Что происходит при переохлаждении двигателя
Неисправности системы охлаждения
- 139 6 120k
- 229 5 253k
Неисправности системы охлаждения выражаются в частичном или полном выходе из строя таких ее элементов, как радиатор, помпа, вентилятор охлаждения, термостат, датчик температуры, утечка охлаждающей жидкости. При этом эффективность работы системы охлаждения значительно снижается, что приводит к перегреву двигателя, а это в свою очередь снижает срок его службы, так как губительно сказывается на его деталях.
Признаки неисправности системы охлаждения
Внешних признаков поломки охлаждающей системы двигателя существует всего четыре. Так, к ним относится:
- перегрев двигателя в процессе его работы;
- переохлаждения двигателя (мотор слабо прогревается, например, на холоде);
- утечка охлаждающей жидкости наружу;
- утечка охлаждающей жидкости внутрь (в другие системы автомобиля).
Кроме этого о проблемах в системе охлаждения можно судить по сигнальной лампе на приборной панели (красный поплавок либо желтый расширительный бачок). Каждый автомобиль снабжен соответствующим индикатором, который активируется при закипании охлаждающей жидкости. Также при перегреве мотора значительно падает его мощность, снижаются динамические характеристики машины, а в самом худшем случае, когда уже закипел, из-под капота (из радиатора или бачка) может идти пар. Все это очень вредно для мотора, поскольку при перегреве он работает «на износ», что значительно сокращает срок его службы, и даже может полностью вывести двигатель из строя.
При внешних утечках охлаждающей жидкости на асфальте под машиной либо на отдельных деталях подкапотного пространства автовладелец может заметить соответствующие пятна. Антифриз имеет специфический сладкий запах, поэтому нередко утечку можно ощутить соответствующим образом. Если в антифриз добавить флуоресцирующий элемент, то утечку можно обнаружить с помощью ультрафиолетовой лампы. Однако делать это нужно заранее, при заливании новой жидкости в систему.
Внутренние утечки обнаружить сложнее. Если антифриз попал в моторное масло, то выхлопные газы автомобиля будут в виде белого дыма. Также при проверке состояния моторного масла в нем будут иметь место белая, похожая на сметану, масса. Это прямо указывает, что в масле имеется антифриз. Соответственно, нужно выполнять диагностические и ремонтные работы с полной заменой обеих жидкостей.
Причины неисправности системы охлаждения
Существует много причин, которые приводят к частичному и даже полному выходу системы охлаждения из строя. В зависимости от того, какие именно узлы пострадали, выделяют следующие основные причины поломки:
- нарушение обслуживания системы охлаждения (в частности, автовладелец забывает периодически добавлять/менять антифриз или использует охлаждающую жидкость с неподходящими для автомобиля параметрами);
- использование некачественных деталей системы (патрубков, кранов, радиатор);
- использование плохой охлаждающей жидкости, что не соответствует требованиям;
- критический износ или полный выход из строя отдельных элементов системы охлаждения автомобиля;
- выполнения некачественного ремонта или обслуживания как двигателя в целом, так и его системы охлаждения в частности;
- значительное засорение охлаждающих поверхностей.
Однако перечисленные причины являются лишь обобщением проблем с упомянутой системой. Истинными же причинами является износе конкретных узлов.
Основные неисправности охлаждающей системы двигателя
Система охлаждения двигателя автомобиля состоит из большого количества отдельных ее частей — радиатора, вентилятора, системы патрубков, датчиков. При некорректной работе хотя бы одного элемента хуже начинает работать вся система. Поэтому причиной поломки может быть:
- Засорение радиатора. Именно этот элемент предназначается для принудительного отвода тепловой энергии из двигателя. Если он засоряется снаружи (большое количество пыли и грязи попадает на его слоты) либо внутри (сердцевина забивается значительным количеством ржавчины и осадком с жидкости), то эффективность работы узла резко снижается. Соответственно, радиатор, как и всю систему охлаждения, необходимо периодически чистить как снаружи, так и изнутри с использованием специальных очистителей либо подручных средств.
- Неисправная помпа. По этой причине в системе охлаждения появляется либо течь из-под подшипника насоса охлаждения, либо нарушается циркулирование жидкости по рубашке охлаждения. Причин выхода насоса из строя несколько. Среди них банальный износ его лопастей либо внутренних частей, ослабление привода, нарушение герметичности. Зачастую на металлических крыльчатках можно наблюдать коррозию, а пластмассовую банально срывает и она проворачивается.
- Некорректная работа термостата. Основная задача этого узла состоит в том, чтобы блокировать поток антифриза или тосола в радиатор до тех пор, пока двигатель достаточно не прогрелся. На большинстве автомобилей он открывается только тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет +87… +95°С. Соответственно, при его выходе из строя двигатель будет очень долго нагреваться, особенно в холодную погоду. Если термостат заклинил и не открывается вовсе, то температура в системе будет выше нормы вплоть до кипения. Когда открыт постоянно, то температура ниже нормы.
Еще одной неисправностью можно считать использование антифриза с неподходящими параметрами, например, обычной воды. Как известно, на морозе она кристаллизуется, что обычно приводит к механическим поломкам элементов системы охлаждения. Поэтому выбирать антифриз нужно в соответствии с требованиями автопроизводителя.
Способы устранения неисправности системы охлаждения
Выбор метода ремонта системы охлаждения зависит от причин, вызвавших ее неисправность. Перечислим их в той же последовательности, что и причины.
- Засорение радиатора. Его нужно почистить обязательно снаружи и желательно промыть изнутри. Как правило, для чистки радиатор демонтируют с машины. Параллельно с чисткой можно проверить его герметичность. Обратите внимание, что если автомобиль укомплектован двумя радиаторами, для системы охлаждения двигателя и для кондиционера, то демонтировать и чистить необходимо оба радиатора.
- Поломка помпы. Этот агрегат ремонту не подлежит, так что сразу меняйте на аналогичный. Выбор помпы основывается не только на производителе, но и на материале крыльчатки — металл или пластмасса.
- Проблемы с термостатом. Тут аналогичная ситуация, обычно термостат не ремонтируют, а меняют на новый.
- Вентилятор охлаждения. Если у вентилятора повреждена крыльчатка — то он безусловно подлежит замене. Если у механического привода ослабилось натяжение — его следует подтянуть до соответствующего значения. Если поврежден ремень — его следует заменить на новый. При выходе из строя термореле или приводного электродвигателя указанные узлы также подлежат замене. В редких случаях электродвигатель можно попытаться восстановить (ремонт подшипников, перемотка обмотки). В гидравлическом приводе вентилятора нужно долить масло и проверить состояние подшипников.
- Разгерметизация системы. Достаточно распространенная причина поломки, которую однако тяжело диагностировать. Вызвано это тем, что утечка может быть очень маленькой и находится в труднодоступном месте. Первым делом необходимо проверить состояние моторного масла, нет ли в нем белых сгустков, которые и являются утекающим в него антифризом. Если это так, то нужно проверить состояние прокладки головки блока цилиндров, саму плоскость ГБЦ, состояние теплообменника и его прокладки, состояние блока цилиндров на предмет нарушения герметичности. Ну и конечно нужно проверить все патрубки, нет ли на них следов просачивающейся охлаждающей жидкости, а также осмотреть элементы подкапотного пространства, нет ли на их поверхности следов антифриза. Когда утечка ОЖ происходит их радиатора или трещины патрубка, то качестве временной меры можно антифриз залить герметик, который закупорит течь.
- Вышел из строя датчик температуры. Нужна замена на новый аналогичный. Предварительно его нужно снять с машины и выполнить дополнительную диагностику при помощи мультиметра (омметра) и/или термометра.
- Низкий уровень антифриза. При недостаточном количестве охлаждающей жидкости в межсервисный интервал ее нужно добавить (при этом обязательно нужно ориентироваться на то, какие можно антифризы смешивать между собой, а какие нет!), либо заменить на новую.
- Поломка клапана на крышке радиатора. Обычно крышка и ее клапан восстановлению не подлежат, поэтому ее надо заменить. Однако предварительно нужно проверить крышку радиатора на работоспособность.
Перечисленные ремонтные работы лучше выполнять самостоятельно, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения аналогичных работ. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.
Профилактика нормальной работы
Исправная система охлаждения любого автомобиля в состоянии обеспечить нормальную работу двигателя даже при очень высокой температуре окружающего воздуха. Снижение ее эффективности обычно вызвано тем, что автовладелец не уделяет должного внимания проверке работы системы. На самом деле, чтобы охлаждающая система работала четко и без перебоев, необходимо следовать нескольким простым правилам:
- В процессе езды постоянно следить за показаниями прибора температуры охлаждающей жидкости, а также сигнальной лампы, которая загорается при ее кипении. Если индикатор засветился — необходимо при первой же возможности остановить автомобиль и попытаться выяснить причину.
- Постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Обычно по регламенту антифриз меняется приблизительно через 60. 120 тысяч километров пробега. Другие же автопроизводители рекомендуют менять его раз в два-три года. Однако не будет лишним контролировать соответствующий уровень и в межсервисный интервал, особенно, если заподозрили некорректную работу системы охлаждения двигателя.
- Использование антифриза с предписанными характеристиками. В документации к любому автомобилю производитель прямо указывает, какую охлаждающую жидкость необходимо заливать в систему. Это касается ее класса, стандарта соответствия и количества. Реже указывается и производитель, однако это, скорее, исключение и прямая реклама.
- Проверять герметичность системы охлаждения. В частности, нет ли внешних или внутренних утечек антифриза. Вместе с устранением течи (при ее наличии) нужно не забыть также долить жидкость до нужного уровня либо заменить ее на новую.
- Проверять состояние радиатора. Зачастую его внешняя поверхность забивается пылью и грязью, что значительно снижает эффективность его работы.
- Не нагружать двигатель сверх меры. В частности, не рекомендуется часто развивать на двигателе избыточную мощность. Например, при езде на перегруженной машине, использование спортивного стиля вождения (на высоких оборотах, с пробуксовками, резкими стартами), буксирование тяжелых прицепов. Все это значительно изнашивает как двигатель в целом, так и систему его охлаждения в частности.
- Периодически выполнять чистку системы охлаждения. Делать это можно при замене антифриза на новый, либо же при появлении явных признаков, что эффективность работы системы снизилась.
Следуя таким прямым советам, автовладелец может не только обеспечить нормальную работу системы охлаждения, но и значительно продлить срок ее эксплуатации.
Неисправности системы охлаждения
При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:
- неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);
- неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);
- неисправности термостата;
- неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода — ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
- трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров;
- прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
- неисправность датчика температуры;
- неисправность указателя температуры;
- низкий уровень охлаждающей жидкости.
Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:
- нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
- применение некачественных комплектующих;
- предельный срок службы элементов системы;
- неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.
Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока цилиндров, а также появлению трещин.
Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:
- перегрев двигателя;
- переохлаждения двигателя;
- наружная утечка охлаждающей жидкости;
- внутренняя утечка охлаждающей жидкости.
Для того, чтобы не пропустить зарождающуюся неисправность водитель должен систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.
Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.
Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым — нормальное явление.
Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.
Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.
Cистема охлаждения, перегрев и переохлаждения двигателя
В статье «Система охлаждения перегрев и переохлаждения двигателя» мы расскажем про переохлаждение и перегрев двигателя. Переохлаждение двигателя происходит во время наружной отрицательной температуры, и приводит к тому, что из выхлопных газов в цилиндрах образуются кислоты, в результате резко увеличивается интенсивность коррозионно-механического изливания. Ухудшается смазка поверхностей, из-за того что повышается вязкость масла, с поверхности цилиндров неиспарившиеся фракции топлива смывают масло и разжижают его.
Большое внимание при конструировании уделяют обеспечению равномерности температуры деталей и организации теплового отвода:
— устройства для вращения выхлопных клапанов двигателей и натриевое охлаждение;
— улучшение конструкции радиаторов;
— специальные канавки на поршнях;
— введение в системы сигнализаторов температуры и автоматических регуляторов (муфты отключения вентиляторов, термостаты). Внедрение в тормозные системы автомобилей большой массы и автопоездов, замедлителей, работающих в горных условиях, вызвано необходимостью, чтобы у основных тормозных механизмах снизалась температура, на затяжных спусках при длительных торможениях.
Ремонтопригодность автомобиля и агрегата обеспечиваются сборкой взаимозаменяемых деталей, легко снимать быстро изнашиваемые детали, разработкой регулирующих устройств, чтобы компенсировать износ, быть удобным для ремонта и обслуживания размещением деталей.
При перегреве двигателе, или когда в системе охлаждения появляются воздушные пузырьки, не советуем снимать головку блока цилиндров, то есть тогда, когда затевается серьезный ремонт. Нужно начать со следующего.
Проверьте, нет ли перед радиатором картонки, которую вставляли, чтобы меньше остывал двигатель.
Также проверьте, хватает ли в радиаторе и расширительном бачке охлаждающей жидкости. Если по какой-то причине уровень жидкости снижен, нужно долить жидкость и в системе охлаждения поискать течь. Можно доливать любой «Тосол», так как «Тосол» — торговая марка антифриза с добавками, и тогда ни каких осадков и свертывания не будет. Не нужно доливать воду, только лишь через неделю, если в системе охлаждения вы собираетесь менять всю жидкость.
В системе охлаждения несложно обнаружить течь по потекам и по пару. «Тосол» когда попадает на горячее железо двигателя, испаряется, тут же образуется пар при открытом капоте, это можно легко заметить. Если пар не виден, то нужно искать потеки. Потеки бывают влажными или сухими, это все зависит от количества «Тосола», который вытекает, и успевает ли он при этом высохнуть или нет. Вероятна утечка охлаждающей жидкости под помпой, на стыках резиновых водяных шлангов, в радиаторе. Если утечка под помпой, ее нужно заменить. Когда течет «печка» автомобиля, это можно обнаружить по характерному запаху в салоне и по запотевшим окнам.
Для устранения течи можно использовать разные добавки, только в том случае, если нужно доехать только до гаража, когда нужно вернуться из отпуска или из командировки, чтобы в последующем заняться ремонтом и промывкой системы охлаждения. Ведь для этого добавки и предназначены.
Возможная причина перегрева двигателя заключена в следующем. Как известно, вода кипит при температуре 100 градусов, а «Тосол» может закипеть и при 105 градусов. Японские двигатели имеют и высокую рабочую температуру. При быстрой езде температура частей головки блока цилиндров превышает 120 градусов. Даже при спокойной езде у всех автомобилей головка блока цилиндров нагревается свыше 100 градусов, при этом вода в системе охлаждения не кипит.
Все потому что в системе охлаждения японских двигателей повышенное давление, которое обеспечивается за счет объемного расширения «Тосола». При этом система охлаждения должна быть герметичной. После прогрева двигателя, в ней поднимется давление, и охлаждающая жидкость при быстрой езде не будет кипеть. Иначе произойдет местное закипание в головке, пар, который образуется, начнет в расширительный бачок «выгонять» «Тосол», дальше на улицу, и двигатель перегреется. Картина будет наблюдаться, как в случае «пробитой» прокладке: полный расширительный бачок, пена, пузырьки и так далее, все то, что можно видеть, когда газы прорываются в систему охлаждения.
Часто это происходит из-за неисправной пробки радиатора. Тогда давление не будет подниматься в системе охлаждения, и течь не будет обнаружена. Если же пробка исправна, то по тому, как будет прогреваться двигатель, давление будет повышаться и это можно обнаружить по упругости резиновых водяных трубок. Но если такого не наблюдается, следует заменить пробку радиатора.
Причиной перегрева двигателя будет неэффективность системы охлаждения. К этому приведет не работающий вентилятор, заклиненный термостат, сгнившие лопасти помпы, забитый радиатор охлаждения. Эти причины вызывают перегрев двигателя. А так как двигатель неравномерно нагревается, будет местное закипание охлаждающей жидкости. Пар, который образуется, будет «выгонять» «Тосол», его недостаток вызовет большой перегрев. При этом не нужно снимать головку блока.
Когда стрелка указателя температуры двигателя переместится выше середины, действия должны быть следующими:
1. На полную мощность нужно немедленно включить «печку».
2. Нужно перестроиться, выбрать место, остановиться. Не глушить двигатель.
3. Открыть капот и посмотреть, если есть вязкостная муфта, заклинена ли она, работает, если он есть, электрический вентилятор охлаждения радиатора.
4. Затем заглушить двигатель и пощупать радиатор. Если – холодный, то, наверное, неисправен термостат. Если немного теплый, значит, неисправна помпа, или радиатор забит грязью.
5. Двигателю дать остыть. Открыть заливную пробку радиатора и долить охлаждающей жидкости. Если жидкость начнете доливать в не остывший двигатель, то головка блока может стать «домиком» или треснуть. И тогда не обойтись без серьезного ремонта.
6. Можно продолжить движение, меньше давить на газ и посматривать чаще на приборы. Высадить лишних пассажиров и двигаться в направлении гаража.
По следующей методике можно посмотреть пробита или нет прокладка:
1. Двигатель должен быть остывшим.
2. Отсоединить резиновую трубку от расширительного бачка, опустить конец трубки в чашку с водой.
3. Запустить двигатель и понаблюдать за концом трубки.
После запуска двигателя и трубки начнут появляться пузырьки. Таким образом, из самой трубки вытесняется воздух. Потом из трубки выходит «Тосол». А так как вода в чашке чистая, его хорошо видно. Если из трубки в течение 10 минут не видно пузырьков, значит прокладка целая. Двигатель холодный, и речи не может быть ни о каком закипании.
Теперь мы знаем, какая система охлаждения перегрев и переохлаждения двигателя, следуя этим советам можно не допустить перегрев и переохлаждения двигателя.
Последствия запуска двигателя в мороз
Запуск двигателя в мороз, одна из самых больших проблем которую встречает водитель на своём пути. Низкая температура, настоящее испытание, которое негативно влияет на все механизмы и системы, оказывая пагубное воздействие на ресурс мотора в целом. Нарушая тепловой режим, не давая нормально завестись, мороз способствует повышенному расходу топлива, порче масла и резиновых компонентов агрегата.
Холодный запуск вреден, чтобы избежать негативных последствий, необходимо заранее минимизировать риски, подготовив мотор к зиме. Зная последствия запуска двигателя в мороз, необходимо шаг за шагом проверить все системы, выявить слабые места и устранить их.
Последствия переохлаждения
Начнем с того, что рабочая температура силовой установки 70-80°С. При понижении температуры окружающего воздуха, мотор необходимо прогревать, что бы он вышел на нормальную температуру эксплуатации. Кроме того, прежде чем греть, установку надо еще завести, а в сильный мороз это не простая задача.
Переохлаждение двигателя приводит к следующим последствиям:
- усложненное формирование рабочей смеси;
- разбавление моторного масла топливом;
- повышение густоты масла под воздействием мороза;
- увеличение зазоров между деталями вследствие сжатия металла от низких температур.
Пусковой износ двигателя
В холодное время года, негативные последствия запуска двигателя в мороз намного выше, от 5 до 15 раз. Причиной повышенного износа является несколько факторов.
- Масляное голодание.
При запуске холодной силовой установки, для того, что бы все узлы получили смазку маслу надо от 40 секунд до нескольких минут. Все это время детали и механизмы работают на сухую, испытывая максимальное трение, что очень опасно.
- Смывание масляной пленки.
Холодный пуск характерен плохим распылом топлива, топливо в камере сгорания поджигается не в газообразном, а в сжиженном состоянии. На момент пуска масляная пленка в цилиндрах мотора или отсутствует вообще, или очень тонкая, что грозит максимальным износом. Холодное топливо, скатывается по стенкам цилиндра, смывая остатки масляной пленки.
Влияющим фактором на скорость протекания масла по системе является его вязкость. Перейдя в холодный период на масло с правильными характеристиками, можно минимизировать последствия пускового износа.
Причины и последствия холодного запуска
К основным причинам можно отнести:
- Потеря ёмкости аккумулятора;
- Потеря работоспособности системы питания;
- Утрата искрообразования системой зажигания;
- Усложненная работа системы смазки;
- Несоответствие качества топлива;
- Резиновые детали.
- Аккумуляторная батарея.
Чтобы запустить движок в холодную погоду требуется более сильный заряд аккумулятора. Уровень заряда падает на 70-80%, тогда как нагрузка на него увеличивается, поскольку более вязкое масло не дает легко прокрутить маховик, стартер и коленчатый вал.
- Система питания.
При попадании в систему питания холодного воздуха силовые установки запускаются сложней, работают с перебоями. Одна из причин, нарушение герметичности резиновых шлангов (трещины, разрывы) из-за температурных перепадов.
В бензиновом двигателе, холодный окружающий воздух увеличивает свою плотность, а низкие температуры мешает нормальному испарению топлива. Эти два показателя делают рабочую смесь обедненной, из-за чего ее воспламенение затрудняется.
Дизельное топливо становится гуще, содержащийся в нем парафин начинает кристаллизоваться. Холодные детали мотора снижают температуру заряда, мешают смесеобразованию и самовоспламенению.
- Система зажигания.
Для правильного и достаточного образования зажигания рабочей смеси необходима слаженная работа системы в целом. Для этого используются компоненты, такие как провода, свечи, и прочее оборудование установленного образца и рассчитанные на работу в климатических условиях с низкими температурами. Не стоит забывать, что правильное выполнение функций батареи зависит он генератора. Для обеспечения достаточной зарядки, он должен быть в хорошем техническом состоянии с нормально натянутым ремнем.
- Система смазки.
Рабочая температура масла должна соответствовать уровню 70-90°С, пока эта температура не достигнута, говорить о нормальной работе силовой установки нельзя.
Загустевшее до состояния желе масло трудно прокачать по магистрали, для слабого аккумулятора или изношенного стартера это может стать настоящей проблемой. Большая нагрузка приходится и на насос, который при чрезмерно высокой вязкости не может нормально прокрутить лопатки ротора.
- Плохое топливо.
При наличии в системе топлива, несоответствующего требуемому качеству, запуск двигателя будет практически не возможен. Особенно актуальна эта задача для солярки, которую с наступлением холодов необходимо сменить с «летней» на «зимнюю».
Забыв, или не успев это сделать, фильтр и топливная система дизельного мотора будет забита парафином. Для осуществления запуска силовой установки необходимо будет полностью вымыть её.
- Резиновые детали.
В холодную погоду, при температуре ниже −25°С на резиновых изделиях появляются трещины, из которых могут вытекать рабочие жидкости. Потеря жидкостей в большом количестве делает эксплуатацию мотора невозможной и требует проведения ремонтных работ.
Итоги
На самом деле, последствий холодного запуска намного больше. Основной совет, что бы избежать неприятностей в мороз, содержите ваш агрегат в хорошем техническом состоянии. При конструктивном расчете, инженеры закладывают достаточный запас прочности мотору, что бы он нормально работал в наших условиях. Сократить этот запас может только безответственная и безграмотная эксплуатация.