатывающих электроэнергию с помощью возобновляемых источников в виде компенсации, которая покрывает себестоимость и приближает рентабельность выработки электроэнергии. Таким образом, сегодня существуют все правовые условия для того, чтобы в небольших поселениях становилось выгодно строить собственные малые ГЭС, ветростанции, поставлять энергию в общую в сеть по повышенной цене, а покупать по пониженной.
Денис Масягин, директор ООО «Солнечный Дом», считает, что низкие темпы внедрения установок альтернативной энергетики обусловлены низкими ценами на углеродное топливо и невысокими тарифами на энергоносители. По этой причине альтернативная энергетика в Краснодарском крае находится на начальном этапе развития.
— Могу сказать, что для большинства предприятий, работающих на «альтернативном» рынке основной проблемой является вопрос выживания,— говорит Денис Масягин.— Пока что альтернативная энергетика не может составлять достойную конкуренцию традиционной, остро нуждаясь в господдержке. Администрацией Краснодарского края в 2006 году разработана и вступила в действие программа «Энергосбережение в Краснодарском крае на 2006–2010 годы», которая уже принесла свои плоды. Но, к сожалению, программа не решает всех проблем.
Действительно, в рамках программы должна вестись работа по развитию геотермальной энергетики для нужд теплоснабжения, применению солнечных коллекторов и тепловых насосов, использования биомассы и т. д. Но фактически ее реализацией занимается только ГУ КК «Центр энергосбержения и новых технологий», который не торопится афишировать результаты своей деятельности.
Александр Иванов, инженер
— Ситуация с внедрением альтернативных источников энергии в крае находится на уровне популистских заявлений. Реальных объектов, на которых установлены данные системы, очень мало. В основном это частный сектор — жилые дома. Препятствуют высокая стоимость оборудования и наш менталитет. Бывает трудно объяснить человеку, что 5–6 лет — очень небольшой срок окупаемости оборудования, ведь данные системы позволяют стабильно экономить энергоносители, запас которых уже сейчас очень ограничен. Еще проблема — это политика администрации любого уровня. Посмотрите, сколько в крае котельных с котлами, выпущенными в 50–60-х годах прошлого века с КПД 20–30%. Но никто не хочет посмотреть на эту проблему реально, так как эти объекты бюджетной сферы, а значит никому не нужны. И сжигают эти котельные газа в четыре, а то и в пять раз больше потребного, загрязняя внешнюю среду и отбирая у наших потомков необходимые энергоносители.
Экологи также отмечают недостаточное понимание властями важности этого направления. «Нехватку средств, выделяемых как из федерального, так и краевого бюджета, вероятно, можно объяснить тем, что для властей более понятны варианты строительства атомных электростанций, где велик объем капиталовложений,— считает Олег Царук, руководитель регионального отделения WWF «Российский Кавказ».— Энергопоставляющие и энергопроизводящие компании также предпочтут крупные объекты, поскольку на них, собственно, они и держатся. А ветро- и гелиостанции рассчитаны на минимум промежуточных звеньев (хотя в США выработкой электроэнергии на «плантациях ветряков» занимаются именно крупные фирмы). Наверное, сторонникам этого направления стоит подумать о просвещении властей и потенциальных спонсоров. И, конечно, искать выход на рядового потребителя, которому не захочется содержать бюрократию крупных энергетических компаний».
Доступность альтернативных систем большому кругу людей, по мнению Александра Иванова, в первую очередь зависит от политики государства.
«К примеру, было бы эффективно значительно снизить таможенные пошлины на данные системы, предоставить беспроцентные ссуды на покупку оборудования хотя бы на 10 лет»,— размышляет специалист. В пример эффективного использования ВИЭ в частном секторе он приводит компанию «Краснодарстрой»: «Фирма установила систему солнечных водонагревателей на недавно построенном гостиничном комплексе «ПАРУС» в поселке Витязево, Анапа. Гостиничный комплекс на 360 человек отработал уже два сезона. В летний период он полностью обеспечен горячей водой, в зимний период, когда отдыхающих мало и расход горячей воды небольшой, система также работает и на отопление».
Практика покажет
Если присмотреться, какие страны являются лидерами в развитии альтернативной энергетики, то не сложно понять, почему среди них нет России. Для того чтобы страна начала активно использовать ВИЭ, необходимы высокая потребность в электроэнергии и топливе при низкой обеспеченности запасами нефти и газа плюс значительная доля государственного участия в НИОКР и развитии инфраструктуры новой энергетики. При этом наличие условий — только фактор выбора конкретного спектра технологий альтернативной энергетики.
ЮФО считается достаточно приспособленным для развития альтернативной и возобновляемой энергетики, поскольку здесь сконцентрированы все необходимые природные условия: среднегодовой уровень ветра, изобилие солнца и множество рек. «Для территории с большим количеством солнечных дней и морских побережий Краснодарский край можно охарактеризовать как «белое пятно» в развитии альтернативной энергетики,— говорит Олег Царук,— особенно если сравнивать с аналогичными территориями, скажем, в Западной Европе или Японии. У нас огромное поле для развития».
Кроме того, сейсмически активные районы Кавказа могут служить постоянным источником геотермальной энергии. Исследования этого вопроса в СССР начались еще в 1957 г., когда была построена первая геотермальная станция на Камчатке, однако до сих пор индустриального освоения этих запасов энергии нет даже в мире: на акции геотермальных компаний (их всего 10 по сравнению с 44 производителей солнечных батарей) приходится только 1% капитализации всех компаний альтернативной энергетики. В нашем крае сегодня имеется 80 скважин, откуда на глубине до 10 км добывается до 10 млн. тонн геотермальной воды с температурой 100–120 °С. Но эта технология считается экологически чистой только в случае обратной закачки использованных гидроресурсов в недра или теплопередачи вовсе без процесса выкачки воды.
До кризиса планировался даже комплексный проект альтернативных видов энергетики на базе инфраструктуры поселка Розовый, в состав которого входит реконструкция теплового отопления на базе потенциала геотермального источника, ветровой энергетики, энергии биомасс и строительство ГЭС. Активно использовать климатические условия ЮФО планировала и компания заказавшая в «Ростовтеплоэлектропроекте» проектную документацию по использованию ВИЭ в Краснодарском и Ставропольском краях. По мнению Виктора Гвоздева, гендиректора «ЮГК– даже сейчас, при сравнительно дешевом органическом топливе, мощности на ВИЭ в ряде случаев оказываются экономически более целесообразными. А с дальнейшим удорожанием топливных ресурсов экономическая эффективность ВИЭ значительно возрастет. Примечательно, что даже в момент обострения кризиса многие крупные компании не отказались от своих обязательств.
Так, осенью испанская компания Iberdrola Renovables и ООО «ВетроэнЮг» заявляли о планах постройки в Краснодарском крае ряда ветроэнергетических станций общей стоимостью 1,6 млрд. евро. В первую очередь говорилось о постройке ВЭС мощностью около 50 МВт на территории Геленджика с объемом инвестиций 150 млн. евро.
Для реализации проекта даже было выделено два земельных участка, расположенных в районе Маркотхского хребта. Также этой осенью администрациями Мостовского, Армавирского, Новокубанского, и Апшеронского районов Краснодарского края были подписаны соглашения с канадской компанией Greta Energy Inc. о выделении площадок для проведения мониторинга активности ветра. Первой планировали запустить ВЭС мощностью 50 МВт в Ейском районе. Намереваясь вложить 80 млн. евро, Greta Energy Inc. собиралась запустить станцию в 2010 году и окупить еще через 7 лет. В декабре Юрий Синяев, директор по маркетингу группы компаний «КОНТИ», подтвердил планы компании выступить инвестором строительства завода по производству солнечных батарей. «Мы выступаем в этом проекте не как портфельный инвестор, а как компания, заинтересованная в продвижении и развитии этих технологий,— рассказал Юрий Синяев. — Проект будет реализовываться совместно с краснодарской компанией “Солнечный ветер”».
На данный момент в Краснодаре завод «Солнечный ветер» уже выпускает солнечные элементы мощностью 5 МВт в год. Кроме того, активно действует на рынке и компания «Рэйнбоу», внедряя на частных и корпоративных объектах края гелиоустановки для обеспечения горячего водоснабжения и отопления объектов за счет энергии солнца. Алексей Щибря, директор филиала рассказал, что в начале 2009 года компания приступает к внедрению на территории края ветроэнергетических и фотоэлектрических установок RKraft различной мощности для обеспечения объектов электроэнергией.
— Перспективы развития альтернативной энергетики в России, и в Краснодарском крае в частности, имеют положительную тенденцию,— отмечает Алексей Щибря.— Этому способствует, увеличение стоимости электричества и дизтоплива. Кроме того, не везде есть возможность получить дешевый источник энергии — газ, который на внутреннем рынке тоже продолжает дорожать. уровень доходов населения России растет. Все это приводит к повышению интереса к альтернативной энергетике.
Примечательно, что сегодня, несмотря на инициативу государства, активные действия и многообещающие высказывания участников «альтернативного» рынка, эксперты «со стороны» не спешат давать радужные оценки перспективам развития ВИЭ. Так, аналитики финансового рынка отмечают высокие риски инвестиций в альтернативные источники энергии. Новые технологические проекты интересуют венчурных капиталистов и фонды прямых инвестиций только при условии, если те обещают возврат 40–50% годовых. Несмотря на то, что сегодня в мире существует порядка 500 торгующихся на рынке компаний, связанных с ВИЭ, около 80% из них имеет либо неликвидный рынок акций, либо это компании с высокой долей выручки от бизнеса, не имеющего ничего общего с альтернативной энергетикой.
«Чистых» же игроков, чьи акции обладали бы достаточной ликвидностью (объем торгов не меньше $2–5 млн. в день) в мире всего около 30–40. Представители WWF настроены чуть более оптимистично. «Очевидно, что в условиях финансового кризиса говорить о легком развитии альтернативной энергетики достаточно сложно, — резюмирует Олег Царук.— Трудно представить выделение больших средств на это направление в целом по краю. Хотя определенные возможности существуют: напомню, что правительство РФ пообещало сделать игры 2014 года максимально «зелеными». Вот здесь и открывается некая лазейка, ведь на данный момент ветро- и гелиостанции являются наиболее экологически чистыми, что подтвердил опыт Олимпиады–2008 в Пекине. Поэтому в Краснодарском крае ситуация не так уж безнадежна».
Вынесен приговор командиру воронежской части, продавшему моторы к боевой технике
Воронежский гарнизонный военный суд вынес приговор командиру бывшей базы хранения на юге области Леониду Гойхману. Он вместе с подчиненным продал два новых запасных двигателя к боевой технике, фактически обменяв их на старые с доплатой. За крупную растрату раскаявшийся и компенсировавший ущерб боевой офицер получил штраф в 350 тыс. руб. Обжаловать приговор он не стал.
Гарнизонный суд опубликовал приговор по делу о растрате с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК РФ, наказание — от штрафа в 100 тыс. руб. до шести лет лишения свободы) на бывшей базе хранения и ремонта военной техники на юге Воронежской области (теперь на ее площадях развернуты другие подразделения). Из приговора следует, что Леониду Гойхману помогал в махинациях с двигателями его подчиненный — начальник склада автобронетанкового имущества Вячеслав Хорошилов. Суд также назначил ему штраф — 120 тыс. руб.
Как собирали деньги на ремонт в воронежской части
В декабре 2018 года Леонид Гойхман познакомился со скупщиком старых двигателей (его имя не раскрывается) и договорился о продаже ему одного дизельного и одного газотурбинного мотора из ремонтных комплектов к технике: офицер заявил, что они списаны и подлежат утилизации. В действительности двигатели прошли заводской ремонт, в рамках которого их восстановили до состояния новых. Чтобы избежать недостачи на складе, офицер попросил покупателя взамен исправных двигателей привезти два изношенных и непригодных к эксплуатации — якобы для дальнейшей утилизации. В свои планы командир посвятил подчиненного — начальника склада Вячеслава Хорошилова, которому и доверил «техническую сторону» дела, объяснив, что скупщика нужно обманывать об утилизации. Господин Хорошилов, как указано в материалах суда, согласился на предложение командира.
Меньше чем через две недели план был реализован: командир разрешил покупателю заехать на автоманипуляторе на склад, начальник которого помог обменять два двигателя на старые и увезти. На территории склада за два двигателя господин Хорошилов получил 500 тыс. руб., которые передал господину Гойхману. Тот вернул подчиненному за услуги 50 тыс. руб., оставив остальное себе. В январе 2019 года господин Гойхман решил дополнительно запутать возможных проверяющих и попросил подчиненных перегрузить с другого склада на склад Хорошилову еще несколько двигателей, осложнив доступ к подмененным моторам.
Но это не помогло офицерам, которые, впрочем, не пытались скрыть свои действия от других военнослужащих. Один из свидетелей, бывший слесарь механосборочных работ части, слышал о намерениях командования и даже чистил привезенные старые двигатели. Другой свидетель, начальник отделения обеспечения части, «хорошо знал» о происходившем со слов командира части и начальника склада. Некоторые свидетели, в частности начальник организационно-планового отделения, знали и финансовые аспекты сделки. В результате оперативники начали наблюдать за личными разговорами Гойхмана и Хорошилова, а также прослушивать телефонные разговоры командира с продавцом.
Как майор в тамбовской части оспаривал взыскания за фотографии
Экспертиза оценила дизельный двигатель в 400 тыс. руб., газотурбинный — в 450 тыс. руб. Ущерб в 850 тыс. руб. осужденные погасили пополам. Также им пришлось оплатить штрафы. Назначая их, суд учел, что оба офицера — участники боевых действий, признали вину и раскаялись, имеют награды, а Хорошилов воспитывает несовершеннолетнего ребенка. Обжаловать приговор подсудимые не стали. Представлявшие интересы Леонида Гойхмана и Вячеслава Хорошилова адвокаты Иван Казарин и Владислав Зайцев отказались комментировать “Ъ-Черноземье” приговор и его последствия для подзащитных на службе.
Прогревать или нет двигатель зимой? Ответ на вечный вопрос
С приходом зимы вернулся и знакомый для автомобилистов ритуал: кузов приходится очищать от снега, лобовое стекло и боковые зеркала отогревать от наледи, а мотор начал дольше работать в холостую. Одни технические специалисты уверяют, что прогревать автомобиль перед стартом не имеет смысла, так как гораздо эффективнее машина прогревается на ходу. А вот другие уверены, что без длительного прогрева масло загустеет, и это негативно скажется на работе двигателя. Так нужно ли нет прогревать двигатель зимой и как это правильно делать?
Как рассказал в беседе с Autonews.ru технический директор сервисного центра «Автоглобус» Андрей Конев, даже при умеренных морозах специальный прогрев двигателю не нужен. Так можно действовать (то есть не прогревать мотор перед поездкой) до наступления температуры в минус 15 градусов по Цельсию. Потому что современные масла обладают достаточной химической формулой для того, чтобы не загустевать на морозе.
«Современные масла позволяют любому двигателю работать бесперебойно и с сохранением ресурса даже в небольшой холод. Но в более сильные морозы некоторые ограничения все-таки накладываются на запуск турбомоторов. Бензиновый атмосферный мотор можно не прогревать. А вот бензиновый с турбиной — другое дело. Чтобы турбина нагрелась, а система смазки полноценно заработала, можно прогреть мотор в течение одной минуты. Этого вполне достаточно», — считает Конев.
Эксперт склоняется к мнению, что современные двигатели прогрева не требуют, так что нет смысла держать машину на холостых оборотах. Однако давать машине серьезную нагрузку сразу после пуска и утапливать газ на старте с места все-таки не нужно. Технические специалисты сервисных центров рекомендуют стартовать плавно и ехать первые несколько десятков метров спокойно. Так все узлы автомобиля в движении и без нагрузок дойдут до своей рабочей температуры.
Как пояснил директор другого сервисного центра Андрей Савин, устройство современного двигателя таково, что его работу поддерживает множество электронных датчиков.
«Не стоит забывать, что современные масла гораздо лучше тех, что заливали в автомобили в прежние времена. Да и мотор быстрее прогревается в движении, а не на холостом ходу. Также стоит сказать, что в сильный минус не стоит резко стартовать, особенно на автомобиле с полным приводом. Трогаться нужно спокойно и плавно», — посоветовал Савин.
Более пристального внимания и длительного прогрева требует дизельный двигатель. На морозе в минус 15 градусов и ниже дизельный двигатель стоит прогреть в течение 3-5 минут. По словам Андрея Конева, у солярки есть свойство слегка загустевать в морозное время года. Поэтому чтобы топливо в фильтрах стало более жидким, машину все-таки можно прогреть несколько минут.
При этом многие специалисты считают, что даже самое качественное синтетическое масло становится более вязким, и холодный двигатель какое-то время работает в условиях дефицита смазки, из-за чего есть риск возникновения трения металла. Поэтому самое губительное для техники — начать движение сразу после пуска резким рывком.
Технические специалисты автосервисов поясняют, что это относится в первую очередь к машинам с большими пробегами, но даже им достаточно прогреть мотор в течение пяти минут. Потому что долгие простои на холостом ходу также не принесут технике автомобиля ничего хорошего. Оптимальным вариантом можно считать прогрев мотора в течение 3-5 минут.
Зимняя эксплуатация гибридных машин и электромоторов отличается от стандартных бензиновых и дизельных двигателей. Потому что гибридные силовые агрегаты сами определяют режим работы, и чаще всего в холодное время года электроника запускает двигатель внутреннего сгорания уже после включения автомобиля.
«Рекомендации здесь действуют те же, и специального прогрева тоже не требуется. Нажал кнопку пуска, подождал пару секунд для собственного психологического спокойствия, зажглись приборы и фары, после этого можно ехать. Для нормальной работы масляной системы ДВС даже в сильный мороз достаточно всего пары секунд. А вопрос прогрева электрического двигателя вообще не стоит, потому что прогревать электромотор запрещается инструкцией по эксплуатации. Его можно только охлаждать. Вообще электромотору чем холоднее, тем лучше. А идеальная температура для электродвигателя — абсолютный ноль», — рассказал технический директор сервисного центра Hybrids.ru Владимир Когут.
В большинстве случае автовладельцы зимой прогревают свои машины гораздо дольше пяти минут, хотя, как мы выяснили выше, технических оснований для этого нет. Некоторые и вовсе включают предпусковой подогрев и дистанционно запускают двигатель за час до выхода из дома. Если машина все это время стоит на месте и вырабатывает выхлопные газы, соседи могут разозлиться. Так произошло в одном из московских дворов: водителю под стекло поместили записку с угрозами штрафа за вредные выбросы.
Решить такую проблему в рамках правового поля крайне тяжело, но у соседей действительно есть основания возмутиться. Согласно статье 17.2 ПДД, во дворах жилых домов запрещена стоянка с работающим двигателем — прогревать машину можно не дольше пяти минут. А статья 12.28 КоАП РФ как раз рассматривает нарушения правил движения в жилых зонах и подразумевает штраф в 1500 рублей по стране и 3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга. Однако наказать автомобилиста за долгий прогрев можно только в том случае, если машина стоит внутри двора.
Если же автомобиль припаркован за пределами двора или общего пространства домов, а на въезде в микрорайон нет знака «Жилая зона», то греть двигатель можно. Проще говоря, если соседские окна выходят на улицу, а не во двор, то к водителям с работающим двигателем претензий быть не может. А вот те, кто паркуются возле подъезда и любят погреть мотор подольше, все-таки могут получить штраф.
Чем закончились попытки создать вечный двигатель
300 лет назад саксонский инженер Иоганн Бесслер, также известный как Орфиреус, представил проект вечного двигателя. После его смерти была доказана невозможность таких механизмов, однако ученые в разное время предлагали свои варианты самодвижущихся конструкций. Самые необычные модели — в обзоре РБК.
12 ноября 1717 года саксонский врач и инженер Иоганн Бесслер, также известный как Орфиреус, представил проект вечного двигателя. Конструкция представляла собой полое самодвижущееся колесо с системой противовесов диаметром около четырех метров. Модель прошла большое количество тестов и была способна работать на протяжении длительных промежутков времени — в рамках официального теста колесо вращалось в закрытой комнате в течение 54 дней.
Устройство своего изобретения инженер держал в тайне, предлагая раскрыть ее за внушительное денежное вознаграждение. Бесслера неоднократно обвиняли в мошенничестве, но сам он так и не раскрыл секрет своего изобретения, а через несколько лет и вовсе его уничтожил. Уже после смерти инженера была доказана невозможность создания вечного двигателя.
Один из первых проектов вечного двигателя создан в XII веке — индийский математик и астроном Бхаскара II создал колесо с прикрепленными к нему сосудами, заполненными ртутью. Именно с этого момента и на протяжении столетий идея создания вечного двигателя ассоциировалась с колесом. Чертежи таких устройств оставил, например, Леонардо да Винчи, который, однако, к самой идее относился скептически.
Бурный рост интереса к созданию вечного двигателя со стороны ученых и натуралистов возник в XVII–XVIII веках. В это время появлялись новые модели, одной из которых стала концепция самозаполняющейся чаши английского ученого Роберта Бойля. Его идея, однако, противоречит законам физики.
В середине XVIII века британский часовщик Джеймс Кокс изобрел напольные часы вечного движения. В качестве движущей силы служила ртуть — под влиянием атмосферного давления она перемещалась из стеклянного сосуда в стеклянную трубку. Сосуд и трубки были подвешены на цепях и уравновешены противовесами. В устройстве использовалось около 68 кг ртути, а сам изобретатель называл их настоящим вечным двигателем. Сейчас изобретение хранится в лондонском Музее Виктории и Альберта (уже без ртути).
В первой половине XIX века английский изобретатель и член парламента Уильям Конгрив разработал свою систему вечного двигателя, работающую на основе капиллярного эффекта в губках. По мысли Конгрива, движение в системе должно было возникать из-за разницы в весе сухих и мокрых губок.
Во второй половине XIX века американец Джон Роберт Килли заявил, что ему удалось сконструировать принципиально новый механизм, который приводится в действие звуковыми вибрациями на основе энергии эфира. Его изобретением заинтересовалась Клара Блумфилд Мур, вложившая в разработку проекта около $100 тыс. Она также выплачивала «изобретателю» от $250 до $300 ежемесячно. После смерти Килли выяснилось, что машина приводилась в действие с помощью резервуара сжатого воздуха, тщательно спрятанного под потолком.
В XX веке созданием вечного двигателя занимался австралийский изобретатель Дэвид Юнайпон. Ему удалось создать проект вертолета, работающего по принципу бумеранга, однако его работы по вечному двигателю успехом не увенчались. Впрочем, в процессе работы ему удалось найти конструктивные решения для некоторых своих изобретений.
Сейчас изображение Юнайпона можно увидеть на банкноте в 50 австралийских долларов. Известный австралийский художник и поэт Норман Линдси рассказывал, что однажды спросил Юнайпона, чем тот планирует заняться, на что он ответил, что намерен решить проблему вечного движения, в ответ на что Линдси рассмеялся. «Я знаю, что это невозможно, но каким триумфом это будет для моего народа, если меня ждет успех», — сказал изобретатель, происходивший из коренного австралийского племени нгарринджери.
В мае 2017 года стало известно, что российские ученые из МФТИ нашли способ создать квантовое устройство, нарушающее второе начало термодинамики (которое оспаривает возможность создания вечного двигателя) и обладающее КПД, фактически равным 100%. Сейчас ученые под руководством заведующего Лабораторией физики квантовых информационных технологий МФТИ Гордея Лесовика занимаются воплощением этой идеи на практике.