0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тюнинг блока управления двигателей

Блоки увеличения мощности двигателя

Не все блоки управления современных двигателей поддаются перепрограммированию (программному чип-тюнингу). Но возможность увеличить мощность таких моторов по-прежнему остается – с помощью внешних блоков увеличения мощности (тюнинг- боксов).

Большинство таких устройств рассчитано на работу в системах современных дизельных двигателей Common Rail, хотя существуют версии и для турбированных бензиновых автомобилей.

Для увеличения производительности дизелей выпускаются блоки двух типов.
  • Блоки, управляющие работой форсунок (устанавливаются в разрыв каждой форсунки) – для 8-ми цилиндрового мотора 8 разрывов форсунок.
  • Блоки, заставляющие работать по новому алгоритму штатный блок управления.

Первый способ основан на изменении времени и количества импульсов управления, поступающих на форсунки. Единственным достоинством таких блоков является невозможность возникновения ошибок в автомобильном компьютере. Но некорректная программа или неисправность могут нанести непоправимый вред мотору. Мы не используем такие блоки.

Второй вариант тюнингбоксов позволяет изменить режим работы ECU за счет “подмены” сигнала с некоторых датчиков. В результате происходит пересчет топливных карт заводской программы и двигатель выдает больше мощности. Самые простые подключаются только к датчику давления в рейке, корректируя его показания в реальном времени и, тем самым, изменяя режим впрыска топлива. Заводская программа «думает», что давление в рейке низкое из-за износа насоса и/или большой нагрузки на двигатель. Повышая давление, она компенсирует нехватку топлива для увеличения мощности и изменяет алгоритм работы форсунок. Не рекомендуем ставить такие блоки. Результат быстро пропадет и очень вероятно загорится ошибка двигателя.

Более «УМНЫЕ» модули собирают информацию от нескольких датчиков, синхронизируя их с оборотами двигателя (обязательное условие для качественного продукта), и заставляют заводскую программу работать с большей отдачей. Именно так работают фирменные блоки увеличения мощности от немецкой компании DTE.

Когда форсунками управляет заводской блок управления (пусть и с изменёнными показаниями от датчиков), можно быть уверенным в том, что двигатель никогда сам себе не навредит. В крайнем случае он может сигнализировать об ошибке по одному из «обманутых» датчиков и перейти на аварийный режим работы, который сбрасывается при выключении зажигания и повторном запуске двигателя. Реальные показатели прироста мощности и момента зависят от отлаженности программы и технических возможностей электроники бокса.

Выбирая модуль увеличения мощности для своего автомобиля придерживайтесь следующих советов:
  1. Выясните техническую возможность сделать программный чип тюнинг для Вашего двигателя. Обратитесь в несколько компаний – не у всех может оказаться необходимое оборудование для перепрограммирования и надежный поставщик файлов. Программный тюнинг как правило эффективнее. Выберите компанию, которой доверяете, ознакомьтесь с графиком результатов от такой же машины или двигателя. Сделайте программный чип тюнинг и наслаждайтесь результатами, если они достигнуты или закажите замеры на моторном стенде.
  2. Если нет технической возможности программно «чипануть» Ваш дизельный или турбобензиновый двигатель или вы опасаетесь проблем с дилером, выбирайте внешний блок увеличения мощности. Обратите внимание на основные моменты:
    • Принцип работы, бренд
    • Реальные результаты (графики замеров со стенда, а не идеализированные кривые) на коробке или в интернете
    • Схемотехника, количество независимых каналов обработки информации (количество точек подключения – минимум 3), возможность выбора программ.
    • Герметичность исполнения.

Обратившись в нашу компанию, Вы можете рассчитывать на «честный» результат и высокое качество устанавливаемого оборудования.

Что такое тюнинг блока управления двигателей

Английское слово «Tuning» означает «настройка», «регулировка», а чип-тюнинг двигателя реальный способ повысить мощность двигателя, крутящий момент, улучшить динамику автомобиля без каких либо механи

Диагностическое оборудование

ческих переделок двигателя, лишь за счет изменения программных параметров электронного блока управления ЭБУ (англ. ECU — Engine Control Unit)

Электронный блок управления двигателем представляет собой микрокомпьютер, который обрабатывая сигналы со всевозможных датчиков и других электронных блоков, формирует команды управления на исполнительные устройства. В простейшем случае используются сигналы с расходомера воздуха, датчиков детонации, температуры и датчиков положения коленвала и распредвала. Полученные значения обрабатываются по программе хранящейся в блоке, и он же формирует команды на управление зажиганием и моментом и продолжительностью открытия форсунок. В более сложном случае блок управления двигателем может контролировать вентилятор охлаждения радиатора, управлять зарядкой аккумулятора .

Развитие электронники привело к появлению автоматических коробок передач (АКПП) с электронными блоками управления. Разрабатыва-емые алгоритмы управления стано-вятся все более интеллектуальными, что приводит к появлению новых качеств в тех же самых с механической точки зрения трансмиссиях. Бортовой компьютер следит за манерой и особенностями управления водителя и подстраивает работу коробки передач и двигателя соответствующим образом. Можно каким-либо образом произвести доводку и изменить характеристики автоматической коробки передач? Вопрос возникает не на пустом месте, ведь производится тюнинг двигателя, ходовой части, тормозной системы .

Прежде чем самостоятельно приступить к работе нужно хорошо уяснить:

Читать еще:  Что свистит в двигателе приора

1 для чего это Вам нужно; 2 подготовиться теоретически; 3 подготовить матчасть (изготовить или преобрести К-лайн адаптер, проверенный комп и все остальное что понадобится для замены ПО; 4 найти и скачать необходимый софт для вашего компьютера; 5 найти прошивки для ЭБУ.
Обычно возникает неоходимость в прошивке — это исправить явные баги заводского ПО, добавить динамики авто или желание поэкономить топливо. Также это нужно при использовании сжиженного газа как топлива наравне с бензином. Еще одно — просто изучить получше устройство и работу системы управления двигателями.
2.Подготовку лучше проводить постепенно. Не пытайтесь все охватить сразу. Важно понимать принципы работы с электрикой и электроникой, хорошо владеть компьтером в плане установки программ и драйверов. В остальном поможет поисковик, серое вещество в голове, прямые руки и данный сайт. Нужно определить разновидности ЭБУ и их маркировку, какому двигателю какая нужна прошивка и их обозначения.

Тюнинг – это доведение до совершенства чего-либо, в частности, двигателя в целях улучшения его эксплуатационных характеристик.

Основная масса современных автомобилей имеет ЭБУ (электронный блок управления) двигателем. ЭБУ работает по определенной программе, которая управляет впрыском, зажиганием и т.д. Программа управления двигателем записана в микросхеме, которая находится в ЭБУ двигателем. Для каждого блока управления и для модификации автомобиля существует своя программа.

Производители, делая эти программы, выбирают такие параметры, которые сочетают в себе мощность, экономичность, надежность и экологичность работы двигателя. Но как, например, может сочетаться мощность и экономичност? Увеличивая мощность автомобиля, соответственно увеличивается и расход топлива. Поэтому производители и выбирают средние параметры, которые бы удовлетворяли этим требованиям. Изменение этих программ называется чип – тюнингом.

Любой автомобилист предъявляет к автомобилю самые разнообразные требования. Нам хочется высокой мощности, большого и равномерного крутящего момента, надёжности и огромного ресурса, но при всём этом желательно заправлять автомобиль самым дешевым топливом и иметь минимальный его расход. С другой стороны, разработчики вынуждены учитывать жесткие нормы по уровню токсичности выхлопа двигателей. Вобщем, можно сказать, что работа двигателя — это компромисс между мощностью, экономичностью, ресурсом двигателя, токсичностью выхлопа, то есть целым рядом взаимоисключающих параметров.

Тюнинг электроники двигателя

Контролеры впрыска топлива и зажигания

Заводскую систему управления зажиганием меняют, когда необходимо оптимизировать состав топливной смеси. Устанавливают контроллер впрыска топлива или Fuel Controller. Их выпускают фирмы: Apexi, Greddy, HKS.

В зависимости от модели и производителя контроллер впрыска полностью или частично вмешивается в работу серийной топливной системы или происходит замена штатного блока впрыска. Иногда требуется модернизация топливной системы, замена топливного насоса и форсунок на более производительные, регулятора давления топлива — на более мощный или регулируемый.

Топливный контроллер позволяет изменить время впрыска для правильного подбора состава топливовоздушной смеси.

Когда необходимо заменить систему зажигания, то устанавливаются цифровые контроллеры зажигания, производимые фирмами Crane, Electromotive, HKS. Контроллеры управления зажигания позволяют менять опережение зажигания, длительность искры, мощность разряда, а некоторые даже число импульсов искрообразования за одно зажигание.

Как разновидность чип-тюнинга, существует услуга по установке перепрошитых блоков управления. Штатный ЭБУ заменяют на «чипованный», где изменения «железа» материнской платы сочетаются с новой программой работы. Новый алгоритм позволяет практически полностью использовать потенциал двигателя автомобиля. Программа нового ЭБУ обеспечивает оптимизацию зажигания, подачу топлива, давления наддува.

Гоночные ЭБУ — для авто спорта

Самый продвинутый вариант — установка новых гоночных «мозгов». Его можно порекомендовать при тюнинге мотора «под спорт». Такие гоночные ЭБУ производятся компаниями AEM, Apexi, Edelbrock, Electromotive, HKS, MoTeC.

Установка гоночного контроллера заставит работать мотор так, как хотите. Его применяют, когда исчерпаны возможности серийного ЭБУ для настройки. Программируемый ЭБУ позволяет корректировать на ходу алгоритм работы впрыска, зажигания, давление наддува, фазовращение распредвала и дополнительно управлять системой NOS.

Программируемые ЭБУ берут функции контроля над двигателем и значит должны контролировать обороты холостого хода, прогрев мотора, включение вентилятора охлаждения, дополнительный топливный насос и т.д. Т.е. гоночные ЭБУ предназначены для построения новой системы управления мотором, в которую входит сам компьютер, программное обеспечение, различные датчики системы и соединительная проводка.

Никакие чипы и модули не научили бы серийный компьютер — «мозг» так масштабно и быстро «думать», поскольку «заряженные» моторы развивают в 1,5 раза больше оборотов и питаются обогащенной смесью. Поэтому имеют в два раза больше форсунок, чтобы обеспечить топливом высокооборотистый двигатель.

«Настройка» мотора производится специальной программой или мотор-тестером, соединенным через разъем с гоночным ЭБУ. Настройка компьютера сложна, требует стендовых и дорожных испытаний, чтобы мотор работал без провалов и перебоев. При этом меняется карта зажигания, времени и угла опережения впрыска топлива. Поэтому внимание уделяют программному обеспечению, которое позволяет на ходу вмешиваться в работу мотора и регулировать мощность.

Читать еще:  Что за двигатель 4061003009

Чип тюнинг — история и описание процесса

Коротко о чип тюнинге

Чип тюнинг (Chip tuning) изначально подразумевал замену или перезапись чипа EPROM (erasable programmable read only memory) который находится в Электронном Блоке Управления (ЭБУ) двигателем, трансмиссией или другим агрегатом. Делается это с целью улучшить показатели: мощности, экологичности либо экономичности. Эти возможности доступны, потому что производитель вынужден использовать консервативные настройки с целью компенсировать возможные отклонения при поточном производстве для различных регионов и условий использования и технического обслуживания. Как правило, но не всегда, автомобили с модифицированной программой требуют более внимательного тех обслуживания и более качественное топливо.

Так процедура чип тюнинга выглядела в 1980 — 1990 годах. Сегодня термин чип тюнинг немного обманчив, так как продолжает использоваться для процедуры при которой уже не происходит физическая замена микросхемы. Современные блоки управления двигателем, в большинстве своем, могут быть перепрограммированы через диагностический разъем OBD или специальный инженерный разъем BDM.

С развитием технологий все более сложная электроника устанавливалась и в автомобили. Современный блок управления двигателем (в простонародии «мозги») позволяет управлять многими аспектами работы двигателя, такими как угол опережения зажигания, впрыск топлива, электронный дроссель, перепускной клапан, регулирование давления наддува турбины, ограничение оборотов и скорости, работа коробки АКПП, DSG, PDK и десятков прочих узлов.

Существует множество параметров, которые могут быть изменены при чип тюнинге и каждый из них влияет на мощность, отзывчивость, экономичность и экологичность по-своему.

Одним из классических параметров, который знаком многим еще со стареньких ВАЗов, Москвичей и прочих — это УОЗ или Угол Опережения Зажигания. Для каждого мотора при различной нагрузке и оборотах существует определенный диапазон допустимых углов зажигания. При определенных значениях достигается максимальный крутящий момент — MBT. Если все прочие параметры работы двигателя нас устраивают, то используется именно это значение в данной конкретной точке «карты» зажигания. Чем выше октановое число, тем медленнее и стабильнее горит бензин и тем больший угол до ВМТ (Верхней Мертвой Точки хода поршня) мы можем использовать. Соответственно после чип тюнинга автомобиль,как правило,более капризен к выбору бензина и уже не позволит залить в себя «что попало» с любой заправки. С углом зажигания связан такой фактор как детонация, или горение топливной смеси, вызванное не искрой от свечи зажигания, а прочими факторами. Факторов появления детонации множество, но если ограничиться парой слов — ее следует избегать любой ценой, так как высокий уровень детонации способен привести к серьезным поломкам двигателя.

Выше приведен пример табличного представления угла зажигания и его графического трех-мерного представления. Значения меняются от частоты вращения коленвала (оборотов двигателя) и нагрузки. Задача настройщика подобрать оптимальные значения в каждой ячейке.

Топливная смесь — следующий и крайне важный параметр при чип тюнинге и настройке автомобиля. Раньше все было просто — изменив время впрыска можно было сделать смесь более «богатой» или «бедной». С повсеместным внедрением дизельных двигателей и форсированных бензиновых двигателей, параметров в настройке топливной системы стало намного больше. Теперь необходимо настраивать: Фазу впрыска, Время впрыска, Объем впрыска, Давление впрыска, Количество предварительных и пост-впрысков и множество других параметров. Каждый из них может в той или иной степени повлиять на мощность, отзывчивость, дымность, экологичность, экономичность, шумность и температуру работы двигателя. Для современного производителя первоочередная цель — это соответствие нормам экологичности и экономичности! В большинстве случаев эти два параметра накладывают существенный отпечаток на мощность автомобиля и снижают удовольствие от вождения, делая авто более заторможенным и задумчивым.

Турбонаддув.

Дизельные и бензиновые двигатели с турбонаддувом позволяют получить существенную прибавку мощности и крутящего момента за счет изменения параметров управления избытком давления. Высокая эффективность данных моторов при правильной настройке позволяет оставить расход топлива неизменным или даже сократить его в режиме малых и средних нагрузок.

Электронное управление двигателем позволяет настраивать и корректировать параметры его работы с такими модификациями как выхлопные и впускные системы, улучшенные интеркулеры и система охлаждения, другие форсунки и турбокомпрессоры и т.д. Любые модификации в двигателе, которые влияют на его объемную эффективность (VE) требуют корректировки программы управления.

Некачественно сделанный чип тюнинг или настройка двигателя могут принести не только разочарование от полученного результата, но и обернуться существенными тратами на ремонт в случае поломки.

Программный чип тюнинг

Наиболее распространенный способ чип тюнинга — это изменение программы в штатном блоке управления двигателем. В данном случае все управление происходит по стандартной и полностью понятной для мотора схеме. Сделать это можно через диагностический разъем OBD или же в случае невозможности диагностического доступа к программе управления, программирование происходит при прямом подключении к блоку управления двигателем или непосредственно в флеш память EPROM.

Читать еще:  Что такое картер двигателя на судне

Справа показан разъем OBD2, использующийся для диагностики и чип тюнинга большинства автомобилей. Данный разъем присутствует на всех автомобилях начиная с 1998 года в обязательном порядке и служит для штатной диагностики. Стоит отметить, что производитель борется с возможностью перепрограммирования и использует различные системы защиты от несанкционированного доступа. Так появились различные алгоритмы защиты, например TP8/10 (Tuning Protection), некоторые из которых сейчас успешно обходятся, а для работы с другими требуется демонтаж блока управления автомобиля и перепрограммирование «на столе».

На ряде современных авто для тюнинга (чип тюнинг) программы управления требуется подключение к ECU (блоку управления двигателем) напрямую. Для этого может использоваться штатный инженерный разъем на плате — BDM или же иные точки подключения к процессору для доступа к флеш памяти. Вне зависимости от способа подключения изменяется только программа управления и никаких конструктивных изменений в блок управления не вносится. При грамотно выполненной работе определить, что блок демонтировался, разбирался и программировался невозможно!

Существуют и другие способы внесения изменений в электронное управление работой двигателя. Например, установка дополнительного модуля, или как его еще называют — тюнинг бокса или «коробочки».

Тюнинг бокс / модуль увеличения мощности / обманка

В случае, если по тем или иным причинам классический чип тюнинг невозможен или недоступен, изменение параметров работы автомобиля производится путём корректировки сигналов управления с помощью дополнительного контроллера. Суть его работы очень проста — получить сигнал идущий от блока управления двигателем, изменить его и отправить далее тому устройству, к которому он шел. Если говорить более наглядно, то возьмем систему впрыска топлива с ТНВД (Топливным Насосом Высокого Давления) на дизельном двигателе. Насос ТНВД обеспечивает заданное программой управления двигателем давление в топливной рампе. Форсунки впрыскивают топливо. Чем больше топлива получает дизельный двигатель, тем выше его мощность. Значит нужно с помощью блока обманки перехватить сигнал, который идет от ЭБУ к ТНВД и увеличить запрос на давление. В итоге топлива в двигатель попадет больше и мощность будет выше! По такому же принципу работают блоки управляющие давлением наддува, временем впрыска и прочими параметрами, влияющими на мощность.

Выше приведен пример четырех-канального тюнинг бокса. На схеме видно подключение к питанию +12В, и четыре пары разъемов, которые устанавливаются в разрыв соответствующих исполнительных устройств.

Как говорится дешево и сердито! Говорить о том, что результат сопоставим с полноценным чип-тюнингом не приходится. Обманывая 2 или 3 параметра (а больше почти никто не делает) невозможно получить сбалансированный и безопасный эффект увеличения мощности, отзывчивости и экономичности как при перепрограммировании блока управления двигателем. В аварийных ситуациях алгоритмы защиты также не смогут полноценно отработать, так как «коробочка» не понимает, что происходит и продолжает вносить изменения, а программа при чип тюнинге обращается к аварийным таблицам и параметрам защиты двигателя.

Выше приведен типичный пример хорошей настройки двигателя Audi 3.0TDI в которой модифицированы более 40 таблиц! Сравните это с грубой работой тюнинг-бокса, который вносит изменения в 2-3 сигнала не понимая, что на самом деле делает двигатель — прогревается, проводит регенерацию сажевого фильтра, находится в режиме защиты (component protection) или использует барометрическую компенсацию в связи с разряжением при езде в горах.

Если у Вас есть выбор между любым тюнинг боксом и полноценным чип тюнингом — выбирайте второе. Это безопаснее, надежнее и естественнее для работы двигателя при любом режиме эксплуатации!

Заключение

Правильная настройка работы двигателя требует не только понимания где и что поправить, но и самое главное ЗАЧЕМ и какой эффект данное изменение будет иметь на другие параметры. Поэтому не стоит слепо доверять людям, обещающим Вам уникальное решение с мощностью и экономичностью, существенно лучшее чем у сильных и зарекомендовавших себя компаний. Опыт и знания — это то чего не хватает новичкам и одиночкам в области чип тюнинга, а это в итоге приводит к поломкам, потраченным деньгам, потерянному времени и разочарованию.

Наличие оригинального оборудования для чтения и программирования автомобиля, диагностического оборудования, для проведения предварительной оценки состояния автомобиля перед началом работ и после их выполнения, ну и самое главное опыт и знания — необходимые требования для качественного чип-тюнинга и настройки автомобиля. Наличие мощностного стенда также позволяет проводить разработку программ с точным контролем параметров.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector