0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое сердечник статора асинхронного двигателя

Статор асинхронного двигателя

Асинхронным (индукционным) называется электродвигатель, у которого скорость вращения ротора не соответствует частоте вращения электромагнитного поля, создающегося обмотками статора. Конструкцию двигателя этого типа разработал российский инженер М.О. Доливо-Добровольский в 1889 году. Она оказалась настолько удачной, что применяется и в настоящее время. Асинхронные двигатели используются в приводах насосов и вентиляторов, станках и транспортёрах, подъёмно-транспортных машинах и устройствах автоматики.

Из общего количества выпускаемых промышленностью электродвигателей, на долю асинхронных приходится около 80%. Это объясняется многочисленными достоинствами этого вида привода:

  • дешевизна изготовления;
  • простота в обслуживании;
  • надёжность;
  • небольшие затраты на эксплуатацию;
  • отсутствие преобразователей при включении в сеть.

Однако при выборе электродвигателя нельзя забывать и о некоторых недостатках:

  • количество оборотов двигателя ограниченно частотой сети (в трёхфазной сети, при частоте 50 Гц, он развивает около 3000 об/минуту);
  • сложно отрегулировать скорость вращения рабочего вала;
  • вращающий момент зависим от напряжения в сети;
  • большой пусковой ток;
  • слабое усилие при включении.

Асинхронный электродвигатель содержит в себе два основных узла. Неподвижную часть называют статором, а подвижную ― ротором. В зависимости от конструкции ротора, двигатели бывают с фазным или короткозамкнутым ротором. При этом, конструкция статора остаётся общей для обоих видов. Предназначен он для формирования вращающегося магнитного поля, которое при взаимодействии с электромагнитным полем ротора, придаёт ему вращательное движение.

Статор асинхронного двигателя: конструкция

  1. Корпус. Изготавливается из немагнитного материала. Отливают его из чугуна или алюминия, при больших размерах двигателя корпус изготавливают с применением сварки. Двигатели этого типа имеют воздушное охлаждение. На поверхности корпуса расположены рёбра, повышающие теплоотдачу. Также, снаружи крепятся подшипниковые щиты, клеммная коробка и кожух вентилятора. Для крепления двигателя на его корпусе делают лапы или фланцы.
  2. Сердечник. Изготавливают из пластин электротехнической стали, примерно полмиллиметра толщиной, что позволяет добиться уменьшения вихревых токов. Пластины сердечника собирают в пакеты, скрепляют скобами или швами, а затем покрывают слоями изоляционного лака. Сердечник закрепляется в станине несколькими стопорными болтами.
  3. Обмотки статора. На внутренней стороне сердечника находятся пазы, в которые вкладываются обмотки, обычно в количестве трёх штук, сдвинутые по отношению одна от другой на 120 градусов. Изготавливаются они, в основном, из изолированного медного, а иногда и алюминиевого провода круглого или квадратного сечения. Концы обмоток выводятся на клеммную коробку, через которую электродвигатель подключают в трёхфазную сеть.

Для подключения асинхронных электродвигателей в сеть различного напряжения, например, 220/380 В, применяют два способа соединения обмоток в статорах:

  • звездой ― концы всех обмоток статора соединяются в одной точке;
  • треугольником ― обмотки последовательно соединяются в замкнутую ячейку.

При подключении следует помнить, что рабочие напряжения каждого конкретного двигателя указываются на табличке, закреплённой на корпусе. Минимальное указанное напряжение подключают в «треугольник», а наибольшее в «звезду». Сами схемы можете посмотреть по ссылке выше. При несоблюдении этого правила, обмотки статора достаточно быстро перегорят и двигатель выйдет из строя.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Сердечник — статор

Сердечник статора набирается из стальных пластин толщиной 0 35 или 0 5 мм. Пластины штампуют, делая в них впадины ( пазы), и изолируют друг от друга лаком, окалиной или тонкой бумагой для уменьшения потерь на вихревые токи. Пластины собирают в отдельные пакеты и крепят в станине двигателя. К станине прикрепляют также боковые щиты с помещенными на них подшипниками, на которые опирается вал ротора. Станина устанавливается на фундаменте. [17]

Читать еще:  Вортекс тинго как снять крышку двигателя

Сердечник статора ( рис. 74) изготовляют шихтовкой колец или сегментов, штампованных из электротехнической стали толщиной 0 5 мм. Внешняя окружность колец и сегментов имеет выступы или впадины для фиксации их в ребрах станины при сборке. По внутренней окружности заготовок сердечников равномерно распределены пазы, в которых после сборки сердечника располагают активные проводники обмотки статора. [19]

Сердечники статора и ротора выполнены из штампованных листов электротехнической стали. Беличья клетка ротора — литая из алюминиевого сплава. Ротор динамически балансируют без шпонки на свободном конце вала. Ротор двигателя выполняемого по нормам DIN, балансируют со шпонкой. [20]

Сердечник статора также крепится в станине, которая воспринимает механическую нагрузку статора и обеспечивает механическую устойчивость всей конструкции машины. На станине обычно имеются лапы для крепления к фундаментной плите. В мощных машинах, диаметр щита которых превышает 1 м, подшипники часто крепят в специальных подшипниковых стояках, устанавливаемых на плите отдельно от станины. [21]

Сердечник статора с обмоткой защищен от воздействия среды гильзой из немагнитной стали толщиной 0 5 мм. [22]

Сердечник статора 2 — электротехническая сталь, чугун, алюминий. [23]

Сердечник статора собран из стали толщиной 0 5 мм. Листы сердечника набирают на оправку, спрессовывают и скрепляют скобами, привариваемыми электросваркой к спинке статора. Сердечник статора электродвигателей АОЛ после опрессовки на оправке обливают алюминиевым сплавом под давлением без применения скоб. Для предотвращения распушения зубцов на торцах сердечника установлены нажимные шайбы ( кольца), которые скрепляют теми же скобами. В сердечниках электродвигателей 6 — 9-го габаритов крайние листы изготовлены так же, как и основные, но с несколько большими размерами паза и с зубцами без коронок. [25]

Сердечник статора является частью магнитной цепи, по которой замыкается магнитный поток полюсов. [26]

Сердечник статора и ротора изготовляют из тонких листов электротехнической стали. Обмотка статора выполнена трехфазной. Крепят концы обмоток в выводной коробке на корпусе. Роторная обмотка представляет собой медные, латунные или алюминиевые стержни, расположенные в пазах сердечника ротора и соединенные между собой ( закороченные) в торцовых частях ротора. Для охлаждения двигателя служит крыльчатка, укрепленная на валу ротора. [27]

Сердечники статоров , роторов и полюсов собирают из стальных листов. Листы изготавливают из электротехнической стали путем штамповки. С целью уменьшения потерь энергии на вихревые токи поверхность листов покрывают лаком. Для этого листы погружают в ванну с лаком и пропускают между вращающимися валками. В других случаях поверхность лис — — тов покрывают тонкой пленкой оксида железа, обладающего электроизоляционными свойствами. Для этого листы нагревают до температуры 560 — 700 С в окислительной среде. [28]

Сердечник статора состоит из отдельных пакетов, собранных из лакированных листов электротехнической стали. Пакеты разделены радиальными вентиляционными каналами шириной 10 мм. Обмотка статора класса В, катушечная, двухслойная, с укороченным шагом, уложена в открытые пазы сердечника. Витковая и корпусная изоляция — непрерывная, из миканитовой ленты, компаундированная. Лобовые части обмотки закреплены с помощью бандажных колец и шнуровых бандажей. Концы статорной обмотки выведены вниз. Начала фаз маркируются ( Ci, Cz, Сз); соединение фаз — в треугольник. [29]

Сердечники статора и ротора набираются из листов электротехнической стали. Стержни обмотки ротора замыкаются накоротко, образуя так называемую беличью клетку. В соответствии с ГОСТ 183 — 55 приняты следующие обозначения выводов обмоток отдельных фаз: начало и конец первой фазы С — С4, второй С2 — С5 и третьей С3 — Се. Оно должно удовлетворять требованию простоты соединения обмоток по любой схеме. [30]

Что такое сердечник статора асинхронного двигателя

Рис. 7.8. Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором исполнения IP23 типа 4AH315S4 (200 кВт, 380/660 В, 2р=4):

Читать еще:  Hyundai solaris не заводится двигатель

/ — обмотка статора; 2 -обмотка ротора; 3 -сердечник статора; -сердечник ротора; 5 -вал; 6 — шайба нажимная; 7 -кольцо бандажное; щит подшипниковый; S -возду-хоиаправляющнй щиток; 10, 15 — капсулы подшипника; — крышка подшипниковая внутренняя; /2 -шайба для сброса отработанной смазки; 13 и /4 -жалюзи; /й -крюк подъемный; /7 -кожух; /в -вводное устройство; /9 — полустанина; 20 -болт заземляющий

250 мм посадочная поверхность заточки статора обычно внешняя, а при /г280 мм — внутренняя.

При массе двигателя 30 кг и более предусматривают один или два рым-болта, облегчающие подъем двигателей при !их транспортировке и монтаже (рис. 7.7). В некоторых конструкциях двигателей для этой цели применяют проушины, приваренные к станине.

Двигатели имеют зажимы для заземления, снабженные элементами, предотвращающими самоотвинчивание. Один из этих зажимов располагают во вводном устройстве и один или два — на станине или подшипниковом щите, t

Двигатели исполнения по степени защиты IP23 с высотами оси вращения /г=280-355 мм имеют сварную полустанину, охватывающую только нижнюю половину сердечника статора. Такая конструкция двигателя с короткозамкнутым ротором показана иа рис. 7.8, а двигателя с фазным ротором — на рис. 7.9. Полустанина состоит из четырех стальных стоек, соединенных в основании продольными планками, а в верхней части — двумя ребрами из толстолистовой стали. Стойки полустанины имеют кольцевые заточки. В заточках двух наружных стоек крепятся подшипниковые щиты, а в заточках двух средних стоек — сердечник статора с обмоткой.

Полустанина и верхняя часть двигателя закрыты кожухом из листовой стали. На боковых поверхностях этого кожуха сделаны жалюзи для выхода охлаждающего воздуха. Для удобства транспортировки в двигателях рассмотренной конструкции предусмотрены четыре крюка — по два с каждой торцевой стороны. Такая конструкция станины дает возможность существенно уменьшить общую массу двигателя, а коробчатая форма станины позволяет улучшить его охлаждение вследствие увеличения объема внутренней полости станины. Укладка обмотки в сердечнике статора и ее пропитка при такой конструкции двигателя производятся до установки сердечника в станине. В двигателях такой конструкции значительно упрощаются уход и профилактические осмотры, так как для осмотра внутренней полости двигателя достаточно снять кожух, не нарушая монтажа и центровки статора и ротора.

На. наружной поверхности станины крепят табличку из некоррозионного материала с приведенными на ней основными техническими данными по ГОСТ-183-74.

7.3. СЕРДЕЧНИКИ СТАТОРА И РОТОРА

Сердечник статора имеет шихтованную конструкцию, т. е. состоит из предварительно отштампованных и изолированных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Для предотвращения распушения сердечника крайние листы штампуют из стали толщиной 1,0 мм или же их выполняют посредством точечной сварки попарно из листов толщиной 0,5 мм. В случае применения электротехнической стали марки 2013 листы после штамповки подвергают термической обработке для придания им требуемых магнитных свойств и оксидированию.


Рис. 7.9. Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором исполнения IP23 типа 4AHK315S4 (200 кВт, 380/660 В, 2р=4):

/ — полустаннна; 2 -подшипник; 3 -шайба для сброса отработанной смазки; 4 — пружинное кольцо; 5 — вал; е -сердечник ротора; 7 — крышка подшипника внутренняя; S — масленка; 9 — жалюзи; 10, 16 — подшипниковые ш,иты; — кожух; /2 -шайба нажимная; /3 -сердечник статора; /4 -обмотка статора; /5 — подшипник; /7 -обмотка ротора; /в -планка сердечника статора; 19 — болт крепления рамки коробки выводов статора; 20 — продольная планка крепления сердечника статора; 2/-вводное устройство статора; 22 — обмоткодержатель ротора; 23 -коробка контактных колец; 24 — щеткодержатель

Листы сердечников статоров двигателей с высотами осей вращения /1250 мм набирают на оправку по внутреннему диаметру. При сборке листов их ориентируют по шихтовочному знаку (полукруглой лунке). Если все листы в пакете совпадают по шихтовочному знаку, то значит все они собраны в пакет одной стороной и возможные неточности при штамповке листов не вызвали уменьшения размеров паза в свету.

Читать еще:  Чем отмыть алюминий двигателя

Набранный пакет сердечника спрессовывают и без снятия давления пресса скрепляют специальными скобами, располагаемыми по наружной поверхности сердечника в канавках, имеющих форму ласточкина хвоста (см. рис. 7.4 и 7.6). Концы скоб загибают, и сердечник оказывается надежно скрепленным. Для сердечников статоров двигателей с высотами осей вращения ==50180 мм более технологична сварка пакета сердечника несколькими продольными швами по его наружной поверхности.

Сердечники статоров двигателей с высотами осей вращения fi250 мм протачивают по наружному диаметру. Обработанные таким образом поверхности сердечников обеспечивают лучший тепловой контакт их со станиной.

Что такое сердечник статора асинхронного двигателя

Электродвигатели. Асинхронные двигатели общего назначения.

Условное обозначение двигателя

Поскольку обозначение типов двигателей в большинстве случаев не определены стандар­тами, то можно привести только его общую структуру.

Условное обозначение типа асинхронного двигателя состоит из буквенно-цифровых символов, расположенных в следующем по­рядке:

— обозначение серии (две или три позиции: АИ, 4АМ, 5А, 6А, ВА);

— исполнение двигателя по способу защиты (Н — защищенные; отсутствие знака означает закрытые обдуваемые);

— исполнение двигателя по материалу ста­нины и щитов (А — станина и щиты алюминие­вые; станина алюминиевая, щиты — чугунные; отсутствие знака означает, что станина и щиты чугунные или стальные);

— высота оси вращения (две или три цифры);

— установочный размер по длине станины (S, М или L);

— длина сердечника статора А или В при условии сохранения установочного размера;

— число полюсов (2, 4, 6, 8, 10 или 12);

— исполнение двигателя: повышенной точ­ности по установочным размерам П , химиче­ски стойкого Х2 или Х3;

— климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150.

Серия АИ содержит значительное количе­ство модификаций и исполнений. Для двигате­лей этой серии применяют три вида обозначе­ния: базовое, основное, полное.

Базовое обозначение — это сочетание сим­волов, определяющих серию АД, его мощ­ность, частоту вращения (обозначение серии, вариант увязки мощности к установочным размерам, высота оси вращения, установочный размер по длине станины и длина магнитопровода статора, число полюсов).

Например: AИP100L 4.

Здесь АИ — обозначение серии, Р — вариант привязки мощности к установочным размерам, 100 — высота оси вращения, L — установочный размер по длине станины, 4 — число полюсов.

Основное обозначение — это сочетание ба­зового обозначения АД с видом защиты и ох­лаждения, с электрической и конструктивной модификацией, со специализированным исполнением и исполнением по условиям окру­жающей среды, например

Здесь АИР100L4 — базовое обозначение, Б -з акрытое исполнение с естественным охлаж­дением без обдува, С — с повышенным сколь­жением, Н — малошумные, П — с повышенной точностью установочных размеров, Т — для тропического климата, 2 — категория размещения.

Полное обозначение — сочетание основного обозначения с дополнительными электриче­скими и конструктивными характеристиками, например

АИРБС100L4НПТ2 220/380 В , 60 IМ2081, К-3-II, FF215.

Здесь АИРБС100L4НПТ2 — основное обо­значение, 220/380 В — напряжение, 60 — часто­та сети, IM2081 — исполнение по способу мон­тажа и по концу вала, К-3-II — исполнение вводного устройства и количество штуцеров, FF215 — исполнение фланцевого щита.

Буквы в обозначении двигателя могут быть как русского, так и латинского алфавита. Более подробные сведения о применяемых в обозна­чении символах приведены в табл. 28.

28. Символы, применяемые в обозначении двигателя

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector