Чем лучше цепной двигатель - Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем лучше цепной двигатель

Ремень или цепь? Преимущества и недостатки различных систем привода ГРМ

Газораспределительный механизм (ГРМ) — одна из важнейших систем двигателя внутреннего сгорания, он обеспечивает своевременную подачу в цилиндры горючей смеси или воздуха, а танже удаление из цилиндров продунтов сгорания во время таита выпусна. На современных автомобильных двигателях привод ГРМ осуществляется посредством цепной или зубчатой ременной передачи. Обе схемы сегодня распространены почти в равной степени. Но все же что лучше с точни зрения эксплуатации — ремень или цепь?

Сначала обратимся к
истории — цепь начала применяться гораздо раньше ременной передачи, хотя конструктивно такой механизм значительно сложнее. Для эффективного натяжения и устранения колебаний цепной передачи приходится применять дополнительные элементы, которые усложняют и утяжеляют конструкцию. Это
так называемые «натяжитель» и «успокоитель». Отсюда следуют и основные недостатки цепной передачи — большой вес и сложность конструкции. Pa6оты по замене цепи в два-три раза дороже, чем цо замене ремня ГРМ. Ещё один недостаток — повышенный шум при работе. Так же следует учесть, что почти на всех современных моторах используется гидронатяжитель цепи, старый очень чувствителен к давлению в системе смазки. Поэтому на современных ДВС с цепным приводом ГРМ необходимо использовать дорогое высококачественное масло. Вообще, натяжитель — самое слабое звено в цепном приводе ГРМ. Из-за его некорректной работы цепь может перескочить при холодном запуске двигателя. Такая же ситуация может возникнуть на автомобиле с механической коробкой передач при откате машины назад на подъеме с включенной передачей.

Теперь о преимуществах цепи. Теоретически цепь способна выдержать большие нагрузки, чем ременная передача, именно поэтому на мощных высоко-,форсированных двигателях цепь используется чаще. Если конструкция цепной передачи грамотно рассчитана, то ее замена не требуется в течение всего срока службы, однако на практике так происходит далеко не всегда. Примерно до 1960-х годов, когда мощность двигателей на массовых автомобилях была сравнительно небольшой, обычная однорядная цепь вполне справлялась с нагрузками. Однако на мощные моторы для надежной работы ГРМ приходилось ставить двух- и даже трехрядные цени. Они отлично справлялись со своей задачей, но вес и сложность конструкции еще больше возросли. А с шумом пришлось бороться с помощью усиления шумоизоляции, а это опять лишний вес. В начале XXI века основной тенденцией при проектировании автомобильных двигателей стал даунсайзинг — форсирование двигателей при уменьшении их рабочего объема. Для снижения веса и компактности привода ГРМ на таких двигателях опять стали использовать недорогие однорядные цепи. В некоторых случаях срок их службы даже меньше, чем у ременной передачи, на ряде современных моторов — не более 60 000 км.
Еще одно преимущество цепной передачи — она фактически является деталью двигателя, поскольку расположена внутри него и не подвержена внешним воздействиям. Поэтому на всех транспортных средствах, которые эксплуатируются в сложных дорожных и климатических условиях, использование цепи выглядит более предпочтительным.

Еще один плюс «цепи» проявляется на двигателях, оснащенных системой изменения фаз газораспределения (а современные моторы почти все такие). Цепной привод позволяет использовать более простую и надежную конструкцию фазовращателей.

Теперь о зубчатой ременной передаче. Когда она только появилась, казалось, что ремень скоро полностью вытеснит цепь, особенно когда стали доступны современные материалы, которые позволили в ряде случаев увеличить ресурс ремня ГРМ до 150-200 тысяч км. Ременная передача дешевле, легче, ремень лучше гасит вибрации, такая конструкция менее шумная в работе, она более компактная. Ремень проще диагностировать и заменять, поскольку для этого не надо вскрывать двигатель. Но отсюда и основной недостаток: срок службы ремня может быть сильно ограничен из за его загрязнения и попадания посторонних частиц, износа роликов. К тому же ремень — резинотехническое изделие, а резина, как известно, со временем стареет. Поэтому ременные системы привода ГРМ имеют ограничения как по пробегу, так и по сроку службы. Из-за тех владельцев, которые эксплуатируют автомобиль не постоянно, а от случая к случаю, приходится нести дополнительные расходы на замену ремня, в то время как для цепной передачи возраст не критичен.
Еще один недостаток — ремень может не выдержать значительного превышения расчетных нагрузок, что может произойти при экстремальных условиях эксплуатации.

Как можно заметить, хотя обе конструкции работоспособны и при грамотном проектировании и высоком качестве изготовления служат долго, недостатков у них немало, поэтому многие производители на разных моделях двигателей (например Nissan) используют ремень или цепь. В свою очередь многие производители автокомпонентов, которые ранее специализировались на производстве ременных передач, дополнительно освоили выпуск цепей, и наоборот.

Возможно, в перспективе на смену традиционным конструкциям привода ГРМ придет ремень, работающий в масляной ванне. Данная разработка сочетает в себе преимущества ремня ГРМ (небольшой вес, низкий уровень шума, меньшие потери на трение) и цепного привода (высокая надежность и большой ресурс). Интересно,что первый такой ремень был создан в 2006 году для двигателя Ford Lynx 1.8 Diesel, где цепная передача была заменена на ременную без изменения конструкции силового агрегата. 3-цилиндровый двигатель Ford с рабочим объемом 999 куб. см, представленный в 2012 году изначально проектировался с применением такой ременной передачи.

Читать еще:  Lada vesta sw cross какой двигатель

Цепь или ремень ГРМ: что лучше

Несмотря на то что автомобиль давно и прочно вошёл в жизнь людей, обсуждаемые вопросы автомобильной темы не меняются. Спорят о том, что лучше бензин или дизель, правый руль или левый, передний привод или классика. С недавних пор водители обсуждают что лучше, цепь или ремень ГРМ. В современных двигателях может быть использована как цепь в приводе ГРМ, так и зубчатый ремень. Причём последний может быть установлен как на совсем небольших силовыхагрегатах, так и мощных многолитровых двигателях.

Что было раньше цепь или ремень

Любой двигатель внутреннего сгорания в своей конструкции должен иметь механизм, который обеспечит своевременное наполнение камеры сгорания рабочей смесью и отвод отработавших газов. Этим занимается механизм газораспределения, который часто называют ГРМ. В его конструкцию входят несколько деталей, это:

  1. Клапан (впускной и выпускной), которые наполняют камеру сгорания и отводят продукты сгорания. Устанавливают их в головке блока цилиндров (ГБЦ).
  2. В ГБЦ предусмотрено место для установки одного или двух распределительных валов. Эта деталь отвечает за правильное распределение рабочих фаз в процессе работы мотора, открывает или закрывает в нужный момент клапан.
  3. Устройство, которое передаёт вращательное движение от коленчатого вала к распределительному и некоторым другим агрегатам, называемое приводом ГРМ.

Что установлено в конкретном двигателе в приводе ГРМ цепь или ремень, или шестерни, зависит от предпочтений конструкторов силового агрегата. Газораспределение в моторах было и будет всегда, а привод механизма ГРМ менялся неоднократно. Первые образцы двигателей имели расположение клапанного механизма в блоке цилиндров, приводились они в движение толкателями от коленчатого вала. После переноса их в ГБЦ, был разработан привод для механизма ГРМ.

Такие моторы (с верхним расположением клапанов) позволили снять больше мощности при равном рабочем объёме ДВС с нижним расположением клапанов. Первоначально в приводах ГРМ стали использовать цепь. Она могла быть однорядной, двухрядной и для повышения надёжности, даже трёхрядной. Для обеспечения работы цепи дополнительно устанавливался механизм её натяжения и «успокоитель». Цепь работала совместно с роликами, а в дальнейшем они были заменены зубчатыми шестернями.

Первое упоминание о применении зубчатого ремня в приводе ГРМ появилось в далёком 1956 году. Это был гоночный автомобиль Devin Sports Car, изготовленный в Америке. До применения такой конструкции привода в обычных автомобилях прошло около тридцати лет. В настоящее время бо́льшая часть производимых моторов имеет ремень в приводе ГРМ, а цепь использует ограниченное количество компаний. Среди них можно назвать BMW, Toyota, Mitsubishi и некоторые другие.

В некоторых моторах используется комбинированный привод ГРМ, в которых одновременно работают цепь и зубчатый ремень. Чтобы стало понятно, что лучше в приводе механизма ГРМ, следует более подробно рассмотреть обе конструкции этого механизма. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Цепь ГРМ

Бо́льшая часть «старых» отечественных и импортных моделей автомобилей в приводе ГРМ имеют цепь. Водители со стажем привыкли к ней и относятся к новшествам в виде зубчатого ремня с некоторой опаской. Они с большим энтузиазмом доказывают молодому поколению целесообразность использования металлической цепи в приводе. Современный цепной привод обладает высокой надёжностью и эффективностью.

Преимущества цепного привода

К основным достоинствам такого фактора относят следующие факторы:

  • высокая надёжность и долговечность механизма;
  • нет зависимости от перепада температур;
  • небольшой объём работ по техническому обслуживанию.

Обладая большим сроком службы, цепь не требует особых затрат на обслуживание. Её ресурс особенно зависит от условий эксплуатации силового агрегата, качества используемых расходных материалов. При соблюдении всех рекомендаций по обслуживанию мотора, цепь может прослужить более 200 тыс. км пробега.

Недостатки цепи

К сожалению, их больше, но они не могут превзойти достоинства такой конструкции, минусом такой схемы считаются:

  • Конструкция представляет собой сложный механизм. Для замены изношенной детали или проверки технического состояния привода приходится совершать несколько разборочных операций.
  • Увеличение массы двигателя.
  • Повышенный шум во время работы двигателя.
  • Дорогая себестоимость ремонта и обслуживания цепного привода.

Гнёт ли клапана

Однозначно утверждать, что такое невозможно — нельзя. Разрыв моторной цепи в приводе ГРМ явление очень редкое, но всё же иногда встречается. Если такая проблема с цепью случилась. Встреча клапанов с поршнями неизбежна, они будут погнуты, головка поршня может быть сильно повреждена. Избежать этого можно в том случае, когда в двигатель семейства ВАЗ 2101–2107 поставить поршня от ВАЗ 2105, которые имеют выемки в головках поршней.

Ремень ГРМ

Ременной привод ГРМ имеет множество положительных моментов, благодаря которым стал сегодня популярным в конструкциях современных силовых агрегатов. Обслуживать такой привод приходится чаще.

Замена обычно производится при 50–60 тысячах километров пробега. Заменить ремень, который отслужил свой срок не сложно, можно выполнить самостоятельно. Обрыв ремня происходит редко. Наиболее частой проблемой является срезание зубьев в этом изделии.

Читать еще:  Автономный подогреватель двигателя 12в своими руками

Преимущества ремня

К ним можно отнести следующие факторы:

  • Такой привод прост по конструкции, не требуется смазка в процессе работы. В движке отсутствует канал для цепи, что снижает общую массу силового агрегата машины.
  • Отсутствует шумность при работе мотора.
  • Низкая стоимость ремонта или обслуживания механизма ГРМ.

Становится короче длина мотора, который в машинах, имеющих привод на передние колёса, занимает место поперёк кузова.

Недостатки ремня

Не существует механизмов, у которых нет недостатков, это в полной мере относится и к ременной зубчатой передаче механизма ГРМ. Такой привод весьма уязвим ко многим факторам в процессе эксплуатации машины. К ним относят попадание воды или моторного масла в рабочую зону, большой перепад температур. Особенно он чувствителен к низким температурам. Надёжность ременного привода зависит не только от пробега авто, но и от возраста зубчатого ремня.

Пробег может быть небольшим, а машина простояла несколько лет без движения, поэтому ремень подлежит замене. Движки с такими механизмами ГРМ боятся резких прокруток мотора, так как из-за этого может проскальзывать ремень. Сегодня большинство моторов имеют фазовращатели, для них возрастает риск того, что попадёт моторное масло в зону работы привода ГРМ.

Что с клапанами

Применение в качестве топлива бензина с высоким октановым числом требует сильного увеличения степени сжатия рабочей смеси в верхней мёртвой точке рабочего хода поршня. Этого добиваются уменьшением объёма камеры сгорания. Если по каким-либо причинам клапан остаётся без движения, происходит его встреча с движущимся поршнем.

На автомобилях ВАЗ 2105 устанавливают поршни с проточками, что исключает возможность встречи с клапаном. Такой же принцип используется на двигателях ВАЗ 21083 рабочим объёмом 1500 см 3. Такая проблема может возникнуть при обрыве ремня или срезании его зубьев.

Какой ремонт дороже

Цена замены зубчатого ремня в механизме ГРМ в некоторых случаях может быть несколько выше против его цепного аналога, поскольку вместе с ним обычно меняют натяжной ролик, помпу насоса охлаждающей жидкости. На стоимость замены цепи влияет степень подготовительных работ при такой операции.

На отдельных моторах приходится демонтировать большое количество деталей на двигателе и в подкапотном пространстве. Есть такие модели автомобилей, у которых для замены цепи приходится полностью демонтировать двигатель.

Что выбрать

Какой вариант для владельца будет лучше, определить довольно сложно. Всё зависит от выбора модели двигателя или автомобиля. Можно найти примеры отличной работы в механизмах ГРМ как цепей, так и зубчатых ремней. Так, фирма BMW длительный период использовала в механизмах только цепи. Сегодня она производит ряд моторов с зубчатым ремнём в ГРМ.

Независимо от того какой вид передачи ГРМ предпочтёт водитель, следует вовремя и с высоким качеством обслуживать механизм, использовать рекомендованные расходные материалы, тогда проблемы с исправностью этого узла обойдут его стороной.

Чем ремень ГРМ лучше чем цепь?

Автовладельцы со стажем прекрасно помнят, как раньше считались практически вечными двигатели, имевшие цепной привод газораспределения. Действительно, в прошлом считалось, что цепь куда надежнее, чем ремень, такой мотор не потребует какого-либо обслуживания, исключается риск повреждения привода, обрыв которого приводил часто к необходимости капитального восстановления двигателя. Однако сегодня технологии существенно продвинулись вперёд, поэтому ременной привод в чем-то даже считается лучше классической цепи.

К сожалению, надежность двигателей в последние годы существенно ухудшилась, в том числе это касается цепного привода ГРМ, которые ранее не требовал какого-либо обслуживания, а сегодня обычно по прошествии 150 тысяч пробега даже рекомендуют менять цепь, а это куда более сложная процедура, чем регулярное обслуживание ремня. Неудивительно, что в последние годы все большее число авто производителей и покупателей отдают предпочтение машинам с ременным приводом газораспределительного механизма, а не с классической цепью.

Основные преимущества ременного привода

Считается, что регламентный срок службы ремня ГРМ в два раза меньше, чем у цепи, поэтому такой привод необходимо менять каждые 70-80 тысяч километров пробега. Такой регулярный сервис позволяет поддерживать хорошее техническое состояние двигателя. Если же говорить о цепи, то приблизительно к отметке в 100 тысяч она начинает растягиваться, натяжители и успокоитель уже не могут компенсировать изменение размеров, возникает синхронизация распредвала и коленвала, что отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках мотора.

Также следует отметить простоту замены ремня, такая работа не отличается сложностью, соответственно, даже в том случае если автовладелец не может выполнить такой ремонт самостоятельно, в мастерской за такую работу возьмут не слишком большие деньги. А вот замена цепи потребует полного вскрытия двигателя, а это уже практически капитальный ремонт, имеющий соответствующую стоимость. В итоге, если на первый взгляд кажется, что цепь следует менять в два раза реже, то, в конечном счете, из-за сложности такой работы подобный сервис даже обойдется дороже, чем регулярная замена ремня.

Двигатели с цепью куда более шумные, чем классические моторы с ремнём. Даже наличие у автомобиля большого количества шумоизоляционного материала не может справиться с таким характерным металлическим лязгом цепи, который будет лишь усиливаться, по мере ее износа и растяжения. Неудивительно, что многие производители брендовых автомобилей, которые на протяжении десятилетий использовали двигатели с цепным приводом, начинают уже применять простые моторы с ремнём, которые тише в работе, что позволяет обеспечивать максимально возможный комфорт на борту.

Читать еще:  Bmw x5m тюнинг двигателя

Считается, что цепь попросту перегружает газораспределительные узлы силового агрегата. В итоге, отмечается быстрый износ двигателя, работающие под нагрузкой механизмы могут разрушаться и заклинивать, в итоге подобное приводит к серьезным неисправностям, устранение которых обходится автовладельцу в солидную сумму. Тогда как ремень, выполненный из прорезиненных материалов, более податлив, его использование в конструкции ДВС позволяет снизить нагрузку на основные рабочие узлы двигателя, соответственно существенно продлевается общий ресурс мотора.

Конструкция силового агрегата с ременным приводом куда проще, чем у двигателя с классической цепью. В итоге, уменьшается себестоимость силового агрегата, соответственно автопроизводитель может предложить на свои машины более выгодные цены. Сегодня, когда стоимость автомобиля стала для многих определяющим фактором при покупке машины, крупные производители начинают отказываться от цепей в ГРМ, предлагая недорогие и практичные ремни.

Подведём итоги

Конечно, списывать со счетов двигатели с цепным приводом механизма ГРМ всё же не стоит. Однако нужно отметить тенденцию последнего десятилетия, когда появляется всё больше моторов, оснащённых ремнем ГРМ. Подобное объясняется многочисленными преимуществами такого привода, его функциональностью, простотой обслуживания, надежностью и дешевизной двигателей. Неудивительно, что в последние годы все большее число автовладельцев, при выборе нового автомобиля отдают предпочтение машинам, в двигателе которых используется более простой ремень, чем надежная, но сложная в замене цепи.

Что стоит на Chevrolet Cruze, цепь или ремень ГРМ

И цепь, и ремень, если говорить кратко. Первые модели от компании General Motors – Chevrolet впервые сошли с конвейера в 1998 году. Линейка двигателей на тот момент была представлена одним экземпляром с объёмом 1.4 литра (A14NET/NEL). Немного позже устанавливались моторы с объёмами 1.6 и 1.8 литра под маркировками F16D4 и F18D4, соответственно. Первый двигатель с объёмом 1.4 имел предустановленный ГРМ цепного типа, два последующих – классические в виде ремня.

Кратко о приводе ГРМ

Газораспределительный механизм важное составное звено в двигателе. Этот узел приводит в движение распределительный и коленчатый валы в движение. Под давлением происходит воспламенение горючей смеси в камере сгорания, автомобиль передвигается.

Ремень, как элемент привода, стал настолько популярен, что процентное соотношение превышает 75 % из всех технических средств, имеющихся в продаже. Ранее цифра едва ли достигали 25 %.

Преимущества и недостатки ременного привода

Преобладающее большинство двигателей Шевроле Круз атмосферного типа оснащены ременным приводом. Среди множества «плюсов», обозначим следующие:

  • простота замены, установки;
  • отсутствие смазывающей среды;
  • низкий уровень шума. Показатель шумности составляет рекордные 15%.

Вместе с тем, имеются недостатки, точнее один, но существенный – недлительный ресурс эксплуатации. На практике показатель пробега не превышает отметки в 70 – 80 тыс. км. При условии агрессивного стиля управления или попадания моторного масла на ремень, ресурс сокращается на треть. Учитывая множество подделок, срок использования едва ли превышает отметку в 60 000 км.

Преимущества и недостатки цепного привода

Как уже упоминалось, цепь используется только на двигателе с объёмом 1.4 литра.

  • длительность срока эксплуатации автомобиля. Реальный пробег составляет не менее 150 000 км. При условии надлежащего использования машины, ресурс достигает отметки в 180 000 км;
  • надёжность;
  • прочность конструкции.

Недостатки также присутствуют:

  • наибольший и главный «минус» — излишний шум в процессе работы;
  • необходимость установки дополнительных деталей для полноценного функционирования механизма, таких как натяжитель, успокоитель;
  • систематическая профилактика, восполнение недостающего количества смазывающего вещества. В противном случае, цепь просто заклинит.

Натяжение цепных звеньев процесс сложный и возможен только при исправных натяжных роликах. Под высоким давлением масла ролик вместе с пружиной регулируют натяжение цепи в процессе вращение коленчатого и распределительного валов Chevrolet Cruze.

Цепь или ремень. Что лучше

Однозначно ответить на вопрос невозможно. По причине того, что у каждого имеются плюсы и минусы. Владелец Шевроле Круз выбирает автомобиль исходя из своих потребностей и нужд. Стоит вопрос о выборе типа привода, лучше отдать предпочтение ременному. Несмотря на недлительный срок эксплуатации, установить новый ремень – дело пяти минут, в отличие от цепи.

Если автомобиль Chevrolet Cruze планируется использовать в особых климатических регионах с отрицательными температурами, выбор сделайте в сторону цепного привода. Ремень менее адаптирован к холоду. А если учесть попадание ледяной воды, окончательное решение очевидно.

Независимо от типа предустановленного механизма привода ГРМ, проводите технический осмотр, устанавливайте только качественные и оригинальные детали, используйте умеренный стиль управления автомобилем Chevrolet Cruze.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector