Чем завести двигатель запорожца
Запорожец ЗАЗ-966
«Запорожец» второго поколения был очень популярным легковым автомобилем в Советском Союзе с конца 60-х годов. Серия из двух базовых моделей — ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — из-за характерной формы боковых воздухозаборных труб вошла в историю под «народным» названием «ушастый Запорожец».
В конце 1960 года Запорожский автомобильный завод «Коммунар», недавно перепрофилированный из завода сельскохозяйственного машиностроения, выпустил первые серийные автомобили «Запорожец» первого поколения ЗАЗ-965. Эта модель была разработана не в Запорожье, а в Москве: кузов на МЗМА, двигатель — в НАМИ. Весь 1961 год ушел на освоение и наладку конвейерного выпуска этих машин. Тем временем, в Конструкторском бюро начались работы над новой моделью, первой оригинальной разработкой ЗАЗа. Главным конструктором завода в то время был опытный инженер с ГАЗа Юрий Наумович Сорочкин, участвовавший в создании ГАЗ-М1, ГАЗ-М20 и других прославленных горьковских моделей. Он и дал молодому коллективу «карт-бланш» на разработку перспективного семейства автомобилей.
Интересно, что по Техническому заданию планировалась не одиночная модель, а целая серия автомобилей различного назначения, которые унаследовали от ЗАЗ-965 компоновку с задним расположением двигателя, независимую подвеску всех колес: на паре поперечных торсионов спереди и рычажно-пружинную сзади. В семейство входили три модификации:
«Запорожец» ЗАЗ-966 — легковой автомобиль с двухдверным кузовом классической трехъобъемной формы, но увеличенных по сравнению с ЗАЗ-965 габаритов и размеров салона.
ЗАЗ-970 — грузовой или грузопассажирский автомобиль вагонной компоновки с увеличенным дорожным просветом, кузовами типа фургон, пикап и универсал.
ЗАЗ-971 — автомобиль вагонной компоновки с упрощенным открытым кузовом для села и армии.
За внешний облик кузовов отвечал художник-конструктор Виктор Данилов. В 60-е годы автомобиль, внешне похожий на ЗАЗ-966 с двухдверным кузовом близкой размерности выпускала немецкая автомобилестроительная фирма NSU. Это породило устойчивый миф, будто «ушастый Запорожец» якобы «был скопирован» с NSU Prinz. В 2000-х годах историк советского автомобилестроения Сергей Канунников провел расследование этой легенды, опросил ветеранов ЗАЗа и в результате полностью опроверг данную «версию».
Во-первых, первые макетные образцы будущего ЗАЗ-966 были построены в 1961 году еще до официального дебюта NSU Prinz IV. Во-вторых, образцы автомобилей NSU не закупались ни ЗАЗом, ни НАМИ и не испытывались в СССР в качестве «аналогов» каких-либо перспективных моделей. В-третьих, в производстве кузова легкового автомобиля играют важную роль членение панелей и усилителей, технология штамповки всех деталей по отдельности и сварки всего кузова целиком. Например, при разработке кузова ЗАЗ-965 конструкторы МЗМА сознательно повторяли членение деталей, технологию штамповки и сварки кузова итальянской малолитражки FIAT-600, но при этом произвели рестайлинг, частично изменив внешний дизайн. Форма и характер членения деталей кузова, а также технология производства у автомобилей ЗАЗ-966 и NSU Prinz IV не имеют ничего общего. У этих машин абсолютно разная геометрия окон, дверных проемов, нижней части кузова, крышек капота и багажника, задней панели.
И все-таки внешнее сходство автомобилей «Запорожец» и NSU имеет объяснение. В начале 60-х годов большой интерес у автомобильных инженеров всего мира вызвал американский автомобиль Chevrolet Corvair с задним расположением двигателя. Образец такой машины проходил испытания в СССР в НАМИ. И ЗАЗ и NSU ориентировались на стиль дизайна данного автомобиля, но надо и здесь сделать две оговорки. Во-первых, Corvair — машина намного более высокого класса, по габаритам она близка к «Волге», и оснащена 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2,5 литра. Во-вторых, если инженеры NSU действительно старались создать уменьшенный до популярных в Европе габаритов Corvair, то на ЗАЗе стремились придать своей будущей модели максимум черт индивидуальности, повторив только общий стиль. Нижнее ребро жесткости боковины, те самые «уши» забора воздуха, декоративная решетка спереди сделали ЗАЗ-966 неповторимым, а, к примеру, круглые задние фонари «вписывались» в одно из течений автомобильного дизайна 60-х.
Окончательный вариант ЗАЗ-966 сформировался не сразу. Первые опытные образцы отличались формой остекления, на них устанавливали боковые стекла и уменьшенные фары от ЗАЗ-965, существовали альтернативные проекты формы переднего багажника и задней части. Позднее велись поиски пропорций кузова. Свой будущий серийный облик кузов ЗАЗ-966 обрел примерно в 1965 году.
Официально серийный выпуск ЗАЗ-966В начался 31 декабря 1966 года. Весной 1967 года «новые Запорожцы» уже продавались в московском автомобильном магазине в Южном порту. Но, к примеру, в июне того же года звучали заявления в печати, что объемы выпуска и поставок «новых Запорожцев» значительно ниже запланированных. Завод только отрабатывал технологию производства новой модели, а основную массу выпускаемых «Запорожцев» до мая 1969 года составляли привычные «горбатые» ЗАЗ-965.
Изначально для «Запорожца» второго поколения предназначался двигатель мощностью 27 л.с., с увеличенным с 746 до 887 см 3 рабочим объемом. Он получил индекс МеМЗ-966, и был внедрен на ЗАЗ-965 уже в 1963 году. Испытания показали, что если для «горбатого» такой мотор подходит идеально, то для более крупного по размеру «ушастого», снаряженная масса которого увеличилась на 120 кг, 27 л.с. все же мало. Еще до начала серийного выпуска ЗАЗ-966 был разработан новый V-образный двигатель воздушного охлаждения объемом 1198 см 3 мощностью 40 л.с. МеМЗ-968. Параллельно проводились эксперименты по установке на ЗАЗ-966 рядного двигателя жидкостного охлаждения от «Москвича-408». Первые выпуски «нового Запорожца» оснащали все-таки тем самым 27-сильным двигателем. Мелитопольский моторный завод сумел изготовить первую партию 40-сильных двигателей только в 1968 году, еще год ушел на освоение их массового производства. Машине с мотором 40 л.с. присвоили индекс базовой модели ЗАЗ-966, а «компромиссному» 27-сильному варианту — индекс модификации ЗАЗ-966В. Таким образом, ЗАЗ-966В появился в серийном производстве и получил распространение значительно раньше, чем ЗАЗ-966.
У ЗАЗ-966, как и у ЗАЗ-965 было несколько модификаций для инвалидов, причем конструкция всех специальных рычагов инвалидного управления не изменилась по сравнению с прежней моделью. На протяжении всех лет выпуска ЗАЗ дорабатывал технологию производства «нового Запорожца» и заменял некоторые комплектующие, поэтому у ЗАЗ-966 было очень много «модернизированных» и «переходных» вариантов, отличавшихся небольшими второстепенными деталями. В 1971 году был официально представлен автомобиль ЗАЗ-968, представлявший собой тот же ЗАЗ-966 с очередным набором незначительных изменений. В 1972-1973 годах завод выпускал переходные «Запорожцы», представлявшие собой различные комбинации из деталей ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. С января 1973 года все автомобили стали обозначать индексом ЗАЗ-968, а на следующий 1974 год у «Запорожца» провели рестайлинг передней части, заменив декоративную решетку стреловидным молдингом.
«Запорожцы» ЗАЗ-966 снимались в качестве игровых автомобилей в кинокартинах разных десятилетий: «Укрощение огня», «Здравствуйте, доктор!», «Мимино», «Прямая трансляция», «Воспитание жестокости у женщин и собак».
Всего изготовлено около 270 тысяч «Запорожцев» с индексом ЗАЗ-966. Сохранившиеся автомобили до сих пор — не редкость. В Музее представлен «Запорожец» ЗАЗ-966 1971 года выпуска с 40-сильным двигателем.
Техническая характеристика
Запорожец (автомобиль)
«Запоро́жец» (укр. «Запорожець» ; экспортные обозначения для стран Западной Европы — Jalta, Eliette и ZAZ) — марка советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье (позднее — Запорожский автомобильный завод, в 1960—1994 годах входивший в производственное объединение «АвтоЗАЗ»).
Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:
- В 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ-965А;
- В 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М.
Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы; кузов типа «двухдверный седан»; V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением; независимая подвеска всех колёс; автономный бензиновый отопитель салона.
Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (санитарный колёсный транспортёр переднего края, ЛуАЗ-967). К этому же семейству относились и «гражданские» вездеходы марки «ЛуАЗ» — различные модификации ЛуАЗ-969.
Содержание
- 1 ЗАЗ-964/ 965А
- 2 ЗАЗ-956/ 968/ 968А/ 968рб
- 3 Экспортные варианты: Yalta / Jalta, Eliette
- 4 В культуре
- 5 Юбилей
- 6 См. также
- 7 Примечания
- 8 Литература
- 9 Ссылки
ЗАЗ-964/ 965А [ править | править код ]
Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год.
Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был FIAT 600, тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444 — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля.
Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми ветровым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Размер шин — 5,20-13. ЗАЗ-965 изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.
Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см 3 ) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух), декоративным молдингом на боковинах.
ЗАЗ-956/ 968/ 968А/ 968рб [ править | править код ]
Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.
В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу. В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.
Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год. До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.
ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.
Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с. От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика.
Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями. Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.
Экспортные варианты: Yalta / Jalta, Eliette [ править | править код ]
Наряду с базовыми модификациями автомобилей ЗАЗ-965, ЗАЗ-965А, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран с левосторонним движением) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э, ЗАЗ-968АЭ и ЗАЗ-968МЭ. В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), так как фонетика и транслитерация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков [ источник не указан 844 дня ] . Имели по сравнению с базовыми моделями улучшенные потребительские качества. Например, модели «965Э» и «965АЭ» отличались от «965» и «965А» улучшенной шумоизоляцией, наличием слева наружного зеркала заднего вида, пепельницей, радиоприёмником, накладками по бокам автомобиля и нижней кромке багажника. Модель «968МЭ» отличались от «968М» двухкамерным карбюратором ДААЗ 2101-20 и воздушным фильтром сухого типа.
ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.
В культуре [ править | править код ]
ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А были прозваны «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневиком» [1] , ЗАЗ-966, ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А — «ушастым» или «чебурашкой» [2] за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М — «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.
В постсоветские времена появилось множество анекдотов о различных ДТП с участием водителя «Запорожца» и «новым русским» на «600-м Мерседесе» [3] .
Упоминания о марке «Запорожец» можно встретить в песнях Богдана Титомира, Тимура Шаова, группы «Красная плесень», певицы Монеточки. «Запорожец» играет важную роль в сюжете комедийных фильмов «Три плюс два», Не послать ли нам… гонца? и «Хочу в тюрьму» и в других.
Юбилей [ править | править код ]
С 15 по 16 июля 2016 года в Запорожье прошёл 8-й международный слёт владельцев автомобилей «Запорожец», который был приурочен к 50-летию начала выпуска ЗАЗ-966. 16 июля 2016 года «Запорожцы» организованной колонной проехались по городу, после чего сделали остановку на центральной площади, где из автомобилей была построена фигура ЗАЗ — 50. В слёте принимали участие более 50 автомобилей любителей и поклонников «Запорожцев» со всей Украины, а также представители Белоруссии, Германии и Польши. Старейшей моделью на слёте была модель 1959 года выпуска [4] .
См. также [ править | править код ]
- Trabant
- Wartburg
Примечания [ править | править код ]
- ↑ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Словарь русского арго
- ↑Жевачевский В.Наш самый старый «чебурашка» круче машины Путина (рус.) (недоступная ссылка — история ) . «Комсомольская правда»-Украина» (21 июля 2006). Дата обращения: 24 августа 2009. (недоступная ссылка)
- ↑ Образ «новых русских» в современном фольклоре // Народная культура Сибири. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 197—202.
- ↑Запорожье наводнили ушастые «Запорожцы» с Украины, России и Беларуси (фото), — timez.com.ua, 2016-07-18
Литература [ править | править код ]
Фучаджи, К. С., Стрюк, Н. Н. Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец». — 2-е изд., перераб и доп. — М. : Транспорт, 1986. — 352 с. — ISBN 5-277-00139-5.
А теперь «горбатый»! Всё ли знают белгородцы о «запорожце»
60 лет назад с конвейера запорожского моторного завода «Коммунар» сошла советская малолитражка ЗАЗ-965
Об этом своим читателям 23 ноября 1960 года сообщила газета «Белгородская правда».
Итальянец с немецким сердцем
«Запорожец» – четырёхместная машина с цельнометаллическим кузовом и четырёхцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. Мотор был установлен в задней части кузова, а под капотом расположилось багажное отделение.
«Новый автомобиль снабжён бескамерными шинами, устойчив и развивает скорость до 90 км/ч», – сообщала газета.
В Европе интерес к подобным авто появился в 1950-е годы. В 1955-м в Италии выпустили «Фиат-600». Его и взяли за основу будущего народного советского автомобиля, который должен был выпустить московский завод «Москвич». Проектирование началось в 1956-м, в следующем году появился первый прототип «Москвич-444», а 18 июня 1959 года в Запорожье, куда перенесли производство, собрали первый образец. Сначала на авто ставили импортный двигатель, который позже заменили мотором от мотоцикла «Урал». Спустя время конструкторы разработали для машины двигатель МеМЗ-965, идею которого позаимствовали у немецкого десантного вездехода БМВ. Такие же моторы, как у «запорожца», устанавливали и на военной амфибии ТПК (транспортёра переднего края), более известной как ЛуАЗ-967.
Горбатый вездеход
Итальянский дизайн автомобиля подкорректировали под реалии СССР: 12-дюймовые диски заменили 13-дюймовыми, из‑за чего переднюю подвеску пришлось изменить. Новый двигатель был больше, чем у «Фиат-600», и не помещался в моторный отсек. Поэтому пришлось сделать характерный выступ в задней части машины, чтобы закрыть мотор. Именно из‑за этой детали автомобиль получил прозвище «горбатый».
Сам двигатель объёмом 746 «кубиков» выдавал 23 л. с.: отечественная микролитражка была мощнее своего итальянского прародителя и в своём классе уступала только фольксвагеновскому «Жуку», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор», у которых под капотом было 30 «лошадок».
От армейских машин «запорожец» позаимствовал не только мотор, но и плоское днище с большим дорожным просветом в 175 мм. Благодаря небольшому весу (665 кг) и широким колёсам «горбатый» мог пройти почти по любому бездорожью. Если машина всё же застревала, её можно было вытащить своими силами. Вспомните «Простоквашино», в котором родители дяди Фёдора толкали машину до дома с помощью ездового кота.
В этом же мультфильме глава семейства чинит машину в квартире. В этом тоже есть доля правды: многие безгаражные владельцы «горбатых» снимали двигатель с машин и приносили домой, чтобы отремонтировать.
Машина-самолёт
Ещё одно новшество – стеклоподъёмники. В 1950–60-е подавляющее большинство автомобилей их не имело: стёкла просто сдвигались. Но в то же время на «горбатом» сохранилось допотопное открывание дверей – против движения. Ручек для закрывания тоже не было: вместо них водитель и пассажир использовали тканевые петли, а открывалась дверь рычажком. Печка – ещё одно достоинство этого автомобиля: у большинства современников она работала только при включённом моторе, в «запорожце» же отопление было автономным.
Отсутствовала и привычная решётка радиатора: вместо неё спереди красовалась надпись «Запорожець». Мягкий знак в названии многих вводил в недоумение, но таковы правила украинской орфографии. Мотор охлаждался вентилятором, воздух в моторный отсек попадал через воздухоприёмные полоски на задних крыльях. Но этого было недостаточно, поэтому мотор часто перегревался. Из‑за этого водителю приходилось останавливаться и ждать, пока машина остынет.
На экспорт автомобиль шёл под названием ЗАЗ-965Э «Ялта». Импортировали его бельгийская компания Scaldia-Volga и финская Konela. Экспортный вариант отличался отделкой салона, зеркалом заднего вида на капоте и улучшенной шумоизоляцией – отечественную модель было слышно за три версты, как будто рядом летит кукурузник. Характерный рёв был отголоском военной родословной мотора – в армии его шумность не нормировалась.
В Ялту!
В таком виде ЗАЗ-965 выпускался до 1962 года, когда его модифицировали: в машину поставили новый двигатель мощностью 27 л. с. Проблему перегрева решили воздухозаборники-«жабры», которые пришли на смену полоскам. Внешний вид машины немного изменился, но это был всё тот же «горбатый».
Его перестали выпускать в 1969-м.
За девять лет с конвейера ЗАЗ («Коммунар» переименовали в 1961 году) сошли 322 166 машин разных модификаций. ЗАЗ-965Б выпускался для инвалидов без одной или обеих ног (в нём управление было и ручным), ЗАЗ-965АР – для потерявших одну руку или ногу, а ЗАЗ-965С и АС вообще были праворульными – это были почтовые фургоны, в которых задние стёкла заменили металлом, а руль переместили для удобства выемки писем из почтовых ящиков. Для перемещения по территории завода из бракованных деталей рабочие делали пикапы, которым не присвоили никакого индекса.
«Горбатый» был самой дешёвой машиной в СССР: он стоил 1 800 рублей, и в народе шутили, что такое ценообразование возникло от стоимости бутылки водки – 1,80 рубля. В то же время «москвич» стоил 2 500 рублей, а «Волга» – 5 100. Средняя зарплата в СССР в 1960 году была 73 рубля, поэтому «горбатый» для многих стал первой машиной.
На «запорожцах» ездили на море, пускай и с частыми остановками. Расход топлива составлял 5,5 литра на 100 км. Цена бензина АИ-72 с 1961 по 1968 год варьировалась от 4 до 7 копеек за литр. То есть на «запорожце» от Белгорода до Ялты и обратно (около 3 000 км) можно было проехать за 6 рублей 60 копеек, или чуть меньше 1/10 части средней зарплаты. Сейчас при таком же расходе, если ехать в Крым напрямую на самом распространённом топливе – бензине АИ-92 – дорога обойдётся в 7 200 рублей. При официальной средней зарплате в Белгородской области 33 617 рублей это почти пятая её часть.
Проблему маленького багажника, который занимало запасное колесо и 30-литровый бензобак, решили внешним багажником на крыше, куда помещалось всё, что не влезло внутрь машины. Впрочем, багажники на крышу тогда ставили почти на все отечественные машины.
«Крепкая духом старушка»
На дорогах ЗАЗ-965 сегодня встречается крайне редко. Если бы существовала Красная книга для белгородских машин, «горбатого» давно стоило бы внести на её страницы. В Интернете мы нашли всего три объявления о продаже «горбатого» в Белгородской области. Один из них не на ходу. По словам продавца, его голубой ЗАЗ-965 похож на генсека Никиту Хрущёва:
«В идеальном состоянии, не бита, не крашена, гаражное хранение, только летняя эксплуатация, обслуживание у дилера – всё это не имеет к Голубой Жемчужине никакого отношения.
Если у вас есть лишние деньги и вы хотите приобрести дешёвую недвижимость – это ваш вариант! Защитит от ветра и осадков, займёт 4 кв. м площади, можно использовать как кладовку – вот и все плюсы этого авто. Не на ходу, двигателя нет, документов нет.
НО! Довольно крепкая духом старушка помнит Хрущёва, даже немного на него похожа. По запчастям не продаю, я не вандал», – гласит объявление.
Цена этой недвижимости 1964 года выпуска – 13 990 рублей. Второй вариант интереснее. Здесь за 35 тыс. рублей можно купить «горбатый» 1967 года. Но в нём от оригинала мало что осталось: «Переварен. Капитальный ремонт ходовой и двигателя. Документов нет».
Авто для батюшки
Третья машина заставила глаза широко открыться, а потом долго моргать: 350 тыс. рублей за «запорожец», который будто пару лет назад только сошёл с конвейера. И это притом что в России ЗАЗ-965 продают в среднем по 25 тыс. рублей в ржавом состоянии. В этом же «горбатом» всё родное и в отличном состоянии, спереди даже есть надпись «Запорожець».
Мы встретились с продавцами этой машины. Оказалось, что судьба авто достаточно необычна.
«Один из высокопоставленных людей подарил её местному батюшке. Батюшка уехал очень далеко, и когда вернётся – неизвестно. Владелец хорошо вложился в эту машину – полностью отреставрировал. Двигатель, свет, даже брызгалка работает. Нам же поручили этот «запорожец» хранить и продать», – рассказал белгородец Сергей.
Вылет отменяется
Тёмно-зелёный аппарат – с родными колпаками, с табличкой завода «Коммунар» в моторном отсеке – смотрит на нас дружелюбными круглыми глазами фар. Внутри – откидывающиеся сиденья в велюре (кажется, что только он здесь не родной), теснота – в общем, настоящий «запорожец».
Приборная панель аскетична донельзя – на ней только самое необходимое: индикаторы работы генератора и печки, включатели света, отопителя, рукоятки переключателей поворотов и стеклоочистителя. Здесь же спидометр, указатели уровня бензина, температуры масла.
«Хотите прокатиться?» – спрашивает хранитель раритета.
Как тут откажешься? Конечно, хочу! Сажусь за руль. Места явно маловато. Чтобы запустить двигатель, манипуляций с ключом зажигания и педалями недостаточно – надо поработать ручкой воздушной заслонки карбюратора. Она находится между переключателем передач и ручным тормозом. Мотор фыркает, но не заводится. За дело берётся Сергей. Эффект – точно такой же.
«Надо толкать!» – произносит хор из нескольких голосов.
Толкаем. Многие в субботу утром ещё спят, а мы катаем туда-сюда по трассе машину. Она не заводится. К нам подходит мужчина, который наблюдал за всем этим действом, и предлагает взять на буксир. Пытаюсь завестись машину во время буксировки. Сначала ничего не происходит, но неожиданно сзади раздаётся рёв взлетающего кукурузника – завелись! Однако счастье было недолгим: несколько секунд тарахтения, и мотор снова глохнет.
Редкие автомобилисты машут руками или дают сигнал фарами, прохожие фотографируют, как видавшая виды «шестёрка» буксирует «горбатого». Действительно, такое зрелище нечасто увидишь. После нескольких «взлётов» и новых быстрых посадок мы возвращаемся обратно в гараж.
Во время «разбора полётов» приходим к выводу, что в «запорожце» неправильно выставлен момент зажигания и исправить это быстро, на коленке не представляется возможным.
Надеемся, что хранители или новый хозяин машины, который пока не нашёлся, это сделает. И «горбатый», как и 60 лет назад, будет радовать не только своего владельца, но и всех, кто встретится ему на дороге.
Как понять, сколько еще протянет аккумулятор в автомобиле
Проще и быстрее всего выяснить состояние АКБ, заглянув в ее индикаторный глазок. Через такую «бойницу» опытный водитель определит и плотность электролита, и его уровень.
Однако такие глазки имеются далеко не на всех аккумуляторах. Поэтому, оценив целостность АКБ (на корпусе не должно быть трещин и подтеков, а клеммы надежно закреплены), погружаемся в меню борткомпьютера.
В большинстве моделей допуски указываются в вольтах (бывает также в процентах). Данные можно снимать как при работающем, так и выключенном двигателе. Если машина не завелась, актуален последний случай — напряжение при таком раскладе должно быть в пределах 12,5-12,8 В, что сигнализирует об уровне заряда 90 — 100%. Если напряжение батареи менее 12 вольт, уровень ее заряда упал больше чем на 50 %, и АКБ необходимо срочно зарядить. Ну а если это значение снижено до 10,5 -11,5 В, вероятность, что вы заведетесь, ничтожно мала.
Если бортовой компьютер в вашем автомобиле не показывает напряжение, или вообще не входит в оснащение (бывает и так), приобретите мультиметр — компактное и недорогое устройство с дисплеем, которое показывает напряжение в бортовой сети. Включаем в мультиметре режим измерения напряжения (диапазон 20 Вольт).
Прикладываем черный щуп устройства к «минусу» аккумулятора, красный щуп, соответственно, — к плюсу и снимаем показания с дисплея мультиметра. При работающем моторе напряжение должно быть примерно 14,0-14,4 В.
При неработающем, повторимся, 12,5-12,8 В. Причем, проверяя напряжение при работающем моторе, вы получаете и еще одну важную информацию — идет зарядка от генератора или нет. Если напряжение после пуска двигателя стало даже меньше, чем было изначально, с генератором проблемы, или он приказал долго жить.
Жизнь аккумуляторной батареи напрямую зависит от особенностей эксплуатации автомобиля, и если говорить в общих чертах, для АКБ плохо и когда вы ездите очень много (режим такси), и очень мало (возрастные и начинающие водители, водители-подснежники, водители, совершающие очень короткие поездки). В первом случае батарея постоянно заряжается, соответственно, резко снижается ее ресурс, во втором — генератор заряжает аккумулятор лишь эпизодически, что также негативно сказывается на здоровье АКБ.
Другие неблагоприятные сценарии — повышенные нагрузки и глубокие разряды АКБ. К примеру — когда на аккумулятор завязано множество потребителей или когда вы регулярно даете «прикурить» соседу по гаражу. Или, скажем, вы забываете выключить фары, часто слушаете музыку при выключенном моторе, высаживая АКБ.
Зимняя эксплуатация — еще одно «зло». Холодные энергозатратные запуски мотора по утрам, движение в пробках со всеми включенными потребителями (фары, дворники, обогревы стекол и сидений) точно не продлевают жизнь АКБ. Наконец, аккумулятор может запросто быть убит поврежденными участками проводки или неисправным генератором. В последнем случае даже слабое натяжение ремня генератора может резко снизить ресурс батареи, поскольку напрямую влияет на силу тока зарядки.
Помимо поддержания исправного технического состояния всех узлов автомобиля, крайне важна правильная эксплуатация машины в зимний период. Среди прочего следует отказаться от езды на короткие дистанции (АКБ потратит больше энергии, чем успеет восполнить), не мучить аккумулятор в момент запуска машины на холоде (допускается крутить стартер не более 10-15 секунд), а идеальным вариантом будет не держать автомобиль на морозе, а, скажем, арендовать теплый гараж.
Внимание следует уделить также такой, казалось бы, рутинной процедуре, как удалению налета с клемм АКБ. Окислы, подтеки электролита и следы коррозии напрямую влияют на способность батареи проводить ток. В обслуживаемых батареях нужно также следить за плотностью и уровнем электролита, доливая нужное количество дистиллированной воды и электролита. Раствор имеют оптимальную плотность (1.27 г/см3), которая измеряется специальным прибором — ареометром (денсиметром).
И, наконец, избегайте простоя аккумулятора. Даже если вы долго не эксплуатируете машину (например, зимой), регулярно заводите двигатель и давайте ему проработать примерно полчаса. Как вариант, зимой можно снять аккумулятор и зарядить его дома или в гараже. Однако следует помнить, что современные автомобили не любят даже краткосрочного удаления АКБ, поскольку в таком случае слетают различные настройки мультимедиа, акустики и других бортовых систем.