0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое колонка двигателя катера

Поворотно-откидная колонка для двигателя в 100 л. с.

На заводе «Пяргале» (г. Каунас) создана поворотно-откидная колонка ПОК-100 с приводом от конвертированного автомобильного двигателя ЗМЗ ГАЗ-53А мощностью 100 л. с., предназначенная для установки на катере «Волга» и других малых быстроходных судах.

Основные технические характеристики колонки

Максимальный крутящий момент, передаваемый ведущим валом, кгм27
Передаточное отношение от ведущего вала к гребному винту1:1
Максимальный упор гребного винта, кг400
Угол поворота колонки±30°
Угол откидывания55°
Расстояние между осями ведущего и гребного валов, мм:
у колонок для катеров на подводных крыльях770
у колонок для глиссирующих катеров600
Сухой вес колонки, кг:
для катеров на подводных крыльях85
для глиссирующих катеров75

Принципиальные конструкции колонок неоднократно описывались в «Катерах и яхтах», поэтому устройство ПОК-100 не требует детального описания — оно понятно из чертежа. При проектировании колонки учитывался опыт создания предшествующих конструкций, в частности, ПОК-60, описанной в №17 сборника. Благодаря этому удалось снизить вес колонки ПОК-100, по сравнению с весом ПОК-60, на 10 кг, несмотря на значительное увеличение передаваемой мощности.

Опорная плита колонки служит кормовой опорой двигателя, в результате чего сам двигатель располагается в корме катера. В нижней части корпуса колонки устроен водозаборник, через отверстия которого в систему охлаждения двигателя по специальной полости внутри колонки поступает забортная вода.

За счет более рационального размещения опор и шестерен усовершенствована передача. Каждая из двух конических шестерен верхнего горизонтального вала имеет по одному подшипнику, а в качестве нижней опоры вертикального вала применен подшипник скольжения, что дает заметное уменьшение площади поперечного сечения нижней части корпуса колонки и делает ее более обтекаемой. Подшипник скольжения выполнен из напеченной металлокерамики, пропитанной фторопластом и дисульфидом молибдена.

Удалось уменьшить длину гондолы, расположив шестерни гребного вала в ее кормовой части. Кроме того, это позволило упростить сборку и разборку нижнего редуктора. Для лучшего охлаждения н смазки верхних шестерен и подшипников предусмотрена циркуляция смазочного масла внутри колонки; с этой целью на гребном валу установлена крыльчатка, которая во время работы перекачивает смазочное масло из гондолы в верхнюю часть корпуса колонки, где оно смазывает подшипники и шестерни и стекает обратно через отверстия в перегородках корпуса в гондолу.

Корпус имеет один разъем, который стягивается снаружи винтами.

Колонка получилась несколько тяжеловатой, что частично объясняется применением относительно низкооборотного двигателя — 2900 об/мин; в аналогичных зарубежных установках используются двигатели с числом оборотов 4500÷5000 в минуту. Требует усовершенствования пли замены кулачковая муфта реверса; в настоящее время ведутся поиски в этом направлении.

Тем не менее, колонка ГЮК-100 имеет очевидные преимущества перед выпускаемой сейчас угловой передачей с планетарным реверс-редуктором для того же двигателя: вес передачи уменьшен со 113 до 85 кг, упрощена конструкция, увеличена полезная площадь кокпита катера (что видно из приведенной схемы), снижен уровень шумности.

Колонка ПОК-100 подготавливается для серийного производства.

Поворотно-откидная колонка для катера

Представляем промышленный образец отечественной угловой колонки, рассчитанной на мощность 60—70 л. с. Изготовлены пока что только опытные колонки, конструкция которых, на наш взгляд, должка быть усовершенствована до запуска в серию.

Обращает внимание нерациональное распределение подшипниковых опор, следствием чего являются увеличенные габариты и вес передачи. Так, на верхнем горизонтальном валу применены четыре подшипника, тогда как в современных колонках, например, выпускаемых шведской фирмой «Вольво Пента», этот вал имеет два подшипника и консольную шестерню, а реверсивная муфта расположена на вертикальном валу. Возражения вызывает и кулачковая муфта для реверсирования без синхронизирующего устройства. Включение такой муфты возможно только на самых малых оборотах и сопровождается сильными ударами и стуком. В дальнейшем желательно применить конусную фрикционную муфту, как это и сделано в упомянутых колонках «Вольво Пента».

Лишний вес и усложнение конструкции дают анкерные болты, связывающие дейдвуд с корпусом нижней передачи. Разъем дейдвуда можно было бы сделать ниже (чуть выше антикавитационной плиты) с применением винтов, доступных снаружи колонки.

В опорах нижней передачи -следовало бы использовать игольчатые подшипники, кроме упорного, а ведомую шестерню 8 расположить в корму пт вертикального вала. Это позволит значительно уменьшить диаметр и длину корпуса нижней передачи, сделать ее более обтекаемой.

Для повышения моторесурса передачи желательно обеспечить циркуляцию масла между хорошо охлаждаемой нижней (подводной) полостью колонки и верхней полостью, условия охлаждения которой значительно хуже. Подобную циркуляцию можно создать, поставив крыльчатку на нижнем горизонтальном валу.

В заключение следует заметить, что зарубежные угловые колонки представляют единый комплекс с двигателем. Через колонку выводятся газовыхлоп и отработавшая вода охлаждения двигателя, как на подвесных моторах; на колонке же обычно устраивают водозаборник системы охлаждения.

Читать еще:  Двигатели постоянного напряжения характеристики

Создан опытный образец поворотно-откидной колонки, пригодной для серийного производства.

Колонка «ПОК-60» спроектирована для установки с конвертированным автомобильным двигателем марки «М51-УМ», она успешно прошла испытания на стенде и в настоящее время проходит длительные эксплуатационные испытания на прогулочном катере типа «ЛС-3».

Основные технические характеристики колонки

Номинальная мощность, л. с.62
Число оборотов вала двигателя, об/мин2600
Число оборотов гребного вала, об/мин2780
Развиваемый упор, кг256
Вес, кг85
Угол поворота в горизонтальной плоскости влево и вправо30°
Угол откидывания в вертикальной плоскости55°
Диаметр гребного винта, м0,274

Передача мощности от двигателя осуществляется через промежуточный горизонтальный вал 1, двойной карданный шарнир 2. конические шестерни 3, 4, 5, вертикальный вал 6 и нижнюю пару конических шестерен 7, 8 на гребной вал 9. Гребной винт 10 закреплен на валу посредством штифта 11, который служит предохранителем при ударе лопасти винта о подводное препятствие. Резиновый амортизатор 12 обеспечивает упругое соединение гребного винта с валом.

Конические шестерни 4, 5 и 6 вместе с переключающей кулачковой муфтой 13 образуют механизм реверса колонки.

Корпус подвесной колонки из легкого алюминиево-магниевого сплава 45Мг2 состоит из верхней части 14, стойки 15 и гондолы 16, соединенных между собой на болтах и шпильках.

Верхняя часть корпуса колонки подвешена на двух горизонтальных соосных пальцах 17 кронштейна 18, вокруг которых происходит откидывание колонки.

Кронштейн 18 установлен в транцевой плите 19 на двух вертикальных соосных пальцах 20 и 21 и может поворачиваться на 30° вправо и влево с помощью румпеля 22, связанного со штурвалом катера. При необходимости колонку можно разворачивать на 360° вокруг оси горизонтального вала. Для этого вынимают штифт 23, и колонка откидывается таким образом, что защелка 24 не задевает кронштейн. Защелка 24, находясь в зацеплении с пальцем 25 кронштейна, предотвращает откидывание колонки при реверсе.

Проведенные испытания колонки на катере позволили оценить преимущества этого типа установки. Благодаря размещению двигателя у транца увеличилась полезная площадь кокпита, уменьшилась шумность.

Колонка быстро монтируется на судно, ее подводная часть легко доступна для ремонта или осмотра. Колонка обеспечивает высокую маневренность катера, хорошие ходовые качества, возможность подхода к берегу на мелководье.

Накопленный в процессе проектирования, постройки и испытаний опыт позволил создать другие конструкции колонок, в том числе колонку, рассчитанную на мощность 250 л. с, для катера на подводных крыльях «Невка».

Поворотно-откидная угловая
колонка КНААПО

Ряд читателей просили дать информацию об угловых колонках, выпускаемых Комсомольским на Амуре Авиационным производственным объединением. Такие колонки уже много лет ставятся на выпускаемые КНААПО катера “Амур 2”, “Амур 3” и “Амур Д”.

Тип привода(колонки):
Вертикальный реверсивный,с Z-образной механической передачей, с
постоянным зацеплением
шестерен, с нейтралью
Максимально допустимое число
оборотов входного вала,
об/мин . 4500
Передаточное отношение от ведущего вала к гребному винту . 1:1.53
Применяемое Автомобильное М-8-В
масло ГОСТ 10541-78
Объем масла, л . 2.5
Допустимое число оборотов вала двигателя при реверсировании, об/мин . 700-900
Охлаждение привода: Забортной водой
Управление приводом: Ручное дистанционное
Откидывание: Ручное, со стопорением в откинутом положении, угол откидывания 52°
Диаметр и шаг гребного
винта, мм . 300х315
Масса винта, кг . 0.9
Масса колонки, кг . 48.1

1 — верхний редуктор; 2 — нижний
редуктор; 3 — втулка
соединительная; 4 — прокладка
поронитовая; 5 — скоба; 6 — ось;
7 — качалка; 8 — кулачок; 9 — тяга;
10 — ось; 11 — оси; 12 — болты;
13 — опора; 14, 15 — чехлы;
16 — гребной винт; 17 — ось;
18 — гайка&обтекатель; 19 — ось;
20 — хомуты крепления чехла
карданного вала; 21 — хомуты
крепления чехла газовыхлопа;
22 — стопорное кольцо;
23 — наконечники; 24 — ось;
25 — гребной вал; 26 — подшипники
игольчатые; 27 — втулка
соединительная; 28 — прокладка
поронитовая;
29 — шарикоподшипники;
30 — триммер; 31 — ведомая
шестерня; 32 — ведущая шестерня;
33 — маслосливная пробка;
34 — корпус нижнего редуктора;
35 — корпус ведущего вала;
36 — вилка реверса; 37 — крышка
верхняя; 38 — муфта коническая
фрикционная; 39 — корпус верхнего
редуктора; 40 — масломерная
линейка; 41 — киль; 42 — задняя
крышка; 43 — тяга переключения
переднего и заднего хода.

Устройство муфты конической

фрикционной 1 — шестерня заднего хода; 2 — шестерня переднего хода; 3 — вал вертикальный; 4 — кольцо конусной муфты; 5 — муфты конусные; 6 — конусные кольца; 7 — фиксаторы подвижные; 8 — оси неподвижные; 9 — ролики; 10 — шайбы; 11 — пружина; 12 — подшипники игольчатые; 13 — пружина; 14 — шплинт; 15 — гайка.

Колонка как движительно рулевой агрегат обеспечивает: передачу крутящего момента от двигателя к гребному винту; реверсирование направления вращения гребного винта; уменьшение частоты вращения гребного винта по отношению к частоте вращения коленчатого вала двигателя; управление катером. Воспроизводим схему и техническую характеристику колонки по заводскому проспекту. Ярмарочная цена колонки Кт9-6600 400 — 19158 руб (с налогом с продаж).

Почему стоит купить водометный катер

Катера, оснащённые подвесным двигателем, либо двигателем с поворотно-откидной колонкой, имеют выступающие за пределы корпуса, открытые гребные винты, что значительно ограничивает их использование на мелководье, ввиду большой вероятности повреждения винта. Алюминиевые водометные катера имеют ряд эксплуатационных преимуществ на мелководье, и тем самым вызывают интерес у различных специализированных служб и обычных судоводителей.

Российское производство катеров для мелководья

В связи со стремительным развитием внутреннего туризма, и освоением новых маршрутов, в том числе и на многочисленных водных объектах нашей страны, катера с подвесным двигателем не всегда могут удовлетворить требованием судоводителя, а именно: недостаточная проходимость по мелководью, необходимая тяга, «живучесть» гребных винтов, и т.д. Водомётный движитель для производства водометных катеров все эти недостатки с лёгкостью компенсирует.

Что такое водометный движитель

Напомним о том, что такое водометный движитель (Водомет). Это устройство, состоящее из валовода, рабочего колеса, системы спрямляющих и направляющих аппаратов, реверсивно-рулевого устройства, привода управления и т.д. Всасывание воды происходит через водозаборник трубы, а выброс через сопло. Выбрасываемая из сопла струя воды является силой, движущей катер. Сопло водомета может поворачиваться в горизонтальной плоскости, благодаря чему осуществляется поворот судна, а перекрывающий сопло «ковш» поворачивает струю воды обратно, тем самым катер идет задним ходом.

Особенности конструкции

Стоит отметить, основные моменты в конструкции водомета:

  1. Свободный доступ к гребному винту (импеллеру) для его очистки через специально предусмотренный инспекционный люк;
  2. Защищенность насосной части от попадания посторонних предметов, осуществляется за счёт специальной решетки водозаборника;
  3. Технология изготовления водомётных движителей обеспечивает максимальную надёжность и прочность конструкции его корпуса;
  4. Отсутствие под днищем катера выступающих частей;

В настоящее время производители водометов обеспечивают их полную защиту от коррозии и дополнительного износа, это позволяет значительно сэкономить время и снизить расходы на его техническое обслуживание.

Скоростные легкие водометные катера российского производства — маневренные

С экономической точки зрения использование водометного движителя с дизельным двигателем обходиться в разы дешевле бензинового подвесного мотора.

Разворот на месте

Многоместный катер, оборудованный водометным движителем может совершить разворот практически на месте и даже двигаться бортом вперёд и осуществлять торможение с полного хода, что очень важно в экстренных ситуациях.

Малая осадка

Одним из основных преимуществ катера с водометом является его малая осадка даже при полной загрузке, так как водометный движитель находится в корпусе судна, и соответственно на днище отсутствуют выступающие части. Все это позволяет использовать водометный катер в сложных навигационных условиях мелководья малых рек, с их частыми сужениями, резкими поворотами и перекатами. Еще одно важное преимущество водометных катеров— возможность посадки и высадки людей даже с не оборудованного участка берега.

Испытания при погрузке и транспортировки

Первый российский водометный катер Костромской судомеханический завод выпустил в 1954 году. Его разработкой занимался инженер-конструктор, доктор технических наук, профессор Кужма Александр Поликарпович. Он был отправлен на наш завод со специальным заданием – создать водометный катер для мелководья, для работы в условиях молевого сплава. И уже всего через 2 месяца на испытаниях катер шел по молевой древесине, таким образом своими характеристиками на тот момент являясь единственном возможным судном для эксплуатации в условиях молевого сплава. Это был катер ВБК-30. С 1961 года началось серийное производства данной модели. Судно имело двигатель мощностью 90 л.с. и развивало скорость 16,5 км./ч.

В 1954 году, в один год с созданием в СССР водометного движителя, в Новой Зеландии Уильмом Гамильтоном также был создан свой водометный движитель. Многое из того, что применяются в технологии Гамильтона и профессора Кужмы, применяется до сих пор и другими производителями.

Речной внедорожник

Взяв в качестве установки водометный движитель собственного производства, наш завод производит по сути «речные внедорожники», способные преодолевать минимальные глубины. Приобретение водометного катера производства АО «КСМЗ» даст вам возможность получить надежное, безопасное и простое в управлении судно, которое станет вашим надежным спутником на любой реке.

Поворотно-откидные колонки Volvo Penta

Volvo Penta SX

Одновинтовая колонка SX представляет собой хорошо зарекомендовавшую себя конструкцию с выхлопом через колонку и ступицу гребного винта для тихой и эффективной работы.

Коническая муфта для легкого и плавного переключения. Спирально-конические зубчатые колеса с подобранным рисунком для оптимальной прочности и минимального шума зубчатых колес. Разъединяющая муфта вала для предотвращения дорогостоящего ремонта трансмиссии. Пакет стандартно оснащен гидроусилителем рулевого управления для максимального комфорта вождения.

Гидродинамическая конструкция нижнего корпуса привода обеспечивает отличную курсовую устойчивость как на высокой скорости, так и при маневрировании на малых скоростях и задним ходом.
Для максимальной защиты от коррозии колонка проходит 23-этапную окраску и оснащена защитными анодами как на самой колонке, так и на транцевом щите.

Винты для колонок SX (могут использоваться как правого вращения – поставляется по умолчанию, так и левого):

Volvo Penta DPS

Колонка Duoprop с двумя винтами, вращающимися в противоположных направлениях, имеет выхлопные отверстия в ступице гребного винта и кавитационную пластину, создавая гармоничный привод с непревзойденными характеристиками в лодке с точки зрения скорости, ускорения, рулевого управления, маневрирования, экономии топлива и меньшего шума и вибрации.

Колонка оснащена конической муфтой для легкого и плавного переключения передач, разъединяющейся муфтой вала для предотвращения дорогостоящего ремонта трансмиссии, а также защитными анодами, расположенными как на колонке, так и на транцевом щите.

Колонка оборудована гидроцилиндрами для достижения наилучшего рабочего положения при различных погодных условиях и нагрузках.

Винты для колонок DPS:

  • Тип FH

  • Volvo Penta DPH

    Эта колонка была специально разработана для дизельных двигателей Volvo Penta D4/D6 с высокими крутящим моментом и мощностью.

    Данная конфигурация специально разработана для класса крупных судов массой более 10 тонн и судов, чей размер превышает 40 футов. Но это далеко не единственное применение данной колонки. Volvo Penta DPH Douprop с двигателями D4 и D6 – лучший вариант как для неспешной водной прогулки, так и для того чтобы показать себя на максимальных оборотах, в обоих случаях окружающим будет чему позавидовать.

    Колонка имеет максимальный угол наклона 50 ° (регулируемый) и полностью гидравлическую систему рулевого управления с усилителем. Прочная внутренняя трансмиссия и необслуживаемый карданный подшипник позволяет сократить затраты на техническое обслуживание.

    Винты для колонок DPH:

  • Тип H


  • Может применяться только при двухмоторной конфигурации.

    Volvo Penta DPI

    Колонка Volvo Penta DPI разработана для работы с новым поколением двигателей D4 и D6 и вплотную подошла к возможностям IPS.

    Основные технические детали:

    • многодисковая гидравлическая муфта для бесшумного включения и маневрирования с низкой скоростью;
    • усиленная конструкция верхнего редуктора с расчётом на большую мощность;
    • шестерни из новых материалов и усиленная конструкция подшипников – для устойчивой работы при высоких нагрузках;
    • новый компактный блок электро-гидравлического рулевого устройства и трима;
    • датчик воды в масле – для постоянного контроля качества масла (бывалые владельцы колоночных моторов должны понять и оценить!);
    • датчик воды в чехле кардана – для непрерывного контроля состояния узла;
    • добавлен масляный фильтр для обеспечения надежного качества масла;
    • новое решение уплотнения гребных валов для увеличения срока службы.


    Винты для колонок DPI:

    • Тип H


    Может применяться только при двухмоторной конфигурации.

    Volvo Penta FWD

    Инновационная колонка Volvo Penta Forward Drive или FWD представляет собой сочетание лучших черт поворотно-откидной колонки, системы IPS и контр-вращающихся винтов Duoprop – трех очень важных изобретений, разработанных и выведенных на массовый рынок компанией Volvo Penta в разное время.

    Практически сразу после представления специалистам и публике в 2015 году, FWD получила престижную премию на Берлинском Боат Шоу в ноябре 2015 как самое инновационное решение в судовой прогулочной отрасли 2015 года.

    Уникальность проекта обеспечивается вперед-смотрящими контр-вращающимися винтами, установленными на поворотно-откидную колонку. Это запатентованное техническое решение «тянет» катер, а не «толкает», особенность управления в том, что капитан может «подстроить» волну под разные уровни подготовленности спортсменов. Хочется отметить, что впередсмотрящие винты DuoProp позволяют впервые добиться идеально симметричной волны правильной формы для вейк-серфера.

    Колонка Volvo Penta FWD значительно снижает шум и вибрацию и убирает так раздражающие нас запахи выхлопных газов (выхлоп выпущен в воду под катером). А еще она позволяет добиться превосходной реакции, ускорения, экономии топлива и разнообразного активного отдыха на катере, включая вейкбординг и вейксерфинг.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector