0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Борис шелищ водородный двигатель схема

Шелищ, Борис Исаакович

Бори́с Иса́акович Ше́лищ ( 28 сентября 1908 ( 1908-09-28 ) , Киев, Российская империя — 1 марта 1980 , Ленинград) — участник Великой Отечественной войны, изобретатель. Во время службы разработал и внедрил способ перевода бензинового двигателя на водородное топливо. За своё изобретение удостоен ордена Красной Звезды (1941) [1] .

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 До войны
    • 1.2 Война
    • 1.3 После войны
  • 2 Перевод бензинового двигателя на водородное топливо
  • 3 Награды
  • 4 Память
  • 5 Примечания

Биография [ править | править код ]

До войны [ править | править код ]

Борис Исаакович родился в Киеве 28 сентября 1908 года в семье ткача. После смерти отца в 1923 году Борис с матерью продолжили его дело. В 1928 году Шелищ переезжает в Ленинград, где устраивается работать в типографию, но вскоре призывается на срочную службу в РККА. После демобилизации в 1932 году проходит путь от техника автопарка до главного механика трикотажной фабрики. В 1935 году получает своё первое авторское свидетельство — на «Устройство для регулирования подачи топлива к карбюратору двигателя на моторных повозках» [2] [3] .

Война [ править | править код ]

Уже 23 июня 1941 года Борис Исаакович призывается в Красную Армию. Он попадает в 3-й полк аэростатов заграждения 2-го корпуса ПВО на должность автотехника [1] . Автомобили с установленными лебёдками использовались в войсках для спуска и подъёма аэростатов. Однако уже осенью 1941 года в Ленинграде закончился бензин, и тогда Шелищ сумел перевести автомобильные двигатели на использование отработанного аэростатами водорода. После успешного проведения опыта командование приказывает перевести на водородное топливо все лебёдки в городе, а в 1942 году Шелища командируют в Москву для внедрения своей технологии в московские части ПВО. Зимой 1941 года младшего воентехника Шелища за внесённое рацпредложение награждают орденом Красной Звезды. [4] К 1943 году Шелищ получает звание техника-лейтенанта [5] , а к 1945 году — звание старшего техника-лейтенанта [6] .

После войны [ править | править код ]

По окончании войны Борис Исаакович сначала возвращается на трикотажную фабрику, а с 1948 года работает на автотранспортных предприятиях. 9 декабря 1945 у Шелища рождается сын — Пётр Борисович Шелищ. Борис Исаакович получает высшее образование на факультете экономики университета марксизма-ленинизма. В середине 1970-х годов, когда водородная энергетика переживала бурный рост, изобретателя приглашают читать лекции в АН СССР [2] .

Борис Исаакович Шелищ скончался 1 марта 1980 года [4] и был похоронен на Преображенском еврейском кладбище [7] .

Перевод бензинового двигателя на водородное топливо [ править | править код ]

Аэростаты заграждения накачивались водородом, который из-за пористости оболочки утекал в атмосферу, уступая место в аэростате другим атмосферным газам. Из-за загрязнения снижалась подъёмная сила аэростата и, соответственно, максимальная высота полёта. Кроме того, получающаяся смесь — гремучий газ — взрывоопасна (так, по официальной версии, именно образование гремучего газа стало причиной крушения дирижабля «Гинденбург»). Поэтому по регламенту аэростаты было необходимо перезаправлять, когда доля посторонних газов достигнет 17 % общего объёма аэростата [8] . На практике аэростаты приходилось перезаправлять каждые двадцать пять — тридцать дней. Для спуска и подъёма использовались лебёдки, установленные на полуторки ГАЗ-АА и работающие от бензинового двигателя грузовика [4] , пока в сентябре 1941 года в Ленинграде не закончился бензин [2] . После безуспешных попыток спускать аэростаты вручную или с использованием лифтовых лебёдок (вскоре в Ленинграде не стало и электричества) Борис Исаакович приходит к мысли использовать в качестве горючего отработанный аэростатами водород, который прежде просто выпускали в атмосферу. По воспоминаниям самого Шелища, на эту идею его вдохновил эпизод из романа Жюля Верна «Таинственный остров», в котором разложенная на водород и кислород вода называлась «топливом будущего» [2] [4] [9] . В Ленинграде проблем с водородом не было: он бесперебойно поступал в осаждённый город по газопроводу, проложенному по дну Ладожского озера [2] . По другим данным, водород поступал в войска с одного из ленинградских заводов (хотя и с частыми перебоями) [10] .

С разрешения командования был проведён эксперимент, в котором шланг от аэростата был напрямую подсоединён к двигателю. После нескольких минут стабильной работы произошёл взрыв газгольдера, а сам Борис Шелищ получил контузию. Однако позже изобретатель добавляет между двигателем и газгольдером гидрозатвор, сделанный кустарным способом из огнетушителя и обрезков труб [11] , который отсекал открытое пламя и не позволял вспышкам в двигателе дойти до газгольдера. Прибывшая комиссия одобряет работу Шелища и приказывает перевести все аэростатные лебёдки на водородное топливо. За десять дней было переоборудовано двести автомобилей [4] .

Сам Шелищ отмечал, что двигатель на водородном топливе лучше заводился в мороз, а стендовые испытания показали меньший износ деталей, чем при работе на бензине [9] [2] [4] . Мощность двигателя достигала двадцати лошадиных сил [8] . В представлении к ордену Красной Звезды в ноябре 1941 года командование оценило экономию от изобретения Шелища в 502,5 тысячи рублей в год в масштабе 2-го корпуса ПВО. В заключении было отмечено, что «изобретение тов. Шелища Б. И. имеет огромное оборонное и народно-хозяйственное значение». 20 декабря 1941 года вышел фронтовой указ о награждении [1] .

В январе 1942 года двигатель, работающий на водороде, демонстрировался на выставке работ военных изобретателей и рационализаторов [12] . Двигатель оставили работать в закрытом помещении, так как вместо выхлопных газов выделялся водяной пар [13] [4] .

В 1942 году Бориса Шелища вызвали в Москву для передачи опыта столичным частям ПВО [2] . В Москве на водородное топливо было переведено триста двигателей [4] .

Летом 1943 года Борис Исаакович подаёт заявку об изобретении, зимой 1945 публикуется описание изобретения к авторскому свидетельству СССР с заголовком: «Способ эксплуатации установок с аэростатами заграждения» [14] .

Нефтянка

И нефть, и газ, и мирный атом. ВИЭ, экология, энергопереход

«Водородный лейтенант»

Мы уже писали о первом в мире подводном нефтепроводе, проложенном в 1942 году через Ладожское озеро для подачи топлива в блокадный Ленинград. Это было далеко не единственное прорывное техническое решение, осуществленное защитниками осажденного города для восполнения острейшего топливного дефицита.

Фантастика или реальность?

Широко известны кадры фото- и кинохроники: аэростаты в небе блокадного Ленинграда. Действительно, в противовоздушной обороне города наполненные водородом аэростаты заграждения, которых было несколько сотен, играли весьма заметную и важную роль. Поднятые на высоту до 4500 метров, аэростаты не позволяли вражеским самолетам снижаться для прицельного бомбометания. Кроме того, аэростаты помогали контрбатарейной борьбе: поднимающиеся на них летчики-наблюдатели вели воздушную разведку, уточняли позиции немецких батарей, их активность, корректировали артиллерийский огонь на подавление орудий противника.

Подъем и спуск аэростатов осуществлялись с помощью автолебедок, которые устанавливались на «полуторках» ГАЗ-АА и приводились в действие двигателями грузовиков. Машины работали на бензине, который в условиях блокады стал таким же дефицитом, как и продовольствие. Еще один важный аспект проблемы — примерно через 25 дней работы аэростаты переставали держать высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали кислород, азот и водяной пар. Поэтому аэростаты приходилось периодически опускать, стравливать отработанный водород и заправлять чистым. Инструкция предписывала производить перезаправку аэростатов, когда в них натекало до 20% посторонних газов.

Дефицит топлива стал постоянной «головной болью» всего командного и инженерного состава Ленинградской зоны ПВО. В связи с этим воентехник ПВО младший лейтенант Борис Шелищ, служивший в мастерских по ремонту аэростатов и лебедок, задумался об альтернативном топливе. Шелищ, до войны работавший главным механиком фабрики «Лентрикотаж», не имел высшего образования, но был «Кулибиным» — талантливым изобретателем-самоучкой. Свое первое авторское свидетельство (патент) на изобретение бензоограничительного устройства Борис Исаакович получил еще в 1934 году.

Читать еще:  Что такое помпаж дизельного двигателя

Постоянно имея дело с водородом, как позднее писал сам Шелищ, он вспомнил роман Жюля Верна «Таинственный остров», где в главе «Топливо будущего», говорится: «Вода — это уголь будущих веков», а затем уточняется, что речь идет о разделении воды на составные части: водород и кислород. Борис Исаакович вспомнил также и о том, что по теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь и в 3,3 раза — углеводороды. Значит, стравливаемый из аэростатов «грязный» водород вполне может работать для защиты Ленинграда.

Гремучая смесь

При этом, конечно же, Шелищ понимал, что водород — очень проблемное топливо (воздушно-водородная смесь крайне взрывоопасна). В памяти была еще свежа произошедшая в мае 1937 года катастрофа «летающего «Титаника» — немецкого дирижабля «Гинденбург». Тогда весь мир обошли фотографии и кинокадры горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых пассажиров, треть из которых погибла в катастрофе. Однако военное время и суровые блокадные реалии заставляли пойти на риск.

По собственной инициативе Шелищ разработал новую топливную схему. Она была довольно простой: отработанная воздушно-водородная смесь из аэростатов через матерчатый газгольдер по шлангу через технологическую пробку подводилась к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА и, минуя карбюратор, поступала в камеры сгорания блока цилиндров. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора.

Получив разрешение командования, Борис Исаакович провел эксперимент. Увы, «первый блин» вышел комом — сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, а сам Шелищ получил контузию. После этого для безопасной эксплуатации «гремучей смеси» лейтенант придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя. За основу лейтенант взял затворную конструкцию обычного огнетушителя.

Пар из выхлопной трубы

Кроме того, Шелищ провел стендовые испытания автомобильного мотора, работавшего на водороде без остановки 200 часов. Результаты эксперимента показали, что мощность двигателя осталась на прежнем уровне, износ уменьшился, а моторесурс увеличился, поскольку в камерах сгорания не образовывался нагар. При этом двигатель мог работать в закрытом помещении, не загрязняя воздух, поскольку выхлопные газы представляли собой обыкновенный водяной пар.

Новые испытания завершились успехом, и, убедившись в безопасности новаторского метода, 27 октября 1941 года командир 2-го корпуса ПВО издал приказ о переводе в 10-дневный срок всех автомашин на отработанный водород. Это был первый и до сих пор единственный в мировой практике случай массового применения водорода в автомобильных двигателях. Вскоре управление всеми аэростатами осуществлялось с водородных грузовиков, и работали «полуторки» лучше, чем на бензине, мгновенно заводясь даже на сильном морозе.

За свое изобретение Шелищ в декабре 1941 года был награжден орденом Красной Звезды. Вскоре Бориса Исааковича командировали в Москву для использования его опыта в частях ПВО столицы, где на «вторичный водород» было переведено более 300 автомобилей. Впоследствии, как отмечал Шелищ, «законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943–1944 годах».

Нераскрытые перспективы

Всего за время войны на водород было переведено около 600 грузовиков, из которых ввиду утечки воздушно-водородной смеси взорвался только один. Ключевой элемент «водородной схемы» — гидрозатвор — был весьма надежен, несмотря на то, что для его изготовления использовались подручные материалы, включая водопроводные трубы. Изобретатель резюмировал: «Практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности». Увы, этот тезис развития не получил — конкурировать с дешевым и доступным углеводородным топливом водороду было сложно.

После войны Шелищ вернулся главным механиком на родную трикотажную фабрику, а затем долгие годы работал на различных автотранспортных предприятиях, постоянно придумывая и внедряя разнообразные полезные новшества.

Страна вспомнила одного из ярких защитников Ленинграда в середине 70-х годов, когда в СССР, как и в странах Запада, стала развиваться водородная энергетика — Шелища привлекли к чтению лекций молодым ученым. Умер Борис Исаакович в 1980 году в возрасте 71 года.

Григорий Волчек
Давид Побережный

Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года. Огромные аппараты с водородом внутри курсировали над городом на средней высоте, не давая бомбардировщикам противника снижаться, чтобы начать обстрел. А если самолет все же предпринимал попытку снижения и задевал аэростат, то происходил взрыв фугасной бомбы, который уничтожал вражескую машину.

Аэростаты были довольно эффективным способом защиты от бомбардировок, однако и они имели недостатки. Так, срок их непрерывного пребывания в небе обычно не превышал трех недель. Аэростаты теряли водород, который выходил наружу. И просто снижались, теряя высоту. И для того, чтобы вновь поднять «защитника» в небо, необходимо было сначала посадить его на землю и наполнить новым водородом. Заправка осуществлялась посредством использования лебедок, работающих на бензине. Однако столь необходимое топливо закончилось уже в конце 1941 года, и Ленинграду грозила потеря защиты его неба.

