Что такое цилиндр в двигателе авто
Расположение и нумерация цилиндров двигателя: просто о сложном
Важным предупреждением для водителей, которые только познают принципы устройства автомобиля, и пытаются своими руками производить ремонт узлов и механизмов. Не путайте такие понятия, как нумерация цилиндров и порядок зажигания.
От чего зависит нумерация цилиндров двигателя
Тем не менее, важно знать, что каким бы ни была компоновка двигателя и расположение цилиндров, в цилиндре № 1 – главный цилиндр, всегда располагается свеча № 1.
Естественно, это порядок, в котором пронумерованы цилиндры любого двигателя. От чего зависит расположение и нумерация цилиндров двигателя:
- тип привода: передний или задний;
- тип двигателя: рядный или V-образный;
- способ установки двигателя: поперечный или продольный;
- направление вращения двигателя: по или против часовой стрелки.
Расположение цилиндров в многоцилиндровых двигателях, выглядит следующим образом:
- вертикально – то есть в один ряд, без угловых отклонений;
- наклонно – под углом 20°;
- V- образно – в два ряда. Углы между рядами могут быть 90 или 75 градусов;
- оппозитно (горизонтально) – угол между цилиндрами равен 180°. Такое расположение цилиндров применяется в двигателях для автобусов, что позволяет размещать двигатель под полом салона, освобождая полезную площадь.
Нумерация цилиндров на разных типах двигателей
Как таковой, строгой международной системы расположения и нумерации цилиндров двигателя не существует. И это плохо. Посему, прежде, чем приступать к какому-либо виду ремонта двигателя или системы зажигания, окунитесь с головой в Инструкцию по эксплуатации и ремонту именно вашего авто.
Заднеприводные 4-х и 6-ти рядные двигатели в США имеют главный цилиндр №1 от радиатора, остальные цилиндры нумеруются по направлению к салону. Но, есть и обратная нумерация, когда главным цилиндром считается тот, который ближе к салону.
У французских двигателей нумерация цилиндров происходит со стороны коробки передач. А нумерация цилиндров V-образных двигателей идёт с правого полубока, т.е. со стороны крутящего момента.
Переднеприводные автомобили, как правило, имеют поперечно установленный двигатель. Здесь нумерация цилиндров идет с одной из сторон, а цилиндр №1 расположен со стороны пассажирского места.
V-образные многоцилиндровые двигатели имеют главный цилиндр со стороны водителя в ряду, который ближе к салону. Затем идут нечетные цилиндры двигателя, а с противоположной стороны (ближе к радиатору) – чётные.
Поэтому, для того, чтобы вы окончательно не запутались из-за отсутствия единого международного стандарта расположения и нумерации цилиндров двигателя, пользуйтесь Руководством по эксплуатации от производителя.
Удачи вам в изучении нумерации и расположения цилиндров двигателя.
Экспертиза выхода из строя двигателя после проведенного капитального ремонта
Заводской дефект.
Не качественное топливо или смазочные материалы.
Не квалифицированный произведенный ремонт.
Нарушение правил эксплуатации.
При обнаружении неисправности, зачастую собственник не может самостоятельно определить причину выхода из строя, или возникает спор с ремонтной мастерской и тут на помощь приходят эксперты.
Одним из главных требований к производству подобных экспертиз, как можно раньше провести экспертный осмотр, для фиксации дефектов и повреждений, т.к. в процессе разборки агрегата могут быть утеряны (утрачены) важные доказательства, что может усложнить работу эксперта. Основная задача эксперта определить первоисточник возникшей проблемы, и описать процессы последовавшие за первопричиной, т.е. установление причинно-следственной связи между событиями, причиной и следствием. Наши эксперты обладают необходимыми знаниями в данной области, квалификация подтверждается дипломами и сертификатами, так же имеется все необходимым оборудованием для проведения измерительных операций в ходе экспертизы двигателя. Ниже приведены образцы выполненных работ по установлению причин выхода из строя двигателей внутреннего сгорания.
Пример №1. (краткое описание заключения).
Автомобиля Audi Q7, год изготовления 2009, тип двигателя дизельный. Разбор двигателя исследуемого автомобиля разобран механиками дилерского центра. Причина обращения, повышенный расход моторного масла после проведения ремонта (замена свечей накала)
Фото №1-3. Общий вид автомобиля, показания одометра.
Осмотр
Фото №4, Подкапотного пространства, представленного автомобиля.
В ходе осмотра экспертом установлено: двигатель представленного автомобиля частично разобран, головка блока цилиндров правая демонтирована.
« ».___________.2016 года собственник автомобиля обратился к официальному дилеру марки AUDI, для замены свечей накала. Согласно заказ-наряду №…….. от « ».________.2016 года проведены работы по замене, работы оплачены на сумму ___________ коп. В ходе демонтажа свечи накала второго цилиндра механиками официального дилера марки была демонтирована свеча накала из головки блока цилиндров, нагреваемая часть свечи по какой-то причине осталась в цилиндре двигателя. Хотя при демонтаже свечи на кала нельзя не не заметить, что кончик свечи отсутствует. Навесное оборудование было собрано и автомобиль был отдан владельцу.
Причиной выхода из строя двигателя исследуемого автомобиля Audi Q7, является попадание постороннего предмета (нагревательной части свечи накала) в цилиндр №2 правого развала и при дальнейшей работе соприкасаясь с деталями двигателя образовало на них механические повреждения. Т.е. не качественный произведенный ранее ремонт.
Пример №2.
Motor-Typ OM 442 A 15, Motor-Nr/. 442.901.400.701321, конструкция V-образный дизель, 6 цилиндров, двойной турбонадув, топливный насос плунжерного типа, расположен в развале, производитель двигателя Mersedes-Benz.
На осмотр представлен двигатель в разобранном виде.
Фото №2, Общий вид, двигатель демонтирован с автомобиля и разобран.
Краткое изложение предшествующих событий:
1. Двигатель исследуемого автомобиля был отремонтирован, с заменой поршней, поршневых колец, шатунов, подшипников скольжения коленчатого вала, ремонтом головок блока цилиндров и заменой клапанов.
2. После проведения ремонта исследуемый автомобиль не использовался по прямому функциональному назначению, так как была неисправна подъемная стрела крана (была заказана).
3. После установки подъемной стрелы автокран начал эксплуатироваться, в первый же день эксплуатации автомобиля, произошел выход из строя двигателя внутреннего сгорания. При этом пробег автомобиля оставил не более 20 километров, произошло разрушение двигателя.
Двигатель представлен на осмотр имеет повреждения:
Блок двигателя имеет пролом в районе гильзы первого цилиндра.
Гильзы цилиндров: цилиндр №1 гильза разрушена, цилиндр №8 «отлом» фрагмента в нижней части. Гильзы цилиндров №2-4 и №6-8 находятся в рабочем состоянии, имеют следы эксплуатации, признаков и следов повреждений не установлено. В нижних частях гильз имеются четкие следы обработки поверхности, данный факт говорит о незначительной нагрузке на стенки гильз и о непродолжительной эксплуатации двигателя.
Поршня, кольца и шатуны: шатун цилиндра №1 разрушен с «отломом» верхней части, так же деформирован. Поршень цилиндра №1 разрушен, на осмотр не представлен (предоставлены фото). Шатун цилиндра №8 деформирован, поршень разрушен с «отломом» фрагмента. Шатуны и поршни цилиндров №2-4 и №6-8 находятся в работоспособном состоянии, имеют следы эксплуатации в виде рисок в верхних частях детали, признаков или следов дефектов влияющих на непосредственную работу, не обнаружено. Камеры сгорания поршней находятся в рабочем состоянии, признаков не правильной работы топливных форсунок не обнаружено. В камерах сгорания поршней имеются отложения серого цвета, рыхлой структуры, предположительно являющиеся признаками наличия высокотемпературного трения алюминиевых деталей двигателя, с признаками расплавления и эрозийного расплавления алюминиевых частей двигателя. Кольца поршней имеют признаки эксплуатации, подвижность в канавках нормальная, признаки залегания отсутствуют.
Головки цилиндров с 2-8 имеют признаки эксплуатации, что выражается в присутствии налета темно бурого цвета, рыхлой структуры (сажа). По внешнему виду клапаны головок блока цилиндров имеют налет темного цвета, что свидетельствует о не продолжительной работе. Головка цилиндра №1 имеет повреждения в виде деформация и сколов поверхности, данные следы свидетельствуют о механическом воздействии (биении) подвижных частей кривошипно-шатунного механизма. Выпускной клапан головки цилиндра №1 деформирован, вероятнее всего произошло изгибание стержня клапана в результате соприкосновения клапана во время открытия и неконтролируемо вращающихся частей кривошипно-шатунного механизма.
Прокладки головок блока цилиндра находятся в рабочем состоянии по внешним признакам и следам, находились в работе не продолжительное время.
Причины выхода из строя двигателя: Описание причинно-следственной связи между установленными дефектами в ходе исследования и выходом из строя двигателя. По мнению специалиста, причиной выхода из строя исследуемого двигателя внутреннего сгорания является наличие (обнаруженных) посторонних частиц в магистрали масляной форсунки, что явилось следствием недостаточной смазки и охлаждения поршня первого цилиндра.
Пример №3.
Установить причину выхода из строя двигателя автомобиля Ниссан Дизель, год изготовления …., с описанием причинно-следственной связи между образованием причины и выходом из строя двигателя?
П информации полученной от заказчика, при эксплуатации автомобиля «Ниссан Дизель» произошло разрушение коленчатого вала двигателя, в результате дефектовки было принято решение произвести ремонт, с заменой коленчатого вала (новый), вкладышей, втулок распределительного вала, распределительного вала (бу), полуколец кол. Вала, гильз цилиндров, колец поршневых. Так же для восстановления указанного двигателя необходимы было проведение работ по наплавлению (постелей) блока двигателя, указанные работы проведены ООО «…» о чем свидетельствует акт выполненных работ. Со слов «сборщика» после проведения сборки исследуемого двигателя, он проработал несколько часов на холостом ходу, далее проехал около 10-12 километров до базы собственника, после прибытия работал на холостом ходу и через короткое время остановился (заклинил). Далее произведена разборка двигателя с уведомлением сторон, на территории «сборщика», специалист (эксперт) на первичной разборке после заклинивания не присутствовал. После пришествия длительного временного промежутка, был назначен еще один осмотр частей двигателя с привлечением специалиста (эксперта) для установления причин выхода из строя двигателя.
Блок цилиндров. Общий вид блока двигателя
ВЫВОДЫ:
Двигатель заклинил из-за недостаточной смазки вращающихся деталей, что в свою очередь произошло из-за попадания посторонних частиц(стружки) в масляную магистраль, работы двигателя с выходом этих частиц под давлением масла в опорные подшипники коленчатого вала, (т.к. они являются первыми на пути транспортировки масла) и дальнейшим впресовыванием этих частиц в алюминиевые опорные вкладыши коленчатого вала с одновременным разогревом шеек вала и подшипников, далее посредствам масляного канала, но в меньшем количестве, эти же частицы начали попадать на вкладыши шатунные. Данный факт подтверждается наличием повреждений на «коренных» вкладышах повреждения более сильны, чем на шатунных, хотя шатунные являются более нагруженными, это так же подтверждает, что смазка подшипников качения осуществлялась беспрерывно.
Выводы кратко: что перед началом сборки, необходимо было провести тщательную мойку блока двигателя и масляной магистрали с дефектовкой масляного насоса. В результате того, что данные работы не были проведены, или проведены не должным образом, посторонние частицы попала в масляную магистраль исследуемого двигателя и произошли все обнаруженные повреждения вращающихся (трущихся) деталей. Причина выхода из строя исследуемого двигателя, производственная, а именно, ненадлежащая дефектовка и сборка агрегата.
Пример №4.
На разрешение специалиста поставлены вопросы:
1. Какова причина выхода из строя головки блока цилиндров исследуемого двигателя?
2. Имеет ли предоставленная головка блока цилиндров производственный или эксплуатационный дефект?
Вводная информация, полученная со слов представителя ООО «…»:
1. Двигатель был отремонтирован, с заменой головки блока цилиндров.
2. После проведения ремонта двигателя, была проведена обкатка двигателя на холостом ходу.
3. После обкатки двигателя, транспорт 29 июля 2016 годы был выпущен на рейс, пройдя около 160 км от Барнаула, двигатель вышел из строя, (со слов водителя, при движении, давление масла, температура были в норме, из глушителя появился белый дым, я остановился, заглушил двигатель, минут через 10 открыл капот, проверил масло, было два уровня, вызвал техпомощь).
4. Произведена разборка и «дефектовка» двигателя.
Обстоятельства дела. (Со слов представителя «…»).
На исследование специалисту были предоставлены две головки блока цилиндров одного и того же двигателя, головка №1 была заменена по причине «обрыва клапана», головка №2 вышла из строя по прохождению транспорта расстояния в 160 км. Детальный осмотр с демонтажем клапанов головки блока цилиндров №2.
Фото №1. Головка блока цилиндра №1
Фото №2. Головка блока цилиндра №2.
Фото №3. Общий вид демонтированного двигателя, частично разобран.
Фото №15. Общий вид впускных клапанов головки блока цилиндров №2.
Фото №30. Общий вид выпускных клапанов головки блока цилиндров №2
Выводы кратко:
Обнаруженные дефекты:
1. Некачественная притирка клапанных пружин.
2. Использование не стандартных клапанных пружин, отличных от заводских.
Дефекты являются производственный (заводским), использование пружин характеристиками отличных от заводских.
Гильзы цилиндра двигателя
- ВПУСКНАЯ СИСТЕМА
- ДЕТАЛИ КУЗОВА
- Антифриз
- Герметик
- Жидкость для раскоксовки двигателя
- Жидкость незамерзающая
- Жидкость тормозная
- Масло для ГУР
- Масло моторное
- Масло трансмиссионное
- Присадка
- Промывка двигателя
- Промывка топливной системы
- Смазка
- Тосол
- Кольцо уплотнительное
- Сальник
- Сальник трамблера
- Шланг универсальный
- Фильтр АКПП
- Фильтр воздушный
- Фильтр масляный
- Фильтр салонный
- Фильтр ТНВД
- Фильтр топливный
- Фильтр электробензонасоса (сеточка)
- АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ И ПРОВОДА
Назначение и виды
Гильза цилиндра двигателя служит направляющей втулкой для работающего поршня. Совместно с головкой образовывает полость, в которой осуществляется рабочий цикл.
Используется в автомобилях и тракторах. Она испытывает значительную нагрузку от давления газов, температуры, боковую нагрузку от поршня. Это определяет требования к детали: устойчивость к коррозии внешней и внутренней поверхностей, способность конструкции обеспечить надежное уплотнение на стыках с головкой и цилиндровым блоком. В качестве материала изготовления чаще всего используется сплав серого чугуна с молибденом, хромом, ванадием, медью, хромом. Добавление этих веществ повышает износостойкость.
В зависимости от особенностей конструкции, гильзы для блока цилиндра делятся на 3 группы:
- «сухие» — цилиндры и блок-картер представляют одно целое;
- «мокрые» — самостоятельные части двигателя;
- для двигателей, использующих воздушное охлаждение – так же идут отдельно.
Ремонт или замена?
Под воздействием повышенных нагрузок стирается внутренняя поверхность. Это может происходить неравномерно. Шлифование с хонингованием помогает устранить эллипсность.
Зазор, отделяющий деталь от юбки поршня, не должен превышать 0,3 мм. Это максимально допустимый износ. Деталь можно растачивать, но лишь до 3-го ремонтного размера поршня. Затем восстановление становится невозможным. Необходимо проводить замену. Взяв съемник, износившуюся запчасть выпрессовывают из цилиндрового блока, и ставят новую.
После запрессовки проверяют расстояние, на которое верхний торец гильзы выступает над верхней поверхностью блока. Для этого снимается уплотнительное кольцо. Расстояние должно быть не меньше 0,005 мм и не больше 0,055 мм. Если выступ слишком мал, прокладку головки может пробить. Также неизбежно попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания.
Если пришло время купить гильзу для цилиндра, в Екатеринбурге рекомендуют магазин «Парус». Здесь оригинальные запчасти производителей и неплохой ассортимент. Низкая цена гильз для цилиндра двигателя приятно удивит тех, кто готовился дорого платить.
Устройство современного двигателя
Цилиндры двигателя
Цили́ндр двигателя внутреннего сгорания является рабочей камерой объемного вытеснения. Во время работы двигателя внутренние и наружные части цилиндров испытывают различный нагрев.
Внутренняя часть цилиндра — втулка или гильза цилиндра.
Наружная часть — рубашка двигателя.
Внутренняя поверхность втулки или гильзы цилиндра называется зеркалом. Зеркало это рабочая часть цилиндра, поэтому она подвергается специальной обработке (хонингование, хромирование, азотирование) и поэтому выбирают следующие типы материалов для гильз цилиндров. На зеркале цилиндра наносится специальный рельеф, который способствует снижению трения между поршнем, поршневыми кольцами и цилиндром, благодаря удерживанию моторного масла на стенках.
В современных двигателях внутреннюю поверхность цилиндров подвергают отбеливающему переплаву лазером, что способствует образованию белого чугуна высокой твердости. Ресурс таких цилиндров намного выше и не требует ремонтных размеров.
Гильзы цилиндров отливают из чугуна высокой прочности или специальных сталей. Иногда на алюминиевые гильзы цилиндров наносят гальваническое покрытие хромом.
В одноцилиндровом четырехтактном двигателе коленчатый вал вращается неравномерно, поэтому маховик должен обладать большим моментом инерции. В многоцилиндровом двигателе вращение коленчатого вала происходит равномернее, так как рабочие ходы в различных цилиндрах не совпадают друг с другом. Чем больше цилиндров имеет двигатель, тем равномернее вращается коленчатый вал. Нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма в многоцилиндровом двигателе изменяется более плавно, чем в одноцилиндровом.
Цилиндры двигателя могут быть расположены следующим образом: вертикально в один ряд – однорядные, двигателя автомобилей ВАЗ-2107 «Жигули», ГАЗ-52-04, ГАЗ-3102 «Волга» и др., под углом a к вертикали, двигатель автомобиля Москвич 2140; в два ряда V-образные, двигателя автомобилей ГАЗ-53А,ЗИЛ-130, КаМаз 5320 и др.
Дефекты гильз цилиндров
Гильзы цилиндров изнашиваются вследствие трения между поршнем и зеркалом (внутренней стенкой цилиндра). Как правило повышенный износ может происходить вследствие таких причин:
— не достаточно масла на стенках цилиндров
-двигатель долго не работал, и все масло стекло в картер
-применение масла не соответствующей вязкости
— коррозия, возникает вследствии применения воды, как охлаждающей жидкости
-сколы, царапины возникают вследствие не правильного монтажа, демонтажа ( все действия по съемке гильз цилиндров нужно проводить согласно правил специальным съемником)
-при не правильной эксплуатации двигателя
Методы обработки для устранения дефектов
Дефекты устраняются такими методами обработки как: шлифовка, фрезировка, напыление, наплавка, хонингование.
Хонингование
Хонингование — вид абразивной обработки материалов с применением хонинговальных головок (хонгов). В основном применяется для обработки внутренних цилиндрических отверстий (от 2 мм) путём совмещения вращательного и поступательно-возвратного движения хона с закреплёнными на нём раздвижными абразивными брусками с обильным орошением обрабатываемой поверхности смазочно-охлаждающей жидкостью. Один из видов чистовых и отделочных обработок резанием. Позволяет получить отверстие с отклонением от цилиндричности до 5 мкм и шероховатостью поверхности Ra=0.63÷0.04.
Обработка отверстий в различных деталях в том числе в деталях двигателя (отверстий блоков цилиндров, гильз цилиндров, отверстий кривошипной и поршневой головок шатунов, отверстий шестерен) и т. д. При обработке хонингованием обеспечивается стабильное получение точных отверстий и требуемых параметров шероховатости обработанной поверхности. Зеркало цилиндров должно иметь не совсем гладкую поверхность, так как масло будет стекать и не оставатся между парой трения, что будет приводить к износу, поэтому делается как бы меленькая насечка. В ней остаються частички масла , которые обеспечивают хорошую работу цилиндр-поршень и приводит к увеличению ресурса деталей.