4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем изолировать обмотку двигателя

Провода и изоляция в электродвигателях

Назначение изоляции обмоточных проводов — предупреждение междувитковых замыканий. В асинхронных двигателях низкого напряжения междувитковое напряжение обычно составляет несколько вольт. Однако при включениях и выключениях возникают кратковременные импульсы напряжения, поэтому изоляция должна иметь большой запас электрической прочности. Появление ослабления в одной точке может вызвать электрический пробой и повреждение всей обмотки. Пробивное напряжение изоляции обмоточных. проводов должно составлять несколько сот вольт.

Обмоточные провода обычно изготавливают с волокнистой, эмальволокнистой и эмалевой изоляцией.

Волокнистые материалы на основе целлюлозы обладают значительной пористостью и высокой гигроскопичностью. Для повышения электрической прочности и влагостойкости волокнистую изоляцию пропитывают специальным лаком. Однако пропитка не предохраняет от увлажнения, а лишь снижает скорость поглощения влаги. Из-за этих недостатков провода с волокнистой и эмальволокнистой изоляцией в настоящее время почти не применяют для обмоток электрических машин.

Провода, применяемые для изготовления обмоток электродвигателей

Основные типы проводов с эмалевой изоляцией , применяемые для изготовления обмоток различных электродвигателей и электрических аппаратов, — поливинилацеталевые провода ПЭВ и провода повышенной нагревостойкости ПЭТВ на полиэфирных лаках . Достоинство этих проводов заключается в небольшой толщине их изоляции, что позволяет увеличить заполнение пазов электродвигателя. Для обмоток асинхронных двигателей мощностью до 100 кВт в основном применяют провода ПЭТВ.

Токоведущие части также должны быть изолированы от других металлических деталей электродвиагателя. Прежде всего необходима надежная изоляция проводов , уложенных в пазах статора и ротора. Для этой цели используют лакоткани и стеклоткани , представляющие собой ткани на основе хлопчатобумажных, шелковых, капроновых и стеклянных волокон, пропитанных лаком. Пропитка повышает механическую прочность и улучшает изоляционные свойства лакотканей .

В период эксплуатации изоляция подвергается воздействию различных факторов, влияющих на ее характеристики. Главными из них следует считать нагрев, увлажнение, механические усилия и химически активные вещества в окружающей среде . Рассмотрим влияние каждого из этих факторов.

Как нагрев влияет на свойства изоляции электродвигателей

Протекание тока по проводнику сопровождается выделением тепла, которое нагревает электрическую машину. Другие источники тепла — потери в стали статора и ротора, вызываемые действием переменного магнитного поля, а также механические потери на трение в подшипниках.

В целом около 10 — 15% всей потребляемой из сети электрической энергии так или иначе преобразуется в тепло, создавая превышение температуры обмоток двигателя над окружающей средой. При увеличении нагрузки на валу электродвигателя ток в обмотках возрастает. Известно, что количество тепла, выделяемого в проводниках, пропорционально квадрату тока, поэтому перегрузка двигателя приводит к росту температуры обмоток. Как это действует на изоляцию?

Перегрев изменяет структуру изоляции и резко ухудшает ее свойства . Этот процесс называется старением . Изоляция становится хрупкой, ее электрическая прочность резко понижается. На поверхности возникают микротрещины, в которые проникает влага и грязь. В дальнейшем происходит пробой и выгорание части обмоток. При увеличении температуры обмоток срок службы изоляции резко снижается.

Классификация электроизоляционных материалов по нагревостойкости

Электроизоляционные материалы, применяемые в электрических машинах и аппаратах, по их нагревостойкости подразделяют на семь классов. Из них в асинхронных короткозамкнутых электродвигателях мощностью до 100 кВт применяют пять.

Непропитанные волокнистые материалы из целлюлозы, шелка и хлопчатобумажные относят к классу Y (допустимая температура 90°С), пропитанные волокнистые материалы из целлюлозы, шелка и хлопчатобумажные с изоляцией проводов на основе масляных и полиамидных лаков — к классу А (допустимая температура 105°С), синтетические органические пленки с изоляцией проводов на основе поливинилацетатных, эпоксидных, полиэфирных смол — к классу Е (допустимая температура 120°С), материалы на основе слюды, асбеста и стекловолокна, применяемые с органическими связующими и пропитывающими составами, эмали повышенной нагревостойкости — к классу В (допустимая температура 130°С), материалы на основе слюды, асбеста и стекловолокна, применяемые в сочетании с неорганическими связующими и пропитывающими составами, а также соответствующие данному классу другие материалы — к классу F (допустимая температура 155°С).

Электродвигатели проектируют с учетом того, чтобы при номинальной мощности температура обмоток не превышала допустимое значение . Обычно имеется небольшой запас по нагреву. Поэтому номинальному току соответствует нагрев несколько ниже предельной нормы. Температуру окружающей среды при расчетах принимают равной 40°С . Если электрический двигатель работает в таких условиях, когда температура всегда заведомо ниже 40°С, его можно перегрузить. Величину перегрузки можно подсчитать с учетом температуры окружающей среды и тепловых свойств двигателя. Так можно поступать только в том случае, если нагрузка электродвигателя строго контролируется и можно быть уверенным, что она не превысит расчетного значения.

Как влага влияет на свойства изоляции электродвигателей

Другим фактором, от которого существенно зависит срок службы изоляции, является действие влаги. При повышенной влажности воздуха на поверхности изоляционного материала образуется пленка влаги. Поверхностное сопротивление изоляции при этом резко понижается. Образованию пленки воды в большой мере способствуют местные загрязнения. Через трещины и поры влага проникает внутрь изоляции, снижая ее электрическое сопротивление.

Провода с волокнистой изоляцией, как правило, невлагостойки. Их стойкость к действию влаги повышается путем пропитки лаками. Эмальволокнистая и эмалевая изоляции более стойки к действию влаги.

Следует отметить, что скорость увлажнения существенно зависит от температуры окружающей среды . При одинаковой относительной влажности, но при более высокой температуре изоляция увлажняется в несколько раз быстрее.

Как мехнические усилия влияют на свойства изоляции электродвигателей

Механические усилия в обмотках возникают при неодинаковых тепловых расширениях отдельных частей машины, вибрации корпуса, при пусках двигателя. Обычно магнитопровод нагревается меньше, чем медь обмотки, их коэффициенты расширения различны. В результате медь при рабочем токе удлиняется больше на десятые доли миллиметра, чем сталь. Это создает механические усилия внутри паза машины и перемещение проводов, что вызывает истирание изоляции и образование дополнительных зазоров, в которые проникает влага и пыль.

Пусковые токи, в 6 — 7 раз превышающие номинальные, создают электродинамические усилия, пропорциональные квадрату тока. Эти усилия действуют на обмотку, вызывая деформацию и смещение отдельных ее частей. Вибрация корпуса также вызывает механические усилия, снижающие прочность изоляции.

Читать еще:  Характеристики двигателя лексус gx460

Стендовые испытания двигателей показали, что при повышенных виброускорениях дефектность изоляции обмоток может повыситься в 2,5 — 3 раза. Вибрация также может быть причиной ускоренного износа подшипников. Колебания двигателя могут возникать из-за несоосности валов, неравномерности нагрузки -, неодинаковости воздушного зазора между статором и ротором и несимметрии напряжений.

Влияние пыли и химически активных сред на свойства изоляции электродвигателей

Износу изоляции также способствует пыль, содержащаяся в воздухе. Твердые частицы пыли разрушают поверхность и, оседая, загрязняют ее, чем также снижают электрическую прочность. В воздухе производственных помещений присутствуют примеси химически активных веществ (углекислый газ, сероводород, аммиак и др.). В химически агрессивных средах изоляция быстро теряет свои изоляционные свойства и разрушается. Оба этих фактора, дополняя друг друга, сильно ускоряют процесс разрушения изоляции. Для повышения химостойкости обмоток электродвигателей применяют специальные пропиточные лаки .

Комплексное воздействие всех факторов на обмотки электродвигателей

Обмотка двигателя часто испытывает на себе одновременное действие нагрева, увлажнения, химических компонентов и механического воздействия. В зависимости от характера нагрузки двигателя, условий окружающей среды и длительности работы действие этих факторов может быть различным. В машинах, работающих с переменной нагрузкой, преобладающее действие может оказать нагрев. В электроустановках, работающих в животноводческих помещениях, наиболее опасным для двигателя оказывается действие повышенной влажности в сочетании с парами аммиака.

Можно представить возможность конструирования такого двигателя, который мог бы противостоять всем этим неблагоприятным факторам. Однако такой двигатель, по-видимому, был бы слишком дорогим, так как потребовалось бы усиление изоляции, значительное улучшение ее качества и создание большого запаса прочности.

Поступают иначе. Для обеспечения надежной работы двигателя применяют систему мероприятий, обеспечивающих нормативный срок службы. Прежде всего за счет применения более качественных материалов улучшают технические характеристики двигателя и его способность противостоять действию разрушающих изоляцию факторов. Совершенствуют средства защиты двигателей. И, наконец, обеспечивают техническое обслуживание для своевременного устранения неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к авариям.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Чем изолировать обмотку двигателя

VI. ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН*

45. ИЗОЛЯЦИЯ ВСЫПНЫХ СТАТОРНЫХ ОБМОТОК МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

В асинхронных двигателях и синхронных генераторах мощностью до 100 кВт статорные обмотки обычно выполняются из круглого провода (табл. 61).

Примерные спецификации изоляции для классов нагревосгойкл-сти A, Е, В, F и Н приведены в табл. 62—64.

В электродвигателях старых выпусков (до внедрения электродвигателей единых серий) применялся провод марки ПБД. Он имеет большую толщину изоляции, значительно снижающую коэффициент заполнения паза.

* Подробнее см.: Бернштейн Л. М. Изоляция электрических машин общепромышленного применения. — М.: Энергия, 1971.

Таблица 61. Марки проводов для всыпных обмоток статоров асинхронных и синхронных машин мощностью до 100 кВт и якорей коллекторных машин мощностью до 9 кВт

В первой единой серии А и АО асинхронных электродвигателей обмотка статора выполнена в заводском изготовлении проводами марок:

ПЭЛБО для электродвигателей А 3—9-го габаритов и АО 3— 5-го габаритов;

ПСД для электродвигателей АО 6—9-го габаритов.

В электродвигателях второй единой серии А2 и А02 применены провода марок:

ПЭТВ для 1—9-го габаритов при нормальном исполнении и 1— 5-го габаритов при влагоморозостойком и тропическом исполнениях;

ПСДТ для 1—9-го габаритов при химостойком исполнении;

ПСД для 6—9-го габаритов при влагоморозостойком и тропическом исполнениях.

В электродвигателях серии 4А основного исполнения для обмотки статора применяются провода марок:

ПЭТВМ, ПЭТВ при высоте оси вращения 50—132 мм (класс изоляции В);

ПЭТМ, ПЭТ-155 при высоте оси вращения 160—250 мм (класс изоляции F). Провода марок ПЭТВ и ПЭТ-155 применяют при немеханизированном изготовлении статоров.

Для выводов от обмоток в электродвигателях единых серий применяют провода марок:

ПРГ, ПРГБ и ЛПРГС для класса нагревостойкости А;

ЛПЛ и ПВПО для класса нагревостойкости B;

ПВКФ, ПВКФУ, РКГМ и ПВБЛ для класса нагревостойкости B;

ПВКФ, ПВКФУ, РКГМ, ПТЛ-200 для класса нагревостойкости F.

Пазовая изоляция (пазовая коробочка) электродвигателей старых выпусков и серий А и АО выполнялась заводами-изготовителями из двух слоев электрокартона толщиной по 0,2 мм и проложен-

Таблица 62. Изоляция статорных обмоток асинхронных двигателей и синхронных генераторов мощностью 1—7 кВт

* Для машин нормального исполнения допускается применять гибкие слюдиниты марки Г2СП при классе нагревостойкости В и марки Г2СК при классе F.

Примечание. Изоляция в лобовых частях между катушками — пленкоэлектрокартон при классах нагревостойкости A и E и лакостекломиканит соответствующей марки при классах F и Н. Вязка соединений схемы обмотки — тафтяная лента толщиной 0,25 мм при классе нагревостойкости А, стеклянная лента ЛЭС толщиной 0,1 мм или стеклсчулок марки АСЭЧ (б) при классах В, F и Н.

Таблица 63. Пазовая изоляция статорных обмоток асинхронных двигателей и синхронных генераторов мощностью 10—100 кВт

Таблица 64. Изоляция лобовых частей статорных обмоток асинхронных двигателей и синхронных генераторов мощностью 10—100 кВт (см. рис. 103)

Примечания: 1. Позиция 1 — кольцевая прокладка накладывается не менее чем в два слоя. Позиции 3 и 4 — стеклянная лента ЛЭС толщиной 0,1 мм. Позиция 6 — стеклочулок АСЭЧ (б) для всех классов изоляции.

2. В варианте рис. 103,б лобовые части фазных катушек изолируются одним слоем ленты 7 вполнахлеста и поверх одним слоем стеклянной ленты ЛЭС толщиной 0,1 мм.

кого между ними слоя лакоткани толщиной 0,2 мм. Равноценным заменителем служит коробочка из двух слоев пленкоэлектрокартона толщиной 0,27—0,3 мм на полиэтилентерефталатной или триацетатной пленке.

Для более ответственных и особенно для электродвигателей серий А и АО нагревостойкого исполнения один слой электрокартона заменяют гибким миканитом или гибким слюдинитом, а вместо лакоткани применяют стеклолакоткань или лавсановую пленку.

Читать еще:  Что дает чипование двигателя

В электродвигателях серии АО2 — 1—5-го габаритов нормального исполнения пазовая изоляция выполнена из одного слоя пленко-электрокартона толщиной 0,27 мм на полиэтилентерефталатной пленке, а в электродвигателях 6—9-го габаритов — из электронита толщиной 0,2 мм в сочетании с гибким миканитом ГФС толщиной 0,2 мм и стеклолакотканью ЛСП-130/155 толщиной 0,15 мм. При тропическом и влагоморозостойком исполнениях пазовую изоляцию электродвигателей 1—5-го габаритов комплектуют из стекломикани-та Г1ФГI толщиной 0,22 мм и стеклолакоткани ЛСП-130/155 толщиной 0,11 мм, а 6—9-го габаритов — из стекломиканита класса нагревостойкости F марки Г2ФГI толщиной 0,3 мм и стеклолакоткани ЛСП-130/155 толщиной 0,11 мм.

В электродвигателях серии А2 6—9-го габаритов пазовая изоляция выполнена из двух слоев пленкоэлектрокартона толщиной 0,27 мм на полиэтилентерефталатной пленке.

Вместо многослойной пазовой коробки применяют также однослойную, которую выполняют из композиционного материала, например, стеклолакорезинослюдопласта ГИТ-ТР-СР толщиной 0,55 мм. Междуфазовую прокладку в пазу изготовляют из одного слоя этого же материала.

В электродвигателях новой серии 4А для пазовой изоляции применены более тонкие и теплостойкие синтетические материалы с повышенной электрической и механической прочностью (табл. 65). Пазовая изоляция выполняется из одного слоя материала.

Междуслойные прокладки в пазах (двухслойных обмоток), прокладки под клиньями и междуфазовые прокладки в лобовых частях обычно выполняют из тех же материалов, что и пазовую изоляцию с целью использования отходов, получающихся при раскрое материалов для пазовых коробок. В случае, когда эта изоляция двух- или трехслойная, слои проклеиваются между собой.

В электродвигателях серии АО2 тропического и влагоморозостой-кого исполнения 1—9-го габаритов, серии АО2 6—9-го габаритов нормального исполнения и серии 4А прокладки под клинья выполнены, из стекло текстолита марки СТ и СТЭФ.

Изоляция выводов катушек, междукатушечных соединений и паек электродвигателей тропического и влагоморозостойкого исполнений серии АО2 1—9-го габаритов и серии АО2 6—9-го габаритов нормального исполнения выполнена электроизоляционными трубками марки ТКС. В остальных электродвигателях серий А2 и АО2 наряду с указанными применяют трубки марок ТЭЛ, ТЭС и ТКВ, а в электродвигателях серии 4А — более теплостойкие и эластичные трубки марок ТКСП.

Бандажировка лобовых частей обмоток электродвигателей старых выпусков, серий А и АО, серии АО2 1—5-го габаритов нормального исполнения и серии А2 6—9-го габаритов выполнена преимущественно хлопчатобумажным крученым шнуром. В остальных электродвигателях серии АО2 нормального, тропического и влагоморозостой-

Таблица 65. Изоляция статорных обмоток асинхронных двигателей серии 4А основного исполнения

* При укладке обмотки совмещенным способом.

** При укладке обмотки методом втягивания.

*** При немеханизированном изготовлении статоров.

Примечание. При изоляции статорных обмоток класса нагревостойкости В применяется в качестве пропиточного состава компаунд КП-34 или лак МЛ-92, а класса нагревостойкости F — компаунд КП-34 или лак ПЭ-993, или лак ПЭ-933. Покровная эмаль применяется при пропитке обмоток лаками с растворителями. Марка эмали ГФ—92ГС применяется при классе нагревостойкости В, а ЭП-91 —при классе нагревостойкости F.

кого исполнений бандажировка лобовых частей выполнена стеклочулком марки АСЭЧ(б), в электродвигателях серии 4А — стеклочулком АСЭЧ(б) и крученой полиэфирной нитью.

Пазовые клинья электродвигателей старых выпусков серий А и АО, серии АО2 1—5-го габаритов и серии А2 6—9-го габаритов изготовлены из сухого дерева твердых пород. В электродвигателях серии А02 6—9-го габаритов клинья прессуются из прессматериала АГ-4. В электродвигателях серии А02 1—9-го габаритов тропического и влагоморозостойкого исполнения применен стеклотекстолит марки СТЭФ. Клинья электродвигателей серии 4А прессуют из теплостойких пластичных материалов — пленок ПЭТФ, изофлекса-2, три-вольтерма.

Надежность междуфазовой изоляции в пазах и лобовых частях современных обмоток достигается применением композиционных материалов — лакостеклослюдопластов в машинах нормального испол-

Рис. 103. Изоляция лобовых частей двухслойных всыпных обмоток с междуфазной прокладкой (а) и с наложением лент (б)

нения и лакостекломиканитов в машинах тропического исполнения. Лакостеклослюдопласт состоит из двух слоев слюдопластовой бумаги, оклеенной двумя слоями стеклоткани. Лакостекломиканит состоит из двух слоев слюды флогопит, одного слоя стеклолакоткани и одного слоя стеклоткани, склеенных лаками.

Для усиления изоляции на выходе из паза на торцах сердечников устанавливают крайние изоляционные листы из электронита толщи-

ной 3—4 мм с пазами. Располагаясь в этих пазах, пазовая коробочка надежно предохраняется от повреждения. С этой же целью лакоткань или стеклолакоткань коробочки подворачивают под основную изоляцию и заводят з паз, образуя манжету. Раскрой должен быть таким, чтобы обеспечить заход лакоткани или стеклолакоткани в паз на 8—15 мм в зависимости от габаритов машины. Пазовая коробочка также должна выходить из паза на 8—15 мм.

Головки катушек, выполняемых из проводов со стекловолокни-стой изоляцией, рекомендуется изолировать через одну одним слоем ленты из стеклолакоткани и поверх стеклянной лентой для предохранения изоляции провода.

В статорных обмотках из круглого провода существуют два основных варианта изоляции лобовых частей с помощью прокладок (рис. 103, а) и с наложением лент (рис. 103,б). При первом варианте лобовые части катушечных групп различных фаз изолируются друг от друга прокладками. Эта изоляция менее надежна, чем изоляция лентами при втором варианте. Кроме того, прокладки ухудшают вентиляцию лобовых частей и увеличивают перегрев обмотки. При классе изоляции Е в машинах мощностью свыше 10 кВт для прокладок применяют нагревостойкий материал — лакостеклослюдо-пласт, так как прокладки из пленкоэлектрокартона выскальзывают из обмотки.

Между двумя рядом расположенными лобовыми частями разных катушечных групп действует полное испытательное напряжение. Поэтому при изоляции лентами одна из крайних катушек каждой катушечной группы изолируется по всей длине лобовой части и носит название фазной.

Обмотка электродвигателей. Применяемые материалы и инструменты

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Электродвигатель, как один из самых подверженных тяжелым нагрузкам агрегатов, очень часто выходит из строя. Основная причина поломок — скачки напряжения и перегрев, вследствие чего в обмотке нарушается изоляция, происходит замыкание и медные провода попросту плавятся. Выбрасывать двигатель — не всегда правильное решение, ведь можно обойтись его капитальным ремонтом, что, конечно же, в большинстве случаев дешевле, нежели покупка нового агрегата.

Читать еще:  Датчик оборотов двигателя шкода фабия

Обмотка электродвигателей — процесс достаточно трудоемкий, который требует от обмотчика-ремонтника не только усидчивости, но и немалого опыта. С какими же материалами и инструментами работает специалист? Ответим на этот вопрос.

Расходные материалы

Если взглянуть на обмоточные данные электродвигателей, то можно заметить, что в этих таблицах речь идет в основном о характеристиках используемых при обмотке медных и алюминиевых проводов. Именно они и являются основным расходным материалом. Каждый отдельный случай требует использования обмоточных проводов с определенными техническими характеристиками — марка, сечение, тип изоляции и т. д. (таблицы с обмоточными данными электродвигателей содержат всю необходимую информацию по выбору проводов).

Второй по важности расходный материал — изоляция, укладываемая в пазы сердечников между катушками (в простейшем случае — между первичной и вторичной), на выходе проводов из двигателя, для группировки проводов и в других случаях. Изоляция также имеет свои характеристики: рабочая температура, максимальное напряжение и сила тока, толщина и т. д. Примеры изоляционных материалов: стеклоленты, электрокартон, фторопластовая пленка и прочее. К примеру, согласно обмоточным данным однофазных электродвигателей с изоляцией E-класса используется лавсан.

После успешной обмотки электродвигателя приходит очередь пропитки его проводов специальными пропиточными жидкостями. Необходимы они для фиксации проводов и изоляции. В качестве таких материалов используются различные лаки, битумные и полиэфирные компаунды и прочие вещества, также отличные по техническим параметрам.

Инструменты

Основной рабочий инструмент обмотчика — кантователь. Это механизированный станок, предназначенный для намотки проводов на статоры различных типов двигателей.

После обработки агрегата пропиточными материалами его необходимо высушить для того, чтобы жидкость затвердела. Для этих целей используются сушильные шкафы (для наружной сушки терморадиационным способом), специальное оборудование, которое подает на обмотку ток, нагревающий провода и, как следствие, высушивающий пропиточный материал.

Несмотря на все совершенство современного оборудования, процесс обмотки электродвигателей очень редко проводится без использования ручных инструментов, особенно в случае ремонта агрегатов. В арсенале любого обмотчика-ремонтника всегда должны присутствовать (см. рис.):

  • фибровые пластинки;
  • фибровые язычки;
  • обратные клинья;
  • угловые ножи;
  • выколотки;
  • топорики;
  • наборы ключей для гибки стержней ротора (на рисунке показан только один образец).

В арсенале обмотчика могут присутствовать и другие вспомогательные инструменты, включая традиционные — пассатижи, бокорезы, пинцеты и т. д.

Как высушить изоляцию обмоток электродвигателя

Сопротивление изоляции обмотки статора между фазами и между фазами и корпусом, измеренное мегомметром, должно быть не менее 0,5 МОм. В случае значительного снижения сопротивления изоляции обмотки двигателя ее нужно подсушить внешним нагревом, методом потерь в стали или током короткого замыкания.

Внешний нагрев применяют в том случае, если машина сильно отсырела. Для этого изоляцию обмоток обдувают горячим воздухом (рис. 1а), используя воздуховодки с калориферами, лампы накаливания и нагревательные сопротивления. Мощность нагревательных элементов 3-10 кВт. Одновременно можно пропускать через обмотки ток. Величину тока при этом поддерживают в пределах 0,4-0,7 номинального тока электродвигателя. Для быстроходных двигателей (выше 1000 об/мин) берут нижние пределы тока, а для тихоходных (ниже 1000 об/мин) — более высокие значения тока.

Необходимое количество воздуха в минуту должно быть равно полуторному объему камеры, в которой сушат электродвигатель. Мощность нагревательного элемента в киловаттах должна быть численно равно объему камеры в кубических метрах. Если объем камеры сушки двигателя равен 8 м, то объем горячего воздуха, который надо пропускать в одну минуту через эту камеру, должен составлять 12 м3, а мощность электронагревательного элемента — 8 кВт.

Для сушки изоляции обмоток током короткого замыкания (рис. 1б) обмотки отдельных фаз замыкают накоротко и подают к ним пониженное напряжение. Источником напряжения при этом обычно служат сварочные трансформаторы.

Сверху электродвигатель покрывают теплоизолирующим материалом. Ток в обмотках статора доводят до 50% от номинального и поддерживают его на этом уровне 2-3 ч. В течение последующих 3 ч (с интервалами в 20-30 мин) ток доводят до 90% номинального. В первые 3-5 ч температура обмоток не должна превышать 40-50°С, после 8-10 ч сушки — 60-70°С. При этом температура выходящего воздуха не должна быть выше 50°С, а температура изоляции обмотки не должна превышать 70°С. Через каждые 2 ч проверяют термометром температуру обмоток и измеряют мегомметром сопротивление их изоляции.

Процесс сушки электродвигателя можно считать законченным, если при температуре горячего воздуха 50-60°С сопротивление изоляции будет оставаться неизменным в течение 3-5 ч.

Для сушки изоляции обмоток статора электродвигателя любой мощности можно использовать потери мощности на вихревые токи в активной стали. Эти токи образуются в результате создания в стали статора переменного магнитного поля с помощью специальной обмотки (рис. 1в). Намагничивающий ток выбирают в пределах 60-200 А, а число витков обмотки от 6 до 28. Напряжение на один виток обмотки 3-4,5 В. Источником энергии служат сварочные трансформаторы. В начале сушки надо ускорить подъем температуры, а потом снизить ее до такого уровня, который необходим лишь для того, чтобы потери в стали покрывали потери тепла. Для этого обычно снижают подводимое напряжение или увеличивают число витков намагничивающей обмотки.


Рис. 1 Сушка изоляции обмотки электродвигателей:
а — в камере с использованием воздуходувки; б — током короткого замыкания; в — при помощи специальной намагничивающей обмотки

Для сушки изоляции обмоток электродвигателя можно применять лампы инфракрасного излучения с зеркальными отражателями или обычные электрические лампы. Лампы монтируют в сушильном шкафу. Температуру воздуха в нем поддерживают в пределах 100-110°С.

Для сушки обмоток можно применять переменный ток пониженного напряжения (в 3-5 раз меньше номинального). Ток в обмотке статора регулируют так, чтобы температура ее не превосходила 60-75°С. Продолжительность сушки небольших электродвигателей 8-12 ч.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector