0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что может погубить двигатель

Вот так водители убивают двигатель — 5 примеров

О том, почему моторы помирают раньше срока, мы когда-то написали большую статью с красивыми картинками. С тех пор ее перепечатывают все, кому не лень, — разумеется, без ссылок на первоисточник. Значит, материал получился неплохой…

Действительно, причин смерти ДВС можно насчитать довольно много.

А сейчас перечислим те из них, которые вызваны исключительно «человеческим фактором».

1. Жарко…

ДВС при работе обязан быть горячим: это его нормальное существование. Но и он боится перегрева: каждый его элемент имеет ограниченную термостойкость. А откуда берется перегрев?

Загибаем пальцы… Начнем с системы охлаждения — точнее, с ее возможных неполадок. Итак:

  • малый уровень охлаждающей жидкости (ОЖ);
  • порванный ремень привода помпы в цепных моторах;
  • применение ОЖ низкого качества, закипающей раньше срока.

Водитель типа «Ездок» на все эти неисправности может просто не обратить внимания: мотор работает — и ладно… А еще часто перегреваются древние моторы, скупые обладатели которых постоянно заливали в них дрянные дешевые ОЖ или вообще воду.

Далее, конечно же, топливо. Любители залить горючее «на рупь дешевле» всеми силами выискивают какие-то дикие АЗС со скверным топливом, которое плохо и медленно горит. Низкое октановое число и частая детонация в двигателе также могут быть причинами перегрева.

Отдельный приз в номинации «перегрев» — за привычку ездить «внатяг». Никакому движку не понравится езда на малых оборотах и значительных нагрузках. Охлаждение при этом — никакое, а тепло, которое не может забрать система охлаждения, перегревает мотор.

2. Холодно…

Ни один современный мотор по своей природе не имеет принципиальных отличий от своих дедушек из ушедшей эпохи. И все разговоры о том, что они теперь не нуждаются в прогреве на морозе, носят чисто популистский характер. Загустевшее масло ухудшает режим смазки узлов трения. Перепад температур в поршнях составляет градусов двести. И если давать всему этому хозяйству серьезную нагрузку с места в карьер, то какие-то элементы рано или поздно не выдержат. Кандидатов много — межклапанные перемычки головки цилиндров, межкольцевые перемычки поршней, подвисающие клапаны. А итог один — ремонт.

3. Клин клином…

Заклинивание мотора по вине владельца? Да легко! Если ему лень следить за уровнем масла и вовремя его менять, то этого вполне достаточно. А еще проще «словить клина» при попытках взвалить на автомобиль выполнение нереальной задачи — выкорчевать на даче дерево, отбуксировать тяжеленный прицеп. Один проворот вкладышей — всё, приехали…

4. Гидроопасность

Гидроудар, как правило, вызван лихим проездом бесстрашного водителя по глубоким водным преградам. Напоминаем: вода практически несжимаема. И если она каким-то образом проникнет в цилиндр на такте сжатия, то можно топать в магазин за новым мотором. Заметим, что такая неприятность возможна и при попадании в цилиндры охлаждающей жидкости через пробитую прокладку ГБЦ. Чтобы заметить это, водителю достаточно взглянуть в зеркало заднего вида: из трубы должен повалить белый дым. Далее — аварийка, обочина, эвакуатор, деньги…

5. Купание красного коня

Еще один верный способ самостоятельно загробить мотор — вооружиться «Керхером» и устроить ему «баню». Как известно, далеко не каждая стационарная автомойка согласится на это занятие — как говорится, был печальный опыт. В общем-то, ничего страшного в этой операции нет, однако же без должного опыта под капот лучше не лазить. Даже с «Керхером».

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива…

Выводы получаются довольно банальные: практически во всех перечисленных ситуациях виновата не железяка, а человек! Скупость, жадность, глупость, невнимательность, пофигизм — все определения вполне годятся. И двигатель в большинстве случаев ломает именно человек. Хоть он и царь природы…

Всех, кто припомнит иные известные способы погубить мотор, приглашаем поделиться знаниями.

  • Почему мотор стал хуже тянуть? Все причины и методы профилактики/лечения — в этой публикации.

Что может погубить двигатель?

Каждый владелец автомобиля сталкивается с теми или иными неполадками, при этом часто тревожным сигналом становится стук в двигателе. Как все знают, двигатель является самой важной частью машины, поэтому необходимо тщательно следить за состоянием мотора «железного коня», а также приобретать правильные масла, топливо и различные жидкости, которые требуются некоторым системам, входящим в устройство двигателя. Если купить некачественное масло, топливо, охлаждающую или тормозную жидкость, то двигатель на вашем автомобиле может сломаться, из-за чего вам придётся обратиться в ремонтную мастерскую.

Если вы услышали стук в двигателе своего автомобиля семейства ВАЗ, то вы наверняка сначала поедите в специальный сервисный центр, чтобы специалисты смогли установить причину появления стука и устранить её. При наличии гарантии на автомобиль вы можете рассчитывать на бесплатный ремонт, однако очень часто сотрудники подобных сервисов пытаются выставить виноватым самого клиента, то есть владельца автомобиля, чтобы не проводить бесплатный ремонт автомобиля ВАЗ Калина или другой модели этого семейства. Чаще всего они ссылаются на некачественное топливо, масло и т.д. В данной статье мы постараемся разобраться в том, насколько используемое в автомобиле топливо вместе с другими жидкостями, предназначенными для систем двигателя, может повлиять на появление стука в моторе.

Некачественное топливо

Итак, одной из наиболее частных причин возникновения стука в двигателе называют некачественное топливо. Из-за этой причины сервисная служба может отказаться от ремонта автомобиля ВАЗ Калина. В действительности ли топливо настолько сильно влияет на работу мотора? Чтобы ответить на этот вопрос, специалисты провели эксперимент на двигателе автомобиля ВАЗ 2108, для чего было закуплено самое плохое топливо, в котором содержание смол с иными примесями превышало все допустимые пределы, а октановое число было меньше 90.

Читать еще:  Характеристики двигателя шевроле экспресс

В ходе эксперимента двигатель, конечно, работал не слишком-то хорошо, но он работал, и работал достаточно неплохо. Более того, эксперимент немного усложнили, добавив неисправную свечу зажигания. После замены неисправной свечи зажигания показатели мотора стали почти нормальными. Данный эксперимент, а также многочисленные подтверждения водителей, вынужденных пользоваться дешёвым топливом, говорит о том, что качество топлива не может быть причиной заклинивания мотора.

Некачественное масло

Ещё одной причиной заклинивания двигателя, по которой нередко отказываются проводить ремонт автомобиля ВАЗ Калина по гарантии, называют использование некачественного масла. И это на самом деле так. Дело в том, что при использовании масла с повышенной вязкостью в моторе начинают появляться стуки, а затем двигатель выходит из строя.

Именно поэтому крайне важно правильно выбирать моторное масло – во время покупки обращайте внимание на осадок, который можно обнаружить на дне канистры. Не стоит приобретать смазывающее вещество, в канистре которого есть такой осадок – данное масло, скорее всего, губительно повлияет на вашего «железного коня».

Не нужно переживать о том, что в масло может попасть вода или антифриз – это не очень сильно повлияет на работу мотора. А вот использование неправильного масла, обладающего повышенной вязкостью, действительно может «убить» мотор. Более того, даже сами производители говорили о такой возможности. Будьте внимательны при выборе моторного масла, и всегда проверяйте его на наличие осадка. Также следует помнить, что после перегрева двигателя следует произвести замену моторного масла на новое.

Почему нельзя глушить двигатель сразу после поездки?

Многим знакома ситуация, когда в вечной спешке быстро паркуешь автомобиль, выдергиваешь ключ из замка зажигания и бежишь по делам, даже не успевая вывернуть колеса прямо или прибраться в салоне. Как оказалось, такая спешка может погубить машину.

Современные двигатели очень надежны, но при условии соблюдения ряда требований к эксплуатации. Многие производители оснащают свои топовые силовые агрегаты турбонаддувом и системами непосредственного впрыска, которые требуют очень бережного отношения. Турбированные агрегаты продаются даже в массовом сегменте и ставятся на модели-бестселлеры отечественного авторынка. Кроме того, практически все дизельные моторы сейчас обладают системами наддува. А эти нежные технические устройства чувствительны к резким изменениям температуры.

При активной езде, в особенности во время резких разгонов с раскручиванием мотора до 3-4 тысяч оборотов и выше, двигатель испытывает сильные нагрузки. Его узлы нагреваются и тепло отводится за счет смазки и охлаждающей жидкости. Эти рабочие жидкости курсируют по каналам за счет функционирования помпы и масляного насоса.

Кроме того, автоматическая коробка передач тоже перегревается, когда ей приходится работать на повышенных оборотах. И в ней тоже есть масляный насос, поддерживающий правильное давление в системе и отвечающий за бесперебойную работу механики. Если мотор выключить сразу после поездки, то вместе с ним остановятся помпа и другие насосы, перекачивающие масло.

Нередко на дороге можно видеть лихачей, которые на очень дорогих и мощных машинах мчатся сквозь поток, стремительно разгоняются, обгоняют несколько автомобилей, а затем в конце этого слалома резко тормозят, ныряют на паркинг у магазина и тут же выскакивают, чтобы купить сигарет. Это губительно для автомобиля. Такое вождение скорее для спортивного трека, оно требует и особого обхождения. Спортивные машины нельзя глушить сразу. Практически все гонщики после выполнения заездов проходят еще охлаждающий круг, чтобы дать механике снизить температуру и отдохнуть от выполненного забега на время. Насосы прокачивают масло и снимают перегревы — так же, как и охлаждающая жидкость за счет циркуляции не вскипает и отводит излишки тепла от силового агрегата и трансмиссии в радиатор.

Крайне важно в спортивных машинах перед парковкой дать охладиться и тормозам. После экстремальных циклов разгона и торможения необходимо проехать около сотни метров накатом, чтобы тормоза обдувались потоками ветра из специальных воздуховодов.

Даже самый распространенный 1,6-литровый атмосферный агрегат без сложной турбины требует охлаждения перед глушением. Если, раскрутив такой мотор до 4 тысяч оборотов, сразу встать на месте и заглушить его, то остановившееся синтетическое масло испытает локальный перегрев и пригорит. Изменится его структура, а вместе с ней способность правильно смазывать детали двигателя. Остановившаяся помпа перестает гонять охлаждающую жидкость, которая тоже локально вскипает и выделяет пузырьки газа в местах максимального перегрева. А такие пузырьки совсем перестают охлаждать эти участки. В итоге на раскаленной поверхности рабочих деталей образуются нагары масла.

В общем, перед глушением мотора необходимо дать автомобилю немного поработать на холостых оборотах. Если мотор атмосферный и оснащен автоматической коробкой передач, то ему требуется 10-20 секунд, чтобы хорошо охладиться. За это время можно убрать мусор в салоне, дослушать музыкальную композицию или просто собраться с мыслями. Но, когда мотор имеет турбину и сложный впрыск, нужно постоять на холостых подольше. В зависимости от нагрузки на турбину требуется от 10 секунд до минуты, чтобы охладить наддув и снять перегревы в коробке. После этого можно выключать мотор и идти по делам.

«Разбитые мечты и нарушенные обещания». Реально ли сейчас построить космоплан?

Автор фото, Reaction Engines

Еще недавно казалось, что концепция многоразового космического корабля умерла вместе со свертыванием программы НАСА «Спейс шаттл». Но идея космоплана и сейчас продолжает волновать и вдохновлять энтузиастов полетов в космос. Что в ней такого притягательного? И есть ли шанс на то, что мы увидим старты космопланов в XXI веке?

С тех пор, как в 1903 году в долине Китти Хок в штате Северная Каролина поднялся в воздух первый летательный аппарат с человеком на борту, мечта об устройстве, способном взлететь как обычный самолет и выйти на околоземную орбиту, не покидает человечество.

Читать еще:  Что такое mercedes cdi двигатель

В 1968 году Стэнли Кубрик в фильме «Космическая одиссея 2001 года» показал нам, как может выглядеть такой космоплан, причем весьма реалистично (на то он и выдающийся режиссер). Тем, кто смотрел эту кинокартину, наверняка запомнились кадры большого космического корабля, элегантно маневрирующего в безвоздушном пространстве под вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» перед тем, как пристыковаться к громадной вращающейся космической станции.

С тех пор, несмотря на множество планов, прототипов и экспериментальных запусков, только два космоплана были по-настоящему введены в эксплуатацию — «Спейс шаттл» и совершенно секретный Boeing X-37B. Причем только маленький и беспилотный «Боинг» остается в строю.

Однако мечта об элегантных космопланах, взлетающих «по-самолетному», по-прежнему жива, даже если и амбиций в отношении их истинной роли поубавилось.

В сентябре 2020 года Китай, похоже, запустил-таки (в обстановке совершенной секретности) собственный космический корабль многоразового использования по типу упомянутого «Боинга», и сейчас у китайцев в разработке может быть до семи проектов пилотируемых и беспилотных космопланов.

Как ожидается, беспилотный транспортный челнок Европейского космического агентства (ESA) может быть запущен в 2023 году, а индийский миникосмоплан — чуть позже, но в этом же десятилетии.

  • Не пора ли отказаться от космонавтов на МКС? Да и вообще от людей в космосе?
  • Дирижабли возвращаются: они будут лучше, безопаснее и надежнее, чем в начале XX века
  • Три препятствия, которые могут погубить идею беспилотного авиалайнера
  • История американских шаттлов в фотографиях

Мы по-прежнему полагаемся на ракеты с вертикальным стартом, когда надо отправить астронавтов в космос. А на Землю астронавты возвращаются в капсулах, висящих на парашютах. Почему же космопланы (за исключением челнока НАСА) так до сих пор и не взлетели?

Один из ответов на этот вопрос можно найти на испытательном полигоне в 2 900 км от долины Китти Хок — у подножия Скалистых гор в Колорадо. Объект был построен компанией Reaction Engines специально для испытаний «в горячем режиме» революционной технологии, на которой основана работа нового ракетного двигателя.

Испытания эти проводятся при поддержке американского правительственного агентства DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency, Управление перспективных исследовательских проектов минобороны США).

Reaction Engines — британская аэрокосмическая компания, основанная в 1989 году инженерами Аланом Бондом, Ричардом Варвиллом и Джоном Скоттом после отмены британского проекта по разработке космоплана Hotol.

Компания ставит своей целью создание преемника Hotol — суперсовременного, элегантного многоразового корабля Skylon, стартующего с Земли, как самолет, и минующего ступень использования ракеты-носителя. Специально для него и разрабатывается новый двигатель.

Гиперзвуковой гибридный воздушно-реактивный/ракетный двигатель с предварительным охлаждением (Synergetic Air Breathing Rocket Engine, сокращенно — SABRE) — двигатель на водородном топливе, который может разогнать такой космоплан, как Skylon, с нуля до гиперзвуковых скоростей, используя кислород из земной атмосферы, а потом, когда летательный аппарат наберет достаточную скорость, отправить его в космос с помощью бортовых запасов жидкого кислорода и жидкого водорода — как обычная ракета.

Сегодня эту разработку поддерживают такие гиганты, как Boeing, British Aerospace и Rolls-Royce, а также аэрокосмические агентства Европы и Британии.

Что происходит в штате Колорадо за охранным ограждением

Модифицированный двигатель истребителя времен холодной войны используется для того, чтобы моделировать высокотемпературный воздушный поток, рождающийся на гиперзвуковых скоростях.

Сверхгорячий воздух прокачивается через легкое устройство в форме кольца, состоящее из тысяч тонкостенных трубочек, наполненных хладоносителем.

Автор фото, Reaction Engines

Инженеры Reaction Engines используют в экспериментах двигатель реактивного истребителя времен холодной войны

Цель этого предварительного радиатора — быстро избавиться от чрезмерного нагрева. В двигателе SABRE, как надеются его создатели, это предотвратит плавление внутренних компонентов и обеспечит его эффективную работу.

В начале 2019 года предварительный радиатор работал при температуре 420 градусов по Цельсию в условиях, моделирующих полет на скорости в 3,3 Маха (более чем в три раза выше скорости звука).

Но инженеры хотят достичь в Махах магического числа 5 — то есть скорости в более чем 6200 км в час. Это более чем в два раза выше, чем маршевая скорость «Конкорда», и на 50% выше, чем у стратегического сверхзвукового разведчика ВВС США Lockheed SR-71 Blackbirdt — самого быстрого в мире реактивного самолета.

При скорости, измеряемой числом Маха, равным 5, и высоте 20 км, SABRE прекращает засасывать воздух из атмосферы, закрывает свои воздухозаборники и начинает сжигать жидкий кислород, смешанный с водородным топливом, чтобы достичь скорости, измеряемой числом Маха, равным 25 — что позволит выйти на околоземную орбиту.

В октябре 2019 года число Маха, равное 5, было достигнуто. Предварительный радиатор резко охладил воздушный поток в машине с более чем 1000 градусов по Цельсию менее чем за 1/20 секунды.

Успех испытаний принес руководителю группы Хелен Уэббер престижную награду имени сэра Ральфа Робинса британского Королевского общества аэронавтики — и разнообразные награды остальным членам коллектива.

«Мы достигли того, чего раньше никто не делал, — говорит Уэббер. — Этот успех приближает нас еще на шаг к созданию SABRE и прокладывает дорогу к гиперзвуковым полетам».

Хотя нам придется подождать лет 10, пока начнутся экспериментальные полеты с этим двигателем, инновационная система охлаждения может быть применена гораздо раньше — в других сферах. Например, в электромобилях, где она поможет батареям заряжаться быстрее и служить дольше.

Как подчеркивает Кристофер Комс из Техасского университета в Сан-Антонио, «гораздо легче убедить инвесторов вкладывать в теплообменники реактивного истребителя, которые можно будет применять уже через пять лет, чем в Skylon, на создание которого уйдет 30 лет».

Читать еще:  Датчик температуры двигателя долгий

Интересно, что на сайте Reaction Engines непросто найти упоминание о проекте Skylon. «Это была лишь концепция, чтобы показать, как можно применить двигатель SABRE, — объясняет Оливер Нейлард, менеджер по расширению клиентской сети Reaction Engines. — Мы не разрабатываем аппарат, сейчас мы сосредоточены на двигателе. Но в то же время хотим быть уверенными в том, что параллельно развиваются и технологии, применяемые в создании космических кораблей».

Автор фото, SSPL/Getty Images

В середине 90-х Skylon был концепцией космоплана, способного достигать гиперзвуковых скоростей

С этой целью Reaction Engines сотрудничают с «различными интересными сторонами», которые способны построить космоплан. В 2020 году компания работала с ESA над более консервативной концепцией двухступенчатого аппарата, который планируется запустить в начале следующего десятилетия с космодрома во французской Гвиане.

Почему это так притягательно?

Концепция космоплана проста, однако разнообразие аппаратов, под нее подверстанных, может сбивать с толку. Нестрогое, расплывчатое определение того, что такое космоплан, позволяет, например, считать таковым и Boeing 747, с которого был запущен LauncherOne, аппарат компании Virgin Orbit, — потому что он не что иное, как эквивалент первой ступени космического корабля.

По словам Жана Девилля, работающего в Шэньчжэне автора китайского аэрокосмического блога и соавтора подкаста о китайских аэрокосмических технологиях, есть два типа «настоящих космопланов».

«Самая простая версия — когда космический корабль стартует в космос на традиционной ракете вертикального взлета — как «Спейс шаттл». Самая сложная — когда аппарат взлетает горизонтально, как самолет, и выходит на орбиту по прогрессирующей траектории».

Довольно легко увидеть преимущества космопланов. Уж очень притягательна идея полета с Земли на орбитальную станцию примерно так, как мы сейчас летаем из Нью-Йорка в Сан-Франциско.

Космопланы используют взлетную полосу, им не нужны дорогостоящие космодромы — поэтому они могут взлетать и приземляться более часто. И если вам необходимо вернуть на Землю искусственный спутник, то ваш единственный вариант — это космоплан и уж никак не капсула на парашюте.

Космопланы могут применяться для испытаний военной техники и, например, для того, чтобы перехватывать вражеские спутники.

Технологии космопланов заходят на территорию технологий гиперзвукового оружия и авиатехники. Поэтому компания Reaction Engines — член исследовательской программы по разработке гиперзвукового двигателя для самолетов, финансируемой британским министерством обороны.

Главные препятствия

К сожалению, космическая отрасль развивается не в ту сторону, в какую хотелось бы энтузиастам космопланов.

«Мы достигли гораздо большего прогресса в компьютерах, чем в ракетах», — говорит Дэвид Бербах из американского военно-морского колледжа в Род-Айленде.

«Автоматизация означает, что нам уже не нужно посылать так много людей в космос. Возможно, это прозвучит примитивно и даже недостойно, но всё, что нам сейчас нужно, — это ракеты».

Автор фото, Peter Kovalev/TASS/Getty Images

Советский «Буран» поначалу выглядел многообещающе, но так и не совершил ни одного полета с космонавтами на борту

Кроме того, в настоящее время нет особой потребности возвращения на Землю спутников, считают некоторые эксперты, поскольку они стали дешевле, более долговечными, да и, если честно, одноразовыми. Например, Starlink, глобальная спутниковая система, разворачиваемая компанией SpaceX, использует тысячи изготавливаемых серийно маленьких спутников.

Ну и, конечно, создание космоплана требует решения дорогостоящих технологических проблем. Необходимы прочнейшие и легкие материалы, без которых не обойтись при частых полетах в космос и возвращениях на Землю.

Есть и проблема сочетания двух или трех типов двигателей, необходимых на разных этапах полета. «И это, по-моему, одна из главных трудностей», — говорит Девилль.

«В конце концов, основное препятствие, стоящее перед проектами создания космопланов, состоит в том, что их разработка требует очень больших финансовых возможностей, — добавляет он. — Вот почему Европа, СССР, а потом и Россия отказались от этой концепции».

А тут еще и конкуренция. «У компании SpaceX репутация раздвигающей границы наших возможностей, но в то же время они убивают космоплан, — считает Комс. — Они достигли таких больших успехов в удешевлении полетов в космос, что мотивация инвестировать в дорогостоящие исследования создания космоплана слабеет на глазах».

Похоже, что только миллиардер может позволить себе траты, связанные с разработкой космического корабля многоразового использования.

Несбывшиеся надежды

Ну что ж, энтузиасты космопланов привыкли к разочарованиям и обманутым надеждам. Из истории мы знаем примеры того, как смелые и новаторские идеи так и не были воплощены в жизнь.

Россиянин Фридрих Цандер, один из пионеров ракетной техники, в 1911 году предложил использовать части конструкции межпланетного корабля, такие как крылья, пропеллеры и двигатель, как дополнительный запас топлива, в качестве горючего (после взлета, когда они перестанут быть нужны).

В 1930-х австрийский инженер Эйген Зенгер возглавлял проект «Серебряная птица» по созданию высотного частично-орбитального бомбардировщика-космолёта, с помощью которого можно было подвергать бомбардировкам американские территории, в частности — Нью-Йорк, и промышленные регионы СССР, в частности — Урал и Сибирь. К счастью, нацисты, снова рассматривавшие проект в конце Второй мировой, сочли его практически нереализуемым.

В 1950-х конструктор ракетно-космической техники Вернер фон Браун изложил свое видение «ракеты с крыльями» в журнале Collier’s, и ВВС США отказались от изучения идей Зенгера. Работы над проектом Boeing X-20 Dyna-Soar (да-да, по-английски произносится как «динозавр») были свернуты в пользу программы «Джемини».

Предполагалось, что космолет «Джемини» отправится на орбиту на традиционной ракете, а приземлится на взлетную полосу, используя эффект параглайдинга. Но и от этого космоплана в итоге отказались.

Секретные советские проекты (например, МиГ-105) тоже ни к чему не привели.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector