Что может загубить двигатель
15 популярных заблуждений, которые могут загубить двигатель.
То, что двигатель не сможет работать без смазки, стало понятно сразу, как только появились первые экземпляры двигателей внутреннего сгорания: в середине XIX столетия Этьенн Ленуар безуспешно пытался создать рабочий экземпляр ДВС, но все попытки неизменно заканчивались неудачами — поршень клинило в цилиндре, и мотор выходил из строя. Как только конструкция двигателя была доработана системами смазки и охлаждения, проблема исчезла. Так уже первые инженеры-двигателисты поняли, что новые поршневые двигатели потребуют не только топлива, но и других жидкостей — масла и антифриза. (Двигатели воздушного охлаждения сегодня останутся за скобками, а вот историю, как «двигатель работает без масла», рассмотрим отдельно.)
Но для чего нужно масло? Ответ кажется очевидным: чтобы смазывать! Действительно, основная задача масла — надёжно разделять две металлические поверхности, и таким образом снижать коэффициент трения. Как это происходит, хорошо видно на рисунке снизу. Но про другие важные для моторного масла задачи обычно забывают. Мы же перечислим их: удаление продуктов износа и частиц несгоревшего топлива из пар трения, охлаждение нагретых деталей и защита поверхностей от коррозии (плёнка из масла предотвращает контакт «металл-металл» и «металл-воздух»)
А теперь давайте вспомним типичную для автомобильных выставок недавнего прошлого картину. На стенде стоят «Жигули» со снятым поддоном картера, но двигатель работает. При этом стендист вещает заученную скороговорку: «Внимание, этот двигатель работает без масла! Такое возможно только благодаря нашей присадке». Обман? Не совсем: как нам рассказали специалисты компании Castrol, бензиновый атмосферник родом из семидесятых вполне способен работать на холостом ходу без масла! Вот только чудодейственная присадка к этому никакого отношения не имеет — этот «феномен» существует исключительно благодаря качественной сборке мотора и его примитивной конструкции.
Заблуждение № 1. Если масло потемнело — его нужно срочно менять, даже если вы проехали меньше тысячи километров
На самом деле: изменение цвета моторного масла в двигателе — не повод для беспокойства. Оно темнеет от того, что моющие присадки, содержащиеся в современных ГСМ, растворяют продукты неполного сгорания топлива. Таким образом они поддерживают детали двигателя в чистоте, защищая их от загрязнения.
Заблуждение № 2. Период смены масла можно определить «на глаз»
На самом деле: рекомендованные интервалы замены масла устанавливаются производителями автомобилей, и эти указания — главное, чем стоит руководствоваться.
Заблуждение № 3. Интервалы замены масла одинаковы для всех видов автотранспорта
На самом деле: у легковых автомобилей значения интервалов замены довольно близки, но все же для каждой марки они определяются независимо и могут быть как фиксированными, так и гибкими, — на усмотрение производителя конкретной марки авто. Что же касается коммерческого транспорта, то здесь периодичность смены масла зависит от режима эксплуатации и может отличаться в несколько раз.
Заблуждение № 4. Не обязательно менять масло регулярно
На самом деле: если пропустить очередную замену моторного масла, образование отложений в двигателе будет происходить всё более интенсивно. В результате это приведёт к замедлению циркуляции масла и ухудшению смазывания мотора, а значит — к повышению его износа, а в перспективе и к серьезной поломке или заклиниванию двигателя.
Заблуждение № 5. Главное — выбирать масло подороже
На самом деле: даже самое качественное и дорогостоящее масло, не соответствующее рекомендациям производителя автомобиля, способно нанести существенный вред двигателю машины. Более того, негативные последствия появятся значительно быстрее, чем при использовании дешевого масла, подходящего по допускам. Так что главным и первоочередным критерием при выборе масла должны быть именно указания в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Заблуждение № 6. Между синтетическим и минеральным маслом нет никакой разницы
На самом деле: моторные масла на минеральной основе окисляются и теряют свои эксплуатационные характеристики интенсивнее. Масла на синтетической основе имеют более широкий температурный диапазон, стабильнее при нагреве и лучше работают, сохраняют текучесть в холодных условиях. Иными словами, они дольше сохраняют свои эксплуатационные свойства, и поэтому именно они рекомендуются для эксплуатации автомобилей с увеличенными межсервисными интервалами.
Заблуждение № 7. Для старых автомобилей подходят только минеральные масла
На самом деле: когда синтетические моторные масла только появились на прилавках, некоторые автомобилисты заметили, что после заливки «синтетики» под машиной появлялись масляные пятна. Это происходило из-за того, что смазочные материалы на синтетической основе обладают лучшей моющей способностью и когда они попадали в двигатель, долгое время проработавший на минеральном масле, происходило активное отмывание загрязнений, в том числе между валом и соответствующим сальником. При этом зазор между валом и уплотнением увеличивался и новое моторное масло начинало вытекать из двигателя.
Заблуждение № 8. Смешение различных моторных масел не повредит автомобилю
На самом деле: смешивать масла разных видов не рекомендуется, так как сочетание смазочных материалов различной вязкости и с разными комплексами присадок может в значительной степени снизить эффективность работы двигателя. Конечно, в экстренных случаях, — например, когда уровень масла достигает критической отметки на трассе, где нет возможности долить то же масло, которое уже было использовано, — можно долить масло другой марки. Но при первой же возможности масло нужно будет заменить.
Заблуждение № 9. Всесезонное масло уступает по своим качествам маслам для определенных сезонов
На самом деле: всесезонные продукты обеспечивают как надёжный пуск двигателя в зимний период, так и эффективное смазывание прогретого двигателя в рабочем режиме. Не удивительно, что сейчас все ведущие производители предлагают для легковых автомобилей исключительно всесезонные моторные масла.
Заблуждение № 10. Проверить качество масла в домашних условиях невозможно
На самом деле: провести полноценную экспертизу ГСМ подручными средствами действительно нельзя, но… Есть метод, позволяющий определить, что масло перестало быть пригодным для использования. Чтобы провести этот тест, достаточно щупом поместить каплю масла на поверхность газетной бумаги. Обычно масло быстро расплывается, оставляя несколько концентрических кругов, но если оно образует устойчивую каплю на поверхности бумаги — значит, его нужно срочно слить и поменять на свежее.
Заблуждение № 11. Если добавить в масло присадки, оно будет работать лучше
На самом деле: производители моторных масел категорически не рекомендуют добавление сторонних пакетов присадок. Вопреки расхожему заблуждению, такие присадки могут не только не улучшить характеристики масла, но и ухудшить их, и даже нанести серьезный урон двигателю. Дело в том, что композиция каждого моторного масла создается таким образом, чтобы получить идеально сбалансированный пакет присадок. Любые сторонние добавки нарушают этот баланс и мешают моторному маслу работать так, как это задумано его производителем.
Заблуждение № 12. При каждой смене масла нужно сначала заливать «промывочное» масло
На самом деле: промывочное масло — это специальный продукт, который содержит большое количество моющих присадок, вымывающих отложения и продукты сгорания из двигателя. Современные моторные масла обладают превосходной моющей и диспергирующей способностью. Поэтому в промывании мотора современного легкового автомобиля необходимости нет. В сложных случаях — если мотор сильно загрязнён — можно, залив в него предписанное производителем масло, просто сократить интервал замены.
Заблуждение № 13. Энергосберегающее моторное масло лучше обычного
На самом деле: энергосберегающее масло отличается низкой вязкостью и дополнительным пакетом присадок, в том числе антифрикционных. Их задача — уменьшить потерю энергии при трении и, как следствие, расход топлива. В реальности же автомобилист заметит только небольшую экономию топлива относительно обычного синтетического масла аналогичного класса вязкости. При этом энергосберегающие масла имеют ограничения по применению: они рекомендованы к использованию только в двигателях внутреннего сгорания, специально адаптированных для использования маловязких масел.
Заблуждение № 14. Масло в дизельных моторах надо менять чаще
На самом деле: частота замены моторного масла зависит не только от самого масла и типа двигателя, не менее важны качество топлива и условия эксплуатации автомобиля. Некорректно сравнивать расход масла легкового автомобиля с расходом дизельного грузовика. Однако при прочих равных условиях наиболее важный фактор — это именно качество дизельного топлива. Если оно высокое и соответствует европейским стандартам, то частая замена моторного масла не потребуется.
Заблуждение № 15. Для дизельных автомобилей подходит только масло для дизельных двигателей
На самом деле: вопреки расхожему мнению моторные масла не делятся на дизельные и бензиновые. Производители разделяют моторные масла на продукты для легкового (включая легкий коммерческий транспорт) и грузового транспорта, что и указывается на упаковке. При этом масла для легковых и грузовых автомобилей, даже выполненные в одинаковых классах вязкости, отличаются составом базовых масел и пакетами присадок, что обусловлено различиями в конструкции двигателей и условиями эксплуатации транспортных средств.
Как действовать при перегреве двигателя в авто
Кто больше всех остальных ждал лета в России? Не те, кто хотел поскорее отправиться на море и даже не те, кто долго работал, чтобы заслужить 2-недельный отдых. Больше всех остальных наступления летнего сезона ждали дачники, предвкушая, как они повезут рассаду на дачные участки. Многие из них в качестве средства для передвижения до загородного дома выбирают автомобиль — удобный и практичный транспорт, если бы не одно но.
Езда в пробках представляет большую опасность для автомобилей с неисправной системой охлаждения
С наступлением летнего сезона на дорогах увеличивается транспортный поток. Все дело в дачниках и путешественниках, которые уезжают из города и заполоняют дороги, создавая на них пробки. В таких условиях, да еще и в жаркий летний день, автомобиль и все его агрегаты работают на пределе своих возможностей. Рано или поздно это приводит к перегреву двигателя. Не все граждане, которые прошли обучение в автошколе, могут составить краткий порядок действуй в случае, если перегрелся мотор, именно отсюда и возникают наиболее распространенные ошибки.
Недостаточное охлаждение двигателя может быть вызвано разными причинами — неисправность термостата, течь в патрубках или радиаторе, проблемы с помпой. Если не заметить дефект вовремя или закрыть на него глаза, тепловая нагрузка для силового агрегата может привести к его недостаточному охлаждению, а значит — к перегреву. Дорогостоящий ремонт — вот крайняя точка такой проблемы. Поэтому при движении в плотных пробках следует периодически обращать внимание на показания приборов.
Если стрелка температуры охлаждающей жидкости уже ползет к красной зоне, важно предпринять несколько шагов, чтобы не загубить мотор до конца. К сожалению, езда в пробках представляет большую опасность для автомобилей с неисправной системой охлаждения. Тепло выделяется не только двигателем, но и идет от асфальта под капот. К этому можно прибавить общую повышенную температуру автомобильного потока. Именно так стрелка доходит до критической красной зоны.
Как только транспортное средство окажется на краю дорожного полотна, не нужно сразу глушить мотор. Нужно оставить автомобиль в таком состоянии — с включенной на максимум печкой и открытым капотом
Если проблема уже произошла, первое, что следует сделать, включить печку и поставить максимальную температуру обогрева. Но при этом нужно позаботиться и о себе — чтобы не получить перегрев, следует открыть окна. Такой способ нужно применить, чтобы сохранить время, пока автомобиль будет пробираться к обочине.
Как только транспортное средство окажется на краю дорожного полотна, не нужно сразу глушить мотор. Нужно оставить автомобиль в таком состоянии — с включенной на максимум печкой и открытым капотом. Температура сразу должна начать падать. Распространенная ошибка — сразу после остановки заглушить мотор. Вместе с двигателем в таких условиях останавливается помпа, которая гоняет охлаждающую жидкость по системе. Мотор не остывает, а продолжает некоторое время греть сам себя, так как по контуру не циркулирует антифриз.
Следует отпускать педаль газа и двигаться накатом. Так вы сможете приостановить подачу топлива, а мотор будет работать вхолостую
Не стоит открывать крышку расширительного бачка, если температура жидкости за пределами нормы. Можно получить серьезный ожог и облить проводку под капотом. Есть еще один способ охлаждения мотора на ходу, но для этого вокруг должно быть достаточно пространства для маневров. Следует отпускать педаль газа и двигаться накатом. Так вы сможете приостановить подачу топлива, а мотор будет работать вхолостую. Торможение двигателем всегда показывает эффективность при такой проблеме. Топливо не подается в систему, а значит перестает выделять лишнее тепло. Кроме того, в подкапотное пространство проникает воздушный поток через радиатор.
Такие способы помогут в единичных случаях. Если перегрев силового агрегата наблюдается постоянно, при возможности нужно посетить сервис или на время отказаться от эксплуатации транспорта.
Итог. Перегрев силового агрегата — серьезная проблема, которую часто можно решить прямо в пути. Если неисправность заключается в недостаточном количестве антифриза или поломке составляющего элемента, это стоит своевременно решить.
Что может загубить двигатель
- Главная
- Блог
- Ремонт и обслуживание
- Двигатель
- Сколько масла в двигателе автомобиля?
- Новинки мира авто
- Новости автомобильного рынка
- Популярное
- Двигатель
- Кузов
- Салон
- Система охлаждения
- Трансмиссия
- Фильтры
- Шины и диски
- Электрооборудование
Сколько масла в двигателе автомобиля?
Для бесперебойной работы ДВС важна качественная система смазки, основным элементом которой является моторное масло. Именно о том, сколько и когда его нужно заливать в двигатель, мы и поговорим в этой статье.
Как определить объем масла в двигателе?
Для определения уровня смазочного материала в ДВС существует специальный щуп. Чтобы с его помощью узнать уровень масла для начала нужно загнать авто на ровную площадку и дождаться пока остынет мотор. После чего извлечь щуп, убрать с него остатки смазочных материалов и вернуть на место. Достать щуп повторно. Уровень моторной жидкости должен быть между минимальной и максимальной отметкой.
Если смазки в ДВС меньше, чем должно быть, но срок ее замены еще не пришел, можно просто долить пару сотен грамм точно такого же масла, как вы заливали до этого в двигатель.
Отметки минимального и максимального уровня масла на щупе
Сколько масла нужно для замены в двигателе?
Слишком высокий или низкий уровень моторного масла является причиной многих неисправностей. Именно поэтому важно точно знать, сколько конкретно литров заливать в двигатель. Определить нужный объем смазочных материалов можно одним из нескольких способов:
- Наиболее простой способ — это изучить инструкцию по эксплуатации, которая прилагается к вашему автомобилю. Если у вас нет данного документа, найти его можно на официальном портале производителя. Искомые цифры будут указаны в разделе «Система смазки». При этом для заливки нового смазочного материала с заменой фильтра и без него значения будут разные. Также в этом разделе будет указан тип рекомендуемого масла и его вязкость.
- Если найти документ для вашего авто не удалось, нужную характеристику можно узнать на специализированных сайтах по подбору масла. Здесь в специальных графах нужно указать марку и модель авто, год выпуска и тип двигателя. Онлайн-сервис предложит вам не только разнообразие смазок от разных производителей, но и наиболее удобную фасовку (при которой у вас останется небольшой запас материала).
Важно учитывать, что объем смазки, указанный в технической литературе — полный. То есть, он является максимальным для абсолютно пустого ДВС. Без разборки ДВС в нем может оставаться до 500 мл «отработки», поэтому заливать нужно немного меньше масла, чем указано в документации.
Контролировать уровень смазки при заливке можно при помощи щупа или по показаниям электронных датчиков, установленных в агрегате.
Расположение контрольного щупа и отверстия для залива масла в двигателе Honda CR-V 2013
Как часто рекомендуется менять масло?
На большинстве автомобилей менять смазку нужно каждые 7 — 15 тыс. км пробега (в зависимости от марки авто). Но этот период может варьироваться в зависимости от нескольких факторов:
- манеры вождения;
- условий эксплуатации;
- качества и типа топлива.
Не стоит забывать, что наиболее пагубно на характеристики смазочных материалов влияют сверхвысокие температуры, поэтому старайтесь избегать любых перегревов.
Проверять уровень масла желательно каждые 2-3 тыс. км и доливать его по мере необходимости.
Регламентированный интервал замены от автопроизводителей
Марка автомобиля | Интервал замены масла, км | |
Дизельный двигатель | Бензиновый двигатель | |
BMW | 10 000 | 12 000 |
Volvo | 7 500-10 000 | 15 000 |
Mazda | 5 000 | 10 000 |
Mercedes | 15 000 | 15 000 |
Nissan | 10 000 | 15 000 |
Opel | 7 500 | 15 000 |
Peugeot, Citroen | 10 000 | 15 000 |
Renault | 7 500 | 10 000 |
Land Rover | 10 000-20 000 | 10 000-20 000 |
Toyota | 10 000 | 10 000 |
Fiat | 7 500-15 000 | 15 000 |
Volkswagen, Audi, Seat, Skoda | 15 000 | 15 000 |
Kia | 15 000 | 15 000 |
LADA | 14 500-15 500 | 14 500-15 500 |
Ford | 10 000-15 000 | 10 000-15 000 |
Отдельно хочется сказать про автомобилистов, которые вынуждены ежедневно «толкаться» в пробках. Пробег у таких машин часто маленький, а вот суммарное рабочее время может быть достаточно большим. В этом случае период замены смазки следует считать несколько иначе.
К примеру, 15 000 км пробега при скорости 50 км/ч эквиваленты 300 ч. Примем эти 300 часов за интервал, через который следует менять масло. Если вы ежедневно тратите 4 часа на дорогу с работы и на работу на авто, при этом проезжаете от силы 70-100 км, для надежной работы мотора менять смазку предстоит каждые 2,5 месяца.
Почему масло нужно менять?
В двигателе внутреннего сгорания смазка выполняет сразу несколько функций:
- снижает трение между подвижными и неподвижными элементами агрегата, а также создает тонкую пленку между ними, что препятствует их преждевременному износу;
- отводит тепло, которое вырабатывается в процессе работы мотора (в некоторых моделях авто предусмотрены специальные маслоохладители);
- за счет специальных присадок защищает детали силового агрегата от негативного воздействия температурных перепадов, а также предотвращает коррозию;
- при замене масла позволяет удалить из двигателя (не разбирая его) металлическую пыль и другие продукты износа, трущихся друг о друга элементов.
Когда масло «стареет» (в нем накапливаются продукты сгорания, вырабатываются присадки и т.п.), оно начинает хуже справляться со своими «обязанностями». Это приводит к увеличению трения между элементами узла и ухудшению теплоотводящих качеств. Кроме того, накопившиеся загрязнения могут забить маслоканалы.
Менять масло нужно вместе с масляным фильтром, иначе грязь из фильтрующего элемента попадет в новую моторную жидкость.
Масляный нагар при несвоевременной замене смазки в моторе
Низкий и высокий уровень масла в двигателе
Недостаточное количество смазочного материала в силовом агрегате приводит к масляному «голоданию»:
- увеличивается нагрев двигателя;
- начинается «сухое» трение между подвижными и неподвижными элементами;
- увеличивается износ деталей и узлов.
После этого в определенный момент ДВС заклинит или разрушится один из его элементов.
При резком снижении объема моторной жидкости, на приборной панели включится соответствующая лампочка. При незначительной утечке (150-250 мл) индикатор обычно не срабатывает.
Признаки низкого уровня смазки в двигателе внутреннего сгорания:
- высокий уровень шума при работе мотора;
- появление посторонних звуков;
- увеличение рабочей температуры ДВС;
- увеличение периодов срабатывания системы охлаждения.
Не менее неприятен для мотора и перелив смазочных материалов. В таких условиях двигателю становится труднее работать, повышаются нагрузки на маслонасос, коленвалу становится сложнее вращаться, ухудшается динамика разгона, работа педали газа становится менее четкой, увеличивается расход топлива, а сальники и прокладки могут давать течь.
Если нет возможности слить жидкость через сливную пробку на поддоне картера, можно попробовать извлечь лишнюю смазку через заливную горловину с помощью специального (или медицинского) шприца.
В завершении стоит отметить, что любой ДВС требует столько смазки, чтобы ее уровень (в холодном состоянии авто, стоящего на ровной поверхности) строго отображался между отметками “min” и “max” на щупе. Если объем моторной жидкости опускается ниже «золотой середины», рекомендуем его долить. Незначительное повышение среднего уровня допустимо, но заливать масло до максимальной отметки все же не желательно.
Как гарантированно убить дизельный двигатель (три способа)
Собрали для вас анти-советы по эксплуатации. Учиться стоит на чужих ошибках!
Ездите с пустым баком
Все же знают, что детали топливной аппаратуры дизеля смазываются только топливом.
И подкачивающий насос, и ТНВД и форсунки, и особенно плунжерная пара ТНВД работают под интенсивной нагрузкой. Металлические детали трутся друг об друга, и если топлива недостаточно — трутся насухо. В результате образуется металлическая стружка, которая проникает в клапаны ТНВД и форсунки, а также проходит по топливной магистрали и возвращается в бак. Так она оседает на дне и накапливается. Когда бак почти пустой, топливоподкачивающий насос вместе с остатками солярки забирает эту мелкую стружку и гонит ее по магистрали подачи топлива обратно к форсункам.
Результат — повреждения форсунок, забитые стружкой фильтры, повреждения и быстрый износ плунжерной пары. В результате придется менять ТНВД и форсунки, промывать всю топливную магистраль вплоть до бака, прокачивать от завоздушин (они как раз и образуются при низком уровне топлива и езде по неровной дороге). В общем, весь комплекс дорогостоящих удовольствий.
Верьте производителю
Регламент замены масла раз в 15 тысяч? Ну все, можно расслабиться. Некоторые умудряются ходить и по 20, и 25 тысяч — ведь производитель моторного масла уверяет, что его срок в 1,5-2 раза больше. Ну а дилер регламентирует: в двигателе масло меняем каждые 15 тысяч, в трансмиссии не меняем вообще.
И приходится потом проводить капительный ремонт, а то и замену двигателя. Особенно губительно завышение нормальных сроков замены масла для дизельных двигателей. Специалисты рекомендуют менять в них масло вообще каждые 5-8 тыс. км для наших отечественных реалий (качество топлива, морозы и т.п.). И обязательно вместе с маслом менять фильтр. Почему? Смотри первый пункт.
А еще двигатели, выпущенные после 2000 года, предрасположены к «масложору». Нет, заговор автопроизводителей тут ни при чем.
Просто поршни стали делать меньшего размера, кольца — тоньше, дренажные отверстия уменьшились тоже. В результате даже недолгая передержка масла вызовет закоксовку поршневых колец. То есть кольца и детали камеры сгорания двигателя покроются хорошим таким, плотным черным нагаром. А там и до «капиталки» недалеко.
Особенно рискуют в этом смысле владельцы турбированных дизельных ДВС — с учетом постоянного перегрева масла, шансов поменять кольца у них намного больше.
Ну а когда масло просто доливают, и меняют с периодичностью, указанной дилером, сценарий совсем печальный — прогар клапанов, потеря компрессии, риск детонации… Финиш.
Экономьте на «расходниках» и запчастях
Пожалуй, из всех «расходников» масляный фильтр самый доступный. Вы точно уверены, что хотите даже на этой недорогой детали сэкономить пару рублей? Очень важно, чтобы фильтр содержал качественные запорный (обратный) и перепускной (обводной) клапан. Как правило, в более дорогих образцах качество самого фильтрующего элемента выше. И от этих параметров напрямую зависит степень очистки и правильная циркуляция масла. Которое, как мы помним, выполняет роль смазывающего состава. Плохой или поддельный фильтр вполне способен вызвать масляное голодание двигателя — и такие случаи встречаются.
То же самое касается воздушных фильтров. Сейчас модно стало ставить фильтры нулевого сопротивления — он облегчает поступление воздуха в камеру сгорания, обладает большим ресурсом, может обслуживаться. Только вот стоимость его высокая, а правильная установка подразумевает перекомпоновку впускного тракта или изменения в моторном отсеке. Что делают «умные» автовладельцы? Правильно, покупают откровенный «китай». В результате весь абразив спокойно поступает в цилиндры или на турбину, и вуаля, минус одна жизнь.
Помним о регламенте замены фильтров производителями, да? 15 тысяч для среднестатистического дизельного ДВС — слишком много. Ну и про подделки забывать не будем. Они могут продаваться уже с повреждениями, не говоря о качестве материала и количестве ребер фильтра. А если воздушный фильтр рвется во время эксплуатации, его частицы попадают во впускной тракт. В результате двигатель радостно всасывает амбразив, равно как посторонние включения в масле. И последствия такие же — плачевные.
О качестве топлива и говорить не стоит. Нежные высокоточные топливные системы Delphie, Denso и даже стойкий боец Bosch одинаково не любят плохо очищенную солярку. Первыми сдаются форсунки, а менять и даже ремонтировать их ой как недешево.
Что касается ремонта посерьезнее, детали топливной аппаратуры и запчасти для двигателя и качество их исполнения (прочность металла, подходящие параметры, используемая в процессе производства смазка, качество пластика и резины и пр.) — напрямую влияет на ресурс жизни двигателя. Попытка сэкономить, выбрав no name производителя или китайский аналог, может дорого обойтись впоследствии.
Поэтому выбирайте проверенные оригинальные запчасти и «расходники» известных производителей.
В крайнем случае — не менее известные аналоги. Не покупайте расходники на авторынках, у непроверенных продавцов — велик риск нарваться на дешевую подделку.
Учитесь отличать оригинальные запчасти от подделок. Как это сделать, на примере клапана Delphi, мы рассказывали здесь.
Качественные запчасти для своего дизельного двигателя вы найдете здесь
Краткое содержание «Гроза»
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это не классицистическая, а реалистическая пьеса. Конфликт представляет собой столкновение «тёмного царства» с потребностью новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.
Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи. Чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях, вы можете прочитать краткое содержание «Грозы» по главам, которое представлено ниже.
Главные герои
Катерина – молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.
Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.
Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) – богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.
Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.
Другие персонажи
Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая поступает по-своему, лишь бы шито-крыто было..
Кудряш – возлюбленный Варвары.
Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек, самодур.
Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.
Барыня – полусумасшедшая.
Феклуша – странница.
Глаша – служанка Кабановых.
А ещё у нас есть:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Гроза»
- для самых компанейских — Главные герои «Гроза»
- для самых любопытных — Анализ «Гроза» Островский
- для самых крутых — Читать «Гроза» полностью
Краткое содержание
Действие 1
Кудряш и Кулигин говорят о красоте природы, но их мнения различны. Для Кудряша пейзажи – ничто, а Кулигина они приводят в восторг. Издалека мужчины видят Бориса и Дикого, который активно размахивает руками. Они начинают сплетничать о Савеле Прокофьевиче. К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника Бориса и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савелом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось.
Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку.
Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калинов, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом. Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпетум-мобиле (вечный двигатель). Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…».
Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.
На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»
В этой фразе виден не только её властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.
Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.
Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» – так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.
На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.
Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, чтобы не давать повод для сплетен, поэтому Катерине пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.
Действие 2
Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь – основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.
Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене (он хочет вдали от матери отдохнуть от семьи, а о жене он и не думает). Тихону тоже неловко за фразу матери о других мужчинах. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.
Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Женщине приходится кланяться Тихону в ноги.
Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить, что надо делать в разных ситуациях. Кабаниха говорит, что надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет – не знаю…»
Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о свободе, у неё крылатая душа. Девушка представляет, как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолят». Варвара уходит гулять, дав Катерине ключ от замка на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.
Сам Борис также не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.
Действие 3
Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи – последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва – слишком суетливый город. Все и всё там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.
Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.
Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.
Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о казаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Катерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.
Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.
Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день.
Действие 4
(события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия. Тихон уже вернулся.)
Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савела Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.
Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.
Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.
Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.
Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признаётся в своём грехе и мужу, и свекрови. Говорит, что все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.
Действие 5
Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.
Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски Катерины.
Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.
Люди кричат, что какая-то девушка бросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!».
Заключение
Произведение «Гроза» Островского А. Н. можно назвать одной из главных пьес среди всего творческого наследия писателя. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается не просто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет на первый взгляд незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, изменой «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а соответственно и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей. Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения.
Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержания, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.
Тест по пьесе «Гроза»
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.