Что такое двигатель прогресс - Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое двигатель прогресс

Двигатель прогресса. Как высшее образование сдерживает рост экономики России

В последние годы в России насчитывалось 950 высших учебных заведений, в которых обучалось 5,2 млн студентов. Подобные масштабы высшего образования выводят российскую экономику в группу мировых лидеров по охвату молодого поколения высшим образованием. С ростом доли молодежи, становящейся студентами, увеличивается и показатель среднего числа лет образования — основного показателя, при помощи которого в мире измеряется размер человеческого капитала.

Если верить в то, что число университетов, студентов и лет образования на душу населения отражает размер знаний, то искать причины стагнации, в которой сегодня находится российская экономика, следует не в образовании, а в других сферах, например в плохой защите прав собственности.

Стоит, однако, обратить внимание на то, что российские студенты массово вовлечены в работу во время обучения (в академической литературе этот феномен получил название earning while learning). В соответствии с данными Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ около 2/3 российских студентов из ответивших на соответствующий вопрос в анкете совмещают образование с частичной или полной занятостью. Последний результат может послужить серьезным аргументом, ставящим под сомнение складывающееся на основе количественных показателей благоприятное впечатление о положении дел в сфере третичного образования в России.

Учеба и работа

Работа во время обучения необязательно является тревожным сигналом. В сложной экономике, экспортирующей электронику, скоростные поезда и аппараты МРТ, студенты должны достаточно долго и тяжело учиться, чтобы получить возможность занять рядовую должность в компаниях, разрабатывающих и выпускающих технологичные товары и услуги. Едва ли в таком случае у учащихся получится заменять обучение работой.

Устроившись на работу на полный рабочий день, они перестанут успевать понимать учебный материал, без знания которого невозможно освоить ни текущий предмет, ни часть связанных с ним следующих курсов. На их образовании, а также на интересной технологичной работе, скорее всего, придется поставить крест. Поэтому более вероятно, что студенты главным образом будут уделять свое время обучению, дополняя его связанной с ним работой. Например, проходя стажировку в компании в качестве помощника инженера или младшего аналитика и получая представление о том, как именно использовать полученные в университете знания.

Однако если речь идет о менее сложной экономике, в которой доминируют не слишком технологичные сектора, такие как торговля, сырьевая отрасль, простые банковские услуги и т. д., то в такой стране для успеха на рынке труда продолжительного и тяжелого обучения, как правило, не требуется. Конечно, работодателям часто нужны работники с высшим образованием. Отдельные исследования подтверждают, что в России работники в среднем получают более высокий доход, если заканчивают высшее учебное заведение.

Опыт или знания

Однако последнее, возможно, лишь служит указанием на то, что полностью отказаться от образования и заменить его рабочим опытом для значительного числа рабочих мест невозможно. Работодателям часто вполне достаточно, чтобы студенты освоили предметы, которые преподаются в течение первых 2-3 лет обучения. После чего для работодателей становится более важным, чтобы новичок приобрел рабочий опыт в их компании. Это стимулирует многих студентов, даже обучающихся в лучших высших учебных заведениях, замещать обучение работой, нередко уделяя учебе лишь то время, которое требуется для того, чтобы не быть отчисленным и не остаться без диплома.

Кроме того, в менее сложной экономике недостаточно высокое качество большинства университетов может быть другой причиной, по которой многие студенты предпочитают устроиться на работу во время обучения. Зачем посещать занятия, на которых мало чему учат, когда вместо этого можно получить опыт работы? В этом случае студенты могут предпочесть также уделять учебе лишь время, необходимое для получения диплома.

Таким образом, причинами работы во время студенчества может быть как незначительный спрос на знания, так и недостаточное предложение качественных знаний.

Создание новых учебных заведений — не такая сложная задача, если речь идет об аренде зданий и оборудования классных комнат партами, стульями и техникой. Намного более важными и трудными задачами являются наем знающих преподавателей и профессиональных менеджеров, отбор хорошо подготовленных абитуриентов, а также создание для выпускников технологичных рабочих мест, на которых продвинутые знания оказываются востребованными. Именно выполнение этих задач, а не размножение организаций, получающих юридический статус высшего учебного заведения, является отражением процесса накопления человеческого капитала. Нет уверенности, что многие высшие учебные в России в действительности участвуют в этом процессе. Поэтому недостаток человеческого капитала вполне может оказаться следующим после недостаточной защиты прав собственности сдерживающим ограничением долгосрочного экономического роста.

Переезд как двигатель прогресса. А.С. Пузанов о внутрироссийской миграции

Как россияне меняют место жительства

Пандемия COVID-19 стала драйвером роста в стране внутренней миграции: получив возможность работать удаленно, россияне задумались о возвращении в родной город или поиске более комфортного места для жизни. Несмотря на это, переезжают жители страны по-прежнему недостаточно активно, а текущий уровень миграции не дает адекватного ответа на экономические вызовы. «Ъ-Дом» выяснил, куда стремятся россияне и что чаще всего мешает им переехать.

Связанный с COVID-19 кризис не только вызвал ухудшение экономического положения россиян, но и заставил многих из них задуматься о смене места жительства на фоне развития форматов удаленной работы. По крайней мере в то, что этот процесс подтолкнет внутренние миграционные процессы, верит руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский. «Сейчас многие россияне получили возможность работать, например, в московской компании, оставаясь в своем регионе, люди рассматривают такой формат как возможность сэкономить, в частности, на аренде жилья»,— рассуждает он. Этот тренд эксперт называет беспрецедентным шансом для небольших исторических городов, в которых можно поддерживать комфортный уровень жизни. Хорошие примеры — Коломна и Суздаль, к последнему сейчас высокий интерес у платежеспособной публики.

Хотя глобально карта наиболее интересных для переезда внутри страны городов, похоже, сильно не изменилась. Так, согласно результатам опроса сервиса Tvil.ru, 28,75% россиян хотели бы начать новую жизнь в Краснодаре, 18,75% — в Санкт-Петербурге, 13,75% — в Севастополе, а 11,88% по-прежнему стремятся в Москву.

Гендиректор фонда «Институт экономики города» (ИЭГ) Александр Пузанов рассказывает, что в России с целью изменения постоянного места жительства ежегодно мигрируют 4,5 млн человек, в последние годы это значение стабильно. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга заметно высокий миграционный спрос, по его словам, в Тюмени и Красноярске. «Во многом это связано с большим размером этих субъектов страны: их жители активно переезжают в региональные центры»,— рассуждает господин Пузанов. Управляющий партнер компании «Новая земля» Григорий Соломин добавляет к этому перечню Казань.

Александр Пузанов отдельно предлагает выделить Краснодарскую агломерацию, куда уже длительное время активно переезжают жители регионов северной части страны: к ним в прошлом году на фоне пандемии COVID-19 и действовавших ограничительных мер добавились жители Москвы и других крупных городов. По расчетам ИЭГ, Краснодарская агломерация действительно демонстрирует наиболее высокий в России темп прироста населения: за последние десять лет оно увеличилось более чем на 21%. Для сравнения: в Москве аналогичный прирост оценивается только в 14,4%, а в Санкт-Петербурге — в 12,6%.

Рост населения Краснодарского края происходит, в частности, благодаря высокой доступности жилья, которая обеспечивается большими объемами его строительства. «Часто оно ведется в ущерб качеству городской среды и социальной инфраструктуре. Например, обучение в две смены из-за нехватки школ — привычная ситуация для Краснодара»,— поясняет господин Пузанов.

Читать еще:  Чип тюнинг двигателя lc200

Несмотря на пандемийный тренд, уровень внутренней миграции в России, по оценкам Александра Пузанова, находится на сравнительно низком уровне. Это объясняется кризисом, что, по словам эксперта, в текущих условиях не позволяет отвечать на существующие экономические вызовы. «Ведь в большинстве случае люди меняют места жительства, стараясь улучшить качество жизни, получить более высокооплачиваемую работу»,— поясняет он свою мысль. Наиболее очевидно, что миграция сдерживается большой разницей в стоимости жилья в крупных и небольших городах: продав квартиру в Челябинской области, человек не может купить себе жилье в Москве.

Этот тренд наглядно описывают результаты исследования SRG. Так, легче всего в Москву переехать жителю Санкт-Петербурга, которому для этого придется продать всего 1,67 квартиры в родном городе. На втором месте — Сочи, где горожанину надо реализовать в среднем 1,86 квартиры. Намного тяжелее выходцам из Магнитогорска: стоимость квартиры в Москве сопоставима с 7,49 таких же в их городе. Ненамного лучше ситуация у жителей Астрахани и Челябинска, где индекс составляет 5,96 и 5,85 соответственно.

Хотя прогнозировать что-либо в условиях нестабильного рынка довольно сложно, вряд ли стоит ждать, что города—лидеры и аутсайдеры рынка в обозримом будущем поменяются, констатирует партнер SRG Борис Терехов. Он соглашается, что сейчас в стране наблюдается прямая зависимость между возможностью миграции в крупные города и ростом цен на недвижимость. «Людей зачастую останавливает туманная перспектива уехать из квартиры, которая находится в собственности, в съемное жилье в крупном городе: далеко не все в регионах имеют сразу несколько квартир, в случае реализации которых можно позволить себе приобрести альтернативную недвижимость»,— рассуждает он.

Решить эту проблему, по мнению Александра Пузанова, мог бы развитый цивилизованный рынок арендного жилья, но сейчас его нет. «Это приводит к «отходнической» миграции: 500 тыс. человек в год уезжают на несколько месяцев работать в крупные города, после чего возвращаются в свой регион»,— констатирует он. Такой тренд, продолжает эксперт, можно считать скорее негативным с социальной точки зрения: это часто приводит к вынужденному раздельному проживанию родителей и детей.

Борьба за население

Григорий Соломин называет провоцирующую внутреннюю миграцию борьбу городов за горожан мировой нормой, и Россия не исключение. «Причины переезда у людей самые разнообразные, но глобально если их город не может удовлетворить насущные потребности, они находят ответы на свои запросы в других местах»,— рассуждает он. Любую конкуренцию, по мнению эксперта, стоит рассматривать как позитивное условие. Никакого смысла сдерживать внутреннюю миграцию нет и по мнению Александра Пузанова, который напоминает, что развитие городов в принципе не может быть равномерным: «Напротив, переезжая, люди помогают экономике развиваться, оперативно реагируя на появляющиеся вызовы, а проблемы ложной урбанизации, когда люди переезжают в город без перспективы трудоустройства, в России сейчас нет».

Потенциальным негативным последствием роста внутренней миграции для удаленных от крупных городов местностей, по мнению господина Пузанова, может быть отток населения, который ведет к их запустению. Но единственный адекватный способ реагировать на это — их развитие, констатирует он. «Города должны работать как бизнес: понимать свою целевую аудиторию, использовать свои уникальные ресурсы, делать ставку на то, что другой город предложить не сможет, развивать конкурентные преимущества, а не размазывать тонким слоем и без того небольшие ресурсы»,— убежден Григорий Соломин. В пример он ставит Кремниевую долину в Калифорнии, которой удалось выстроить собственную экосистему. Среди небольших российских городов позитивным эксперт считает опыт Королева и Коломны: первый сделал ставку на образование, второй — на потенциал собственного культурного наследия.

Но далеко не всегда внутренняя миграция ограничивается переездом взрослого работоспособного населения. Михаил Алексеевский напоминает, что помимо классической миграции для смены текущего места жительства на более комфортное и перспективное в России достаточно развит переезд для получения образования. Молодежь переезжает в крупные города для получения образования. Кроме того, существует и вахтовая миграция для временной работы. Популярными направлениями для этих процессов, по мнению эксперта, можно назвать как все города-миллионники, так и нефтегазовые города.

Александр Пузанов называет отдельной темой миграцию с севера на юг людей пенсионного возраста. В России этот процесс поддерживается государством: жители Крайнего Севера и приравненных к нему территорий могут получить субсидии на приобретения жилья и переезд. «В целом это логично: содержание пенсионера на юге обходится государству дешевле, чем на севере: нет необходимости платить северные надбавки, человек меньше болеет, а значит, и нагрузка на систему здравоохранения меньше»,— рассуждает эксперт. Тем не менее к этому вопросу, по его мнению, нужно подходить аккуратно: «Переезд людей пенсионного возраста часто сопровождается разрывом социальных связей с семьей, сокращением общения с внуками».

Сравнительно новым видом миграции для российских городов на фоне пандемии COVID-19 стали так называемые временные жители, которые, получив возможность работать удаленно, перемещаются на ограниченный срок в города с благоприятной средой и даже просто комфортным климатом. Впрочем, это уже привело к ряду проблем. Ярким примером этого тренда, по словам Григория Соломина, стал Сочи, который сейчас испытывает колоссальную нагрузку на инфраструктуру даже вне курортного сезона. На этом фоне часть существующих предложений урбанистов направлена на то, чтобы остановить в городе выдачу разрешений на строительство апартаментов.

Директор по развитию бизнеса в ЦФО, Hikvision Russia, Алексей Астаев о том, как системы безопасности повышают конкурентоспособность бизнеса

Сегодня инновации — это настоящий двигатель прогресса. От того, насколько активно применяются новые технологии, напрямую зависят производительность отдельного человека и компаний, развитие страны и ее экономики. Это также способ конкуренции на рынке и, соответственно, возможность для роста даже в условиях кризиса. Мы пообщались с представителем международной компании, которая занимается разработками и производством систем безопасности, автоматизации и решения различных бизнес-задач с помощью интеллектуальных технологий, и узнали, как развиваются запросы на новые решения на российском рынке, какие решения сегодня особенно востребованы для обеспечения защиты людей, их здоровья и имущества. Интервью с Алексеем Астаевым, директором по развитию бизнеса в ЦФО, Hikvision Russia.

Сейчас в Центральном регионе мы ведем более 1200 проектов. Это и небольшие пилотные внедрения новых технологий, и крупные проекты по развитию комплексных систем для различных вертикалей. При распределении проектов внутри нашей команды мы опираемся прежде всего на компетенции конкретного менеджера. Мы уже довольно давно работаем вместе, поэтому я знаю сильные стороны каждого сотрудника и в каком направлении лучше всего применить его знания и опыт. Один менеджер лучше всего разбирается в проектах для банковской отрасли, другой — в запросах от ритейла, третий понимает все тонкости в проектах для транспортных объектов и так далее. Также есть условное географическое разделение, так как ЦФО — достаточно крупный регион с большим количеством областей и нужно постоянно быть в курсе всех событий, которые происходят в том или ином уголке региона, какие изменения в законодательной базе, какие проекты планируются, стройки, мероприятия. Все это позволяет нам быстро ориентироваться в ситуации и формировать актуальные предложения по новым решениям и технологиям для клиента.

Читать еще:  Opel zafira какой выбрать двигатель

ЦФО — один из самых требовательных регионов с точки зрения новых технологий. Здесь находятся основные игроки рынка, крупные заказчики и центральные офисы многих компаний и предприятий, которые работают на территории всей Российской Федерации. Один из наиболее частых запросов, с которым к нам обращаются такие компании,— это объединение разрозненных систем в единую комплексную ИТ-инфраструктуру, создание единой платформы для обеспечения безопасности каждого объекта в рамках одной структуры. Как правило, на первом этапе создания технического задания очень небольшое число клиентов четко понимает, как именно должна работать будущая система. Поэтому, чтобы на 100% попасть в запрос клиента, мы часто проводим пилотные проекты, по результатам которых кастомизируем решение, добавляем нужные функции и элементы.

Интеллектуальная система безопасности уже не роскошь, а необходимость. На рынке безопасности я работаю двадцать лет, пять из которых — в Hikvision. И каждый год я наблюдал за тем, как происходит трансформация систем безопасности на аппаратном и программном уровнях. Еще недавно такая простая функция в камерах видеонаблюдения, как детекция движения, казалась пределом «интеллектуальных» способностей оборудования. А сегодня технологии уже позволяют распознать человека, узнать цвет его одежды, пол, возраст и даже эмоции. Заказчики стремятся максимально автоматизировать работу систем безопасности с помощью машинного зрения как в небольших решениях для дома, так и в решениях для сложных объектов с целью обеспечения мониторинга за рабочими процессами. Пандемия 2020 года выявила еще одну потребность рынка — измерение температуры и детекцию наличия/отсутствия защитной маски на лице, а также интеграцию такого санитарного решения в системы контроля доступа, чтобы автоматизировать процесс проверки потока при входе.

Отдельно стоит сказать о развитии систем безопасности не только для защиты людей и объектов, но и для решения различных бизнес-задач. Например, подсчет посетителей, выявление их предпочтений, работа с VIP-клиентами, создание возможностей для монетизации сервисов на базе камер видеонаблюдения, систем контроля доступа или домофонии.

Российский рынок тепловизионных решений для измерения температуры тела человека в 2020 году развивался с нуля. До этого момента тепловизоры воспринимались исключительно как узкоспециализированные системы для охраны периметра и территорий, обеспечения пожарной безопасности или контроля за соблюдением температурного режима на производстве. Мы просто не сталкивались с какими-либо другими запросами на это оборудование, хотя в той же Азии из-за частых всплесков инфекций разработка термографических решений уже велась. И к моменту объявления мировой пандемии нужные технологии уже были выпущены на рынок, чтобы закрыть растущий спрос.

Самое большое количество заказчиков на тепловизоры для измерения температуры — это промышленные предприятия и банки, на второе место можно поставить офисы и бизнес-центры, на третье — крупные торговые центры и магазины. В сфере услуг и общественного питания такие запросы есть, но крайне мало, большинство либо предпочитают обходиться ручными пирометрами, либо ограничиваются тем, что просят клиентов носить защитные маски. Меньше всего запросов в вузах и школах.

Для тех клиентов, кто планирует установить тепловизионные решения на своих объектах, мы всегда готовы провести демонстрацию и показать логику работы тепловизоров в нашем офисе. Сегодня есть уже самые разные варианты данного решения: на базе рамки металлодетектора, стационарные двухспектральные камеры, терминалы контроля доступа с тепловизионным модулем, а также ручные термографы, измеряющие температуру на безопасном расстоянии от одного метра.

Чтобы оценить ценность тепловизионного решения для объекта, нужно сначала определить, сколько стоят здоровье и жизнь человека. В офисе или на производстве это решение позволит своевременно выявить человека с симптомами и защитить весь коллектив. В торговых центрах, магазинах и в сфере услуг это не только система для обеспечения санитарной защиты, но и способ показать свою заботу о посетителях. За счет высокого спроса стоимость оборудования удалось существенно снизить — сегодня оно продается чуть дороже себестоимости.

Ритейл заинтересован в том, чтобы лучше узнавать своих клиентов. Для бизнеса это возможность создавать кастомизированные решения, учитывать пожелания покупателей, предлагать именно те продукты и услуги, которые нужны клиентам. Сделать это можно с помощью видеоаналитики. Анализ количества посетителей и их перемещений по продуктовым зонам, распознавание пола, возраста, эмоций покупателей — все это полезные данные для маркетологов, которые формируют предложение. Еще одна полезная функция — анализ количества товара на полках, чтобы в том случае, когда продукции становится меньше, администратор торговой точки вовремя получил информацию об этом и смог пополнить выкладку нужными позициями.

Интересное направление — распознавание VIP-клиентов. Эта функция сегодня актуальна практически для всех сегментов бизнеса, где происходит непосредственный контакт с покупателями: магазин, заправка или ресторан. Камера при входе «узнает» постоянного клиента, и система извещает о его приходе ответственного администратора, чтобы VIP-покупатель с порога мог получить необходимый сервис. Один из проектов с таким решением мы реализовали для крупной сети по продаже элитной парфюмерии. Система в магазинах этой сети не только распознает VIP-клиента, но также автоматически подтягивает информацию о его последних покупках и предпочтениях, дате последнего визита — с помощью этой информации продавец может предложить клиенту релевантные продукты, сформировать для него специальные условия покупки, скидки и так далее. Такой подход работает не только в сегментах дорогих продуктов и услуг, но абсолютно везде, ведь никому не нравится, когда со всех сторон атакуют нерелевантной рекламой ненужных товаров. Поэтому использование бизнес-аналитики — отличный способ поддержать лояльность клиента и дать ему повод вновь обратиться к вам за покупкой или услугой.

В ЦФО востребованы комплексные интеллектуальные решения для паркинга и КПП. Это относительно новое направление, но здесь уже сформировались четкие запросы со стороны заказчиков в лице городских администраций и владельцев платных парковок. Сейчас мы работаем над одним крупным проектом для многоуровневой парковки. Ключевые пожелания заказчика к интеллектуальной системе заключаются в том, чтобы она помогала быстро находить свободные парковочные места, находить свой автомобиль на стоянке, распознавала факты неправильной парковки и обеспечивала быструю оплату. Мы установили специальные камеры на каждом этаже здания, которые не только анализировали ситуацию, количество свободных и занятых мест, но также распознавали автомобильные номера, чтобы потом синхронизировать эту информацию с платежной системой. Аналитика — это также хороший способ контроля за правильной парковкой: любителям ставить автомобиль сразу на двух парковочных местах будет приходить счет за обе стоянки. Вообще, парковочные системы — это очень гибкие решения, которые можно кастомизировать практически под любой запрос заказчика, включая ту самую бизнес-аналитику, о которой мы говорили чуть ранее. Например, на основе марки, типа и цвета автомобиля.

Транспортная отрасль постепенно уходит от классических решений безопасности в сторону интеллектуальных решений. Сейчас наши основные заказчики в этой сфере — городские объекты транспорта и инфраструктуры, компании по междугородним перевозкам. Это анализ пассажиропотока, внедрение решений по распознаванию лиц, находящихся в розыске, анализ движения транспортного средства, поведения и состояния водителя. Но не менее важны и аппаратные характеристики оборудования. Поскольку оборудование устанавливается на подвижном составе, важно учитывать такой пункт, как виброустойчивость. Перед тем как выпустить любой продукт для транспортной отрасли, мы тщательно тестируем его устойчивость к вибрациям, внешним воздействиям. Мы также проходим сертификацию по постановлению правительства №969, в котором описываются требования к техническим характеристикам систем безопасности для обеспечения транспортной безопасности. В нашем портфеле уже более 500 различных моделей оборудования для видеомониторинга, контроля доступа, досмотра и так далее, которое уже прошло сертификацию по этому постановлению. Буквально недавно сертификат получили наши новые транспортные терминалы для измерения температуры и проверки наличия маски — такой терминал можно устанавливать в автобусах, в метро, в пригородных поездах и поездах дальнего следования. При необходимости терминал можно также использовать для автоматической проверки проездных билетов.

Читать еще:  Характеристики двигателя вездехода витязь

Не стоит бояться конкурентов: если они есть, значит, мы движемся в правильном правлении. ЦФО — очень активный регион с высоким уровнем конкуренции. Но мы не видим в этом проблемы. Конкуренция заставляет нас двигаться вперед, разрабатывать новые решения, применять новые методы в работе с клиентами. Наша компания уже несколько лет подряд занимает первое место в мире среди разработчиков и производителей систем безопасности, поэтому, если похожие решения появляются у наших конкурентов, это еще одно подтверждение того, что мы все сделали правильно и выпустили именно тот продукт, который действительно востребован на рынке.

Главное в нашей работе — развивать собственные компетенции, повышать уровень знаний наших партнеров и заказчиков. Мы работаем в очень сложной технологической сфере, где важно знать не только собственный продукт, но то, каким образом он может быть полезен заказчику. Поэтому наши сотрудники постоянно проходят обучение, у нас предусмотрены сертификационные программы для партнеров и технических специалистов со стороны клиентов, чтобы обучить их работе с новыми технологиями. Это жизненно необходимо, чтобы донести до клиента ценность решения, иногда даже предугадать его запросы с учетом того, что технологии никогда не стоят на месте и ситуация может кардинально измениться за очень короткое время. Все как у Льюиса Кэрролла: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы оказаться в другом месте, бежать нужно еще быстрее.

Мое жизненное кредо — быть гибким в принятии решений. Если что-то не получается, отступи на шаг назад, посмотри на ситуацию более широко и более критично, зайди сбоку и возьми разгон. Также я придерживаюсь общего кредо всей компании — никогда не оставлять клиента наедине с его проблемой. Наши менеджеры, технические специалисты и разработчики всегда готовы делиться своими знаниями, подключаться к решению той или иной проблемы, направлять и подсказывать. Даже если сотрудник не знает, как ответить на вопрос, он обязательно подключит к этому процессу необходимые ресурсы внутри команды. Так мы работаем не только в ЦФО, но абсолютно в любом регионе России и в целом по всему миру.

Двигатели прогресса: как США и Китай делят главный украинский завод

Скандал вокруг завода «Мотор Сич» не утихает. Киев решил национализировать предприятие, которое ранее пытались заполучить китайские инвесторы. В это же самое время представительная делегация из Поднебесной посетила Крым. В Верховной раде заявили, что Пекин таким образом посылает сигнал Украине. «Известия» разбирались в ситуации.

Завод для народа

Украина национализирует завод «Мотор Сич». Соответствующее решение было принято на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). «Предприятие будет возвращено украинскому народу, будет возвращено в собственность государства законным, конституционным способом в ближайшее время», — заявил секретарь СНБО Алексей Данилов, хотя не уточнил, как именно украинские власти вернут завод.

В начале марта ситуацию прокомментировал глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. Он пообещал, что законопроект о национализации «Мотор Сич» внесут в Верховную раду в марте. Арахамия отметил, что «десятки тысяч людей» просят определить статус завода. «Вы знаете, что против китайских компаний введены санкции, и это вопрос обороноспособности для того, чтобы урегулировать правовой статус компании», — заявил он.

Глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия

В ответ Пекин призвал Киев учитывать интересы китайских компаний. «Мы требуем, чтобы Украина учла законные права предприятий и инвесторов», — сказал официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь. Дипломат отметил, что Китай внимательно следит за ситуацией. «Настаиваем, чтобы данный вопрос был решен в правильном ключе», — добавил он. В свою очередь, в китайской компании Skyrizon, которая была одним из инвесторов «Мотор Сич», заявили, что решение СНБО только поможет отстоять право на собственность в судах.

Борьба с Поднебесной

«Мотор Сич» — один из крупнейших мировых производителей двигателей для самолетов и вертолетов. После обретения Украиной независимости сохранялись советские производственные цепочки, поэтому главным покупателем продукции завода была Россия. Ситуация изменилась в 2014 году, когда Киев ввел одностороннее эмбарго на поставки оборонной продукции в Россию. «Мотор Сич» потерял крупнейший рынок сбыта и моментально оказался в кризисе.

На помощь заводу пришли китайские инвесторы. Сначала они собирались закупать продукцию предприятия. В 2016 году Пекин заключил контракт на покупку 250 авиационных двигателей, соглашение оценивалось в $380 млн. «Мотор Сич» успел поставить 20 устройств, после этого сделке помешали американцы, которые не хотели усиления авиации КНР. «Украинцы берут деньги американских налогоплательщиков и в то же время наносят удар в спину военно-морскому флоту США», — заявлял советник комитета сената США по иностранным делам Уильям Триплетт.

Тогда в Пекине решили купить не продукцию, а само предприятие. К 2018 году среди акционеров «Мотор Сич» значились четыре китайские компании и один гражданин КНР. В общей сложности они владели 56% акций. Сделка возмутила первых лиц США. Советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон требовал любой ценой вернуть «Мотор Сич» под контроль Киева. Глава Госдепа Майк Помпео выражал обеспокоенность из-за «злонамеренных инвестиций КНР» и отчитывал Киев за «неподобающее сотрудничество».

Служба безопасности Украины заблокировала сделку и возбудила уголовные дела о госизмене и подготовке диверсии. Шевченковский суд Киева наложил арест на 56% акций. Китайские инвесторы пытались урегулировать ситуацию. В 2019 году они вступили в партнерство с украинским олигархом Александром Ярославским. Представители КНР согласились уступить компании бизнесмена 25% плюс одну акцию. Но украинские судебные власти наложили вето и на эту сделку, а Ярославский стал фигурантом дела о госизмене.

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что «Мотор Сич» является стратегическим предприятием и продать его можно только с согласия главы государства. В январе 2021-го он ввел санкции против четырех китайских компаний. Им заблокировали активы, ограничили торговые операции и запретили вывод капиталов за пределы Украины. Под ограничения попал также гражданин КНР, ключевой инвестор Skyrizon Ван Цзин.

Крым вместо Украины

Пекин не стал молча смотреть на действия украинских властей. Инвесторы КНР еще в декабре 2020-го пожаловались на то, что они лишены возможности пользоваться приобретенными активами. Они наняли три международные юридические компании и обратились в международный арбитраж. Свой ущерб представители КНР оценили в $3,5 млрд, а позже прибавили к этой сумме еще $100 млн.

Кроме того, в середине марта представительная китайская делегация посетила Крым. Бизнесмены из КНР встретились с крымскими чиновниками и договорились налаживать отношения с местными винными и кондитерскими предприятиями. Китайцы также выразили готовность к масштабным инвестициям в курортный бизнес полуострова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector