Что такое гбц в двигателе авто
Что такое ГБЦ в двигателе автомобиля?
Двигатель внутреннего сгорания – достаточно сложный в технологическом плане агрегат, состоящий из множества деталей, которые обеспечивают слаженную работу всего механизма. Какие-то детали выполняют узко-технологические задачи, другим оказана более «высокая честь» — выполнять функции, ведущие к преобразованию одного вида энергии в другой, то есть, превращать топливо в баке в энергию движения.
Из большого количества аббревиатур, которые встречаются на страницах технической документации к автомобилю, сокращение ГБЦ встречается, наверное, наиболее часто. Почему и что такое ГБЦ в автомобиле стоит выяснить подробнее.
Как расшифровывается ГБЦ
Аббревиатура ГБЦ расшифровывается просто. Это головка блока цилиндров – деталь, которую можно отнести к одной из самых важных во всем двигателе внутреннего сгорания в целом. Именно этот узел контролирует процесс сгорания топлива и отвечает за вывод наружу отработанных элементов, в данном случае газов. Чтобы лучше понять, что такое ГБЦ в двигателе автомобиля, нужно подробно рассмотреть его конструкцию и разобрать основные функции.
Конструктивные особенности головки блока цилиндров и составляющие ее детали
Долгое время головки блоков цилиндров изготавливались из чугуна, от которого сейчас отказываются в пользу изделий из легких сплавов металлов на алюминиевой основе. Алюминиевые головки блоков цилиндров используются все чаще, но и от чугунных отказаться полностью не получается. Есть такие типы двигателей, где температурный рабочий режим не позволяет использовать легкий сплав, поскольку велика опасность термической усадки и деформации, а таким процессам наиболее эффективно противостоят головки из чугуна.
Головка блока цилиндров накладывается на цилиндр сверху и крепится к его основанию при помощи болтов или шпилек (вид крепления зависит от модификации двигателя и адреса его изготовления). Посадочная плоскость головки достаточно велика по площади, поэтому во избежание деформации конструкции при креплении используется определенная последовательность, очередность затягивания каждого резьбового соединения, и определенные усилия. Схема крепления и последовательность затяжки соединений для каждого двигателя разрабатывается индивидуально, что обусловлено разницей конструктивных решений.
В так называемых рядных двигателях одна головка блока покрывает весь корпус цилиндра, а в моторах, где цилиндры располагаются V-образно, для каждого ряда имеется своя головка блока. Чтобы обеспечить эффективную герметичность соединения между цилиндром и головкой кладется прокладка, которая имеет точную форму головки и цилиндра, и все необходимые отверстия под крепления. Прокладки изготавливают из армированного асбестового листа, который является огнеупорным материалом и независимо от уровня нагревания сохраняет герметичность камеры сгорания.
Основные механизмы и детали ГБЦ
Схема основных деталей и механизмов головки блока цилиндров включает:
- корпус головки блока (картер), где размещены механизмы системы;
- определенное количество отверстий с резьбой, в которые монтируются свечи зажигания или форсунки;
- асбестовая прокладка между головкой блока и цилиндром;
- камера сгорания, где топливо воспламеняется и превращается в рабочую смесь;
- механизм газораспределения и отвода;
- плоскости и крепления для впускного и выпускного коллектора.
Кроме съемных деталей головка имеет и несъемные, которые необходимы для получения герметичности газораспределительного механизма. К ним относятся седла клапанов. Они методом горячего прессования впрессовываются в картер головки блока. При необходимости их заменить придется использовать специальный инструмент.
Ремонт и обслуживание головки блока цилиндров
Как любая деталь в автомобиле, головка блока цилиндра нуждается в периодическом осмотре, диагностике, а при выявлении серьезных проблем — в замене. Обычно в первую очередь из строя выходят детали, которым приходится нести наибольшую нагрузку – сальники клапанов, сами клапаны, прокладка головки блока. На износ и поломку головки больше всего воздействуют факторы неправильной диагностики и обслуживания. Нарушение необходимой силы при затяжке гаек и порядка затяжки болтов или гаек крепления, приводит к деформациям корпуса, это нарушает нормальный процесс работы двигателя.
При обнаружении этих видов поломок детали придется заменить, причем делать это следует по четкой схеме, которая дается в техническом описании двигателя.
Нужно ли менять масло при ремонте ГБЦ автомобиля, покажет итоговый замер его уровня и анализ его структурного состояния.
Головка блока цилиндров двигателя: всё про неё здесь
Головка блока цилиндров является составной и неотъемлемой частью блока цилиндров. ГБЦ крепится сверху блока цилиндров, и в принципе, выполняет ведущую роль во всем двигателе автомобиля.
Какую задачу выполняет головка блока цилиндров
Без лишнего пафоса и преувеличения можно сказать, что основную. Об этом можно судить по тем механизмам и деталям двигателя, которые размещает в себе головка блока цилиндров.
- Камера сгорания.
- Место для ГРМ (газораспределительный механизм).
- Рубашка охлаждения.
- Места для форсунок либо свечей зажигания.
- Смазочные каналы.
- Впускные и выпускные клапаны.
Выполняется головка блока цилиндров двигателя из алюминиевого сплава, и крепится к блоку цилиндров специальными болтами. К раскрутке и затяжке болтов ГБЦ существуют определенные требования, так как от правильности соблюдения технологии зависит герметичность соединения ГБЦ и блока.
С учетом того, что ремонт ГБЦ зачастую выполняется в гаражных условиях своими руками, нужно знать, что слабая затяжка болтов крепления ГБЦ приводит к пробою прокладки, что чревато не только потерей масла и охлаждающей жидкости, но и приводит к снижению компрессии в цилиндрах двигателя.
А слишком большое усилие при затяжке ГБЦ может вызвать деформацию корпуса головки, и тогда придётся восстанавливать плоскость ГБЦ.
Основные требования к затяжке болтов ГБЦ, это соблюдение схемы затяжки, технологии и момента затяжки болтов. Как правило, для каждого типа двигателей существуют свои параметры затяжки, которых нужно строго придерживаться.
Размещение цепного привода распредвала и натяжителя цепи, предусмотрено в специальной полости в передней части головки блока цилиндров.
Для свечей зажигания выполняются резьбовые соединения в необходимом количестве. Справа ГБЦ выполняются резьбовые отверстия для шпилек крепления коллекторов: выпускного и впускного.
Для таких деталей, как корпуса подшипников распредвала, втулок опор рычагов, опорных шайб клапанных пружин и направляющих втулок клапанов сверху головка блока цилиндров имеет отверстия и площадки.
В месте соединения блока цилиндров и головки блока цилиндров двигателя устанавливается металлоасбестовая прокладка.
Для однорядных двигателей предусматривается одна, общая головка блока цилиндров, для многорядных ГБЦ по количеству рядов.
Сверху ГБЦ закрывает крышка головки блока цилиндров укомплектованная резиновой прокладкой.
Ремонтопригодность головки блока цилиндров
Определённую часть работ по замене или ремонту деталей ГБЦ, можно производить без съёма головки. Снимается крышка ГБЦ и производится регулировка клапанов замена колпачков и т.д.
Головку блока цилиндров демонтируют в том случае, когда работы не требуют снятия с автомобиля всего двигателя: замена направляющих втулок клапанов, удаление нагара, замена шпилек подшипников, притирка клапанов и т.д. В случае если требуется расточка блока или гильзование, то двигатель демонтируется полностью.
Все ремонтные работы головки блока цилиндров двигателя обязаны выполнятся в строгом соответствии с инструкциями производителя. Самодеятельность может обойтись выходом из строя всего двигателя.
Направляющие втулки клапанов и сёдла должны вставляться в нагретую ГБЦ в охлаждённом виде. Это позволяет, после выравнивания температур, обеспечить качественное натяжение в соединении.
В головке блока цилиндров двигателя предусматривается возможность заменить биметаллические втулки вала привода масляного насоса. Замена производится способом выпрессовки старых втулок и установки новых.
Удачи вам в практическом постижении устройства головки блока цилиндров.
Ремонт головок блока цилиндров (ГБЦ) в день обращения
в автосервисе Car Wash
Диагностика неисправностей. Полная разборка и сборка. Замена поврежденных элементов. Восстановление работоспособности.
среднее время, за которое мы отремонтируем ГБЦ вашего авто.
минимальный опыт работы автомехаников мастерской CarWash.
автомобилей обслуживают в СТО в течение года.
6 признаков неисправности головки блока цилиндров
В двигателе увеличился уровень масла и изменился его цвет.
Нарушена герметичность между головкой и блоком цилиндров. Охлаждающая жидкость проникает в маслопроводящие каналы и смешивается с маслом.
Причины: металл головки цилиндров деформирован, его «съела» коррозия, повреждена прокладка.
Изменился цвет выхлопных газов.
Выхлоп автомобиля окрашен в синий или белый цвет.
Причины: в камеру сгорания попадает охлаждающая жидкость или моторное масло, нарушена изоляция маслопроводящих каналов и системы охлаждения.
Слышите звонкий металлический звук — значит стучат клапана.
Мощность автомобиля снижается, а расход топлива растет.
Причины: поврежден распределительный вал или направляющие втулки клапанов, нарушение фаз газораспределения.
Появилась маслянистая пленка на поверхности охлаждающей жидкости.
В расширительный бачок или радиатор попало масло.
Причины: нарушение целостности прокладки ГБЦ.
Двигатель автомобиля перегревается.
Система охлаждения не выполняет свою функцию.
Причины: в системе охлаждения двигателя оказались горячие выхлопные газы. Обычно так происходит из-за повреждения прокладки ГБЦ.
Отсутствует компрессия в камерах сгорания.
Произошел резкий спад давления в одном или нескольких цилиндрах либо оно отсутствует полностью.
Причины: износ или недостаточное прилегание впускного или выпускного клапана, разрушение или повреждение седла клапана.
Основные этапы ремонта головок блоков цилиндров в СТО Car Wash
Разберем. Определим причины неполадок. Заменим или восстановим детали. Соберем, как было.
В автосервисе CarWash умеют работать с любыми типами и марками автомобилей
Уверены, ваша тоже есть в нашем списке.
Почему вы больше не захотите искать другой автосервис
В автосервисе работают механики с опытом более 10 лет. Они разбираются во всех моделях и марках автомобилей, умеют определять неисправности по звуку и внешнему виду, знают, как обращаться с профессиональным оборудованием для диагностики и ремонта.
В СТО всегда есть базовый запас ходовых комплектующих для иномарок и отечественных авто. Это позволяет нам сократить время ремонта и вернуть вам исправный автомобиль в минимальные сроки.
Не только отремонтируем автомобиль, но и расскажем, как за ним ухаживать, чтобы уменьшить количество ремонтов и увеличить срок службы его узлов и агрегатов.
Обращаемся с вашим автомобилем так же бережно, как со своим. Не чиним то, что и так исправно работает.
Сразу ищем причину, а потом ремонтируем. Именно поэтому мы не переделываем свою работу по нескольку раз. Делаем все правильно с первой попытки.
Честность и открытость.
Разрешаем клиентам присутствовать при ремонте — вы можете наблюдать за работой мастера, поговорить с ним о наболевшем или просто постоять в стороне и подождать, пока ремонтируют ваш автомобиль.
Ваш автомобиль скажет вам
«Спасибо!»
И не потребует ремонта следующие 200 000–300 000 км пробега.
Нормализуется расход технических жидкостей.
Вашему автомобилю не нужно больше топлива или масла. После ремонта расход снизится до заводских норм, заявленных производителем.
Вернется тихий ход.
Не шумит двигатель. Не стучат клапаны. Автомобиль едет ровно и спокойно.
Надежная изоляция систем друг от друга.
Восстановлена герметичность между цилиндрами, охлаждающей и смазочной системами. Двигатель не перегревается и служит дольше.
Выхлопные газы автомобиля снова станут почти прозрачными.
Устраните неполадки ГБЦ на ранней стадии, чтобы уберечь себя от капитального ремонта
Это дешевле, быстрее и проще.
Мы перезвоним вам, чтобы уточнить время и дату обслуживания вашего автомобиля
Сколько стоит ремонт в СТО CarWash
В таблице указана стоимость работ без учета цены комплектующих.
Услуга | ВАЗ | Иномарка | Джип |
---|---|---|---|
Снятие/установка ГБЦ | Договорная | Договорная | |
Замена цепи | Договорная | Договорная | |
Замена ремня ГРМ на рядном двигателе 8 клап. | 500 | от 2500 | |
Замена ремня ГРМ на рядном двигателе 16 клап. | 1000 | 3500 | 5000 |
Замена ремня генератора | 500 | 500 | 500 |
Замена свечей зажигания 8 клап. | 300 | от 400 | от 400 |
Замена сальника коленвала (+ разбор) | 200 | от 200 | от 200 |
Замена колец поршневых | Договорная | Договорная | |
Замена сальников клапанов | Договорная | Договорная | |
Замена генератора (+что мешает) | 500 | от 500 | от 600 |
Снятие/установка опор двигателя (+что мешает) | от 300 | от 300 | от 300 |
Замена задней части глушителя | 300 | 500 | 600 |
Замена крепежа глушителя | 100 | 100 | 200 |
Замена средней части глушителя | 500 | от 600 | от 800 |
Замена стартера | 300 | от 800 | от 1000 |
Замена термостата | 500 | от 800 | от 800 |
Замена масляного насоса | 2000 | 5000 | 8000 |
Замена топливного насоса погружного | 500 | от 1000 | от 1000 |
Капитальный ремонт двигателя | от 10 000 | от 20 000 | от 30 000 |
Замена поддона(+глушак если мешает) | 500 | от 800 | от 1000 |
Замена приводного ремня | 300 | от 500 | от 800 |
Замена приемной трубы | 600 | 800 | 1000 |
Замена прокладки коллектора | 1000 | 1500 | 2000 |
Замена радиатора | 500 | 1000 | 1200 |
Как оплатить услуги
Наличными после окончания ремонта вашей машины
Картой любого
банка
Со счета
юридического лица
С помощью сервисов Google Pay и Apple Pay
Копите баллы и мойте ваш автомобиль бесплатно или со скидкой!
3% от стоимости выполненных работ зачисляем на ваш бонусный счет. Накопленным можно рассчитаться за бесконтактную мойку вашей машины.
Запишитесь на плановое техническое обслуживание и узнайте, нужен ли ремонт вашему автомобилю.
Своевременная профилактика сокращает расходы на экстренные ремонты на 30%.
Мы перезвоним вам, чтобы уточнить время и дату обслуживания вашего автомобиля
Головка блока цилиндров двигателя — задачи и устройство
В этот раз мы разберем двигатель автомобиля. Он включает в себя несколько основных составляющих узлов. Они важны все, каждый по-своему. Давайте рассмотрим более подробно один из основных составляющих узлов двигателя – головка блока цилиндров двигателя.
ГБЦ (головка блока цилиндров), по сути, является крышкой, которая закрывает блок цилиндров. А внутреннее устройство, которое имеет головка двигателя, говорит о важности этого элемента в работе двигателя. Поэтому давайте поподробнее разберем, что она из себя представляет.
- Что собой представляет головка блока цилиндров?
- Задачи и устройство головки блока цилиндров
- Обслуживание и ремонт головки блока цилиндров
Что собой представляет головка блока цилиндров?
Головка блока отливается либо из легированного чугуна, либо из алюминиевого сплава. После процесса литья, головка блока цилиндров подвергается искусственному старению по определенной технологии, для снятия остаточного напряжения. Для однорядного двигателя предусмотрена общая ГБЦ. Для V-образных двигателей ГБЦ отдельная для каждого ряда цилиндров. Конструктивно нижняя плоскость ГБЦ выполняется чуть шире, для более надежного уплотнения с блоком цилиндров. Помимо этого, для уплотнения места соединения ГБЦ и блока применяются прокладки головки блока цилиндров.
Монтаж и крепление ГБЦ с блоком происходит посредством направляющих шпилек и болтов крепления головки. Крепление ГБЦ – процедура ответственная и выполняется, применительно к каждой модели двигателей в соответствии с мануалом от производителя. Болты крепления головки блока цилиндров имеют свою последовательность затяжки и прилагаемую силу затяжки. Затяжка болтов ГБЦ производится только при помощи динамометрического ключа. Здесь не нужна сила, здесь нужна технология.
ГБЦ с нижним расположением клапанов имеет более простую конструкцию, в сравнении с ГБЦ двигателя с верхним расположением клапанов.
Задачи и устройство головки блока цилиндров
Перечисление основных узлов и систем ГБЦ, сразу же помогает понять, какие основные задачи возлагаются на головку блока в процессе эксплуатации.
- Крышка головки блока цилиндров выполняет защитную функцию. Кроме того, в ней размещена маслозаливная горловина для моторного масла. Уплотнение при креплении крышки к ГБЦ осуществляется при помощи резиновой прокладки многоразового использования.
- Прокладка головки блока цилиндров обеспечивает уплотнение в месте прилегания ГБЦ к блоку цилиндров. Эта прокладка одноразового использования. Поэтому замена прокладки ГБЦ осуществляется всегда, при ремонте или обслуживании. На прокладке экономить не стоит. Дороже обойдётся.
- Полость для размещения натяжителя цепи и привода распредвала находится в передней части ГБЦ.
- Резьбовые отверстия для свечей зажигания или форсунок предусмотрены в корпусе головки.
- Камеры сгорания
- Место для газораспределительного механизма (ГРМ).
- В верхней части ГБЦ предусмотрены места для: втулок клапанов, опорных шайб клапанных пружин и корпусов подшипников распредвала.
- Кроме того, в корпусе предусмотрены отверстия для крепления впускного и выпускного коллекторов.
При изготовлении ГБЦ в нее монтируются направляющие втулки клапанов и сёдла. Технология их монтажа заключается в том, что холодные детали вставляют в нагретый корпус головки. Таким образом, после уравнивания температур, достигается большее натяжение в соединении деталей.
Обслуживание и ремонт головки блока цилиндров
Во время эксплуатации двигателя основная задача водителя – систематически следить за тем, чтобы в месте соединения ГБЦ и блока не образовывались подтёки масла или охлаждающей жидкости. Второе важное условие нормальной эксплуатации – не допускать перегревов двигателя, иначе головку блока может повести. Ремонт ГБЦ может проводиться как без ее снятия, например, для замены маслосъёмных колпачков или регулировки клапанов. Так и со снятием головки блока для более масштабных ремонтных работ: притирка клапанов, замена направляющих втулок, удаление нагара и т.д.
Все ремонтные работы, снятие и установка головки блока цилиндров должны выполняться не по аналогии или памяти, а в строгом соответствии с требованиями производителя относительно данного типа двигателя. Успехов вам в изучении устройства головки блока цилиндров.
Ремонт ГБЦ двигателя своими руками
Головка блока цилиндров предназначена для обеспечения газораспределения, на ней установлены детали механизма газораспределения, это самый ответственный узел в работе двигателя. Корпус ГБЦ современных двигателей изготавливают из алюминиевого сплава, а в него вставляются втулки и сёдла из более твёрдых и прочных металлических сплавов, которые лучше противостоят температурным нагрузкам.
Снятая с двигателя головка блока должна пройти некоторые процедуры перед ремонтом, чтобы точно установить, что с ней надо делать и пригодна ли она к ремонту, и только после этого приступать к восстановительному ремонту.
Так как головка состоит из запрессованных в неё деталей, то практически весь ремонт сводится к восстановлению или замене этих деталей: клапанов, направляющих, сёдел.
Процесс ремонта ГБЦ
Обычно головку ремонтируют по определённому алгоритму:
- Мойка
- Разборка-Сборка
- Дефектовка
- Опрессовка ГБЦ
- Ремонт и замена седел клапанов ГБЦ
- Ремонт или замена клапанов
- Ремонт или замена направляющих втулок клапанов
- Восстановление плоскостей ГБЦ
Мойка
Мойка гбц не всегда производится перед разборкой. Если надо просто отшлифовать головку, то её даже разбирать не надо. А вот после механической обработки мыть надо всегда, чтобы удалить стружку и абразив.
Перед полной разборкой и дефектацией ГБЦ надо обязательно вымыть, чтобы не возиться руками в масле и налипшей на масло грязи. К тому же, на чистой головке будут лучше видны все дефекты и будет проще проводить измерение.
Очистка деталей двигателя производится с помощью растворителей на основе нефти (бензин, соляра, сольвент), моющих средств (бесконтакт для мойки машин, пенный очиститель двигателя) либо другой химией, типа щёлочи (Деталан). Существуют специальные мойки для деталей двигателя, но можно обойтись и простым тазиком, главное работать в проветриваемом помещении.
Разборка, сборка ГБЦ
На головку блока крепится много деталей: это и механизм газораспределения, включающий в себя распредвалы со шкивами, клапана и их привод с фиксацией. Также присутствуют уплотнительные элементы: сальники распредвала, сальники клапанов, прокладки. Уплотнительные элементы по возможности должны быть заменены все, чтобы лишний раз не разбирать головку и не снимать её с двигателя. Особенно это касается маслосъёмных колпачков, которые меняются только на снятой головке и нередко начинают пропускать масло вследствие износа, затвердевания и потери эластичности.
Дефектовка
В дефектовку входит измерение всех необходимых размеров, опрессовка с целью выявления трещин, и визуальный осмотр для выявления прочих отклонений. При дефектовке особо важным считается плоскость прилегающей к блоку поверхности и наличие трещин. Деформацию плоскости определяют при помощи лекальной линейки и набора щупов и при отклонении от нормальных размеров шлифуют головку.
Для проверки прилегания клапана используют пневматическую установку, которая показывает, правильно ли прилегает клапан, в противном случае надо будет притереть клапан к седлу, если детали ещё не полностью износились.
Опрессовка ГБЦ
Опрессовка нужна для выявления трещин ГБЦ, в этом случае заделывают все каналы водной рубашки и через патрубок подают под давлением воздух, после чего оставляют головку на некоторое время. В это время следят по манометру за падением давления в системе, если давление быстро падает, значит нужно искать трещину. Для наглядности головку можно поместить в воду, и тогда на месте трещины из неё пойдут пузырьки воздуха.
Ремонт и замена сёдел клапанов
Сёдла подвергаются прямой термической нагрузке, особенно подвержено перегревам седло выпускного клапана, через которое проходят горячие выхлопные газы. Это может привести к раковинам или трещинам на поверхности седла, что может ослабить посадку и привести к выпадению седла. При обнаружении трещин нужно заменить седло клапана, а при образовании раковин или при износе можно просто нарезать новый профиль, если позволяют размеры и износ не сильно большой, нужно мерить.
Ремонт или замена клапанов
С клапанами случаются те же проблемы, что и с сёдлами, это сопрягаемые детали и поломки у них одинаковые: клапан может прогореть, на тарелке может образоваться трещина, износ, кроме этого может быть изношен стержень клапана. Как правило, клапан гнётся только когда встречается с поршнем либо с посторонним предметом, при нормальной работе он не гнётся, так как благодаря пружине постоянно работает на растяжение, а не на сжатие.
При износе тарелки клапана, когда там образуется неправильная фаска, клапан можно поправить, ту же самую операцию нужно будет проделать и с седлом, проточив на нём ответную плоскость.
Ремонт или замена направляющих втулок клапанов
При больших пробегах втулки клапана могут сильно износиться, это ведёт к перекосу клапана, который криво ходит и разбалтывает уплотнитель- маслосъёмный колпачок, масло легко поступает в камеру сгорания. Также получается кривое сопряжение клапана с седлом, что ведёт к износу их сопряжения, нарушается геометрия фаски седла. А если втулка установлена неправильно, то она может дать трещину.
Если есть такой износ или другие поломки, то необходимо заменить направляющие клапанов.
Восстановление прилегающей к блоку плоскости ГБЦ
От постоянных термических нагрузок головка блока цилиндров может деформироваться. Больше всего это заметно на плоскости, прилегающей к блоку. Максимально допустимая деформация может составлять 0,05мм, в противном случае головку блока цилиндров надо шлифовать.
После механической обработке при ремонте головки блока цилиндров обрабатываемые детали необходимо тщательно вымыть, чтобы смыть с них всю механическую стружку или абразив. Всё, что не смоется, после установки на двигатель смоется моторным маслом и попадёт в систему смазки, а оттуда доберётся в любую часть двигателю, и повышенному износу будет подвержена не только отремонтированная ГБЦ, но и любая другая деталь двигателя.