0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое реверс тяги двигателей самолета

Гражданская авиация

Двигатель ПС-90А

Разработка — ОАО «Авиадвигатель».
Серийное производство – ОАО «Пермский моторный завод».
Унифицированный базовый турбовентиляторный двухконтурный двухвальный со смешением потоков наружного и внутреннего контуров двигатель с реверсом в наружном контуре и системой шумоглушения.

Применение:

  • самолет Ил-96-300ПУ Президента РФ;
  • дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-96-300;
  • среднемагистральные пассажирские и грузовые самолеты Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204С, Ту-214 и их модификации.

Сертифицирован в 1992 году. Эксплуатируется с 1993 года. Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию и не имеет ограничений по межремонтному ресурсу и общему техническому (назначенному) ресурсу. Соответствует нормам ИКАО 2008 года по эмиссии и обеспечивает соответствие эксплуатируемых самолетов нормам ИКАО (Глава 4) по шуму.

Двигатель ПС-90А1
Модификация ПС-90А
Серийное производство –
ОАО «Пермский моторный завод»

Применение:Дальнемагистральный широкофюзеляжный транспортный самолет Ил-96-400Т.

Cертифицирован в 2007 году. Эксплуатируется с 2007 года. Степень унификации с базовым двигателем ПС-90А – 98%. Соответствует нормам ИКАО 2008 года по эмиссии и обеспечивает соответствие самолетов нормам ИКАО (Глава 4) по шуму.

Двигатель ПС-90А2
Модификация ПС-90А
Серийное производство –
ОАО «Пермский моторный завод»

Применение:

  • среднемагистральные пассажирские и грузовые самолеты Ту-204СМ, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204С, Ту-214 и их модификации.

Разработан ОАО «Авиадвигатель» при участии компании Pratt & Whitney (США). Сертифицирован в 2009 году по АП-33. Соответствует нормам ИКАО 2008 года по эмиссии. Самолеты, оснащаемые двигателями ПС-90А2, соответствовуют нормам ИКАО 2006 года (глава 4) по шуму.

По сравнению с базовым двигателем:

  • повышение надежности в 1,5-2 раза;
  • значительное снижение стоимости жизненного цикла;
  • уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза.

Двигатель ПС-90А-76
Модификация ПС-90А
Серийное производство –
ОАО «Пермский моторный завод»

  • Модернизация существующего парка Ил-76МД/ТД;
  • Военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90, Ил-76МФ;
  • Коммерческие грузовые самолеты Ил-76ТД-90, Ил-76ТФ.

Сертифицирован в 2003 году. Эксплуатируется с 2003 года. Соответствует нормам ИКАО 2008 года по эмиссии и обеспечивает соответствие самолетов нормам ИКАО (Глава 4) по шуму.

По сравнению с двигателем Д-30КП обладаем рядом преимуществ, в числе которых:

  • уменьшение эксплуатационных затрат в 1,7 раза;
  • повышение надежности силовой установки в 1,5 — 2 раза;
  • снижение расхода топлива на 13 — 17 %.

Реверс (авиация)

Реверс — устройство для направления части воздушной или реактивной струи против направления движения самолёта и создания таким образом обратной тяги. Кроме того, реверсом называется применяемый режим работы авиационного двигателя, задействующий реверсивное устройство.

Реверс применяется в основном на пробеге, после посадки, или для аварийного торможения при прерванном взлёте. Реже — на рулении, для движения самолёта задним ходом без помощи буксировщика. Небольшое число самолетов допускают включение реверса в воздухе. Наиболее широко реверс применяется в коммерческой и транспортной авиации. Характерный шум можно часто услышать при пробеге самолёта по ВПП после посадки.

Реверс применяют совместно с основной (колёсной) тормозной системой самолёта. Его применение позволяет снизить нагрузку на основную тормозную систему самолёта и сократить тормозную дистанцию, особенно при малом коэффициенте сцепления колёс с ВПП, а также в начале пробега, когда остаточная подъёмная сила крыла уменьшает вес на колёсах, снижая эффективность тормозов. Вклад реверсивной тяги в общее тормозное усилие может сильно различаться для разных моделей самолётов.

Содержание

Реверс реактивного двигателя

Реверс реализуется путём отклонения части или всей струи, исходящей из двигателя, при помощи разнообразных затворок. В разных двигателях реверсивное устройство реализовано различным способом. Специальные затворки могут перекрывать струю, создаваемую только внешним контуром турбореактивного двигателя (например, на A320), или струи обоих контуров (например, на Ту-154М).

В зависимости от конструктивных особенностей самолёта реверсом могут быть оснащены как все двигатели, так и их часть. Например, на трёхдвигательном Ту-154 реверсивным устройством оснащены только крайние двигатели.

Ограничения

К недостаткам реверсивной системы можно отнести неприятности, связанные с его применением на малых скоростях (приблизительно [1] . При высокой скорости движения самолёта поднятый мусор помех не создает, поскольку не успевает подняться до высоты воздухозаборника к моменту его приближения.

Реверс двигателя с воздушным винтом

Реверс у винтовых самолётов реализуется путем поворота лопастей винта (изменяется угол атаки лопастей с положительного на отрицательный) при неизменном направлении вращения. Таким образом винт начинает создавать обратную тягу. Такой тип реверсивного устройства может применяться как на самолетах с поршневым двигателем, так и на турбовинтовых самолетах, в т.ч. и одномоторных. Реверс зачастую предусматривается на гидросамолётах и амфибиях, т.к. предоставляет значительное удобство при рулении на воде.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя к9к

История

Первое применение реверса тяги на винтовых самолётах можно отнести к 1930-м годам. Так, реверсом были оборудованы пассажирские самолёты Боинг 247 и Дуглас DC-2.

Самолёты без реверсивного устройства

Ряд самолётов не нуждается в реверсе. Так например, в связи с особенностями механизации крыла и чрезвычайно эффективными воздушными тормозами в хвосте BAe 146-200 не требуется включать реверс при приземлении. Соответственно, все четыре двигателя не работают в режиме реверса. По этой же причине в реверсивном устройстве не нуждается самолёт Як-42.

Использование реверса в воздухе

Некоторые самолеты (как винтовые, так и реактивные, военные и гражданские) допускают возможность включения реверса тяги в воздухе, при этом его использование зависит от конкретного типа воздушного судна. В ряде случаев реверс включается непосредственно перед касанием полосы; в других случаях — на снижении, что позволяет снизить вертикальную скорость торможением (при подходе по крутой глиссаде) или избежать превышения допустимых скоростей при пикировании (последнее применимо к военным самолетам); для выполнения боевых маневров; для быстрого экстренного снижения.

Так, в турбовинтовом авиалайнере ATR 72 реверс может быть ипользован в полёте (при снятии пилотом предохранительной пломбы); турбореактивный лайнер «Трайдент» также допускает реверс в воздухе для быстрого снижения с вертикальной скоростью до 3 км/мин (хотя эта возможность редко использовалась на практике); с той же целью мог быть включен реверс двух внутренних двигателей сверхзвукового лайнера «Конкорд» (только на дозвуковой скорости и при высоте ниже 10 км). Военно-транспортный самолет C-17A также допускает включение реверса всех четырёх двигателей в воздухе для быстрого снижения (до 4600 м/мин). Истребитель Сааб 37 «Вигген» также располагал возможностью реверса в полете для сокращения посадочной дистанции. Одномоторный турбовинтовой самолёт Pilatus PC-6 также может использовать реверс в воздухе при заходе по крутой глиссаде на короткие посадочные площадки.

Для примера использования реверса тяги в воздухе (непосредственно перед касанием полосы) можно привести выдержку из руководства по лётной эксплуатации самолёта Як-40:

на высоте 6–4 м уменьшить режим работающим боковым двигателям до малого газа и начать выравнивание самолета, дав команду: Реверс.

Что такое реверс тяги двигателей самолета

9 июля 2006 года произошла чудовищная и необъяснимая авиакатастрофа с авиалайнером А-310 на посадке в Иркутске, При которой в нем сгорели в огне горящего керосина и задохнулись в дыму внутри охваченного пожаром фюзеляже 123 человека и еще множество получили сильные ожоги, а потом самолет взорвался. Но до сих пор никто не может понять из-за чего же все это произошло: виноваты ли пилоты в этом или отказало одно из устройств этого самолета? Поэтому я вам расскажу свое собственное расследование. Нигде кроме как у меня вы не сможете прочитать правду о том, почему произошла эта ужасная катастрофа.

Ее главным действующим техническим устройством стал РЕВЕРС — устройство для торможения самолета — это две створки в задней части реактивного двигателя. После посадки эти створки раскрываются и направляют реактивную струю газотурбинного двигателя в противоположном направлении — то есть при реверсе двигатель начинает замедлять движение самолета. А если самолет уже неподвижно стоит на земле, то за счет реверса тяги двигателей можно заставить его тихонько катиться назад. Тихонько потому, что из-за косого направления отраженной створками реактивной струи тяга реверса всегда меньше в три раза прямой тяги. Особенно полезен реверс в тех случаях, когда самолет садится на мокрой от дождя посадочной полосе. Дело в том, что даже тонкий слой воды — всего 1-2 миллиметра очень сильно уменьшает трение — действует в точности как масляная смазка для металлических деталей разных механизмов. Поэтому затормозить колесами самолету садящимися на мокрую от дождя полосу очень трудно — сильно увеличивается длинна пробега. Потому, что как ни зажимает летчик педалями тормоза колес своего самолета, но остановившиеся колеса гонят перед собой небольшой вал воды, которая оказывается между колесом и бетоном, и от этого возникает АКВАПЛАНИРОВАНИЕ — то есть колесо как бы глиссирует по слою воды не касаясь бетона. От этого трение колеса о поверхность многократно уменьшается, а длинна пробега многократно увеличивается, что может привести к выкатыванию самолета за пределы посадочной полосы и к катастрофе. Вот для предотвращения этого конструкторы и придумали реверс двигателями. Впрочем. он отлично помогает и для уменьшения износа тормозов колес. Дело в том, что когда большой реактивный пассажирский авиалайнер заходит на посадку, то его скорость примерно 240 км/ч, и если бы пилот сразу зажимал тормоза колес, то при такой скорости они износились бы за несколько посадок. Поэтому в первый момент приземления когда самолет только коснулся колесами ВПП, то сначала включается реверс двигателей — их створки реверса мгновенно поворачиваются в рабочее положение, и реактивная струя двигателей начинает тормозить самолет до скорости 160 км/ч, после чего реверс двигателя выключается но сразу обжимаются тормоза колес.

Читать еще:  Что такое вгк двигателя

Для управления реверсом в кабине пилота стоит блок управления двигателями и на нем находятся Ручки Управления Реверсом РУР, а впереди них — ручки управления прямой тяги — они называются просто Ручки Управления Двигателей — РУД. Так вот — перепутать их — практически невозможно. во первых — там стоит такая блокировка, что Ручки управления реверсом можно двигать только тогда, когда Ручка Руда стоит на самом малом холостом ходу — чтобы не было резкого ударного рывка на самолет при переходе с большой прямой тяги на реверс. Так кроме этого увеличение прямой тяги осуществляется движением руки пилота ОТ СЕБЯ ручки РУД, а увеличение обратной тяги РЕВЕРСА — НА СЕБЯ.

Обычно реверс включается сразу на обоих двигателях двухдвигательного самолета. Но в иностранных авиаконструкторских фирмах придумали такой список MEL — список отложенных дефектов — при котором авиакомпания имеет право выпускать на пассажирские линии самолеты с ОДНИМ неисправным реверсом. Дело в том, что на створки реверса действуют большие газодинамические силы и видимо иногда они могут получать небольшие деформации. Не все читатели знают, что точность изготовления авиационных деталей настолько велика, что случись такое, что если некоторые из них хоть чуть-чуть погнуться — ну буквально на какие-нибудь два-три четыре миллиметра, то может происходить заклинивание при их выдвижении. Или допустим задиры в гидроцилиндрах выдвижения створок, или протечки масла из них. Поэтому такой реверс уже считается неисправным. И вот на всякий случай его отключают — то есть деактивируют. Разумеется — если отключить, деактивировать оба реверса то тогда с любым самолетом запросто может произойти авария на мокрой ВПП — попросту тормозить будет нечем при аквапланировании колес. Но конструкторы доказали, что если на самолете будет работать хотя бы один реверс из двух — то его обратной тяги хватит чтобы остановить самолет. Длина послепосадочного пробега самолета с одним реверсом вместо двух конечно побольше, но не намного. Поэтому отключение одного реверса из двух хотя и приносит некоторые неудобства, но не считается препятствием для короткой эксплуатации авиалайнера в течение ближайших 20 дней до предстоящего ремонта и восстановления реверса — пока для этого самолета не привезут новые детали. Но при посадке с одним реверсом создается несимметричная обратная тяга — самолет тянет немного вбок — вправо или влево, и пилот должен быть внимателен — и управлять вертикальным рулем направления своего самолета так, чтобы парировать этот снос вправо или влево.

Ту-204 разбился из-за отказа реверса

На самолете Ту-204 авиакомпании Red Wings, разбившемся во «Внуково», не сработали системы реверса. Как выяснилось в ходе проверки, это не единственный самолет перевозчика с таким дефектом

Москва. 24 января. INTERFAX.RU – Причиной жесткой посадки самолета Ту-204 авиакомпании Red Wings во «Внуково» в конце прошлого года стал отказ системы реверса. «Через три секунды после приземления произошло опускание и обжатие передней опоры шасси, сигнал обжатия правой опоры шасси на данном этапе не сформировался. Практически одновременно с опусканием передней опоры шасси экипаж перевел рычаги управления реверсом двигателей в положение максимального реверса одним движением и применил торможение от педалей. Перекладки створок реверсивного устройства на обоих двигателях не произошло, также не произошло автоматического выпуска воздушных тормозов и интерцепторов. Выпуск интерцепторов в ручном режиме экипаж не производил», — говорится в сообщении Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Читать еще:  Что такое испытания асинхронный двигатель

В комитете сообщили, что «через 2 секунды после перевода РУР (рычаг управления реверсом — ИФ) в положение «максимального реверса» последовал доклад бортинженера о невключении реверса». «РУР находились в положении «максимального реверса» около 8 секунд, после чего реверс был выключен. За это время приборная скорость увеличилась до 240 км/ч», — говорится в сообщении. «Увеличение приборной скорости привело к дополнительной «разгрузке» основных опор шасси (…) Как и ранее торможение оказалось неэффективным», — отмечается в сообщении.

«Через 5 секунд после выключения реверса, после слов бортинженера «Реверс включай! Реверс!», зарегистрирован повторный перевод РУР в положение «максимального реверса». Как и при первой попытке, включения реверса не произошло, оба двигателя вновь вышли на режим прямой тяги», — заявляют в МАК. «Торможения самолета не происходило, приборная скорость составляла 230…240 км/ч. Через 4 секунды реверс был выключен. В момент повторного включения реверса самолет находился на удалении около 950…1000 м от выходного порога ВПП.

В течение 6 секунд реверс находился в выключенном положении, в это время экипаж предпринял попытку автоматического торможения, о чем свидетельствуют внутрикабинные переговоры экипажа и кратковременное появление разовых команд: «Автоматическое торможение включено» для основной и резервной подсистем. В районе выходного порога ВПП РУР были переведены на режим малого реверса», — сообщает МАК.

Согласно выводам МАК, «выкатывание самолета за пределы ВПП произошло через 32 секунды после приземления, практически по ее оси, на приборной скорости около 215 км/ч. В процессе выкатывания, по команде КВС бортинженер выключил двигатели с помощью стоп-кранов». «Дальнейшее движение самолета происходило практически по продолженной оси ВПП (…) Столкновение самолета со склоном оврага произошло с путевой скоростью около 190 км/ч», — говорится в сообщении.

Между тем, источник «Интерфакса» в Red Wings сообщил, что в ходе внеплановой проверки авиакомпании Ространснадзором был выявлен ряд нарушений, в том числе сокрытие инцидентов с самолетами авиакомпании. Так, в качестве примера он привел инцидент 29 декабря 2012 года (произошедший в тот же день, что и катастрофа Ту-204). Тогда у самолета авиакомпании Red Wings, летевшего из Римини, при посадке во «Внуково» произошло несрабатывание реверса правого двигателя ПС-90. Воздушное судно остановилось в пределах взлетно-посадочной полосы. Авиакомпания тогда скрыла этот инцидент и сообщила о нем в Ространснадзор только 18 января.

Этот же борт с серийным номером RA-64049 21 декабря 2012 года в аэропорту «Толмачево» (Новосибирск) выкатился на 350 метров за пределы взлетно-посадочной полосы. «Тогда авиакомпания не предприняла должных мер к профилактике происшествия и инцидент имел рецидив», — сказал представитель Ространсназора.

Ранее сообщалось, что за сутки до катастрофы Ространснадзор завершил плановую проверку Red Wings, по итогам которой у ведомства не было замечаний. В то же время в Ространснадзоре «Интерфаксу», сообщили, что замечания по результатам проверки были, но их не успели оформить. «Проверка была завершена, замечания были, но оформить мы их не успели, так как случилась авиакатастрофа. После этого плановая проверка переросла во внеплановую, которая сейчас продолжается», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Ространснадзора 17 января.

Тем временем, состояние выживших в авиакатастрофе членов экипажа постепенно улучшается. «Их состояние уже ближе к удовлетворительному, проводится плановое лечение. Они пострадали серьезно, но угрозы жизни в настоящий момент нет. Планируется, что они завершат плановое лечение, и их отпустят», — заявил министр здравоохранения Москвы Георгий Голухов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector