Что такое помпаж турбины двигателя
Помпаж
Помпаж (от фр. pompage) — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель. Воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, резко меняет направление, и внутри турбины возникают турбулентные завихрения, а давление на входе компрессора становится равным или бо́льшим, чем на его выходе.
В зависимости от типа компрессора помпаж может возникать вследствие мощных срывов потоков воздуха с передних кромок лопаток рабочего колеса и лопаточного диффузора или же срыва потока с лопаток рабочего колеса и спрямляющего аппарата.
Основным способом борьбы с помпажом является применение нескольких соосных валов в двигателе, вращающихся независимо друг от друга с различными скоростями вращения. Каждый из валов несёт часть компрессора и часть турбины. Первая (от воздухозаборника) часть компрессора (компрессор низкого давления) соединяется с последней частью турбины (турбина низкого давления). Современные двигатели имеют обычно 2-3 вала. Валы более высокого давления вращаются с более высокими скоростями. Кроме этого для предупреждения помпажа в авиационных реактивных двигателях предусматривают поворотные лопатки входного направляющего аппарата (ВНА, inlet guide vanes — IGV) компрессора и воздушные клапаны перепуска (blowoff valves), которые сбрасывают избыточное давление на промежуточных ступенях компрессора двигателя. Одновальные двигатели оснащаются более мощной механизацией компрессора, многовальные имеют простую механизацию. Одновальные со свободной турбиной вертолётные двигатели ТВ2-117 и ТВ3-117 (Ми-8, Ми-24) имеют регулируемые НА первых 3-х и 4-х ступеней соответственно и клапан перепуска на одной из ступеней компрессора, одновальный двигатель НК-12М (Ту-95, Ан-22) — регулируемый ВНА и 5 клапанов перепуска, трёхвальный Д-36 (Ан-72 и Ан-74, Як-42) — только клапаны перепуска на двух ступенях, а регулируемые НА механического привода не имеют и фиксируются после стендовой регулировки двигателя.
Работа двигателя в режиме помпажа быстро приводит к его разрушению из-за недопустимого повышения температуры газов перед турбиной и потери прочности ее лопаток, поэтому при его возникновении двигатель должен быть переведен в режим «малый газ» (на котором помпаж исчезнет сам собой) или отключен. Рост температуры газов может достигать нескольких сот градусов в секунду, и время принятия решения экипажем ограничено. На современных двигателях предусмотрена противопомпажная автоматика. Она обеспечивающая автоматическое, без участия экипажа, устранение помпажа путем обнаружения помпажных явлений через измерение давления и пульсаций давления на разных участках газовоздушного тракта; кратковременного (на доли секунды) снижения или прерывания подачи топлива, открытия перепускных заслонок и клапанов, включения аппаратуры зажигания двигателя, восстановления подачи топлива и восстановления режима работы двигателя. Устанавливается сигнализация на приборных досках экипажа и производится запись в бортовых регистраторах параметров полета.
Причины возникновения
Помпаж вызывается сильными отклонениями в работе двигателя от расчетных режимов:
- Вывод самолета на закритические углы атаки;
- Разрушение и отрыв лопаток рабочего колеса (например, из-за старости);
- Попадание в двигатель постороннего предмета (птицы, снега, фрагмента бетонного покрытия ВПП);
- Попадание в воздухозаборник пороховых газов при стрельбе из пушек или пусках ракет на боевых самолетах;
- Ошибками, допущенными при проектировании или сбоями в работе системы управления двигателя и (или) управляемого воздухозаборника;
- Сильным боковым ветром при запуске двигателя на аэродроме (ранние модели двигателей JT-9D);
- Низким давлением окружающего воздуха (в жаркую погоду в горах);
Значение слова «помпаж»
- Помпа́ж (фр. pompage)
Помпаж (авиация) — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя
Помпаж (трубопроводный транспорт) — неустойчивая работа насоса (компрессора)
помпа́ж
1. (в авиации) срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя ◆ Ох уж этот помпаж! Скоро нам удалось различить два типа «срыва» в работе двигателя, два типа помпажа компрессора, которые явились причиной «срыва», заглохания двигателя. Лидия Кузьмина, ««Пламенные моторы» Архипа Люльки», 2015 г.
2. (в трубопроводном транспорте) неустойчивая работа насоса (компрессора)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: восьмикратный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «помпаж»
Предложения со словом «помпаж»
- Значительное удаление прямого скачка уплотнения от плоскости входа воздухозаборника вызывает помпаж двигателя.
Понятия со словом «помпаж»
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «помпаж»
- Цитаты со словом «помпаж» (подборка цитат)
Предложения со словом «помпаж»
Значительное удаление прямого скачка уплотнения от плоскости входа воздухозаборника вызывает помпаж двигателя.
Первый же полёт закончился нажатием красной рукоятки катапульты – произошёл помпаж двигателя из-за излишне резкого скольжения на скорости около 780 км/час.
Резкие колебания давления и расхода воздуха в воздухозаборнике могут вызвать помпаж компрессора и повышение температуры газа перед турбиной или самовыключение двигателя.
Синонимы к слову «помпаж»
- входное устройство
- срыв потока
- аэродинамическое сопротивление
- центробежный компрессор
- устойчивость и управляемость
- (ещё синонимы. )
Правописание
- Как правильно пишется слово «помпаж»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Эксплуатация ГТН
При работе двигателя сопловый аппарат и лопатки турбины покрываются отложениями несгоревшего топлива и масла, что приводит к постепенному ухудшению работы ГТН. Первым признаком загрязнения турбины является рост температуры газов перед турбиной.
Необходимо постоянно контролировать чистоту выравнивающего канала. Если выход воздуха из выравнивающего канала с небольшой примесью газов, то это нормально. Если же из уравнительного канала идет только газ, то это является признаком закоксования лабиринтового уплотнения или их повреждении.
Из-за сильного закоксования лабиринтовых уплотнений возможна очень неприятная ситуация — заклинивание ротора в лабиринтовом уплотнении. При проворачивании двигателя на воздухе вы по тахометру ГТН обнаруживаете, что ротор неподвижен. Чтобы избежать неприятных неожиданностей в виде неподвижного ротора ГТН при пуске двигателя, рекомендуется при проворачивании двигателя на воздухе контролировать по секундомеру свободный выбег ротора. Уменьшение времени свободного выбега ротора должно насторожить механика, потому что, вероятно, пора заняться ГТН.
Помпаж ГТН
В эксплуатации ГТН часто дает о себе знать повышенным шумом, хлопками, громкими ударами. При этом корпус ГТН сильно вибрирует, а значит, вибрируют ротор и лопасти. Это опасно, так как может привести к появлению водотечных трещин в корпусе ГТН, к обрыву лопаток, повреждению проточной части компрессора, лабиринтовых уплотнений и подшипников.
Все это вызывается явлением, называемым помпажом ГТН. Причин возникновения помпажа немало, и знание их позволит механикам избежать этого грозного для ГТН явления или немедленно принять меры, прекращающие помпаж. Первое действие механика в случае появления признаков помпажа — это уменьшить нагрузку двигателя, а после прекращения помпажа надо искать причину его появления и устранять ее.
Могут быть следующие причины помпажа ГТН:
- резкое изменение топливоподачи при плавании в штормовую погоду;
- выключение цилиндра из работы по целому ряду причин;
- загрязнение продувочных или выпускных окон;
- загрязнение проточной части турбины;
- загрязнение фильтра—глушителя компрессора;
- повреждение проточной части турбины;
- повреждение пластинчатых клапанов подпоршневых полостей;
- повреждение подшипников ГТН;
- обрастание корпуса судна;
- погнутость лопасти гребного винта;
- плавание судна во льдах;
Промывка ГТН
Согласно рекомендации заводской инструкции проточную часть ГТН необходимо периодически промывать водой. Промывка компрессора должна осуществляться при работе двигателя в режиме полного хода. При промывке водой турбины необходимо снижать обороты двигателя до малых, а после промывки снова выводить ГД в режим полного хода.
Можно эффективно очищать проточную часть турбины и на режиме полной нагрузки двигателя, используя для этого прожаренный рис, мелкодробленую скорлупу грецких или кокосовых орехов, гранулированные химические вещества.
В качестве эффективного очистителя ГТН и воздухоохладителей при работе дизеля используются также химические препараты различных фирм.
Ниже приведены химические препараты, выпускаемые фирмой NALFLEET:
- AIR COOLER CLEANER (ACC) — сильный эмульсионный очиститель ГТН, воздухоохладителей, систем продувочного воздуха во время работы дизеля;
- ACC PLUS — удаляет масляный налет и отложения на компрессоре ГТН, воздухоохладителе и в системах продувочного воздуха во время работы дизеля.
Технологии применения, дозировки препарата указываются в фирменных инструкциях.
Помпаж турбины
В этой статье мы расскажем, что такое помпаж турбины, откуда и почему возникает эта проблема и что с ней делать. Мы рекомендуем не заниматься самостоятельным ремонтом, а сразу обратиться к профессионалам, которые грамотно выполнят диагностику и заменят поврежденные участки. На нашем автомобильном портале Birud вы сможете подыскать себе надежное СТО. Мы публикуем только проверенные компании по всем городам Украины, а также отзывы о них от реальных клиентов. На основе рекомендаций у фирм имеется определенный рейтинг. Так вы сможете выбрать действительно профессионального механика, который поможет решить вашу проблему с машиной и при этом не повредить мотор еще больше.
Что такое помпаж силового узла?
Помпаж турбины авто – это одна из разновидностей популярных поломок в механизме турбонаддува. Неисправность вызывает пульсацию давления, которое в последствии приводит к двойной нагрузке на лопасти крыльчатки. Если ее не устранить вовремя, то она нанесет серьезный ущерб двигателю автомобиля и придется покупать новый силовой агрегат, что обойдется водителю в круглую сумму.
При помпаже турбокомпрессора эксплуатировать авто не разрешено, иначе можно попасть в аварию. Кроме того, проблема может привести к деформации воздушного колеса, которое со временем полностью разрушится. При этом выводится из строя всасывающий тракт силового узла и участков компрессора. Водитель замечается резкое ухудшение тяги, а, следовательно, и потерю мощности автомобиля. Все это приводит к необратимым повреждениям мотора.
При помпаже воздушные массы находятся внутри силового узла. Это приводит к их сильному нагреву. Одновременно наблюдается повышение температурного режима внутри всех рабочих узлов. Это цикличный процесс, на который нельзя повлиять, если только вовремя не выполнить ремонт поврежденных участков. Когда показатель давления внутри системы достигается критической точки, то воздушные массы начинают стравливаться обратно, а затем вновь наблюдается нагнетание.
Причины возникновения неисправности в турбине
Помпаж турбокомпрессора может произойти по нескольким причинам:
- • При износе или механическом повреждении лопастей турбокомпрессора;
- • Во время неполного раскрытия дросселей;
- • Когда наблюдается высокое воздушное сопротивление, превосходящих по своему значению силу сжатия;
- • При возникновении нагара на колесе турбины;
- • При неисправности интеркулера – низкой пропиской способности механизма;
- •Во время отсутствия синхронности в работе турбокомпрессора.
Проблему может спровоцировать и высокие температурные показатели турбонаддува при нарушении или износе воздушных охладителей. Если отсутствует решетка перед соплами, то обломки предметов и другие инородные тела могут повредить области турбины, например, поршневые кольца. При возрастании нагрева выхлопных воздушных масс, которое было спровоцировано небольшим расходом газов, тоже становится одной из причин возникновения помпажа.
Основные признаки неисправности оборудования
Основными признаками, что вам требуется консультация специалиста могут стать:
- • Уменьшение показателей тяги;
- • Резкое увеличение расхода машинного масла;
- • Высокие посторонние звуки во время езды и разгона двигателя;
- • Увеличение температуры мотора;
- • Громкие выхлопы во время движения автомобиля.
В основном главным признаком являются низкие показатели тяги и резкие нехарактерные звуки, особенно во время разгона машины. В этом случае вам нужно обязательно загнать авто на СТО, чтобы механики осмотрели его и дали дальнейшие рекомендации. В большинстве случаев при оперативном реагировании восстановить силовой агрегат можно, но если затянуть проблему, то потребуется замена узла, что обойдется вам очень недешево.
Где можно отремонтировать турбину?
Если вы хотите найти надежную автомастерскую, где опытные механики выполнят диагностику и ремонт турбокомпрессора любой марки авто качественно и сравнительно недорого, то вам поможет наш сервис «Birud». Мы публикуем только правдивые реальные отзывы от клиентов автомастерских, чтобы избежать накрутки рейтинга. Вы сможете выполнить удобный поиск подходящей компании по региону и по системе рейтингов.
Также вы можете самостоятельно опубликовать рецензию на любую из представленных в списке компании. У нас удобная система регистрации, а после модерации ваша публикация появится на сайте.
Помпаж турбины
Помпаж турбины: признаки, причины, профилактика
Помпаж турбины это…? Так называется разновидность неисправности в механизме наддува двигателя. При ней появляется пульсационное давление, в результате которого на лопасти крыльчатки начинают действовать ударные нагрузки. За короткий срок может образоваться серьезный ущерб.
Пользоваться такими авто на котором выявили помпаж турбины не разрешается. Продолжительный помпаж турбины двс грозит деформациями воздушных колес, после чего неизбежно разрушение. Параллельно повреждаются всасывающий тракт и компрессор. При развитии процесса ухудшается тяга и усиливается вибрация, способная повредить двигатель.
Воздух пребывает в турбине более длительное время и, в результате, больше нагревается. Одновременно происходит чрезмерный нагрев различных узлов. Явление представляет собой циклический процесс. После достижения пика давления начинается стравливание воздуха в обратном направлении, а затем — новое нагнетание. Так повторяется, пока наддув не превысит сопротивление воздушной смеси.
Основные признаки помпажа турбины
Определить признаки помпажа турбины можно самостоятельно, благодаря ряду характерных симптомов. Достаточно наглядно снижается мощность наддува, исчезает тяга, интенсивно нагреваются двигатель и сопутствующие узлы, налицо усиление вибрации. Помогает обнаружить помпаж турбины звук в виде громкого хлопка. Причиной его возникновения является огромное сопротивление сжатой воздушной смеси, ухудшающее ее подачу внутрь компрессора. В итоге нарушаются нормальные функции диффузора. При критическом уровне сопротивления с крыльев колеса начинает срываться воздух с созданием описанных выше характерных хлопков. Затем наблюдается падение давления и повторение цикла.
Помпаж турбины причины
Поломка может произойти в турбокомпрессоре любой модели. Появлению способствует значительное количество факторов. К ним относятся:
- повреждение лопастей компрессора;
- неполное раскрытие дросселей;
- повышение воздушного сопротивления до значений, превосходящих силе сжатия;
- наличие нагара на турбинном колесе;
- снижение пропускной способности интеркуллера;
- нарушение синхронности в деятельности турбин.
Развитию проблемы содействует и увеличение температуры наддува из-за нарушенного функционирования воздухоохладителей. Отсутствие решетчатых заграждений перед сопловым механизмом может вызвать повреждение турбины обломками различных предметов или поршневых колец. Возрастание нагрева выхлопных газов, вызванное уменьшением расхода воздуха, тоже служит причиной неисправности.
Как избежать помпажа турбины?
Практика показывает, что чаще патология возникает при загрязнениях газовоздушных путей. Поэтому для ее предупреждения и устранения следует регулярно снимать нагар на защитных решетках, промывочных и выпускных окнах, проверять температуру газов в цилиндрах и воздуха в ресивере. Чтобы не произошел помпаж турбины дизеля, важно следить за состоянием клапанов, воздухозаборника (вакуум), фильтров, интеркулера и трубопровода.
Компания TurboRotor выполняет качественный ремонт турбин и проводит успешную диагностику различных неисправностей. Для этого используется современное оборудование. Стабильности и успеху способствуют также опыт и отменная квалификация персонала.