1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что самотеком смазывается в двигателе

Что самотеком смазывается в двигателе

При работе двигателя возникает трение в кривошипно-шатунном и распределительном механизмах между следующими деталями: поршнями и стенками цилиндров; шейками и подшипниками коленчатого вала; поршневым пальцем и верхней головкой шатуна (или бобышками поршня); зубьями шестерен распределительного механизма; шейками и подшипниками распределительного вала; кулачками распределительного вала и тарелками толкателей; толкателями и их направляющими; клапанами и направляющими втулками.

При недостаточной подаче масла двигатель перегревается, выплавляются подшипники и заклиниваются поршни в цилиндрах. Слишком обильная смазка приводит к тому, что масло проникает в камеры сгорания, где оно сгорает, в результате чего на днищах поршней, на стенках камер сгорания и на клапанах отлагается нагар; попадая на электроды запальных свечей, масло нарушает их работу и двигатель начинает работать с перебоями.

К трущимся деталям двигателя масло может подаваться под давлением, разбрызгиванием и самотеком.

В современных двигателях чаще применяется комбинированная система смазки — под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Под давлением смазываются наиболее нагруженные и вращающиеся с большой скоростью детали: коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, шестерни распределительного механизма, иногда поршневые пальцы. Остальные детали смазываются обычно разбрызгиванием: масло выдавливается из зазоров и специальных отверстий в шатунных подшипниках.

Реже масло под давлением подается только к коренным и шатунным подшипникам, а остальные детали смазываются разбрызгиванием масла при помощи черпачков, имеющихся на крышках нижних головок шатунов. Черпачки при вращении вала двигателя погружаются в масло, находящееся в лотках масляного корыта, подхватывают масло и разбрызгивают его на поверхности всех деталей и на стенки цилиндров (двигатель ГАЗ-ММ).

К системе смазки двигателя относятся: масляный насос; маслопроводы (трубки и сверления); фильтры; редукционный клапан; маслозащитные приспособления (сальники, маслосгонная резьба и т.п.); указатель уровня масла; манометр (электрический или механический); масляный радиатор.

А. Схема смазки двигателя ГАЗ-51

Схема смазки двигателя ГАЗ-51 приведена на рис. 53 и 54.
Рис. 53 — Схема смазки двигателя ГАЗ-51:
28 — датчик манометра; 29 — указатель манометра; 30 — канал.
(Наименование деталей 1-27 то же, что и на рис. 54)

Рис. 54 — Схема системы смазки двигателя ГАЗ-51:
1 — плавающий маслоприемник; 2 — трубка маслоприемника; 3 — масляный насос; 4 — выходная трубка масляного радиатора; 5 — перепускной канал редукционного клапана; 6 — редукционный клапан; 7 — кран включения масляного радиатора; 8 — предохранительный клапан; 9 — входная трубка масляного радиатора; 10 — масляный радиатор; 11 — масляный карман; 12 — отверстие в нижней головке шатуна; 13 — канал; 14 — пробка спускного отверстия; 15 — крышка фильтра тонкой очистки; 16 — корпус фильтра тонкой очистки; 17 — фильтрующий элемент; 18 — центральная трубка фильтра; 19 — входная трубка фильтра тонкой очистки; 20 — выходная трубка фильтра тонкой очистки; 21 — маслоналивной патрубок; 22 — фильтр грубой очистки; 23 — главная масляная магистраль; 24 — сверление в картере; 25 — сверление в коленчатом валу; 26 — входная трубка фильтра грубой очистки; 27 — нижняя часть картера (поддон).

Масло из нижней части картера (поддона) 27 поступает в насос 3 через плавающий маслоприемник 1 с сетчатым фильтром по трубке 2 и сверлениям в картере двигателя. Благодаря плавающему маслоприемнику в насос 3 идет всегда наиболее чистое масло из верхних слоев.

Из насоса масло по сверлениям в картере и по трубке 26 нагнетается в фильтр 22 грубой очистки, где очищается от относительно крупных частиц механических примесей и осадков. Пройдя фильтр 22, большая часть масла поступает в главную магистраль 23, а часть по трубке 19 ответвляется в фильтр 16 тонкой очистки, задерживающий более мелкие частицы механических примесей и осадков. Из фильтра тонкой очистки масло возвращается по трубке 20 в поддон через маслоналивной патрубок 21.

Из главной магистрали 23 масло по сверлениям 24 в ребрах картера двигателя поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого вала и по каналам 13 к подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников масло по сверлениям 25 в щеках коленчатого вала подводится к шатунным подшипникам. От переднего подшипника распределительного вала масло поступает по каналу 30 к шестерням распределительного механизма и к упорной шайбе 18 (см. рис. 26), ограничивающей осевое смещение вала.

Остальные детали кривошипно-шатунного и распределительного механизмов смазываются разбрызгиванием, т. е. масло выдавливается из зазоров в шатунных подшипниках и разбрызгивается в виде мельчайших частиц. Частицы масла оседают на стенках цилиндров, толкателях, кулачках распределительного вала и проникают к поршневым пальцам через отверстия в верхних головках и втулках шатунов.

Дополнительно правая (наиболее нагруженная) часть стенок цилиндров, толкатели и кулачки распределительного механизма смазываются струйками масла, выбрасываемыми из отверстий 12 (рис. 54) в нижних головках шатуна в моменты совпадения этих отверстий со сверлениями 25 в шейках коленчатого вала (направленное разбрызгивание). Кроме того, стержни толкателей смазываются маслом, скапливающимся в масляных карманах 11 и поступающим к ним самотеком по сверлениям в стенке кармана.

Следовательно, система смазки двигателя ГАЗ-51 комбинированная, т.е. масло подается к трущимся деталям под давлением, разбрызгиванием и самотеком.

Улучшает охлаждение масла при работе автомобиля в тяжелых условиях или при высокой температуре воздуха масляный радиатор. Он включается поворотом крана 7.

Малые зазоры между трущимися деталями, а также масляные фильтры оказывают значительное сопротивление проходящему через них маслу, подаваемому насосом. Вследствие этого в масляной магистрали возникает гидравлическое давление, предельная величина которого ограничивается редукционным клапаном 6.

Давление масла в магистрали проверяется по электрическому манометру, датчик 28 которого установлен на корпусе фильтра грубой очистки, а указатель 29 — на щитке приборов автомобиля. Применяются также манометры с трубчатой пружиной или диафрагмой — так называемые механические манометры (автомобили ЗИС-5М, «Москвич»).

Читать еще:  Блок управления двигателем газель схема
Б. Схема смазки двигателя ЗИС-120

Система смазки двигателя ЗИС-120 тоже комбинированная: под давлением, разбрызгиванием и самотеком.

Из нижней части картера (поддона) масло поступает через сетчатый фильтр маслоприемника 1 (рис. 55) в насос 2, нагнетающий масло по каналу 11, образованному трубкой и сверлениями в ребре верхней часта картера двигателя, в фильтр 5 грубой очистки. Из фильтра большая часть масла поступает в главную магистраль 3, а меньшая часть — в фильтр 7 тонкой очистки, откуда стекает по каналу в корпусе фильтра и блока цилиндров в поддон.
Рис. 55 — Схема смазки двигателя ЗИС-120:
1 — маслоприемник; 2 — масляный насос; 3 — главная масляная магистраль; 4 — плунжер редукционного клапана; 5 — фильтр грубой очистки; 6 — пружина редукционного клапана; 7 — фильтр тонкой очистки; 8 — канал в шатуне; 9 — канал; 10 — сверление в коленчатом валу; 11 — вертикальный канал.

Из главной магистрали масло подается по сверлениям в верхней части картера к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников масло пo сверлениям 10 в щеках коленчатого вала подводится к шатунным подшипникам, а оттуда к поршневым пальцам по каналам 8, высверленным в теле шатунов.

Шестерни распределительного механизма смазываются маслом, вытекающим из отверстия в плунжере 4 редукционного клапана, ограничивающего максимальное давление масла в системе смазки. К остальным деталям (зеркало цилиндров, стержни клапанов, толкатели, кулачки распределительного вала) масло подается, так же как и в двигателе ГАЗ-51, разбрызгиванием, т.е. выдавливается из зазоров и специальных отверстий в шатунных подшипниках.

К стержням толкателей (так же, как на двигателе ГАЗ-51) масло дополнительно поступает самотеком по каналам 9 из масляных карманов.

В. Схема смазки двигателя ГАЗ-ММ

В двигателях ГАЗ-ММ применена система комбинированной смазки под давлением и разбрызгиванием масла черпачками при постоянном уровне масла.

Масло, наливаемое в картер через маслоналивной патрубок, заполняет масляные лотки 5 (рис. 56); излишек масла стекает в нижнюю часть картера (поддон).
Рис. 56 — Схема смазки двигателя ГАЗ-ММ:
1 — горизонтальный канал; 2 — нижняя часть картера (поддон); 3 — кольцевой канал; 4 — масляный насос; 5 — масляный лоток.

Насос 4 подает масло из поддона через сетчатый фильтр в кольцевой канал 3 между приводным валом насоса и окружающим его кожухом. Далее масло поступает в горизонтальный канал 1, проходящий вдоль клапанной коробки. Из этого канала масло поступает по трубкам и сверлениям к коренным подшипникам коленчатого вала и к двум крайним подшипникам распределительного вала. Средний подшипник распределительного вала и винтовые шестерни привода масляного насоса смазываются попутно маслом, поступающим в горизонтальный канал из насоса. Избыток масла из отверстия в переднем конце горизонтального канала 1 стекает в масляные лотки через картер шестерен распределительного механизма и смазывает эти шестерни.

Крышки шатунных подшипников снабжены черпачками 12 (см. рис. 32). Погружаясь при вращении коленчатого вала двигателя в масло, находящееся в лотках, черпачки подхватывают его и разбрызгивают. Мельчайшие капельки масла осаждаются на поверхности всех деталей, находящихся в картере, и на стенках цилиндров. К шатунным подшипникам масло проходит через отверстия в крышках у основания черпачков; омывание этих подшипников маслом улучшается благодаря отверстиям 13 в головках шатунов. К поршневым пальцам масляные капельки приникают через специальные отверстия в верхних головках шатунов.

К толкателям и стержням клапанов масляная пыль проникает из картера через отверстия в клапанной коробке.

Система смазки

Система смазки двигателя (рис. 9.1) комбинированная с сухим картером, и состоит из внешней и внутренней систем. К внешней системе относится масляный бак, масляный радиатор, маслоотстойник и трубопроводы. К внутренней системе относится масляный насос, внутренние полости и агрегаты двигателя.

Все трущиеся поверхности деталей двигателя смазываются одним из трех способов:

а) под давлением – масло под давлением поступает непосредственно на трущиеся поверхности по специальным каналам в деталях;

б) направленной струей, когда масло под давлением фонтанирует из специальных отверстий в строго определенном направлении и обильно покрывает трущиеся поверхности деталей, смазывая и охлаждая их;

в) барботажем или разбрызгиванием мелкораспыленного масла на трущиеся поверхности. Разбрызгиванием производится коленчатым валом и другими вращающимися деталями двигателя, расположенными в картере. При этом все свободные пространство внутри картера наполняется мельчайшими капельками масла (масляным туманом), которые проникают в зазоры между трущимися поверхностями или оседают на них.

Маслом под давлением смазываются все подшипники скольжения, за исключением втулок верхних головок шатунов, и подшипники качения рычагов клапанов верхних цилиндров.

Направленной струей смазываются и охлаждаются трущиеся поверхности цилиндро-поршневой группы.

Менее требовательны к смазке подшипники качения (коренной роликовый и коренной радиально-упорный шариковый подшипники) и зубчатые зацепления шестерен всех приводов смазываются посредством барботажа.

Циркуляция масла во внутренней масляной системе двигателя

Циркуляция масла в двигателе (рис. 9.1) обеспечивается масляным насосом МШ-8 (3). Из маслобака (16) по трубопроводу масло подводится к входному штуцеру насоса, входит в его нагнетающую ступень, откуда под давлением 5-6 кг/см2 поступает в канал задней крышки картера. Отжимая шарик перепускного клапана (17), отрегулированного на давление 0,5 кг/см2, масло входит в полость фильтра МФМ-25 (4) и очищается в нем от механических примесей. По выходе из фильтра масло расходится в двух направлениях:

а) основная доля масла через кольцевую канавку поступает во внутреннюю полость задней коренной шейки коленчатого вала. Откуда по каналу в его задней щеке попадает в полость шатунной шейки. Из этой полости масло выходит:

Читать еще:  Холодный двигатель троит 1zz

— по сеператорной трубке на лыску шатунной шейки для смазки втулки главного шатуна и пальцев прицепных шатунов;

— через отверстие диаметром 1,3 мм в болте крепления заглушки внутренней полости шатунной шейки и жиклер диаметром 1 мм запрессованный в заднюю часть шатунной шейки, — на смазку трущихся поверхностей деталей цилиндро-поршневой группы. Это масло непрерывно фонтанирует на гильзы цилиндров и поршни, обеспечивая их смазку и дополнительное охлаждение;

— по каналу в передней щеке коленчатого вала и внутреннюю полость передней коренной шейки на смазку шлицевого соединения привода водяного насоса и подшипника скольжения кулачковой шайбы, а также шестерней механизма газораспределения;

б) по каналу в верхнем приливе крышки масляного фильтра МФМ-25 к штуцеру для присоединения трубки наружного подвода масла к толкателям клапанов впуска и выпуска верхних цилиндров. Подшипники качения рычагов клапанов нижних цилиндров смазываются маслом, поступающим из картера самотеком по зазорам между толкателями и их направляющими.

Откачка масла из двигателя

Все масло, вытекающее из зазоров между деталями двигателя, фонтанирующее из отверстий попадает на вращающиеся детали, мелко разбрызгивается, смазывая трущиеся поверхности деталей, к которым оно под давлением не подводится, и стекает в нижнюю часть картера. Из нижней части картера масло сливается в масляный отстойник (1) следующими путями:

Система смазки

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

Распределительные шестерни смазываются маслом, поступающим самотеком по каналам для стока масла из головки цилиндров.

Цилиндры, втулки верхних головок шатунов, стержни клапанов, поршневые пальцы, толкатели и кулаки распределительного вала смазываются разбрызгиванием масла.

Шестерни привода распределительного вала смазываются маслом, стекающим из фильтра центробежной очистки, а привод прерывателя-распределителя и его шестерни •— маслом, поступающим из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров.

В системе смазки предусмотрен масляный радиатор, который установлен впереди радиатора системы охлаждения. Его включают и выключают краном.

Система смазки двигателя автомобиля КамАЗ показана на рис. 29. Из поддона масло через маслоприемник засасывается двумя секциями масляного насоса. Через канал в правой стенке масло из нагнетальной секции насоса подается в корпус полнопоточного фильтра, где оно очищается, проходя через два фильтрующих элемента, и поступает в главную масляную магистраль. Из главной масляной магистрали масло по каналам в перегородках блока подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел и по каналу в штангах клапанов — к толкателям. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по каналам в коленчатом валу. Масло, снимаемое со стенок цилиндров маслосъем-ным кольцом, через отверстия в канавке кольца и сверления в поршне отводится внутрь его и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головки шатуна. Из канала в задней стенке блока масло поступает под давлением по трубке к подшипникам компрессора. Из канала в передней стенке блока — для смазки подшипников топливного насоса высокого давления. Из главной масляной магистрали масло под давлением подается к термосиловому датчику, который расположен в переднем торце блока и управляет работой гидромуфты привода вентилятора в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения.

Масло из радиаторной секции насоса поступает к фильтру центробежной очистки и, проходя через радиатор, сливается в поддон. При закрытом кране включения масляного радиатора масло из центрифуги сливается в поддон картера через сливной клапан.

Для создания наилучших условий смазки в системе должно поддерживаться определенное давление, контроль за которым осуществляют при помощи указателей или контрольных ламп, принцип действия которых описан в разделе «Электрооборудование». Давление масла в системе смазки прогретого двигателя при скорости движения 40 км/ч на прямой передаче должно быть для ЗИЛ-130 0,2 . 0,4 МПа. При работе двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала давление может снижаться до 0,05 МПа. На двигателе ЗМЗ-53 при скорости 50 км/ч на прямой передаче давление масла должно быть не менее 0,25 МПа. Давление масла в системе смазки прогретого двигателя автомобиля КамАЗ при частоте вращения коленчатого вала 2600 мин-1 должно быть 0,45 . 0,5 МПа, а при 600 мин-1 — не менее 0,1 МПа.

Вместимость системы смазки двигателей ЗИЛ-130— 8,5 л, ЗМЗ — 8 л, КамАЗ — 23 л.

Масло выпускается из системы через сливное отверстие поддона картера, закрываемое пробкой.

Масляный насос служит для создания необходимого давления в системе смазки. Насос (рис. 30) состоит из корпуса, внутри которого расположены две пары шестерен. Две шестерни насажены неподвижно на приводном валике, а другие две — свободно на оси. Приводной валик приводится в действие от косозубой шестерни на распределительном валу (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53) или от шестерни на переднем конце коленчатого вала (КамАЗ-740). При вращении шестерен насоса их зубья захватывают масло у входного отверстия, проносят у стенок корпуса и выдавливают в выходное отверстие.

Популярное на сайте:

Разработка технологических маршрутов ремонта изделия и его сборочных единиц
Данный раздел разрабатывается на основе структурной схемы изделия. Таблица технологических маршрутов дает возможность определить номенклатуру ремонтных операций или видов работ и последовательность их выполнения для изделия и его сборочных единиц Чаще всего к таким ремонтным операциям относятся: на .

Читать еще:  Греется двигатель и радиатор холодный ауди

Работа по обеспечению техники безопасности, безопасности дорожного движения и противопожарная деятельность
На предприятии большое внимание уделяется охране труда и технике безопасности. На территории предприятия за осуществление мероприятий по охране труда и технике безопасности отвечает транспортный отдел, на линии — зам директора по перевозкам. Одним из основных мероприятий по охране труда, технике бе .

Расчетно-силовая схема крыла
На основании того, что размах крыла гораздо больше длины хорды, и тем более строительной высоты, можно сделать допущение о том, что крыло представляет собой балку. Следовательно, расчетно-силовая схема крыла – это балка, опирающаяся на две опоры, которыми являются корневые нервюры крыла (поэтому ра .

Практическое занятие №6

«Изучение устройство и работы приборов смазочной системы двигателей»

Цель занятия: анализировать особенности устройства и работы приборов системы смазки двигателей.

3.1) Система смазки двигателя ямз-236

В двигателе под давлением смазываются шатунные и коренные подшипники коленчатого вала, поршневой палец, подшипники распределительного вала, разрезная ось, втулки и пяты толкателей, штанги, коромысла клапанов. Остальные трущиеся детали смазываются разбрызгиванием или самотеком.

В систему смазки двигателя входят: масляный поддон картера, маслозаливная горловина, указатель уровня масла, масляный насос, масляная магистраль, редукционный, предохранительный, сливной и перепускной клапаны, фильтр предварительной очистки масла, фильтр тонкой очистки масла, масляный радиатор, система вентиляции картера, электрический указатель давления масла.

Масляный поддон картера служит для размещения в нем масла двигателя. Он изготовлен из листовой стали и прикреплен к нижней части блока цилиндров болтами через пробковую прокладку.

Поддон разделен перегородкой на два отсека, которые сообщаются через отверстия в перегородке. Перегородка служит для сохранения необходимого уровня масла для маслозаборника на спусках и подъемах. В каждом отсеке имеется пробка для слива отработавшего масла.

Маслозаливная горловина служит для заливки масла в поддон картера. Она вварена в крышку головки блока цилиндров.

Политыко БКПР.06.16.006 15.11.2011

Указатель уровня масла служит для определения уровня масла в поддоне. Он установлен в передней части с левой стороны блока в трубке, приваренной к блоку. Метки на указателе В и Н указывают верхний и нижний пределы уровня масла в двигателе.

Масляный насос (рис. 22) двухсекционный, шестеренчатого типа, служит для подачи масла к трущимся деталям двигателя под давлением. Он установлен на крышке переднего коренного подшипника. Насос состоит из двух секций: основной, нагнетаюшей масло в масляную магистраль, и радиаторной, нагнетающей часть масла в масляный радиатор. Основная и радиаторные секции имеют по две шестерни с прямыми зубьями, размещенные в корпусах, разделенных проставкой. Секции соединены между собой четырьмя болтами. Шестерни 4 и 7 основной секции имеют широкие зубья, а шестерни 11 и 13 радиаторной секции — узкие. Ведущие шестерни 7 и 11 основной и радиаторной секций закреплены- на ведущем валике 8, вращающемся в двух бронзовых втулках. Ведомая шестерня 4 основной секции напрессована на ось 2 ведомых шестерен, вращающуюся на двух втулках. Ведомая шестерня 18 радиаторной секции свободно насажена на ось. Масло в обе секции поступает по трубе, на конце которой укреплен маелоприемник неподвижкего типа. Маслоприемник имеет сетчатый фильтр из стальной проволоки. Привод масляного насоса осуществляется от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню 10.

При вращении шестерен обеих секций их зубья захватывают масло и гонят его по стенкам корпуса насоса к выходным отверстиям масляной магистрали и к радиатору. Производительность насоса 140 л в минуту.

Для обеспечения нормальной работы системы смазки в ней установлены редукционный, предохранительный, сливной и перепускной клапаны.

Редукционный клапан 3 (рис. 23) укреплен на корпусе 2 основной секции. Он служит для ограничения давления масла в системе. Редукционный клапан открывается и перепускает масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 7,0—7,5 кгс/см2. Регулировка клапана осуществляется при помощи установки под пружину со стороны колпачка регулировочных шайб. Предохранительный клапан 23 (см. рис. 23) установлен в корпусе 24 радиаторной секции и служит для защиты маело-проводных трубок и масляного радиатора от повреждения при засорении трубок или при пуске двигателя в холодное время. Предохранительный клапан открывается при давлении на выходе из насоса 0,8—1,2 кгс/сма.

Сливной клапан предназначен для разгрузки системы в случае повышения давления в ней масла более 4,7—5 кгс/см2. Излишки масла при этом сливаются в поддон картера. Сливной клапан установлен на нижней плоскости блока и включен в канал подачи масла к коленчатому валу. Необходимое давление регулируется при помощи установки под пружину со стороны колпачка регулировочных шайб.

Перепускной клапан 4 (см. рис. 23) установлен в корпусе фильтра предварительной очистки масла. Он включен параллельно фильтру при разности давлений до и после фильтра в 2^0—2,5 кгс/сма вследствие загрязненности фильтра, большой вязкости масла, а также при больших оборотах коленчатого вала, когда пропускная способность фильтра недостаточна, клапан открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.

Фильтр предварительной очистки масла 5 (см. рис. 23) щелевого типа установлен в передней части двигателя с левой стороны и включен в систему смазки последовательно. Фильтр состоит из корпуса, закрытого колпаком, и двух фильтрующих элементов — наружного и внутреннего. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. В нижней части корпуса фильтра имеется пробка для спуска отстоя масла.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector