Что такое двигатель с сухим картером
Двигатели с сухим картером — особенности, преимущества и недостатки
Классические двигатели в привычном для нас виде имеют в нижней части специальный поддон, куда стекает все масло. После того, как емкость заполняется, насос начинает откачивать техническую жидкость, используя ее для смазывания деталей, которые перетираются друг с другом. Сегодня в конструкции многих автомобилей предусмотрены двигатели, которые могут работать без поддона.
Тот, кто хоть немного разбирается в конструкции транспортных средств, знает, что двигатель нуждается в постоянном смазывании. Моторное масло необходимо для того, чтобы все механизмы, которые находятся внутри агрегата, не перетирались друг с другом. Многие могли столкнуться с ситуациями, когда в моторе не хватало масла или забивались каналы, по которым оно поступало. Результат-то один и тот же — перегрев силовой установки, сбой или необходимость проведения капитального ремонта двигателя. Так как же тогда работают моторы, у которых не предусмотрен поддон в нижней части.
Сухой картер. Главная особенность установки сухого картера — отсутствие поддона, в котором собирается масло. Однако, неверно говорить о том, что поддона нет совсем. Просто он выносится за границы двигателя. Конструкторы объясняют, что на дне силового агрегата предусмотрена пластина, через которую выводится шланг. Она прокачивает масло в бак, который может располагаться в любой части автомобиля — в салоне и даже багажнике. Из этого бака масло поступает в мотор через радиатор и фильтры. А вот циркулирует жидкость по системе при помощи тех же насосов.
Преимущества. Неопытные водители могут подумать, что разницы между двумя этими системами нет. Подумаешь, конструкция другая, но принцип действия ведь один и тот же — масло доходит до мотора. Однако, 2 эти системы отделены друг от друга не просто так — у каждой есть как преимущества, так и недостатки. Главное преимущество сухого картера — бесперебойная подача технической жидкости, благодаря постоянному давлению. Кроме того, на силовой агрегат положительным образом влияет то, что масло заранее охлаждается и хранится отдельно от него. Соответственно, техническая жидкость не подвергается воздействию посторонних факторов. Не менее важное значение имеют и размеры — с сухим картером высота двигателя сокращается на высоту поддона. В результате, конструкторы могут размещать мотор немного ниже и снижать центр тяжести. А последнее приводит к улучшению динамики и устойчивости на дороге. Многослойная обработка масла снижает его расход, так как отсутствует разбрызгивание и постоянное вспенивание.
Недостатки. Сегодня не все производители могут перейти на сухой картер, так как конструкция имеет сложное строение. Кроме того, разовый залив масла намного больше по объему. На рынке можно встретить специалистов, которые помогают переоборудовать автомобили. Однако, они предупреждают, что установка сухого картера оправдана только в том случае, если автомобиль постоянно эксплуатируется на бездорожье. При обычном движении в городе нельзя будет ощутить никакой экономии технической жидкости.
Итог. Двигатели с сухим картером часто применяются в гоночных автомобилях. Такие моторы имеют особенное строение и другую подачу масла.
Сухой картер.
Назначение и принцип действия
Сухой картер» – разновидность системы смазки, применяемая на гоночных, спортивных автомобилях и некоторых моделях внедорожников. Для таких машин обычная система смазки не подходит. Это связано с тем, что при быстром движении в поворотах, при резких торможениях и ускорениях, а также на крутых подъемах и спусках масло в поддоне двигателя слишком сильно «плещется» от одного края поддона к другому. При этом может оголиться маслоприемник, а само масло вспенивается. Это приводит к «масляному голоданию» двигателя или сильному падению давления в системе смазки. В результате происходит перегрев смазываемых деталей или выход их из строя.
Принципиальное отличие системы с сухим картером состоит в том, что масло хранится в специальном масляном баке (резервуаре), который исключает его «взбалтывание». К деталям двигателя смазка подается нагнетающим насосом, а стекающее в поддон масло тут же откачивается обратно в бак несколькими секциями откачивающего насоса. Таким образом, в поддоне масло не задерживается – отсюда и название «сухой картер». В остальном устройство системы аналогично системе с «мокрым картером».
Кроме масляного бака, нагнетающего и откачивающего насосов, в систему смазки с сухим картером входят: один или два масляных радиатора, масляный термостат, фильтр, редукционные и перепускные клапана, датчики температуры и давления масла.
Масляный бак представляет собой резервуар круглой или прямоугольной формы. Внутри него обычно встроены успокоители (перегородки) для гашения колебаний масла и уменьшения пенообразования. В баке также размещаются система вентиляции, предназначенная для удаления из масла воздуха и газов, а также датчики температуры и давления, масляный щуп. Масляный бак можно изготовить любой емкости (на некоторых автомобилях до 30 л) и разместить в любом удобном месте, обеспечив тем самым наивыгоднейшие условия для охлаждения масла и распределения веса.
Нагнетающий насос создает давление в системе смазки, обеспечивая подачу масла через фильтр к трущимся поверхностям. Он располагается, как правило, ниже масляного бака. Таким образом, на его входе обеспечивается постоянное давление под действием силы тяжести. Давление в системе регулируется с помощью редукционных и перепускных клапанов.
Откачивающий насос предназначен для быстрого удаления стекающего масла из поддона картера и подачи его в масляный бак. По производительности он в несколько раз превосходит нагнетающий насос. В зависимости от конструкции двигателя откачивающий насос может содержать от двух до шести секций. В высокопроизводительных моторах устанавливают по одной секции насоса на каждую секцию картера, а в V-образных двигателях – дополнительную секцию для откачки масла, подаваемого к газораспределительному механизму. Например, в восьмицилиндровом V-образном двигателе откачивающий насос может иметь до 5 секций. В двигателях с наддувом дополнительная секция может устанавливаться для откачки масла, подаваемого к турбонагнетателю. Откачивающие насосы в системах с сухим картером, в отличие от обычных насосов в системах с «мокрым» картером, менее чувствительны к наличию в масле воздуха и пены (не теряют способность к всасыванию).
Откачивающий и нагнетающий масляные насосы как правило шестеренного типа. Они располагаются в одном корпусе и имеют общий ременной или цепной привод от коленчатого вала, иногда от распределительного вала. Такая конструкция позволяет устанавливать нужное количество секций на одном валу. Внешнее расположение насосов на двигателе существенно облегчает их монтаж и демонтаж. В некоторых конструкциях откачивающий и нагнетающий насосы разделены. Это позволяет избежать дополнительного нагрева масла, подаваемого в двигатель, маслом, откачиваемым из поддона.
Масляный радиатор жидкостного охлаждения устанавливается либо между нагнетающим насосом и двигателем, либо между откачивающим насосом и масляным баком. В мощных моторах для лучшего охлаждения может устанавливаться и дополнительный масляный радиатор воздушного охлаждения. Он подключается к системе через масляный термостат, который закрыт на холодном двигателе и открывается при нагреве масла до определенной температуры.
Преимущества и недостатки
Главное достоинство системы смазки с сухим картером – обеспечение бесперебойной подачи масла с постоянным давлением при любых условиях движения автомобиля. Кроме того, масло лучше охлаждается, так как оно хранится в удаленном от двигателя резервуаре. Меньшие размеры поддона уменьшают высоту двигателя. Это позволяет расположить двигатель ниже, тем самым снизив центр тяжести (т.е. улучшить устойчивость), и улучшить аэродинамику (днище получается более плоским). Коленчатый вал при вращении не испытывает сопротивления плещущегося в поддоне масла, позволяя выиграть несколько лошадиных сил. А масло, в свою очередь, не разбрызгивается коленвалом по всему картеру (что снижает расход смазки) и меньше вспенивается. Масло не контактирует с картерными газами, что позволяет увеличить срок его службы. Все перечисленные преимущества в совокупности позволяют повысить общую надежность двигателя.
К недостаткам системы с сухим картером относится сложность конструкции, больший вес и больший объем масла. А сложность означает повышенную стоимость и расходы на обслуживание.
Для переоборудования дорожных версий некоторых автомобилей в гоночные в продаже имеются киты. Однако помните, что установка системы с сухим картером оправдана только тогда, когда автомобиль большую часть времени будет проводить на гоночной трассе или на серьезном бездорожье. При езде по обычным дорогам все преимущества «сухого картера» не будут ощутимы, а, следовательно, такое переоборудование будет бесполезной тратой времени и денег.
Что такое система смазки двигателя с сухим картером
Двигатели с традиционной, «влажной» системой смазки подходят не для всех типов транспортных средств. При передвижении по бездорожью с большим наклоном корпуса, а также на больших скоростях с обилием резких поворотов, разгонов и торможений, обычный двигатель может дать сбой. Поэтому на спортивных автомобилях и транспортных средствах, работающих в сложных дорожных условиях, устанавливают систему сухого картера. Она способна обеспечить качественную смазку деталей в любом положении ТС, а также при резких манёврах во время движения.
Что такое система сухого картера и чем отличается от влажной
Сухой картер – разновидность системы смазки мотора внутреннего сгорания. Она устанавливается на спортивных автомобилях и на многих моделях специальной техники. Принципиально отличается от традиционной влажной.
В моделях с влажной системой масло находится в поддоне картера, откуда мощный насос подаёт его в магистраль и по каналам. Под давлением масло распределяется по мотору, смазывает все детали и самотёком возвращается назад в картер.
Такой принцип работы смазки не подходит для некоторых транспортных средств. При наличии сложных условий движения мотор испытывает «масляное голодание». К примеру, если ТС едет по сильно пересечённой местности или резко разгоняется и тормозит, масло переливается по поддону. Маслоприёмник оголяется, и смазка не поступает в насос. Двигатель перегревается от недостатка масла и в сложных случаях может даже заклинить и выйти из строя.
Система смазки сухим картером принципиально отличается от традиционной. Масло в ней хранится в специальном баке и подаётся на детали нагнетающим насосом. Стекающая в поддон смазка, не задерживаясь, закачивается в масляный резервуар откачивающим насосом.
Назначение и устройство системы
Система сухого картера сконструирована специально для техники, передвигающейся в экстремальных условиях. Сухой картер состоит из круглого или прямоугольного резервуара со специальными перегородками. Они выполняют функцию «успокоителей» смазки, что исключает возможность вспенивания при раскачивании авто.
Ряд дополнительных заслонок в поддоне установлены параллельно продольной оси автомобиля: по две с каждой стороны. Когда машина находится в нормальном положении, заслонки опущены и способны открываться внутрь. При движении в повороте масло стремится к внешней стороне поддона, и две заслонки, обращённые к внешней стороне, опущены, что препятствует движению масла. Две другие заслонки в это время открываются и обеспечивают подачу масла в зону всасывания. Таким образом система постоянно обеспечивает мотор необходимым количеством масла. Кроме того, бак снабжён системой вентиляции, эффективно удаляющей из резервуара газы и лишний воздух, а также способствующей охлаждению смазки. Встроенные датчики контролируют температуру и давления масла.
За бесперебойную подачу масла в сухом картере отвечают 3-4 насоса. В отдельных моделях ТС их количество увеличено до 7-9 штук. Минимум два насоса работают на забор смазки из разных точек поддона. Маслозаборники расположены таким образом, что смазка захватывается ими из любого положения поддона. В некоторых моделях спортивных ТС (мотоциклах и авто для «прыгающих» гонок) поддоны устроены как школьные чернильницы-непроливашки. Такие моторы работают при положении машины даже вверх дном.
Высокофорсированные моторы оснащены насосными комплектами в каждой секции картера. V-образные модели моторов дополнительно имеют доборную секцию для раздельного откачивания масла, поступающего к механизму газораспределения. Такая секция стоит на ДВС с турбонаддувом, для откачки смазки от турбонагревателя.
Все насосы расположены в едином корпусе и имеют единый привод от коленвала. Реже встречаются модели с приводом, идущим от распределительного вала. При этом есть варианты с цепными и ременными приводами.
Важно! Масляный резервуар сухого картера даже при пробитом поддоне и перевёрнутом ТС обеспечит подачу смазки из резервуара, поэтому возможность заклинивания мотора исключена.
Преимущества сухого картера
Главное достоинство сухого картера – стабильное давление масла при любом характере движении и положении автомобиля. Дополнительными плюсами системы являются:
- Дополнительное охлаждение масла. Особенно важна эта функция для турбированных моторов.
- Размеры поддона. Высота поддона при установке системы сухого картера меньше. И это позволяет расположить мотор ниже. Такое расположение мотора смещает центр тяжести и улучшает аэродинамические характеристики транспортного средства. Автомобиль меньше раскачивается во время движения и его устойчивость на дороге гораздо выше.
- Увеличение мощности двигателя. Сухая смазка позволяет облегчить работу мотора на старте. Коленчатому валу не нужно прокручиваться на старте в масляной ванне при низкой температуре смазки, следовательно, он не испытывает лишнее сопротивление.
- Сохранение свойств масла более длительный срок. В системе сухого картера масло не контактирует с отработанными газами, поэтому медленно окисляется. В бак с маслом загрязнения практически не проникают.
Существенный плюс системы – облегчённое обслуживание масляных насосов. Заменить или отремонтировать масляные насосы в конструкциях с сухим картером проще, поскольку они находятся непосредственно под капотом около бачка.
Некоторые минусы системы
Несмотря на явные преимущества, сухой картер имеет также некоторые недостатки.
- Высокая стоимость. Большое количество элементов устройства системы повышает её стоимость в разы.
- Увеличение необходимого количества масла для работы мотора. Масло дольше остаётся чистым, но залить его нужно гораздо больше, чем для «влажного» картера.
- Повышенный вес системы. Большое количество дополнительных деталей приводит к увеличению веса конструкции в сборе.
Система сухого картера – интересная и эффективно работающая установка, но массового использования в автомобилях такого варианта не наблюдается. Связано это, прежде всего, с высокой стоимостью как самой системы, так и её обслуживания. Несмотря на преимущества, смазочные системы с сухим картером вряд ли целесообразны в обычных автомобилях. Установка подобных систем оправдана только на машинах для гонок и внедорожников. Без использования в экстремальных условиях это лишняя трата средств.
Система смазки с сухим картером
Разновидностью системы смазки двигателя является система, под названием Сухой картер. Данный вид системы смазки не слишком распространен среди обычных серийных автомобилей, чаще всего используется в гоночных машинах, или на некоторых моделях внедорожников. Далее мы рассмотрим конструктивные и функциональные особенности данной системы, а также поговорим о ее преимуществах и недостатках перед традиционной системой смазки.
Особенности системы смазки с сухим картером
Главным отличием данной системы смазки от традиционной является то, что масло находится не в картере двигателя, а в специальной емкости, откуда закачивается насосом и подается на рабочие детали. Как уже упоминалось, система смазки с сухим картером используется на гоночных автомобилях, или на внедорожниках, которые используются для пересечения ухабистых участков. Дело в том, что при резком повороте, раскачивании автомобиля, масло в блоке начинает плескаться, даже вспениваться. Это приводит к такой проблеме, как масляное голодание. В результате, двигатель автомобиля начинает закипать, а масло не оказывает необходимых смазочных качеств. С целью исключить эту проблему, и была придумана система смазки с сухим картером.
Принцип работы системы
Основой системы являются два насоса, один из которых подает масло на поверхность трущихся деталей, а другой, откачивает масло назад – в резервуар, обеспечивая, таким образом, сухой картер двигателя. Помимо этого, резервуар с маслом оснащен системой фильтрации, радиаторами охлаждения масла, а также специальными устройствами, которые гасят колебание масла в резервуаре. Для удаления образовавшихся газов, имеются перепускные клапана.
Радиаторы охлаждения, как правило, размещаются между резервуаром с маслом и насосами подачи, таким образом, обеспечивается проточное охлаждение жидкости. Как видим, система имеет более сложное устройство, в сравнении с традиционной системой смазки двигателя.
Преимущества и недостатки системы
Сухой картер, в сравнении с традиционной системой смазки, обладает большим количеством преимуществ. Прежде всего, благодаря отсутствию масла в картере, уменьшается высота двигателя, картер создается не округлой, а плоской формы, образует с днищем двигателя ровную поверхность.
Благодаря тому, что масло храниться не в картере, а в отдельной емкости, обеспечивается лучшее его охлаждение. К тому же, это влияет и на увеличение срока эксплуатации масла, оно не насыщается картерными газами и дольше сохраняет свой однородный состав.
Нельзя не упомянуть о главном преимуществе – об эффективности такой системы смазки. Независимо от режимов работы двигателя, масло подается под необходимым давлением, обеспечивая необходимый уровень смазки всех деталей. Важным преимуществом является и отсутствие сопротивление масла коленчатому валу, что позволяет получить небольшую прибавку мощности.
Что касается недостатков, то они тоже имеют место. Первый из них — сложность конструкции влияет на увеличении стоимости ремонта. Большое количество деталей означает больший риск выхода из строя. Второй – автомобиль заметно прибавляет в весе благодаря установке дополнительных компонентов, необходимых для работы системы сухого картера.
Устанавливать систему смазки с сухим картером имеет смысл только в том случае, если автомобиль постоянно эксплуатируется на гоночном треке, либо же на бездорожье. Если вы в большинстве случаев передвигаетесь по городу, или трассе, ощутить всех преимуществ данной системы вам просто не удастся.
Читайте также:
Ремонт глушителя своими руками
Если в вашей жизни наступил день «Х», когда автомобиль перестал мурчать, как котенок, а заревел, словно голодный медведь, не спешите подыскивать варианты старому, прогоревшему глушителю, ведь вполне возможно, что поправить положение можно с помощью ремонта, который, к тому же, можно сделать еще и своими .
Считается, что произвести регулировку фар автомобиля можно только на специализированном сервисе, где имеются необходимое оборудование, стенды и т.д. Конечно, это предпочтительно, но никто не исключал возможности регулировки фар своими руками, ведь большинство из нас именно так и .
Одной из часто возникающих проблем с дизельным двигателем, является сбой в работе топливных форсунок. Конструктивные особенности дизельного мотора, низкокачественное топливо – все это со временем приводит к проблемам, связанным с форсунками. Мотор начинает работать нестабильно, повышается расход топлива, двигатель запускается неохотно, а из выхлопной трубы вырываются клубки черного дыма. Все .