0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что приводит к перегреву двигателя

Как предотвратить перегрев двигателя?

Наступило полноценное лето, что, естественно, радует. Однако именно в жару стоя в длинных пробках многие двигателя начинают перегреваться и закипать. В этой статье мы дадим рекомендации, как избежать этой неприятности, ведь перегревы, как правило, приводят к дорогостоящим ремонтам!

Даже однократный кратковременный перегрев мотора может обеспечить ему много проблем. Дело в том, что у мотора есть детали, которые очень чувствительны к повышенным температурам: это маслоотражательные колпачки клапанов и поршневые кольца, маслосъемные в первую очередь. Пружинные расширители маслосъемных колец при высоких температурах «отпускаются», теряют упругость. Все это влечет за собой резкий рост расхода масла на угар, приводя к появлению на поверхности камеры сгорания нагара, препятствующего нормальному охлаждению двигателя и усугубляя ситуацию с перегревами.

При перегреве детали расширяются больше, чем рассчитано конструкцией, что может привести к задиру поршней или короблению головки блока цилиндров. Эти неисправности требуют уже серьезного ремонта двигателя.

Основные причины перегрева двигателя

1. Загрязнение внутренних полостей системы охлаждения различными отложениями (они плохо проводят тепло и уменьшают сечение трубок радиатора).
2. Большое количество нагара на стенках камеры сгорания дает 100% внутренний перегрев двигателя (опасен тем, что датчик показывает нормальную температуру, и водитель может не догадываться о нем).
3. Неисправен термостат (из-за накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру антифриза).
4. Слабая эффективность воздушного охлаждения радиатора (загрязнение ребер радиатора или плохая работа вентилятора).

Как предотвратить перегрев:

1. Содержите в чистоте внутренние полости системы охлаждения. Для этого мы рекомендуем использовать Мягкую промывку системы охлаждения «Моторесурс». Это препарат нового поколения, созданный на основе нанотехнологий. Он расщепляет любые загрязнения до коллоидного состояния, останавливает коррозию системы охлаждения, предотвращает развитие микротрещин в металле (эффект пассивации). Это единственный препарат для промывки системы охлаждения такого класса! Его можно применять как для промывки загрязненной системы, так и в целях профилактики. Промывать систему можно самостоятельно, даже смены охлаждающей жидкости не требуется. Залили состав в радиатор, проехали 1-2 тыс. км, слили антифриз, дали отстояться и 90% его залили обратно без отстоявшейся грязи. Состав не только отмоет всю систему, что восстановит теплообмен, но и улучшит работу термостата (если у него нет механических повреждений). Для профилактики достаточно просто залить препарат в расширительный бачек и продолжать обычную эксплуатацию.
2. Проведите раскоксовку двигателя. Используйте для этого отлично зарекомендовавший себя препарат «Раскоксовка-Титан». Препарат заливается в цилиндры через свечные отверстия. Состав обладает высокой испаряемостью. Пары состава, оседая на внутренних полостях камеры сгорания, хорошо очищают ее от нагара, восстанавливая нормальную теплоотдачу. Кроме того, восстанавливается подвижность колец, улучшается их прилегание к цилиндрам, что приводит к уменьшению попадания масла в камеру сгорания, а значит мы устраняем причину образования того самого, способствующего перегреву, нагара!
3. Обработайте двигатель защитно-восстановительным составом STANDART или SUPER компании «Моторесурс». Он создает на трущихся поверхностях защитное покрытие с очень низким коэффициентом трения и высокой макрокротвердостью. Низкий коэффициент трения снижает выделения тепла от трения, уменьшая нагрев двигателя. Высокая макротвердость и задиростойкость защитного покрытия, даже в случае перегрева, помогут надолго спасти двигатель от заклинивания и задиров.
4. Проверьте исправность термостата, при необходимости замените его. Очистите радиатор снаружи от загрязнений, скопившихся между его ребрами, и промойте струей воды под давлением. Проверьте работу вентилятора охлаждения, при необходимости можно установить крыльчатку вентилятора с большим количеством лопастей чем сейчас.

Используйте приведенные здесь рекомендации и вы во много раз снизите вероятность перегрева, так как сможете устранить его наиболее часто встречающиеся причины. А в случае, если перегрева избежать не удалось, вы сможете избежать или свести к минимуму его разрушительные последствия.

Почему перегревается двигатель и как это устранить

Часто, особенно в летнее время, автовладельцам приходится сталкиваться с сильным перегревом мотора вплоть до кипения и подпрыгиванием температурного показателя до запредельной отметки. В результате кипящий мотор может просто заклинить или выйти из строя, когда уже не избежать проведения дорогостоящего ремонта или покупки нового двигателя. Причин для перегрева может быть множество. Какие основные из них и как все-таки не допустить неприятных ситуаций на дорогах, особенно в самый ответственный момент.

Содержание:

Частые причины

Из всей массы возможных причин перегрева движка стоит обозначить следующие:

  1. Застаивание тосола в моторном отсеке, когда охлаждающая жидкость закипает, а двигатель перегревается. Причина – долгая работа на холостых оборотах.
  2. Нарушение циркуляции жидкости в системе охлаждения. Причина – поломка, неисправность крыльчатки водяного насоса.
  3. Обрыв ремня водяной помпы, когда наблюдается стремительное повышение температуры двигателя в рабочем состоянии, нарушение циркуляции жидкости для охлаждения в системе.
  4. Неисправная работа термостата, приводящего в итоге к медленному нагреванию в рабочем состоянии, но в итоге – до запредельных температур. Это частая причина перегрева при движении машины на большой скорости и не всегда виной тому – термостат. Желательно провести диагностику его работоспособности, а в летний сезон и жару вовсе вынимать из авто. С наступлением холодов не сложно будет установить нужный элемент на штатное прежнее место.
  5. Отсутствие, недостаток жидкости в термостате, поэтому важно проверять термостат на работоспособность в момент установки или в случае замены.
  6. Неисправность свечей зажигания, что нередко приводит к сбою в работе двигателя, падению мощности при разгоне машины, в итоге достижению температурной черты точки кипения в движке.
  7. Плохая изоляция или контакт в системе зажигания, находящейся под высоковольтным напряжением, когда явно нарушена функциональность в одном из цилиндров.
  8. Исчерпывание своих рабочих ресурсов свечой, когда на конце появляется черный нагар и требуется замена.
  9. Появление трещин на крышке прерывателя-распределителя, что может произойти на фоне перегорания свечи и уже не обойтись без замены бегунка, проводки и крышки трамблера.
  10. Утечка охлаждающего тосола в системе, когда температурная стрелка находится вблизи красной отметка, а мотор перегревается на фоне недостаточного количества охлаждающей жидкости в системе. Двигаться же на авто с пустым радиатором небезопасно.
  11. Повреждение или нарушение герметичности патрубков, подлежащих замене, хотя на время можно подмотать изолентой, чтобы добраться до близлежащего СТО.
  12. Завоздушивание охладительной системы, образование пробки.
  13. Сбой в работе вентилятора, который непосредственно контактирует с датчиком, подающим сигнал о том, что температура повышена. Также причина неисправности может быть в датчике, когда вентилятор перестает нормально функционировать.
  14. Забитость сот радиатора, как одна из самых частых причин перегрева движка, т. е. накопление на стенках грязи, минеральных солей внутри системы и попадания в патрубок. Радиатор становится плохим проводником тепла. Отложения перекрывают каналы, расход охлаждающей жидкости резко падает. А вот в случае внутреннего перегрева мотора заметить проблему вовремя бывает затруднительно.
  15. Длительная или вынужденная работа двигателя на холостых оборотах при буксировке, когда резко повышается нагрузка, что также может привести к перегреву.
  16. Появление трещин на клапане выпуска в результате его прогорания, когда отработанные газы приводят к повышению температуры тосола.
  17. Позднее сгорание топлива по причине неправильного урегулирования зажигания. Температура отработанных газов начинает зашкаливать, охлаждающая жидкость закипает, а мотор перегревается.
  18. Использование масляных присадок, чем часто любят увлекаться многие автолюбители. Присадки же приводят со временем к наращиванию металлокерамического слоя на внутренних стенках цилиндра, снижению теплопроводности, в результате – к неисправности либо поломке двигателя.
Читать еще:  Двигатель ahl расход топлива

Перегрев, последствия?

Исход событий может быть следующим с учетом степени перегрева мотора:

  1. локальным, при незначительном перегреве, когда водителю все-таки удается заметить неполадку вовремя и остановить машину. Если температурная стрелка пребывает в красной зоне, то достаточно охладить мотор, после чего можно начать передвижение вновь, без труда устранив тем самым причину сильно нагрева мотора;
  2. серьезным, при длительной работе движка в условиях повышенной температуры, скачках температурной стрелки, закипании. В результате проблема может привести к деформации колец поршня, большим трещинам в самом корпусе мотора, перегоранию прокладки головки цилиндрического блока;
  3. критическим, когда на фоне излишнего перегрева мотор резко глохнет. Это чревато поломкой коленчатого вала, пробитием блока ДВС, плавлением шатунного вкладыша, деформацией цилиндра и поршня в целом и сильным разрушением двигателя, вплоть до невозможности восстановления. В данном случае уже не обойтись без покупки нового силового агрегата.

Узнать о том, что мотор сильно греется без специальных приборов и диагностического оборудования довольно сложно. Хотя специалисты советуют научиться понимать, когда мотор все-таки сильно перегревается и нужно устранять причину. Выявить перегрев можно по следующим критериям:

  • появление мути, осадка, вкраплений в охлаждающей жидкости;
  • шлифовка плоскости ГБЦ;
  • деформирование головки блока.

Двигатель греется что делать?

Главное, вовремя заметить, что температурная стрелка начинает входить в красную шкалу. Если же это такое явление имеет место быть, то при закипании и появлении явного пара нужно:

  • понизить скорость и желательно переключиться на нейтралку;
  • остановиться в разрешенном для автостоянки месте или у обочины;
  • включить печку на максимальную мощность;
  • выждать 1-2 минуты;
  • заглушить;
  • открыть капот;
  • устранить последствия перегрева, не допуская дальнейшего разрушения вкладышей.

На заметку! Вовсе небезопасно после остановки машины быстрее торопиться остужать мотор. Горячие пары из-под открытого капота могут привести к сильным ожогам.

Если нет характерного металлического стука в двигателе, то нужно:

  • включить мотор и дать некоторое время поработать “вхолостую”;
  • далее долить в бак воды или антифриз до нужной отметки;
  • остудить мотор и выявить причину перегрева.

При появлении же характерного металлического стука, который явно свидетельствует о сильном перегреве мотора и повреждении вкладышей вероятно, что без помощи сотрудников автосервиса или вызова эвакуатора уже не обойтись.

Если после проведения описанных манипуляций стрелка так и не упала до нормальных значений, то нужно:

  • дождаться полного остывания двигателя;
  • осторожно открутить клапан радиатора, надев на руки защитные перчатки во избежание получения ожогов;
  • аккуратно и медленно долить в радиатор недостающую воду;
  • включить вентилятор для быстрой подачи холодного воздуха на двигатель с целью охлаждения.

Только после того, как двигатель полностью остынет, можно продолжить дальше путь, но ехать аккуратно и осторожно, не превышая скорости более 50-60 км/ч. Так будет происходить обдувание радиатора потоком воздуха, а нагрузка на мотор значительно снизится.

На заметку! Ни в коем случае нельзя поливать холодную воду на горячий мотор. Это может привести к образованию трещин на стенках головки блока поломки двигателя, в итоге – к сбою работы вплоть до полной остановки.

Не рекомендуется откручивать крышку расширительного бачка при моторе, достигшем температуры кипения. При этом помпа может еще какое-то время оставаться работать. Если тосол под давлением начнет расширяться, то пробка может вылететь наружу в любой момент. Это сравнимо с вылетом пробки из шампанского и небезопасно. Лучше все-же дождаться полного остывания двигателя либо открутить пробку наполовину, дать тем самым лишнему потоку воздуха постепенно выйти из системы наружу.

Водителям на заметку! Лучше выработать привычку и время от времени поглядывать на температурную стрелку двигателя, чтобы своевременно заметить проблему, избежать тем самым предстоящего дорогостоящего ремонта ДВС.

Меры профилактики

Чтобы снизить до минимума возможные риски поломок, предотвратить тем самым сильное нагревание двигателя, достаточно соблюдать несложные профилактические меры. Рекомендуется:

  1. своевременно ухаживать за двигателем и проводить чистку;
  2. использовать исключительно качественное топливо или масло с высоким октановым числом;
  3. вовремя заменять детали системы охлаждения, вышедшие из строя или находящиеся на грани поломки;
  4. проверять исправность водяного насоса и термостата, который часто приводит к перегреву двигателя;
  5. правильно выставить и отрегулировать зажигание;
  6. проверять периодически работу свечей;
  7. продиагностировать степень натяжения ремня помпы;
  8. вовремя доливать охлаждающую жидкость, поскольку передвигаться при полупустом моторе опасно;
  9. не использовать химические присадки для системы охлаждения, ведь они также приводят к накипи на стенках двигателя, в итоге – стремительному передвижению температурной стрелки в сторону красной отметки.

Стрелка в районе красной черты – сигнал того, что с мотором может в любое время произойти поломка, заклинивание. Позаботиться своевременно о своей машине – значит, обеспечить бесперебойную работу двигателя и самое главное – безопасную и комфортную езду по дорогам.

Видео

Неисправность системы охлаждения двигателя: тревожные симптомы

Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме.

Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме, ее основные функции:

  • отвод излишков тепла, профилактика перегрева;
  • ускорение прогрева двигателя при запуске.

В цилиндрах двигателя внутреннего сгорания в процессе его работы создается очень высокая температура, обычно она поддерживается на уровне 80–95 °С, но иногда достигает 200 °С. Длительный перегрев чреват повреждением отдельных деталей, заклиниванием цилиндров, деформацией коробки двигателя. Переохлаждение двигателя, когда он не может прогреться и завестись, тоже не идет на пользу автомобилю. Увеличивается расход бензина, холодное топливо не задерживается на стенках цилиндров, что приводит к их коррозии и преждевременному износу.

Читать еще:  Что покупать для ремонта двигателя

Поэтому регулярное квалифицированное обслуживание системы охлаждения, своевременная замена охлаждающей жидкости и износившихся комплектующих крайне важны. При появлении первых признаков неисправности системы охлаждения необходимо проводить ее ремонт, используя качественные детали взамен изношенных.

Основные неисправности системы охлаждения

Неполадки в работе системы охлаждения могут проявляться такими признаками, как:

  • перегрев двигателя (закипание);
  • переохлаждение двигателя (недостаточный прогрев);
  • утечка охлаждающей жидкости (антифриза).

Как перегрев, так и переохлаждение двигателя легко заметить по показаниям приборов. Ряд моделей автомобилей, помимо указателя температуры, оснащен сигнальной лампочкой аварийного перегрева. Следует иметь в виду, что датчик температуры и температурный указатель тоже могут выйти из строя, в этом случае своевременно заметить проблему сложнее.

Перегрев двигателя возможен и при полностью исправной системе охлаждения в связи с чрезмерной нагрузкой. Обычно перегрузка двигателя возникает при медленном движении автомобиля, обусловленном плохим качеством дорожного покрытия или пробками. Для профилактики закипания охлаждающей жидкости при таком режиме движения необходимо периодически останавливаться и глушить двигатель, давая ему возможность отдохнуть до полного охлаждения.

Утечка может быть наружной и внутренней, первая проявляется характерными признаками: появлением потеков на двигателе и под днищем автомобиля, специфическим запахом. Внутреннюю утечку распознать сложнее, ее позволяет заподозрить неоправданно высокий расход охлаждающей жидкости. Если над выпускной системой прогретого двигателя даже в теплый сезон виден белый дым, это тоже признак утечки (в норме такой дым появляется только в момент прогрева двигателя, а также при низкой температуре окружающей среды). При подозрении на внутреннюю утечку рекомендуется осмотреть масляный щуп: если он покрыт светлой пеной, это свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в масло.

Причины неисправностей охлаждающей системы

Система охлаждения двигателя – сложный механизм, состоящий из множества деталей. Низкое качество, износ, поломка любой из этих деталей могут привести к неполадкам в работе системы. Одна из распространенных причин ее поломок – использование некачественной охлаждающей жидкости, а также отсутствие регулярного контроля ее уровня.

Для каждой детали системы охлаждения двигателя характерны свои неисправности.

  • Радиатор, по которому циркулирует антифриз, часто страдает от загрязнений сердцевины или наружной поверхности, что приводит к перегреву двигателя, а нарушение герметичности радиатора вследствие износа чревато наружными утечками антифриза.
  • Центробежный насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости, достаточно быстро изнашивается, особенно страдают уплотнители и подшипники. Распространенными поломками является нарушение его герметичности, обрыв или слабое натяжение ремня передачи. Все это может привести к перегреву.
  • Вентилятор дополняет работу радиатора и обеспечивает охлаждение двигателя в моменты, когда автомобиль стоит. Вентилятор может приводиться в движение приводами разного типа: механическим, гидравлическим, электрическим. Для каждого из них характерны свои поломки, угрожающие перегревом или переохлаждением двигателя.
  • Термостат – важная деталь системы охлаждения, оснащенная клапаном и регулирующая поступление охлаждающей жидкости в контуры радиатора. При его поломках возможно переохлаждение или перегрев двигателя, а вот неисправность датчика и/или указателя температуры обычно приводит к его переохлаждению.
  • Охлаждение блока цилиндров и его головки осуществляется за счет циркуляции охлаждающей жидкости по многочисленным каналам рубашки охлаждения, в которой иногда возникают трещины. Нарушения в функционировании системы охлаждения могут быть связаны с прогоранием прокладки головки блока цилиндров. Эти проблемы провоцируют внутренние и наружные утечки антифриза.
  • Расширительный бачок, из которого в систему охлаждения поступает жидкость, закупоривается пробкой с воздушным и паровым клапанами. Если ее герметичность нарушена или один из клапанов неисправен, охлаждающая жидкость активно испаряется, что приводит к снижению ее уровня и чревато перегревом двигателя.

Профилактика проблем

Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:

  • при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max);
  • если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше. При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра;
  • еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.

Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.

Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.

Утечку антифриза иногда принимают за безобидное скопление конденсата под капотом. Поэтому при обнаружении влаги не лишней будет проверка шлангов, если при попытке их сжать или согнуть оказывается, что они утратили эластичность, нужно их как можно скорее заменить для предупреждения или устранения утечки.

Как устранить неисправности

Если причина поломки выявлена, можно приступать к ее устранению. Проблемы с пробкой расширительного бачка обычно решаются путем замены неисправного клапана. Если клапаны исправны, а герметичность бачка нарушена, попробуйте заменить в крышке прокладку, которая быстро изнашивается. Для ликвидации протечек также может понадобиться замена отвердевших шлангов новыми эластичными, а хомуты нужно подтянуть поплотнее, но не пережимать, чтобы не повредить патрубки. Если поврежден сам бачок, небольшие трещины запаиваются, крупные закрываются латками, вмятины рихтуются.

Засорившийся радиатор нуждается в прочистке струей воды под напором или сжатым воздухом, наружная поверхность очищается с помощью специального растворителя, механические повреждения запаиваются. При серьезных повреждениях отдельной трубки ее можно исключить из контура, полностью запаяв сверху и снизу, но в одном радиаторе нельзя запаивать более трех трубок. В случае масштабных повреждений радиатор рентабельнее заменить. Не подлежат ремонту новые радиаторы с пластмассовой бочкой и алюминиевой сердцевиной. Треснувший с краю патрубок можно обрезать, если позволяет его длина, а если трещина ближе к центру – нарастить с помощью металлической трубки. Но это временные меры, поэтому после таких операций рекомендуется обратиться в сервис для профессионального ремонта.

Читать еще:  Вибрация двигателя дизель холодный

Остальные неисправности системы охлаждения двигателя, как правило, устраняются в мастерских. Если необходима замена изношенных, поврежденных деталей, можно значительно сэкономить, заказав качественные запчасти с разборок в компании JapZap. При использовании качественной охлаждающей жидкости и регулярном контроле ее уровня, для поддержания работоспособности системы охлаждения двигателя обычно достаточно планового сервисного обслуживания и своевременной замены деталей с отработанным ресурсом.

Симптомы перегрева двигателя

Первые автомобили имели воздушную систему охлаждения – их моторы охлаждались потоками забортного воздуха – сегодня подобное можно увидеть у мопедов, бензопил и прочих подобных механизмов. Но подавляющее большинство современной техники (не только автомобилей, но и локомотивов, тракторов, комбайнов) оснащено жидкостной системой охлаждения двигателя. Присутствует она даже у электромобилей и части мотоциклов.

Плюсы жидкостного охлаждения (иногда, по старинке, называемого водяным) налицо:

равномерное охлаждение всех узлов двигателя и, при необходимости, прочих агрегатов;

низкий уровень шума (водяная рубашка выступает как шумоизоляция);

возможность отбора теплоносителя для обогрева салона/кабины;

более корректная система контроля нагрева двигателя.

Последнее качество важно особенно – как для правильной работы автомобильной электроники, так и для ресурса двигателя вообще. Но, несмотря на очевидные плюсы, жидкостная система охлаждения имеет и минусы, главные из которых – сложность и наличие множества узлов и деталей, требующих ухода и контроля.

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ К ПЕРЕГРЕВУ


Говоря о неисправностях, приводящих к чрезмерному нагреву двигателя, нужно выделить две группы неполадок:

способствующие снижению уровня охлаждающей жидкости;

препятствующие нормальной циркуляции ОЖ по системе.

В жидкостных системах охлаждения автомобилей сегодня преимущественно используются антифризы. Эти жидкости, хотя и состоят примерно наполовину из воды, имеют более низкую температуру замерзания, и более высокую – кипения. Антифриз менее подвержен испарению, поэтому основной причиной снижения его уровня в системе являются его течи. Причинами утечки охлаждающей жидкости могут стать:

повреждения патрубков/шлангов, по которым протекает ОЖ;

неплотное прилегание элементов системы;

нарушение эластичности уплотнений (сальников, прокладок;

механические повреждения элементов системы охлаждения: трубок радиаторов (в том числе, отопителя), расширительного бачка, прокладки ГБЦ, рубашки в блоке цилиндров.

В нарушении проходимости жидкости по системе чаще всего виноваты:

Помпа (водяной насос). Прекращение циркуляции по вине насоса (или обрыва приводящих его в движение ремня или цепи) очень опасно и быстро приводит к перегреву двигателя.

Термостат. Охлаждающая система автомобиля имеет два контура. По малому кругу (рубашка двигателя, радиатор отопителя, некоторое навесное оборудование и подводящие патрубки) антифриз циркулирует сразу после запуска мотора до достаточного прогрева. По достижении рабочей температуры термостат открывает для ОЖ доступ в основной радиатор охлаждения, находящийся, как правило, в передней части автомобиля. Несвоевременное открытие клапана термостата, как и его неисправность, ведет к неправильному температурному режиму. Если клапан зависает в открытом состоянии – это недостаточный нагрев двигателя, в закрытом – перегрев из-за невозможности качественного охлаждения жидкости.

Засорение элементов системы – чаще всего, трубок основного радиатора или радиатора отопителя салона. Происходит из-за накопления в узких местах отложений: ржавчины, грязи, продуктов разложения антифриза.

Кроме того, причиной перегрева двигателя во время движения может быть недостаточное охлаждение жидкости, вызванное наружным засорением основного радиатора (при попадании в соты грязи, пыли, насекомых), радиатора кондиционера, поскольку он обычно находится перед основным, а также пространства между ними.

Неисправность вентиляторов радиатора тоже ухудшает охлаждение, следовательно, способствует перегреву двигателя.

КАК ОБНАРУЖИТЬ ПЕРЕГРЕВ

Главным признаком, указывающим на перегрев двигателя, являются показания датчиков охлаждающей жидкости. Их данные поступают как на указатель температуры на панели приборов, так и в блок управления двигателем. Водителю необходимо постоянно контролировать термометр: при повышении температуры стрелка поднимается вверх. Нормальным является ее среднее положение, приближение к красной зоне должно насторожить, переход в красную зону – стать сигналом принять меры. В некоторых автомобилях предусмотрена аварийная лампочка перегрева двигателя или даже звуковой зуммер.

Контролировать температуру двигателя можно и через табло бортового компьютера, и через приложение в смартфонах или мультимедиа, подключенных через OBD-сканер.

Однако бывают ситуации, когда проконтролировать температуру аппаратно не представляется возможным:

при отказе датчиков температуры;

обрыве в их цепи;

если уровень ОЖ опустился ниже места вкручивания датчика (на автомобилях устаревшей конструкции с одним датчиком в радиаторе).

Кроме указателя температуры, о перегреве свидетельствуют:

пар из-под капота;

слишком горячий или, наоборот, слишком холодный воздух из отопителя;

белый дым из выхлопной трубы;

металлические звуки из двигателя.

КАК ПОСТУПИТЬ ПРИ ПЕРЕГРЕВЕ


Поскольку последствия перегрева могут серьезно сказаться на состоянии двигателя – привести к разрушению головки блока цилиндров и самого блока, привести к заклиниванию и дорогостоящему капитальному ремонту, игнорировать симптомы перегрева, не выяснив его причины, категорически запрещается.

Нужно заметить, что чаще всего среднего характера перегрев – без выкипания антифриза, когда стрелка поднялась лишь в начало красной зоны, не приносит фатальных последствий для мотора. В этом случае можно, дав двигателю остыть, продолжить движение к месту ремонта, соблюдая меры предосторожности.

Остановитесь в безопасном месте. Если из двигателя не слышно посторонних звуков, не глушите его сразу, дайте поработать минуту-две на холостых.

В теплое время года откройте капот сразу, в холодное – подождите несколько минут, чтобы не вызвать трещин разницей температур.

Осмотрите двигатель, патрубки, пространство под машиной и салон на предмет течи охлаждающей жидкости.

Не открывайте радиатор или расширительный бачок сразу – это чревато ожогами от пара или минимум – потерей внушительного количества ОЖ. Подождите, пока двигатель остынет (руки смогут терпеть температуру патрубков).

Помните, антифриз, особенно на основе этиленгликоля – сильный яд. Попадание его внутрь организма даже в форме паров вызывает отравление.

Проверяйте уровень жидкости и в бачке, и в радиаторе.

Не доливайте в систему простую водопроводную воду, тем более – из луж или водоемов. Если подходящего антифриза нет, лучше залить дистиллированную воду, или антифриз другого класса, но тогда его нужно будет как можно быстрее заменить.

Если удалось восстановить уровень ОЖ, течи и явных неисправностей не обнаружено, двигайтесь со средней скоростью, избегая высоких оборотов, объезжая заторы и постоянно контролируя температуру. В противном случае не предпринимайте попыток запустить двигатель, отбуксируйте автомобиль к месту ремонта – например, на любую СТО сети умных автосервисов Wilgood.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector