0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое блок управления двигателем определение

Блок управления двс что это

В системе управления современным автомобилем используются всевозможные электронные приборы. Они помогают в управлении транспортным средством, в автоматизации многих процессов, обеспечении безопасности и улучшении других эксплуатационных характеристик. Для координации большинства процессов используется электронный блок управления двигателем.

Бортовое оборудование

В машинах зарубежного производства данный узел именуется ECU. Подобный контроллер устанавливается с моторами разных типов как с бензиновыми агрегатами, так и с дизельными силовыми установками. В процессе работы происходит взаимодействие данного узла с всевозможными датчиками, снимающими текущую информацию об актуальных параметрах авто.

Определяя функционал ЭБУ двигателя, что это такое, и как задействовано в процессах, стоит учесть, что блок занимается обработкой полученных параметров, используя имеющийся алгоритм. Основываясь на имеющихся эксплуатационных значениях мотора, ECU отправляет соответствующие команды установленных в силовом агрегате исполнительным устройствам.

Фактически авто оснащено бортовой сетью. А что такое ЭБУ в машине? По сути, это главный элемент данной сети. Иногда такую электронику небеспочвенно именуют основным компьютером в легковушке. Более жаргонным именем является слово «мозги».

Контроллеры располагаются не только в ДВС, но и в других системах машины. Например, их можно обнаружить в следующих модулях:

  • коробка переключения скоростей «автомат»;
  • тормозная антиблокировочная система (ABS);
  • управление подушками безопасности (airbag);
  • системы курсовой устойчивости (ESP, ESV, VSC и т.д.);
  • блок климат-контроля и пр.

В каждой из систем предусмотрен персональный управленческий блок. Они все связаны между собой.

Основным среди разнообразия электроники является блок управления ДВС. В его задачи входит непрерывная обработка и обмен текущими параметрами с остальными системами. Для взаимосвязи используется специальный кабель – CAN-шина. Таким образом, все элементы объединены в единую цифровую систему – бортовую сеть.

Благодаря взаимной двусторонней связи всех звеньев, входящих в бортовую сеть, обеспечивается оптимизация работы силовой установки.

Читать еще:  Датчик оборотов двигателя td42

Определяя, что такое ЭБУ в автомобиле, где находится, необходимо учесть, что благодаря его эксплуатации удается добиться следующих комфортных показателей:

  • оптимизируется расход топлива;
  • своевременно регулируется впрыск в цилиндры;
  • автоматически подбирается во время впуска достаточный объем воздуха для топливной смеси.

Работоспособность главного компьютера оказывает влияние на мощность автомобиля, значение крутящего момента в разных режимах работы, а также на иные важные выходные характеристики. В такой ситуации модуль должен быть всегда исправен.

Поставленные задачи перед ЭБУ

Производители автомобилей возлагают на блок управления следующие задачи:

  • управление зажиганием;
  • контроль позиции дроссельной заслонки;
  • мониторинг и корректировка фазами газораспределения;
  • управление и осуществление контрольных функций над фазами впрыска топлива;
  • мониторинг термосостояния силовой установки и его охлаждающей системы;
  • контроль системы выхлопных газов.

В «мозги» передается информация от датчиков с коленвала о частоте его вращения. При этом в расчет берется текущий скоростной режим авто, значение напряжения всей контрольной сети и пр.

Как устроен и где находится блок управления двигателем

Блок представляет собой в большинстве случаев плотно загруженную элементами электронную микросхему. Она спрятана под пластиковым либо металлическим корпусом, чтобы хорошо защитить ее от негативного внешнего влияния. Достаточно часто плату монтируют в подкапотном пространстве, ближе к центральной консоли. Узнать реальное местоположение блока можно из руководства автомобиля.

Основными элементами головного модуля являются микропроцессор и блоки памяти. Обязательно для коммуникации предусмотрены два или больше выходных разъемов. Их легко обнаружить на внешней стороне для комфортного подключения. Один из них обязательно служит для сопряжения с бортовой сетью автомобиля. Еще один является диагностическим. Именно через него происходит соединение с внешними сканирующими аппаратами.

На основной панели имеется несколько вариантов памяти, позволяющих задействовать все возможности данного оборудования. Постоянный тип памяти содержит основные программы и алгоритмы для текущего функционирования силовой установки. Весь программный пакет вшит еще на заводе-изготовителе.

Читать еще:  Электроподогреватель двигателя своими руками для ваз

Отдельно стоит модуль с оперативной памятью. С его помощью системе удается динамично обрабатывать текущую информацию, которая поступает от разных датчиков. Одновременно проводится кратковременное сохранение некоторых результатов. В отдельном модуле памяти предусмотрено хранение следующих важных параметров:

  • суммарный временной интервал работы данного двигателя;
  • пройденный общий километраж транспортным средством;
  • общий объем потребленного топлива;
  • коды всевозможных доступов;
  • коды ошибок либо блокировок.

Некоторые данные из такого модуля можно корректировать, например, сбрасывается код ошибки ЭБУ.

ПО электронного блока

Существует два типа программного обеспечения: контрольный и функциональный. Первый занимается мониторингом импульсов от установленных в разных местах датчиков. Все принимаемые параметры обязаны находиться в допустимых интервалах значений, установленных производителем. При выявлении выпадения из заданного отрезка на небольшие значения проводится актуализация работоспособности устройства.

Задачей функционального модуля является принятие и обработка данных. Также он отправляет определенные сигналы на исполнительные системы.

Важно знать, когда контрольные системы выявляют значительные отклонения от установленных норм, электронный блок способен полностью заблокировать работу силовой установки.

В отдельных случаях автовладельцы стремятся улучшить работоспособность ЭБУ или восстановить ПО после каких-то сбоев. Для таких случаев проводится перепрошивка электроники. В ходе работы штатное программное обеспечение можно менять на стороннее, откорректированное. Подобная методика называется «чип-тюнингом».

Мониторинг ошибок ЭБУ

В электронном блоке предусмотрена диагностическая система, предоставляющая визуальный отчет автовладельцу. Когда контроллером выявляется отклонение, сбой либо какая-то ошибка, то приборная панель сигнализирует об этом соответствующей световой иконкой. Чаще всего она представлена в желтом или красном цвете. Это может быть пиктограмма с обозначением «сheck-еngine» (загоревшийся чек).

У появившейся ошибки производитель может предусмотреть соответствующий персональный цифровой или буквенный код. Все такие сочетания записаны в памяти электронного блока. Для этого отведено специальное место на плате. Выявить сбои помогает подключенное спецоборудование в виде сканера. Необходимо использовать соответствующий кабель и диагностический разъем.

Читать еще:  Что такое avr двигатель

Происходит считывание зафиксированных параметров отклонений и соответствующая их расшифровка. При этом всю необходимую информацию система отображает на присоединенном мониторе. Изучая полученную информацию, удастся уточнить текущее состояние транспортного средства.

Популярные неисправности автомобильного электронного компьютера

Традиционно ЭБУ является в современных авто довольно надежным устройством. Однако, в зависимости от качества эксплуатации авто или внешних факторов воздействия система способна давать сбои. Популярными причинами выхода из строя такой электроники являются следующие факторы:

  • значительный нагрев прибора;
  • произошедшее короткое замыкание в системе;
  • проникновение влаги в корпус устройства, на разъемы или оголенные участки;
  • внешнее механическое повреждение оборудования;
  • появившиеся коррозионные процессы.

Выявить косвенно неисправности в работе электроники помогают разные характеристики, например, мотор сбоит при абсолютно работоспособных датчиках и иных системах силовой установки. Правильная работоспособность напрямую зависит от качества напряжения во всей бортовой системе автомобиля.

Выход из строя автомобильного компьютера приводит к неустойчивой работе и провалам на разных режимах ДВС. Иногда такое событие характеризуется полной блокировкой силовой установки. В таком случае на панели приборов загорается «чек». Просто сбросить подобную ошибку не удастся, а если такой произойдет, то причина проблемы не исчезнет, и соответствующий индикатор вскоре снова появится.

В подобной ситуации необходимо диагностировать состояние ЭБУ. Рекомендуем полностью заменить вышедшую из строя плату. Считается, что можно провести самостоятельный ремонт микросхемы, который обойдется дешевле установки новинки. Однако, требуется тщательный мониторинг работоспособности и устранение всех возможных неисправностей, что не всегда доступно автолюбителям.

Назначение электронного блока управления ECU, принцип работы устройства. Входной и выходной сигнал ЭБУ, преобразование аналогового и цифрового сигнала.

Место расположения электронного блока управления двигателем (ЭБУ, ECU) автомобиля на разных транспортных средствах. Назначение и функции ЭБУ, особенности.

Топливные карты, чип-тюнинг и тюнинг-бокс. Влияние ЭБУ на состав рабочей смеси. Зависимость показателя AFR от различных режимов работы двигателя, детонация.

Стоит ли делать чип-тюнинг двигателя серийного автомобиля: преимущества и недостатки таких доработок. Ресурс и обслуживание двигателя после чиповки, советы.

Модуль увеличения мощности дизельного двигателя. Виды чип-боксов, особенности подключения и работы данных блоков. Преимущества и недостатки тюнинг-бокса.

Прошивка дизельного ДВС, преимущества и недостатки чип-тюнинга. Негативные последствия чип-тюнинга турбодизельного мотора.

Перепрограммирование блоков управления ДВС и АКПП

астройка блоков управления – это изменение параметров, содержащихся в блоках управления двигателем и автоматической коробкой передач согласно надобностей и пожеланий клиента.

Попробуем ответить на два популярных вопроса – кому, и, главное, зачем нужна такая настройка и почему все «как надо» не настроено еще на заводе?

Вкратце – любой автомобиль является компромиссом, рассчитанным на некоего усредненного водителя (а ведь все мы ездим по-разному), на достижение достаточных (не максимально возможных) мощности и экономичности, на соблюдение экологических норм – чем «свежее» автомобиль, тем заметнее стремление производителей буквально любой ценой достичь минимальных выбросов вредных веществ и, разумеется, использовать это в рекламных целях. Бывают в заводской настройке и откровенные «ляпы» в виде детонации при использовании топлива с рекомендованным (!) производителем октановым числом или «перестраховочного» требования использовать бензин А-98 в тех случаях, когда машина отлично ездит на 95-ом, некорректно настроенных переключений АКПП.

В результате, имеем задемпфированные отклики на педаль газа, ранние переключения АКПП, делающие мощную и моментную машину вялой в потоке, настроенные «на грани» моменты включения вентиляторов охлаждения двигателя, «рекламные» опции вроде отключения цилиндров (вопреки распространенной легенде, отключение цилиндров не снижает расход топлива, а вот двигателю вредит), странные настройки смеси и зажигания, «нежные», боящиеся плохого топлива катализаторы – это все в угоду экологии.

Встречается и ненужное ограничение крутящего момента в угоду, простите, неопытным водителям, и излишне низкие ограничители максимальной скорости – последнее американцев не особенно беспокоит, а вот в России актуально.

Дело усугубляется тем, что две одинаковые – год выпуска, комплектация, пробег – машины ведут себя по-разному и, по-хорошему, требуют несколько разных настроек. Просто в силу своего, уникального, набора минимальных отклонений по датчикам и «железу», дающих в сумме ощутимую разницу.

Установка тюнинговых впускного тракта (фильтр пониженного сопротивления не в счет), выхлопной системы существенно большей производительности, распредвала (-ов) с умеренными «уличными» характеристиками и т.д. дает не такой уж большой эффект при штатной программе блока управления двигателем. Пусть это и не очевидно по сравнению с более серьезными вмешательствами в конструкцию вроде установки «злых» распредвалов, тюнинговых головок блоков, установки турбин и компрессоров – в этих случаях нормальная эксплуатация автомобиля со штатной настройкой практически невозможна.

Все вышеперечисленное исправляется настройкой конкретной машины для конкретного пользователя.

Будем реалистами – в большинстве случаев, рост пиковых значений мощности и крутящего момента без вмешательства в «железо» или перехода на топливо с повышенным октановым числом будет невелик. В пределах 5-8%, немногочисленные исключения касаются турбированных моторов или машин с совсем уж «кривыми» заводскими настройками, как правило, оборудованных фазовращателями.

Многие знакомы с программаторами, имеющими набор настроек для той или иной машины. Проблема в том, что мы опять имеем некую усредненную настройку, написанную в цейтноте – отсюда сомнительные местами решения, да еще с соблюдением всех экологических норм – в США по-другому просто нельзя, последней, заплатив $500 000 штрафа, сдалась фирма PPE.

На что обратить внимание?

В последнее время на рынке услуг чип-тюнинга возникли три чисто российских феномена:

  • Люди, занимающиеся настройками, ездят в командировки за тысячи километров от своего города, результат своей работы, каким бы он ни был, «запирают» паролем не только от считывания – хотя, исходя из доступной информации, никаких особенных ноу-хау клиенты не получают – но и от перезаписи на штатную или любую другую. Второе, если по каким-то причинам автор пароля недоступен, исправляется заменой блока управления двигателем. Ну и оперативность внесения изменений в прошивку бывает под вопросом
  • Звучат настойчивые рекомендации перейти на А-98 в случаях, когда производителем рекомендованы А-92 или А-95. Технических оснований к этому не существует, некоторый рост динамики и снижения расхода топлива такой ценой – ну, на любителя
  • Более безобидное – предложения «залить дьябловскую (по названию популярного программатора) прошивку», да еще с некой коррекцией. Не вдаваясь в детали – годится, если главная задача – максимально сэкономить. Но и толку от такой модернизации, прямо скажем, негусто.

Возможности, которые дает полноценная настройка блоков управления двигателя и АКПП

  • Коррекция ограничителя скорости, размера покрышек, температуры включения вентилятора охлаждения двигателя, холостых оборотов и т.п.
  • Отключение любых функций, связанных с «экологией», в том числе увеличивающих расход топлива.
  • Отключение или коррекция функции снижения крутящего момента, то есть ограничения тяги в определенных условиях.
  • Коррекция ограничителя оборотов двигателя.
  • Коррекция опережения зажигания и смеси.
  • Настройка автоматической коробки передач. Начиная со скоростей включения – как правило, они излишне низкие в угоду «экологии», заканчивая временами переключения, давлением, срезкой крутящего момента. Особенно полезно для GMT8xx по причине не очень правильных заводских настроек акпп – причина ее низкого ресурса в основном «электронная».
  • Переделка режима tow/haul в спорт-режим. Противопоказано в случаях, когда машина регулярно буксирует тяжелые (от 2/3 максимально разрешенной массы) прицепы

Список можно дополнить в зависимости от конкретной машины. К примеру, Cadillac SRX II или Escalade IV предоставляют большие, чем написано выше, возможности.

Машины, имеющие тюнинговые комплектующие, требуют отдельного подхода к настройке — вариантов много, в зависимости от изменений по «железу», поколения двигателя и т.д. В любом случае, требуется установка места под съемный широкополосный лямбда-зонд, зачастую (но не обязательно) визиты на стенд. Правильный выбор комплектующих и корректная настройка в состоянии дать существенный эффект – скажем, установка «правильных» воздушного фильтра, распредвала и выхлопных коллекторов, удаление катализаторов у Escalade III дают прирост в 100 л.с. на колесах. Общее правило – чем дальше уходит машина от «стока», тем больше времени, сил и денег уходит на настройку.

Примеры декларирования ТН ВЭД ЕАЭС, определение кода ТНВЭД

Коды ТН ВЭД, заменямые с 01.09.2015

Таблица сравнения экспортных ставок, действующих по 31.08.15 с вступающими в силу с 01.09.15

Поиск по списку товаров, прошедших таможенное оформление (более 700 000 примеров декларирования).

Для получения более подробной и актуальной информации, включая реальные цены, используйте информационный модуль «Среднеконтрактные цены» и таможенный калькулятор «Тамплат PRO+».

Примеры декларирования на сайте носят исключительно информационный характер и не могут служить основанием для принятия решения о классификации товара.

Страницы: 1 2 3

  • 8537109900 — ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ: БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ПРОГРАММИРУЕМЫЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МОМЕНТОМ ЗАЖИГАНИЯ, ЗАПУСКА, Р
  • 8537109100 — ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ А/М, НЕ НОВЫЕ (Б/У): БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ПРОГРАММИРУЕМЫЙ НА НАПРЯЖЕНИЕ 12В-15ШТ.
  • 8708999309 — КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА А/М НА ПЛАТФОРМЕ «»В0″»: НОВЫЕ: АРТИКУЛ-237140632R, КРОНШТЕЙН КРЕПЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ К КУЗОВУ
  • 8537109900 — БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ (ЭЛЕКТРОННЫЙ МОДУЛЬ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ДВС АВТОМОБИЛЯ) БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ (ЭЛЕКТРОННЫЙ МОДУЛЬ АВТ
  • 8538909909 — ЧАСТИ ДЛЯ ЭЛЕКТР. ЦЕПЕЙ, ЭЛЕМЕНТОВ, БЛОКОВ И АППАРАТУРЫ АВТОБУСОВ МАРОК «»МЕРСЕДЕС-БЕНЦ»» И «»СЕТРА»» — КРЫШКА РАЗЪЕМА БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ: АРТ.A0
  • 9031809800 — ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ГУСЕНИЧНОГО ЭКСКАВАТОРА KOMATSU PC400 ДАТЧИК ДАТЧИК ОЦЕНИВАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕДАЛИ ГАЗА, НА ОСНОВАНИИ КОТОРОГО БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ У
  • 8537109900 — БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ:ДРАЙВЕР ШАГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНО ЗАКОНЧЕННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛ
  • 7326909807 — (А21R22-3761276) ВТУЛКА БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ СТАЛЬНА , ЗАПЧАСТИ НОВЫЕ ДЛЯ А/М МАРКИ ГАЗ СОБОЛЬ ГАЗ-2217, ГАЗ-2310, ГАЗ-2752, ГАЗЕЛЬ ГАЗ-3302, Г
  • 8511800008 — БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ДЛЯ СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (ХОВЕРКРАФТА) CHRISTY 8186 FC ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ РАБОЧЕЕ НАПРЯЖЕН
  • 9032890000 — ЧАСТИ ВС А-319 БОРТ.№ VQ-BBD ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ: ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ЧЕРТ.№ 2123M56P04, СЕР.№ LMDB3636. ПРИНИМАЕТ ДАННЫЕ О СОСТОЯН
  • 9029100009 — ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНВАЛА 8200746497 /2 ШТ/. ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА, ВЫДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ БЛОКУ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ОБ УГЛОВОМ ПОЛОЖЕНИИ КО
  • 8537109100 — БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ШВЕЙНЫХ МАШИН EFKA DA321G БЛОК УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАКТНОМ ИСПОЛНЕНИИ ДЛЯ ФЛАНЦЕВОГО МОНТАЖА СО ВСТРОЕНН
  • 8537109900 — ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ (КОМПОНЕНТЫ) ДЕТСКИХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ: БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (КОНТРОЛЛЕР) ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ ДЕТСКОГО ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ, НАПРЯЖЕНИЕ 12В. ВСЕГ
  • 9032890000 — ЭЛЕКТРОННЫЕ БЛОКИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ НОСОЧНОЙ МАШИНЫ — СЕРВОДРАЙВЕРА К КРУГЛОВЯЗАЛЬНЫМ МАШИНАМ SOOSAN; ЯВЛЯЮТСЯ ОПЦИОНАЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ ЭТИХ МАШИН
  • 9032810000 — ЧАСТИ ВС А-319 ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ БОРТ VP-BWL: ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ БЛОК СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ И ТОПЛИВОМ, ЧЕРТ.№ 8061-536 СЕР. № 13291040.УСТАН
  • 8411910008 — БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ Ч/Н 824972-3-014, Б/У, ЭЛЕКТРОННЫЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ ДВИГАТЕЛЯ: ПРИНИМАЕТ ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ ОТ ДАТЧИКОВ Д
  • 8537109100 — БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ RR300 ВЕРТОЛЕТА, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРОЛЛЕР, С ПАМЯТЬЮ (В КАЧЕСТВЕ ПАМЯТИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТВЕРД
  • 8433900000 — ЧАСТИ ГАЗОНОКОСИЛОК: ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ГАЗОНОКОСИЛКИ RLM18X33H40 ЗАПАСНАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ГАРАНТИЙНОГО И ПОСТГАРАНТИЙНОГО РЕ
  • 9027908000 — ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ ЛЯМБДА-ЗОНД ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ СОСТАВА ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ С БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, РАДИОАКТИВНОГО ИСТОЧНИКА НЕ СОДЕРЖАТ, ИДЕНТИФИКАЦ
  • 8537109900 — КОНТРОЛЛЕР, ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ:

Электронный блок управления двигателем — что такое ЭБУ

В отличие от карбюратора, инжектор (форсунки) не способен самостоятельно дозировать топливо, поэтому работу форсунок регулирует электронный блок управления (ЭБУ или ECU) двигателем, который нередко называют контроллером или электронной системой управления двигателем (ЭСУД). ЭБУ получает сигналы с большого количества разнообразных датчиков и по вшитому в память алгоритму рассчитывает количество топлива, которое обеспечит оптимальную работу двигателя. Помимо управления форсунками, блок определяет время подачи искры в каждый из цилиндров, заменяя собой систему зажигания карбюраторных автомобилей. Еще одна крайне важная функция ECU – проверка состояния двигателя.

Принцип работы ЭБУ

Наиболее полно и эффективно топливо сгорает лишь в определенной пропорции с воздухом. Если горючего больше, чем воздуха (переобогащенная смесь), оно не полностью сгорает, что приводит к увеличению расхода топлива. Помимо этого остатки недогоревшего топлива образуют сажу, которая смешивается с маслом и оседает на клапанах и поршневых кольцах, из-за чего снижается компрессия двигателя и сокращается его ресурс. Если топлива меньше, чем воздуха (переобедненная смесь), оно сгорает не плавно, а взрывообразно (детонация), в результате этого в поршне, шатуне и головке блока цилиндров (ГБЦ) образуются микротрещины.

На разных режимах работы мотора оптимальное соотношение топливовоздушной смеси необходимо изменять. Во время резкого ускорения или работы под большой нагрузкой необходимо увеличивать количество топлива (обогащенная смесь), чтобы избежать детонации и увеличить крутящий момент. Когда двигатель работает на холостых оборотах или в режиме небольшой мощности, необходимо снижать количество горючего (обедненная смесь), чтобы избежать неполного сгорания и перерасхода топлива.

ЭБУ получает информацию от различных датчиков, благодаря чему определяет режим работы двигателя, обороты и нагрузку на него. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) поставляет исходные данные, необходимые для расчета количества топлива. Ведь именно от количества воздуха, которое попало в цилиндры и зависит необходимое количество топлива. Датчик температуры позволяет прогнозировать, каким образом будет сгорать топливо, ведь скорость сгорания топливовоздушной смеси в холодном и прогретом двигателе отличается. Датчик положения дроссельной заслонки — неисправности, устройство и замена»>Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) показывает, что водитель ожидает от мотора. Чем сильней нажата педаль газа, тем шире открыта дроссельная заслонка, тем больше воздуха попадет в цилиндры, а значит, повысится крутящий момент коленчатого вала.

Современный ЭБУ рассчитывает количество топлива не только для каждого такта двигателя, но и отдельно для каждого цилиндра. Это позволяет сделать работу мотора наиболее стабильной и получить максимальное соотношение топлива и выходной мощности. Получив информацию со всех датчиков, ЭБУ рассчитывает количество топлива для каждого цилиндра. По сигналу датчиков положения коленчатого (ДПКВ) и распределительного (ДПРВ) валов, ЭБУ определяет время впрыска топлива в каждый цилиндр. Затем контроллер по сигналу ДПКВ определяет время создания искры зажигания в каждом цилиндре.

Если топливо сгорает слишком быстро, взрыв определяет датчик детонации (ДД). Получив сигнал с ДД, контроллер немного обогащает смесь и оставляет об этом метку в памяти. Если детонация продолжается после того, как ЭБУ максимально обогатил топливовоздушную смесь для этого режима работы мотора, то контроллер пытается устранить детонацию с помощью более позднего зажигания. Когда даже это не помогает, ЭБУ подает сигнал о неисправности двигателя «check engine». Датчики кислорода (на первых инжекторных Ладах таких датчиков не было, затем стали ставить один только в 2005 – 2007 годах начали устанавливать два датчика) определяют эффективность сгорания топлива и работу каталитического нейтрализатора. Если количество кислорода в выхлопе заметно отличается от прошитого в память контроллера, то ЭБУ увеличивает или уменьшает подачу топлива в небольших пределах. Если диапазона регулировки не хватает, ЭБУ подает сигнал тревоги и включает индикатор неисправности двигателя «check engine».

Отличия блоков управления

ЭБУ старых моделей работали с ограниченным числом датчиков, поэтому не могли обеспечить качественной работы мотора и подготовки топливовоздушной смеси. Отсутствие поддержки датчика фазы (ДПРВ) приводило к тому, что контроллер не определял, какой именно цилиндр работает в данный момент, поэтому впрыскивал топливо не в камеру сгорания а в воздушный коллектор. Устройства, работающие в таком режиме, называли ЭБУ центрального впрыска.

Установка на двигатель датчика фазы позволила четко определять порядок работы цилиндров, благодаря чему производился расчет топлива отдельно для каждой камеры сгорания. Устройства, работающие в таком режиме, называли ЭБУ распределенного впрыска. Со временем ЭБУ становились все лучше и лучше. Поддержка датчика кислорода позволила точней регулировать сгорание топлива. Поддержка двух датчиков кислорода позволила перейти на более высокие нормы токсичности, ведь в этом случае можно было эффективно использовать каталитический нейтрализатор. Появление каждой новой модели ЭБУ приносило с собой новые функции снижающие расход топлива, повышающие мощность или ресурс двигателя, делающие управление автомобилем более комфортным.

Контроллер – сложное электронное устройство, микрокомпьютер, поэтому поломка или неправильная работа любого элемента приводит к нарушению функционирования всего ЭБУ. В большинстве случаев определить неисправность ЭБУ удается лишь методом исключения, проверяя работу всего инжектора. О том, как сделать это, читайте в статье «Диагностика инжектора».

Причины неисправностей ECU

На первом (Ваз 2108 – 21099) и втором (ВАЗ 2113 – 2115)семействе «Самара» ЭБУ установлен в очень неудачном месте, ведь рядом с ним стоит радиатор печки.

Если ослабли хомуты или потек шланг/радиатор, то велика вероятность, что охлаждающая жидкость попадет на ЭБУ, в результате чего он выйдет из строя. Если во время работы двигателя по каким-то причинам ухудшился контакт между аккумулятором и любой клеммой, напряжение питания ЭБУ резко повышается и становится нестабильным, что может привести к перегоранию отдельных элементов контроллера. Плохой контакт со свечами или высокое сопротивление высоковольтных проводов приводят к возникновению ЭДС (электродвижущей силы) в первичной обмотке катушки зажигания, что может привести к пробою выходных транзисторов ЭБУ. Скачки напряжения нередко приводят к повреждению «прошивки» — записанного в память ЭБУ алгоритма действий. В результате мотор начинает работать неправильно, но сигнал «check engine» не горит.

Как определить состояние электронных блоков ВАЗ

На автомобилях ВАЗ 2108 – 2115 ЭБУ находится в передней правой части салона, чуть ниже ящика «бардачка». Чтобы определить состояние ЭБУ, а также прочитать записи (лог) ошибок в его памяти, необходимо подключиться к диагностическому разъему, который на разных моделях установлен в различных местах. Ведь сигнал «check engine» информирует о наличии неисправности двигателя, но не сообщает какой именно. Да и код ошибки, который высвечивается на приборной панели современных автомобилей ВАЗ, не слишком информативен.

Диагностические разъемы расположены:

  • на ВАЗ 2108 – 21099 с низкой панелью рядом с ЭБУ, под «бардачком»;
  • на ВАЗ 2108 – 21099 с высокой панелью и 2113 – 2115 внутри центральной консоли;
  • на ВАЗ 2108 – 2115 с европанелью на панели рядом с пассажирской дверью.

Чтобы определить состояние ЭБУ и прочитать лог ошибок, необходимо подключить к разъему диагностический сканер. Несмотря на то, что стоимость недорогих моделей сканеров 2 – 4 тысячи рублей, желательно доверить эту работу специалисту с профессиональным оборудованием. Ведь недостаточно извлечь из памяти лог ошибки и с помощью справочника расшифровать его. Необходимо установить, что привело к неправильной работе двигателя. Правильно истолковать показания сканера может лишь опытный диагност, хорошо разбирающийся в ремонте инжекторных двигателей и топливных систем.

Можно ли устанавливать на авто другой модуль управления

На автомобили ВАЗ 2108 – 2115 устанавливают различные модели ЭБУ, которые относят к следующим семействам:

  • Январь 4, ставили на самые первые модели инжекторных двигателей. Они поддерживали лишь небольшое количество датчиков и обеспечивали впрыск топлива в общий воздушный коллектор;
  • Январь 5 – 6 устанавливали на более современные автомобили. Эти ЭБУ обеспечивали впрыскивание в каждый цилиндр по отдельности, но не поддерживали датчики кислорода;
  • Январь 7 начали ставить с 2007 года. Эти ЭБУ не уступают зарубежным аналогам и поддерживают все известные датчики, благодаря чему более эффективно управляют двигателем;
  • Различные модели GM. Эти ЭБУ в зависимости от класса, типа и стоимости аналогичны устройствам Январь 4 – 7;
  • Различные модели Bosch. Эти ЭБУ в зависимости от класса, типа и стоимости аналогичны устройствам Январь 4 – 7;
  • Различные модели Ителма. Эти ЭБУ в зависимости от класса, типа и стоимости аналогичны устройствам Январь 4 – 7.

Каждая модель даже в составе семейства или класса, подходит лишь для определенной комбинации двигателя, датчиков, проводки и прошивки. Поэтому даже различные модели в пределах одного семейства необходимо устанавливать лишь после консультации со специалистом по инжекторным системам. Даже если различные модели ЭБУ окажутся оснащенными одинаковыми электрическими разъемами, простая замена в лучшем случае приведет к плохой работе мотора.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector