Что такое тупость двигателя - Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тупость двигателя

Что такое тупость двигателя

Детонация прослушивается при резкой подгазовке на ХХ?

Нет детонация отсутствует, двигатель работает мягко, только есть как писал выше перебои в работе. Сегодня вообще затроил и обороты упали до 500. Заглушил, снова завел — работает нормально.

что то похожее было на хантере. слабо тянул.
после всех изысканий поменял фильтр на бензонасосе и всё пропало.

Воздушный и топливный фильтра поменял.Думал про фильтр бензонасоса, но пока не долез. А какое давление должен давать бензонасос? Может не докачивает.

Воздушный и топливный фильтра поменял.Думал про фильтр бензонасоса, но пока не долез. А какое давление должен давать бензонасос? Может не докачивает.

Насос от уаза практически не чем не отличается от вазовского,на вазе,где регулятор давления топлива стоит на рампе давит где-то 2,4-2,8 в зависимости от оборотов,где регулятор стоит в самом насосе(в баке) давит где-то 3,6-4кг. Не знаю какой пробег у вашего уаза,но с большой вероятностью,это форсунки,они работают на разном топливе,вы экономите на газе,в итоге попадаете на форсунках,тем более машина ЗАТРОИЛА,есть повод задуматься,ошибку при диагностики покажет,лишь в том случае,если форсунка не работает вообще (обрыв форсунки),форсунки проверяют следуещем образом,подключают диагностический прибор,который имеет функцию,не зависимо работает двигатель или нет(естественно зажигание включено)управлять так называемыми ИСПОЛНЯЕЩИМИ МЕХАНИЗМАМИ,например:вкл.бензонасос,вентелятор,и т. д.,к жгуту форсунок подключаем другой прибор(например ДСТ-6),который может управлять открытием форсунок по очерёдно,в итоге:включаем насос,форсунку№1 открываем,смотрим как опускается давление в рампе(через манометр)и так все остальные,давление должно опускаться на одинаковый уровень,которая меньше льет,ту выкидываем 🙂

Такая же хрень( При резком нажатии провал и динамики нет( поменял насос,ФОТ,форсунки на стенде чищены,ошибок нет по меткам ГРМ устал уже бороться. Рекомендуют цепь перекинуть на зуб раньше.

У вас не таже ХРЕНЬ,у вас как пишете, нет ДИНАМИКИ,а у него временами ТРОИТ,две разные вещи,если у вас стоит ДМРВ,возможно,он,а если датчик абсолютного давления,копать надо глубже.

Такая же хрень( При резком нажатии провал и динамики нет( поменял насос,ФОТ,форсунки на стенде чищены,ошибок нет по меткам ГРМ устал уже бороться. Рекомендуют цепь перекинуть на зуб раньше.

Что за мастера вам рекомендуют(цепь перекинуть)это карбюратор перекинете,потом трамблером всё это дело как-то подшлифуете,что б не чихало,не пердело,в инжекторе это не пройдет,сбой буквально на 1-3 мм. в грм и машина не поедит,если вы конечно программу в эбу переписовать не будете.

Что за мастера вам рекомендуют(цепь перекинуть)это карбюратор перекинете,потом трамблером всё это дело как-то подшлифуете,что б не чихало,не пердело,в инжекторе это не пройдет,сбой буквально на 1-3 мм. в грм и машина не поедит,если вы конечно программу в эбу переписовать не будете.

Здравствуй мастер, готовый подшлифовать трамблером перекид фаз грм. где ты раньше был? НЛО на орбите поднастраивал?

Насос от уаза практически не чем не отличается от вазовского,на вазе,где регулятор давления топлива стоит на рампе давит где-то 2,4-2,8 в зависимости от оборотов,где регулятор стоит в самом насосе(в баке) давит где-то 3,6-4кг.)

где-то, примерно, как-то.

Читаю ваш нимб, там кроме молитв и псалтыря ничего не вижу. Подсказать, куда заехать, послушать лекции (не бесплатно) в вашем регионе, дабы идиотских и бесполезных советов более не раздавать на уважаемом сайте?

Подскажите,я не против просветиться.

У меня бонально получилось, заменил насос и всё хорошо!!

Долез до бака, поменял насос с фильтром — результат нулевой.
Вся беда в том, что у нас нет нормальной диагностики, которая работает на совесть, а не на оставление клиента без штанов. Всю механику делаю сам, а электроникой пока не подружился.

Долез до бака, поменял насос с фильтром — результат нулевой.
Вся беда в том, что у нас нет нормальной диагностики, которая работает на совесть, а не на оставление клиента без штанов. Всю механику делаю сам, а электроникой пока не подружился.

в плане мастерской такая же хрень.
а это изначально так было на авто?

в плане мастерской такая же хрень.
а это изначально так было на авто?

Не знаю, как было раньше, машину не давно купил. Да и нутром чуствую, что не должен Патр тупить.

Сколько напряжения видит ЭБУ на датчике детонации при работе на хх?

Как его промерить?

Осадчий Дмитрий, я уверен, что скорее всего сбита установка РВ. И просто проверкой установочных меток ничего не решить. Вот то, что потребуется: http://www.3160.ru/index.php?productID=9244
Возможно для «оживления» мотора достаточно будет просто перебросить цепь на КВ, на один зуб но, я могу дать такую рекомендацию только после визуального осмотра. Скажу более: такое практикуется. Но, не понимая сути — лучше не соваться. А при помощи приспособления — установить желаемую конфигурацию фаз ГР несложно.

Спасибо за подсказку, также склоняюсь к этой причине «тупости» мотора, приспособа для установки фаз есть. Посмотрю сначала установку шкива КВ, а уж потом полезем дальше. Прежний хозяин в двигатель руки опускал, может и ошибся с установкой фаз.

Спасибо за подсказку, также склоняюсь к этой причине «тупости» мотора, приспособа для установки фаз есть. Посмотрю сначала установку шкива КВ, а уж потом полезем дальше. Прежний хозяин в двигатель руки опускал, может и ошибся с установкой фаз.

Метка на маховике шкива-демпфера должна находится на уровне тыльной стенки 15го зуба венца датчика синхронизации.

Сименс ДМРВ стоит новый. Старый с низким ур сигнала снял. Так ведь подтраивать может, но необязательно связано с тупостью дрыга.

Вчера вообще «затупил» — «троит» сука конкретно, а всего на всего заменил сайлентблоки на рессорах.
А если проще, или я его прикончу, и будет «феррари отдыхать», ну а второго не бывать.
Опять загорелся чип — ошибку не пробивал пока, но «троит», и обороты упали до 500.
Что из себя представляет Микас 11, большинство пользователей склоняется к 7.2. Кто что скажет??

Насос от уаза практически не чем не отличается от вазовского,на вазе,где регулятор давления топлива стоит на рампе давит где-то 2,4-2,8 в зависимости от оборотов,где регулятор стоит в самом насосе(в баке) давит где-то 3,6-4кг. Не знаю какой пробег у вашего уаза,но с большой вероятностью,это форсунки, ОНИ РАБОТАЮТ НА РАЗНОМ ТОПЛИВЕ, вы экономите на газе,в итоге попадаете на форсунках,тем более машина ЗАТРОИЛА,есть повод задуматься,ошибку при диагностики покажет,лишь в том случае,если форсунка не работает вообще (обрыв форсунки),форсунки проверяют следуещем образом,подключают диагностический прибор,который имеет функцию,не зависимо работает двигатель или нет(естественно зажигание включено)управлять так называемыми ИСПОЛНЯЕЩИМИ МЕХАНИЗМАМИ,например:вкл.бензонасос,вентелятор,и т. д.,к жгуту форсунок подключаем другой прибор(например ДСТ-6),который может управлять открытием форсунок по очерёдно,в итоге:включаем насос,форсунку№1 открываем,смотрим как опускается давление в рампе(через манометр)и так все остальные,давление должно опускаться на одинаковый уровень,которая меньше льет,ту выкидываем 🙂

Читать еще:  2110 проблема с температурой двигателя

Газовый инжектор не пользуется бензиновыми форсунками. У него есть своя рампа с электромагнитными клапанами через которые газ поступает через врезанные во впускной коллектор штуцера (расположенные около бензиновых форсунок).

Газовый инжектор не пользуется бензиновыми форсунками. У него есть своя рампа с электромагнитными клапанами через которые газ поступает через врезанные во впускной коллектор штуцера (расположенные около бензиновых форсунок).

Полностью с Вами согласен. Бензиновые форсунки стоят отдельно от газовых и отключаются при переходе на газ.
Вчера катался и на газе и на бензине — машину просто не узнать: провалов и тупости как не бывало.
Может весна пришла?

тупой

Слово тупой входит в список Сводеша-200 (192).

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
муж. р.ср. р.жен. р.
Им.тупо́йтупо́етупа́ятупы́е
Р.тупо́готупо́готупо́йтупы́х
Д.тупо́мутупо́мутупо́йтупы́м
В.одуш.тупо́готупо́етупу́ютупы́х
неод.тупо́йтупы́е
Т.тупы́мтупы́мтупо́й тупо́ютупы́ми
П.тупо́мтупо́мтупо́йтупы́х
Кратк. формату́пту́потупа́ту́пы, тупы́

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1b/c’. Сравнительная степень — тупе́е, тупе́й, потупе́е, потупе́й.

Корень: -туп-; окончание: -ой [Тихонов, 1996] .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. неспособный хорошо резать или колоть, незаострённый ◆ Тупой нож. ◆ Тупая бритва.
  2. закругляющийся или не сужающийся на конце ◆ Ботинки с тупыми носками.
  3. о крае режущего, колющего инструмента расположенный противоположно острому краю ◆ Тупая сторона клинка. ◆ Тупой конец иглы.
  4. геометр. об угле, углах — занимающий промежуточное положение между прямым и развёрнутым, насчитывающий от 90° до 180° ◆ Тупой угол.
  5. перен.проявляющийся не остро, не резко; приглушённый ◆ Тупая боль.
  6. перен. об уме, органах чувств ослабленный, лишённый тонкости, остроты восприятия ◆ Тупое зренье под старость не диво. Тупое ухо, слух, глуховатость. У борзых чутье весьма тупое , у гончих острое. У низших животных все чувства крайне тупы . [Даль]
  7. перен.глупый, плохосоображающий ◆ Поразительна не сколько сама реклама, сколько поразительно количество тупых хамоватых детей.
  8. перен. то же, что неостроумный ◆ Даже если это была шутка, то тупая шутка, жестокая.
  9. перен.невыразительный, бессмысленный ◆ Он уставился в стену тупым взглядом, о чём-то глубоко задумавшись. ◆ Тупое выражение лица.
  10. перен.безответный, безропотный, притерпевшийся к чему-либо неприятному, отупелый, пассивный, безразличный ◆ Люди шли с тупой покорностью.
  11. перен. о звуке глухой, низкий, не резкий, не звонкий ◆ Тупые удары топора по дереву звучали приглушённо.
  12. разг.тупиковый, не имеющий сквозного прохода ◆ За дверью был короткий тупой коридор.
  13. мед. о ране, травме нанесённый незаострённым предметом, не проникающий ◆ Кроме ножевых порезов на лице и руках, обнаружена тупая травма живота. ◆ Тупые раны волосистой части головы обычно сильно кровоточат.
Синонимы
  1. незаострённый, затупленный, неострый
  2. неострый, приглушённый, нерезкий
  3. неострый, притупившийся
  4. безмозглый, безголовый, бестолковый, глупый, малоумный, недалёкий, недогадливый, неразумный, несмышлёный, несообразительный, неумный, ограниченный, простоватый, скудоумный, тупоголовый, тупоумный
  5. глупый, неостроумный
  6. невыразительный, бессмысленный
  7. безразличный, безропотный, безответный, отупелый, пассивный, притерпевшийся
  8. глухой, низкий, нерезкий
  9. глухой, тупиковый, несквозной
  10. частичн. непроникающий
Антонимы
  1. острый, заострённый
  2. острый, заострённый
  3. острый, заострённый
  4. острый
  5. острый, резкий
  6. умный, остроумный
  7. умный, остроумный
  8. выразительный, осмысленный
  9. активный
  10. высокий, звонкий, резкий
  11. сквозной
  12. проникающий
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от праслав. *tǫpъ , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. тупъ, русск. тупой, укр., белор. тупи́й, сербск.-церк.-слав. тѫпъ (др.-греч. παχύς), болг. тъп, сербохорв. ту̑п, ту́па ж., ту́по, ту̑пи, словенск. tòp, tóра, чешск., словацк. tupý, польск. tęру, в.-луж., н.-луж. tuру. Праслав. *tǫpъ сближают с др.-исл. þambr «толстый, вздутый», лит. tampýti, tаmраũ «тянуть», tem̃pti, tempiù — то же, лат. tempus «время; висок», далее сравнивают с греч. τέμνω «режу», ст.-слав. тьнѫ, тѩти (см. тять). С др. стороны, относят *tǫpъ к др.-в.-нем., ср.-в.-нем. stumpf «изуродованный, тупой», др.-в.-нем. stumbal «обрубок, обрезок», предполагая варианты *(s)tomp:, *stomb-. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Как масло может убить двигатель

Рассматриваем последствия применения негодных моторных масел

Была такая смешная карикатура: жена пытается накормить своей стряпней мужа и собаку, но оба воротят нос. И – подпись, от имени жены: «Я понимаю, что ей тоже не нравится, но ведь её же нельзя уговорить!»

Мотор автомобиля уговаривать не нужно: что залили, на том и работай! Однако он тоже будет воротить нос – только по-своему. И если вместо рекомендованного моторного масла залить в него то, что под рукой (остатки со дна древней бочки, индустриальное масло и т.п.), то последствия проявятся очень скоро. И вот почему.

Моторное масло, рекомендованное производителем машины, должно решать несколько задач. Помимо смазки подвижных частей мотора, оно обязано отводить от него избыток тепла, очищать от нагара и удалять всевозможную грязь. А теперь попробуем перечислить, «что будет, если. »

Не та вязкость

Если залить слишком жидкий продукт – например, какое-то индустриальное масло (или даже моторное масло с заведомо низкой вязкостью), то нужного давления в двигателе не будет: откуда ему взяться-то? Сначала загорится аварийный индикатор на приборной панели, затем послышатся посторонние стуки, а перед финалом пойдет дым. Затем двигатель заклинит: приехали.

При использовании излишне вязкого продукта типа масел для судовых дизелей картина будет иной. Начнем с того, что в сильный мороз двигатель может просто не пуститься. Но главное не в этом. Мощность мотора и его топливный аппетит сильно зависят от толщины масляного слоя, который не должен быть ни излишне тонким, ни слишком толстым. А оптимальная толщина пленки зависит от конструкции и реального состояния мотора. Мало того, при слишком густом масле резко ухудшается отвод излишков тепла от поршня, поскольку теплопроводность масла очень низкая. В итоге перегретый поршень начинает расширяться, а мотор начинает «тупеть». Тут уже и до задиров недалеко.

Не та чистота

Специально заливать какое-то грязное масло, конечно же, никто не станет, но это может произойти непреднамеренно – раздобыли у знакомого, прикупили по дешевке и т.п. Но тут сценарий предельно понятен. Первым делом вся грязь окажется в масляном фильтре, затем у него откроется перепускной клапан, а после этого весь мусор начнет спокойно уничтожать некогда шлифованные поверхности – возникнут первые задиры. Финал понятен: капремонт.

Читать еще:  Что такое впускной канал двигателя

Если масло хранилось в бочке, которая жила на улице, то, почти наверняка, такое масло успело наглотаться воды. Что происходит с водой в мороз, все знают. Далее – задиры, клин, капремонт, деньги.

Отдельная песня – про масло, которое со временем расслоилось. Если речь о прозрачной канистре, то такой эффект сразу бросается в глаза. А вот с бочками дело хуже: там ничего не видно – да и кому охота проверять? А вот насос, с помощью которого масло выкачивают из бочки, при этом начнет поглощать не нужное мотору масло, а какие-то его фрагменты, то ли с избытком, то ли с недостатком требуемых компонентов. Как воспримет такую жидкость мотор, предугадать несложно: он останется недоволен.

Зачем?

Желание на чем-то сэкономить существовало во все времена. Часто автовладельцы готовы потратиться на какую-то чудо-присадку к моторному маслу, чтобы затем смешать ее с каким-то откровенно негодным маслом и залить полученное зелье в горловину двигателя. Переубедить таких пользователей, как правило, очень сложно, да и нужно ли – ведь платить за всё придется им самим. Но всем остальным рекомендуем не экономить на моторном масле – мотор никогда этого не простит.

Как работает водородный двигатель и какие у него перспективы

С 2018 года в ЕС действует запрет на дизельные автомобили новейшего поколения в населенных пунктах [1]. Это стало поворотным моментом в развитии рынка электрокаров, а также — гибридных и водородных двигателей.

Великобритания еще в 2017-м высказывалась за полный запрет бензиновых авто к 2040 году. Тогда же, если верить исследованию Bloomberg New Energy Finance [2], на электрокары будет приходиться 35% от всех продаж автомобилей. Уже к 2030 году Jaguar и Land Rover планируют довести число электрокаров в своих линейках до 100% [3]. Часть из них тоже работает на водороде.

История развития рынка водородных двигателей

Первый двигатель, работающий на водороде, придумал в 1806 году французский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз [4]. Он получал водород при помощи электролиза воды.

Первый патент на водородный двигатель выдали в Великобритании в 1841 году [5]. В 1852 году в Германии построили двигатель внутреннего сгорания (ДВС), который работал на воздушно-водородной смеси. Еще через 11 лет французский изобретатель Этьен Ленуар сконструировал гиппомобиль [6], первые версии которого работали на водороде.

В 1933 году норвежская нефтегазовая и металлургическая компания Norsk Hydro Power переоборудовала [7] один из своих небольших грузовиков для работы на водороде. Химический элемент выделялся за счет риформинга аммиака и поступал в ДВС.

В Ленинграде в период блокады на воздушно-водородной смеси работали около 600 аэростатов. Такое решение предложил военный техник Борис Шепелиц, чтобы решить проблему нехватки бензина. Он же переоборудовал 200 грузовиков ГАЗ-АА для работы на водороде.

Первый транспорт на водороде выпустила в 1959 году американская компания Allis-Chalmers Manufacturing Company — это был трактор [8].

Первым автомобилем на водородных топливных элементах стал Electrovan от General Motors 1966 года. Он был оборудован резервуарами для хранения водорода и мог проехать до 193 км на одном заряде. Однако это был единичный демонстрационный экземпляр, который передвигался только по территории завода.

В 1979-м появился первый автомобиль BMW с водородным двигателем. Толчком к его созданию послужили нефтяные кризисы 1970-х, и по их окончании об идее альтернативных двигателей забыли вплоть до 2000-х годов.

В 2007 году та же BMW выпустила ограниченную серию автомобилей Hydrogen 7, которые могли работать как на бензине, так и на водороде. Но машина была недешевой, при этом 8-килограммового баллона с газом хватало всего на 200-250 км.

Первой серийной моделью автомобиля с водородным двигателем стала Toyota Mirai, выпущенная в 2014 году. Сегодня такие модели есть в линейках многих крупных автопроизводителей: Honda, Hyundai, Audi, BMW, Ford и других.

Как работает водородный двигатель?

На специальных заправках топливный бак заправляют сжатым водородом. Он поступает в топливный элемент, где есть мембрана, которая разделяет собой камеры с анодом и катодом. В первую поступает водород, а во вторую — кислород из воздухозаборника.

Каждый из электродов мембраны покрывают слоем катализатора (чаще всего — платиной), в результате чего водород начинает терять электроны — отрицательно заряженные частицы. В это время через мембрану к катоду проходят протоны — положительно заряженные частицы. Они соединяются с электронами и на выходе образуют водяной пар и электричество.

По сути, это — тот же электромобиль, только с другим аккумулятором. Емкость водородного аккумулятора в десять раз больше емкости литий-ионного. Баллон с 5 кг водорода заправляется около 3 минут, его хватает до 500 км.

Где применяют водородное топливо?

  • В автомобилях с водородными и гибридными двигателями. Такие уже выпускают Toyota, Honda, Hyundai, Audi, BMW, Ford, Nissan, Daimler;
  • В поездах. Первый такой был выпущен в Германии компанией Alstom и ходит по маршруту Букстехуде — Куксхафен;
  • В автобусах: например, в городских низкопольных автобусах марки MAN.
  • В самолетах. Первый беспилотник на водороде выпустила компания Boeing, внутри — водородный двигатель Ford;
  • На водном транспорте. Siemens выпускает подводные лодки на водороде, а в Исландии планируют перевести на водородное топливо все рыболовецкие суда;
  • Во вспомогательном транспорте. Водород используют в электрокарах для гольфа, складских погрузчиках, сервисных автомобилях логистических компаний и аэропортов;
  • В энергетике. Электростанции мощностью от 1 до 5 кВт, работающие на водороде, могут обеспечивать теплом и энергией небольшие города и отдельные здания. Например, после аварии на Фукусиме в 2018 году Япония активнее начала переходить на водородную энергетику [9], планируя перевести на водород 1,4 млн электрогенераторов;
  • В смесях с обычным топливом. Например, с дизельным или газовым — чтобы удешевить производство.

Плюсы водородного двигателя

  • Экологичность при использовании. Водородный транспорт не выбрасывает в атмосферу диоксид углерода;
  • Высокий КПД. У двигателя внутреннего сгорания (ДВС) он составляет около 35%, а у водородного — от 45%. Водородный автомобиль сможет проехать на 1 кг водорода в 2,5-3 раза больше, чем на эквивалентном ему по энергоемкости и объему галлоне (3,8 л) бензина;
  • Бесшумная работа двигателя;
  • Более быстрая заправка — особенно в сравнении с электрокарами;
  • Сокращение зависимости от углеводородов. Водородным двигателям не нужна нефть, запасы которой не бесконечны и к тому же сосредоточены в нескольких странах. Это позволяет нефтяным государствам диктовать цены на рынке, что невыгодно для развитых экономик.

Минусы водородного двигателя

  • Высокая стоимость. Галлон бензина в США стоит около $3,1 [10], а эквивалентный ему 1 кг водорода — $8,6. Водородные батареи содержат платину — один из самых дорогих металлов в мире. Дополнительные меры безопасности также делают двигатель дорогим: в частности, специальные системы хранения и баки из углепластика, чтобы избежать взрыва.
  • Проблемы с инфраструктурой. Для заправки водородом нужны специальные станции, которые стоят дороже, чем обычные.
  • Не самое экологичное производство. До 95% сырья для водородного топлива получают из ископаемых [11]. Кроме того, при создании топлива используют паровой риформинг метана, для которого нужны углеводороды. Так что и здесь возникает зависимость от природных ресурсов.
  • Высокий риск. Для использования в двигателях водород сжимают в 850 раз [12], из-за чего давление газа достигает 700 атмосфер. В сочетании с высокой температурой это повышает риск самовоспламенения.
Читать еще:  Возможная неисправность двигателя субару

Водород обладает высокой летучестью, проникает даже в небольшие щели и легко воспламеняется. Если он заполнит собой весь капот и салон автомобиля, малейшая искра вызовет пожар или взрыв. Так, в июне 2019 года утечка водорода привела к взрыву на заправке в Норвегии. Сила ударной волны была сопоставима с землетрясением в радиусе 28 км. После этого случая водородные АЗС в Норвегии запретили

Водород для топлива можно получать разными способами. В зависимости от того, насколько они безвредны, итоговый продукт называют [13] «желтым» или «зеленым». Желтый водород — тот, для которого нужна атомная энергия. Зеленый — тот, для которого используют возобновляемые ресурсы. Именно на этот водород делают ставку международные организации.

Самый безвредный способ — электролиз, то есть, извлечение водорода из воды при помощи электрического тока. Пока что он не такой выгодный, как остальные (например, паровая конверсия метана и природного газа). Но проблему можно решить, если сделать цепочку замкнутой — пускать электричество, которое выделяется в водородных топливных элементах для получения нового водорода.

Водородный транспорт в России

В России в 2014 году появился свой производитель водородных топливных ячеек — AT Energy. Компания специализируется на аккумуляторных системах для дронов, в том числе военных. Именно ее топливные ячейки использовали для беспилотников, которые снимали Олимпиаду-2014 в Сочи.

В 2019 году Россия подписала Парижское соглашение по климату, которое подразумевает постепенный переход стран на экологичные виды топлива.

Чуть позже «Газпром» и «Росатом» подготовили совместную программу развития водородной технологии на десять лет.

Главный фактор, который может обеспечить России преимущество на рынке водорода — это богатые запасы пресной воды [14] за счет внутренних водоемов, тающих ледников Арктики и снегов Сибири. Вблизи последних уже есть добывающая инфраструктура от «Роснефти», «Газпрома» и «Новатэка».

В конце 2020 года власти Санкт-Петербурга анонсировали [15] запуск каршеринга на водородном топливе совместно с Hyundai. В случае успеха проект расширят и на другие крупные города России.

Перспективы технологии

Вокруг водородных двигателей немало противоречивых заявлений. Одни безоговорочно верят в их будущее — например, Арнольд Шварценеггер еще в 2004 году, будучи губернатором Калифорнии, обещал [16], что к 2010 году весь его штат будет покрыт «водородными шоссе». Но этого так и не произошло. В этом отчасти виноват глобальный экономический кризис: автопроизводителям пришлось выживать в тяжелейших финансовых условиях, а подобные технологии требуют больших и долгосрочных вложений.

Другие, напротив, критикуют технологию за ее очевидные недостатки. Так, основатель Tesla Илон Маск назвал водородные двигатели «ошеломляюще тупой технологией» [17], которая по эффективности заметно уступает электрическим аккумуляторам. Отчасти он прав: сегодня водородным автомобилям приходится конкурировать с электрокарами, гибридами, транспортом на сжатом воздухе и жидком азоте. И пока что до лидерства им очень далеко.

С одной стороны, в Европе Toyota Mirai II стоит несколько дешевле, чем Tesla Model S (€64 тыс. против €77 тыс.) [18]. Полная зарядка водородного автомобиля занимает около 3 минут — против 30-75 минут для электрокара. Однако вся разница — в обслуживании: Toyota Mirai вмещает 5 кг водородного топлива [19] по цене $8-9 за кг. Таким образом, полный бак обойдется в $45, и его хватит на 500 км — получаем около $9 за 100 км пробега. Для Tesla Model S те же 100 км обойдутся всего в $3.

Но у водородного топлива есть существенное преимущество перед электрическими аккумуляторами — долговечность. Если аккумулятора в электрокаре хватает на три-пять лет, то водородной топливной ячейки — уже на восемь-десять лет. При этом водородные аккумуляторы лучше приспособлены для сурового климата: не теряют заряд на морозе, как это происходит с электрокарами.

Есть еще одна перспективная сфера применения водородного топлива — стационарное резервное питание: ячейки с водородом могут снабжать энергией сотовые вышки и другие небольшие сооружения. Их можно приспособить даже для энергоснабжения небольших автономных пунктов вроде полярных станций. В этом случае можно раз в год наполнять газгольдер, экономя на обслуживании и транспорте.

Основной упрек критиков — дороговизна водородного топлива и логистики. Однако Международное энергетическое агентство прогнозирует, что цена водорода к 2030 году упадет минимум на 30% [20]. Это сделает водородное топливо сопоставимым по цене с другими видами [21].

Если вспомнить, как развивался рынок электрокаров, то его росту способствовали три главных фактора:

  1. Лобби со стороны развитых государств: в США [22], ЕС [23], Японии [24], России [25] и других странах приняты законы в поддержку экологичного транспорта.
  2. Удешевление аккумуляторов: согласно исследованию Bloomberg New Energy Finance, за последние десять лет цены на литий-ионные аккумуляторы упали с $1200 до $137 за кВт·ч.
  3. Развитие инфраструктуры: специальные электрозарядные станции и зарядки в крупных бизнес-центрах, на парковках ТЦ и аэропортов.

Водородные двигатели ждет примерно тот же сценарий. В Toyota видят главные перспективы [26] для водородных двигателей в компактных автомобилях, а также в среднем и премиум-классе. Пока что производство не вышло на тот уровень, чтобы бюджетные модели работали на водороде и оставались рентабельными. Современные водородные машины стоят вдвое дороже обычных [27] и на 20% больше, чем гибридные.

Согласно прогнозу Markets&Markets [28], к 2022 году объем мирового производства водорода вырастет со $115 до $154 млрд. Остается главный вопрос: как быть с инфраструктурой? Чтобы водородные двигатели стали массовыми, нужны сети заправок, трубопроводы для топлива, отлаженные логистические цепочки. Все это пока только зарождается. Но и тут есть позитивные сдвиги: например, канадская Ballard Power по заказу китайского Министерства транспорта запустила пилотный проект, в рамках которого водородное топливо можно будет заливать в обычные АЗС.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector