Что такое шаговый двигатель в часах
Как работают кварцевые часы
Наручные механические часы появились несколько столетий назад. Часовых дел мастерам удалось добиться точности хода часов, при которой отклонение за сутки не превышает 5 секунд. Однако такие часы весьма сложны и дороги. Альтернативой стали часы кварцевые. При меньшей стоимости отклонение их обычно не более нескольких секунд в месяц.
Основными элементами кварцевых часов являются:
- электронный блок. Он один раз в секунду посылает электрический импульс.
- шаговый электродвигатель. По сигналу с электронного блока двигатель поворачивает стрелки.
Электронный блок кварцевых часов
кварц на мат. плате ПК
кварц в часах с электронной индикацией
Для преобразования сигнала с генератора, который выдает импульсы со скоростью 32768 электрических колебаний в секунду в движение стрелок используется система шестеренок и зубчатых колес. Но ни одно механическое устройство не сможет работать с такой частотой, поэтому изначально импульсы генератора проходят через делитель — электронное устройство, суммирующее количество входящих импульсов и выдающее сигналы один раз в секунду. Эти импульсы подаются на обмотку шагового электродвигателя.
Механическая часть
Получая один раз в секунду электрический импульс с электронного блока, механическая часть отрабатывает его поворотом стрелок. Для этого используется хитроумная система зубчатых колес.
Колесный механизм у кварцевых часов весьма долговечен. В отличие от механических часов, где все элементы действуют под постоянной нагрузкой скрученной заводной пружины, в кварцевых часах существенная нагрузка возникает только в момент поворота шагового двигателя. Именно поэтому отпал вопрос о количестве «камней» (особо твердых элементов механических часов) в часах. Их необходимость отпала сама собой. При этом, теоретически, хорошие кварцевые часы по долголетию не должны уступать механическим. В то же время стоимость кварцевых часов гораздо меньше при большей точности. Благодаря этим фактам кварцевые часы завоевывают все большую долю рынку наручных часов.
Такой же электронный блокна основе задающего кварца, как и в часах, используется во всех современных электронных устройствах, имеющих функцию фиксации времени: мобильных телефонах, компьютерах, системах навигации, пульсомерах и частотомерах.
Двести лет назад часы передавали по наследству из-за их высокой стоимости. Обладание часами являлось, скорее, способом подчеркнуть статус и материальный достаток владельца. Сейчас часы доступны практически каждому. Кварцевые часы не капризны, просты в эксплуатации и, кроме отображения времени, как правило, включают в себя набор дополнительных функций — секундомер, таймер, отображение даты, будильник.
Ссылки в тему: Обзор дружественных экологии часов. О часах, работающих на воде и на солнечных батареях.
of your page —>
Виктор Алексеев, интернет-проект «Как работают вещи»
Кварцевые часы
Так называются наручные электронно-механические часы с кварцевым генератором (рис. 1). Кварцевый генератор — это источник высокостабильных колебаний, расположенный в электронном блоке. Блок кварцевого генератора представляет собой печатную плату с размещенными на ней кварцевым резонатором, интегральной микросхемой и пассивными элементами. Блок соединяется с платиной винтами. Исполнительным устройством в часах является шаговый двигатель, выполненный в виде автономного узла. Элемент питания обеспечивает не менее 12 месяцев непрерывной работы часов.
Принцип действия и кинематическая схема работы часов таковы: электрический сигнал кварцевого генератора подвергается делению его частоты и после формирования импульса поступает на шаговый двигатель. Частота следования импульсов — 1 Гц. Шаговый двигатель, в свою очередь, преобразует последовательные электрические импульсы в прерывистое вращение основной колесной системы.
Посредством колесной системы вращение вала двигателя передается на стрелки и календарное устройство (если оно имеется).
Рис. 1. Кинематическая схема кварцевых часов КНЧ 3050:
1 — головка переводная; | 11 — статор шагового двигателя; |
2 — вал переводной; | 12 — триб шагового двигателя; |
3 — фиксатор; | 13 — колесо передаточное; |
4 — кулиса; | 14 — колесо секундное с трибом; |
5 — звездочка с колесом; | 15 — колесо промежуточное; |
6 — колесо вексельное; | 16 — колесо переводное; |
7 — колесо часовое; | 17 — муфта кулачковая; |
8 — триб минутной стрелки; | 18 — рычаг заводной; |
9 — колесо центральное с трубкой; | 19 — рычаг переводной со штифтом; |
10 — ротор шагового двигателя; | 20 — пружина кулисы |
Триб шагового двигателя (12) находится в зацеплении с передаточным колесом (13), триб которого ведет секундное колесо (14). От триба секундного колеса через промежуточное колесо (15) с трибом вращение передается центральному колесу (9). Стрелочный механизм состоит из триба минутной стрелки (8), вексельного колеса (6) с трибом, часового колеса (7).
Переводной вал (2) с головкой (1) может занимать два фиксированных положения. Если у часов имеется календарное устройство, тогда переводной вал будет рассчитан на три положения.
Для того чтобы перевести стрелки, необходимо поставить переводную головку во второе фиксированное положение. Кулачковая муфта (17) при этом должна войти в зацепление с переводным колесом (16). Далее вращение передается на стрелочный механизм.
Во время перевода стрелок стопорный рычаг, механически связанный с переводным валом, стопорит переводное колесо и предотвращает движение колесной системы и шагового двигателя при переводе стрелок. После установки стрелок и при возвращении переводной головки в начальное положение рычаг возвращается в нормальное положение, обеспечивая пуск шагового двигателя.
Разборка часов
Отверните запорное кольцо и снимите крышку корпуса. Отверните винт пружины элемента питания, снимите пружину и осторожно, желательно при помощи пинцета, вытащите элемент, беря его только за цилиндрическую часть корпуса.
Далее отверните винты подключения шагового двигателя, обязательно придерживая пинцетом наконечники проводников.
Вставьте в механизм элемент питания и тестером проверьте исправность электронного блока. Плюсовой щуп тестера подключается к платине механизма часов, а минусовой — поочередно к контактам подключения шагового двигателя. Стрелка прибора при этом должна отклониться до 1,4-1,5 В и совершать колебания в пределах 1-2 мм с интервалом в 2 с. Если такие колебания отсутствуют, замените электронный блок.
Затем определите исправность шагового двигателя. Переключатель тестера для этого следует установить в положение измерения сопротивления.
Подключить щупы тестера к контактам (выводам) шагового двигателя и измерить сопротивление катушек, которое должно находиться в пределах 3—4 кОм. Один щуп тестера подключите к платине часов, а второй — к одному из выводов шагового двигателя.
При этом стрелка прибора должна быть в левом крайнем положении шкалы прибора. То же самое повторить с другим выводом. Если при замере стрелка отклонится вправо, значит, катушка шагового двигателя замыкается на корпус. Такой двигатель надо заменить.
Снимите электронный блок.
Для этого надо отвернуть винт крепления токопровода, снять изолирующую шайбу, отвернуть два винта крепления блока к платине, осторожно приподнять пинцетом блок, сдвинуть его в сторону и снять с колонок. Нажмите на подставку переводного вала, вытащите из корпуса вал, а затем и весь механизм.
Отверните винты крепления моста шагового двигателя. Снимите мост, затем отверните два винта крепления шагового двигателя и осторожно вытащите, взяв пинцетом.
При извлечении и установке шагового двигателя можно пользоваться только латунным пинцетом, а для источника питания — только пластмассовым.
Далее разберите стрелочный механизм. Для этого требуется снять стрелки, два винта циферблата, циферблат, три винта, мост, часовое, вексельное и переводное колесо и триб минутной стрелки. Затем снимите календарное устройство, если оно есть.
Разберите основную колесную систему.
Для этого отверните винты и снимите мост.
После разборки механизма следует чистка деталей. Промывают все детали, кроме источника питания, шагового двигателя, циферблата, корпусных стекол, вставок, блока кварцевого генератора и окрашенных стрелок. Все перечисленные детали, кроме шагового двигателя, очищают мягкой волосяной щеткой.
Сборка часов
Установите центральное колесо с трубкой (9), триб минутной стрелки (8).
Запрессуйте центральную трубку в отверстии триба минутной стрелки, затем проверьте плавность вращения центрального колеса, а также его осевой и радиальный зазоры. Смажьте все посадочные места центральной трубки.
Соберите колесную систему. Это делается в следующем порядке: установить промежуточное колесо (15) с трибом, передаточное (13) и секундное (14) колеса с трибами и мост основной колесной системы так, чтобы тормоз стопорного рычага вошел в паз моста, закрепить мост винтами. Проверьте зазоры промежуточного и секундного колеса с трибами и плавность вращения системы.
Соберите переводной механизм. Для этого надо установить переводной рычаг (19), рычаг муфты и саму кулачковую муфту (17), а также переводной вал (2).
Проверьте плавность вращения вала в платине, установите стопорный рычаг и смажьте все детали. Установите минутное колесо с трибом, передаточное колесо, мост и закрепите его винтами.
Установите часовое колесо (7).
Установите пружинную шайбу и циферблат. Приверните циферблат винтами, а затем установите часовую, минутную и секундную стрелки. При этом надо следить за положением переводного вала; при установке часовой и минутной стрелок вал должен находиться в положении перевода стрелок.
С помощью переводного вала переведите стрелки на цифру 12 и установите секундную стрелку, согласовав ее положение с делениями циферблата. Минутную, секундную и часовую стрелки следует устанавливать, не применяя больших усилий, чтобы не нарушить установленные вертикальные зазоры в основной колесной системе.
Вставьте в корпус механизм, кольцо крепления механизма, переводной вал.
Установите блок кварцевого генератора, шаговый двигатель и источник питания. Винт крепления шагового двигателя нельзя сильно затягивать.
Закройте крышку корпуса. После окончания сборки шаговый двигатель должен немедленно начать свою работу, это будет видно по движению секундной стрелки.
Крупногабаритные кварцевые часы.
В качестве примера мы рассмотрим механизм настольных электронно-механических часов с кварцевым резонатором (рис. 2).
Механизм состоит из шагового двигателя, основной колесной системы, элемента питания и элекронного блока.
Рис. 2. Конструктивная схема кварцевых часов «Янтарь» 59206:
1 — элемент питания; | 11 —колонки; |
2 — клеммы; | 12 — колесо часовое; |
3 — гайки крепления редуктора; | 13 — панель; |
4 — мост задний; | 14 — вал переводной; |
5 — стопорное устройство; | 15 — колесо центральное; |
6 — винты крепления шагового двигателя; | 16 — пружина; |
7 — триб шагового двигателя; | 17 и 19 — колеса промежуточные первое и второе; |
8 — винты крепления катушки; | 18 — мост передний; |
9 — двигатель шаговый; | 20 — колесо секундное; |
10 — колесо вексельное; | 21 — блок электронный; |
22 — винты крепления электронного блока |
Кварцевый генератор часов начинает работать при подключении элементов питания к электронному блоку. Для преобразования электрической энергии в механическую служит шаговый двигатель (9). С триба (7) через первое промежуточное колесо (17) вращение передается на секундное колесо (20).
На оси секундного колеса находится секундная стрелка. Для того чтобы привести в движение минутную стрелку, вращение передается дальше, через второе промежуточное колесо (19) и центральное колесо (15), на втулке которого и закреплена минутная стрелка.
Движение с центрального колеса передается на вексельное колесо (10), а оттуда— на часовое колесо (12). Узел центрального колеса снабжен специальным устройством, которое позволяет скоординировать показания минутной и часовой стрелок. Для установки точного времени и перевода минутной и часовой стрелок используется переводной вал (14).
Для установки секундной стрелки на точное время используется устройство стопорения секундной стрелки (5).
Разборка часов
Снимите кожух и вытащите элемент питания и клеммы.
Снимите электронный блок (21); для этого надо, во-первых, отвернуть два винта (22) крепления электронного блока, чтобы отсоединить его от колонок панели (13) и моста (4); во-вторых, отсоединить электрический разъем.
Снимите шаговый двигатель (9); для этого надо отвернуть два винта (6) крепления шагового двигателя к колонкам панели.
Отверните две гайки (3) крепления редуктора.
Снимите задний мост (4), секундное колесо (20), первое (17) и второе (19) промежуточные колеса.
Снимите устройство стопорения секундной стрелки (5), передний мост (18), центральное колесо (15), вексельное колесо (10), часовое колесо (12).
Снимите пружину (16) и переводной вал (14).
Снимите колонки (11), для чего отверните две гайки крепления колонок к лицевой стороне панели. При необходимости разберите шаговый двигатель. Для этого надо снять узел ротора шагового двигателя, отвернуть два винта крепления катушки и снять ее.
После разборки все детали шагового двигателя и редуктора, кроме катушки, надо промыть в бензине. Для промывания оси ротора двигателя нужно снять катушки и ротор, а само промывание проводить при собранных магнитопроводах.
Основной неисправностью шагового двигателя, как правило, бывает обрыв провода катушки. Ремонт при этом возможен только в том случае, если оборвался внешний конец провода. Процедура ремонта следующая: лак катушки растворите с помощью амилацетата около оборванного конца так, чтобы хватило длины вытянуть провод. Затем паяльником удалите остатки провода с клеммы. Сделайте вокруг этой клеммы 2-3 витка и припаяйте провод заново. Смочите щетку в смеси спирта с бензином и очистите место пайки, а затем покройте его лаком.
Наиболее часто встречающиеся неисправности электронного блока часов — это отказ интегральной микросхемы и кварцевого резонатора. Эти узлы лучше всего заменить.
Дефекты основной колесной системы исправляются так же, как и в механических часах.
Сборка и регулировка механизма часов
Установите две колонки (11). На правую колонку наденьте пружину (16) и зафиксируйте ее положение штифтом подставки. Затем поставьте на эту же колонку передний мост (18); отгиб пружины должен входить в паз моста.
Первое промежуточное колесо (17) вставьте в отверстие моста трибом вверх. На ось секундного колеса (20) наденьте шайбу и сферическую пружину и также вставьте секундное колесо в отверстие моста.
Слегка приподняв секундное колесо, установите второе промежуточное колесо (19) и стопорное устройство.
Установите задний мост и заверните две гайки. Положите на задний мост узел основной колесной системы. Минутное колесо поставьте на трубку переднего моста, а переводной вал (14) закрепите в отверстиях переднего и заднего мостов.
На ось переднего моста наденьте вексельное колесо, а на втулку минутного колеса —часовое колесо. На колонки сверху установите панель (13), заверните две гайки.
Поставьте катушку на основание узла шагового двигателя и закрепите винтами. Ротор двигателя установите на оси.
Триб ротора введите в зацепление с первым промежуточным колесом. Установите шаговый двигатель и закрепите его двумя винтами.
Установите электронный блок в соответствующие гнезда двигателя и закрепите его двумя винтами. В пазы панели вставьте две клеммы, проверьте контакт. Если это необходимо, язычки клемм можно подогнуть.
Чтобы проверить работу механизма, подключите его к источнику питания.
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2008
Электронно-механические часы с шаговым двигателем
Сущность изобретения: часы включают источник энергии, блок кварцевого генератора, преобразующий энергию источника в стандартные импульсы управления шаговым двигателем, механизм перевода стрелок, шаговый двигатель, преобразующий энергию импульсов управления в прерывистое вращение ротора, редуктор, приводимый во вращение ротором шагового двигателя и передающий вращение стрелкам, причем упомянутый редуктор установлен между двумя редукторными мостами, таким образом редуктор и два моста образуют самостоятельный монтажный блок. 2 ил.
Изобретение относится к приборам времени и может быть использовано в электронно-механических кварцевых часах с шаговым двигателем.
Известны электронно-механические часы с шаговым двигателем, в которых структура базового механизма предусматривает размещение деталей редуктора между редукторным мостом и платиной, на которых крепятся опоры осей колес. Там же крепятся опоры оси ротора, и в случае необходимости ремонта нельзя заменить узел ротора, вынув его из опорных пят без того, чтобы не распалась система зубчатых колес редуктора (патент Великобритании N 2121991, кл. G 04 B 29/04, 1984).
Более близким техническим решением являются электронно-механические часы с шаговым двигателем, в которых базовый механизм, включающий и редуктор, и узел ротора, скомпонован между платиной и редукторным мостом таким образом, что одна из опор оси ротора крепится в плоскости редукторного моста независимой от моста монтажной платой (патент США N 4437768, кл. 368/88, 1984). В этом случае при необходимости ремонта блока ротора его можно извлечь из опорных пят так, чтобы весь блок ротора остался нетронутым. Однако, что касается самого редуктора, то обнаружить дефекты в изготовлении деталей блока редуктора (например несоосность опор, плохое качество зубчатых пар и т. д. ) невозможно раньше, чем собрав весь базовый механизм часов между платиной и мостом и проверив его работу. И уж, во всяком случае невозможно извлечь редуктора из базового механизма часов без того, чтобы не распалась вся система зубчатых пар.
Техническим результатом является унификация узла редуктора, расширение эксплуатационных свойств часов за счет облегчения монтажа и ремонта механизма часов, увеличения продолжительности работы источника питания за счет уменьшения момента сопротивления редуктора и, как следствие, обеспечение возможности приработки блока редуктора до его установки в механизм часов в шаговым двигателем.
Такой результат достигается тем, что в электронно-механических часах, содержащих источник энергии, блок кварцевого генератора, преобразующий энергию источника в стандартные импульсы управления шаговым двигателем, механизм перевода стрелок, шаговый двигатель, состоящий из катушки, сердечника, статора и ротора, преобразующий энергию импульсов управления в прерывистое вращение ротора, редуктора, приводимый во вращение ротором шагового двигателя и передающий вращение стрелками, упомянутый редуктор выполнен между двух редукторных мостов самостоятельным монтажным блоком. Такая структура механизма позволяет собирать редуктор между двух мостов до его установки в базовый механизм часов, тщательно контролируя при этом все его детали и элементы, их качество и взаимодействие так же, как и работу редуктора в целом, устраняя максимум дефектов в этом наиболее критичном блоке часов на стадии его сборки, и в конечном счете установить в базовый механизм часов блок редуктора, имеющий максимально достижимое качество, что, в свою очередь, позволяет увеличить продолжительность работы сменного источника питания. Кроме того, достигается возможность унификации блока редуктора с целью его использования как отдельной составной части при разработке новых калибров и моделей часов.
Следует учитывать также возможность подачи достаточно высокой нагрузки на блок редуктора с целью осуществления его приработки перед установкой в базовый механизм часов, что крайне важно именно для часов с шаговым двигателем, поскольку шаговый двигатель плохо переносит перегрузки, а осуществить приработку редуктора после сборки всего механизма для часов с шаговым двигателем невозможно, не перегрузив при этом шаговый двигатель.
На фиг. 1 изображен общий вид механизм часов, его компоновка; на фиг. 2 — размещение блока редуктора в структуре базового механизма часов (разрез А-А). Ось ротора 1 крепится одной опорой в плоскости редуктора моста 2, другой опорой — вне плоскости редукторного моста 3, где крепятся опоры осей зубчатых пар 4, 5, 6 редуктора.
Таким образом, механизм редуктора размещен внутри двух редукторных мостов 2 и 3 и является самостоятельным монтажным блоком. Мосты скреплены между собой двумя общими втулками 7 и 8 и винтами 9 и 10.
Собранный таким образом блок редуктора крепится к пластине 11 винтами 12 и 13.
Предложенная авторами структура механизма часов с редуктором в виде самостоятельного монтажного блока может быть использована в часах любых типов, включая механические. (56) Патент США N 4437768, кл. G 04 C 23/02, 1984.
ЭЛЕКТРОННО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ С ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, включающие источник энергии, блок кварцевого генератора, преобразующий энергию источника в стандартные импульсы управления, механизм перевода стрелок, шаговый двигатель, состоящий из катушки, сердечника, статора и ротора, преобразующий энергию импульсов управления в прерывистое вращение ротора, редукторный мост и редуктор, приводимый во вращение ротором шагового двигателя и передающий вращение стрелкам, отличающиеся тем, что они дополнительно снабжены вторым редукторным мостом, а редуктор установлен между первым и вторым редукторными мостами, при этом редуктор, первый и второй редукторные мосты выполнены в виде самостоятельного монтажного блока.
Что такое шаговый двигатель в часах
Так называются наручные электронно-механические часы с кварцевым генератором (рис. 9). Кварцевый генератор — это источник высокостабильных колебаний, расположенный в электронном блоке. Блок кварцевого генератора представляет собой печатную плату с размещенными на ней кварцевым резонатором, интегральной микросхемой и пассивными элементами. Блок соединяется с платиной винтами. Исполнительным устройством в часах является шаговый двигатель, выполненный в виде автономного узла. Элемент питания обеспечивает не менее 12 месяцев непрерывной работы часов.
Принцип действия и кинематическая схема работы часов таковы: электрический сигнал кварцевого генератора подвергается делению его частоты и после формирования импульса поступает на шаговый двигатель. Частота следования импульсов — 1 Гц. Шаговый двигатель, в свою очередь, преобразует последовательные электрические импульсы в прерывистое вращение основной колесной системы.
Посредством колесной системы вращение вала двигателя передается на стрелки и календарное устройство (если оно имеется).
Рис. 9. Кинематическая схема кварцевых часов КНЧ 3050:
1 — головка переводная; 2 — вал переводной; 3 — фиксатор; 4 — кулиса; 5 — звездочка с колесом; 6 — колесо вексельное; 7 — колесо часовое; 8 — триб минутной стрелки; 9 — колесо центральное с трубкой; 10 — ротор шагового двигателя; 11 — статор шагового двигателя; 12 — триб шагового двигателя; 13 — колесо передаточное; 14 — колесо секундное с трибом; 15 — колесо промежуточное; 16 — колесо переводное; 17 — муфта кулачковая; 18 — рычаг заводной; 19 — рычаг переводной со штифтом; 20 — пружина кулисы.
Триб шагового двигателя (12) находится в зацеплении с передаточным колесом (13), триб которого ведет секундное колесо (14). От триба секундного колеса через промежуточное колесо (15) с трибом вращение передается центральному колесу (9). Стрелочный механизм состоит из триба минутной стрелки (8), вексельного колеса (6) с трибом, часового колеса (7).
Переводной вал (2) с головкой (1) может занимать два фиксированных положения. Если у часов имеется календарное устройство, тогда переводной вал будет рассчитан на три положения.
Для того чтобы перевести стрелки, необходимо поставить переводную головку во второе фиксированное положение. Кулачковая муфта (17) при этом должна войти в зацепление с переводным колесом (16). Далее вращение передается на стрелочный механизм.
Во время перевода стрелок стопорный рычаг, механически связанный с переводным валом, стопорит переводное колесо и предотвращает движение колесной системы и шагового двигателя при переводе стрелок. После установки стрелок и при возвращении переводной головки в начальное положение рычаг возвращается в нормальное положение, обеспечивая пуск шагового двигателя.
Разборка часов
Отверните запорное кольцо и снимите крышку корпуса. Отверните винт пружины элемента питания, снимите пружину и осторожно, желательно при помощи пинцета, вытащите элемент, беря его только за цилиндрическую часть корпуса.
Далее отверните винты подключения шагового двигателя, обязательно придерживая пинцетом наконечники проводников.
Вставьте в механизм элемент питания и тестером проверьте исправность электронного блока. Плюсовой щуп тестера подключается к платине механизма часов, а минусовой — поочередно к контактам подключения шагового двигателя. Стрелка прибора при этом должна отклониться до 1,4-1,5 В и совершать колебания в пределах 1-2 мм с интервалом в 2 с. Если такие колебания отсутствуют, замените электронный блок.
Затем определите исправность шагового двигателя. Переключатель тестера для этого следует установить в положение измерения сопротивления.
Подключить щупы тестера к контактам (выводам) шагового двигателя и измерить сопротивление катушек, которое должно находиться в пределах 3—4 кОм. Один щуп тестера подключите к платине часов, а второй — к одному из выводов шагового двигателя.
При этом стрелка прибора должна быть в левом крайнем положении шкалы прибора. То же самое повторить с другим выводом. Если при замере стрелка отклонится вправо, значит, катушка шагового двигателя замыкается на корпус. Такой двигатель надо заменить.
Снимите электронный блок.
Для этого надо отвернуть винт крепления токопровода, снять изолирующую шайбу, отвернуть два винта крепления блока к платине, осторожно приподнять пинцетом блок, сдвинуть его в сторону и снять с колонок. Нажмите на подставку переводного вала, вытащите из корпуса вал, а затем и весь механизм.
Отверните винты крепления моста шагового двигателя. Снимите мост, затем отверните два винта крепления шагового двигателя и осторожно вытащите, взяв пинцетом.
При извлечении и установке шагового двигателя можно пользоваться только латунным пинцетом, а для источника питания — только пластмассовым.
Далее разберите стрелочный механизм. Для этого требуется снять стрелки, два винта циферблата, циферблат, три винта, мост, часовое, вексельное и переводное колесо и триб минутной стрелки. Затем снимите календарное устройство, если оно есть.
Разберите основную колесную систему.
Для этого отверните винты и снимите мост.
После разборки механизма следует чистка деталей. Промывают все детали, кроме источника питания, шагового двигателя, циферблата, корпусных стекол, вставок, блока кварцевого генератора и окрашенных стрелок. Все перечисленные детали, кроме шагового двигателя, очищают мягкой волосяной щеткой.
Сборка часов
Установите центральное колесо с трубкой (9), триб минутной стрелки (8).
Запрессуйте центральную трубку в отверстии триба минутной стрелки, затем проверьте плавность вращения центрального колеса, а также его осевой и радиальный зазоры. Смажьте все посадочные места центральной трубки.
Соберите колесную систему. Это делается в следующем порядке: установить промежуточное колесо (15) с трибом, передаточное (13) и секундное (14) колеса с трибами и мост основной колесной системы так, чтобы тормоз стопорного рычага вошел в паз моста, закрепить мост винтами. Проверьте зазоры промежуточного и секундного колеса с трибами и плавность вращения системы.
Соберите переводной механизм. Для этого надо установить переводной рычаг (19), рычаг муфты и саму кулачковую муфту (17), а также переводной вал (2).
Проверьте плавность вращения вала в платине, установите стопорный рычаг и смажьте все детали. Установите минутное колесо с трибом, передаточное колесо, мост и закрепите его винтами.
Установите часовое колесо (7).
Установите пружинную шайбу и циферблат. Приверните циферблат винтами, а затем установите часовую, минутную и секундную стрелки. При этом надо следить за положением переводного вала; при установке часовой и минутной стрелок вал должен находиться в положении перевода стрелок.
С помощью переводного вала переведите стрелки на цифру 12 и установите секундную стрелку, согласовав ее положение с делениями циферблата. Минутную, секундную и часовую стрелки следует устанавливать, не применяя больших усилий, чтобы не нарушить установленные вертикальные зазоры в основной колесной системе.
Вставьте в корпус механизм, кольцо крепления механизма, переводной вал.
Установите блок кварцевого генератора, шаговый двигатель и источник питания. Винт крепления шагового двигателя нельзя сильно затягивать.
Закройте крышку корпуса. После окончания сборки шаговый двигатель должен немедленно начать свою работу, это будет видно по движению секундной стрелки.
Крупногабаритные кварцевые часы
В качестве примера мы рассмотрим механизм настольных электронно-механических часов с кварцевым резонатором (рис. 10).
Механизм состоит из шагового двигателя, основной колесной системы, элемента питания и элекронного блока.
Рис. 10. Конструктивная схема кварцевых часов «Янтарь» 59206:
1 — элемент питания; 2 — клеммы; 3 — гайки крепления редуктора; 4 — мост задний; 5 — стопорное устройство; 6 — винты крепления шагового двигателя; 7 — триб шагового двигателя; 8 — винты крепления катушки; 9 — двигатель шаговый; 10 — колесо вексельное; 11 — колонки; 12 — колесо часовое; 13 — панель; 14 — вал переводной; 15 — колесо центральное; 16 — пружина; 17 и 19 — колеса промежуточные первое и второе; 18 — мост передний; 20 — колесо секундное; 21 — блок электронный; 22 — винты крепления электронного блока.
Кварцевый генератор часов начинает работать при подключении элементов питания к электронному блоку. Для преобразования электрической энергии в механическую служит шаговый двигатель (9). С триба (7) через первое промежуточное колесо (17) вращение передается на секундное колесо (20).
На оси секундного колеса находится секундная стрелка. Для того чтобы привести в движение минутную стрелку, вращение передается дальше, через второе промежуточное колесо (19) и центральное колесо (15), на втулке которого и закреплена минутная стрелка.
Движение с центрального колеса передается на вексельное колесо (10), а оттуда — на часовое колесо (12). Узел центрального колеса снабжен специальным устройством, которое позволяет скоординировать показания минутной и часовой стрелок. Для установки точного времени и перевода минутной и часовой стрелок используется переводной вал (14).
Для установки секундной стрелки на точное время используется устройство стопорения секундной стрелки (5).
Разборка часов
Снимите кожух и вытащите элемент питания и клеммы.
Снимите электронный блок (21); для этого надо, во-первых, отвернуть два винта (22) крепления электронного блока, чтобы отсоединить его от колонок панели (13) и моста (4); во-вторых, отсоединить электрический разъем.
Снимите шаговый двигатель (9); для этого надо отвернуть два винта (6) крепления шагового двигателя к колонкам панели.
Отверните две гайки (3) крепления редуктора.
Снимите задний мост (4), секундное колесо (20), первое (17) и второе (19) промежуточные колеса.
Снимите устройство стопорения секундной стрелки (5), передний мост (18), центральное колесо (15), вексельное колесо (10), часовое колесо (12).
Снимите пружину (16) и переводной вал (14).
Снимите колонки (11), для чего отверните две гайки крепления колонок к лицевой стороне панели. При необходимости разберите шаговый двигатель. Для этого надо снять узел ротора шагового двигателя, отвернуть два винта крепления катушки и снять ее.
После разборки все детали шагового двигателя и редуктора, кроме катушки, надо промыть в бензине. Для промывания оси ротора двигателя нужно снять катушки и ротор, а само промывание проводить при собранных магнитопроводах.
Основной неисправностью шагового двигателя, как правило, бывает обрыв провода катушки. Ремонт при этом возможен только в том случае, если оборвался внешний конец провода. Процедура ремонта следующая: лак катушки растворите с помощью амилацетата около оборванного конца так, чтобы хватило длины вытянуть провод. Затем паяльником удалите остатки провода с клеммы. Сделайте вокруг этой клеммы 2-3 витка и припаяйте провод заново. Смочите щетку в смеси спирта с бензином и очистите место пайки, а затем покройте его лаком.
Наиболее часто встречающиеся неисправности электронного блока часов — это отказ интегральной микросхемы и кварцевого резонатора. Эти узлы лучше всего заменить.
Дефекты основной колесной системы исправляются так же, как и в механических часах.
Сборка и регулировка механизма часов
Установите две колонки (11). На правую колонку наденьте пружину (16) и зафиксируйте ее положение штифтом подставки. Затем поставьте на эту же колонку передний мост (18); отгиб пружины должен входить в паз моста.
Первое промежуточное колесо (17) вставьте в отверстие моста трибом вверх. На ось секундного колеса (20) наденьте шайбу и сферическую пружину и также вставьте секундное колесо в отверстие моста.
Слегка приподняв секундное колесо, установите второе промежуточное колесо (19) и стопорное устройство.
Установите задний мост и заверните две гайки. Положите на задний мост узел основной колесной системы. Минутное колесо поставьте на трубку переднего моста, а переводной вал (14) закрепите в отверстиях переднего и заднего мостов.
На ось переднего моста наденьте вексельное колесо, а на втулку минутного колеса —часовое колесо. На колонки сверху установите панель (13), заверните две гайки.
Поставьте катушку на основание узла шагового двигателя и закрепите винтами. Ротор двигателя установите на оси.
Триб ротора введите в зацепление с первым промежуточным колесом. Установите шаговый двигатель и закрепите его двумя винтами.
Установите электронный блок в соответствующие гнезда двигателя и закрепите его двумя винтами. В пазы панели вставьте две клеммы, проверьте контакт. Если это необходимо, язычки клемм можно подогнуть.
Чтобы проверить работу механизма, подключите его к источнику питания.
Автор: Г. Солнцев
Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru
© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.
W atchmaster — Ремонт механических и кварцевых часов
Останов механических часов может быть связан с:
- Механическим повреждением, в результате падения или механическиго удара;
- Старением смазочных материалов, и как следствие — их загустения и затвердения;
- Механическим износом частей часового механизма.
Определить причину остановки механических часов, без применения специальных знаний и инструментов — достаточно сложно, а ремонт в домашних условиях, «на коленке» и вовсе — недопустим.
Ремонт механических часов связан с процедурой разборки, диагностики, замены отдельных частей или всего часового механизма, репассажем (чисткой) часового механизма.
Отдельно следует отметить также ремонт корпуса, в котором расположен часовой механизм, его проверки на водонепроницаемость, замену решешков, ремонт браслетов.
В отличии от механических часов, приводом в кварцевых часах служит электрический двигатель, который называют еще «шаговым». Шаговый двигатель выполняет перемещение на заданный угол при подаче на него управляющего импульса. Управляется же шаговый двигатель — электронным блоком управления, представляющим из себя генератор импульсов на основе кварцевого резонатора. Отсюда и название — «кварцевые часы».
Основные неисправности кварцевых часов, в отличие от механических, связаны с электронным блоком усправления и шаговым двигателем:
- Окончание срока службы элемента питания (батарейки);
- Повышенное энергопотребление в результате старением смазочных материалов и/или износа механических частей часового механизма, и как следствие — преждевременный разряд батарейки;
- Выход из строя электронного блока управления или шагового двигателя;
- Механические повреждения, в результате неквалифицированного ремонта.
С первой неисправностью все предельно просто: батарея питания кварцевых часов расчитана на определенный срок эксплуатации, после которого она полностью разряжается и кварцевые часы останавливаются. В этом случае — часам требуется замена батарейки.
Вторая неисправность тоже свзяна с разрядом батареи питания, только причиной этого разряда является игнорирование правил ухода за часами и обслуживания кварцевых часов.
Самопроизвольный выход из строя электронного блока управления связан, как правило, с дефектами в его производстве, либо — несоблюдением правил ухода за часами.
Механические повреждения, в результате ремонта «на коленке» — также случаются достаточно часто. Неаккуратным движением можно запросто повредить миниатюрный блок управления или двигатель.
Большинство из перечисленных причин являются следствием несоблюдением правил ухода за часами и обслуживания часов. Регулярное техническое обслуживание позволит поддерживать ваши часы в рабочем состоянии и продлит срок их эксплуатации. Мы рекомендуем производить профилактический осмотр каждые 3-5 лет. В отдельных случаях этот период может несколько отличаться, в зависимости от условий и особенностей эксплуатации часов.
Наша мастерская гарантирует профессиональное обслуживание ваших часов.
Наш адрес: ТРЦ «Солнечная галлерея» (1 этаж), пл. 30-летия Победы, 1, г. Кривой Рог, Днепропетровская обл.
График работы: со вторника по воскресенье, с 10 до 19 часов, без перерыва. Выходной день — понедельник.
Контактный телефон: (096) 840-25-20
Кривой Рог, 30-летия Победы,1
ТРЦ «Солнечная Галерея», 1 эт.