Что такое в двигателе вакумный
Вакуумный насос
Вакуумный насос — устройство, служащее для удаления (откачки) газов или паров до определённого уровня давления (технического вакуума).
Содержание
- 1 История развития вакуумной техники
- 2 Принципы работы
- 3 Классификация
- 3.1 Классификация насосов по конструктивному признаку
- 4 Применения
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
История развития вакуумной техники [ править | править код ]
Началом научного этапа в развитии вакуумной техники можно считать 1643 г., когда Торричелли впервые измерил атмосферное давление. Около 1650 года Отто фон Герике (Otto von Guericke) изобретает механический поршневой насос с водяным уплотнителем. Изучалось поведение различных систем и живых организмов в вакууме. [1]
Наконец, во второй половине XIX в. человечество шагнуло в технологический этап создания вакуумных приборов и техники. Это было связано с изобретением ртутно-поршневого насоса в 1862 году и потребностью в вакуумировании со стороны нарождающейся электроламповой промышленности. [2] Начинают изобретаться такие вакуумные насосы: вращательный (Геде, 1905), криосорбционный (Дж. Дьюар, 1906), молекулярный (Геде, 1912), диффузионный (Геде, 1913) [3] ; манометры: компрессионный (Г. Мак-Леод, 1874), тепловой (М. Пирани, 1909), ионизационный (О. Бакли, 1916).
В СССР становление вакуумной техники началось с организации вакуумной лаборатории на ленинградском заводе «Светлана». [4] Началось бурное развитие электроники и новых методов физики.
Принципы работы [ править | править код ]
Объёмные насосы осуществляют откачку за счёт периодического изменения объёма рабочей камеры. В основном они используются для получения предварительного разрежения (форвакуума). К ним относятся поршневые, жидкостно-кольцевые, ротационные (вращательные). Наибольшее распространение в вакуумной технике получили вращательные насосы.
К высоковакуумным механическим насосам относятся: пароструйные насосы (парортутные и паромасляные), турбомолекулярные насосы. Молекулярные насосы осуществляют откачку за счёт передачи молекулам газа количества движения от твёрдой, жидкой или парообразной быстродвижущейся поверхности. К ним относятся водоструйные, эжекторные, диффузионные молекулярные насосы с одинаковым направлением движения откачивающей поверхности и молекул газа и турбомолекулярные насосы с взаимно перпендикулярным движением твёрдых поверхностей и откачиваемого газа.
Классификация [ править | править код ]
Вакуумные насосы классифицируют как по типу вакуума, так и по устройству. Область давлений, с которой имеет дело вакуумная техника, охватывает диапазон от 10 5 до 10 −12 Па. Степень вакуума характеризуется коэффициентом Кнудсена K n , величина которого определяется отношением средней длины свободного пробега молекул газа к линейному эффективному размеру вакуумного элемента Lэф. Эффективными размерами могут быть расстояние между стенками вакуумной камеры, диаметр вакуумного трубопровода, расстояние между электродами прибора.
Вакуумные насосы по назначению подразделяются на сверхвысоковакуумные, высоковакуумные, средневакуумные и низковакуумные, а в зависимости от принципа действия — на механические и физико-химические. Условно весь диапазон давлений для реальных размеров вакуумных приборов может быть разделён на поддиапазоны следующим образом: [5]
- Низкий вакуум λ Kn ≤ 5⋅10 −3 Давление 10 5 …10 2 Па (10 3 …10 0 мм рт. ст.)
- Средний вакуум λ ≥ Lэф 5⋅10 −3 Давление 10 2 …10 −1 Па (10 0 …10 −3 мм рт. ст.)
- Высокий вакуум λ > Lэф Kn ≥ 1/3 Давление 10 −1 …10 −5 Па (10 −3 …10 −7 мм рт. ст.)
- Сверхвысокий вакуум λ >> Lэф Kn >> 1/3 Давление 10 −5 Па и ниже (10 −7 …10 −11 мм рт. ст.)
Классификация насосов по конструктивному признаку [ править | править код ]
- Механические
- Поршневые (в том числе ртутно-поршневые)
- Диафрагменные
- Пластинчато-роторные (в том числе водокольцевые)
- Винтовые
- Рутса
- Золотниковые
- Спиральные
- Магниторазрядные
- Струйные
- Паромасляные диффузионные
- Паромасляные бустерные
- Сорбционные
- Криогенные
Вакуумные насосы также делят по физическим принципам их работы на газопереносные насосы и газосвязывающие насосы. Газопереносные насосы транспортируют частицы либо через некий рабочий объём (Поршневые насосы), либо путём передачи механического импульса частице (за счет столкновения). Некоторые насосы нуждаются в молекулярном течении переносимого вещества, другие — в ламинарном. Механические насосы подразделяются на объёмные и молекулярные.
Применения [ править | править код ]
Для получения той или иной степени вакуума требуются соответствующие насосы или их комбинация. Выбор насоса определяется родом и количеством пропускаемых насосом газов и диапазоном рабочих давлений насоса и его параметрами. Не существует такого насоса, с помощью которого можно было бы обеспечить получение вакуума во всем диапазоне давлений с приемлемой эффективностью.
Индустрия 4.0 в реальности: саморегулирующийся вакуумный насос помогает экономить энергию
Как компания, заботящаяся об охране окружающей среды, она всегда стремилась к энергоэффективному производству и экономии ресурсов. По этой причине в компании уже несколько лет назад централизовали подачу вакуума к упаковочным машинам, последовательно реализуя огромный потенциал энергосбережения. Dieter Hein — это первое в мире мясоперерабатывающее предприятие, в центральной вакуумной системе которого в пилотном проекте используется новый вакуумный насос R 5 RA 0760 A PLUS компании Busch, что позволяет компании экономить еще больше энергии. Более того, этот вакуумный насос готов для реализации Индустрии 4.0, поскольку оснащен встроенным контролем давления и ПЛК.
История мясоперерабатывающего предприятия Dieter Hein началась более 80 лет назад с мясной лавки в Гёрлице, открытой опытным мясником Георгом Хайном. Его сын Дитер Хайн продолжил традицию, открыв небольшой магазин в Оснабрюке в 1961 году. Следующим шагом в развитии компании стало открытие ныне действующего мясоперерабатывающего завода в Хасбергене на окраине Оснабрюка в 1975 году. Второе производство открылось в Гёрлице в 1996 году.
Рис. 1.: EG Fleischwarenfabrik Dieter Hein GmbH & Co. KG. Фотография: Busch Dienste GmbH
Являясь комплексным поставщиком продукции, компания Dieter Hein производит мясные изделия для оптовых продавцов, начиная от готовых к употреблению жареных полуфабрикатов — таких как мясные шарики, мясные котлеты для бургеров и хрустящий нарезанный бекон, — до специализированных деликатесных продуктов, таких как сырое, охлажденное мясо, ветчина, жаркое, индейка и многое другое (рис. 1).
Более 300 сотрудников на перерабатывающем заводе в Хасбергене работают в три смены, причем третья смена занимается уборкой. Продукция упаковывается с использованием девяти автоматических термоформовочных машин. Эти устройства подключены к центральной, полностью автоматической подаче вакуума по требованию. Блок вакуумного насоса создает грубый вакуум для предварительной откачки воздуха из упаковочных камер до 45 mbar. Регулирующие клапаны активируют блок вакуумного насоса точной регулировки сразу, как только система создает давление 45 mbar, после чего начинается второй процесс удаления воздуха, который снижает давление в упаковке до уровня вакуума 3–4 mbar. Третий вакуумный модуль создает вакуум для термоформования основной пленки на станции формования каждой упаковочной машины.
Стремясь еще больше сократить потребление энергии, Томас Пельке, руководитель отдела технического обслуживания, и Бернд Вёрнер, руководитель подразделения по энергоснабжению, решили испытать новый пластинчато-роторный вакуумный насос R 5 RA 0760 A PLUS (рис. 2) компании Busch. Представленный торговым специалистам на выставке IFFA во Франкфурте-на-Майне, этот вакуумный насос в стандартной комплектации оснащен частотно-управляемым двигателем и встроенным контроллером. Датчик давления постоянно измеряет уровень вакуума на входе в вакуумный насос. В результате R 5 0760 A PLUS может быстро реагировать на любые изменения потребления, адаптируя скорость откачки к текущим требованиям. Диапазон регулирования составляет от 35 до 60 Hz, что соответствует скорости откачки от 440 до 760 m3/h.
Рис.2: Новый вакуумный насос R 5 RA 0760 A PLUS компании Busch установлен в существующей центральной вакуумной системе в рамках пилотного проекта. Фотография: Busch Dienste GmbH
Новый вакуумный насос был установлен в централизованную систему подачи вакуума в конце 2018 года, заменив нерегулируемый пластинчато-роторный вакуумный насос со скоростью откачки 630 m3/h. Установленный более 20 лет назад, этот насос отвечал за поддержание грубого вакуума в системе. Новый вакуумный насос не подключается к центральному контроллеру подачи вакуума, поскольку он саморегулирующийся. Система управления была запрограммирована с использованием встроенного дисплея, и при этом действовало ограничение на настройку требуемого уровня вакуума до 45 mbar.
Преимущества этого интеллектуального вакуумного насоса проявили себя всего через несколько недель эксплуатации. В ранее установленной центральной вакуумной системе грубый вакуум обычно отключался, когда нескольким упаковочным машинам внезапно требовалась высокая скорость откачки, а вакуумный насос уже был отключен, поскольку был достигнут требуемый уровень вакуума. Как следствие, нерегулируемый вакуумный насос приходилось сначала перезапускать, и, соответственно, требовалось больше времени, чтобы достичь полной скорости откачки в 630 m3/h. Новый R 5 RA 0760 A PLUS поддерживает частоту 35 Hz. При такой частоте вакуумный насос потребляет примерно от 60 до 70 % номинальной мощности двигателя 18,5 kW, при этом поддерживая выбранный уровень вакуума. Таким образом, если скорость откачки внезапно увеличивается — например, если несколько упаковочных машин одновременно включаются для работы на одной и той же скорости — R 5 PLUS реагирует сразу и может увеличить мощность до 120 %, до удовлетворения возникшей потребности.
Дисплей с диагональю 7,5″ позволяет Бернду Вёрнеру постоянно отслеживать регистрируемые данные. Вёрнер понял, что в среднем насос R 5 PLUS работает всего на 60 % своих возможностей. Он потребляет всего 60–70 % номинальной мощности двигателя, поскольку поддерживает выбранный уровень вакуума. За счет этого двигатель вакуумного насоса в действительности потребляет примерно 6–8 kW. Эта цифра отображается непосредственно на дисплее — очень полезная функция, если необходимо добиться максимального энергосбережения во время эксплуатации, не снижая качества упаковки и не оказывая отрицательного влияния на время цикла. Компания также может анализировать данные, записанные в течение длительного периода, поскольку данные постоянно сохраняются во встроенном ПЛК. В любое время данные могут быть распечатаны в виде таблиц или графиков. После запуска насоса Бернд Вёрнер заметил еще одно преимущество, отметив, что «насос практически бесшумный». Точнее, вакуумный насос создает уровень шума всего 70 dB (А) при максимальной скорости.
Бернд Вёрнер, менеджер по энергоснабжению компании Dieter Hein, очень доволен результатами испытания. Помимо экономии дополнительной энергии этот вакуумный насос позволяет компании реагировать на требуемую мощность упаковочных машин, он постоянно записывает данные во встроенный ПЛК и связывает эти данные с ПЛК или контроллером ПЛК упаковочных машин.
Компрессионно-вакуумная диагностика двигателя (КВД)
Рано или поздно любой двигатель в зависимости от сроков и условий эксплуатации изнашивается до состояния, при котором его дальнейшая работа в нормальном режиме становится невозможной.
В момент, когда износ достигает своей критической точки, в работе двигателя начинают проявляться следующие проблемы (по отдельности или комплексно), при наличии которых двигатель приговаривают к капитальному ремонту:
- Повышенный расход масла или топлива
- Неравномерная работа двигателя
- Снижение мощности (ухудшение тяги двигателя)
- Проблемы с запуском при отрицательных температурах
- Повышенная шумность работы и вибрация двигателя Повышенное дымление через вентиляцию картера
- Увеличение дымности через выхлопную систему (глушитель)
Но далеко не всегда такие симптомы в сочетании с большим пробегом однозначно говорят о необходимости капитального ремонта. Часто на практике в связи с применением сернистых видов топлива и мало качественного масла (или неправильно выбранного, или не соответствующего масла) такие же проблемы возникают в двигателях с небольшим пробегом, а значит, о каких критических точках износа может идти речь? И вот здесь очень важно определить чему отвечает такое состояние двигателя. Распознать это возможно только с помощью КВД – компрессионно-вакуумной диагностики двигателя, которая практически безразборным методом позволяет произвести тщательный анализ реального состояния деталей. Соответственно ремонт из-за своевременно принятых мер можно зачастую избежать либо отложить по времени.
Компрессионно-вакуумный метод – это измерение трех параметров через свечные или форсуночные отверстия двигателя, а именно: компрессии, полного вакуума и остаточного вакуума.
![]() | ![]() | ![]() |
Величину максимального разряжения в цилиндре, которое способна создать цилиндро-поршневая группа (ЦПГ), называют полным вакуумом. Благодаря эффекту масляного клина величина полного вакуума при удовлетворительном состоянии гильзы цилиндра и герметичности клапанов не бывает ниже определенного значения для каждого типа двигателя и практически не зависит от состояния поршневых колец. Поэтому в зависимости от величины полного вакуума можно сделать вывод о состоянии гильзы цилиндра (эллиптичность, наличие задиров) и клапанов газораспределения.
Величину потерь давления рабочего тела через кольца в цилиндре двигателя при максимальном давлении в цилиндре называют остаточным вакуумом. При удовлетворительном состоянии гильзы цилиндра и герметичности клапанов величина остаточного вакуума характеризует состояние поршневых колец – степень износа, залегание (коксование), поломку перемычек на поршне, поломку колец.
На основании показаний приборов и расчетных данных наши специалисты предоставят достоверную информация о состоянии двигателя, а именно:
Определят степень износа гильз цилиндров.
1. По всем цилиндрам износ должен быть приблизительно одинаковым и соответствовать реальному пробегу автомобиля.
2. В случае несоответствия стоит задуматься о применяемом в двигателе масле.
3. Для двигателей, прошедших капитальный ремонт – это возможность аргументировано оценить его качество.
4. По степени износа цилиндров определяется остаточный ресурс двигателя.
Выявят состояние износа/коксования/залегания компрессионных колец по цилиндрам.
Данные показатели объяснят причину повышенного расхода масла, причину ухудшения динамики автомобиля.
Определят работоспособность клапанов и гидрокомпенсаторов.
Неправильная работа компенсаторов по причине их износа либо подклинивания ведет к несвоевременному открытию/закрытию клапанов ГРМ, что может привести к их прогару, заклиниванию и поломке.
Неплотное закрытие клапанов также возникает из-за нагара на рабочей поверхности.
На некоторых двигателях износ компенсаторов влечет за собой повышенный износ кулачков распредвала.
Выявят перегрев двигателя.
Перегрев ДВС приводит к повышенному сажеобразованию и коксованию поршневых колец. Перегрев сильной степени приводит к повреждению прокладки ГБЦ, к трещинам и короблению самой ГБЦ с последствиями дорогостоящего ремонта.
Определят реальный пробег автомобиля по показателям износа цилиндро-поршневой группы.
Диагностические показатели износа скажут о характере предыдущей эксплуатации автомобиля, покажут степень остаточного ресурса двигателя, позволят точно определить его реальный пробег и вскроют добросовестность продавца.
Восстанавливающие антифрикционные препараты (ВАФП)
Продиагностировать и поставить диагноз – это половина дела. Важно не только своевременно узнать состояние двигателя, но и оказать ему своевременную помощь.
Один из таких методов связан с развитием триботехнологий, где для решения задач борьбы с трением и износом, а также увеличения срока службы машин и механизмов, широкое распространение получили восстанавливающие антифрикционные препараты.
В настоящее время существует несколько десятков наименований ВАФП, которы можно классифицировать на группы по структуре и свойствам главных активных компонентов:
- Реметализанты поверхностей трения.
- Тефлоносодержащие антифрикционные препараты.
- Полимерные антифрикционные препараты.
- Слоистые модификаторы трения.
- Эпиламные и эпиламоподобные противоизносные препараты.
- Мелкодисперсные композиции на базе искусственных алмазов.
- Геомодификаторы трения или ремонтно-восстановительные составы.
Проведенный сравнительный анализ показал, что сегодня наиболее перспективной группой ВАФП являются геомодификаторы трения, которые позволяют улучшить свойства поверхностей трения путем добавления их в моторные и трансмиссионные масла.
Учитывая возможность конкуренции, многие производители моторных масел настроены к ремонтно-восстановительным составам резко отрицательно, аргументируя тем, что современное масло уже содержит весь необходимый пакет присадок, и введение в масло дополнительного компонента может нарушить баланс свойств пакета базовых присадок, а это крайне нежелательно и даже вредно.
Данное утверждение ошибочно, равно как и ошибочно относить вышеперечисленные группы ВАФП к одному определению – присадки. У них принципиально разное действие: одни образуют на поверхностях трибологического узла защитную пленку, способствующую уменьшению трения, эффект которой пропадает при замене масла, другие взаимодействуют с металлическими поверхностями, модифицируя их, образуя неотделимый слой, существенно предотвращающий износ.
Смазочные масла для улучшения своих свойств действительно содержат пакеты функциональных присадок, использование которых является залогом длительного срока службы и хороших эксплуатационных качеств транспортного средства, но при идеальных условиях эксплуатации. Они работают одинаково как для нового, так и для сильно изношенного двигателя. Но условия смазывания на разных стадиях эксплуатации двигателя различны, и эксплуатационный износ поверхностей каждого узла трения носит сугубо индивидуальный характер. Поэтому присадки к маслам определяют только свойства масляной пленки трибологического узла, практически не влияя на поверхности трения.
На сегодняшний день общепринятое толкование принципа действия ремонтно-восстановительных составов на базе природных минералов заключается в следующем: при наличии в масле мелкодисперсных частиц геомодификатора и попадании последних в локальные зоны трения, происходит их «раздавливание, растирание» пиками микрорельефа поверхностей с высвобождением большого количества тепловой энергии, что инициирует возникновение и протекание микрометаллургических и физико-химических процессов на атомарно-кристаллическом уровне с образованием модифицированного слоя на поверхностях контактирующих металлов, обладающего высокой износостойкостью и новыми свойствами. Свойства улучшенных поверхностей зависят от материала деталей в сопряжении, а также от нагрузки и температуры в зоне трения.
Поверхность металла до обработки геомодификатором трения
(материалы Государственного Токийского Университета им. Васеда)
Поверхность металла после обработки геомодификатором трения
(материалы Государственного Токийского Университета им. Васеда)
Полученные геомодифицированные поверхности неизменны в течение 50…120 тыс. км пробега и обладают следующими свойствами:
имеют резкой границы между собой и металлом, на котором они образовались.
по своей природе не чужеродны металлу.
имеют одинаковый с материалом, на котором они образовались, коэффициент линейного термического расширения, т. е. не скалываются при нагреве и охлаждении.
увеличивают срок работоспособности масла, снижая его окисление и разложение.
коэффициент трения деталей аномально низок и снижается в среднем до 50 % в зависимости от материалов пары трения.
по своей природе являются диэлектриком и огнеупором. Температура их разрушения больше 1500°С.
стойки к износу, окислениям и коррозии.
защищают металлы от водородного растрескивания, приводящего к охрупчиванию и старению.
В этом заключается одно из основных отличий геомодификаторов от присадок к смазочному маслу. Они принципиально не изменяют свойств масел, и объектом их воздействия служат металлические поверхности трения (шероховатость, микротвердость, адгезия и т.д.). В процессе формирования модифицированной поверхности также происходит оптимизация микрогеометрии зазоров сопряжений.
Реагент восстановительного действия (РВД)
Сферы применения РВД препарата:
- Автомобильная и специальная техника (двигатели внутреннего сгорания всех типов, агрегаты трансмиссии, насосы гидроусилителей, подшипниковые узлы, навесное гидравлическое оборудование, двигатели мотоциклов, яхт и катеров).
- Компрессоры промышленные и бытовые.
- Гидравлическое оборудование дорожно-строительной и специальной техники (экскаваторное, крановое, бульдозерное, грейдерное).
- Подшипники качения.
- Сельскохозяйственная техника.
- Локомотивный и подвижный состав железнодорожного транспорта.
- Суда морского и речного флотов. Крановое оборудование портов.
- Средства малой механизации (редукторы пневмо и электроинструмента, мотопомпы, бензопилы, электростанции).
- Металлообрабатывающая, станкоинструментальная промышленность (станочный парк и средства механизации промышленных объектов, режущий инструмент).
Комплексное предназначение препарата РВД:
Агрегаты трансмиссии коробка перемены передач, редуктор заднего моста, раздаточная коробка (кроме узлов с применением дифференциалов повышенного трения, вискомуфт).
- Для снижения вибрации, гулов, шумов и нагрузок в агрегатах трансмиссии.
- Предотвращение износа зубьев шестерен в пятнах контакта
- Для устранения зазоров в подшипниках качения
Препарат РВД не применяется:
- При сильном износе двигателя (более 50%); в случае явных механических поломок внутри него, проявляющих себя повышенными металлическими шумами и стуками звонкого или глухого тонов (к данным шумам не относятся звуки, связанные с работой клапанов и гидрокомпенсаторов).
- При аварийном давлении масла. Аварийное давление масла, как правило, свидетельствует о большом износе в сопряжениях «шейка коленвала – вкладыш».
Наглядные примеры
На фото ниже продемонстрированы результаты длительной работы (в сравнении) защищенных и не защищенных от износа поверхностей деталей, принимающих активное участие в работе ДВС, где явно видны следы выработки и выкрашивания незащищенных от износа поверхностей.
Это из-за коксовки колец идет повышенный прорыв картерных газов
к дроссельной заслонке. Такого быть не должно.
Состояние, характерное для двигателя с закоксованными кольцами.
Фото 3: Изношенные компенсаторы – предел (уже ничем не помочь).
Из-за этого износа неправильная работа клапанов ГРМ
(несвоевременное закрытие-открытие)
Фото 4: Предельный износ деталей ГРМ: съеденый кулачок распредвала,
предельный износ рокеров.
Фото5: наружних рабочих поверхностей гидрокомпенсаторов обычных (слева) и подверженных
противоизносной обработке РВД-составом (справа).
Фото6: наружних рабочих поверхностей гидрокомпенсаторов обычных (сверху) и подверженных
противоизносной обработке РВД-составом (снизу) многократное увеличение
Фото 7 и 8: Защищенная (обработанная) РВД-составом гильза цилиндра и шейка коленчатого
вала при значительном пробеге ДВС. Поверхность золотистого цвета, зеркальная,
15-16 класс чисототы,с многократно увеличенной теплопередающей поверхностью
и способностью удерживать масло.
Остается лишь принять решение: эксплуатировать двигатель до неизбежного и стремительно приближающегося дорогого капитального ремонта со всеми вытекающими… или ограничиться малозатратной своевременной «терапией», сохранив оригинальные детали двигателя в стабильном рабочем состоянии, нервы и совсем не лишнюю круглую сумму. Выбор за Вами.
Вакуумные насосы
Основы
Вакуумный насос и распределительный вал в Opel Vectra B (подчеркнуто)
Самая современная модель: Одностворчатый вакуумный насос (модель в разрезе)
Классический поршневой вакуумный насос (модель в разрезе)
- Вакуумный насос
- Вакуумная система
- Заслонка в системе выпуска отработавших газов
- Электрический клапан двойного действия
- Электропневматический преобразователь
- Турбонагнетатель VTG
- Клапан вторичного воздуха
- Усилитель тормозного привода
- Клапан системы EGR
Вакуумные насосы: Области применения (выборочно)
Вакуумный насос в Opel Vectra B (подчеркнуто)
В большинстве случаев вакуумные насосы находятся непосредственно на головке блока цилиндров и приводятся в действие за счет распределительного вала. По причине этих «мест пересечения» сотрудники предприятия по ремонту двигателей должны владеть общей информацией о вакуумных насосах.
Вакуумные насосы применяются в транспортных средствах, в которых невозможно создать во впускной трубе требуемое разрежение. Это могут быть, например, двигатели с непосредственным впрыском, турбодвигатели, двигатели с переменным клапанным газораспределением. Увеличение количества пневматических исполнительных элементов (исполнительных органов) также может потребовать применения вакуумного насоса.
С помощью пневматических устройств при небольшом монтажном пространстве достигается значительное усилие управления. В качестве примеров служат усилитель тормозного привода, клапаны вторичного воздуха и клапаны системы EGR, схемы впускной трубы, системы управления турбонагнетателей и комфортабельные устройства.
Так как из-за выхода усилителя тормозного привода из строя может возникнуть опасная ситуация, вакуумный насос применяют в качестве предохранительного устройства.
Вакуумные насосы: Области применения (выборочно)
- Вакуумный насос
- Вакуумная система
- Заслонка в системе выпуска отработавших газов
- Электрический клапан двойного действия
- Электропневматический преобразователь
- Турбонагнетатель VTG
- Клапан вторичного воздуха
- Усилитель тормозного привода
- Клапан системы EGR
Принцип действия/типы конструкции
Вакуумные насосы, применяемые в транспортных средствах, создают разрежение ок. 0,7 – 0,9 бар. Они отсасывают воздух из вакуумной системы и подают его, как правило, к головке блока цилиндров или картеру коленчатого вала.
В большинстве случаев вакуумные насосы находятся непосредственно на головке блока цилиндров, посредством которой снабжаются смазочным маслом, и приводятся в действие за счет распределительного вала.
Принцип действия вакуумного насоса зависит от типа конструкции и не определяется снаружи.
Раньше применялись преимущественно поршневые или мембранные вакуум ные насосы, которые приводились в действие за счет кулачков, толкателей, цепей, ремней или эксцентриков.
Самыми современными являются пластинчатые вакуумные насосы, которые чаще всего монтируют на конце распределительного вала.
Новая тенденция заключается в сочетании насосов подачи для различных сред (двойные насосы):
Комбинированные топливные/вакуум ные насосы устанавливаются на одной оси с распределительным валом. Комбинированные вакуумные/масля ные насосы монтируются в масляном поддоне.
Вакуум в упряжке
Юрий Бауров уже вошел в историю науки. Правда, не с парадного входа. Он попал в научный бестселлер «Ученые с большой дороги», написанный председателем Комиссии по борьбе с лженаукой, РАН академиком Эдуардом Кругляковым.
— В отличие от других «героев» книги со мной академик обошелся довольно мягко, — замечает Юрий Алексеевич. — Мол, мои эксперименты не укладываются в современные научные представления, а потому их следует проверить в авторитетных лабораториях. С тех пор таких проверок было несколько, результаты опубликованы в известных научных журналах. О чем и сообщил академику, но ответа не получил.
. ЦНИИМаш — организация серьезная. Многие годы была одним из флагманов российской космонавтики. Здесь расположен знаменитый Центр управления полетами. И здесь же заведующий лабораторией Юрий Бауров ведет свои «еретические» исследования, пытаясь понять — возможно ли из физического вакуума получать энергию.
Именно на слове «возможно» настаивают руководители ЦНИИМаша, в частности и его директор, академик РАН Николай Анфимов. (Он вместе с создателем легендарного «Бурана» Г. Лозино-Лозинским написал предисловие к, мягко говоря, спорной книге Баурова.) Сам же автор убежден, что уже черпает энергию из вакуума. Что и продемонстрировал мне в своей лаборатории.
Внешне все выглядело прозаично. Бауров подвел меня к своему двигателю, включил, и через несколько минут датчик показал, что его масса — а она около 90 кг — уменьшилась на 25 грамм.
Кто-то удивится — и все? Все. Сам автор считает результат феноменальным. Но эти граммы вызвали энтузиазм и у руководителей ЦНИИМаша. Они впервые дали «добро» на то, чтобы Бауров «засветил» название уважаемой и осторожной организации, рассказав, что в ее стенах уже многие годы идут такие «бредовые» с точки зрения современной физики эксперименты. Почему?
— Развиваемая двигателем тяга в 30 раз больше, чем у лучших космических электрореактивных установок, с помощью которых корректируют положение аппаратов на орбитах, — объясняет Бауров. По его словам, ракета с таким двигателем сможет перемещаться в космосе вообще без расхода топлива. Только на энергии из вакуума.
Знаменитый фантаст Артур Кларк прогнозировал, что уже в 2010 году человечество сможет «качать» энергию из вакуума, который по латыни означает «ничто». Попытки его запрячь делаются в разных странах. Однако задача столь сложна, что положить на нее жизнь отваживаются лишь отъявленные энтузиасты. Судя по публикациям в научных журналах, Бауров продвинулся на этом пути дальше остальных. Своим «крестным отцом» он считает нобелевского лауреата, академика Александра Михайловича Прохорова, который под свою ответственность рекомендовал его статью в журнал «Доклады Академии наук». В этой первой публикации Бауров застолбил свой приоритет на открытие нового явления природы.
С тех пор выполнено еще несколько работ, каждая из которых, по мнению ученого, дает все новые свидетельства, что найден ключ к вакууму. Скажем, с помощью электромагнитного поля (сам способ воздействия является ноу-хау) можно не только менять массу тел, но и в разы увеличивать кпд энергоустановок. Или влиять на скорость b-распада, что противоречит законам физики.
Почему Баурову удалось опередить других таких же энтузиастов? Его эксперименты базируются на разработанной им теоретической модели вакуума. Кстати, само понятие «физический вакуум» родилось из формул квантовой физики, когда ученым надо было как-то назвать «место», где рождаются элементарные частицы — «кирпичики» нашего мира — и куда они исчезают.
И из формул Баурова совершенно неожиданно «появилась» новая фундаментальная константа нашего мира. Она обладает двумя удивительными свойствами. Всегда направлена к созвездию Геркулеса, к которому, между прочим, летит наша Солнечная система. И самое главное — от нее зависят массы элементарных частиц.
— А это и есть ключ к вакууму, — говорит Бауров. — Нам в своих экспериментах удалось его возмутить. Иными словами, так вмешаться в гравитационный процесс формирования масс, что они стали уменьшаться. А энергию, говоря образно, «извлекаем» из знаменитой формулы Эйнштейна Е = mc2. Потеря массы и порождает энергию.
Конечно, это очень приблизительное изложение сути работ ученого, на которые потрачены десятилетия его жизни. Убедил ли он коллег в своей правоте? Вряд ли. Но вот заинтересовать кое-кого из них удалось. Ученые наших ведущих научных центров, из Дубны и Троицка, без каких-либо грантов и средств из бюджета взялись проверять его опыты. И пока результаты независимых проверок совпадают с теми, что получены Бауровым. Но до окончательных выводов далеко. Слишком они революционны. А потому требуется осторожность. Или очень веские, «неубиенные» доказательства.
— Чтобы убедить широкие массы, мне нужно 200 тысяч долларов, — говорит ученый. — Вполне достаточно для постройки генератора. Получив начальный импульс, он сможет затем извлекать энергию из вакуума. Отключенный от розетки будет крутиться сколько угодно.
Осчастливит ли Бауров человечество энергией из «ничего»? Или его теории, эксперименты, как это нередко бывает, окажутся очередным артефактом?
Наука жестока. Она дарит и фантастические ощущения счастья, когда ученый открывает фундаментальный закон природы. И горчайшие разочарования, когда жар-птица, которая, кажется, уже в руках, превращается в «ничто».
Сами ученые утверждают, что в науке ничего не пропадает. Отрицательный результат так же важен, как и положительный. Скажем, попытки алхимиков — в нынешнем понимании ярких представителей лженауки получить золото — заложили основу химии.