Что такое коэффициент наполнения двигателя
Что такое коэффициент наполнения двигателя
Главное меню
- Главная
- Паровые машины
- Двигатели внутреннего сгорания
- Электродвигатели
- Автоматическое регулирование двигателей
- Восстановление и ремонт двигателей СМД
- Блок-картер и картер шестерен двигателя СМД
- Кривошипно-шатунный механизм двигателя СМД
- Распределительный механизм двигателя СМД
- Выпускной коллектор двигателя СМД
- Впускной коллектор двигателя СМД
- Стойка валиков коромысел и декомпрессии двигателя СМД
- Коромысло клапана двигателя СМД
- Клапан впускной и клапан выпускной двигателя СМД
- Толкатель двигателя СМД
- Головка цилиндров двигателя СМД
- Распределительный вал двигателя СМД
- Ремонт опорных шеек
- Шлифование шеек
- Хромирование шеек
- Наплавка шеек
- Восстановление шейки под распределительную шестерню
- Вибродуговая наплавка кулачков
- Электродуговая наплавка кулачков вручную
- Исправление центровых отверстий вала
- Восстановление резьбовых отверстий
- Нарезание резьбы ремонтного размера
- Исправление отверстия под установочный штифт
- Масляный насос и масляный фильтр в двигателе СМД
- Водяной насос, вентилятор и радиатор двигателя СМД
- Топливный насос, фильтра и форсунки двигателя СМД
- Муфта сцепления в двигателе СМД
- Привод гидронасоса в двигателе СМД
- Электрооборудование двигателей СМД
- Электрофакельный подогреватель двигателя СМД
- Топливо для двигателей
- Карта сайта
Судовые двигатели
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
- Судовые паровые турбины
- Судовые газовые турбины
- Судовые дизельные установки
Для понимания протекающих процессов обратимся сначала к индикаторной диаграмме газообмена четырехтактного двигателя без наддува, изображенной на рис. 3.5.
Выпускной клапан открывается (Вып. о.), прежде чем поршень достигает нижней (наружной) мертвой точки, давление в цилиндре быстро падает. Во время выпуска давление из-за газодинамического сопротивления в выпускном клапане остается несколько выше, чем давление в выпускном трубопроводе. У двигателя без наддува перекрытие клапанов невелико, т. е. впускной клапан открывается (Вп. о.), а выпускной — закрывается (Вып. з.) вблизи от верхней (внутренней) мертвой точки. Вследствие уменьшения сечения выпускного клапана давление в цилиндре в конце хода выталкивания повышается.
Поршень в конце хода выталкивания сжимает в цилиндре остаточные газы, последние расширяются в процессе хода впуска и занимают по достижении внешнего давления р объем V R . При ходе впуска линия изменения давления в цилиндре остается из-за сопротивления дросселирования ниже давления р . Однако давление в цилиндре в конце хода впуска возрастает приблизительно до р (малая скорость поршня, динамическая дозарядка воздушного столба), впускной клапан закрывается лишь после н. м. т., так как иначе потери при дросселировании в конце процесса впуска были бы слишком велики.
Объем, определяемый точками пересечения линий впуска и сжатия с линией атмосферного давления или линией давления р 2
или р вп у двигателей с наддувом, называют объемом наполнения V н . Величиной объема V н учитываются как потери рабочего объема за счет наличия остаточных газов, так и сопротивление дросселирования при впуске, но не учитывается нагревание при впуске.
Объемный коэффициент наполнения
Коэффициент наполнения определяется объемным коэффициентом наполнения и повышением температуры заряда в процессе впуска.
В уравнении (3.20) приняты следующие обозначения: Т вп — температура воздуха на впуске в цилиндр; Т 1ц — температура воздуха в цилиндре в конце хода всасывания.
Чем выше температура наддувочного воздуха, тем меньше подогрев заряда при впуске, так как разность температур по отношению к горячим впускным каналам и стенкам цилиндра будет меньше. Вследствие этого коэффициент наполнения при повышении температуры возрастает, как это представлено следующей эмпирической формулой:
где Т вп 0 — температура на впуске при исходном состоянии; Т вп — температура на впуске при измененной температуре;
? н0 — коэффициент наполнения (безразлично, отнесенный ли к внешнему состоянию или к состоянию на впуске) при исходном состоянии; ? н — коэффициент наполнения при измененной температуре на впуске.
Коэффициент наполнения зависит от очень многих факторов (геометрия системы впуска, средняя скорость поршня, степень сжатия, температура стенок и др.). Его величина лежит обычно в пределах 0,7—0,9, однако у двигателей с наддувом и продувкой может превышать единицу.
Повышение температуры Т 1ц — Т вп складывается из изменения температуры вследствие теплопередачи от стенок впускного канала и цилиндра и изменения температуры вследствие завихрения. При определении количества свежего заряда указанным выше способом необходимо учитывать остаточные газы только по их объему при давлении р вп , так как для определения объема заряда в конце хода впуска безразлично, рассматриваются ли объемы остаточного газа и свежего заряда раздельно или совместно.
Изменение давления в цилиндре во время газообмена четырехтактного двигателя с наддувом схематически показано на рис. 3.6.
Если имеется положительный перепад давления между p 2 и р 3 , то V н будет и при обычном малом перекрытии клапанов больше, чем V h ; при сжатии до давления р 2 , объем, занимаемый остаточными газами, уменьшился бы до величины, меньшей чем V с . Если применяется большее перекрытие клапанов, то достигается хорошая очистка цилиндра от остаточных газов.
Из представленной на рис. 3.7 индикаторной диаграммы видно, что давление в цилиндре при положении поршня в и. м. т. в начале такта сжатия практически достигает величины давления наддува р 2 или р вп .
В случае, если имеется определенное дросселирование на впуске, подбором фаз газораспределения все же добиваются того, что давления р вп и р 1ц лишь немного отличаются друг от друга.
Предполагая, что остаточные газы полностью удалены из цилиндра (за счет большего перекрытия клапанов и большего продувочного перепада), можно написать:
Температура заряда цилиндра при положении поршня в н. м. т. может быть определена с помощью следующего эмпирического уравнения:
которое, правда, только в общем учитывает имеющее место уменьшение нагрева воздуха при высоких температурах поступающего воздуха. t вп следует подставлять в °С
С помощью этого эмпирического уравнения мы можем в случае четырехтактных двигателей с наддувом и продувкой избавиться от несколько неопределенного коэффициента наполнения, содержащегося в уравнении (3.14):
Если принятое выше допущение о полном удалении остаточных газов из цилиндра отпадает, то взаимосвязи становятся значительно сложнее.
Для расчета температуры заряда цилиндра, включающего свежий заряд плюс остаточные газы, при положении поршня в н. м. т. для четырехтактных дизелей Цапф предложил следующие формулы, выведенные на основе расчета газообмена:
для двигателей без наддува, имеющих небольшое перекрытие клапанов
В уравнениях (3.26) и (3.27) приняты следующие обозначения: t вп — температура свежего воздуха на впуске двигателя, °С, с m — средняя скорость поршня, м/с; t c т — средняя температура поверхности внутренних стенок цилиндра (днище поршня, крышка и втулка цилиндра), °С; ? — коэффициент избытка воздуха; ? пер — перекрытие клапанов, п. к. в.; р 2 ? р вп — давление наддува перед двигателем, кгс/см 2 ; р 3 — противодавление выпускного газа, кгс/см 2 .
Ограничения касаются только угла перекрытия клапанов и степени сжатия. Уравнения (3.26) и (3.27) справедливы при 11 пер ? 110° п. к. в.
Границы влияния увеличения перекрытия клапанов и степени сжатия в обоих случаях объясняются тем, что доля остаточных газов при этом из-за продувки мертвого пространства уменьшается, но это не оказывает заметного влияния на температуру заряда при положении поршня в н. м. т.
В тех случаях, когда ? > 22 и ? пер > 110° п. к. в., для ? и ? пер в уравнениях (3.26) и (3.27) следует подставлять просто указанные граничные значения.
Что такое коэффициент наполнения двигателя
Главное меню
- Главная
- Паровые машины
- Двигатели внутреннего сгорания
- Электродвигатели
- Автоматическое регулирование двигателей
- Восстановление и ремонт двигателей СМД
- Блок-картер и картер шестерен двигателя СМД
- Кривошипно-шатунный механизм двигателя СМД
- Распределительный механизм двигателя СМД
- Выпускной коллектор двигателя СМД
- Впускной коллектор двигателя СМД
- Стойка валиков коромысел и декомпрессии двигателя СМД
- Коромысло клапана двигателя СМД
- Клапан впускной и клапан выпускной двигателя СМД
- Толкатель двигателя СМД
- Головка цилиндров двигателя СМД
- Распределительный вал двигателя СМД
- Ремонт опорных шеек
- Шлифование шеек
- Хромирование шеек
- Наплавка шеек
- Восстановление шейки под распределительную шестерню
- Вибродуговая наплавка кулачков
- Электродуговая наплавка кулачков вручную
- Исправление центровых отверстий вала
- Восстановление резьбовых отверстий
- Нарезание резьбы ремонтного размера
- Исправление отверстия под установочный штифт
- Масляный насос и масляный фильтр в двигателе СМД
- Водяной насос, вентилятор и радиатор двигателя СМД
- Топливный насос, фильтра и форсунки двигателя СМД
- Муфта сцепления в двигателе СМД
- Привод гидронасоса в двигателе СМД
- Электрооборудование двигателей СМД
- Электрофакельный подогреватель двигателя СМД
- Топливо для двигателей
- Карта сайта
Судовые двигатели
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
- Общие сведения о двигателях внутреннеого сгорания
- Основные части двигателя
- Газораспределение в двигателях
- Топлива и масла для двигателей
- Смесеобразование и топливная аппаратура в дизелях
- Система и устройство двигателя
- Примеры и описания судовых двигателей
- Идеальные циклы и тепловые процессы в двигателях
- Расчет процесса продувки в цилиндрах двухтактных двигателей
- Расчет процесса выпуска газов из цилиндра двухтактного двигателя
- Среднее индикаторное давление двухтактного двигателя
- Коэффициент наполнения в цилиндр рабочей смеси двухтактного двигателя
- Параметры расчетных и рабочих циклов двухтактных двигателей
- Прямоточные системы продувки в двухтактных тихоходных двигателях
- Контурные системы продувок двухтактных двигателей
- Система продувки и выпуска газов двухтактных двигателей
- Среднее индикаторное давление рабочего цикла
- Среднее индикаторное давление расчетного цикла
- Диаграмма расчетного цикла среднего индикаторного давления
- Процесс выпуска отработавших газов с цилиндра
- Уравнение баланса тепла за период процесса расширения при сгорании топлива в цилиндре
- Процесс расширения при движении поршня
- Термодинамическое уравнение сгорания в цилиндре двигателя
- Тепловой эффект реакции сгорания и коэффициент использования тепла в двигателе
- Теплоемкость воздуха и продуктов сгорания в цилиндре двигателя
- Количество воздуха, необходимое для сгорания топлива в дизеле
- Характеристики периодов процесса сгорания в дизеле
- Процесс самовоспламенения топлива в дизеле
- Детонационное сгорание топлива в двигателе с принудительным зажиганием
- Процесс сгорания топлива в двигателях с принудительным зажигание
- Физико-химические процессы сгорания топлива в цилиндре двигателя
- Воздушнокамерное смесеобразование в дизеле
- Приближенный метод расчета процесса в вихревой камере дизеля
- Предкамерное смесеобразование и сгорание в цилиндре дизеля
- Пленочное смесеобразование и сгорание в цилиндре дизеля
- Смесеобразование в дизелях (внутреннее смесеобразование)
- Смесеобразование в карбюраторных двигателях (внешние смесеобразование)
- Процессы смесеобразования и требования, предъявляемые к ним
- Процесс сжатия в поршне
- Коэффициент остаточных газов в цилиндре
- Коэффициент наполнения цилиндра в двигателе
- Оценка неполного сгорания топлива в двигателе по количеству сажи
- Процесс наполнения цилиндра четырехтактного двигателя
- Идеальные циклы двигателей и их термические К.П.Д.
- Построение теоретической индикаторной диаграммы
- Теоретический цикл ДВС с самовоспламенением от сжатия
- Идеальные циклы двигателей внутреннего сгорания
- Тепловой баланс работы двигателя
- Утилизация теплоты от двигателя
- Мощность и экономичность двигателя
- Кинематика и динамика двигателя
- Расчет на прочность основных деталей двигателей
- Испытания и эксплуатация судовых двигателей
- Судовые паровые турбины
- Судовые газовые турбины
- Судовые дизельные установки
В результате рассмотрения процесса наполнения можно сделать вывод, что количество свежего заряда, поступившее в цилиндр за период наполнения, меньше, чем то количество, которое могло бы поместиться при параметрах среды, из которой свежий заряд поступает.
Степень заполнения рабочего цилиндра свежим зарядом, или степень совершенства процесса наполнения, оценивается коэффициентом наполнения.
Коэффициентом наполнения ?н называется отношение количества свежего заряда, сжимаемого в цилиндре, к количеству заряда, которое могло бы поместиться в объеме рабочего цилиндра Vs при параметрах среды, из которой поступает свежий заряд.
L — количество молей свежего заряда, сжимаемого в цилиндре;
L1 — количество молей свежего заряда в объеме Vs при р и Т, а в случае работы двигателя с наддувом при рк и Тк;
Мr — количество молей остаточных газов при Тr и рr;
R?— универсальная газовая постоянная.
Для дальнейшего вывода выражения коэффициента наполнения сделаем следующие допущения:
процесс наполнения заканчивается в точке а (см. рис. 25 и 26), т. е. отсутствует дозарядка цилиндра в начале сжатия;
абсолютная работа, совершаемая газами за ход наполнения, равна нулю;
кинетическая энергия газов в цилиндре равна нулю.
В соответствии с принятыми обозначениями можно написать, что
и количество смеси свежего заряда с остаточными газами в конце наполнения будет равно
Из уравнения состояния (см. рис. 26) находим:
При работе двигателя без наддува
при работе с наддувом
Подставляя значения М1 L и Мr в уравнение (14), получим формулу для определения коэффициента наполнения четырехтактных двигателей:
Можно ?н выразить и через коэффициент остаточных газов ? , так как:
При работе двигателя с наддувом р = рк и Т = ТК, а потому получим наиболее общую формулу, справедливую и для двухтактных двигателей,
Уточненное выражение коэффициента наполнения, предложенное М. М. Масленниковым для четырехтактных быстроходных двигателей с наддувом
Данная формула включает опытные коэффициенты, которые учитывают дозарядку цилиндра ?1, продувку камеры сгорания ?2 и работу наполнения ?3. Для быстроходных двигателей эти коэффициенты равны: ?1 = 1,02 ? 1,06; ?2 = 1,1 и ?3 = 0,87 ? 0,88.
Отсутствие опытных данных количественной оценки коэффициентов ?1 ?2 и ?3 для различных двигателей ограничивает практическое применение формулы (17).
Рассмотрение полученных формул (15) и (16) позволяет установить влияние различных факторов на коэффициент наполнения. Наибольшее влияние на величину коэффициента наполнения оказывает давление ра. С увеличением давления ра, которое происходит при уменьшении сопротивлений впускного тракта, возрастает плотность и количество свежего заряда, а следовательно, и возрастает коэффициент наполнения. При уменьшении температуры заряда в конце наполнения Та плотность его возрастает, а потому коэффициент наполнения также будет возрастать.
Давление и температура остаточных газов рr и Тr мало влияют на величину ?н, так как отношение pr/Tr в формуле (15) составляет незначительную величину.
Коэффициент остаточных газов ?r значительно влияет на ?н; с увеличением ?r температура свежего заряда в конце наполнения возрастает, а потому коэффициент наполнения уменьшается. Опытные данные показывают, что при увеличении ?r от 0,05 до 0,15 коэффициент наполнения снижается от 0,86 до 0,69.
Влияние степени сжатия ? на ?н надо рассматривать совместно с влиянием коэффициента остаточных газов ?r на ?н.
Из формул (15) и (16) следует, что с увеличением ? ?н падает. Однако с увеличением е коэффициент остаточных газов уменьшается и поэтому ?н будет несколько возрастать. Следует отметить, что при колебании степени сжатия в дизелях (? = 13 ? 16) ?н изменяется очень мало и это изменение можно не учитывать.
Как следует из определения коэффициента наполнения, параметры на впуске р и То непосредственно не влияют на величину ?н, они влияют на плотность и на вес свежего заряда цилиндра, а следовательно, и на мощность, развиваемую двигателем.
Но, как показывают опыты, повышение температуры на впуске Т уменьшает перепад температур ?Т (нагрев воздуха в цилиндре) вследствие чего ?н несколько возрастает. Таким образом, изменение Т косвенно влияет на изменение ?н.
Фазы распределения влияют на протекание процесса наполнения и на величину коэффициента наполнения и коэффициента остаточных газов. Одновременно, как это видно на схематической диаграмме выпуска (рис. 27), при правильном установлении опережения выпуска уменьшается затрата энергии на выталкивание (точка 3) по сравнению с точкой 1, когда опережение выпуска отсутствует. При слишком раннем опережении (точка 2) площадь индикаторной диаграммы значительно уменьшается и уменьшается мощность двигателя. Запаздывание закрытия выпускного клапана позволяет использовать инерционное движение газов в выпускном трубопроводе для понижения давления в нем ниже р, а следовательно, для лучшей очистки цилиндра от отработавших газов.
Запаздывание закрытия впускного клапана способствует увеличению свежего заряда, во-первых, потому, что при положении поршня в НМТ все еще остается большое проходное сечение впускного клапана, во-вторых, давление в цилиндре в начале сжатия меньше р и воздух может поступать в цилиндр и, в-третьих, вследствие инерции потока воздух будет поступать в цилиндр и при давлении больше р. Перекрытие впускного и выпускного клапанов способствует лучшей очистке цилиндра, а при наддуве осуществляет продувку камеры сгорания.
Изменение числа оборотов двигателя, т. е. изменение скоростного режима двигателя, влияет на скорость потока во впускном тракте, а следовательно, на величину ?ра и на ?н. С увеличением числа оборотов двигателя коэффициент наполнения уменьшается, так как вследствие увеличения гидравлических сопротивлений во впускном тракте давление ра уменьшается. Величина коэффициента наполнения в двигателях без наддува обычно составляет 0,75—0,85, а у двигателей с наддувом за счет уменьшения ?к коэффициент наполнения возрастает.
Процессы наполнения и выпуска
Схема процесса газообмена. В течение процессов выпуска и наполнения происходит смена заряда в цилиндре: отработавшие газы удаляются, свежий воздух заполняет цилиндр. Совокупность этих процессов принято условно называть процессом газообмена.
Для более глубокого понимания протекания процесса газообмена рассмотрим диаграмму Vp, построенную в крупном масштабе по оси ординат. Точки конца сжатия с и конца расширения располагаются при таком масштабе за пределами чертежа, в связи с чем на рис. 1 верхняя часть участка линии сжатия ограничена условно символом с, линии выпуска — символом.
Линия свободного выпуска переходит в линию принужденного выпуска, совершающегося при давлении, плавно. Когда к концу выпуска поршень придет в в. м. т., над ним будут находиться так называемые остаточные газы, представляющие собой часть отработавшего газа, оставшуюся в объеме Vc Остаточные газы имеют давление рт выше, чем давление окружающей среды (атмосферы). Поэтому с началом движения поршня вниз они начнут расширяться до тех пор, пока давление в цилиндре не станет равно давлению впуска. После точки давление процесса впуска на участке можно считать постоянным. В точке а начнется линия сжатия ас: поршень движется вверх, сжимая свежий заряд.
Действительная диаграмма процесса газообмена несколько отличается от изображенной на рис. 1, так как давления выпуска рг и впуска ра не остаются постоянными. Однако в целях упрощения этим непостоянством давлений можно пренебречь. Коэффициент наполнения. Всасывание воздуха из атмосферы не может начаться сразу с началом движения поршня от в. м. т. вниз, так как давление рг остаточных газов выше, чем давление. Воздух начнет поступать в цилиндр лишь тогда, когда давление расширяющихся остаточных газов сравняется с атмосферным.
Когда поршень придет в н. м. т., всасывание воздуха из атмосферы не прекратится: даже в начале движения поршня вверх давление ра в цилиндре ниже атмосферного, а впускной клапан закрывается с запаздыванием. Заполнение цилиндра свежим зарядом (воздухом) закончится в тот момент, когда давление сжимаемого воздуха сравняется с атмосферным.
У двигателей с наддувом начало и конец поступления свежего заряда в цилиндр соответствуют моментам, когда давление в цилиндре будет равно давлению наддувочного воздуха рп.
Следовательно, в процессе всасывания в цилиндр поступил объем V0 свежего заряда, взятый при давлении окружающей среды или при давлении наддува, тогда как теоретически возможно заполнение цилиндра зарядом с объемом, равным рабочему объему цилиндра.
Величина коэффициента наполнения определяет количество свежего заряда, поступившего в цилиндр, а значит, и количество топлива, которое может сгореть за цикл. Отсюда следует, что в конечном счете от коэффициента наполнения зависит мощность двигателя. Даже у тихоходных дизелей равен 0,80 — 0,90, т. е. из-за неполноты заполнения цилиндра теряется 10 — 20% теоретически возможной мощности, а у быстроходных этот коэффициент еще ниже.
Следовательно, чем больше сопротивление выпуску и впуску, тем меньше коэффициент наполнения двигателя. Этот вывод чрезвычайно важен, так как величины сопротивлений выпуску и впуску во многом зависят от обслуживающего персонала: от состояния и регулировки привода открытия клапанов, от чистоты впускного и выпускного трактов и т. п. Подробнее об этом сказано ниже.
Рис. 1. Диаграмма процесса газообмена четырехтактного двигателя без наддува
Возвращаясь к рис. 1, следует отметить, что при равном изменении сопротивлений выпуску и впуску точка п смещается дальше, чем точка т. Это значит, что сопротивление впуску сказывается на коэффициенте наполнения в большей степени, чем сопротивление выпуску. Учитывая такую зависимость, диаметр впускного клапана иногда делают больше, чем выпускного (в том случае, когда нет возможности увеличить диаметры обоих клапанов).
Количество свежего заряда. Коэффициент наполнения характеризует относительную полноту заполнения цилиндра, так как действительное количество свежего заряда сравнивается с его количеством, которое могло бы поместиться в рабочем объеме цилиндра при данных давлении и температуре атмосферного воздуха. Однако параметры атмосферы непостоянны: сы обода на квадрат диаметра окружности вращения центра тяжести сечения обода2. Если сечение обода имеет сложную форму или если определяется маховой момент таких вращающихся масс, как ротор генератора или гребной винт, то их разбивают на отдельные элементарные части и подсчитывают сумму элементарных маховых моментов.
Момент инерции (или маховой момент) зависит от массы маховика в первой степени и от диаметра — во второй. Это значит, что целесообразно делать маховик с большим диаметром, что позволит уменьшить его массу. Однако при чрезмерно большом диаметре маховика появляется опасность разрыва обода центробежной силой. Поэтому существуют ограничительные значения окружной скорости маховика (считая по его наибольшему диаметру): не более 70 м/с для чугунных и 100 м/с для литых стальных.
Как сила N, так и плечо во время работы двигателя изменяются, следовательно, опрокидывающий момент есть величина переменная. Существуют двигатели, у которых коленчатый вал закреплен, а корпус вращается. В этом случае все закономерности движения поршня, действия сил сохранятся, значит, останется той же и диаграмма вращающего момента. Однако такой двигатель будет вращаться под действием опрокидывающего момента. Отсюда следует, что при любом угле поворота кривошипа опрокидывающий момент равен вращающему, но имеет обратный знак.
К такому же выводу можно прийти и из понимания опрокидывающего момента как момента реакций. Когда двигатель вращает испытывающий сопротивления вал, на остов двигателя действует момент сил реакции. Последние равны и противоположны по направлению действующим силам.
Категория Судовые дизели
коэффициент наполнения цилиндра
Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .
- коэффициент наполнения насоса
- коэффициент направленного действия
Смотреть что такое «коэффициент наполнения цилиндра» в других словарях:
коэффициент наполнения (цилиндра) — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN coefficient of admission … Справочник технического переводчика
коэффициент наполнения цилиндра — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN volumetric efficiency … Справочник технического переводчика
ГОСТ 30776-2002: Установки насосные передвижные нефтегазопромысловые. Общие технические условия — Терминология ГОСТ 30776 2002: Установки насосные передвижные нефтегазопромысловые. Общие технические условия оригинал документа: 3.1.14 вредное пространство: Объем Vв.п.части насосной камеры за пределами рабочего объема FS. Определения термина из … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Короткоходный двигатель — двигатель внутреннего сгорания, у которого отношение хода поршня к диаметру цилиндра меньше единицы (S/D … Большая советская энциклопедия
двигатель внутреннего сгорания — двигатель внутреннего сгорания, тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочем цилиндре, преобразуется в механическую. По роду топлива Д. в. с. делятся на жидкостные и газовые; по рабочему циклу на 2 и 4… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
метод — метод: Метод косвенного измерения влажности веществ, основанный на зависимости диэлектрической проницаемости этих веществ от их влажности. Источник: РМГ 75 2004: Государственная система обеспечения еди … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СО 34.21.308-2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения — Терминология СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения: 3.10.28 аванпорт: Ограниченная волнозащитными дамбами акватория в верхнем бьефе гидроузла, снабженная причальными устройствами и предназначенная для размещения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
определение — 2.7 определение: Процесс выполнения серии операций, регламентированных в документе на метод испытаний, в результате выполнения которых получают единичное значение. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 8.570-2000: Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки — Терминология ГОСТ 8.570 2000: Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки оригинал документа: 3.15 «мертвая» полость резервуара: Нижняя часть резервуара, из которой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МИ 3042-2007: Рекомендация. ГСИ. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические с эллиптическими и сферическими днищами для сжиженных углеводородов вместимостью 600 м3. Методика поверки геометрическим методом — Терминология МИ 3042 2007: Рекомендация. ГСИ. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические с эллиптическими и сферическими днищами для сжиженных углеводородов вместимостью 600 м3. Методика поверки геометрическим методом: 3.13 «неучтенный»… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации