0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое шатун в двигателе мотоцикла

Замена шатуна

Обычно с проблемой замены шатуна в коленвале сталкиваются хозяева двухтактной техники, это мотоциклы Минск, Восход, ИЖ, Кросовики, Снегоходы, скутера и мопеды. Навернулся коленвал, возникает вопрос как отремонтировать коленвал мотоцикла, находится ответ, первое, купить новый коленвал, второе, заменить на поломанном коленвале шатун, палец и игольчатый подшипник (сепаратор).

Купить новый коленвал конечно проще, но цена коленвала в раз пять больше чем цена шатуна с пальцем и игольчатым подшипником. Тут сразу возникает проблема как распресовать коленвал самому в домашних условиях, а затем спрессовать и устранить биение. Конечно для устранения биения любой мастер будет искать токарный станок, но это уже лишняя проблема. Есть способ устранения биения коленвала в домашних условиях без токарного станка, придуманный мной.

Если решились на самостоятельную замену шатуна в коленвале мотоцикла то эта статья для Вас. Зачем платить лишние деньги за новый коленвал, когда смена шатуна преобразит поломанный коленвал в новый.

Только не вздумайте нагревать коленвал, все делается на холодную.

Распресовка колевала

Распресовывать коленвал можно разными способами в домашних условиях. Мне больше нравиться раздавливание щек коленвала при помощи зубила или любого конусного железного бруска. На фото ниже показано раздавливание щек коленвала при помощи зубила и молотка. Принцип такой, с двух сторон от шатуна вставляются конусы, затем поочередно наносятся по ним удары, конусы раздвигают щеки коленвала. Если ширина конуса не позволяет раздвинуть щеки коленвала до его разъединения, под щеку можно дополнительно подкладывать кусок метала.

Фото. Коленвал мотоцикла перед распресовкой.

После разъединения щек коленвала можно снять старый шатун с пошипником. Обычно палец коленвала выходит с оной щечки коленвала, но остается в другой, его можно выбить при помощи крепкой оправки слегка тоньше пальца коленвала. Выбивайте палец тяжелым молотком, если пытаться выбивать легким молотком процесс может затянуться. Старый палец выбивается с наружной стороны щеки коленвала.

Чуть не забыл, чтобы правильно спрессовать коленвал и не испортить нужные зазоры между шатуном и щечками, замерьте штангелем внутренний размер между щечками коленвала перед распресовкой, запомните его или запишите.

Запрессовка коленвала

Запрессовать коленвал несложно, я не стал распресовывать хороший коленвал, объясню все словами. Желательно спрессовывать коленвал на наковальне или старом чугунном автомобильном блоке. Новый палец забивайте в ту щеку коленвала в которой остался палец при распресовывании, это позволит легче запрессовать вторую щеку. Новый палец забивается с внутренней стороны коленвала до конца. Одевайте новый игольчатый подшипник и шатун на палец. Положите щеку коленвала с забитым пальцем на наковальню, так чтобы палец уперся в наковальню. Направьте вторую щеку на палец, и забивайте тяжелым молотком как показано на фото ниже.

Когда будите набивать вторую щеку на коленвал, будьте внимательны чтобы не ударить по резьбе или конусу оси коленвала. Сильно заморачиваться в этот момент о соосности валов коленвала не надо, достаточно примерно поставить правильно.

Колевал спрессовали, теперь проверьте штангилем размер между щечками, если меньше разведите щечки, если больше побейте щечки до нужного размера.

Также будьте внимательны чтобы палец коленвала не выходил наружу с одной из щек, если вышел оправкой вбейте его.

Фото. Запрессовка коленвала мотоцикла

Центровка коленвала

Коленвал собрали, осталось устранить биение валов (отбалансировать), многие думают что без токарного станка здесь не обойтись, но все гениальное просто.

Замерьте штангелем каждую шеку как показано на фото ниже, обычно они бывают одного размера, но бывает и немного разные в размерах. Этот размер нужно учитывать при центровке коленвала.

Фото. Замеряем щечки коленвала.

Остается только приложить штангель к щеке коленвала как показано на фото ниже. Это будет так, сначала приложите к одной щеке штангель и прижмите пальцем, штангель ляжет на щеку идеально ровно, если эта щека смещена вверх проявиться зазор между штангелем и второй щекой. Если щека окажется ниже штангель ляжет немного наискось.

Фото. Показан коленвал мотоцикла со штангелем, стрелкой показан зазор между штангелем и щекой.

Ваша задача достичь соосность щек коленвала без зазоров прикладывая штангель поочередно на каждую щеку. На фото ниже показано как можно ударом молотка смещать щеку коленвала. Только обязательно учитывайте крепость щек коленвала, коленвал на котором я показываю с кроссового ЧЗета, он каленный и не боится ударов. Но большая часть коленвалов с дорожных мотоциклов имеет мягкий метал, поэтому бить можно только по тому месту к которому не прикладывается штангель.

Фото. Так можно смещать щечку коленвала.

Если одна щечка коленвала оказалась в диаметре больше другой, то при центровке коленвала учитывайте зазор между щекой и штангелем, этот зазор визуально должен быть одинаков прикладывая штангель к большей щечки с обоих сторон.

Фото. Отцентрированный коленвал мотоцикла, штангель лежит без зазоров на щеках коленвала.

Если все сделайте как надо, все будет правильно, сэкономите деньги на новом коленвале, заменив только шатун на старом, для этого нужны только руки и неглупая голова.

Можно заменить щечку коленвала взяв ее с другого?

Делал по разному, но желательно не менять щеку коленвла, так как бывает что есть небольшое смещение от центра отверстия и центра коленвла, поэтому собирая щеки с разных коленвалов не удается убрать осевое смещение валов. Но бывает что даже разные щеки садятся как родные. Коленвалы сверлятся на одном станке с одной настройкой, если коленвал из другой партии то он сверлился на другом станке а здесь может быть небольшое смещение в сотые и десятые миллиметров, на движок эта мелочь не влияет, а при сборки коленвла с разных щек может быть смещение.

Шатун коленчатого вала мотоцикла/шатун GS125 для деталей двигателя Suzuki 125cc

Цена не изменилась

Продавец надежный – 89%

Выше среднего, можно покупать, Capilano

  • На площадке более 5 лет
  • Высокий общий рейтинг (8453)
  • Покупатели довольны общением
  • Товары соответствуют описанию
  • Быстро отправляет товары
  • 3.6% покупателей остались недовольны за последние 3 месяца
Читать еще:  Что такое торможение двигателем на грузовиках

Цены у других продавцов от 1519.83 ₽

Найдено 28 похожих товаров

Детали мотоцикла, комплект шатунов для suzuki gn250 1985-2001 dr250 1984-1987 tu250 1997-2016 gz250 2006 2007

Детали двигателя мотоцикла, шатун, комплект коленчатого вала для yamaha bws100 bws 100

Ahl запчасти для мотоциклов шатун conrod комплект для yamaha xv125 xv 125 4rf

Мотоцикл коленчатого вала шатун lf200 cg200 коленчатый вал шатун

Ahl 8 шт./компл. детали двигателя мотоцикла для kawasaki zzr600 std, шатун, кривошипный вал, подшипник

Детали двигателя мотоцикла, шатунный стержень, комплект шатуна для yamaha xv250 xv 250 2uj

Детали двигателя мотоцикла, шатун, коленчатый стержень, комплект коленчатого стержня для yamaha xv250 xv 250 2uj

Детали двигателя мотоцикла, шатун, кривошипный стержень, комплект для yamaha tzm150 tzr150 3rr zf150 everest 150

Шатун коленчатого вала мотоцикла, шатун для yamaha xv125 virago xv250 qj250

Двигатель мотоцикла 32 мм коленчатый вал плитка и 30 мм шатун подшипник для suzuki gsf400 bandit v linited gsf 400 1989-1993 # e

Мотоцикл коленчатого вала шатун ax100 шатун, коленчатый вал

Шатун коленчатого вала для мотоцикла cb250 xlr250/шатун для частей zone 250cc cb 250 (поршневой штифт 17 мм типа)

Детали для мотоцикла, шатун с подшипником, коленчатый вал, основной комплект подшипников, 4-тактный для suzuki, gsxr400, gsxr, gsx-r400, 400, 1989-97

Запасные части ahl для мотоцикла, шатун, комплект коленчатого вала для yamaha tzm150 tzr150 3rr everest 150 tzm tzr 150

Шатун коленчатого вала мотоцикла/шатун wh125 для honda wh 125 детали двигателя

Поворотный рычаг/рокер для мотоцикла vf125, хорошее качество, для daelim 125 куб. см, vf 125, впускной/выпускной рокер, кривошип двигателя, запасные части

3. Шатун

Шатун соединяет поршень с коленчатым валом и передает последнему давление газов. В зависимости от числа цилиндров двигателя, их расположения и формы коленчатого вала применяются шатуны в основном двух типов: одинарные и сдвоенные. Сдвоенные шатуны в свою очередь подразделяются на вильчатые и прицепные. Кроме того, шатуны отличаются по устройству большой головки: с целой или разъемной головкой. Малая головка всегда выполняется целой.

Во время работы двигателя шатун сжимается силой давления газов во время хода сжатия и рабочего хода. В конце хода выпуска и начале хода впуска поршень и связанные с ним поршневой палец и верхняя головка шатуна стремятся по инерции продолжать поступательное движение и растягивают шатун, связывающий их с коленчатым валом. Кроме действующих на шатун сил давления газов и сил, стремящихся растянуть шатун при изменении направления движения поршня, на шатун действуют также силы в плоскости его качания около поршневого пальца. При перемещении шатуна из одного бокового положения в другое он стремится продолжать свое движение в плоскости качания. Этому будет препятствовать кривошип, с которым связана большая головка шатуна, и поэтому шатун будет прогибаться в средней своей части в направлении качания. Исходя из этих условий работы, к шатунам предъявляются следующие требования:

1) Минимальный вес при максимальной прочности. Это достигается подбором соответствующего материала для изготовления шатуна и приданием шатуну формы, обеспечивающей ему высокую прочность. Обычно шатуны выполняются из высококачественной стали, а иногда из легкого сплава.

2) Минимальные размеры головок шатуна. Это необходимо для уменьшения их веса. Кроме того, при небольших размерах малой головки облегчается расположение головки между бобышками поршня и соединение ее с поршневым пальцем.

3) Шатун должен иметь плавные переходы как от головок к стержню, так и в самом сечении стержня. Это необходимо для увеличения прочности шатуна, так как при резких переходах возможность разрушения шатуна увеличивается.

4) Шатун должен иметь максимально обтекаемую форму, особенно у высокооборотных двигателей, так как в этом случае уменьшается сопротивление воздуха движению шатуна в картере двигателя.

На рис. 31 показано устройство шатуна двигателя мотоцикла М-72.

Рис. 31. Шатун двигателя мотоцикла М-72: 1 — малая головка; 2 — стержень шатуна; 3 — большая головка; 4 — выемка для выхода масла вверх; 5 — бронзовая втулка.

Шатун отштампован из стали. В его малую головку запрессована бронзовая втулка, через которую проходит поршневой палец. Для подвода масла к втулке в нижней части малой головки шатуна просверлены два отверстия. Стержень шатуна двутаврового сечения. Большая головка шатуна неразъемная и опирается на шатунную шейку через роликовый подшипник. Ролики подшипника соприкасаются непосредственно с внутренней поверхностью большой головки. Поэтому для получения прочного, мало изнашивающегося слоя внутренняя поверхность головки цементирована. Стержень шатуна не цементируется, так как в процессе работы двигателя он воспринимает большие нагрузки. Цементированный же слой стали при этом может дать трещину. На боковой поверхности большой головки выполнена небольшая выемка, которая при сборке шатуна с коленчатым валом должна быть обращена вверх. Эта выемка служит для вытекания масла из шатунного подшипника и интенсивного разбрызгивания масла в верхней части картера.

Шатун двигателя мотоцикла М-72 обладает тем недостатком, что при износе внутренней поверхности большой головки он должен быть заменен. Кроме того, цементация только рабочей поверхности большой головки шатуна усложняет производство шатунов, так как в этом случае перед цементацией необходимо омеднение всей нерабочей его поверхности.

Конструкция шатунов двигателей мотоциклов M1А и ИЖ-350 в основном аналогична конструкции шатуна двигателя мотоцикла М-72.

На рис. 32 показан шатун, выполненный из алюминиевого сплава, с разъемной большой головкой.

Рис. 32. Шатун из алюминиевого сплава.

Нижняя крышка головки — стальная и имеет ребро жесткости и две шпильки, которые проходят через отверстия в верхней половине головки. Крепление нижней половины головки к верхней осуществляется гайками, навертываемыми на шпильки. В большой головке устанавливаются тонкостенные вкладыши.

Читать еще:  Что такое интеркулер дизельного двигателя

Разъемной большая головка выполнена потому, что шатунные шейки коленчатого вала имеют щеки, выполненные с ними за одно целое. Монтаж шатунов с неразъемной головкой на таком коленчатом валу невозможен.

На рис. 33 показано устройство сдвоенных вильчатых шатунов двухцилиндрового двигателя.

Рис. 33. Сдвоенный шатун.

Большая головка одного шатуна раздвоена и имеет форму вилки. Для увеличения жесткости обе половины вилки связаны между собой перемычкой. Шатун опирается на шатунный палец коленчатого вала через два роликовых подшипника. Наружными обоймами этих роликовых подшипников являются две стальные термические обработанные втулки, запрессованные в обе половины вилки большой головки. Между половинами вилок шатуна вводится большая головка другого шатуна, имеющая обычную форму. Большая головка второго шатуна также опирается на шатунный палец через роликовый подшипник. Оба шатуна выполнены из стали и имеют стержни двутаврового сечения.

В остальном сдвоенные вильчатые шатуны ничем не отличаются от устройства ранее описанных шатунов.

Большие головки шатунов опираются на шатунные шейки (пальцы) коленчатого вала через подшипники качения (роликовые и игольчатые) или через подшипники скольжения (вкладыши или втулки, покрытые внутри антифрикционным сплавом).

На ряде современных, особенно многоцилиндровых, мотоциклетных двигателей в большой головке шатуна устанавливаются подшипники скольжения. Это вызвано желанием отказаться от составного коленчатого вала, в конструкции которого имеются некоторые недостатки (о чем будет сказано ниже), а также тем, что роликовые подшипники имеют повышенный износ, обусловленный многооборотностью современного мотоциклетного двигателя.

Ролики подшипника большой головки шатуна вследствие центробежной силы, вызываемой вращением кривошипа вокруг оси коленчатого вала, стремятся удалиться от центра вращения и давят на сопряженные с ним детали. При больших числах оборотов коленчатого вала современных мотоциклетных двигателей давление, вызываемое роликами, может достигнуть такой величины, что будет вытеснена пленка масла и наступит быстрый износ роликов и рабочих поверхностей деталей, составляющих роликовый подшипник большой головки шатуна.

Подшипник скольжения этому недостатку не подвержен, но он требует больше смазки и более чувствителен к недостатку масла, чем роликовый подшипник. Поэтому рабочая часть подшипника скольжения покрывается сплавом, способном в некоторой степени аккумулировать в своей поверхности масло. Таким сплавом является свинцовистая бронза, алюминий и др. В некоторых случаях, когда шатун и его нижняя крышка выполняются из алюминиевого сплава, вкладыши не применяются и рабочими поверхностями подшипника служат непосредственно поверхности шатуна и нижней крышки его.

Достоинством роликовых подшипников являются небольшие потери на трение, незначительный износ при нормальных нагрузках, а также неприхотливость к смазке. Смазка должна быть умеренной, так как чрезмерная смазка повышает трение и вызывает перегрев подшипников.

Основными недостатками роликовых подшипников являются большие габариты и невозможность их разъема. Большие габариты подшипников требуют в свою очередь увеличения размеров большой головки шатуна. Невозможность разъема подшипников затрудняет их монтаж на коленчатом валу, что в свою очередь усложняет устройство коленчатого вала.

В некоторых случаях на двухтактных двигателях в качестве шатунных подшипников применяют игольчатые. Игольчатые подшипники дают большие потери на трение, чем обычные роликовые. Это вызвано тем, что игольчатые подшипники имеют радиальный зазор, как у обычного подшипника скольжения. При положении роликов в ненагруженной части подшипника скорость вращения их уменьшается до минимальной. При входе ролика в нагруженную часть подшипника скорость его вращения постепенно доходит до максимальной. Разгон ролика от минимальной до максимальной скорости происходит со скольжением, что и вызывает увеличение потерь на трение.

Роликовые и игольчатые подшипники находят наибольшее применение в больших головках шатуна, так как они хорошо выдерживают ударные нагрузки.

Шариковые подшипники в больших головках шатунов не применяются, так как на подшипник вредно действуют резко меняющиеся по величине и направлению усилия, в результате чего шарик сильно деформируется и, следовательно, подшипник быстро выходит из строя.

ФОРУМ МОТОРИСТОВ

Форум для общения мотористов, водителей и любопытных

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Список форумовОбщедоступные форумыБензиновые моторы и их ремонт
  • Поиск

Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение GuitarManiac » 02 фев 2015, 23:41

Всем доброго времени суток. В процессе ремонта двигателя с китайского мотоцикла 250cc(одноцилиндровый), вызванного заклиниванием коробки передач, обнаружилось что палец заклинил в шатуне(Посадка пальца плавающая). Насколько я понял заклинило его из-за того что стружка от разбитых шестеренок попала в маслоканал шатуна. Палец пришлось выбивать из шатуна, и после стала видна вот такая картина.


Как видно на фото, в конструкции шатуна нет втулки в вгш. На данный мотор шатун продается только в сборе с коленом, поэтому встает вопрос, возможно ли как-то починить шатун? Сначала были мысли расточить шатун под втулку, но я так понимаю что толщины металла в головке шатуна не хватит под втулку. Есть еще мысль просто пройти головку разверткой номинального размера чтобы тупо убрать все задиры, и поставить новый палец(в целом головка шатуна не разбита, мотор прошел то всего 2 000 км.) но что-то мне подсказывает что это слишком колхозный метод и долго такой мотор не проходит. В общем надеюсь что кто-то подскажет что-нибудь дельное

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение Алекс98 » 03 фев 2015, 00:05

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение AB-Engine » 03 фев 2015, 00:27

Тут 2 способа :
1) изготовить ремонтный палец увеличенного размера и все отверстия обработать в ремонтный размер хонингованием (развертки сразу в топку ). При хонинговании важно правильно назначить зазоры, что очень непросто .
2) все новое . Но тут тоже проблема — придется все посадки проверять и дорабатывать напильником (хонингованием). А также заливать специальное масло.

Читать еще:  Характеристика дизельного двигателя садко

Причина повреждения пальца — комплексная, связана с приходом в одно место в одно время сразу 3-х причин :
1) плохим качеством металла, а именно, малой твердостью шатуна,
2) хреновым маслом без нужных присадок и малой вязкости, а также
3) неправильными зазорами (слишком малыми).
Поэтому все и умерло. И нет никакой гарантии, что все новое будет работать . У нас все то же самое было лет 17 назад, когда начинали делать такие посадки пальца для спорта. Потом, правда, довели до ума . А кетайцам пока рано еще .

Тут в чем фишка — все, что позволено Юпитеру (Японии), еще нескоро дойдет до быка (Китая) . Так что совет был правильный — продавайте это кетайское чудо от греха подальше.

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение AB-Engine » 03 фев 2015, 00:29

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение GuitarManiac » 03 фев 2015, 00:52

Спасибо за советы) Модель — Patron Taker 250. Двигатель на этом мотоцикле — копия двигателя с honda ax-1 (эндурик 80-90 годов). Но судя по всему, хреновая копия)

На счет продать и т.п., я все понимаю, но сейчас не до того, поэтому хочу сделать его так, чтобы с максимальной вероятностью можно было поездить подольше, ведь все таки у кого-то он ходит.

Вот мне еще не совсем ясно, а разве не мог появиться такой задир и как следствии клин пальца от попадания стружки в шатун? просто при разборе весь картер и все внутренности мотора были в ней), а задир прямо вдоль масляного канала, вот я и подумал.

По поводу первого варианта ремонта, для того чтобы его выполнить ведь однозначно придется разбирать коленвал, да? просто коленвал вот такой конструкции

и если перепрессовывать шатун, я думаю дешевле будет взять все новое в сборе.

и еще не совсем понял про «заливать специальное масло».

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение AB-Engine » 03 фев 2015, 18:02

Ничего не могло быть от стружки, и стружка вообще не является причиной заклинивания. От стружки мог пойти износ, но никак не заклинивание. Причины указаны выше — они, скорее всего, все производственные .

Масло для таких соединений непростое и недешевое — там нужна высокая вязкость и много присадок, что-то типа 10W60 Racing. Или даже лучше — 15W60. Попытка применить маловязкое масло типа 5W30 в паре «сталь-по-стали» в таком соединении шатуна с пальцем на 100% гарантирует задир как на фото . По крайней мере, если такая водичка была залита в новый мотор (например, по причине полного непонимания кетайцами процесса работы пары ), ее надо было немедленно слить и заменить на нормальное масло — не исключаем, что это помогло бы избежать катастрофы .

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение MotoMaster » 04 фев 2015, 02:23

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение Stalt » 04 фев 2015, 14:36

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение AB-Engine » 05 фев 2015, 23:39

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение VRT » 09 фев 2015, 10:39

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение Stalt » 09 фев 2015, 17:56

Где то было фото, как такой шатун кувалдой проверяли на прочность в месте сварки. Найду — выложу.

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение AB-Engine » 10 фев 2015, 16:12

Re: Ремонт мотора с китайского мотоцикла.

Сообщение GuitarManiac » 23 фев 2015, 02:01

Спасибо всем за ответы! Буду заказывать новое колено в сборе. И у меня еще несколько вопросов появилось)

Во-первых хотел узнать, обязательно ли при замене поршня менять кольца? при учете того что пробег всего 2000, цилиндр и поршень в отличном состоянии(ну естественно кроме отверстий под палец), и кольца тоже не изношены.

И еще один момент — это собственно не все проблемы этого мотора были) Дело в том, что он вообще на гарантии был, и сначала я его отвез к дилеру. не буду вдаваться в подробности, скажу лишь что они мотор разобрали, сказали что скоро все сделают, а через пару недель вдруг оказывается что случай якобы не гарантийный. В общем мотор мне собрали как есть и отдали. И проблема в том что эти криворукие товарищи где-то потеряли болтик, где-то еще что-то. но самая большая проблема вот в чем — при откручивании головки, они разбили постели распредвалов ключом, и теперь на них есть задиры. плюс ко всему валы очень сильно люфтят в постелях, на видео я это записал. В планах сделать так: шлифануть поверхность головки и поверхности крышек распредвалов, а потом расточить их в нужные размеры, вроде так делают же) получится так вернуть головку к жизни? И собственно вопрос касаемо зазоров в валах. По мануалу от хонды(головка тут один в один) зазор распредвал-постель должен быть 0.02-0.04, сервисный лимит 0.07. Вопрос вот в чем, если ремонтировать головку, зазоры делать именно такие? Зависят ли требуемые зазоры от качества металла?
Аналогичный вопрос и по зазорам клапанов. В мануале для хонды, зазор для всех клапанов 0.23, а в мануале для китайской копии — 0,1-0,15 впуск, 0,15-0,2 выпуск. но я этим цифрам абсолютно не доверяю, так как они даже неправильно объем картера в мануале указали. Делать зазоры как на хонде?

http://youtu.be/zm01IxxZXDo

Спасибо заранее за помощь!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector