Что такое тормозить двигателем на автомате - Авто журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тормозить двигателем на автомате

Как осуществляется торможение двигателем на машинах с МКПП и АКПП

Умение водить автомобиль, хоть и кажется на первый взгляд довольно простым, состоит из множества приемов и умения их применять в той или иной ситуации. Торможение двигателем — один из таких навыков, который требует знания специфики работы мотора, умения прогнозировать дорожную ситуацию, рассчитывать свои действия.

Торможением двигателем принято называть действие, когда водитель отпускает педаль акселератора, тем самым сводя подачу топлива к минимуму и заставляя мотор принимать энергию от трансмиссии, которая продолжает работать по инерции.

Возникает сопротивление, которое снижает скорость вращения коленвала и тем самым замедляет автомобиль. Ощутимый эффект от торможения двигателем заметен при движении на пониженной передаче.

Главное преимущество торможения двигателем — оно увеличивает стойкость авто к заносу, ведь замедление движения осуществляется без участия тормозных колодок. Тормозить таким способом оптимально и при езде по скользким, извилистым дорогам, на длительном спуске, при подъезде к светофору.

Такой прием не даст перегреться тормозной системе, тем самым сохранив её от выхода из строя, а также убережет колеса от блокировки, что может стать критическим на скользком участке дороги. Торможение двигателем выручит, если у вас отказали тормоза: тогда оно является, пожалуй, единственным способом снизить скорость до минимально возможной.

У этого приема вождения есть и недостатки. Например, если вы едете в потоке, то автомобили, следующие за вами, могут не среагировать вовремя на ваше замедление, ведь они не видят соответствующих сигналов.

Если днем это не настолько критично, то ночью, при плохом или вовсе отсутствующем освещении те, кто едет за вами, не будут иметь малейшего представления о расстоянии до вашего авто, его скорости движения, возможном замедлении.

Как следствие, торможение только двигателем ночью может иметь весьма неприятные последствия в виде аварий. В целом, эффективность такого способа замедления зависит не только от индивидуального мастерства, но и от состояния дорожного покрытия, наличия водителей, которые едут за вами.

Отметим, что нежелательно часто прибегать к этому методу после ремонта двигателя, коробки передач или на новом автомобиле.

Способов тормозить двигателем есть десятки, но чаще всего применяются только несколько из них, да и те досконально изучены и доведены до автоматизма не всеми водителями.

Торможение двигателем на механике

Опишем самый простой способ: для начала отпускаем педаль акселератора и включаем пониженную передачу (чаще всего это третья, ведь на более высоких передачах эффект от такого торможения менее заметен).

Когда скорость ощутимо снижается, переключаем на вторую, а затем и на первую передачу; переключать сразу с третьей на первую нельзя — автомобиль может вылететь на встречную полосу, развернуться или войти в занос, также резкое переключение передач провоцирует поломки.

Нужно научиться выбирать момент для переключения передач, чтобы не допустить чрезмерного тормозящего усилия из-за несоответствия оборотов коленвала передаче. Можно в момент торможения нажать педаль газа, чтобы немного поднять обороты коленвала, а потом отпустить её — это избавит вас от негативных последствий для автомобиля, в частности, от так называемого «клевка носом».

Особого умения требует торможение двигателем на скользком и мокром дорожном покрытии — если слишком резко отпустить сцепление, то ведущие колеса могут заблокироваться; лучше всего буквально на секунду задержать педаль.

Торможение двигателем на автомате

Тормозить двигателем можно и при автоматической коробке передач, правда, предварительно нужно будет изучить этот вопрос с помощью руководства по эксплуатации автомобиля. Более того, поскольку автоматика намного лучше и аккуратнее работает со сцеплением, торможение двигателем будет безопаснее и мягче, чем при использовании механической коробки.

Наличие системы ЕВС только помогает при торможении, предотвращая блокировку колес и контролируя сам процесс. Если же в вашем автомобиле есть ABS, торможение двигателем — не лучший выход; она сама справится с замедлением машины эффективнее вас, сэкономив несколько секунд и метров дистанции, что в определенной ситуации может оказаться критическим.

Среди автолюбителей бытует мнение, что дизельные двигатели более адаптированы для такого вида торможения, чем бензиновые, ведь топливная смесь в них сжимается в 1.5 раза сильнее.

Читать еще:  Nissan terrano характеристики двигателя

Оценить, так ли это, можно только в том случае, если сравнить два автомобиля с разными моторами, за рулем которых будут одинаково опытные водители. В целом же это не имеет принципиального значения, так как при покупке автомобиля практически не рассматривается этот параметр.

Торможение двигателем не так вредно для автомобиля, как это принято считать — при правильном исполнении оно никак не сказывается на состоянии авто, более того, при длительном спуске оно предохраняет тормозные колодки от перегрева, что особенно актуально для тех, кто живет в холмистой местности.

При торможении подача топлива сильно снижается и практически равна нулю, так что можно говорить об экономии горючего в конкретный промежуток времени.

В целом, торможение двигателем, безусловно, является тем приемом, которым должен владеть и правильно применять каждый водитель — оно не только продлит жизнь тормозных колодок и немного сэкономит топливо, но и может уберечь от аварии в случае поломки тормозной системы.

Вредно ли торможение двигателем на автомобиле с АКПП?

Водители с опытом, в особенности те, которые долго владели автомобилем с механикой, применяют торможение двигателем, что позволяет в определенных ситуациях сделать управление авто более безопасным. Однако не повредит ли такое торможение двигателем автомобилям, которые оснащены автоматическими коробками передач. Именно о том, не опасно ли тормозить двигателем на АКПП мы и поговорим в этой статье.

В первую очередь стоит сразу оговориться, что вне зависимости от типа коробки передач, на механике и на автомате такой способ торможения может быть достаточно вреден для трансмиссии. Автомат имеет более сложную и менее надежную конструкцию, поэтому такое увеличение нагрузки может привести к серьезным проблемам, в том числе необходимости капитального ремонта коробки передач.

Возможный вред

Торможение двигателем на АКПП может привести к увеличению нагрузки и перегреву, что приводит к быстрому выходу из строя основных элементов автомата, в том числе гидроблока, масляного насоса и всей железной части. Сама трансмиссия может начать потреблять масло, в результате чего требуется дорогостоящая процедура замены АТФ-жидкости.

При торможении двигателем на автомате может появиться неконтролируемый занос, справиться с которым крайне сложно. В особенности часто такие заносы появляются в зимнее время года на гололеде или заснеженных дорогах. Торможение двигателем делает управление автомобилем более опасным, так как в подобном случае не загораются задние стоп-сигналы, предупреждающие других водителей о замедлении автомобиля.

Многие производители автоматических трансмиссий вовсе ограничили подобную возможность торможения двигателем, программно запретив такой способ замедления автомобиля. Поэтому, даже если мы отпустим педаль газа, блок управления коробки передач будет всё также держать нужные обороты, в итоге автомобиль практически не замедляется, что может привести к созданию опасной ситуации на дороге.

Единственная ситуация, когда допускается торможение двигателем, это те случаи, когда по каким-либо причинам, например из-за перегрева или потери гидравлической жидкости у автомобиля существенно снизилась эффективность замедления машины при нажатии на педаль тормоза. В подобном случае следует аккуратно и плавно отпускать педаль газа, добиваясь при этом заметного замедления автомобиля.

Подведём итоги

Многие водители со стажем применяют торможение двигателем, что позволяет эффективно замедлять автомобиль. Однако на машинах с автоматической трансмиссией подобное может привести к серьезным неисправностям АКПП, автомобиль может уйти в неконтролируемый занос, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Неудивительно, что многие автопроизводители на программном уровне запретили своим коробкам передач резко замедлять автомобили в тех случаях, когда водитель бросает педаль тормоза.

Насколько вредно для «автомата» в ручном режиме тормозить двигателем

Не секрет, что подобный способ торможения широко используется водителями машин, оборудованных механической коробкой. Обычно в экстренной ситуации где-нибудь на затяжном скользком спуске мало кого интересует, насколько это вредно с технической точки зрения — главное вовремя остановиться и не спровоцировать ДТП. А если это умело сделать с помощью коробки, то у водителя будет меньше шансов, что колеса заблкируются, и машина уйдет в неконтролируемый занос.

В сравнении с «механикой» конструкция автоматической коробки передач гораздо сложнее, учитывая наличие гидротрансформатора. В связи с этим у многих водителей возникают опасения, что езда на пониженной передаче вредит такому агрегату гораздо больше, чем простому ручному механизму.

Читать еще:  Что показывает щуп масла двигателя

Начнем с того, что в инструкции по эксплуатации машины с «автоматом» вряд ли можно найти предупреждение о том, что подобное использование ручного режима негативно сказывается на работе коробки. Если такая функция имеется в наличии, значит, производитель предусмотрел возможные риски и нагрузки.

Передача крутящего момента в гидротрансформаторе происходит за счет вращения турбины под действием потока жидкости от насоса. При торможении происходит разблокировки гидромуфты, которая за счет масляного демпфера гасит нагрузки и предохраняет агрегат от повреждений.

В результате этого процесса, торможение двигателем происходит заметно медленнее, чем на машинах с ручной коробкой. Кроме того, в современных «автоматах» ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что также не способствует быстрому замедлению. Поэтому по необходимости все-таки следует прибегать к помощи педали тормоза.

4 самых загадочных кнопки в автомобиле

Как с помощью новых дорожных знаков надуют всех автовладельцев

Конечно, сбрасывать передачи в мануальном режиме нужно разумно, правильно выбирая нужный диапазон, исходя из текущей скорости, как это делается на обычной «механике».

Неслучайно современные «автоматы» с ручным управлением предусмотрительно оборудованы «защитой от дурака»: электроника не позволит врубить первую передачу на предельно высокой скорости.

На некоторых машинах, обычно японских и американских, устанавливается автоматическая коробка с особым режимом, ограничивающим переключение выше второй или третьей передачи. Это сделано специально для движения по спускам, подъемам и по скользкой поверхности. Понятное дело, если включить «двойку» на скорости более 80 километров в час, ничего хорошего из этого не выйдет. Так что торможение ручного управления автоматической коробкой никак не отразится на ее ресурсе, если делать это с умом и в допустимых пределах.

Коробка-автомат: можно ли тормозить двигателем и буксировать — отвечаем на вопросы ижевчан

13 секретов долгой и счастливой жизни одного из самых дорогих агрегатов автомобиля.

Для начала — немного терминологии. Агрегат, который мы называем «автоматической коробкой» имеет три, а точнее — четыре принципиально разные конструкции, которые объединяет лишь то, что водителю не требуется переключать скорости для движения вперед:

1) гидроавтомат — классическая АКПП, которая ставится на подавляющее большинство машин;

2) вариатор — бесступенчатый «автомат», он же CVT;

3) «робот» — обычная механическая КПП с приводами сцепления и переключения передач;

4) DSG/PowerShift — тот же «робот», но по сути объединяющий в себе две механические коробки с одним (на самом деле, двумя, один в другом) входным валом, далее будем называть его DSG. Особенности каждого из этих видов рассматривать в этой статье не будем.

Наш автоэксперт Андрей Зисман, директор магазина «Drive», ответил на вопросы наших читателей.

1. Стоит ли на светофорах переключать коробку на «паркинг» или «нейтраль» с целью сберечь ресурс «автомата» или сэкономить бензин?

Можно, но смысла в этом нет. На вариаторе никакой экономии не будет, на «роботах» имеет смысл с целью экономии ресурса привода сцепления, на некоторых современных гидроавтоматах коробка сама включает «нейтраль», водитель этого не замечает, на остальных экономия настолько незначительна, что не будет заметна на общем фоне.

2. Можно ли переключать в Parking до полной остановки авто?

КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕТ на всех типах коробок. Ломается блокиратор выходного вала, который удерживает автомобиль в неподвижном состоянии в режиме P.

3. Можно ли переключать в движении режим с D на N и обратно?

Да, можно, на состоянии коробки не отразится, хотя большого смысла в этом нет. Кроме того, из D можно на ходу переключаться режимы 3, 2, L, S и обратно, а также в режим ручного выбора передач.

4. Нужно ли использовать стояночный тормоз на автомобилях с АКПП?

Да, нужно и я настаиваю на его использовании, хотя многие владельцы автомобилей с автоматами этого не делают. Результат — закисшие тросы «ручника», свернутые и туго отключаемые блокираторы выходного вала, износ опор силового агрегата, порванный трос селектора или сбитая его регулировка.

Читать еще:  Что такое момент сопротивления синхронных двигателей

5. Вреден ли для АКПП старт с повышенных оборотов?

Иногда водители для резкого старта удерживают тормоз левой ногой, одновременно увеличивают обороты педалью газа, а затем отпускают тормоз. Подобный стиль на гидроавтоматах вреден, если злоупотреблять этим режимом в жару. На «роботах» и DSG — да, вреден, сцепление изнашиваются значительно быстрее. На вариаторах лучше не практиковать вообще.

6. Можно ли тормозить двигателем?

7. Можно ли буксировать авто с АКПП и в каком режиме?

Только в крайнем случае. Читаем инструкцию по эксплуатации. Как правило, буксировка допускается на расстояние до 50 км и со скоростью до 50 км/час. Это относится к гидроавтоматам. По вариаторам — ограничения жестче, некоторые модели буксировать нельзя вообще, только эвакуатор. По «роботам» ограничений нет.

8. Нужно ли менять жидкость в АКПП и как часто?

В гидроавтоматах и вариаторах жидкость (ATF и CVT Fluid) меняется первый раз при пробеге 60-70 тысяч км при нормальных условиях эксплуатации, можно без замены фильтра. В дальнейшем замена производится каждые 40 тысяч км с фильтром. В «роботах» и DSG применяются масла для механических КПП (как правило, GL4/5 SAE 75W-90), меняются раз в 150-200 тысяч км.

Рекомендуем не следовать современным инструкциям некоторых производителей автомобилей, вообще не регламентирующих замену ATF!

9. Сколько ATF заливается в гидроавтомат?

Зависит не только от модели автомобиля и коробки, но и от метода замены. Менять жидкость можно тремя способами: сливом (сколько вылилось из картера — столько и залили, в среднем 3-5 литров); частичной заменой (слили — залили, еще раз слили — залили, меняется 75% ATF, 5-10 литров); и методом вытеснения на специальном оборудовании (меняется 100%, 7-15 литров)

10. Какую жидкость применять для замены?

Смотрите допуски и тип жидкости по инструкции к автомобилю, а для Mercedes и VAG — по оригинальным каталогам по VIN-коду. Оригинальные жидкости имеет смысл применять далеко не всегда: в большинстве случаев существуют высококачественные продукты ведущих производителей масел.

11. Можно ли вытягивать застрявшие автомобили машинами с автоматическими коробками, буксировать прицепы?

На гидроавтоматах допускаются любые действия. Очень нежелательно буксировать прицепы машинами с вариатором: приведет к раннему износу ремня (основной элемент вариатора). На «роботах» — можно буксировать, но крайне аккуратно вытягивать застрявших товарищей, можно сжечь сцепление. Смотрим инструкцию по эксплуатации автомобиля. В любом случае, во всем хорош здравый смысл, небольшое кратковременное превышение штатной нагрузки никак не отразится на состоянии коробки.

12. Насколько вредно для автомобилей с АКПП «ползти в пробках»?

Действительно, в условиях ижевских пробок режим движения «полминуты стоим — два метра едем» вполне обычен. Однако если для гидроавтоматов и вариаторов подобное передвижение абсолютно нормально и никак не влияет на их техническое состояние, то для автомобилей с обоими типами «роботов» оно болезненно отражается на износе сцепления.

Еще одна часто встречающаяся ситуация сродни описанному — удержание автомобиля на наклонной поверхности газом, без нажатия на тормоз. Гидроавтоматы и большинство вариаторов (кроме Audi и Honda) справляются с этой задачей играючи; на роботизированных механиках и DSG подобные фокусы категорически запрещены.

13. Можно ли на машинах с АКПП «раскачать» застрявший автомобиль?

Да, можно. Единственный безопасный способ для любых типов коробок следующий. Естественно, колеса не должны впустую «шлифовать» без какого-либо намека на движение — в этом случае сразу зовите помощь. Если же автомобиль хоть немного двигается, то раскачивать его необходимо точно так же, как и машины с «механикой», но фиксируя автомобиль в крайних точках тормозом. Выглядит это так: включили R — газ — машина сдвинулась назад — нажали тормоз — переключили на D — газ — машина сдвинулась вперед — нажали тормоз — переключили на R… и так далее до победного конца или провала всей операции. Семь секретов, как выехать из снежного плена.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию