Что такое эластичный двигатель
Крутящий момент или мощность — что выбрать?
Крутящий момент или Мощность — разбираемся в деталях
Для нас уже привычными стали такие термины, как МОЩНОСТЬ и КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ, которые являются необходимым критерием оценки силовых возможностей двигателя. Но возникает вопрос — на сколько правильно каждый из нас сможет оценить потенциал двигателя, имея перед глазами лишь цифры с техническими данными автомобиля?
Покупая автомобиль, мы обычно интересуемся максимальной мощностью и расходом горючего. На величину крутящего момента и на то, при каких оборотах он достигается — обращают внимание единицы. И совершенно напрасно! Уверены, что никто не станет целиком полагаться на заверения продавца в автосалоне, что мотор приобретаемого авто достаточно мощный и полностью вас удовлетворит. Сухие цифры лошадиных сил и ньютон-метров обычному покупателю показывают только цифры, без разъяснения сути…
Тот, кто ездил на автомобилях разных моделей с одинаковым рабочим объемом двигателя, наверняка заметил, что их динамические качества могут существенно различаться. Причем иногда машина с более мощным двигателем разгоняется медленнее. Некоторые автомобили хорошо тянут с самых малых оборотов, другие «просыпаются», только когда стрелка тахометра приближается к середине шкалы.
Чему может научить «паровоз»
Наша задача — понять, что такое крутящий момент и мощность двигателя, и она значительно упростится, если вспомнить устройство паровоза. Кроме пассивного преобразователя трения из одного вида в другой, колесо стало выполнять еще одну задачу — создавать движущую (тяговую) силу, то есть, отталкиваясь от дороги, приводить в движение экипаж. Давление пара действует на поршень, тот, в свою очередь, давит на шатун, последний проворачивает колесо, создавая КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ. Вращение колеса под действием крутящего момента вызывает появление пары сил. Одна из них — сила трения между рельсом и колесом — как бы отталкивается от рельса назад, а вторая — та самая искомая нами СИЛА ТЯГИ через ось колеса передается на детали рамы паровоза.
На примере паровоза заметно, что чем больше давление пара, действующее на поршень, а через него — на шатун, тем большая сила тяги будет толкать его вперед. Очевидно, изменяя давление пара, диаметр колеса и положение точки крепления шатуна относительно центра колеса, можно менять силу и скорость паровоза. То же самое происходит в автомобиле.
Разница в том, что все преобразования сил осуществляются непосредственно в самом двигателе. На выходе из него мы имеем просто вращающийся вал, то есть, вместо силы, толкающей паровоз вперёд, здесь мы получаем круговое движение вала с определенным усилием ― КРУТЯЩИМ МОМЕНТОМ.
А МОЩНОСТЬ, развиваемая двигателем, ― это всего лишь его способность вращаться как можно быстрее, одновременно создавая при этом на валу крутящий момент. Значение мощности зависит от крутящего момента и оборотов двигателя. Теперь понятно, почему наибольшая мощность достигается при высоких оборотах и полном нажатии педали газа (подается самое большое количество горючего). Этот же показатель влияет на максимальную скорость. Затем вступает в действие силовая передача автомобиля (трансмиссия), которая этот крутящий момент изменяет так, как нам нужно, и подводит к ведущим колесам. И только в контакте между колесом и дорожным покрытием крутящий момент снова «выпрямляется» и становится тяговой силой.
Момент или мощность — в примерах
Давайте рассмотрим пример. Вам предстоит преодолеть подъем, а увеличить скорость движения (разогнать автомобиль перед подъемом) нельзя из-за дорожной обстановки. Для сохранения темпа движения потребуется увеличить силу тяги. Тут часто возникает ситуация, которая выглядит так, добавление газа не даёт прироста силы тяги. Это вызывает снижение скорости, а значит, и оборотов двигателя, сопровождающееся дальнейшим уменьшением силы тяги на ведущих колесах.
Так что же делать? Как поддержать большую тяговую силу при малой скорости движения, если двигатель «не тянет», то есть, не обеспечивает достаточный КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ? Вступает в действие трансмиссия. Вы вручную, или автоматическая коробка передач самостоятельно, измените передаточное число так, чтобы сила тяги и скорость движения находились в оптимальном соотношении. Но это дополнительные неудобства в управлении автомобилем. Напрашивается вывод: было бы лучше, если бы двигатель сам приспосабливался к работе в таких ситуациях. Например, вы въезжаете на подъем. Сила сопротивления движению автомобиля возрастает, скорость падает, но силу тяги можно добавить, просто сильнее нажав на педаль газа. Автомобильные инженера для оценки этого параметра используют термин «ЭЛАСТИЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ».
Что мы знаем об эластичности двигателей
Под эластичностью двигателя понимается соотношение между числом оборотов максимальной мощности и оборотов максимального крутящего момента (об/мин Pmax/об/мин Mmax). Оно должно быть таковым, чтобы по отношению к оборотам максимальной мощности обороты максимального крутящего момента были как можно ниже. Это позволит снижать и увеличивать скорость только за счет работы педалью газа, не прибегая к переключению передач, а также ехать на повышенных передачах с малой скоростью. Практически оценить эластичность мотора можно путем проверки способности автомобиля разгоняться от 60 до 100 км/ч на четвёртой передаче. Чем меньше времени займет этот разгон, тем эластичнее двигатель.
В подтверждение вышеизложенного, обратимся к результатам тестов автомобилей:
— Audi А6 (двигатель 2,0 / 170 лс при 4300 об/мин / 280 Нм при 1800 об/мин).
— BMW 523i (двигатель 2,5 / 177 лс при 5800 об/мин / 230 Нм при 3500 об/мин).
— Mercedes E200 Kompressor Classic (двигатель 1,8 / 163 лс при 5500 об/мин / 240 Нм при 3000 об/мин).
Главным образом, рассмотрим характеристики Audi и BMW. Двигатель Audi, гораздо меньшего объёма и почти такой же мощности, практически не уступает баварцу в разгоне с места, но зато в замерах на эластичность и экономичность кладёт конкурента на обе лопатки. Почему это происходит? Потому что коэффициент эластичности мотора Audi 2,39 (4300/1800) против 1,66 (5800/3500) у BMW, а поскольку вес автомобилей приблизительно равный, авто из Мюнхена позволяет дать завидную фору своему соотечественнику. Причём эти впечатляющие результаты достигаются на топливе АИ-95.
Итоги
Подведём итог: из 2-х двигателей одинакового объема и мощности, предпочтителен тот, у которого выше эластичность. При прочих равных условиях такой мотор будет меньше изнашиваться, работать с меньшим шумом и меньше расходовать топливо, а также упростит манипуляции с рычагом коробки передач. Под все эти условия попадают современные бензиновые и дизельные двигатели с наддувом.
Очевидно, что тяговую силу предпочтительно иметь наибольшую . Это обеспечит нужную интенсивность разгона, способность преодолевать подъемы и перевозить больше людей и груза. В технической характеристике автомобиля есть такие параметры, как число оборотов двигателя при максимальной мощности и максимальном крутящем моменте и величина этой мощности и момента. Как правило, они измеряются соответственно в оборотах в минуту (об/мин), киловаттах (кВт) и ньютонометрах (Нм).
Необходимо уметь правильно понимать внешнюю скоростную характеристику двигателя. Это графическое изображение зависимости мощности и крутящего момента от оборотов коленчатого вала. Наиболее показательной является форма кривой крутящего момента, а не его величина. Чем раньше достигается максимум и чем более полого кривая падает по мере увеличения оборотов (то есть мотор имеет неизменную тягу), тем правильнее спроектирован и работает двигатель.
Однако получить двигатель, обладающий достаточным запасом мощности, высокими оборотами, да еще и стабильным КРУТЯЩИМ МОМЕНТОМ в широком диапазоне оборотов, непросто. Именно на это направлены применение наддува различных систем, электронного регулирования впрыска топлива, переменные фазы газораспределения, настройка выпускной системы и ряд других мероприятий.
Найдите решение для своего автомобиля и получите гарантированный рост мощности до 25%.
Что важнее: крутящий момент или мощность двигателя?
Так уж повелось, что любого автолюбителя при оценке способностей машины в первую очередь интересует такой показатель, как мощность. Но не менее важной характеристикой является крутящий момент. И вот почему
Несмотря на то, что гужевой транспорт давно «канул в Лету» и «л. с.» является персоной нон-грата в международной системе классификации, «лошадиная» единица измерения мощности продолжает пользоваться спросом. Причем не только у простого люда, но и на государственном уровне. Для этого достаточно взглянуть на квитанцию об уплате транспортного налога.
Между тем, появившаяся в период промышленной революции «л. с.» весьма условна. А все потому, что она определяет относительный уровень производительности среднестатистической лошади путем определения усилий, необходимых для подъема 75-килограммового груза на один метр за одну секунду. Новая единица измерения, взятая на вооружение фабрикантами для оценки превосходства стационарных механизмов над животными, со временем перекочевала в мир подвижного состава.
Позже шотландский инженер Джеймс Уатт ввел в обращение официальную единицу измерения мощности своего имени – «Вт», которую для удобства использования укрупнили до «кВт». Ватт, синхронизированный с л. с. в соотношении 1 кВт = 1,36 л. с., так и не добился всеобщей любви, оставив пальму первенства конской силе. Однако мощность мощностью, но, как говорится, двигает машину не она, а крутящий момент, измеряемый в ньютон-метрах (Н∙м).
Что такое крутящий момент?
У многих автомобилистов нет адекватного представления о том, что это за «зверь». О нем, впрочем, как и о мощности, бытует расхожее мнение: чем больше, тем лучше. По сути, это тесно связанные характеристики. Мощность в ваттах не что иное, как крутящий момент в ньютон-метрах, умноженный на число оборотов и на 0,1047. Другими словами, мощность демонстрирует количество работы, выполняемой двигателем за определенный промежуток времени, а крутящий момент отражает способность силового агрегата эту работу совершить. Если, скажем, автомобиль завяз в глинистом грунте и обездвижился, то производимая им мощность будет равняться нулю. Ведь работа не совершается. А вот момент, хотя его и не хватает для движения, присутствует. Крутящий момент без мощности существовать может, а мощность без момента — нет.
Главным достижением работающего мотора при превращении тепловой энергии в механическую является момент, или тяга. Высокие моментные значения характерны для дизельных двигателей, конструктивная особенность которых – большой (больше диаметра цилиндра) ход поршня. Большой крутящий момент у дизеля нивелируется относительно низким допустимым числом оборотов, которые ограничивают для увеличения ресурса. Высокооборотистым бензиновым моторам свойствен «крен» в сторону мощности, ведь их детали отличаются меньшим весом. И степень сжатия тоже ниже. Правда, современные силовые агрегаты – и дизельные, и бензиновые – совершенствуясь, становятся ближе и конструктивно, и по показателям. Но пока банальное правило рычага сохраняется: выигрывая в силе, проигрываешь в скорости. И, соответственно, в расстоянии.
Лучшие черты двигателя определяются совокупностью оптимальных значений мощности и тяги. Чем раньше наступает максимум крутящего момента и чем позже пик мощности, тем шире диапазон возможностей силового агрегата. Близкие к оптимальным характеристики имеют электрические двигатели. Они располагают тягой, близкой к максимальной, практически с начала движения. В то же время значение мощности прогрессивно возрастает. Существенным фактором в вопросах определения мощности и крутящего момента являются обороты двигателя. Чем они выше, тем большую мощность можно снять.
В этом контексте уместно упомянуть о гоночных моторах. Из-за относительно скромных объемов они не блещут умопомрачительным крутящим моментом. Однако способны раскручиваться до 15–20 тыс. оборотов в минуту (мин -1 ), что позволяет им выдавать супермощность. Так, если рядовой силовой агрегат при 4000 об/мин генерирует 250 Н∙м и порядка 140 л. с., то при 18 000 мин -1 он мог бы выдать в районе 640 л. с.
К сожалению, повышать частоту вращения довольно сложно. Мешают силы инерции, нагрузки, трение. Скажем, если раскрутить мотор от 6000 до 12 000 мин -1 , то силы инерции возрастут вчетверо, что потенциально грозит опасностью перекрутить мотор. Повысить величину крутящего момента можно с помощью турбонаддува, но в этом случае негативную роль начинают играть тепловые нагрузки.
Принцип максимальной отдачи мощности красноречиво иллюстрируют моторы болидов «Формулы-1», имеющие весьма скромный объем (1,6 литра) и относительно невысокий показатель тяги. Но за счет наддува и способности раскручиваться до высоких оборотов выдают порядка 600 л. с. Плюс к тому, конструкция у «Ф1» – гибридная, и электродвигатель, дополняющий основной мотор, при необходимости добавляет еще 160 «лошадей».
Важной характеристикой, отражающей возможности мотора, является диапазон оборотов, при котором доступна максимальная тяга. Но еще важнее эластичность двигателя, то есть способность набирать обороты под нагрузкой. Другими словами, это соотношение между числами оборотов для максимальной мощности и оборотов для максимального крутящего момента. Оно определяет возможность снижения и увеличения скорости за счет работы педалью газа без переключения передач. Или возможность езды на высоких передачах с малой скоростью. Эластичность, к примеру, выражается способностью автомобиля разгоняться на пятой передаче с 80 до 120 км/ч на пятой. Чем меньше времени займет этот разгон, тем эластичнее двигатель. Из двух двигателей одинакового объема и мощности предпочтителен тот, у которого выше эластичность. При прочих равных условиях такой мотор будет меньше изнашиваться, работать с меньшим шумом и меньше расходовать топливо, а также облегчит работу трансмиссии.
А если все-таки задаться вопросом о том, что важнее – крутящий момент или мощность, деля мир на черное и белое, ответ будет предельно прост: так как это зависимые величины, важно и то и другое.
Triumph Bonneville T120 Black
Год выпуска: 2021
Мотоцикл в наличии в мотосалонах: |
---|
Triumph Москва Запад ул. Крылатская, д. 14 тел: +7 495 772 38 00 |
Triumph Москва Север МКАД 78 км, ТЦ Декстер тел: +7 495 744 35 80 |
Triumph Санкт-Петербург Полевая Сабировская дом 49 A тел: +7 921 950 33 23 |
ОБНОВЛЁННЫЙ BONNEVILLE T120 BLACK– НАСТОЯЩИЙ БРИТАНСКИЙ МОТОСИМВОЛ.
Строгий и импозантный. Обладая теме же характеристиками, что и новый T120 за счет ряда стилистических изменений Bonneville T120 Black выглядит более выразительно.
Солидность, внушительность и утонченность – именно так можно характеризовать стайлинг T120 Black с его радикально затемненной отделкой всего и вся: от силового агрегата до выпускной системы с изящными глушителя и колесными дисками.
BONNEVILLE T120 — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МОТОЦИКЛ.
Вы можете использовать его для повседневных поездок из дома на работу, для воскресных променадов или отправиться подальше от городской суеты – в любых условиях вы оцените удобную эргономику, мощный тяговитый двигатель и современное шасси, которое наделяет мотоцикл превосходной управляемостью. Фирменные аксессуары Triumph позволят сделать T120 еще более удобным и подготовленным под индивидуальный стиль и условия эксплуатации.
Еще больше внимания к деталям и к стандартам безопасности, великолепное качество исполнения и современные технические решения. Новый Bonneville T120 бросает вызовповседневности.
УЛУЧШЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1200 HT
Силовой агрегат Bonneville T120 в представлении не нуждается. Это самый темпераментный большой «твин» в классе. У двигателя улучшены характеристики, а уменьшение инерционных масс основных компонентов сделало его более отзывчивым. Мотор быстрее набирает обороты и кажется в деле намного резче. Главное его достоинство – впечатляющая характеристика крутящего момента. Уверенная тяга начинается прямо с низов и плавно поднимается до внушительного пика в 105 Нм всего лишь при 3500 об/мин. Максимальная мощность в 80 л.с. достигает на 6550 об/мин. Именно благодаря эластичности мотора и большому моменту, T120 одинаково хорошо показывает себя как при спокойной размеренной езде, так и активном пилотаже.
Последний апгрейд двигателя T120 затронул многие узлы и системы, позволил добиться передовых технических характеристик. Дроссельная заслонка с электроприводом обеспечивает идеальную по точности передачу мощности и момента от силовой установки через специально подобранные передаточные отношения 6-ступенчатой коробки передач на заднее колесо.
Новый 1200-кубовый двигатель Bonneville оправдает все ваши ожидания, он не только легче и более отзывчивый, но и соответствует в полной мере современным требованиям Euro5.
УЛУЧШЕННАЯ УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Интуитивная и точная управляемость всегда была визитной карточкой Bonneville и у нового поколения она стала еще лучше. Благодаря ревизии подвески, значительному снижению веса, в том числе и неподрессоренных масс, можно с уверенностью заявить, что Bonneville T120 образца 2021 года лучший по управляемости «Бонни» за всю историю семейства.
За счет снижения инерционных масс компонентов двигателя и более легких 32-спицованных алюминиевых колесных дисков удалось добиться превосходных динамических качеств и восхитительной маневренности.
Передняя телескопическая 41-мм вилка картриджного типа и рабочим ходом 120 мм отличается энергоемкостью и позволяет мотоциклу уверенно следовать выбранной траектории движения. Регулировка предварительного поджатия пружин задних моноамортизаторов необходима для оптимальной настройки подвески мотоцикла при передвижении с пассажиром или багажом. Bonneville T120 отлично подготовлен для повседневной езды и по любым дорогам. За его рулем вы будете восхищены чувством полного контроля, предсказуемостью и точностью управления. Удобство управления, контроль и комфорт в любых дорожных условиях.
Для эффективной динамики замедления — новые двухпоршневые плавающие передние суппорты Brembo и 310 мм тормозные диски. Они дают превосходное ощущение уверенного торможения и обратной связи в любых дорожных условиях. На страже вашей безопасности стоит система ABS последнего поколения. Не малый вклад в великолепные ходовые качества мотоцикла вносят шины Pirelli Phantom Sportscomp, которые разработанные специально для T120. Покрышки отличаются великолепными эксплуатационными характеристиками.
ОТЛИЧНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОМОЩНИКИ
Мотоцикл начинён ретро-стилистикой, но под классической внешностью скрывается ультрасовременный аппарат с передовым пакетом электроники. T120 и T120 Black в 2021 году получили дополнительные системы, в том числе круиз-контроль с удобным управлением одной кнопкой. Он повышает комфорт во время езды и снижает утомляемость водителя во время длительных поездок.
Электронные режимы настроек были улучшены: в режимах Road и Rain теперь регулируются параметры отклика дроссельной заслонки и настройки системы курсовой устойчивости для оптимальной отдачи мотора в определенных условиях эксплуатации. Как и в случае с круиз-контролем, кнопка режима езды интегрирована в левый пульт управления на руле для удобства использования и гармоничного стиля.
Среди базовых электронных помощников, которые призваны повысить безопасность и контроль, все также имеется антиблокировочная тормозная система (теперь последнего поколения) и система курсовой устойчивости с возможностью отключения. Многочисленные бортовые электронные системы виртуозно скрыты от глаз, чтобы сохранить каноническую чистоту линий современного Bonneville нового поколения.
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПРАКТИЧНОСТЬ
Эти Bonneville T120 отличает универсальность и максимальная практичность. Именно поэтому за рулем современного «Бонни» вы будете уверенно себя чувствовать, как в насыщенном трафике мегаполиса, так и просторах загородных шоссе. Высокий уровень стандартного оснащения говорит о том, что мотоциклы оборудованы для реальной жизни и самых различных условий эксплуатации.
Комфортное низкое сиденье (790 мм), проработанная эргономика, сцепление проскальзывающего типа, эластичный и тяговитый мотор – всё это позволяет легко и без лишнего утомления накручивать ежедневно на одометр десятки и сотни километров.
Конструкторы постарались учесть все мелочи. Поэтому под седлом нашлось место для USB-розетки для подзарядки ваших девайсов, а в ключ зажигания встроен иммобилайзер двигателя.
Ну а остальные элементы, которые могут улучшить практичные качества мотоцикла, доступны в качестве дополнительного оборудования. Здесь центральная подставка для удобства обслуживания, ручки руля с подогревом, поручень на заднее сиденье и многое другое.
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПРАКТИЧНОСТЬ
Традиционно T120 и T120 Black отличает скрупулёзное внимание к исполнению каждой детали и элементов отделки. За счет ряда стилистических изменений мотоциклы стали более выразительным, акцентируя внимание на ключевых особенностях канонического британского мотоцикла. Приборная панель выполнена в тех же классических формах, что и раньше, но новые циферблаты не только интересней выглядят, но стали и более наглядные — интуитивное считывание любой аналоговой и цифровой информации. Ключевая особенность дизайна Bonneville — 14,5-литровый бензобак. Он украшен новыми хромированными рельефными металлическими шильдиками с тремя полосками как у оригинального «Бонни». Двухцветная раскраска и, вручную сделанная разделительная золотая полоска – это еще один штрих в первоклассной отделке, которая является одновременно уникальной и безошибочно узнаваемой.
У T120 на контрасте выразительно смотрятся хромированные детали, особенно в сочетании с полированными алюминиевыми боковыми крышками двигателя. T120 Black демонстрирует столь же великолепно проработанную отделку, но ее цветовое исполнение призвано подчеркнуть канонический стиль во всей своей строгости. Поэтому мотоцикл оснащается темно-коричневым сиденьем, а двигатель, выпускная система, колесные диски – все окрашены в черный цвет. Более заметными становятся некоторые детали силового агрегата, например, обработанные ребра охлаждения головки цилиндров и круглые боковые моторные накладки. Такая подача классической темы позволяет переосмыслить восприятие мотоцикла, он стал более выразительным.
Официальная гарантия на мотоцикл 2 года без ограничения по пробегу.
Названы самые надежные автомобильные двигатели
Высоким ресурсном и надежностью и при этом, что не маловажно, доступной ценой отличаются бензиновые моторы семейства К компании Renault. Речь прежде всего о начальном силовом агрегате малолитражек Logan и Sandero и бюджетного SUV Duster с индексом K7M.
При сравнительно небольшом рабочем объеме (1,6 л) и восьмиклапанной конструкции такой агрегат имеет архаичную конструкцию и невысокую степень форсировки. В разных исполнениях мотор выдает 82-87 л.с., что обеспечиваем ему ресурс до 400 000 км.
Чугунный блок цилиндров, конструкция поршневой группы, минимизирующая расход масла и стойкость к перегреву, считаются важными техническими преимуществами такого мотора. Минусы тоже хорошо известны. Это повышенный расход топлива, случается, что на холостом ходу плавают обороты, раз в 20-30 тыс. км приходится регулировать клапана, поскольку гидрокомпенсаторов не предусмотрено.
Привод ГРМ ременной, обрыв ремня чреват загибанием клапанов, поэтому ремень рекомендуется менять каждые 60 тыс. км. Кроме того, мотор шумный и вибронагруженный. С другой стороны, при использовании качественных расходных материалов и комплектующих французский мотор прохаживает даже больше вышеупомянутых 400 000 км.
Двигатель K4M — близкий родственник агрегата K7M. А именно — речь идет о более современной и мощной 16-клапанной версии того же мотора. В частности этот агрегат объемом 1,6 л устанавливался с 1999 года на модели Logan, Duster, Clio 2, Laguna 1,2, Megane, Kangoo, Fluence и другие. Кроме того, до недавних пор таким агрегатом оснащали вазовский Lada Largus. Джентльменский набор здесь тот же — чугунный блок цилиндров, распределенный впрыск топлива и ременный привод ГРМ.
Впрыск — распределенный, во впускной коллектор. Некоторые версии двигателя Рено 1.6 K4M оснащены фазовращателем, расположенном на впускном распредвалу. Мощность разных модификаций варьируется от 102 до 108 л.с.
Существенно, что мотор требует минимального технического обслуживания благодаря гидрокомпенсаторам в приводе клапанов. К недостаткам «16-клапанника» отнесем недешевые запчасти и проблему с гнущимися при обрыве ремня ГРМ клапанами.
Ремень ГРМ соответственно необходимо менять каждые 60 000 км. При этом менять ремень несподручно. На ряде версий этого двигателя на шкиве распредвала нет шпонки, а фиксирующий болт нужно затягивать с правильным моментом. Меток на валах также нет, поэтому коленвал и распредвалы нужно выставлять при помощи фиксаторов. К распространенным неисправностям двигателя K4M относят выход из строя катушек зажигания, загрязнение топливных форсунок, неисправность датчика положения коленвала, подсос воздуха через трещины или уплотнения впускного коллектора, течь масла и антифриза.
Владельцы бестселлеров RAV4 и Camry наверняка станут расхваливать вам «беспроблемные» двигатели 2AR-FE, имеющие объем 2,5 л и отдачу в разных исполнениях от 165 до 180 л.с.
Серия тойотовских двигателей AR начала свою историю сравнительно недавно — в 2008 году. Гильзы цилиндров установлены методом мокрого гильзования и отлиты в блок. ГРМ — цепной, 16-клапанный с гидрокомпенсаторами. Коленчатый вал здесь кованный, имеет восемь противовесов и шестеренный механизм для привода балансирных валов.
Для эластичности двигателя в газораспределительный механизм устанавливается продвинутая система изменения фаз газораспределения Dual VVT-i. Она призвана управлять временем открытия впускных и выпускных клапанов, оптимизируя работу мотора как на низких, так и высоких оборотах.
Так удается добиться максимальной топливной эффективности и экологичности двигателя. Надежная топливная система и умеренная мощность сулят надежность в эксплуатации. К тому же в этом поколении моторов японцы отказались от ряда технологий, примененных в предшественниках. Как следствие, силовой агрегат стал выдавать меньше мощности на полезный объем, но в то самое время стал экономичнее на 10-12 %.
Не менее важно, что возросла ремонтопригодность, поскольку тонкостенные алюминиевые блоки цилиндров остались в прошлом. Как следствие, до первого капремонта при правильной эксплуатации этот двигатель может отъездить 250 000, а то и 300 000 тыс. км. Максимальный же ресурс составляет 400-500 тыс. километров пробега. Цепь ГРМ придется обновить на 150 000 км. В списке редких проблем значится повышенный шум в районе механизма ремня ГРМ при работе неразогретого двигателя. Также насос охлаждающей жидкости требует внимания из-за случающихся протечек.
Долговечностью отличается также тойотовский дизельный 8-цилиндровый 4.5-литровый агрегат 1VD-FTV. Мощность этой установки варьируется от 202 до 286 л.с. Двигатели с двумя турбокомпрессорами устанавливали на Land Cruiser 200 и Lexus LX450d.
Дефорсированная версия с одним турбокомпрессором была предназначена для Land Cruiser 70. Такой агрегат может похвастать чугунным блоком цилиндров и почти вечным цепным приводом с усовершенствованной системой непосредственного впрыска топлива под давлением Common Rail, а также турбокомпрессорами изменяемой геометрии.
К основным преимуществам относят отличную динамику, невысокий расход топлива (при скорости в 70-80 км/ч он держится на уровне около 8-9 литров на 100 км). При этом автомобили с 1VD-FTV демонстрируют отличные внедорожные характеристики благодаря тяговитости силовой установки.
К слабым местам можно отнести требовательность к качеству масла. Еще один недостаток — водяной насос, который может утратить герметичность уже на 50 тыс. км. Тем не менее, если не экономить на качественном масле и хорошем топливе, то ресурс такого мотора может превышать 400 000 км.
Бензиновый 2-литровый «атмосферник» R20A выпускается японским концерном с 2006 г. и устанавливается на автомобили Civic, Accord и на кроссовер CR-V. Этот двигатель целиком «алюминиевый», имеет балансирные валы, трехрежимный впускной коллектор, головку блока цилиндров с одним распредвалом и 16-ю клапанами и систему изменения фаз газораспределения i-VTEC.
Как и предшественники, R20A не оснащен гидрокомпенсаторами, регулировать клапана приходится каждые 45 000 км. При этом R20A надежен и конструктивно прост. Схема регулировки клапанов «винт — гайка» не требует подбора и замены толкателей клапанов. Не наблюдается также протечек масла и антифриза. Принципиально и то, что в серии R был сделан особый упор на экологичность, соответственно, меньше внимания уделено динамике. Словом, этот мотор справляется с ролью рабочей лошадки и при этом имеет достаточную для динамичной езды мощность (до 155 л.с), а его ресурс часто превышает 300 000 км. Запчасти, впрочем, недешевы, поэтому капитальный ремонт выйдет дорогим.
К числу долгоиграющих «зарулевцы» относят также корейский агрегат G4FC, выпускающийся с рабочим объемом 1,4 и 1,6 литра с 2010 года. В настоящее время время мотор продолжают устанавливать на Hyundai Creta, Solaris и Kia Rio. Эта бензиновая рядная «четверка» с двумя распредвалами имеет 16 клапанов. Мотор экономичен, впрыск регулируется ЭБУ.
Двигатель оснащен цепью ГРМ, за которой не нужно старательно ухаживать — производитель указывает, что она не имеет ограничений по эксплуатации. Фактически же цепь ходит не меньше 150 000 км. К этому пробегу возникает необходимость регулировки клапанов. Поршневая при хорошем масле ходит до 250 000-300 000 км. При использовании топлива невысокого качества возможен преждевременный выход из строя каталитического нейтрализатора.