Что такое уоз в змз двигателе
Регулировка момента зажигания двигателя ЗМЗ-402
На двигателе типа ЗМЗ0-402 установлен датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания
Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя.
В бегунке установлен помехоподавительный резистор.
Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Техническая характеристика системы зажигания
Порядок работы цилиндров 1–2–4–3
Направление вращения ротора распределителя против часовой стрелки
Угол опережения зажигания max, град:
— центробежный регулятор 15–18
— вакуумный регулятор 8–10
Зазор свечи зажигания 0,8 мм
Сопротивление резистора бегунка* 5–8 кОм
Сопротивление наконечника свечи 4–7 кОм
Сопротивление центрального контакта крышки* 8–13 кОм
Сопротивление обмотки статора 0,4–0,45 кОм
* На части датчиков вместо резистора установлена крышка с центральным угольным контактом
Регулировка момента зажигания
Устанавливаем коленчатый вал в положение, соответствующее углу опережения зажигания 5°.
Для этого на двигателе ЗМЗ-402 (рис. 1) совмещаем среднюю метку на его шкиве с приливом на крышке блока (окончание такта сжатия первого цилиндра).
Для двигателя УМЗ-4215 (рис. 2) выставляем первую метку на шкиве против штифта на крышке распределительных шестерен.
Если датчик-распределитель не снят с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяем, сняв крышку распределителя бегунок должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра (рис. 3).
В противном случае выворачиваем свечу первого цилиндра
Закрыв отверстие бумажной пробкой, вращаем коленчатый вал
Вытолкнувший пробку воздух укажет на начало такта сжатия
Ключом «на 10» ослабляем винт октан-корректора (рис. 4).
Устанавливаем его шкалу на нулевое деление (середина шкалы) (рис. 5).
Ключом «на 10» ослабляем винт крепления пластины октан-корректора (рис. 6).
Поворачивая корпус датчика-распределителя, совмещаем «метки» (красную риску на роторе и стрелку на статоре). Удерживая датчик в таком положении, затягиваем винт (рис. 7).
Убедитесь, что бегунок расположен против контакта крышки первого цилиндра и проверьте правильность подсоединения высоковольтных проводов остальных цилиндров – считая против часовой стрелки с первого цилиндра в порядке 1–2–4–3.
После того как вы все сделали, проверьте правильность установки момента зажигания на ходу автомобиля.
Заводим двигатель, прогреваем и когда уже переключили на четвертую передачу при скорости 50 – 60 км/час, резко нажимаем на газ. Если при этом детонация (по звуку она похожа на стук клапанов) проявится кратковременно – на 1–3 с – момент зажигания выбран правильно.
Продолжительная детонация указывает на чрезмерный угол опережения зажигания, уменьшаем его октан-корректором на одно деление.
Отсутствие детонации требует увеличения угла опережения зажигания, после чего нужно повторить проверку.
Отвечают специалисты ваза, газа
ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗА, ГАЗА
АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОВ отдел доводки двигате-
НИКОЛАЙ МУРАВЬЕВ отдел топливной аппаратуры и токсичности (2);
РАФАЭЛЬ КАБИРОВ отдел специальных испытаний (3);
АНАТОЛИЙ ЕРМОЛИН, отдел доводки ходовой
НИКОЛАЙ ОВЧИННИКОВ части (4, 5);
ВЛАДИМИР ХРОМОВ отдел доводки трансмиссии (6);
ВЛАДИМИР СИЗОВ лаборатория ГСМ (7).
1. Каков ресурс дизельного двигателя ВАЗ-341, предусмотрены ли для него детали ремонтного размера?
Заявленный ресурс 341-го двигателя — 125 тыс. км пробега. Предусмотрены и уже есть в продаже поршни и кольца первого (+0,4 мм) и второго (+0,8 мм) ремонтного размера. Шатунные и коренные вкладыши — от двигателя 2101.
2. В салоне автомобиля VAZ 2111, особенно при полной заправке, ощущается сильный запах бензина. Хотя шланг вентиляции я, как и было рекомендовано журналом, убрал из лонжерона и вывел наружу, под арку колеса.
Наиболее вероятная причина попадания паров бензина в салон — негерметичность уплотнений в зоне модуля бензонасоса. Поднимите подушку заднего сиденья и вскройте лючок, открывающий доступ к бензонасосу. Тщательно проверьте герметичность уплотнения между модулем бензонасоса и корпусом бензобака, а также электрической колодки в крышке модуля бензонасоса.
3. Можно ли на впрысковом моторе VAZ 2111 самостоятельно проверить угол опережения с помощью стробоскопа? Какова величина этого угла? На автосервисе говорят, что теперь этот параметр отслеживает блок управления с помощью датчика детонации и его уже не устанавливают, как на карбюраторных моторах.
Все правильно: на впрысковых двигателях углом опережения зажигания «заведует» электронный блок управления, и здесь нет необходимости устанавливать и проверять (с помощью стробоскопа) УОЗ. В карбюраторном варианте он выставляется для оборотов холостого хода, а во время работы двигателя изменяется традиционно — вакуумным и центробежным регуляторами.
Величина «установочного» угла опережения зажигания для впрыскового двигателя может быть разной, в зависимости от его комплектации (например, с нейтрализатором в системе выпуска или без него) и особенностей электронной системы управления. Кроме того, на работающем двигателе величина УОЗ изменяется в зависимости от большого числа факторов — температуры охлаждающей жидкости, оборотов двигателя, барометрического давления, расхода воздуха и т. д. При необходимости можно проверить пределы, в которых изменяется УОЗ, но только с помощью специальной аппаратуры для исследования работоспособности блока управления.
4. Я сменил две «десятки». Прежде ездил на «Самаре» и «классике», но с подобным не сталкивался: при интенсивном торможении на высокой скорости ощущается вибрация рулевого колеса и педали тормоза. Проверил биение тормозных дисков — у холодных не более 0,2 мм: не идеально, но вроде терпимо. В чем тогда проблема?
Виноваты все-таки тормозные диски. В настоящее время принятые для них нормы биения — 0,05 мм. Завод переходит на новое оборудование для повышения точности обработки дисков.
(От редакции: обращаем внимание читателей на эти цифры, так как вопрос о причинах тряски при торможении нам задают постоянно!)
5. Как уменьшить валкость VAZ 2110 в поворотах?
Автомобили «десятого» семейства сбалансированы по характеристикам подвесок так, чтобы обеспечить определенный компромисс между управляемостью и устойчивостью при возможно большей плавности хода. Любые изменения одного из параметров могут повлечь ухудшение остальных. Но если вы готовы пожертвовать комфортом, попробуйте применить амортизаторы с измененными характеристиками (более «жесткие»).
Второй вариант — взамен стандартного переднего стабилизатора диаметром 18 мм использовать увеличенный до 20 мм. Можно также оснастить заднюю подвеску вварным или накладным стабилизатором диаметром 12–14 мм. Однако в некоторых режимах движения это может провоцировать потерю курсовой устойчивости — машина будет чаще и более резко срываться в занос, требуя от водителя высокого мастерства.
6. Подскажите, как на «Ниве» отрегулировать положение раздаточной коробки, чтобы вибрация была минимальной.
При наличии вибраций в первую очередь тщательно проверьте состояние всех крестовин переднего, а особенно, заднего карданных валов. Показатель правильности работы — фланец в свободном состоянии горизонтально расположенного карданного вала должен падать под собственным весом. Если с крестовинами все в порядке, а вибрации все же есть — начинайте выставлять раздаточную коробку.
При выборе положения главное — обеспечить ее максимальную соосность с коробкой передач. Чем меньше будут углы в шарнире равных угловых скоростей, расположенном между КП и РК, а также в переднем шарнире заднего карданного вала, тем меньше вибрации.
Могу поделиться опытом, наработанным нашими специалистами для гаражных условий, — на конвейере эти приемы, увы, применить невозможно, они очень трудоемки.
Сначала проверяем соосность валов в вертикальной плоскости. При необходимости подкладываем металлические прокладки между кузовом и кронштейнами крепления РК («раздатка» опускается). Следующий этап — выставляем раздаточную коробку в горизонтальной плоскости, расположив ее следующим образом: правую опору сдвинем максимально вперед (насколько позволят отверстия в кронштейнах крепления), левую — примерно в среднее положение. Как правило, в таком положении РК вибрации минимальны.
7. Зимой не езжу. Когда лучше менять моторное масло — осенью или весной, перед началом эксплуатации?
Среди автолюбителей бытует мнение, что масло надо менять весной, после «зимней спячки». Правильнее же — перед постановкой автомобиля на хранение, причем с минимальным пробегом после замены. В новом масле — максимально эффективные присадки, в том числе и антикоррозионные.
Если все же ТО проводится весной, помните, что уже поработавшее масло при длительной стоянке частично расслаивается и загрязняющие его примеси могут выпасть в осадок. Поэтому перед заменой масло надо тщательно перемешать. Для этого лучше проехать несколько сот километров, а уж потом слить старое масло.
АЛЕКСЕЙ ЛИПМАН расчетно-аналитический отдел УКЭР (1, 2, 3, 7);
ТАТЬЯНА АБАШИНА химическая лаборатория (4);
ИВАН БОЛЬШАКОВ КО электрооборудования и электронных систем (5);
АЛЕКСАНДР МАРКУС отдел трансмиссий (6).
1. Какова судьба проектов «Атаман», «Ермак», «Комбат»? Нас, жителей Крайнего Севера, такие автомобили интересуют больше, чем новые проекты «Волги». Жаль, если их положили под сукно.
ОАО «ГАЗ» продолжает заниматься полноприводными автомобилями, в том числе и разработкой новых. Сегодня мы выпускаем полноприводные ГАЗ-3308 «Садко», GAZ 2330 «Тигр». Любая модификация «Газели» и «Соболя» может быть выпущена в варианте 4х4. Продолжается работа и по автомобилям на платформе «Атамана». На «Автосалоне-2003» в Москве выставлялся полноприводный ГАЗ-3106. Дальнейшая судьба этого проекта будет определена после маркетинговых исследований и расчета эффективности инвестиций.
2. На цельнометаллических «газелях» безобразно работают замки задних дверей. Водители вставляют деревянные клинья или вешают навесной замок. Существуют ли более «интеллектуальные» способы решения проблемы и какие?
Такое действительно отмечалось на цельнометаллических «газелях». В 2000 году был проведен комплекс мероприятий по усилению слабых узлов и механизмов задних дверей, устранивших дефект, однако мы рекомендуем, по мере необходимости, тщательно регулировать и смазывать этот узел для поддержания его работоспособности.
3. Говорят, существует модификация двигателя «402» с диаметром поршней 100 мм. Какие изменения внесены в блок цилиндров, гильзы? Какой задний сальник коленвала? Отличается ли прокладка головки блока от обычной?
Модификация ЗМЗ-402 с диаметром поршней 100 мм в свое время действительно была создана. Это двигатель ЗМЗ-410 рабочим объемом 2,9 л. У него набивной задний сальник коленчатого вала, оригинальные прокладка и блок цилиндров. Испытания автомобилей «Газель» и «Волга» с этим двигателем выявили недостаточную его надежность: жесткость блока цилиндров при их расточке до большего диаметра уменьшилась. Но на «Газель» и «Соболь» ставят двигатели УМЗ-4215 Ульяновского моторного завода с диаметром цилиндра 100 мм. У этого двигателя блок цилиндров и их гильзы иной конструкции, обеспечивающей достаточную жесткость.
4. Какие моторные масла рекомендуют специалисты ГАЗа для двигателя ЗМЗ-406 в условиях жаркого климата для южных регионов России? Живу в Краснодарском крае.
Все рекомендации по применению моторных масел вы найдете в Руководстве по эксплуатации, п. 14.8: «Перечень сертифицированных моторных масел». В вашем случае более оправданны масла класса вязкости 15W40, 20W40, с температурным диапазоном применения до +45°С.
5. У меня довольно новая (пробег 27 тыс. км) «Волга» GAZ 3110. В последнее время замечаю нестабильность работы двигателя — подергивания при разгоне и переменные обороты на холостом ходу (иногда после сброса газа мотор вообще останавливается). Диагностического центра поблизости нет. Можно ли попробовать «поколдовать» с датчиками самому?
Для устранения дефекта прежде всего необходимо проверить и при необходимости заменить свечи зажигания — средний ресурс их примерно 30 тыс. км. После этого проверить и отрегулировать токсичность выхлопа на холостом ходу. Скорее всего — поможет. Что касается «колдовства», то делать это настоятельно не рекомендуем — без соответствующих квалификации и опыта, необходимых контрольных приборов это может привести к более тяжелым последствиям.
6. На окружности какого диаметра расположены колесные шпильки «Газели»?
Этот диаметр — 170 мм.
7. Допускается ли изменение внешнего вида «Газели» и «Соболя» (например, передней части) установкой новых крыльев, фар, капота?
Если речь об установке на ранее выпущенные машины крыльев, капота, фар от рестайлинговых автомобилей (тех, что продают с января 2003 года), то должны вас разочаровать: такая замена невозможна. Модернизация затронула не только внешние элементы кузова, изменилась и силовая структура кабины, ее конструкция.
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Знание способа определения неисправностей в системе управления двигателя ЗМЗ-409 по его рабочим параметрам позволит обнаружить вероятные неисправности в том случае, если двигатель работает с явными сбоями или имеет место повышенный расход топлива, а система самодиагностики ЭБУ или вообще не показывает неисправность, или показывает, но не может ее опознать и выдать код неисправности.
Определение неисправностей двигателя по его параметрам на холостом ходу, будет возможно только при наличии подключенного бортового компьютера или сканер-тестера, умеющих считывать и выводить в режиме реального времени на свой дисплей следующие значения : напряжение бортовой сети, температуру охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, частоту вращения коленчатого вала, длительность импульса впрыска топлива, массовый расход воздуха, угол опережения зажигания, положение регулятора холостого хода, коэффициент регулировки СО на холостом ходу, напряжение с выхода датчика кислорода.
Определение неисправностей двигателя ЗМЗ-409 по его рабочим параметрам.
Двигатель должен быть прогрет до температуры 80-100 градусов и быть в режиме холостого хода, все потребители, в том числе электровентилятор и кондиционер, выключены. Типовые контрольные параметры одинаковы для двигателей ЗМЗ-409 Евро-0 без антитоксичных систем и двигателей ЗМЗ-409 Евро-2 оборудованных такими системами.
Если значения считываемые с бортового компьютера в режиме реального времени выходят за рамки типовых параметров, то вероятны следующие неисправности систем двигателя или его электрооборудования :
Напряжение бортовой сети (UACC).
Типовой параметр — 13-14,6 Вольт. Если напряжение пониженное, то проверьте цепь заряда аккумуляторной батареи. Если напряжение повышенное — вероятно неисправен генератор.
Температура охлаждающей жидкости (TWAT).
Типовой параметр — 80-100 градусов Цельсия. Если температура сохраняется пониженной в течение более 5 минут работы двигателя — вероятно неисправны термостат или датчик температуры охлаждающей жидкости. Если температура повышенная — надо проверить работу системы охлаждения двигателя, а также исправность датчика температуры охлаждающей жидкости.
Положение (открытие) дроссельной заслонки (THR).
Типовой параметр — 0-1 %. Если положение дроссельной заслонки завышенное, то отрегулируйте ее на полное закрытие или устраните подклинивание привода, в целях профилактики можно заменить датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Частота вращения коленчатого вала двигателя (FREQ).
Типовой параметр — 750-850 оборотов в минуту. Если частота пониженная — занижено СО на холостом ходу (норма для регулировки 0,8+-0,1%), возможен подсос воздуха на впуске, пониженное давление топлива в рампе, неисправен регулятор холостого хода, занижено поступление воздуха через нормально закрытое дроссельное устройство (норма 5-6 кг/ч), неисправен датчик кислорода.
Если частота повышенная — не прогрет двигатель до рабочей температуры, неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости, нет полного закрытия дроссельной заслонки, повышенное давление топлива в рампе, закоксован сектор регулятора холостого хода.
Длительность импульса впрыска топлива (INJ).
Типовой параметр — 4,4-5,2 миллисекунд. Если импульс впрыска занижен — вероятно неисправен датчик массового расхода воздуха или повышенное давление топлива. Если импульс впрыска завышен — подсос воздуха на впуске, пониженное давление топлива, плохое качество топлива, неисправность датчика массового расхода воздуха, коксование или засорение форсунок, повышенное противодавление в системе выпуска.
Массовый расход воздуха (AIR).
Типовой параметр — 14-18 килограмм/час. Если расход воздуха понижен — вероятно неисправен датчик массового расхода воздуха, повышенное давление топлива, занижено поступление воздуха через нормально закрытое дроссельное устройство (норматив 5-6 кг/ч), неисправен датчик кислорода или его нагреватель.
Если расход воздуха повышен — загрязнен чувствительный элемент датчика массового расхода воздуха, подсос воздуха на впуске, не герметичность системы выпуска, повышенное давление топлива в рампе, коксование или засорение форсунок, повышенные механические потери в двигателе и трансмиссии.
Угол опережения зажигания (UOZ).
Типовой параметр — 8-12 градусов ПКВ. Если угол опережения зажигания понижен — причины связаны с низкой частотой вращения коленчатого вала. Если угол опережения зажигания повышен — причины связаны с повышенной частотой вращения коленчатого вала.
Положение (открытие) регулятора холостого хода (FSM).
Типовой параметр — 22-34 %. Если положение регулятора холостого хода (РХХ) занижено — вероятно приоткрыта дроссельная заслонка в нормально закрытом положении или ее привод не отрегулирован. Если положение РХХ повышено — занижено поступление воздуха через нормально закрытое дроссельное устройство, закоксован сектор РХХ или неисправен сам РХХ.
Коэффициент регулировки СО на холостом ходу (RCOD).
Типовой параметр : 0.8 +- 0,20. Контрольный параметр для автомобилей Уаз с двигателем ЗМЗ-409 Евро-0 без антитоксичных систем. Если значение коэффициента понижено — причины связаны с завышенной подачей топлива и воздуха. Если значение коэффициента повышено — причины связаны с заниженной подачей топлива и воздуха.
Напряжение с выхода датчика кислорода (ALAM).
Типовой параметр — 0,05-0,9 Вольт. Контрольный параметр для автомобилей Уаз с двигателем ЗМЗ-409 Евро-2 оборудованном антитоксичными системами. Если после 1-2 минуты работы двигателя на холостом ходу амплитуда колебаний сигнала не превышает диапазон 0,35-0,65 Вольт (период 1-5 сек.) — вероятно неисправны датчик кислорода, нагреватель датчика или их цепи, загрязнение чувствительного элемента датчика кислорода, пропуск газов в системе выпуска.
Что такое уоз в змз двигателе
Физический смысл
Для начала проговорим процесс работы двигателя. На такте сжатия, когда поршень подходит к верхней мертвой точке (ВМТ), свеча зажигания формирует искру, от которой воспламеняется топливовоздушная смесь. Смесь, однако, сгорает не моментально, а относительно медленно, поэтому если воспламенить ее непосредственно в ВМТ, основное давление газов будет достигнуто, когда поршень уйдет уже довольно далеко вниз. При этом от сгорания заряда смеси будет получено очень немного полезной работы.
А вот если поджечь смесь немного заранее, то можно сделать это так, чтобы к ВМТ газы создали максимальное давление и с максимальным усилием направили поршень вниз. В этом случае полезная работа будет максимальной.
Возможна и обратная ситуация, когда воспламенение произойдет слишком рано. В этом случае давление газов при сгорании смеси разовьется еще до подхода поршня к ВМТ. Тогда тоже не выйдет получить от двигателя полную мощность.
Временной промежуток между достижением ВМТ и воспламенением называется опережением зажигания. Измеряется он, однако, не в единицах времени, а в градусах угла поворота коленчатого вала, поэтому и сам параметр называется «угол опережения зажигания» (или УОЗ).
Современные технологии позволили нам «заглянуть» внутрь камеры сгорания прямо во время работы двигателя, и теперь любой может собственными глазами увидеть опережение зажигания. Если попытаться зафиксировать это картинкой, то это будет выглядеть примерно так:
Красным выделено положение поршня в момент воспламенения, а синим — положение ВМТ. В динамике это можно увидеть на видео внизу.
На любом бензиновом двигателе угол опережения зажигания должен быть правильно выставлен. На самых первых автомобилях опережение зажигания выставлялось водителем прямо во время движения — для этого на руле был отдельный рычажок, наряду с рычагом акселератора. В документации тех лет особо подчеркивался этот аспект водительского мастерства — правильно выбрать режим работы двигателя. В некоторых документах (например, на автомобили Buick периода 1910-1920 годов) использовался термин «чувство лошади».
Времена показали, что водителю и без того хватает забот, поэтому со временем это бремя с него сняли. Если переместиться в советский автопром семидесятых годов, мы увидим, что опережение зажигания регулировалось уже механиком, с помощью поворота трамблера (прерывателя-распределителя) на определенный угол. В то время умение выбрать УОЗ уже не было обязательным для водителя, однако хорошим тоном считалось, когда автовладелец сам умел настроить этот угол правильно, а также снять, почистить, собрать, поставить и настроить карбюратор. Тем не менее, уже тогда в составе системы зажигания был механический и/или вакуумный корректор, сдвигающий УОЗ в зависимости от нагрузки на двигатель (фактически — от разрежения в задроссельном пространстве или от оборотов двигателя).
Совершим еще один скачок во времени. В наши дни управление УОЗ полностью отдано электронному блоку управления (ЭБУ) двигателем. На него не может влиять ни водитель, ни механик — автопроизводители не дают штатных средств управлять этим параметром. От этого, однако, данный параметр не стал менее важен для работы двигателя. А значит, и при диагностике нужно понимать, что означает этот параметр и как им управляет ЭБУ.
Принципы управления
УОЗ является одним из параметров, влияющих на экологичность выхлопа, поэтому он обязательно присутствует в наборе параметров, выдаваемых по стандартному протоколу OBD/EOBD. Зачастую его выдача выглядит очень упрощенной, так как ЭБУ нередко вычисляет его отдельно для каждого цилиндра, но и существущего параметра часто достаточно, чтобы оценить работу двигателя. Тем более ее достаточно, чтобы оценить зависимости.
Подключимся к автомобилю Opel Astra H (он выбран, потому что есть под рукой, а не из каких-то глубоких соображений) и посмотрим, как выглядит зависимость УОЗ от оборотов двигателя:
Видно, что на холостых оборотах УОЗ находится где-то в диапазоне 18-20 градусов. Это в наших условиях. При более холодной погоде, например, он будет сдвигаться, т. к. температура воздуха во впуске будет отличаться. На непрогретом двигателе УОЗ тоже будет отличаться, например, сразу после старта зажигание будет максимально поздним. Дело в том, что особых мощностных характеристики сразу после старта от мотора не требуется, а вот прогревать катализатор и лямбда-зонд как раз нужно скорее. Позднее зажигание приводит к тому, что в выпуск уходят максимально горячие отработавшие газы, что и способствует максимально быстрому разогреву датчика кислорода и катализатор.
При нарастании оборотов УОЗ увеличивается. Здесь очень простой физический смысл: на повышенных оборотах поршень движется быстрее, а скорость сгорания смеси не меняется. Значит, смесь надо поджигать раньше. Эта зависимость сохраняется как на холостом ходу, так и во время движения.
На автомобилях с трамблером и корректором зажигания зависимость УОЗ была только от одного параметра. Однако с ужесточением экологических требований появились более жесткие требования — стало необходимо учитывать гораздо больше факторов. Это и явилось одной из основных причин перехода на электронное управление зажиганием.
Поэтому, если нужно выразить зависимость УОЗ от внешних условий, она будет выглядеть как набор сложных трехмерных графиков типа таких:
Кстати, при чип-тюнинге, как правило, эти зависимости также затрагиваются. В зависимости от целей чип-тюнинга, прошивка может сдвигать эту зависимость либо в более экономичный режим, либо в более динамичный.
Нештатные режимы
В штатном режиме смесь сгорает медленно, а при детонации — на порядок, а то и на два порядка быстрее. Это фактически взрыв смеси. Проблема этого режима в том, что давление тоже нарастает гораздо быстрее, чем при штатном сгорании. Это приводит к ударным нагрузкам на детали двигателя, в первую очередь — на поршень. Такие нагрузки могут привести к разрушению двигателя, поэтому детонации надо избегать.
Штатно работающая система с трамблером на тех же «Жигулях» и «Волгах», вообще говоря, допускала детонацию в определенных режимах, более того, ее наличие в этих режимах было признаком правильно настроенного УОЗ. Руководства по ремонту содержали рекомендацию разогнаться до скорости 50 км/ч и на прямой передаче и резко нажать педаль акселератора в пол. При правильно настроенном УОЗ должна была проявиться кратковременная детонация.
В современных системах ЭБУ тоже отслеживает детонацию, и чаще всего тем же «дедовским» способом, в буквальном смысле на слух. В состав системы входит датчик детонации, представляющий собой практически микрофон. Датчик этот крепится на блок цилиндров.