2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что смазывается разбрызгиванием в двигателе

Система смазки

Между отдельными деталями двигателя, поверхности которых перемещаются одна относительно другой, возникает сила называемая силой терния. На преодоление сил трения затрачивается часть мощности двигателя; помимо этого трение приводит к износу деталей и их нагреву. Уменьшение сил трения достигается улучшением качества обработки поверхности, применением антифрикционных сплавов, шариковых и роликовых подшипников. Одним из наиболее эффективных способов уменьшения сил трения является смазка. Смазка, находящаяся между трущимися поверхностями, разделяет их, заменяя непосредственное трение деталей трением слоев смазки между собой. Помимо этого, масло охлаждает смазываемые детали и уносит твердые частицы, попавшие между ними.

В зависимости от размещения и условий работы деталей масло может подаваться под давлением, разбрызгиванием и самотеком. В автомобильных двигателях применяются все три способа подвода масла, при этом к наиболее нагруженным деталям масло поступает под давлением, а к остальным — разбрызгиванием и самотеком.

Для хранения, подвода, очистки и охлаждения масла применяют ряд приборов, маслопроводов и каналов, образующих систему смазки (система смазки двигателя ЗиЛ-130 на рис. 15).

Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130 показана на рис. 15, а. Масло из поддона картера через маслоприемник засасывается в масляный насос. Нижняя секция масляного насоса подает масло к радиатору, а оттуда в поддон катера двигателя. Верхняя часть под давлением через канал в задней перегородке блока цилиндров подает масло для очистки в корпус масляного фильтра.

Из фильтра масло поступает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока цилиндров, и далее в два продольных магистральных канала, выполненных в левом и правом рядах цилиндров. Из магистральных каналов масло под давлением подается к направляющим втулкам толкателей, к опорным шейкам распределительного вала — к шатунным подшипникам. Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора. В средней шейке распределительного вала выполнены отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров (1 раз при каждом обороте распределительного вала) пульсирующая струя масла подается в каналы головки цилиндров. Из этих каналов через пазы на опорных поверхностях стоек, оси коромысел и зазоры между стенками отверстий и болтом, проходящим через стойки, масло поступает внутрь полых осей коромысел (рис. 15, б) и через отверстия в стенках осей к втулкам.

Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече, поступает для смазки сферических опор штанг (рис. 15, в), а часть его попадает на стержни клапанов и механизмы их поворотов. В передней шейке распределительного вала имеется канал для подачи масла под давлением к упорному фланцу. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием и самотеком.

На стенки цилиндров масло выбрызгивается из отверстий в теле шатунов в момент их совпадения с масляным каналом коленчатого вала (рис. 15, г). Масло, снимаемое со стенок цилиндров маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке поршня отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна.

Распределительные шестерни смазываются маслом, поступающим самотеком по каналам для стока масла из головки цилиндров.

Масляный насос служит для создания необходимого давления в системе смазки. Насос (рис. 16) состоит из корпуса, внутри которого расположены одна или две пары шестерен. Одна из каждой пары шестерен насажена неподвижно на приводном валике, а другая свободно на оси. Приводной валик приводится в действие от косозубой шестерни на распределительном валу. При вращении шестерен насоса их зубья захватывают масло у входного отверстия, проносят у стенок корпуса и выдавливают в выходное отверстие.

В двигателе ЗиЛ-130 верхняя секция насоса подает масло в систему смазки и фильтр центробежной очистки, нижняя — к масляному радиатору.

Как в двигателе ЗиЛ-130 масляный насос расположен снаружи двигателя. Масло поступает к масляному насосу через маслоприемник с сетчатым фильтром.

Масляные фильтры. Качество масла в двигателе не остается постоянным, так как масло засоряется мелкой металлической пылью, появляющейся в результате износа деталей, частицами нагара, образовывающегося в результате сгорания его на стенках цилиндров. При высокой температуре деталей масло коксуется, образуются смолы и лакообразные продукты. Все эти примеси являются вредными и для их удаления применяют масляные фильтры.

Сведение о предприятии
Предприятие ОГУП «Родниковское АТП» состоит из общего массива обслуживающих и ремонтных участков, которое выполняет ремонт и обслуживание автомобилей, в том числе транспортные работы. Предприятие ОГУП «Родниковское АТП» находится в Ивановской обл. г. Родники Ул. Любимого д. № 30. На предприятии ОГУ .

Стоимость малоценного оборудования, инструмента, инвентаря
Расчет по этой статье ведется аналогично расчету по статье 5.1.3 и результаты расчетов сводим в таблицу 5.3 Таблица 5.3 Стоимость малоценного оборудования, инструмента, инвентаря Наименование оборудования Мо- дель Кол-во, ед. Цена за 1 шт., руб. Мощность, Квт СБАЛ, руб. до после до после до после 1 .

Проектирование поперечного профиля
Поперечный профиль размещается на свободном месте справа от чертежа. Для построения поперечного профиля на рассматриваемом пикете проводится сечение, перпендикулярное оси главного пути, а также на этой линии назначаются вспомогательные точки на расстоянии 20 метров от осей крайних путей. Затем для .

Система смазки

На всех двигателях ГАЗ система смазки смешанная под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением на всех двигателях смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала. На двигателе М-20, кроме того, смазываются под давлением толкатели. На верхнеклапанных двигателях М-21 и ГАЗ-13 под давлением смазываются коромысла.

Все остальные поверхности смазываются разбрызгиванием. На всех двигателях, кроме двигателя ГАЗ-13, осуществляется двойная очистка масла: грубая очистка пластинчатым щелевым фильтром, через который пропускается все масло, подаваемое насосом в магистраль, и тонкая очистка картонным щелевым пластинчатым фильтром, который включен в магистраль параллельно и пропускает часть масла, сливаемого в картер.

На двигателе ГАЗ-13 установлен цетробежный масляный фильтр, в который масло подается из картера одной из двух секций насоса. Реакция струй вытекающего из сопел масла вращает ротор, в котором происходит очистка масла. Очищенное масло сливается в картер.

На двигателях ГАЗ-51 и ГАЗ-12 масло охлаждается трубчатым воздушно-масляным радиатором, на двигателе ГАЗ-13 — водно-масляным радиатором.

Смазка двигателя осуществляется следующим образом.

Масло засасывается через плавающий маслоприемник шестеренчатым насосом и через перекидную трубку подается в масляный фильтр грубой очистки, откуда оно поступает в продольный масляный канал блока цилиндров, соединенный поперечными масляными каналами с подшипниками коленчатого и распределительного валов.

По кольцевым канавкам во вкладышах коренных подшипников и сверлениям (или трубкам) в коленчатом вале смазка подводится к шатунным шейкам. При вращении коленчатого вала масло, выдавливаемое из зазоров в шатунных подшипниках, разбрызгивается и в виде мелких брызг заполняет все картерное пространство, оседая на все поверхности деталей, в том числе на трущиеся. В нижней головке шатуна сделано небольшое отверстие, направленное в сторону распределительного вала. При совпадении этого отверстия с каналом в коленчатом вале из него выбрызгивается масло, попадающее на нижнюю часть цилиндра и на кулачки распределительного вала.

На передней цапфе распределительного вала сделаны две канавки, каждая из которых занимает часть окружности. Когда эта дуговая канавка соединяет поперечный масляный канал с отверстием в торце блока, в которое вставлена суженная к концу трубочка, масло выбрызгивается через последнюю в зацепление распределительных шестерен. Одна из канавок цапфы распределительного вала соединена с торцом цапфы радиальным и параллельным оси отверстиями, через которые смазываются торцы упорного фланца распределительного вала. Таким образом осуществляется пульсационная смазка распределительных шестерен и упорного фланца. На шестерни подаются две порции масла, а на фланец — одна за каждый оборот распределительного вала.

На двигателе М-20 смазка подводится к толкателям по двум наклонным каналам в два горизонтальных канала, каждый из которых проходит через четыре направляющих отверстия толкателей. Чтобы ограничить подвод масла к толкателям, наклонные каналы заглушаются специальными пробками с цилиндрическими наконечниками, входящими в каналы и уменьшающими сечение их.

На двигателях ГАЗ-51 и ГАЗ-12 сделаны специальные колодцы, в которые собирается масло, стекающее по стенкам клапанной коробки. Из этих колодцев по наклонным отверстиям масло поступает в направляющие отверстия толкателей.

На двигателе М-21 масло из задней опоры распределительного вала подается по вертикальному каналу в блоке и головке цилиндров через горизонтальный канал, канал и углубление в верхней полости головки, в зазор между шпилькой крепления стойки оси коромысел и- стойкой и далее в ось коромысел. Из оси по отверстиям в ней смазка поступает в коромысла, смазывает трущиеся поверхности коромысел и по сверлениям в коромысле и регулировочном болте поступает к верхнему наконечнику штанги толкателя. Стекающее по штанге масло смазывает нижний наконечник ее и попадает через отверстия в толкателе в его направляющую.

Канал, подводящий масло к задней опоре распределительного вала, соединяется с вертикальным каналом, подводящим смазку к органам распределения, двумя канавками, сделанными на цапфе вала.

На двигателе ГАЗ-13 смазка по системе каналов, аналогичных имеющимся в двигателе М-21, подается из второй и четвертой опор распределительного вала в оси коромысел и

Читать еще:  Что такое клапан двигателя внутреннего сгорания

смазывание детали распределения, как и на двигателе М-21.

Клапаны на всех двигателях смазываются масляным туманом.

В системе смазки всех двигателей имеется редукционный клапан, поддерживающий постоянным давление в системе смазки. Так как производительность масляного насоса больше пропускной способности всех подшипников, давление в системе смазки могло бы возрастать до опасных пределов. Редукционный клапан предотвращает возрастание давления.

На двигателях М-20, ГАЗ-12 и ГАЗ-51 реакционный клапан установлен в крышке масляного насоса. При возрастании давления в масляной магистрали пружина плунжера клапана сжимается давлением масла, плунжер перемешается в сторону спускного канала и перепускает часть масла из нагнетательного канала во впускной канал масляного насоса (фиг. 51).

На двигателях М-21 и ГАЗ-13 редукционный клапан установлен в передней части блока цилиндров с правой стороны. При возрастании давления в масляной магистрали плунжер под давлением масла сжимает пружину и открывает отверстие, через которое часть масла из магистрали выливается на двигателе М-21 в картер, а на двигателе ГАЗ-13 в клапанную коробку, из которой стекает в картер (фиг. 52).

На двигателях М-20, М-21, ГАЗ-12 и ГАЗ-51, где устанавливается фильтр грубой очистки, имеется перепускной клапан. В случае загустения масла или засорения фильтра, когда фильтр неспособен пропускать все масло через сеоя, клапан перепускает масло мимо фильтра.

Нормально в фильтр грубой очистки масло поступает через нижний впускной канал

(фиг. 60), снаружи элемента прожимается через щели между фильтрующими пластинами и из внутренней полости фильтрующего элемента попадает в верхний выходной канал, соединенный с продольным масляным каналом в блоке. При слишком большой вязкости масла или загрязнении фидьтра (перепад давления в фильтре превысит 0,8 кг>см2) открывается шариковый клапан и масло из масляного насоса поступает прямо в магистраль, минуя фильтр.

На двигателях ГАЗ-12 и ГАЗ-51, на которых устанавливается масляный радиатор, имеется еще клапан масляного радиатора, который служит для автоматического отключения радиатора при понижении давления в системе ниже 1 кг1см2. Этот клапан (фиг. 53) устанавливается на правой стороне блока цилиндров над приливом для масляного насоса и непосредственно соединен с нагнетательным каналом насоса. Пока давление в магистрали не

достигает 1 кг1см2, пружина прижимает шарик к седлу, и масло в радиатор не поступает. Когда давление превышает 1 кг/см2, клапан открывается, и масло начинает поступать в радиатор.

Все клапаны регулируются на заводе и изменять их регулировку не рекомендуется.

На все двигатели устанавливаются датчики масляного манометра. На двигателе ГАЗ-13 датчик установлен в передней части блока цилиндров и соединен сверлениями с основной масляной магистралью. На всех остальных двигателях датчик помещается на корпусе масляного фильтра грубой очистки.

Описание масляного манометра дано в разделе Электрооборудование.

Давление в масляной системе всех двигателей поддерживается при средних оборотах двигателя (скорость около 50 км/час) в пределах 2—4 кг/см2. При холодном масле оно может повыситься до 4,5 кг/см2, а при высокой температуре масла (летом в жаркую погоду) — понизиться до 1,5 кг/см2.

При малых оборотах холостого хода (500 об/мин) на прогретом двигателе давление масла должно быть не менее 0,5 кг/см2.

Если давление в системе смазки не соответствует указанным нормам, следует найти и устранить причину ненормальности.

Верхняя часть картеров двигателей ГАЗ выполняется в одной отливке с цилиндрами.

Нижняя часть картера, или, как ее иначе называют, масляный картер, любого двигателя ГАЗ представляет собой штампованную из листовой стали деталь.

Все картеры, кроме картера двигателя ГАЗ-13, в передней части, расположенной над передней осью и поперечной рулевой тягой, мелки, а в задней — глубоки. Картер двигателя ГАЗ-13, наоборот, глубок в передней части и мелок в задней части, так как на этой машине в задней части проходит поперечная рулевая тяга. На всех картерах в месте перехода глубокой части к мелкой устанавливается горизонтальная перегородка, свисающая над глубокой частью. Эта перегородка предотвращает забрасывание мелкой части картера волнами масла, возникающими при движении автомобиля.

На двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12 устанавливается еще горизонтальная перегородка в задней части картера, примыкающая непосредственно к задней стенке его. Эта перегородка предохраняет заднее уплотнение картера от ударов волн масла. Перегородки гасят возникающее волновор движение масла.

Все картеры имеют отверстия для слива масла, закрываемые резьбовыми пробками. Пробки уплотняются сталеасбестовыми прокладками, состоящими из стальной оболочки и асбестового сердечника. Для завертывания пробки к стенке картера с внутренней стороны приваривается фланец, в котором нарезается резьба. К картерам прикрепляются заклепками или болтиками патрубки для слива масла из фильтров тонкой очистки и масляных радиаторов, а к картерам двигателей М-20 и М-21—патрубки измерителей уровня масла. Под все патрубки устанавливаются паронитовые прокладки.

Плоскость разъема картера с блоком двигателя ГАЗ-13 ниже оси коленчатого вала на 75 мм , у остальных двигателей — на 4 мм .

Для крепления к блоку на картерах имеется фланец с отогнутым книзу краем и штампованными ребрами (зигами). придающими достаточную жесткость фланцу. Между фланцем картеров и фланцами блоков помещаются пробковые прокладки. Для равномерной затяжки прокладок болты крепления картеров расположены на небольшом расстоянии один от другого.

На двигателе ГАЗ-13 имеется плоский фланец по всему периметру картера. Фланец уплотняется одной общей прокладкой, которая по бокам прилегает к фланцу блока, спереди — к крышке распределительных шестерен, а сзади — к крышке заднего коренного подшипника. Плоскость разъема крышки заднего коренного подшипника с блоком и ее боковые поверхности уплотняются специальными резиновыми прокладками (фиг. 26).

Картеры остальных двигателей имеют плоские фланцы по бокам и цилиндрические по торцам. По бокам они прилегают к фланцам блоков, сзади — к цилиндрическому гребню крышки заднего коренного подшипника, на котором имеются круговые выступы, а спереди на двигателе М-21— к литой крышке распределительных шестерен, выполненной снизу но цилиндру, на остальных двигателях — к специальной литой из цинкового сплава скобе уплотнения передней части картера.

Таким образом, прокладки этих картеров состоят из четырех частей: правой, левой, передней и задней. На двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12 передняя и задняя пробковые прокладки одинаковы. Для фиксации передних и задних прокладок фланцы отбуртованы во внутрь перпендикулярно к образующей цилиндра, а к торцовым стенкам картера привариваются специальные держатели прокладок (фиг. 35).

Измерители уровня масла представляют собой стальные стержни прямоугольного сечения, на которые нанесены метки О и П, означающие: О — нижний предельно допустимый уровень масла (при уровне масла в картере ниже этой метки эксплуатировать двигатель опасно), П—верхний уровень масла, выше которого не следует держать масло в картере, так как это может привести к забрасыванию свечей маслом, повышенному угару масла и образованию нагара на стенках камер сгорания и поршнях. На стержне указателя имеются цифры, обозначающие модель двигателя. Указатель с цифрами 51 устанавливается также на двигатель ГАЗ-12.

Верхний конец измерителя загнут, образуя рукоятку, за которую его вынимают, и вставляют в трубку. В средней части измерителя закреплен колпачок, в котором размещается уплотнительная войлочная шайба. Для удержания в трубке измерители двигателей ГАЗ-51 и М-20 в середине, под самым колпачком, рассечены вдоль на три части. На стержнях измерителей ГАЗ-13 и М-21 для этой цели.сделан волнообразный изгиб под колпачком.

На двигателях ГАЗ-51, ГАЗ-12 и ГАЗ-13 трубка измерителя уровня масла запрессовывается в блок цилиндров, а на двигателях М-20 и М-21 устанавливается и закрепляется в специальном патрубке, прикрепленном к масляному картеру.

На всех двигателях измеритель уровня масла расположен с левой стороны.

Cистема смазки двигателя.

Система смазки двигателя автомобиля, мотоцикла, или любой другой техники, выполняет важную функцию, которая заключается в подводе достаточного количества моторного масла к трущимся деталям, необходимого для уменьшения трения за счёт создания масляной плёнки между трущимися (сопряжёнными деталями), а так же для охлаждения их поверхностей, удаления частиц металла, которые образуются от износа деталей, ну и для защиты деталей от коррозии. В этой статье мы подробно рассмотрим устройство и основные детали смазочной системы современного четырёхтактного двигателя, возможные неисправности системы и другие нюансы.

В двигателях всех серийных современных автомобилей и мотоциклов (и другой современной техники) применяют комбинированную систему смазки, при которой наиболее нагруженные трущиеся детали смазываются под давлением масла, а остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием.

В систему смазки двигателя входят: масляный насос (как правило шестерёнчатый), масляный фильтр, маслозаливная горловина с крышкой, щуп (стержень) для измерения необходимого уровня масла в картере двигателя (точнее в поддоне), поддон картера, датчик и указатель давления масла, а так же датчик и указатель температуры масла (на некоторых автомобилях и мотоциклах с воздушно-масляным охлаждением), система вентиляции картера, ну и самая ответственная и важная деталь — датчик и контрольная лампа давления масла в системе.

Все эти детали показаны на принципиальной схеме устройства и работы системы смазки на рисунке чуть выше.

Принцип работы системы смазки двигателя.

После запуска двигателя масло из поддона 1 картера через маслоприёмник 2 снабжённый мелкой металлической сеткой засасывается масляным насосом 3 и далее подаётся через масляный фильтр и очищается в нём (подробнее о масляном фильтре и о том, как его правильно выбрать, что бы не навредить двигателю, я написал в отдельной статье вот здесь). Далее масло попадает в главный масляный канал 8, который просверлен вдоль блока цилиндров двигателя.

Читать еще:  Двигатель 157qmj 150cc технические характеристики

Затем моторное масло подаётся из главного масляного канала по каналам 9 к коренным подшипникам скольжения (вкладышам), а из них по сверлениям 16 в щёках и шейках коленвала масло подводится к шатунным подшипникам скольжения (вкладышам). Затем из шатунных подшипников через сверления в нижних головках шатунов масло выходит и разбрызгивается на другие детали двигателя (поршни, стенки цилиндров, поршневые пальцы и кольца), за счёт вращения коленвала на оборотах.

Ну и одновременно по каналам 15 в блоке двигателя и каналу 14 в головке цилиндров моторное масло из главной магистрали под давлением поступает во внутренний канал 12 распределительного вала, и далее по каналу через сверления к подшипникам скольжения распредвала, а также к кулачкам и осям 11, ну и для смазки коромысел 13 и других деталей привода клапанов механизма ГРМ.

На более современных моторах масло под давлением поступает также в гидрокомпенсаторы зазоров клапанов. Так же на многих двигателях под давлением дополнительно смазываются подшипники вала привода масляного насоса и распределителя зажигания и шестерни привода масляного насоса.

А у некоторых машин и мотоциклов (с цепью в приводе распредвала) также смазываются ведомая звёздочка и цепь привода распредвала, ну и натяжное устройство цепи.

На многих двигателях масло, вытекающее из зазоров опор (постелей) распределительного вала, попадает не регулировочные шайбы (если нет гидрокомпенсаторов), смазывает толкатели, стержни и направляющие втулки клапанов и заполняет в головке цилиндров масляные ванны для смазки кулачков распредвала. После всего моторное масло стекает в поддон картера, где масло вновь засасывается масляным насосом и цикл повторяется.

Остальные детали, механизмы и приборы двигателей большинства серийных машин смазываются разбрызгиванием моторного масла, которое вытекает из зазоров между вращающимися и трущимися деталями.

Детали системы смазки двигателя .

Ниже будут рассмотрены детали смазочной системы современных двигателей, их назначение и устройство, а также будут даны соответствующие ссылки на более подробное рассмотрение, или ремонт некоторых деталей.

Шестерёнчатый масляный насос предназначен для закачивания масла из поддона двигателя в систему, создания необходимого давления масла в системе и подачи моторного масла к трущимся поверхностям деталей мотора.

На большинстве машин он шестерёнчатый и состоит из корпуса 5 (см. рис 1) в котором устанавливаются две шестерни: ведомая и ведущая. Ведомая шестерня свободно вращается на оси 7, а ведущая шестерня жёстко крепится на валу 8 с шестерней, которая находится в зацеплении с винтовой шестерней 9 привода.

Также в корпусе масляного насоса установлен редукционный клапан 2. На некоторых машинах насосы могут несколько отличаться деталями привода и расположением шестерней (у более производительных насосов шестерни могут быть с внутренним зацеплением, как на рисунке 1 а), но принцип работы у них один.

Выработка или неисправности в масляном насосе могут стать причиной пониженного давления масла, и подробно о масляном насосе, его диагностике и ремонте можно почитать вот тут.

Масляный фильтр предназначается для очистки моторного масла от мелких частиц металла и других загрязнений, образующихся от износа трущихся деталей двигателя. На большинстве серийных автомобилей и мотоциклов устанавливается по одному масляному фильтру, через который проходит и фильтруется всё моторное масло, подаваемое масляным насосом. И такие фильтры называются полнопоточными.

На большинстве автомобилей и мотоциклов устанавливают неразборный полнопоточный фильтр (см. рис 2 а) который состоит из корпуса 1, в котором имеется фильтрующий элемент 6, а также имеется перепускной 4 и дренажный 3 клапаны.

Дренажный клапан представляет собой манжету изготовленную из маслостойкой резины, которая беспрепятственно пропускает масло в корпус фильтра, но не допускает вытекать маслу из корпуса фильтра в поддон неработающего двигателя. Это позволяет постоянно сохранять некоторый запас моторного масла внутри корпуса фильтра и каналах и это обеспечивает быструю подачу масла к трущимся деталям во время и после запуска двигателя.

Перепускной клапан обеспечивает подачу неочищенного масла к трущимся поверхностям минуя фильтр, если он слишком сильно загрязнён. Оба клапана, как дренажный, так и перепускной являются важными деталями системы смазки и при их неисправностях могут возникнуть неприятности — подробнее об этом советую почитать вот тут.

На некоторых автомобилях и мотоциклах (например автомобиль Москвич и мотоцикл Урал) фильтрующий элемент 11 сменный (см. рис 2 б) и его планово меняют после определённого пробега, а корпус 1 остаётся на двигателе.

Ну и на некоторых автомобилях и мотоциклах (например автомобиль Запорожец и мотоцикл Днепр) нет масляного фильтра, а роль маслоочистителя выполняет центрифуга. Во время работы мотора, масло заполняющее полость внутри центрифуги (которая закреплена на коленвалу), вращается вместе с ней и коленвалом с большой скоростью.

И под действием центробежной силы, твёрдые частицы и примеси, находящиеся в моторном масле, отделяются от него и оседают на стенках корпуса и крышки центрифуги, а очищенное масло поступает в главный масляный канал.

Вентиляция картера служит для поддержания нормального давления в картере двигателя и для удаления из него паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров мотора и вызывающих коррозию деталей, загрязнение и разжижение масла.

Кроме этого, прорывающиеся в картер мотора отработанные газы, могут повысить давление в картере и это приведёт к выдавливанию уплотнений (сальников) и появлению утечек масла при работающем двигателе.

Чтобы этого избежать и служит вентиляция картера, с помощью принудительного отсоса газов из картера мотора, через предназначенный для этого вытяжной шланг, воздухоочиститель, карбюратор и впускной коллектор в цилиндры.

На некоторых автомобилях отсос картерных газов в смесительную камеру карбюратора регулируется с помощью специального золотника 1 (см. рис 4), который расположен на оси дроссельных заслонок карбюратора. При работе мотора на малых оборотах на холостом ходу, картерные газы отсасываются в небольшом количестве через калиброванное отверстие 2 золотникового устройства.

А при открытии дроссельных заслонок, вместе с их оськой поворачивается золотник и через имеющуюся в нём канавку сообщает шланг 5 для отвода картерных газов непосредственно с задроссельным пространством карбюратора.

Но разряжение в задроссельном пространстве при этом уменьшается, а на входе в карбюратор возрастает и поэтому отсасывание картерных газов больше пойдёт через корпус воздушного фильтра (минуя фильтрующий элемент) и это увеличивает интенсивность вентиляции картера двигателя.

Н а более современных машинах при работе картерные газы по штуцеру и вытяжному шлангу 15 поступают в корпус маслоотделителя 14, где благодаря завихрению в сетке 13 происходит отделение масла от газов и последующее его возвращение в поддон двигателя.

Далее очищенные от масла картерные газы могут отсасываться двумя путями, первый из которых — это по шлангу 5 и трубопроводу 3, когда мотор работает на холостых оборотах и дроссельные заслонки закрыты. Картерные газы из шланга 5 через калиброванное отверстие штуцера карбюратора поступают в задроссельное пространство, и там подмешиваются к горючей смеси и далее по впускному коллектору 3 попадают в цилиндры мотора.

А второй путь — это по шлангу 12, в момент когда дроссельные заслонки открыты, картерные газы поступают в воздушный фильтр и вместе с очищенным воздухом поступают в карбюратор, а роль пламегасителя выполняет сетка 13.

Об усовершенствовании системы вентиляции картера старых автомобилей можно почитать вот здесь.

Масляный радиатор служит для охлаждения масла и устанавливается как правило на автомобилях и мотоциклах с двигателями с воздушно-масляным охлаждением (моторы без жидкостной системы охлаждения).

Но масляный радиатор может устанавливаться и на машинах с жидкостным охлаждением и устанавливают его чаще всего на форсированные моторы, у которых обороты и температура масла может быть выше, чем у обычных серийных машин.

Неисправности и техобслуживание системы смазки.

О системе смазки и её неисправностях я уже писал и об этом можно почитать вот тут. А здесь будут затронуты только основные и важные моменты.

Самой распространённой неисправностью является подтекание моторного масла, которое обнаруживается очень легко внешним осмотром двигателя и по масляным пятнам на полу гаража или стоянки. А чтобы конкретно выявить места утечки масла на двигателе, его следует хорошенько отмыть (о правильной мойке мотора читаем тут).

После мойки заводим мотор и дав ему поработать несколько минут, осматриваем его в местах сальников и прокладок. Точные места утечки масла как правило сразу обнаруживаются. Устраняются утечки довольно просто — подтяжкой крепежа или заменой прокладок (если не помогает подтяжка) и сальников новыми.

Ещё одной распространённой, но очень важной неисправностью, которая может привести к серьёзным неприятностям (клину двигателя и его кап ремонту — шлифовке коленвала) — это пониженное или повышенное давление масла. О понижении давления масла подскажет датчик давления масла и подробно о нём читаем тут.

Как и чем точно проверить давление масла в системе смазки я уже писал вот в этой статье и в ней же подробно описаны причины недостаточного давления масла и методы их устранения.

Но основные методы устранения недостаточного давления масла — это ремонт масляного насоса (как его отремонтировать ссылка выше в тексте) и шлифовка коленвала, которая позволяет восстановить правильные зазоры в подшипниках коленвала и восстановить нужное давление масла.

Читать еще:  Что значит рестайлинговый двигатель

Также недостаточное давление масла может быть и при износе подшипников (постелей) распределительного вала, а как их восстанавливают читаем здесь.

Также на любом моторе может быть наоборот повышенное давление и это тоже считается неисправностью, так как при повышении давления возникнут утечки от выдавливания сальников и уплотнений. Как правило повышение давления масла происходит из-за применения моторного масла большей вязкости, чем рекомендует завод изготовитель двигателя.

Также повышенное давление происходит от загрязнения масляных магистралей (маслопроводов) или от заедания редукционного клапана в закрытом положении. Эти неисправности как правило происходят от несвоевременного техобслуживания и наличия грязи в системе смазки двигателя.

На большинстве двигателей автомобилей и мотоциклов нормальное давление масла на прогретом моторе (при повышении оборотов коленвала близких к максимальным) должно быть в пределах 3,5 — 4,5 кг/см².

Ещё одна распространённая неисправность — это повышенный расход масла (более 35 — 40 грамм на 100 км пробега). Такая неисправность возникает от повышенного уровня масла в картере, от сильных утечек, но чаще всего возникает от попадания масла в камеры сгорания мотора вследствие большого износа ЦПГ (цилиндропоршневой группы).

Устраняется эта неисправность проверкой и доводкой уровня масла в картере до нормы, заменой прокладок и сальников, ну и конечно же капитальным ремонтом двигателя. А как сделать именно правильный капремонт мотора, чтобы он стал лучше нового, очень советую почитать вот эту статью.

Техническое обслуживание системы смазки.

ТО смазочной системы заключается в проверке необходимого уровня моторного масла в картере (поддоне) двигателя с помощью щупа и доведения уровня до нормы. А так же заключается в проверке нормальной герметичности уплотнений, очистке и промывке системы вентиляции картера, своевременной замене масла (лучше раньше установленного заводом срока), промывке центробежного фильтра (центрифуги) или своевременной замены фильтра (фильтрующего элемента).

В этой статье были затронуты основные моменты по устройству, неисправностям и техническому обслуживанию системы смазки двигателя, которые надеюсь будут полезны для новичков, успехов всем.

3. Система смазки

Смазка двигателя мотоцикла комбинированная: часть деталей смазывается маслом под давлением от масляного насоса, часть — разбрызгиванием

Для увеличения долговечности двигателя в системе смазки установлен полнопоточный бумажный фильтр (масляный фильтр).

Масляным резервуаром двигателя служит нижняя часть картера и поддон. Односекционный шестеренчатый масляный насос 24 получает вращение от распределительного вала через шестерню и соединительную штангу 2.

Работа системы смазки

Масло заливают в картер двигателя с левой стороны через заливное отверстие, закрываемое пробкой с маслоизмерительным стержнем-щупом. Из резервуара неочищенное масло через сетчатый фильтр подается шестеренчатым насоеом по вертикальному каналу в горизонтальную трубу — канал 8 для прохода к передней крышке картера двигателя, где расположен масляный- фильтр 10.

Через канал в наконечнике и кольцевую проточку пробки 24 (см. 5) очищенное масло поступает во вторую горизонтальную трубку — главную магистраль 11 (см. 7) системы смазки.

При засорении фильтрующего элемента, а также при холодном масле на. непрогретом двигателе давление в масломагистрали возрастает, и при 0,07—0,09 МПа (0,7—0,9 кгс/см2) открывается перепускной шариковый клапан 9, и масло поступает в главную магистраль системы смазки через кольцевую проточку пробки, минуя фильтрующий элемент.

Из главной магистрали масло по каналам в передней стенке картера и в корпусе заднего подшипника подается к двум специальным маслоуловителям 5. Маслоуловители вращаются вместе с цапфами коленчатого вала, к наружным стенкам которых они крепятся винтами. При вращении маслоуловителей масло очищается и стекает в полости пальцев коленчатого вала, откуда через отверстия под действием центробежных сил устремляется в роликовые подшипники нижних головок шатунов.

Лишнее масло выливается из маслоуловителей и шатунных подшипников и под действием центробежных сил разбрызгивается по всему картеру.

Масляными брызгами смазываются рабочие поверхности толкателей и кулачки распределительного вала. Быстродвижущиеся части крнвошипно-шатун- иого механизма и интенсивное разбрызгивание масла способствуют образованию в картере масляного тумана, которым смазываются рабочие поверхности цилиндров, поршневые пальцы, верхние головки шатунов, направляющие толкателей, коренные подшипники и другие трущиеся детали, расположенные в картере двигателя.

Через отверстия в картере около направляющих втулок толкателей распыленная смазка попадает в кожухи штанг, оседает в них. и стекает в головку цилиндров. Здесь она разбрызгивается клапанными пружинами и смазывает клапаны и коромысла. Излишек масла стекает по отверстию в головках и по трубе, запрессованной в ребрах цилиндров, обратно в картер.

Осевшее в виде капель на стенках картера и деталях масло стекает в масляный резервуар. Задний подшипник (бронзовая втулка) распределительного вала смазывается маслом, разбрызгиваемым ведомой шестерней через отверстие в картере и подшипнике.

Для стока масла, накапливающегося перед сальником маховика, имеется специальный канал в корпусе заднего подшипника.

Разбрызгиваемое масло почти не попадает на верхнюю стенку левого (по ходу мотоцикла) цилиндра, поэтому к нему подведен канал 16, через который масло подается под давлением в кольцевую канавку на фланце цилиндра. Затем оно поступает через отверстия к верхней стенке и обильно ее смазывает.

Вытекающее из маслопроводной трубки 19 масло попадает на шестерню коленчатого вала и переносится зубьями большой шестерни к шестерне генератора. Избыточное масло стекает вниз и через сливное отверстие в передней стенке картера возвращается в масляный резервуар. Для предохранения от просачивания масла из картера к сцеплению предусмотрено маслоотража- тельное кольцо и резиновый сальник на ступице маховика, для предохранения от попадания масла к прерывателю — резиновый сальник.

Уход за системой смазки

При ежедневном профилактическом осмотре следует проверять наличие масла в картере двигателя и при необходимости доливать его.

На маслоизмерительном стержне нанесены две риски, показывающие нижний и верхний предельные уровни масла. При проверке уровня масла надо протереть стержень и опустить его в картер, не завертывая пробку.

Через первые 500 и каждые 2 500 км пробега мотоцикла масло в картере двигателя нужно менять.

Перед сливом масла двигатель следует прогреть. Лучше всего сливать отработанное масло сразу после возвращения из поездки. Одновременно сливают отстой из корпуса, масляного фильтра. Перед заменой масла следует тщательно очистить от грязи поверхности пробок сливного и наливного отверстий картера и пробку масляного фильтра и снять выхлопные трубы (см. главу 1 раздела XI). Затем слить отработанное масло из картера и полости масляного фильтра, для этого вывернуть сливную пробку 27 и пробку 24 фильтра (см. 5), снять с наконечника пробки масляный фильтр, промыть его в бензине и дать стечь. После этого окунуть фильтр в масло, подготовленное к заправке двигателя, установить в фильтр уплотнительную резиновую втулку, затем фильтр с втулкой надеть на наконечник пробки 24 и завернуть пробку в переднюю крышку. Завернуть сливную пробку 27 поддона.

Залить свежее масло по верхнюю метку маслоизмерительного стержня, пустить двигатель- и дать ему поработать 3—5 минут, что необходимо для заполнения маслом всех масляных каналов. Остановить двигатель, через 3—5 минут снова проверить уровень масла и долить до верхней метки щупа.

Заправочная емкость системы смазки двигателя — 2,0 л.

В зимнее время масло перед заливкой следует разогреть. Заливать масло из чистой посуды, не допуская попадания в картер двигателя пыли, грязи н влаги.

Масляный фильтр рекомендуется заменять через 5 000 км пробега. Перед сменой фильтра нужно промыть систему смазки двигателя. Для этого залить в картер 1—2 л свежего масла (желательно веретенного), запустить двигатель и дать ему проработать на малой частоте вращения холостого хода 2—3 минуты. Затем слить масло из поддона, крышек головок и полости масляного фильтра.

Предупреждение! 1. Перепускной клапан строго тарирован на давление 0,07—0,09 МПа (0,7—0,9 кгс/см2), поэтому разбирать клапан запрещается.

2. Завертывать пробку фильтра осторожно, чтобы не повредить уплотни- тельное резиновое кольцо.

3. При эксплуатации мотоцикла уровень масла в картере двигателя следует поддерживать вблизи верхней метки маслоизмерительного стержня.

‘4. При понижении уровня масла до нижней метки стержня дальнейшее движение мотоцикла недопустимо.

5. Эксплуатация двигателя без масляного фильтра не рекомендуется. Однако если нет возможности его приобрести, можно эксплуатировать двигатель и без масляного фильтра. Для этого нужно вынуть отработанный фильтр, завернуть пробку и продолжать эксплуатацию мотоцикла.

При первой возможности поставить новый фильтрующий элемент, так как эксплуатация двигателя без этого элемента увеличивает износ деталей и снижает срок службы двигателя.

Смотрите также:

7. Система смазки. Между отдельными деталями двигателя, поверхности которых перемещаются одна относительно другой, возникает сила.

Система смазки двигателя комбинированная: к смазываемым поверхностям масло подается под давлением и разбрызгиванием.

Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала.

Применяют три типа систем централизованной смазки — однолинейные, двухлинейные и многолинейные.

Переключатель снабжен клапаном для автоматического отключения масляного радиатора от системы смазки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector