Что может порит двигатель
Когда появляется белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя?
Из выхлопной трубы дизельного двигателя может выходить дым разных цветов: черного, синего, серого, белого. Каждый из этих оттенков отчетливо различим при выхлопе. Автовладельцев часто интересует, почему дымит дизельный двигатель.
Для качественного контроля за функционированием силового агрегата необходимо производить тщательный анализ оттенков и цветов выхлопных газов. Цвет выхлопа дизельного движка дает исчерпывающую информацию о состоянии узлов и деталей мотора.
Это позволяет устранить неисправности в системах и узлах силового агрегата, проверить состояние деталей цилиндропоршневой группы, газораспределительного механизма, исключить отказы распылителей, элементов топливного насоса ТНВД и пр.
Основные признаки нормальной работы дизельного двигателя
Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя является продуктом сгорания топливовоздушной смеси, находящимся в газообразном состоянии. При оптимальных настройках прогревшийся дизель не дымит. Нормальная работа двигателя сопровождается выходом белого водяного пара, заметного в зимнее время, когда понижена температура окружающей среды.
Появление оттенков в выхлопных газах дизеля свидетельствует о возникновении неисправностей в силовом агрегате. Цвет отработанного газа может быть в различных вариантах:
- бело-серый;
- сизый;
- серовато-синий;
- черный дым с сажей.
Как отличить дым белого цвета от водяного пара
Чтобы определить, какого качества выходит дым, необходимо приблизить белый лист бумаги к выходу трубы прогретого мотора. Водяные пятна быстро испаряются, оставляя бумагу чистой. Жирные отметины на бумаге свидетельствуют о присутствии масляных включений в выхлопе.
Дым, содержащий масляные фрагменты, более густой и имеет характерный запах гари. При нахождении масла в отработанных газах наблюдается усиленный расход моторного масла.
Процесс образования выхлопных газов
Дизельное топливо, находясь под высоким давлением,впрыскивается в цилиндры через специальный распылитель — форсунку. Солярка распыляется на мелкие фрагменты в цилиндре. Мельчайшие частицы солярки подвергаются нагреву в камере сгорания и активно испаряются.
Работа четырехтактного двигателя проходит в несколько этапов:
- Получение распыленной порции горючего в заданное время как при холостых оборотах, так и при работе под нагрузкой, когда поршень цилиндра находится в верхнем положении, т. е. в момент сжатия.
- Самовоспламенение топливовоздушной смеси благодаря сжатию и высокой температуре.
- Полноценное сгорание с максимальной отдачей полезной энергии на поршень.
- Выход отработавших газов из цилиндров.
Причины возникновения белого дыма
При прогреве холодного дизеля выход дыма белого цвета является нормой, т. к. это водяной пар, образующийся в процессе испарения конденсата, образовавшегося из воздуха во время простоя авто. Некоторое количество влаги выливается из выхлопной трубы при запуске мотора, остальное количество воды испаряется.
По мере прогревания всех частей выхлопной системы влага и пар полностью уходят. В зимнее время выделение пара более продолжительное и интенсивное вследствие медленного прогрева узлов и деталей.
Дым белого цвета появляется по следующим причинам:
- Повышенная влажность узлов и деталей системы выхлопа при прогреве.
- Неполноценноесжигание солярки в цилиндрах.
- Неисправность свечей накаливания.
- Недостаточный уровень компрессии в цилиндрах.
- Вспышка в камерах сгорания происходит с некоторым запозданием.
- Выход из строя плунжеров и втулок топливного насоса.
- Проникновение охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя.
- Нахождение конденсата в системе выхлопа.
Чем опасно неполное сгорание дизельного топлива
Частичное сжигание солярки ведет к возникновению дымабелого цвета. Несвоевременнаявспышка топливовоздушных смесей в цилиндрах приводит к выходу беловато-серого газа, не успевшего полноценно оказать толчок на поршень и попавшего в выхлопную трубу.
В исправных дизелях такое случается при запуске мотора в зимнее время. Значение температуры в цилиндрах не является достаточным для самовоспламенения, соляркаиспаряется, и смесь не полностью сгорает. Это не является дефектом, т. к. дымность полностью исчезает по мере нагрева двигателя.
Серьезное отклонение от нормы характеризуется появлением выхлопа бело-серого цвета при прогретом движке. Здесь наблюдается самовоспламенение с задержкой из-за несвоевременной подачи солярки форсунками, но температура мотора при этом имеет достаточную рабочую величину.
Если форсунки подают и распыляют топливо без задержек, но бело-серый дым все равно выделяется, топливовоздушная смесь сгорает не до конца из-за снижения температуры в цилиндрах вследствие низкого качества свечей накаливания, уменьшения уровня давления, дефектов деталей топливного насоса.
Данные неисправности приводят к следующим проблемам:
- трудности, возникающие при запуске силового агрегатакак холодного, так и прогретого;
- появление эффекта троения дизельного мотора;
- нестабильность работы двигателя на холостом ходу и под нагрузкой;
- падение мощности силового агрегата;
- ухудшение разгонной динамики;
- увеличение потребления горючего;
- снижение реакции двигателя на педаль газа.
На что влияет охлаждающая жидкость, попадающая в камеры сгорания дизеля
Когда в камеру сгорания прогретого дизеля проникает жидкость из системы охлаждения, то из трубы появляется выхлоп, насыщенный густым белым дымом. Оттенок дыма может изменяться от белого до сизого по мере сжигания антифриза. Компоненты, составляющие охлаждающую жидкость, влияют на окраску выходящих газов. Плотность дыма зависит от температуры окружающей среды, в морозы выхлоп имеет более густую консистенцию.
Вода, находящаяся в тосоле, активно испаряется, попадая нараскаленные узлы, и выходит из трубы в виде обильного тумана.
Дизельный мотор особенно страдает от данной неисправности:солярка становится более насыщена серой, что приводит к образованию бесцветного газа с удушливым запахом — оксида серы. При работе в таких условиях резко уменьшается срок эксплуатации дизельного двигателя из-за быстрого выхода из строя его элементов.
Условия попадания антифриза в топливную систему
Охлаждающая жидкость проникает в цилиндры разными путями:
- пробоины, деформации, прогары в прокладке блока цилиндров;
- трещины в корпусе блока цилиндров;
- потеря герметичности уплотнений впускного коллектора.
Диагностика работы системы охлаждения
Чтобы найти причину проникновения антифриза в цилиндры двигателя, необходимо проверить систему охлаждения:
- Проконтролировать уровень антифриза в расширительном бачке.
- Исключить образование воздушных пробокв магистралях.
Алгоритм действий при проведении проверочных мероприятий:
- снять колпачок с расширительной емкости;
- проверить количество тосола;
- запустить непрогретый дизель, не закрывая пробку расширительной емкости;
- заглушить мотор.
Если охлаждающая жидкость имеет доступ к камерам сгорания, то в бачке появляется характерный запах гари и на поверхности возникают маслянистые пленки.
При смешивании антифриза с маслом в картере происходит потеря полезных свойств смазки. Смазочное вещество осветляется, пропадает его характерная маслянистость. В результате образуется коричневая пена, которая при отложении на клапанахприводит к образованию трещин.Образовавшаяся эмульсия, находящаяся в масле, способствует ускоренному износу всей поршневой группы, цилиндров и многих других важных элементов дизельного мотора.
Наибольший вред приносит проникшая охлаждающая жидкость при накоплении ее над поршнями — запуск дизельного двигателя затруднен, коленчатый вал тяжело вращается. Протечки охлаждающей жидкости приводят к гидравлическим ударам, деформациям элементов двигателя, капитального ремонта избежать не удастся.
Неисправности в системе охлаждения могут вызвать серьезные поломки в двигателе. Если появился дым белого цвета, то необходимо срочно произвести проверку работоспособности таких узлов:
- термостат;
- радиатор;
- крышка расширительной емкости;
- вентилятор;
- состояние патрубков и трубок;
- герметичность мест соединений.
Дым белого цвета в выхлопных газах прогретого дизельного двигателя свидетельствует о серьезных дефектах, возникших в силовом агрегате. Такой мотор нуждается в срочной тщательной диагностике и обязательном квалифицированном ремонте. Эксплуатировать автомобиль, выпускающий не пар, а белый дым, не рекомендуется.
Пять причин белого дыма из выхлопной трубы
Если вы запускаете автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и замечаете выходящий из выхлопной трубы белый дым, знайте, что существует несколько причин, по которым это может произойти. Одна из таких причин очень распространена и совершенно безвредна. Но так как возможны и другие причины выхода белого дыма, вам следует обратить на это внимание, поскольку белый дым может быть признаком серьезной проблемы.
№ 1. Конденсация
Конденсация — это распространенное явление, особенно в холодном климате. Если на улице холодно и при запуске автомобиля вы замечаете белый дым, вам, вероятно, не о чем беспокоиться.
Когда теплые или горячие выхлопные газы встречаются с холодным наружным воздухом, происходит конденсация и образуется пар. Проехав небольшое расстояние, белый дым должен уменьшиться. Обычно об этом беспокоятся водители, которые живут в условиях теплого климата, например в Калифорнии, а затем переезжают в более холодный регион, но такое явление безвредно и совершенно нормально.
№ 2. Утечка охлаждающей жидкости
Если вы продолжаете видеть белый дым, выходящий из трубы после того, как двигатель успел прогреться, или во время ускорения, возможно, что образовалась внутренняя утечка охлаждающей жидкости. Когда белый дым поднимается из выхлопной трубы и оставляет в воздухе сладкий запах, это наиболее заметный признак вышеупомянутой проблемы. Если белый дым из выхлопной трубы выходит постоянно и присутствует сладковатый запах, это определенно означает проблему с утечкой охлаждающей жидкости.
Причиной такой проблемы обычно является трещина в головке блока цилиндров или даже в блоке двигателя. Даже если она небольшая, охлаждающая жидкость может легко вытечь и загрязнить масло двигателя вашего автомобиля. Из-за этого дым от выхлопных газов становится белым, так как комбинация охлаждающей жидкости и моторного масла придает ему молочный вид. Образованию белого дыма способствует даже небольшое количество охладителя, попавшее в камеру сгорания.
Если в вашем автомобиле не хватает охлаждающей жидкости и система охлаждения не поддерживается должным образом, двигатель начнет перегреваться. Это приведет к выходу из строя прокладки головки цилиндров, потому что при перегреве она станет негерметичной. В результате двигатель будет подвержен более быстрому износу, а его внутренние компоненты будут повреждены.
№ 3. Утечка в поршневом кольце или уплотнении клапана
Еще одной возможной причиной белого дыма являются негерметичные уплотнения клапанов или поршневые кольца. В этом случае неисправные уплотнения или поршневые кольца вызывают утечку масла в камеру сгорания, которое затем смешивается с топливом и сгорает. В результате из выпускного коллектора выходит белый или слегка голубоватый дым.
Если вы хотите решить эту проблему с белым дымом, самое простое решение — доставить автомобиль в ближайшие автомастерские, как только вы заметите дым. Но если вы пытаетесь исправить проблему самостоятельно, никогда не снимайте крышку бачка с охлаждающей жидкостью при работающем двигателе, потому что она будет слишком горячая и это приведет к серьезным травмам. Как только автомобиль остынет, проверьте бачок и определите уровень охлаждающей жидкости. Если уровень охлаждающей жидкости кажется нормальным, необходимо проверить давление в системе охлаждения и таким образом точно определить, откуда происходит утечка охлаждающей жидкости.
№ 4. Неисправная форсунка
Если форсунка застряла в открытом положении или если образовалась протечка через уплотнительное кольцо, в камеру сгорания попадет слишком много топлива. Это избыточное топливо не может сгореть в двигателе надлежащим образом и вместо этого выходит из выхлопной трубы в форме белого или серого дыма. Решением этой проблемы является замена неисправной форсунки (или ее уплотнительного кольца).
Сложнее всего определить, какая именно форсунка является неисправной, поэтому в зависимости от пробега автомобиля многие механики рекомендуют заменить все форсунки, поскольку в большинстве случаев они не очень дорогие.
№ 5. Неправильная синхронизация топливного насоса (для автомобилей с дизельными двигателями)
Дизельный двигатель требует точной синхронизации времени и давления топлива в топливном насосе. При неправильной синхронизации двигатель будет работать на большой скорости, и это приведет к тому, что топливо полностью не сгорит, а вместо этого будет выделяться из выхлопной трубы в виде белого или серого дыма.
Как определить неисправность по цвету выхлопа?
Отработавшие газы образуются в цилиндре двигателя при сгорании топливовоздушной смеси. Соответственно, если этот процесс идет по какому-то аномальному сценарию, то дым из выхлопной трубы приобретает характерный цвет и запах. Основные причины таких явлений: неполное сгорание топливовоздушной смеси и попадание в камеру сгорания масла или антифриза. К сожалению, далеко не всегда можно с уверенностью связать их с конкретным изменением цвета дыма из выхлопной трубы, но свои закономерности в этом все же есть.
Неполное сгорание топливовоздушной смеси возникает из-за ее некорректного соотношения (слишком богатая или бедная) либо, к примеру, по причине снижения компрессии в цилиндрах. При этом цвет выхлопных газов варьируется от светло-серого до темно-серого или черного. Более явно это проявляется у дизельных моторов, ведь они работают в более широком диапазоне соотношения топливовоздушной смеси. Изменение цвета выхлопных газов сопровождается и появлением характерного запаха бензина или солярки. Если смесь слишком богатая (переизбыток топлива), то дым переходит в темные оттенки серого, а в более светлые — при обедненной (переизбыток воздуха). Среди виновников масса конкретных причин: от неисправности топливной аппаратуры до потери герметичности системы впуска воздуха.
Сизые оттенки выхлопных газов четко указывают на сгорание масла в цилиндре. В камеру сгорания оно попадет по многим причинам: от износа поршневых колец и цилиндропоршневой группы в целом до усталости маслосъемных колпачков.
Износ маслосъемных колпачков проявляет себя довольно специфично — большой выброс сизого дыма из выхлопной трубы происходит при пуске холодного мотора и потом полностью сходит на нет. Дело в том, что при длительном простое машины масло потихоньку просачивается через изношенные маслосъемные колпачки и накапливается в цилиндре. После пуска мотора этот объем быстро сгорает. При работе двигателя масло просачивается через колпачки в очень малых объемах, поэтому его сгорание не приводит к появлению сизого дыма, если, конечно, клапаны откровенно не болтаются в своих направляющих.
Если же сизый дым наблюдается постоянно, значит масло всегда попадет в камеру сгорания в больших объемах и это может говорить о сильном износе стенок цилиндров или, к примеру, поршневых колец, то есть о дорогостоящем ремонте.
Еще один виновник — система вентиляции картерных газов, которая из-за неисправности начинает активно гнать масло во впускную систему двигателя. При этом активный масложор наблюдается при езде именно на высоких оборотах.
Попадание антифриза в камеру сгорания всегда вызывает постоянный густой белый дым из выхлопной трубы. Среди причин: трещины в блоке цилиндров, гильзе или головке блока; прогорание прокладки ГБЦ. Однако под такой вид дыма частенько подстраиваются и другие факторы: от законов физики и заложенных алгоритмов работы конкретных моторов до пресловутого попадания масла в камеру сгорания.
Частенько густой белый дым наблюдается при прогреве мотора после холодного пуска в сырую погоду. С ростом температуры идет активное испарение скопившего в выхлопной системе конденсата. Спустя пару минут этот эффект сойдет на нет. Более того, на многоцилиндровых моторах большого объема в момент прогрева из трубы может даже бежать отчетливая водяная струйка — это абсолютно нормально и говорит, что двигатель чувствует себя хорошо.
Неожиданное появление густого белого дыма на ходу на полностью прогретом дизельном двигателе может вызвать система регенерации сажевого фильтра, которая увидела для себя подходящие условия движения автомобиля и решила провести процедуру выжигания сажи. Главное не паниковать, процесс обычно занимает всего пару минут. В этом режиме система управления мотором принудительно обогащает топливовоздушную смесь, чтобы поднять температуру отработавших газов до необходимого уровня для выжигания сажи.
Под густой белый дым с едва различимыми темноватыми оттенками иногда подстраивается и сгорание масла в камере сгорания в больших объемах. Такое частенько происходит, когда изношенная турбина начинает активно гнать жидкость во впускную систему мотора или тем же самым занимается неисправная система вентиляции картера. Проблема в том, что характерный запах горелого масла может перебивать каталитический нейтрализатор. Однако можно пролить свет на источник бед, если подержать у выхлопной трубы белую салфетку или лист бумага (только не обожгитесь!). Масляный туман обязательно оставит характерные следы на самодельном индикаторе.
Благодарим ООО «Иномотор» (г. Москва) за помощь в подготовке материала.
Истории болезней подержанных автомобилей различных моделей вы найдете в подборке публикаций журнала «За рулем».
Можно ли судить о состоянии двигателя по виду картерных газов
«Есть мнение, что, открыв крышку маслозаливной горловины, по количеству и виду выходящих картерных газов можно судить о состоянии двигателя. Так ли это? Как правильно проводить данную проверку?»
Есть такое мнение. Используется перекупщиками, чтобы «разводить» на деньги обычных владельцев, которые решили продать свою машину. Дескать, двигатель «парит», значит, скоро ему конец, и с учетом этого обстоятельства мы не можем купить машину без скидки на величину стоимости предстоящего ремонта или покупки исправного «бэушного» мотора. На некоторых продавцов, не слишком разбирающихся в технике, это действует.
Однако ни один специалист по двигателям не станет определять состояние мотора по виду картерных газов, за исключением отдельных случаев, когда появляется подозрение, что засорилась система вентиляции картера. Во-первых, после открытия пробки из маслозаливной горловины может вылетать масло, которое тут же окажется на руках, лице, одежде и в моторном отделении. Во-вторых, объективнее и при этом проще и безопаснее для лица и одежды оценить состояние двигателя по виду газов из выхлопной трубы.
![]() |
Это, кстати, перекупщики тоже знают и при покупке машины начинают «газовать» так, что из выхлопной трубы появляются клубы черного дыма. Данный нюанс также используется как повод для уменьшения цены. В действительности ничего страшного нет: при резком нажатии на педаль «газа» горючая смесь переобогащается, из-за чего не может сгореть полностью, и частички сажи, являющейся продуктом неполного сгорания, придают выхлопным газам черный оттенок.
Другое дело, когда черный дым наблюдается при работе двигателя на постоянных холостых оборотах. В этом случае речь может идти о необходимости заменить засорившийся воздушный фильтр, о проблемах со смесообразованием, вызванных неправильной регулировкой системы питания, льющих форсунках, отказе какого-то из датчиков, информация которого используется блоком управления двигателем.
![]() |
Если цвет выхлопных газов сизый, это свидетельствует о том, что в цилиндры проникает лишнее масло. Возможные причины: износ маслосъемных колпачков клапанов, поршневых колец, при наличии турбонаддува — уплотнений ротора турбокомпрессора.
Белый цвет выхлопным газам придают водяные пары. Попасть в цилиндры вода может в составе антифриза, если пробита прокладка головки блока. Однако белый цвет выхлоп может приобретать также из-за конденсации водяных паров у среза выхлопной трубы. Чем ниже температура окружающей среды, тем дольше после запуска двигатель способен работать с белым дымом, а в сильные морозы белый дым может оставаться спутником любой поездки независимо от степени прогрева мотора, и это нормально.