Выход нашел 32-летний военный техник в звании младшего лейтенанта Борис Шелищ. Его мобилизовали уже на вторые сутки после вторжения войск Германии на территорию СССР. Занимался младший лейтенант Шелищ ремонтом аэростатных лебедок 3-го полка 2-го корпуса противовоздушной обороны. Будучи талантливым самоучкой, еще в довоенное время он сумел собрать легковую машину, которая служила ему средством передвижения между аэростатными постами для технического руководства.

И в тяжелые дни, когда в Ленинграде закончился бензин, Борис Шелищ предложил альтернативу – использовать приспособленные к работе с аэростатами лебедки от лифта, работающие от электричества. Идея была неплохая, однако на пути встала новая преграда: довольно скоро город остался и без электроэнергии.

Попытка обратиться к механическому труду также оказалась практически невыполнимой. Дело в том, что для такой работы требовалась сила более десяти мужчин, но в условиях повсеместной мобилизации на фронт персонала на аэростатных постах осталось до 5 человек, и большинство из них были девушки.

Но Шелищ не сдавался, пытаясь найти выход из практически отчаянной ситуации. Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент – 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем. По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие – кислород и водород.

Решение обратиться к водороду вместо бензина требовало взвешенных раздумий, учитывая печальные эпизоды прошлого, связанные с подобными опытами. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург». Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей.

Читать еще:  Характеристики тепловых двигателей реферат

Однако лейтенант Шелищ считал, что нужно рискнуть, потому что иного выхода у защитников блокадного Ленинграда попросту не было. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала – двигатель заработал сразу. Но дальше произошло непредвиденное – когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было.

Но останавливаться на полпути талантливый лейтенант не собирался. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы. Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем. Водород проходил своеобразную водную стену, и взрывы удавалось предотвратить. Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку.

На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства. Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев. Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород. Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было.

Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел. Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей. И они стали идеальным решением. Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись.

Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно. Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели. И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной.

Борис Шелищ вместе со своим детищем посетил ряд выставок военных изобретений. За свою деятельность талантливого лейтенанта представили к награде орденом Красной Звезды. А само изобретение хотели также наградить Сталинской премией. Однако не случилось – тогда работа не прошла по конкурсу.

К началу 1942 года слава изобретения младшего лейтенанта Шелища дошла до Ставки. Был выдан приказ о переезде техника в Москву для выполнения задания: обеспечить перевод на водород 300 двигателей в частях аэростатного заграждения столицы. Поставленная задача была выполнена. В ответ Шелищу предложили переехать в Москву, но лейтенант отказался. Он считал, что если останется в столице, это будет выглядеть как бегство с реального поля боя, которое продолжало бушевать на ленинградской земле. Техник вернулся в родной город и продолжил заниматься своим делом – осуществлять технический контроль аэростатных заграждений.

Аэростаты на двигателях младшего лейтенанта Бориса Шелища успешно использовали всю войну. Но победа положила конец этой эре: причиной стало исчезновение топлива для двигателя – «бросового» водорода. Однако списанные изобретения ленинградского техника-самородка продолжали применять в работе колхозов и совхозов.

Но, несмотря на то, что об изобретении Шелища на долгие годы забыли, честь талантливого человека сохранили. Так, в августе 1974 года в статье газеты «Правда» под названием «Топливо будущего — водород» академик В. Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии — водород. В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива».

И тут ветераны Ленинградского фронта прислали опровержение, вспомнив историю изобретения младшего лейтенанта Бориса Шелища, которое спасало блокадный город ещё с 1941 года. Так что действительно, в вопросе создания водородного двигателя СССР перегнал Америку, но сделал это десятилетия назад.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Водородный лейтенант» Борис Шелищ

Как сын ткача, парень-самородок из еврейской семьи, изобрел механизм, защитивший блокадный Ленинград.

Надувные защитники ленинградского неба

В ночь с 23 на 24 июня 1941 года в небе Ленинграда появились сотни аэростатов. Заполненные водородом и поднятые на высоту от 2000 до 4500 метров, гигантские резиновые «колбасы» защищали город, не позволяя фашистским бомбардировщикам снижаться.

Если же летчик пытался прорваться сквозь заслон и задевал аэростат крылом самолета, срабатывала фугасная бомба и подрывала бомбардировщик. К сожалению, у аэростатов был серьезный недостаток. Через 2-3 недели они теряли высоту, потому что водород выходил наружу. Требовалось опустить аэростат на землю с помощью бензиновых лебедок и вновь заправить чистым водородом.

К концу 1941 года в осажденном городе закончился бензин. Заправка аэростатов стала невозможной.

Жюль Верн спешит на помощь

Борис Шелищ, 32-летний воентехник, мобилизованный на второй день войны, служил в должности младшего лейтенанта в мастерских по ремонту аэростатных лебедок 3-го полка 2-го корпуса ПВО. До войны талантливый механик-самоучка собственными руками собрал легковой автомобиль. Теперь он на нем и передвигался от одного аэростатного поста до другого, осуществляя техническое руководство.

Техник-лейтенант Борис Шелищ

Когда исчез бензин, Шелищ предложил переоборудовать подъемный механизм, используя для спуска аэростатов лифтовые электролебедки из соседних домов. Они должны были устанавливаться на грузовики вместо бензиновых. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Пытались использовать и ручной привод, но с таким механизмом не могли справиться даже десять здоровых мужчин. К тому же большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту, и на действующих постах вместо 12 человек осталось всего 4-5, в основном девушки.

Инженер-самородок день и ночь напряженно думал, как разрешить ситуацию. Смутная идея не давала покоя. Отпросившись в увольнение, дома на Шпалерной Шелищ достал томик Жюль Верна с романом «Таинственный остров» и быстро перелистал потрепанные страницы. Вот оно! В 11-й главе Борис наткнулся на полемику главных героев о топливе будущего. Инженер Сайрес Смит предрекал, что, когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а разложенная на составные части — водород и кислород. Захлопнув книгу любимого писателя-фантаста, Борис Шелищ уже знал, что будет делать.

То, что водород опасен, техник-лейтенант хорошо знал: он помнил катастрофу водородного «летающего Титаника 30-х годов» — дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического гиганта, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Трагедия над Нью-Йорком и гибель 100 человек широко освещалась в советской прессе. После того случая опыты по использованию водорода были прекращены. Изобретатели опасались, что при соединении водорода с воздухом образуется «гремучая смесь» и грянет взрыв.

Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Он вставил шланг от спущенного на землю аэростата во всасывающую трубу двигателя «полуторки» и пустил через него отработанный водород. Двигатель мгновенно завелся, но, когда экспериментатор добавил обороты, в выхлопной трубе раздался резкий хлопок. Взрывной волной Бориса выбросило из открытой кабины, что и спасло ему жизнь. К счастью, никто не погиб, но сам Шелищ получил серьезную контузию. Придя в себя, упрямый лейтенант продолжил работу над проблемой. Решением стал сконструированный им гидрозатвор. Это простейшее приспособление отсекало пламя от двигателя автомобиля. Поступающий газ как бы «пробулькивался» через воду, и тем самым устранялась опасность взрыва. Чертеж изобретения был представлен руководству, и техник-лейтенант получил разрешение на новый эксперимент.

Читать еще:  График работы теплового двигателя

Спасительные огнетушители

В назначенный день все руководство Ленинградской службы ПВО прибыло на испытательный полигон. Лейтенант Шелищ на глазах у командования подключил через сосуд, наполовину заполненный водой, шланг с поступающим водородом к двигателю. Несмотря на 30-градусный мороз, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и устойчиво работал. Многократные испытания гидрозатвора оказались успешными. Командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Уложиться в эти сроки можно было только используя готовый уже готовый материал. Что делать?! В поисках решения Шелищ прибыл на Балтийский завод. Безрезультатно обошел все цеха и, уже практически отчаявшись, заглянул на склад, где и обнаружил гору списанных огнетушителей. Их емкости идеально подходили для изготовления гидрозатворов. Это была блестящая идея: чего-чего, а недостатка в использованных огнетушителях в блокадном Ленинграде не было.

В круглосуточном режиме заработали смены бригад слесарей и сварщиков. Они изготовили несколько сотен комплектов аппаратуры. Ровно через 10 дней все аэростаты вновь поднялись в воздух на нужную высоту и стали непреодолимым препятствием для фашистских самолетов.

Орден Красной Звезды

В декабре 1941 г. Комитет по обороне Ленинграда для поднятия боевого духа защитников города организовал выставку изобретений военных рационализаторов. Она разместилась в штабе ПВО в Басковом переулке, 16. Лейтенанту Шелищу было предписано представлять на выставке свое детище. Прямо в актовом зале была установлена «полуторка», работающая на водородном топливе. Выхлопные газы от работающего двигателя не загрязняли воздух благодаря тому, что на выходе образовывался пар. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Позднее эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л.А. Говорову. Тот одобрил идею. За эту работу Б.И. Шелища в декабре 1941 г. наградили орденом Красной Звезды.

Наградной лист Бориса Шелища

Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. А лейтенанта Шелища командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы.

«. Ну и дурак!»

В начале 1942 года по приказу Ставки техник-лейтенант был транспортным самолетом вывезен в Москву. Ему предстояло перевести на водород 300 двигателей московских частей аэростатного заграждения. Борис Шелищ успешно выполнил это задание. После этого его принял командующий войск ПВО и сообщил, что есть решение отправить талантливого лейтенанта служить в Москву. На это ленинградский «Кулибин» посетовал, что боевые товарищи могут расценить это как трусость, бегство из блокадного города и попросил вернуть его в свою часть. Немолодой седой генерал пристально посмотрел на лейтенанта и грустно покачал головой: «Ну и дурак!». Вернувшись в Ленинград, Борис Шелищ продолжил контролировать техническую часть службы аэростатных заграждений.

Авторское свидетельство

Летом 1943 года Борис Исаакович чудом ухитрился оформить авторское свидетельство № 64209 на свое изобретение. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247(322526) в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943-1944 годах».

После Победы аэростаты заграждения быстро расформировали: не стало «бросового» водорода, который служил топливом для двигателя. Но еще долгие годы списанные двигатели, которые во время войны питались водородом, работали в колхозах и совхозах.

Опровержение в газету «Правда»

В передовой статье газеты «Правда», вышедшей 3 августа 1974 года «Топливо будущего — водород» ее автор академик В. Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии — водород. В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива». Неожиданно после публикации статьи в редакцию пришло опровержение от группы ветеранов ПВО Ленинградского фронта. В ней они сообщали, что водород в качестве автомобильного топлива был применен еще в 1941 году в блокадном Ленинграде. Причем не в качестве эксперимента, а массово, как единственное топливо к двигателям внутреннего сгорания. А придумал и внедрил это техник-лейтенант 3-го полка аэростатных заграждений ПВО Ленинградского фронта Шелищ Борис Исаакович.

Жизнь изобретателя

Родился талантливый мальчик 28 сентября 1908 года в Киеве в еврейской семье ремесленников среднего достатка. Отец Бориса был ткачом. Когда мальчику исполнилось 15 лет, отец умер. Чтобы помочь матери, мальчик взялся за ремесло, кормившее семью. В 20 лет тяготевший к механике молодой человек уехал в Ленинград и поступил на работу в типографию рабочим, но вскоре был призван на срочную службу в Красную Армию. Демобилизовавшись в 1932 году, не имеющий специального образования Борис только благодаря своим способностям прошел путь от рядового техника автопарка до главного механика фабрики «Лентрикотаж». Свое первое авторское свидетельство на «Устройство для регулирования подачи топлива к карбюратору двигателя на моторных повозках» Борис Исаакович получил в 1935 году. После войны Шелищ вернулся на должность главного механика родного предприятия. В 1945 году у него родился сын Петр. Позже Борис Исаакович работал на автотранспортных предприятиях города. Высшее образование Шелищ получил только в конце 50-х на факультете экономики Университета марксизма-ленинизма. К своему водородному изобретению в то время он не возвращался. Идея использовать водород как топливо появилось только в 60-годы в связи с мировым энергетическим кризисом. Итогом этих научных работ и стала статья в газете «Правда». После поступившего опровержения приоритет Б.И.Шелища подтвердила Комиссия по водородной энергетике Академии наук СССР.

В конце 70-х годов Бориса Исааковича неоднократно приглашали на различные научные мероприятия, где в своих выступлениях он подробно рассказывал о тех далеких героических днях. В сентябре 1979 года за полгода до своей смерти Шелищ сделал доклад «Водород вместо бензина» на секции Первой Всесоюзной школы молодых ученых в Донецке.

Скончался Борис Исаакович Шелищ 1 марта 1980 года. В Петербурге в поселке Хвойный (Воинская часть 17646 или 333 радиотехнический полк) есть музей ПВО. Здесь можно увидеть фотографию изобретателя, копию описания изобретения и тот самый гидрозатвор, сделанный из огненно-красного огнетушителя.

В 21 веке водородная энергетика получила новый толчок в развитии. В Российской Федерации этой проблематикой занимается Национальная ассоциация водородной энергетики. Символично, что ее возглавляет сын талантливого изобретателя Петр Борисович Шелищ.

Рисунок А.А. Резанова

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector